Развитие связной речи младших школьников с ОВЗ.
Оценка 4.8

Развитие связной речи младших школьников с ОВЗ.

Оценка 4.8
doc
31.08.2024
Развитие связной речи младших школьников с ОВЗ.
Методические разработки Развитие связной речи младших школьников с ОВЗ..doc

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

 

 

Тема: Развитие связной речи младших школьников с ОВЗ.

 
Главная цель опыта: развитие связной монологической речи детей.

 

Задачи, решаемые в опыте:
  1. Создание серии авторских конспектов по обучению рассказыванию с опорой на картинки, модели, схемы;
  2. Подбор наиболее эффективных методов, приёмов, средств, способствующих создать интерес, мотивацию к речевой деятельности у воспитанников;
  3. Формирование умений и навыков по составлению рассказов с опорой на картинки, модели, схемы;
  4. Обогащение словаря и формирование грамматического строя речи детей в процессе работы обучения рассказыванию с опорой на иллюстрации, модели, схемы.

 

Информационные сведения об опыте.

 

Тема: "Развитие связной речи младших школьников с ОВЗ".

 

Настоящий опыт накапливался в течение трех лет.

По степени новизны опыт является поисково-изобретательским, т. к. при разработке авторских конспектов мною применяются новые сочетания известных методов и приёмов, по-новому рассматривается степень их воздействия на создание интереса к речевой деятельности в процессе специально организованного обучения, а также эффективного влияния на развитие речи в целом.

 

Широта содержания опыта.

Опыт связан с системой занятий по составлению рассказов с опорой на иллюстрации, модели и схемы, в ходе которых используются эффективные методы и приёмы, способствующие развитию связной, монологической речи детей, обогащению словаря, расширению кругозора.

 

Адресная направленность: педагогам начальной школы.

 

Перспективы и возможности использования опыта.

Опыт рассчитан на педагогов, работающих с детьми, имеющими трудности в активизации словаря, развитии связной речи.

При использовании опыта или дополнении опыта другими методами и приёмами необходимо соблюдать следующие правила:

  • Использовать на занятиях по обучению рассказыванию с опорой на иллюстрации, схемы и модели методы и приёмы, которые создают у детей интерес с самых первых минут занятия и обеспечивают его сохранение до окончания занятия;
  • Включать в занятия по данным видам рассказывания игры, задания, "тренировочные" упражнения на обогащение и развитие словаря, формирование грамматически правильной речи;
  • После прослушивания рассказов сверстников предлагать выбирать другим детям лучшие сочинения, аргументировать свой выбор;
  • Перед выполнением задания обязательно делать установку детям, чтобы они в своих рассказах использовали слова и выражения, которые они употребляли в ходе "тренировочных" упражнений. Поощрять детей, которые выполняют данное требование;
  • Использовать на занятиях знания о мотивационной сфере ребёнка данного школьного возраста. Создавать и стимулировать мотивацию деятельности. Всегда предлагать четкий план рассказа, если он необходим;
  • Для составления рассказов по серии сюжетных картинок предлагать детям яркие, красочные, достаточно крупные иллюстрации, модели и схемы понятного содержания без лишних деталей;
  • Вместо физкультминуток использовать обучающие игры, но придавать им подвижный характер;
  • Во избежание выполнения заданий по придумыванию рассказов одними и теми же способами, предлагать детям разные варианты, рекомендованные методикой;
  • По возможности завершать занятие игрой развивающего характера.

 

Теоретико-практические основы опыта.

 

Моделируя и отлаживая технологию работы по развитию связной речи младших школьников с ОВЗ через обучение рассказыванию с опорой на иллюстрации, схемы, модели на основе авторских конспектов занятий, я опиралась на следующие достижения педагогической науки и педагогического опыта:

  • Л.Н. Ефименкова «Коррекция устной и письменной речи учащихся предшкольных классов»;
  • Сохин "Развитие речи детей дошкольного возраста";
  • Е. И.Тихеева "Развитие речи детей";
  • О.Ушакова "Развитие речи детей";

 

Статьи журнала "Дошкольное воспитание":

  • В. Гербова "Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картинок", N 8, 1998 г.;
  • Т. Гризик "Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи", N 6, 2000 г;
  • О. Ушакова, Л. Щадрина "Развивайте речь дошкольника", N 2, 1997 г.;
  • В. Гербова "Занятия по развитию речи", N 12, 1999 г.;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технология использования авторских конспектов занятий  по развитию связной речи младших школьников через обучение рассказыванию с опорой на иллюстрации, схемы, модели.

Выделяют два вида моделирования – модель сериационного ряда (серия иллюстраций, расположенных в определенном порядке) и двигательная модель (педагог рассказывает – дети передвигают картинки в соответствии с рассказом).

Мы предлагаем серию примерных занятий по развитию речи с использованием иллюстраций, схем и моделей. В первых четырех конспектах показано, как можно использовать серию картинок и моделей при работе над художественным произведением – модель сериационного ряда, в последующих предложен вариант работы по обучению детей связной речи, составлению рассказов на занятиях  по ознакомлению с окружающим миром – двигательная модель. Также к двигательной модели можно отнести и предлагаемый конспект работы над сказкой «Три поросенка».

