Консультативный материал для педагогов
«Развитие социализации детей дошкольного возраста в процессе лепки».
Детский художественный труд – это вид практической деятельности, в |
процессе которых формируются умения, позволяющие обрабатывать |
дошкольникам доступные материалы простейшими инструментами. |
Получение при этом технологических знаний о материалах, инструментах, |
изделиях, трудовом процессе расширяет кругозор, способствует |
разностороннему развитию детей. При выборе материалов для работы с |
детьми следует учитывать их гигиенические, эстетические особенности, а |
также требования к безопасности. Ребенок эмоционален, он постоянно ищет, |
пробует, исследует, и эта деятельность для него – творческая; путем проб и |
ошибок он достигает результата. А взрослый помогает ему двигаться в |
правильном направлении, чтобы и процесс труда, и результат радовали, |
развивали способности и психику ребенка. Манипулируя материалами, |
ребенок знакомится с их свойствами. Обнаружив однажды, что бумага, |
намоченная в воде, легко рвется, он попробует сделать это с другими |
материалами, например, с ткань. Случайное манипулирование без |
руководства взрослых угасает, поэтому детей нужно побуждать к |
исследованию, а не просто манипулировать. Расширяя набор материалов, |
имеющих разные свойства, включая их в разные виды деятельности, мы |
помогаем ребенку видеть цвет, размер, форму, структуру, фактуру и прочие |
свойства. Взрослые, руководящие процессом, ставит проблемные задачи, |
создает проблемные ситуации, такие условия при которых развивается |
интеллектуальная активность. Поиск вариантов решений часто приводит к |
получению нового, оригинального изделия. Это происходит благодаря |
целенаправленному исследованию свойств, их взаимосвязей, такой |
познавательной деятельности, которая стимулирует экспериментирует с |
материалами и становится важным элементом творческого процесса. Знания и |
умения, получаемые ребенком в процессе обучения, влияют на формирование |
замысла и качество результата труда. Очень важно научить ребенка не только |
видеть, но и всматриваться, выделять главное, существенное, характерное или |
новое, ранее не замеченное, а значит, неизвестное.
Уметь видеть – значить уметь рассказать об этом, чем больше ребенок видит, |
тем содержательнее и богаче рассказ, чем лучше ребенок узнает свойства |
обрабатываемого материала, тем лучше он сможет воспользоваться знанием в |
процессе конструирования и обработки деталей. Это значит, что результат |
деятельности будет отличать качество и красота, а в процессе работы будет |
меньше ошибок. Умение видеть развивать зрительную память которая |
способствует формированию замысла и его творческому исполнению. |
Народное декоративно-прикладное искусство — одно из средств |
эстетического воспитания — помогает формировать художественный вкус, |
учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. |
Народное искусство, национальное по содержанию, способно активно |
воздействовать на духовное развитие человека, на формирование |
патриотических и интернациональных чувств.
Творческая деятельность детей 5 - 6 лет значительно совершенствуется. |
|||||
Прежде всего более законченной становится форма вылепленных предметов, |
|||||
уточняются пропорции. У детей чаще, появляется желание дополнить свою |
|||||
лепку такими деталями, которые украсят поделку и сделают ее более |
|||||
выразительной. Связано это с тем, что дети еще более окрепли физически, |
|||||
развилась мелкая мускулатура рук, движения пальцев стали более точными, |
|||||
возросла и острота зрения. Декоративная лепка включает в себя изображение |
|||||
декоративных пластинок, посуду и лепку фигурок по типу народных сказок. |
|||||
Одновременно углубляются знания детей о народных промыслах. Лепка имеет |
|||||
большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. |
|||||
Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного |
|||||
мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного |
|||||
обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной |
|||||
деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, |
|||||
умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Лепка как |
|||||
деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей |
|||||
к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряд |
|||||
математических представлений. |
|
||||
Специфику лепки определяет материал. Тесто – это такой материал, |
|||||
который для детской руки более удобен – он мягкий и для ребенка |
|||||
представляет больший интерес, чем пластилин. Соленое тесто в последние |
|||||
годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из теста - |
|||||
древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что |
|||||
сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Тесто – |
|||||
материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него |
|||||
достаточно долговечны. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. |
|||||
Этому виду творчества придумали современное название - “Тестопластика”. |
|||||
Еще одной специфической чертой тестопластике является тесная связь с |
|||||
игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым |
|||||
действиям с ней. |
|
||||
Лепка — это не просто забава для ребенка, но очень важное дело. Занятия |
|||||
лепкой открывают ребенку красоту, сложность и многообразие окружающего |
|||||
мира, вводя его в общение с этим миром, учат творить в нем. Они |
|||||
разносторонне развивают ребенка, дают ему радости и подготавливают к |
|||||
оптимистическому взрослению. |
|
||||
В лепке ребенок передает свои впечатления об окружающем мире, свои |
|||||
эмоции, переживания, впечатления, свое отношение к миру. Учится |
|||||
передавать выразительность изображаемых образов, овладевает способами |
|||||
творческих действий, которые в дальнейшем помогут ему самостоятельно |
|||||
организовать свою деятельность. |
|||||
Рассматривая свойства предмета (форму, строение, цвет, величину, |
|||||
расположение в пространстве), у детей развивает чувство цвета, формы, |
|||||
ритма, являющиеся компонентами эстетического чувства. |
|
||||
Эстетическое восприятие, прежде всего, следует направлять на предмет в |
|||||
целом - красоту цвета, стройность формы, пропорциональность частей и т. д. |
|||||
Затем обращаем внимание детей на отдельные свойства, которые необходимо |
|||||
будет передать в работе. Во время лепки у детей формируются такие |
|||||
личностные качества, как инициативность, пытливость, самостоятельность, |
|||||
целенаправленность, сосредоточенность. Проявляется произвольность |
|||||
поведения - способность действовать по собственной инициативе, |
|||||
сознательно подчинять свои действия правилу; ориентироваться на заданную |
|||||
систему требований; внимательно слушать говорящего и точно выполнять |
|||||
задания, предлагаемые в устной форме; самостоятельно выполнять требуемое |
|||||
задание по заданному образцу; доводить дело до конца. Детская лепка имеет |
|||||
еще и общественную направленность (отражение явлений общественной |
|||||
жизни, посильное участие в общественной жизни). Ребенок изготавливает |
|||||
поделку не только для себя, но и для окружающих его людей. В процессе |
|||||
совместной деятельности дети могут готовить выставки своих поделок, |
|||||
совместно выполнять поручения типа «мастерим подарки для малышей», |
|||||
«кукольный театр своими руками», «сочиняем сказку». |
|
||||
Лепка ненавязчиво и интересно позволяет сформировать важные процессы, |
|||||
приобрести навыки. Все это происходит в психологически комфортной для |
|||||
воспитанника обстановке, не требующей сознательного контроля, |
|||||
специальных волевых усилий.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.