"Развитие социализации детей дошкольного возраста в процессе лепки"
Оценка 4.8

"Развитие социализации детей дошкольного возраста в процессе лепки"

Оценка 4.8
pdf
10.04.2023
"Развитие социализации детей дошкольного возраста в процессе лепки"
ekimchenko11032023.pdf

Консультативный материал для педагогов

«Развитие социализации детей дошкольного возраста в процессе лепки».

      Детский художественный труд – это вид практической деятельности, в

процессе    которых    формируются    умения,    позволяющие   обрабатывать

дошкольникам     доступные     материалы     простейшими     инструментами.

Получение при этом технологических знаний о материалах, инструментах,

изделиях,     трудовом     процессе      расширяет     кругозор,     способствует

разностороннему развитию детей. При выборе материалов для работы с

детьми следует учитывать их гигиенические, эстетические особенности, а

также требования к безопасности. Ребенок эмоционален, он постоянно ищет,

пробует, исследует, и эта деятельность для него – творческая; путем проб и

ошибок он достигает результата. А взрослый помогает ему двигаться в

правильном направлении, чтобы и процесс труда, и результат радовали,

развивали способности и психику ребенка. Манипулируя материалами,

ребенок знакомится с их свойствами. Обнаружив однажды, что бумага,

намоченная в воде, легко рвется, он попробует сделать это с другими

материалами,    например,    с    ткань.    Случайное    манипулирование    без

руководства    взрослых    угасает,    поэтому    детей    нужно    побуждать    к

исследованию, а не просто манипулировать. Расширяя набор материалов,

имеющих разные свойства, включая их в разные виды деятельности, мы

помогаем ребенку видеть цвет, размер, форму, структуру, фактуру и прочие

свойства. Взрослые, руководящие процессом, ставит проблемные задачи,

создает проблемные ситуации, такие условия при которых развивается

интеллектуальная активность. Поиск вариантов решений часто приводит к

получению нового, оригинального изделия. Это происходит благодаря

целенаправленному    исследованию    свойств,    их    взаимосвязей,     такой

познавательной деятельности, которая стимулирует экспериментирует с

материалами и становится важным элементом творческого процесса. Знания и

умения, получаемые ребенком в процессе обучения, влияют на формирование

замысла и качество результата труда. Очень важно научить ребенка не только

видеть, но и всматриваться, выделять главное, существенное, характерное или

новое, ранее не замеченное, а значит, неизвестное. 

Уметь видеть – значить уметь рассказать об этом, чем больше ребенок видит,

тем содержательнее и богаче рассказ, чем лучше ребенок узнает свойства

обрабатываемого материала, тем лучше он сможет воспользоваться знанием в

процессе конструирования и обработки деталей. Это значит, что результат

деятельности будет отличать качество и красота, а в процессе работы будет

меньше ошибок. Умение видеть развивать зрительную память которая

способствует формированию замысла и его творческому исполнению.

Народное    декоративно-прикладное     искусство     —    одно    из    средств

эстетического воспитания — помогает формировать художественный вкус,

учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве.

Народное искусство, национальное по содержанию, способно активно

воздействовать    на    духовное    развитие    человека,    на    формирование

патриотических и интернациональных чувств. 

Творческая деятельность детей 5 - 6 лет значительно совершенствуется.

Прежде всего более законченной становится форма вылепленных предметов,

уточняются пропорции. У детей чаще, появляется желание дополнить свою

лепку такими деталями, которые украсят поделку и сделают ее более

выразительной. Связано это с тем, что дети еще более окрепли физически,

развилась мелкая мускулатура рук, движения пальцев стали более точными,

возросла и острота зрения. Декоративная лепка включает в себя изображение

декоративных пластинок, посуду и лепку фигурок по типу народных сказок.

Одновременно углубляются знания детей о народных промыслах. Лепка имеет

большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного

мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного

обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной

деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного,

умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Лепка как

деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей

к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряд

математических представлений.

 

Специфику лепки определяет материал. Тесто – это такой материал,

который для детской руки более удобен – он мягкий и для ребенка

представляет больший интерес, чем пластилин. Соленое тесто в последние

годы стало очень популярным материалом для лепки.  Поделки из теста -

древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что

сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Тесто –

материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него

достаточно долговечны. Работа с ним доставляет удовольствие и радость.

Этому виду творчества придумали современное название - “Тестопластика”.

Еще одной специфической чертой тестопластике является тесная связь с

игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым

действиям с ней.

 

Лепка — это не просто забава для ребенка, но очень важное дело. Занятия

лепкой открывают ребенку красоту, сложность и многообразие окружающего

мира, вводя его в общение с этим миром, учат творить в нем. Они

разносторонне развивают ребенка, дают ему радости и подготавливают к

оптимистическому взрослению.

 

В лепке ребенок передает свои впечатления об окружающем мире, свои

эмоции, переживания, впечатления, свое отношение к миру. Учится

передавать выразительность изображаемых образов, овладевает способами

творческих действий, которые в дальнейшем помогут ему самостоятельно

организовать                         свою                                                 деятельность.

Рассматривая    свойства    предмета    (форму,    строение,    цвет,    величину,

расположение в пространстве), у детей развивает чувство цвета, формы,

ритма, являющиеся компонентами эстетического чувства.

 

Эстетическое восприятие, прежде всего, следует направлять на предмет в

целом - красоту цвета, стройность формы, пропорциональность частей и т. д.

Затем обращаем внимание детей на отдельные свойства, которые необходимо

будет передать в работе. Во время лепки у детей формируются такие

личностные качества, как инициативность, пытливость, самостоятельность,

целенаправленность,            сосредоточенность. Проявляется произвольность

поведения -     способность     действовать     по     собственной     инициативе,

сознательно подчинять свои действия правилу; ориентироваться на заданную

систему требований; внимательно слушать говорящего и точно выполнять

задания, предлагаемые в устной форме; самостоятельно выполнять требуемое

задание по заданному образцу; доводить дело до конца. Детская лепка имеет

еще и общественную направленность (отражение явлений общественной

жизни, посильное участие в общественной жизни). Ребенок изготавливает

поделку не только для себя, но и для окружающих его людей. В процессе

совместной деятельности дети могут готовить выставки своих поделок,

совместно выполнять поручения типа «мастерим подарки для малышей»,

«кукольный театр своими руками», «сочиняем сказку».

 

Лепка ненавязчиво и интересно позволяет сформировать важные процессы,

приобрести навыки. Все это происходит в психологически комфортной для

воспитанника     обстановке,     не     требующей     сознательного    контроля,

специальных волевых усилий.

Консультативный материал для педагогов «Развитие социализации детей дошкольного возраста в процессе лепки»

Консультативный материал для педагогов «Развитие социализации детей дошкольного возраста в процессе лепки»

Поиск вариантов решений часто приводит к получению нового, оригинального изделия

Поиск вариантов решений часто приводит к получению нового, оригинального изделия

У детей чаще, появляется желание дополнить свою лепку такими деталями, которые украсят поделку и сделают ее более выразительной

У детей чаще, появляется желание дополнить свою лепку такими деталями, которые украсят поделку и сделают ее более выразительной

Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней

Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней

Ребенок изготавливает поделку не только для себя, но и для окружающих его людей

Ребенок изготавливает поделку не только для себя, но и для окружающих его людей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2023