Занятия по данным видам рассказывания предлагается проводить один раз в месяц, чередуя, их друг с другом. Также подобные занятия с уже готовым демонстрационным и раздаточным материалом, приготовленным по образцу заранее, хорошо проводить в утренние часы, в индивидуальной и групповой работе, что эффективно влияет на развитие связной речи школьников. Данные разработки хороши еще и тем, что, проводя работу в данном направлении, можно менять иллюстрации и темы, сохраняя основную идею. Так, например, занятие по составлению описательных рассказов о диких животных, можно использовать при ознакомлении с домашними животными, птицами, насекомыми и т. д., между тем требуется только заменить картинки. Или, занятие  «Об изменениях в природе с наступлением холодов» – заменив схемы, мы можем закрепить знания дошкольников обо всех временах года, а, добавляя и убирая отдельные картинки, расширить их представления о сезонных изменениях в природе.  Педагог сам увидит, где можно использовать данные конспекты, в которых также хорошо прослеживается и межпредметная связь.

Остальные виды занятий по обучению связной речи (пересказ литературных произведений, сочинение творческих рассказов, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы) проводятся в соответствии с перспективным планированием.

Умения и навыки по составлению рассказов, полученные в процессе специально организованного обучения, закрепляются в совместной деятельности педагога с детьми, в индивидуальной работе, а также в ходе сотрудничества с родителями воспитанников.

Родителям предлагается одна из наиболее эффективных форм работы - заочное консультирование, куда помимо общих рекомендаций по развитию речи детей входит "Игротека" - подборка практических игр и упражнений на обогащение и развитие словаря в домашних условиях, а также записанные под диктовку детей рассказы по схемам, моделям и иллюстрациям, творческие рассказы ребят, которые позволяют родителям сравнить успехи собственного ребёнка с успехами сверстников, обговорить с педагогом  пути преодоления трудностей.

 

Актуальность.

 

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: учителям, узким специалистам, психологам.

Давно установлено, что к младшему школьному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование), а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.

Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. Но у меня особый интерес вызывают последние, т. к. их подготовка и проведение всегда были и остаются одними из самых трудных как для детей, так и для педагога.

Известно, что процесс развития речи у детей протекает под руководством взрослого.

Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активности ребёнка в условиях речевой деятельности. О. Н. Сомкова, одна из авторов программы "Детство", разработчик раздела "Развитие речи детей" пишет: «Исследования последних лет (М. В. Крулехт, Г. И. Вергелес, О. В. Солнцева и др.) свидетельствуют о том, что интенсивность развития ребёнка в деятельности (в данном случае речевой) прямо зависит от степени освоения им позиции субъекта этой деятельности». Чем активнее ребёнок, чем больше он вовлечён в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Педагогу важно побуждать детей к речевой деятельности, стимулировать речевую активность не только в процессе ежедневного общения, но и в процессе специально организованного обучения.

Необходимо вести целенаправленную систематическую работу по обучению рассказыванию с использованием на занятиях более эффективных, целесообразных, интересных, занимательных для детей методических методов, приёмов, средств, которые могут способствовать появлению интереса у воспитанников к данному виду речевой деятельности.

В этой связи перед нами встала задача способствовать развитию умения составлять рассказы с помощью иллюстраций, моделей и схем в процессе специально организованного обучения по соответствующей методике, а так же с применением приёмов, методов, средств, способных создать интерес к занятию с первых минут и удерживающих этот интерес на всём его протяжении.

Поэтому, мы считаем необходимым разработать серию авторских конспектов по обучению составления рассказов с использованием иллюстраций, моделей и схем, где будут соблюдены эти требования.

Работу в данном направлении можно будет проводить во всех видах деятельности, модели и схемы можно применять также и на других занятиях (ИЗО-деятельность, математика, конструирование и ручной труд, даже на физкультуре). Дети с большим желанием работают по моделям, схемам, иллюстрации являются помощниками при составлении описательных рассказов, а также придумывании различных сюжетов.

 

            Педагогическая технология опыта.

Общение с детьми, наблюдения за ними в повседневной жизни, изучение уровня освоения умений и навыков детей в процессе составления рассказов, изучение методических советов программы "Развитие" убедили нас в том, что необходимо создать серию авторских конспектов по данным видам рассказывания. Для этого следует отобрать более интересные методы и приёмы обучения, способных создать интерес к занятию с первых минут и удерживающих этот интерес на всём его протяжении.

В процессе работы целесообразно придерживаться основ методики развития связной речи.

 

Уровни освоения детьми речевых умений и навыков.

Система оценки предложена Иванищиной Ольгой Николаевной. (Воспитатель-методист детского сада  № 169 общеразвивающего вида Красноармейского района города Волгограда).

 

Умения, навыки по подбору слов близких и противоположных по значению при составлении рассказа.

Низкий - Словарный запас беден. Ребёнок испытывает большие затруднения в подборе слов-синонимов и слов-антонимов; подборе слов, обозначающих признаки и действия предметов.

Средний - Словарный запас ребёнка достаточно широк. С помощью наводящих вопросов без особых затруднений подбирает слова близкие и противоположные по значению, а также слова, обозначающие признаки и действия предметов.

Высокий - Ребёнок имеет богатый словарный запас. Легко подбирает слова близкие и противоположные по значению; подбирает к одному предмету несколько слов, обозначающие признаки или действия. Проявляет интерес к подобным заданиям.

 

Умения, навыки по употреблению в рассказах разных типов предложений.

Низкий - Ребёнок при составлении рассказов практически всегда пользуется простыми неполными предложениями. Допускает отдельные грамматические ошибки.

Средний - Построение разных видов предложений в процессе рассказывания у ребёнка не вызывает особых затруднений. Грамматические ошибки редки.

Высокий - В процессе выполнения задания рёбёнок использует разные виды предложений в соответствии с содержанием рассказов.

