Некипелова Лариса Иннокентьевна,
учитель английского языка МБОУ Мало-Куналейская СОШ
Развитие социальной компетенции одаренных детей при обучении иностранному языку
Одной из приоритетных задач современного общества специалисты всё чаще называют задачу по выявлению одаренных детей, созданию условий для развития и реализации их потенциальных возможностей в социально ценной деятельности.
В связи с этим, в 1997 году в рамках президентской программы «Дети России» была разработана Федеральная целевая программа «Одаренные дети». Тогда же была разработана рабочая концепция одаренности, в которой определялись понятия «одаренность» и «одаренные ребенок», виды одаренности, особенности личности одаренного ребенка, цели, принципы, методы, примерное содержание образования одаренных детей. Целью данной концепции было обобщение результатов исследований и опыта работы с одаренными детьми, что позволило бы разрабатывать методы выявления одаренности и осуществить выбор методов и технологий развития и обучения одаренных детей.
В 2001 году Правительство Российской Федерации утвердило Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 года, где указывается, что важной задачей в условиях новых социальных требований к системе российского образования является «формирование профессиональной элиты, выявление и поддержка наиболее одаренных, талантливых детей и молодежи».
Как бы в подтверждение общественной значимости и актуальности данного аспекта образовательной деятельности пишется, что «Забота об одаренных детях сегодня – забота о развитии науки, культуры и социальной жизни общества завтра. Важная задача взрослых разглядеть и раскрыть едва проявивший себя росток одаренности, не дать потускнеть, помочь ребенку освоить свой дар, сделать его достоянием своей индивидуальности, проявить заботу об одаренных детях, т.к. именно их интеллектуальные и творческие достижения имеют не просто личностный, а социальный смысл».
Основной проблемой одаренных детей ученые называют проблему реализации их способностей в личностно и социально значимых областях деятельности. Иными словами, одаренные дети, став взрослыми, нечасто оправдывают возлагаемые на них надежды, и лишь очень немногие из этих детей впоследствии реализуют себя в соответствии со своими особыми способностями. Таким образом, задача учебных учреждений, учителей, педагогов заключается в том, чтобы в максимальном объеме обеспечить образовательные потребности одаренных детей, превратить их способности в достижения и помочь реализоваться в жизни через социализацию и самоактуализацию.
Что касается педагогической деятельности учителей иностранного языка, то они могут оказать существенную помощь в решении основных задач по работе с одаренными детьми, создавая условия для их развития и социализации средствами своего предмета. Роль иностранного языка, наряду с русским языком, историей, правом, экономикой, как дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся, особо подчеркивается в Концепции модернизации образования российского образования.
Можно выделить несколько причин, касающихся проблемы реализации способностей одаренных детей. Можно выделить некоторые из них:
· склонность одаренных детей избегать, а не решать проблемы, сталкиваясь с ними в социальной сфере. Это обусловлено отсутствием навыков в преодолении трудностей в познавательной сфере;
· настрой одаренного ребенка на «поглощение» знаний, что значительно затрудняет поиск нестандартных и оригинальных решений;
· трудности общения со сверстниками, а иногда и со взрослыми людьми. У многих одаренных детей заметно «отсутствие социальной рефлексии в реальных условиях школьного и общего социума».
Анализ перечисленных причин указывает на их преимущественно социальный характер. Это и наталкивает на мысль о том, что одаренные дети, в силу личностных особенностей, с трудом реализуют свои способности и адаптируются к социальной среде из-за недостаточного уровня развития социальной компетенции. Поскольку социальная компетенция является элементом коммуникативной компетенции в составе социокультурной, мы предполагаем, что при изучении иностранного языка одаренные дети приобретут и разовьют необходимые социальные навыки и умения, используя иностранный язык как средство общения и взаимодействия.
Таким образом, учитывая социальный заказ на обучение одаренных детей иностранному языку с учетом смещения акцентов в сторону социальной компетенции, перед нами ставится цель:
- развить способности учащихся, используя иностранный язык как инструмент познания, приобщения и адаптации к новому социальному опыту, как средство эффективного решения коммуникативных задач в сферах личных, профессиональных и социальных интересов.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
Конкретизация цели обучения неизбежно ведет к некоторой детализации содержания обучения. Содержание должно быть таким, чтобы в максимальном объеме обеспечить образовательные потребности детей и развить, а в некоторых случаях и сформировать социальную компетенцию.
При разработке содержания обучения одаренных детей следует обратить внимание не только на его количественные (объем, время изучения материала), но и на качественные характеристики. Важно включить в содержание обучения одаренных детей программы и специальные занятия, на которых они могли бы обсуждать социальные и межличностные проблемы. Одной из качественных характеристик содержания обучения иностранному языку одаренных детей будет выделение в нем содержания иноязычной социальной компетенции. В этом случае нужно руководствоваться следующими положениями:
· Иноязычную социальную компетенцию рассматривать в узком смысле, т.е. как компетенцию, обеспечивающую взаимодействие и общение с другими людьми.
· Социальная компетенция на иностранном языке формируется на основе имеющегося опыта общения на родном языке.
· Социальная компетенция, как и все ключевые компетенции, имеет возрастную динамику и специфику.
Содержание социальной компетенции определяется ситуациями (а не лексической темой) из сфер общения учащихся, в которых происходила социализация ребенка, освоение им правил и норм социального поведения, способов взаимодействия.
К сферам общения относим:
· сферу социально-бытового общения;
· сферу делового общения;
· сферу увлечений;
· сферу социально-культурного общения;
· сферу исследовательского и научно-познавательного общения.
При обучении одаренных детей организация общения в рамках сфер социального взаимодействия имеет особое значение для их социализации. Задача учителя, на наш взгляд, заключается в умелом выборе той формы работы, которая больше всего подойдет его одаренным ученикам, раскроет их способности, создаст ситуацию успеха и атмосферу радости общения. Сфера исследовательского и научно-познавательного общения представляется нам очень важной, особенно при работе с одаренными детьми.
Раннее углубление, фундаментализация и систематизация научных знаний всегда являлись отличительной особенностью российского образования. Сохранение этой особенности является одной из главных задач работы с одаренными детьми и позволит сохранить интеллектуальный и научный генофонд России.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.