Развитие социальной уверенности у детей с ОВЗ
Развитие социальной уверенности у дошкольников с ОВЗ представляется сегодня во время стрессов, депрессий одной из самых актуальных задач, так как в дошкольном возрасте формируется фундамент не только физического, но и психического здоровья. От того, как ребенок этого возраста пройдет социализацию, зависит вся его взрослая жизнь.
Понятие социальная уверенность интегрирует в себе такие понятия как доверие к себе, вера в себя, самоутверждение, социальные навыки, способность к творчеству. Социальная уверенность обеспечивает ребенку адекватное отношение к позитивным и негативным ситуациям, адекватное восприятие собственных успехов и неудач. Социальная уверенность – это осознанный способ гармоничного взаимодействия с самим собой, с людьми, окружающим миром.
Дошкольный возраст – это время активного познания окружающего мира, смыла человеческих отношений, осознания себя, своего «Я» в системе социального мира, развития познавательных способностей. На этом этапе формируется личность ребенка. Именно в этот период происходит овладение речью, осваиваются особые формы поведения, появляется способность к продуктивным видам деятельности, формируется мышление. Ребенок с задержкой в развитии на этом этапе остро нуждается в помощи педагогов. Дети с отклонениями в развитии имеют низкий уровень самосознания и произвольного поведения, нарушения в эмоциональной сфере.
Чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе – положительную «Я - концепцию». Чувство собственной значимости является очень важным для ребенка. Социально неуверенные дети склонны чуть ли не в каждом деле находить препятствие, реагируя на них неадекватным поведением. [ 2. С. 254].
Социально неуверенные дети – это дети, не умеющие гармонично взаимодействовать сами с собой, с социумом, с внешним миром. Чаще всего в педагогической и психологической литературе социальная неуверенность на уровне внешних поведенческих проявлений описывается как некоммуникабельность, застенчивость, тихость, аутичность, то есть как гипоактивность.
Основные признаки, характеризующие социальную неуверенность ребенка.
На вербальном уровне:
- речь очень тихая, невнятная, с длинными паузами, или, наоборот, громкая, сбивчивая, быстрая;
- рассказывают очень мало или вообще ничего (слова не вытянешь);
- зачастую не могут выразить словами свое эмоциональное состояние;
- вызывает затруднение просьба назвать себя по имени, назвать себя ласково.
На невербальном уровне:
- пониженная моторная активность, сидят тихо, стараются не привлекать внимание;
- часто плаксивы и апатичны;
- мимика лица или вялая, или выражает гамму противоречивых эмоций, часто смущенная улыбка;
- не могут устанавливать контакты взглядом, не смотрят на партнеров, отводят глаза.
На уровне социальных контактов:
- неприсоединение к группе играющих детей;
- нежелание расставаться с родителями или другими близкими взрослыми;
- неумение самоутверждаться – выдвинуть конкретные требования к окружающим, при необходимости сказать «нет».
Социально неуверенное поведение связанно с заниженной самооценкой, ожиданием неудач, повышенной зависимостью от оценки социума.
В качестве некоторых основных причин социальной неуверенности у детей можно выделить следующее:
- неблагополучная семейная обстановка;
- экономическое неблагополучие семьи;
- низкий уровень эмоционально – волевой сферы;
- повышенное внимание ребенку;
- негативное или излишне строгое, требовательное отношение взрослого к ребенку. [3. С. 421].
Для социализации дошкольника огромное значение имеет игра как самостоятельная детская деятельность, в которой отражается окружающая действительность, мир взрослых людей, детей, природы, общественной жизни. Игра в первую очередь воссоздает межличностные отношения между людьми, роль человека в социуме. Игра - универсальное средство профилактики и компенсации психоэмоциональных проблем неуверенного ребенка. [1. С. 352]. Наиболее эффективными являются следующие виды игр: игры - подражания, имитации, перевоплощения, инсценировки, этюды, сюжетные, ролевые, подвижные, игры с правилами. В особых игровых условиях дети моделируют отношения в наглядно – действенной форме, начинают лучше в них ориентироваться. В игре формируются реальные отношения сотрудничества между ребенком и его сверстниками: ребенок приобретает позитивный опыт совместных действий. Играя, ребенок поэтапно осваивает новые способы поведения в проблемных ситуациях, усваивает их. Позитивный процесс изменения ребенка в игре не происходит автоматически. Он возможен, если взрослый эмоционально сопереживает ребенку, выражает искреннею веру в его возможности, создает атмосферу взаимопонимания, любви.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.