 

В результате применения данного опыта работы в практической деятельности с детьми с нарушениями речи  у детей отмечается сознательное отношение к рассматриванию иллюстраций к художественным произведениям, что отражается в речи, дети с помощью языковых средств стараются подробно рассказать о событиях, изображённых на картинах или картинках, увереннее подбирают и используют слова, характеризующие настроение, внутренние переживания, эмоциональные состояния героев. Практически отсутствуют логические ошибки при самостоятельном повествовании по серии сюжетных картинок, рассказывания с опорой на схемы и модели. Подавляющее большинство учащихся справляются с заданием: придумать рассказ о событиях, которые логически связаны между собой, предварительно разложив картинки в нужной последовательности. При этом употребляют в речи разные типы предложений в соответствии с содержанием своего высказывания.

Дети стали чувствительнее к многообразию слов, стали стараться подбирать наиболее точные слова или словосочетания для выражения своих мыслей.

В процессе работы по обучению детей составлять рассказы по картине и сюжетным картинкам удалось решить воспитательные задачи: почти все дети научились выслушивать рассказы сверстников, помогать им в случае затруднений, замечать речевые и логические ошибки и доброжелательно исправлять их. Приобретённые навыки по соблюдению установленных правил дети используют и в повседневной жизни - в общении между собой, при взаимодействии друг с другом в разных видах детской деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНСПЕКТЫ

 

1 ЗАНЯТИЕ.

 Составление творческого описательного рассказа с опорой на наглядность.

 

Тема: Собака Жучка и ее щенки.

Цель:

Учить детей составлять план рассказа и рассказывать по плану.

Учить составлять описание животного.

Расширять словарь детей, учить их пользоваться распространенными предложениями.

Развивать связную речь, воображение, память.

 

1 этап.

Перед детьми на стенд вывешиваются картинки с силуэтами. Первичный рассказ состоит из 3-4 простых предложений.

Например:

 

    

 

- Это собака Жучка. У Жучка есть щенки. Они живут в будке. (Иллюстрации выставляются постепенно).

повтор 2-3 ребенка - при дифференцированном подходе, педагог дает это задание детям, у которых речь развита слабее.

Вопросы:

- Про кого этот рассказ?

- Как зовут собаку?

- Кто есть у Жучки?

- Где живут Жучка и щенки?

- Почему рассказ назван «Жучка»?

 

2 этап.

Первую картинку закрывают другой – яркой, цветной.

 

 

 

Следующий рассказ повторяет первый, только первое предложение дополняют:

- Это собака Жучка. Она рыжая, с белыми пятнами. Ушки у Жучки остренькие, торчком, хвост пушистый. У Жучки есть щенки. Они живут в будке.

/повтор 2-3 ребенка/

Вопросы:

- Что нового вы узнали о Жучке?

-  Расскажите, какая была Жучка?

 

3 этап.

Вторую картинку закрывают цветной:

 

       

 

 

и второе предложение дополняют описанием.

- Это собака Жучка. Она рыжая, с белыми пятнами. Ушки у Жучки остренькие, торчком, хвост пушистый.  У Жучки есть щенки. Один щенок весь рыжий и пушистый, другой похож на маму, у него белые пятнышки. Они живут в будке.

Вопросы:

- Что нового вы узнали из рассказа?

- Расскажите, какие были щенята.

 

4 этап.

Последнюю картинку закрывают цветной.

 

       

 

 Получается полный рассказ с описанием.

- Это собака Жучка. Она рыжая, с белыми пятнами. Ушки у Жучки остренькие, торчком, хвост пушистый.  У Жучки есть щенки. Один щенок весь рыжий и пушистый, другой похож на маму, у него белые пятнышки. Все они живут в большой деревянной будке. Им тепло и уютно.

- Что нового вы узнали из рассказа?

- Сколько частей у рассказа?

- О ком говорится в первой части?

- О ком говорится во второй части?

- О чем говорится в третьей части?

Предложить детям дать название каждой части рассказа («Жучка», «Щенки», «Конура»).

 

5 этап.

Рассказ детей о собаке и щенках с опорой на наглядность.

Это задание могут сначала выполнить дети из сильной подгруппы, затем, по образцу, предложить рассказать ребенку слабее.

Предварительно дети слушают полный образец  педагога.

 

Для закрепления работы в данном направлении проводим аналогичное занятие, которое несколько усложнено последним этапом – творческое рассказывание по иллюстрации. Поэтому первый и второй этап будут упрощены.

 

 

 

 

 

 

2 ЗАНЯТИЕ

 

Тема: Кошка Мурка и котята.

Цель:

Учить детей составлять план рассказа и рассказывать по плану, составлять творческий рассказ-сказку по заданным параметрам.

Расширять словарь детей, учить их пользоваться распространенными предложениями.

Развивать связную речь, воображение, память.

 

1 этап.

Перед детьми на стенд вывешиваются картинки с силуэтами. Первичный рассказ состоит из 2-3 простых предложений.

Например:

 

           

 

Это кошка Мурка. У Мурки есть котята.

Вопросы:

- Про кого этот рассказ?

- Как зовут кошку?

- Кто есть у Мурки?

 

2 этап.

Первую картинку-силуэт закрывают яркой иллюстрацией:

 

   

 

Это кошка Мурка. У Мурки пушистая, мягкая шерстка серого цвета, на груди белая манишка. Ушки у Мурки острые, маленькие, глаза красивые, добрые. У Мурки есть котята

 

Вопросы:

- Что нового вы узнали о Мурке?

-  Расскажите, какая была Мурка?

-  Мы узнали что-нибудь про котят?

Повтор рассказа о кошке 2-3 ребенка.

3 этап.

Вторую картинку закрывают цветной:

 

   

 

Это кошка Мурка. У Мурки пушистая, мягкая шерстка серого цвета, на груди белая манишка. Ушки у Мурки острые, маленькие, глаза красивые, добрые. У Мурки есть котята. Один котенок рыжий, другой черный, они очень маленькие и смешные. Мурка учит котят умываться. Рыжий котенок любит играть с мячиком.

