Развитие социально - эмоционального интеллекта
детей дошкольного возраста
В современном обществе заботясь о физическом и познавательном развитии ребенка, взрослые зачастую забывают о важности его социально-эмоционального развития, которое напрямую связано с психологическим и социальным благополучием ребенка. Дошкольное детство является сензитивным т. е., наиболее чувствительным периодом формирования эмоциональной и социальной сферы, именно поэтому, формирование социально – эмоционального интеллекта нужно начинать с детского сада.
Одной из приоритетных задач ФГОС ДО является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, их социально-эмоционального благополучия. Важность развития социального и эмоционально интеллекта, а также эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками описана в разделе ОО «Социально – коммуникативное развитие».
В дошкольном возрасте происходит становления всех психических функций, личностных образований и качественных изменений в развитии психологических процессов. Это один из ключевых периодов развития ребенка в социально-эмоциональном развитии личности.
Формирование социально – эмоционального интеллекта является одним из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. В настоящее время в дошкольные учреждения приходит большое количество детей с такими особенностями в эмоциональном развитии, как трудности в установлении коммуникативных контактов, неустойчивость эмоционально – волевой сферы, проявление эмоциональных расстройств. Все это выражается в недостаточной степени сформированности у детей умения управлять своими эмоциями, реагировать на разное эмоциональное состояние других людей, а также в неумении взаимодействовать в ситуации эмоционального состояния с другими членами коллектива.
Таким образом, вопрос развития социально – эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста на сегодняшний день является приоритетным и актуальным.
Впервые термин «социальный интеллект» упоминается в работе Э. Л. Торндайка в 1920 году. Проблемой развития социального интеллекта занимались такие ученые как Э. Торндайк, Г. Оллпорт, Н. Кэнтор, Дж. Гилфорд и М. Салливен, представители отечественной психологии: М. И. Бобнева, Геранюшкина Г. П., О. Б. Чеснокова, Е. В. Субботский, и т.д., но такой аспект как развитие социального интеллекта у детей до сих пор недостаточно освещен.
Социальный интеллект дошкольника – это процесс усваивания ценностей, традиций и культуры общества, в котором ребенку предстоит жить, это способность понимать мотивы поступков других людей, выделять существенные характеристики ситуации взаимодействия. Всем известно, что успешная адаптация в социуме ведет к снижению невротизации личности и к росту личностных достижений.
Понятие «эмоциональный интеллект» - это умение человека распознавать чувства и эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, умение вызвать нужные нам эмоции созидания; способность управлять как своими, так и эмоциями других людей в целях решения практических задач.
Впервые термин «эмоциональный интеллект» был употреблен в 1990 году Дж. Мейером и П.Саловеем. Сегодня проблемой изучения эмоционального интеллекта занимаются специалисты по всему миру: К. Изард, К. Кеннон, Л. Моррис, Э. Ориоли, Д. Карузо, Д. Голман и другие. Исследователи установили, что успешность человека в личной и социальной жизни на 80 % зависит от эмоционального интеллекта и лишь на 20% от умственного развития.
Эмоциональный интеллект детей дошкольного возраста - это основа развития адаптации и социализации ребенка в детском коллективе и в обществе в целом.
Если обобщить эти два понятия вместе то мы получаем следующее: Социально-эмоциональный интеллект — это способность разбираться в социальном и эмоциональном мире человеческой жизни: понимать свои и чужие эмоции, разбираться в эмоциональной подоплеке взаимоотношений, применять свою эмоциональную и поведенческую гибкость при решении возникших задач и ситуаций.
Модель развития социально-эмоционального интеллекта предполагает последовательное и параллельное развитие четырех основных функций:
1. самосознание - самовосприятие (образ "Я", понимание "психологического устройства" себя);
2. самоконтроль - управление собой (способность совладать со своими чувствами, желаниями);
3. социальная чуткость-восприимчивость (умение устанавливать контакты с разными людьми);
4. управление отношениями (способность к сотрудничеству, умение поддерживать, развивать, укреплять контакты).
1 и 2 функции образуют внутриличностную компетентность, которая формируется за счет навыков самовосприятия и управления собой, они концентрируются преимущественно на своей личности, а не на взаимодействиях с другими людьми.
3 и 4 функции образуют межличностную (социальную) компетентность, которая представляет собой способность сохранять восприимчивость своих эмоций и управлять деталями и общими тенденциями своего поведения.
Целевой ориентир развития социально-эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста определяет следующие характеристики: «ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям, самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, способен договариваться, учитывать интересы других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты».
Поэтому перед педагогами дошкольного образования стоит цель:
Из данной цели вытекают следующие основные задачи:
Развитие социально-эмоционального интеллекта детей реализуется через специально организованные формы работы с детьми. Очень важно создать в группе соответствующие условия для развития социально-эмоционального интеллекта детей, организовать предметно-пространственную среду. С этой целью можно создать в группе некоторые объекты предметно – развивающей среды для психоэмоциональной разгрузки и социализации детей.
