Консультативный материал для педагогов
«Развитие социализации детей дошкольного возраста в процессе лепки».
|
Детский художественный труд – это вид практической деятельности, в |
|
процессе которых формируются умения, позволяющие обрабатывать |
|
дошкольникам доступные материалы простейшими инструментами. |
|
Получение при этом технологических знаний о материалах, инструментах, |
|
изделиях, трудовом процессе расширяет кругозор, способствует |
|
разностороннему развитию детей. При выборе материалов для работы с |
|
детьми следует учитывать их гигиенические, эстетические особенности, а |
|
также требования к безопасности. Ребенок эмоционален, он постоянно ищет, |
|
пробует, исследует, и эта деятельность для него – творческая; путем проб и |
|
ошибок он достигает результата. А взрослый помогает ему двигаться в |
|
правильном направлении, чтобы и процесс труда, и результат радовали, |
|
развивали способности и психику ребенка. Манипулируя материалами, |
|
ребенок знакомится с их свойствами. Обнаружив однажды, что бумага, |
|
намоченная в воде, легко рвется, он попробует сделать это с другими |
|
материалами, например, с ткань. Случайное манипулирование без |
|
руководства взрослых угасает, поэтому детей нужно побуждать к |
|
исследованию, а не просто манипулировать. Расширяя набор материалов, |
|
имеющих разные свойства, включая их в разные виды деятельности, мы |
|
помогаем ребенку видеть цвет, размер, форму, структуру, фактуру и прочие |
|
свойства. Взрослые, руководящие процессом, ставит проблемные задачи, |
|
создает проблемные ситуации, такие условия при которых развивается |
|
интеллектуальная активность. Поиск вариантов решений часто приводит к |
|
получению нового, оригинального изделия. Это происходит благодаря |
|
целенаправленному исследованию свойств, их взаимосвязей, такой |
|
познавательной деятельности, которая стимулирует экспериментирует с |
|
материалами и становится важным элементом творческого процесса. Знания и |
|
умения, получаемые ребенком в процессе обучения, влияют на формирование |
|
замысла и качество результата труда. Очень важно научить ребенка не только |
|
видеть, но и всматриваться, выделять главное, существенное, характерное или |
новое, ранее не замеченное, а значит, неизвестное.
|
Уметь видеть – значить уметь рассказать об этом, чем больше ребенок видит, |
|
тем содержательнее и богаче рассказ, чем лучше ребенок узнает свойства |
|
обрабатываемого материала, тем лучше он сможет воспользоваться знанием в |
|
процессе конструирования и обработки деталей. Это значит, что результат |
|
деятельности будет отличать качество и красота, а в процессе работы будет |
|
меньше ошибок. Умение видеть развивать зрительную память которая |
|
способствует формированию замысла и его творческому исполнению. |
|
Народное декоративно-прикладное искусство — одно из средств |
|
эстетического воспитания — помогает формировать художественный вкус, |
|
учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. |
|
Народное искусство, национальное по содержанию, способно активно |
|
воздействовать на духовное развитие человека, на формирование |
патриотических и интернациональных чувств.
|
Творческая деятельность детей 5 - 6 лет значительно совершенствуется. |
|||||
|
Прежде всего более законченной становится форма вылепленных предметов, |
|||||
|
уточняются пропорции. У детей чаще, появляется желание дополнить свою |
|||||
|
лепку такими деталями, которые украсят поделку и сделают ее более |
|||||
|
выразительной. Связано это с тем, что дети еще более окрепли физически, |
|||||
|
развилась мелкая мускулатура рук, движения пальцев стали более точными, |
|||||
|
возросла и острота зрения. Декоративная лепка включает в себя изображение |
|||||
|
декоративных пластинок, посуду и лепку фигурок по типу народных сказок. |
|||||
|
Одновременно углубляются знания детей о народных промыслах. Лепка имеет |
|||||
|
большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. |
|||||
|
Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного |
|||||
|
мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного |
|||||
|
обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной |
|||||
|
деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, |
|||||
|
умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Лепка как |
|||||
|
деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей |
|||||
|
к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряд |
|||||
|
математических представлений. |
|
||||
|
Специфику лепки определяет материал. Тесто – это такой материал, |
|||||
|
который для детской руки более удобен – он мягкий и для ребенка |
|||||
|
представляет больший интерес, чем пластилин. Соленое тесто в последние |
|||||
|
годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из теста - |
|||||
|
древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что |
|||||
|
сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Тесто – |
|||||
|
материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него |
|||||
|
достаточно долговечны. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. |
|||||
|
Этому виду творчества придумали современное название - “Тестопластика”. |
|||||
|
Еще одной специфической чертой тестопластике является тесная связь с |
|||||
|
игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым |
|||||
|
действиям с ней. |
|
||||
|
Лепка — это не просто забава для ребенка, но очень важное дело. Занятия |
|||||
|
лепкой открывают ребенку красоту, сложность и многообразие окружающего |
|||||
|
мира, вводя его в общение с этим миром, учат творить в нем. Они |
|||||
|
разносторонне развивают ребенка, дают ему радости и подготавливают к |
|||||
|
оптимистическому взрослению. |
|
||||
|
В лепке ребенок передает свои впечатления об окружающем мире, свои |
|||||
|
эмоции, переживания, впечатления, свое отношение к миру. Учится |
|||||
|
передавать выразительность изображаемых образов, овладевает способами |
|||||
|
творческих действий, которые в дальнейшем помогут ему самостоятельно |
|||||
|
организовать свою деятельность. |
|||||
|
Рассматривая свойства предмета (форму, строение, цвет, величину, |
|||||
|
расположение в пространстве), у детей развивает чувство цвета, формы, |
|||||
|
ритма, являющиеся компонентами эстетического чувства. |
|
||||
|
Эстетическое восприятие, прежде всего, следует направлять на предмет в |
|||||
|
целом - красоту цвета, стройность формы, пропорциональность частей и т. д. |
|||||
|
Затем обращаем внимание детей на отдельные свойства, которые необходимо |
|||||
|
будет передать в работе. Во время лепки у детей формируются такие |
|||||
|
личностные качества, как инициативность, пытливость, самостоятельность, |
|||||
|
целенаправленность, сосредоточенность. Проявляется произвольность |
|||||
|
поведения - способность действовать по собственной инициативе, |
|||||
|
сознательно подчинять свои действия правилу; ориентироваться на заданную |
|||||
|
систему требований; внимательно слушать говорящего и точно выполнять |
|||||
|
задания, предлагаемые в устной форме; самостоятельно выполнять требуемое |
|||||
|
задание по заданному образцу; доводить дело до конца. Детская лепка имеет |
|||||
|
еще и общественную направленность (отражение явлений общественной |
|||||
|
жизни, посильное участие в общественной жизни). Ребенок изготавливает |
|||||
|
поделку не только для себя, но и для окружающих его людей. В процессе |
|||||
|
совместной деятельности дети могут готовить выставки своих поделок, |
|||||
|
совместно выполнять поручения типа «мастерим подарки для малышей», |
|||||
|
«кукольный театр своими руками», «сочиняем сказку». |
|
||||
|
Лепка ненавязчиво и интересно позволяет сформировать важные процессы, |
|||||
|
приобрести навыки. Все это происходит в психологически комфортной для |
|||||
|
воспитанника обстановке, не требующей сознательного контроля, |
|||||
специальных волевых усилий.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.