 

Вопросы:

- Что нового мы узнали из рассказа?

- Расскажите, какие были котята?

Возможн6ы варианты рассказа о котятах. Дети могут использовать примеры из личного опыта. Важно, что при повторном рассказе, дети делают акцент на описание котят.

 

3 этап.

Детям предлагают полную картинку с изображением кошки и котят, объединенных в сюжет:

педагог спрашивает:

- О чем мы расскажем сначала? Потом?

Теперь можно составить рассказ не только с описанием кошки и котят, но и придумать сюжет, событие, сказку, которые произошло или могло бы произойти с героями иллюстрации.

 

Данные конспекты можно использовать при подготовке детей к обучению рассказыванию по картине. Программой предусмотрены занятия с использованием картин «Собака со щенятами» и «Кошка с котятами».

 

 

3 ЗАНЯТИЕ

 

Тема: Рассказывание знакомых сказок с опорой на иллюстрации и картинки.

 

Цель:

Развивать связную монологическую, объяснительную речь детей;

формировать грамматический строй речи;

активизировать речь детей, учить самостоятельно вспоминать сюжет и рассказывать сказки с помощью иллюстраций.

 

Ход занятия:

 

педагог предлагает детям рассмотреть «живые картинки».

- Это картинки к сказке, которую вы хорошо знаете. Поэтому я предлагаю вам внимательно посмотреть и сказать, правильно ли расположены наши картинки.

(Например, сказка «Три поросенка»).

 

Перед началом занятия целесообразно провести дидактическое упражнение на развитие грамматического строя речи (словообразование) «Посмотри и расскажи»

педагог предлагает рассмотреть домики из разного материала.

Вопросы:

- Из чего сделан этот домик? (из соломы)

- Как мы можем его назвать? Какой это домик? (соломенный)

аналогично:

из дерева и досок – деревянный

из кирпичей – кирпичный

 

педагог располагает иллюстрации к сказке совершенно путая сочетание героев и расположение персонажей.

                                

 

Основные вопросы:

- Что случилось с волком и поросенком?

- Почему вы считаете, что волк не должен здесь находиться?

- Что бы могло случиться, если бы волк пришел к поросенку в гости?

- Где должен располагаться этот герой? Почему?

Далее педагог предлагает ребенку расставить картинки так, чтобы они соответствовали сюжету и пересказать данный отрывок.

                                                                        

 

 

- Почему волк находится так далеко от домика?

- Что произойдет, если волк подойдет близко? (поросенок спрячется в дом).

                                                                      

 

- Если ребенок сомневается, педагог помогает наводящими вопросами:

- Куда побежал поросенок, когда его домик совсем разлетелся?

- Какой поросенок совсем не боялся волка? Почему?

- Чем закончилась сказка?

составление характеристики героев с использованием базового словаря:

трудолюбивый, терпеливый, добрый, смелый;         все поросята смешные и

ленивый, обманщик, бездельник;                               веселые

хитрый, злой, лживый.

 

                  

 

В конце можно предложить рассказать всю сказку, используя передвижные картинки или обыграть сюжет, используя атрибуты одежды героев (маски, галстуки, музыкальные инструменты).

 

 

4 ЗАНЯТИЕ

 

Следующие занятие можно использовать как образец работы над художественным произведением, используемые приемы работы обогащают словарь и активизируют речь школьников.

 

 

 

Тема: Рассказ «Гадюка» по Н.Сладкову.

Цель:

развивать монологическую, объяснительную, связную речь детей;

учить устанавливать причинно-следственные связи, последовательно пересказывать художественное произведение;

обогащать речь дошкольников через подбор прилагательных и глаголов.

 

Ход занятия:

Перед тем, как начать работу над текстом, нужно объяснить детям, кто такой автор, чем он занимается, объяснить термин «охотник», провести небольшую беседу о змеях, пояснить, чем опасна гадюка.

 

педагог предлагает детям послушать рассказ, в процессе чтения на мольберт выставляются картинки:

Раз я пошел в лес. Со мной бежал Пушок. Вдруг в траве послышалось шуршание. Это была Гадюка. Гадюка – ядовитая змея. Пушок кинулся на гадюку и прогнал ее.

 

              

 

 

 

Вопросы к тексту:

- Где произошло событие? Куда пошел автор?

- Кто побежал вместе с ним?

- Что послышалось в траве?

- Кто это шуршал?

- Кто такая гадюка?

- Кто прогнал змею?

 

Работа над текстом:

- Получился бы рассказ, если бы автор не пошел в лес? Почему?

- Что могло случиться, если бы Пушок не побежал за хозяином?

- Получился бы интересный рассказ, если бы они не встретили гадюку? Почему?

 

Д/упр.

Подбор прилагательных к тексту:

- Лес – дремучий, густой, темный и т.д.

- Пушок – смелый, ловкий, храбрый и т.д.

- Трава – густая, зеленая, мягкая, пушистая и т.д.

- Гадюка – опасная, ядовитая, пестрая, и т.д. (объяснить детям, что змеи не злые и сами не нападают, пока не почувствуют опасность).

 

Д/упр.

Выделение в тексте слов-действий (глаголов):

- Что сделал охотник? (пошел)

- Что сделал Пушок?  (побежал)                    педагог показывает картинку,

                                                                           соответствующую вопросу.

- Что сделал змея? (шуршала)

- Что сделал Пушок? (кинулся и прогнал)

 

 

Теперь можно прочитать еще раз и предложить детям самим рассказать текст.