Это может быть уголок уединения, где у ребенка есть возможность «спрятаться» от внешнего мира, скрыть свои эмоции от других. Снять напряжение может помочь «подушка-подружка» или большая мягкая игрушка, с которой ребенок может пообниматься. А выплеснуть накопившуюся энергию помогают «подушка-побитушка» и «коврик злости».
Немаловажный атрибут зоны эмоциональной разгрузки - это «Островок примирения», целью которого является научить детей разнообразным способам примирения после ссоры – «Скамейка – мирилка», «Футболка дружбы» и «Кубик – рукопожатия». Поссорившиеся дети могут самостоятельно использовать их для примирения, зачитывая разученные стихи-мирилки.
И конечно же необходимо обновлять и пополнять дидактические игры, атрибуты для сюжетно-ролевых и театрализованных игр, направленных на развитие социально-эмоционального интеллекта дошкольников.
Не стоит забывать, что игра - ведущая деятельность дошкольника, и она является основным методом формирования социально-эмоционального интеллекта. Посредством различных видов игр и игровых упражнений дети получают знания, учатся понимать и интерпретировать свои и чужие эмоции.
Развитию социального интеллекта способствуют любые сюжетно-ролевые игры, так как в них всегда отражаются те или иные социальные взаимоотношения (родственные, социально-ролевые). Театрализованные игры являются неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка. Участие в театрализованных играх заставляет ребёнка сопереживать персонажам и событиям. Следовательно, театрализованные игры являются важнейшим средством развития социально-эмоционального интеллекта детей. В настоящее время существует огромное количество дидактических игр, направленные на развитие социально-эмоционального интеллекта детей, которые помогают детям разобраться в социальном и эмоциональном мире человеческой жизни.
Содержание работы в развитии компонентов социально-эмоционального интеллекта, помимо игровых методов, могут содержать следующие формы и методы:
«Рефлексивный круг».
Начиная со второго полугодия в средней группе необходимо создавать условия для формирования социально-эмоционального интеллекта у детей. С этой целью проводятся беседы с применением педагогической технологии «рефлексивный круг», которая является одним из эффективнейших средств в развитии социальных чувств и эмоционального мира ребенка. Дети учатся описывать свои чувства, переживания, мысли, анализировать и осознавать те качественные изменения, которые произошли с ними за последнее время, понимать эмоциональное состояние других людей.
Сказкотерапия — это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент развития социально-эмоционального интеллекта, через сказку.
Психологи и педагоги, практикующие сказкотерапию, предлагают различные варианты использования сказок в качестве средства формирования эмоционального и социального интеллекта у дошкольников: применение специально созданных психотерапевтических сказок, сочинение персональных сказок, чтение и пересказ народных и авторских сказок. На занятиях ребенок не только прослушивает сказку, но и проигрывает различные способы поведения.
Психогимнастика – полезный инструмент в развитии эмоционального интеллекта ребенка. Она помогает преодолеть детскую неуверенность, страх и агрессию. Это активные мимические, жестикуляционные и пантомимические проявления эмоций. Программа психогимнастики разделена на 4 блока:
1 блок «Я в мире эмоций» направлен на знакомство старших дошкольников со своими чувствами, эмоциями и переживаниями.
2 блок «Я в мире других» направлен на формирование позитивного отношения к сверстникам, закрепление умения эмоционально воспринимать и понимать окружающих, а также выражать собственные чувства.
3 блок «Работа в команде» направлен на формирование у старших дошкольников навыков активного взаимодействия в паре, группе, внимательного отношения к людям и друг к другу.
4 блок «Я контролирую свои эмоции» направлен на обучение детей адекватному выражению эмоциональных реакций (гнева, агрессии, обиды, страхов, тревожности и т.п.), формирование навыков социально-приемлемого поведения.
Изотерапия — это эффективный и действенный метод, который помогает ребенку справиться с негативными эмоциями, снять нервно-психическое напряжение, создает положительный эмоциональный настрой у детей, облегчает процесс коммуникации со сверстниками, укрепляет культурную идентичность ребенка, развивает чувство внутреннего контроля, способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта и социализации ребенка. Использование изотерапии эффективно работает со снижением уровня тревожности, страха, агрессии у детей, помогает обрести уверенность в своих силах, получить положительные эмоциональные переживания, обучиться конструктивным навыкам общения и эффективным моделям поведения.
Таким образом, подводя итоги, стоит отметить, что формирование социально – эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте является очень значимым, так как социально – эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста – это залог его личного благополучия и успеха, и работать над ним нужно с раннего детства. Именно поэтому сегодня перед нами, педагогами и родителями, стоит сложная задача воспитать не только здорового и образованного ребенка, но еще и социально-эмоционально развитого, то есть счастливого и потенциально успешного в будущем. Работа по развитию в этом направлении должна проводится не только в режимные моменты, но в образовательной деятельности, систематически и целенаправленно.
Список используемой литературы
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.