Как правило, после проведенной работы, короткий рассказ пересказывают дословно, длинный – близко к тексту, сохраняя авторские выражения.

 

 

 

 

 

 

 5 ЗАНЯТИЕ

 

 

Дидактическая игра «Разложи картинки»

 

Прогр. содержание:

Развивать зрительную память, логическое мышление, творческое  воображение;

Учить составлять небольшие творческие рассказы, с опорой на наглядность;

Воспитывать любознательность, интерес к занятиям, бережное отношение к природе.

 

Ход игры:

 

1.      Подготовка к восприятию:

педагог: Ребята! Я хочу показать вам интересные картинки. Только сначала, вы должны отгадать загадки. Вы называете отгадку,  я показываю вам картинку.

 

Его весной и летом                                                                        

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки. (Дерево)

                                                                                                       Дети отгадывают загад-

Нам в дождь и в зной                                                                  ки, педагог выни-

Поможет друг                                                                              мает картинки из

Зеленый и хороший –                                                                  конверта и прикрепляет

Протянет нам десятки рук                                                          на доску

И тысячи ладошек. (Дерево)

 

Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос. (Морковь)

 

Закутан ребенок в сто пеленок. (Капуста)

 

Глазищи, усищи, хвостище,

А моется всех чище. (Кошка)

 

У кого же нет берлоги,

Не нужна ему нора,

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора? (Заяц)

   

 

Какие картинки остались без загадки? Тогда послушайте про них стихи.

/Стихи читают заранее подготовленные дети/.

А теперь откройте свои маленькие конвертики и проверьте, все ли картинки есть у вас. Они такие же, или чем-то отличаются? (Такие же, только маленькие).

Дети вынимают и рассматривают картинки /раздаточный материал/.

 

 

 

2. Практическая работа с раздаточным материалом.

 

педагог располагает картинки на мольберте и предлагает детям запомнить их расположение.

Затем педагог переворачивает картинки цветной стороной вниз. Дети должны вспомнить порядок расположения картинок и разложить свой вариант точно также.

Для более легкого запоминания, воспитатель предлагает рассмотреть картинки, рассказать о них. Затем дети составляют по картинкам небольшой рассказ. Так, к последовательности

 

кошка

 

заяц

 
 

 

 

 

 


цветок

 
                                                

 

 

Можно предложить следующее содержание:

- Кошка побежала в домик, встретилась там с зайцем, который прыгнул в дом с другой стороны. Они покушали, взяли лейку, потом пошли поливать цветы.

Или такой вариант, на то же самое расположение картинок:

- Кошка и зайчик забежали в домик. Зайчик подарил кошке лейку, чтобы поливать цветы.

 

Варианты расположения комплектов картинок по принципу усложнения:

 

дерево

 

кошка

 

домик

 
 


1)

 

 

заяц

 

морковь

 

капуста

 
 


2)

 

лейка

 

кошка

 

дерево

 

капуста

 

заяц

 
 

 

 

 

 

 

 


3)   

 

 

заяц

 

капуста

 
 


4)

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Варианты составления могут быть различными.

 

Данное упражнение хорошо провести перед занятием обучения творческому рассказыванию по игрушке или составлению рассказа из личного опыта. Дети придумывают невероятные варианты расположения картинок и рассказов на полученный сюжет.

 

 

 

Ознакомление детей с природой.

Организуя работу по ознакомлению детей с объектами и явлениями органического и неорганического мира с помощью схематических изображений, иллюстраций и моделей с целью обучения составлению описательных рассказов, загадок ставилась задача: помочь в усвоении и применении простейших форм символизации, условного обозначения объектов при выполнении заданий на составление описательных рассказов, загадок о том или ином объекте, явлении. Важно, чтобы дети могли подмечать и выделять их основные свойства, а также объяснять те или иные закономерности природы. В этом помогали схемы, символы, модели. Наглядное моделирование в данном случае является тем специфическим средством, которое, как следует из работ А.Л. Венгера, позволяет упорядочить разрозненные представления и впечатления, учит анализировать, выделять существенное, учит наблюдательности и любознательности.

Работу с использованием карт-схем и символов можно начинать с обучения составлению описательных рассказов об овощах, фруктах, одежде, посуде, временах года. На первых порах при составлении рассказов предлагается карточку с описываемым предметом передвигать от пункта к пункту (окошки со схематическим изображением свойств и признаков, отличительных особенностей предмета). Это делается для облегчения выполнения задания, так как детям легче описывать предмет, когда он непосредственно видит нужный пункт карты-схемы рядом с описываемым предметом. Затем можно их отделить друг от друга: держать карточку с описываемым предметом в руке и рассказывать по порядку в соответствии с пунктами карты-схемы (занятие 9).

Эти схемы можно использовать и для развития воображения.

 

 

 

6 ЗАНЯТИЕ

 

Мы предлагаем образец знакомства школьников с взаимосвязью явлений в природе. Составление рассказа об изменениях в природе с наступлением холодов \с опорой на картинки\.

 

 

Тема: Осень. Сезонные изменения с наступлением осени.

Цель:

Учить составлять связный рассказ о сезонных изменениях с опорой на модель.

Познакомить детей с основными изменениями, которые происходят в природе с наступлением осени.

Развивать логическое мышление, воображение, логическое мышление.

 

В ходе занятия, педагог показывает детям  большие иллюстрации с изображением четырех времен год

 

 

                    

 

 

Детям предлагается назвать времена года и основные приметы, по которым они это определили.

Останавливаемся на иллюстрации с изображением осени.

педагог спрашивает детей, знают ли они, почему улетают птицы?

Новый материал (по ходу объяснения воспитатель вывешивает на мольберт большую карточку):

 

 

 

 

1) Осенью солнце греет землю меньше.

 Становится очень холодно, температура воздуха падает.

 

 

 

 

 

 


2) Листья с деревьев опадают.

 

 

3) Насекомым нечего кушать, холодно, они прячутся в норки, под кору деревьев и засыпают.

 

 

 

 

4) Для птиц нет пищи (растений и насекомых), поэтому они улетают в теплые края.

 

 

 

ЧТО ЖЕ ПРОИСХОДИТ С НАСТУПЛЕНИЕМ ОСЕНИ?

 

                                                                                 

 

Осенью солнце греет землю меньше.

Становится очень холодно, температура воздуха падает.

Листья с деревьев опадают.

Насекомым нечего кушать, холодно, они прячутся в норки, под кору деревьев и засыпают.

Для птиц нет пищи (растений и насекомых), поэтому они улетают в теплые края.

 

Итак, у нас получился текст, который показывает взаимосвязь природных явлений.

Рассказывая последовательно, постепенно показывая детям и объясняя обозначения, воспитатель помогает им разобраться, запомнить и самостоятельно пересказать то, что они услышали (конечно, опираясь на полученную модель).

Дети  проявляют большое желание, интерес к подобным моделям, легко запоминают и пересказывают тексты.

Так, например, с наступлением весны, модель немного меняется, а текст приобретает противоположное значение:

                                                        

                                                                                        

 

 

Весной солнце греет землю больше.

Становится тепло, температура воздуха повышается.

На деревьях распускаются почки, появляются листья.

Из личинок появляются новые насекомые.

Из теплых краев прилетают птицы.

 

Данную модель можно менять в зависимости от сезонных изменений.

 

 

7 ЗАНЯТИЕ

 

Следующее занятие также является предлагаемым образцом. С помощью данной модели рассмотрим, как можно детей познакомить с появлением бабочки.

 

Составление рассказа о развитии событий с опорой на иллюстрации \по методике М. Монтессори\.

 

Тема: Бабочка.

Цель:

Развивать связную речь детей, формировать грамматический строй речи.

Дать детям понятие о сложном процессе появления бабочки.

Показать детям, как происходит процесс «превращения» бабочка – личинка – куколка – бабочка.

Развивать логическое мышление, воображение

 

педагог:

- А знаешь ли ты, что красавицы бабочки не сразу обзаводятся цветными крылышками?

Начинает бабочка свое развитие с маленького яичка, которое бабочка – мама откладывает на зеленый лист. Через некоторое время из него появляется гусеница. Это существо совсем не похоже на красавицу бабочку. Больше всего она напоминает разноцветного червячка. У каждого вида бабочек, гусеницы окрашены по-разному. Гусеница постепенно растет и изменяется. Под кожей «взрослой» гусеницы уже скрыты зачатки  крыльев, которые в скором времени уже поднимут в воздух бабочку. Наконец, наступает самый сложный момент в ее жизни. Гусеница, цепляясь хвостом за веточку, обматывает себя тоненькими, твердеющими на воздухе ниточками до тех пор, пока не превращается во внешне безжизненную куколку. Внутри куколки и происходит чудо превращения уродливой гусеницы в красавицу бабочку. И вот торжественный миг – куколка пробуждается, сбрасывает, ставшую ей тесной оболочку и на свет появляется очаровательная бабочка.

 

Дети составляют рассказ, опираясь на последовательно расставленные картинки:

 

                       

 

Бабочка откладывает личинки. Из личинок появляются  гусеницы. Гусеница обматывает себя тоненькими ниточками и превращается в куколку. Когда куколка сбрасывает с себя тесную скорлупку, превращается в новую красавицу бабочку.

 

Затем проводится дидактическая игра с раздаточным материалом, когда дети сами расставляют картинки по порядку. педагог предлагает желающим детям самим рассказать по модели о появлении бабочки.

 

Данная работа помогает детям не только разобраться в природных явлениях и закономерностях, но очень хорошо обогащает словарь, расширяет кругозор. Дети свободно пользуются определенной терминологией, базовым словарем.

 

М. Монтессори предлагает подобную работу проводить по ознакомлению с окружающим миром в процессе знакомства детей с появлением растений из семян, птиц из яйца и т.д.

 

             

8 ЗАНЯТИЕ

 

Данный вид занятия можно использовать по ознакомлению младших школьников с окружающим. Структура схемы сохраняется, картинки меняют.

 

Тема: «Кто какую пользу приносит».

Цель:

Учить детей составлять простые распространенные предложения с прямым дополнением по заданной схеме.

Развивать и активизировать словарь, расширять кругозор.

 

Ход занятия.

педагог показывает детям два больших конверта.

1 – изображения домашних животных и птиц;

2 – изображения тех предметов, которые связаны с пользой, приносимой животными и птицами.

 

Демонстрируется наглядная схема, которая иллюстрирует тип будущих высказываний детей,

например:

 

 КУРИЦА                        ЯЙЦА              КУРИЦА                      ЦЫПЛЕНОК

 

 

КУРИЦА                        МЯСО             КУРИЦА                         ПУХ, ПЕРО и т.д.

 

педагог может дать образец ответа, может предложить детям самим составить предложение. Если схему составить сложнее, может получиться небольшой текст.

 

                                                  

 

 

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Курица – домашняя птица, живет рядом с человеком. Человек о ней заботится – кормит, строит дом, который называется курятник.

Курица тоже приносит большую пользу человеку – несет яйца и высиживает цыплят. Еще человек употребляет в пищу куриное мясо,  из пуха и пера делают подушки.

 

 

Можно предложить детям дополнять свои ответы небольшими рассказами из личного опыта:

- Где вы раньше видели курицу?

- Чем она вам понравилась? Что было самым интересным?

 

 

9 ЗАНЯТИЕ

 

Данный вид занятия поможет детям составлять описательные рассказы о животных.

Сначала дети обычно путаются, забывают порядок, но со временем появляются навыки и речь становится уверенной, схема служит действительно только опорой, рассказы получаются полными и интересными.

В конце занятия мы приводим образцы рассказов, которые дети старшей группы, опираясь на модель, составили самостоятельно.

 

 

Цель: Составление описательных рассказов о животных.

 

Развивать связную речь, обогащать словарь, расширять кругозор.

Закрепить знания детей о диких и домашних животных.

Учить составлять описательный рассказ о диких животных.

Воспитывать у детей доброе отношение к животным.

                              

Ход занятия:

 

Ребята, я предлагаю вам несколько загадок, отгадав которые, вы узнаете, о ком мы будем сегодня говорить:

 


Летом ходит без дороги

Возле сосен и берёз,

А зимою спит в берлоге,

От мороза прячет нос (медведь).

 

Комочек пуха,

 длинное ухо,

прыгает ловко,                                                       Отгадали вы совершенно верно, но скажите мне,

 любит морковку (заяц).                                      как можно назвать всех этих животных?

                      (дикие)  Почему?

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живёт

А в деревне кур крадёт (лиса).

 

Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной

Иголок очень много,

А нитки ни одной (ёж).

 

Это, что за шалунишка

Рвёт с еловой ветки шишку,

Семена в ней выгрызает.

Шелуху на снег бросает (белка).

 

 

Сегодня мы будем составлять описательные рассказы о диких животных.

Перед составлением описательных рассказов, необходимо провести с детьми несколько дидактических упражнений на расширение и активизацию словаря:

 

1. Д/упражнение «Про кого так говорят?»

- Про каких животных говорят:

хитрая –

рыжая –

трудолюбивая -

колючий –

злой –

неуклюжий –

косой –

 

2. Следующее задание называется «Продолжи предложение»:

 - В лесу живёт много – волков, лис, зайцев, ежей, белок, медведей…

 - Мы можем встретиться в лесу с - ежом, белкой, медведем, лисой, зайцем…

 - В лесу мы увидели – ежа, белку, лису, медведя, волка и т.д.

 

 

 

 Мы с вами много беседовали, рассматривали картинки о диких животных и уже в средней группе учились составлять рассказы. И сейчас я предлагаю вам, опираясь на схемы – картинки составить описательные рассказы о диких животных.

Вспомним все вместе последовательность составления рассказа:

 

 

 
 

 

 


                                                                                  

 

 

 


           1                    2                     3                                     

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 


     4                     5                       6

1. Выбор и название животного.

2. Мех, его цвет и описание.

3. Особенности внешнего вида (голова, уши, лапы, хвост).

4. Чем питается?

5. Как готовиться к зиме?

6. Как люди могут помочь диким  животным?

 

Далее детям предлагается самостоятельно составить рассказ с опорой на картинки.

Если дети затрудняются, воспитатель может сам дать алгоритм или попросить сильного ребенка первым составить рассказ.

 

Рассказы детей (из опыта работы с младшими школьниками, при применении данного опыта) дети использовали в своих рассказах знания о диких животных, полученные ранее на занятиях по познанию мира  и Ознакомлению с художественной литературой, используя свои знания, им было намного легче составлять рассказы, учитывая последовательность по предложенным иллюстрациям):

 

Лиса.

Лиса  - жительница леса. У нее густая, пушистая, рыжая шерсть. Мордочка длинная, хитрые, зоркие глаза – хорошо видят в темноте. Уши стоячие, всегда настороже. Лапы маленькие и пушистые, их подошвы зимой покрыты шерстью. Лиса может долго и быстро бегать. У лисы пушистый, длинный хвост. При беге он служит ей рулём. Живёт лиса в норах. Питается мелкими животными: мышами, зайцами и птицами. К зиме лиса линяет – меняет короткую летнюю шерсть на длинную и тёплую. Люди должны охранять природу не уничтожать диких животных.

 

 

 

Медведь.

Медведь  - это большой и очень сильный зверь, живёт в лесу. У него жесткая, длинная, густая шерсть бурого цвета. Морда вытянута, уши небольшие, округлые. Ноги толстые, лапы широкие, на каждой по пять пальцев с большими когтями. Может стоять и ходить на задних ногах, а передними брать пищу. Ловко лазает по деревьям. Медведь ест сочные травы, молодые ветви, корни растений, ягоды, орехи, очень любит мёд. Так же питается насекомыми, червями, улитками, рыбой, яйцами, птицами, нападает на домашних животных. На зиму забирается в берлогу. Под корнями деревьев, ложится головой к лазу, прикрывает морду лапой  и спит до весны.

 

Волк.

Волк – это хищник. Он покрыт серой шерстью. У него большая голова, высокие и сильные ноги. Он может быстро и долго бегать. Уши острые, хороший слух. Живёт волк в лесу, недалеко от человека. Питается мясом разных животных –  зайцы, птицы, овцы, лошади. Это очень опасный и сильный зверь. Осенью у волка начинается линька, старая шерсть  выпадает, а новая густая и тёплая вырастает. Люди не должны уничтожать животных.

 

Заяц.

Заяц - небольшой зверёк. У зайца пушистая шубка, длинные уши, короткий хвост, длинные задние лапы. Зайцы питаются травой, веточками кустарников, корой деревьев. Зайцы запасов на зиму не делают. Они и зимой в лесу находят корм. Зимой  шерсть у зайцев становиться густая, пушистая и меняет окрас с серой на белую, чтобы его не было видно на белом снегу. Находясь в лесу или парке нужно развешивать кормушки, подкармливать животных.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игротека в кругу семьи.

 

«Игротека» - подборка практических игр и упражнений на обогащение и развитие словаря в домашних условиях.

 

Предлагаемые игры помогут ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь ребёнка богаче и разнообразнее.

Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи. В них можно играть в выходные дни, праздники, в будние дни вечерами, когда взрослые и дети собираются вместе после очередного рабочего дня.

Во время игры со словом следует учитывать настроение ребёнка, его возможности и способности.

Играйте с ребёнком на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь успехам и маленьким победам.

 

«Только весёлые слова».

Играть лучше в кругу. Кто-то из играющих определяет тему. Нужно называть по очереди, например, только весёлые слова. Первый игрок произносит: "Клоун". Второй: "Радость". Третий: "Смех" и т. д. Игра движется по кругу до тех пор, пока слова не иссякнут.

Можно сменить тему и называть только зелёные слова (например, огурец, ёлка, карандаш и т. д.), только круглые (например, часы, Колобок, колесо и т. д.).

 

«Автобиография».

Вначале кто-то из Взрослых берёт на себя ведущую роль и представляет себя предметом, вещью или явлением и от его имени ведёт рассказ. Остальные игроки должны его внимательно выслушать и путём наводящих вопросов выяснить, о ком или о чём идёт речь. Тот из игроков, который это угадает, попробует взять на себя роль Ведущего и перевоплотиться в какой-либо предмет или явление.

Например, "Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная, неизящная. От небрежного обращения погибаю, и становится темно не только в душе...". (Лампочка).

Или: "Могу быть толстым и худым; красивым и не очень. Со мной можно играть, но аккуратно. Когда я однажды похудел по вине Пятачка, Ослик Иа всё равно мне обрадовался..." (Пятачок).

 

«Волшебная цепочка».

Игра проводится в кругу. Кто-то из взрослых называет какое-либо слово, допустим, "мёд", и спрашивает у игрока, стоящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово?

Дальше кто-то из членов семьи отвечает, например, "пчелу". Следующий игрок, услышав слово "пчела", должен назвать новое слово, которое по смыслу подходит предыдущему, например, "боль" и т. д. Что может получиться?

Мёд - пчела - боль - красный крест - флаг - страна - Казахстан – Астана – Байтерек  и т.д.

 

«Слова мячики».

Ребёнок и взрослый играют в паре. Взрослый бросает ребёнку мяч и одновременно произносит слово, допустим, "Тихий". Ребёнок должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением "Громкий". Затем игроки меняются ролями. Теперь уже Ребёнок первым произносит слово, а взрослый подбирает к нему слово с противоположным значением.

 

 

 

 

«Антонимы в сказках и фильмах».

Взрослый предлагает детям поиграть со Сказкой, объясняя, что он будет произносить название - антоним, а дети должны будут угадать истинное название - антоним, а Ребёнок должен будет угадать истинное название Сказки.

Примеры заданий:

"Зелёный платочек" - ("Красная шапочка");

"Мышь в лаптях" - ("Кот в сапогах");

"Рассказ о простой курочке" - ("Сказка о золотой рыбке");

"Знайка в Лунной деревне" - ("Незнайка в Солнечном городе");

"Бэби - короткий носок" - "Пэппи - длинный чулок");

"Рассказ о живой крестьянке и одном слабаке" - ("Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях");

"Один из Молоково" - "Трое из Простоквашино");

"Крестьянка под тыквой" - ("Принцесса на горошине");

"Деревянный замочек" - ("Золотой ключик");

"Если вдруг..."

Ребёнку предлагается какая-либо необычная ситуация, из которой он должен найти выход, высказать свою точку зрения.

Например, Если вдруг на Земле исчезнут:

Все пуговицы;

Все ножницы;

Все спички;

Все учебники или книги и т. д.

Что произойдёт?

Чем это можно заменить?

Ребёнок может ответить:

"Если вдруг на Земле исчезнут все пуговицы, ничего страшного не произойдёт, потому что их можно заменить: верёвочками, липучками, крючочками, кнопочками, ремнём, поясом и т. д."

Можно предложить Ребёнку и другие ситуации, например, если бы у меня была:

Живая вода;

Цветик-семицветик;

Сапоги-скороходы;

Ковёр-самолёт и т. д.

 

«Подбери слово».

Ребёнку предлагается подобрать к любому предмету, объекту, явлению слова, обозначающие признаки. Например, зима какая? (Холодная, снежная, морозная). Снег какой? (Белый, пушистый, мягкий, чистый).

"Кто что умеет делать".

Ребёнку предлагается подобрать к предмету, объекту как можно больше слов-действий. Например, что умеет делать кошка? (мурлыкать, выгибать спину, царапаться, прагать, бегать, спать, играть, царапаться, и т. д.).

 

«Антонимы для загадок».

Вначале игры игроки договариваются о теме, которая будет служить основой для загадок. Затем Взрослый загадывает Ребёнку загадку, в которой всё наоборот, например, тема "Животные".

Обитает в воде (значит, на суше);

Шерсти нет совсем (значит, длинная шерсть);

Хвост очень длинный (значит, короткий);

Всю зиму ведёт активный образ жизни (значит, спит);

Очень любит солёное (значит, сладкое).

Кто это?

 

«Весёлые рифмы».

Играющие должны подбирать к словам рифмы.

Свечка - ... печка;

Трубы - ... губы;

Ракетка … пипетка;

Слон - ... поклон;

Сапоги - ... пироги и т. д.

 

 

 

 

 

ИГРЫ НА ПРОГУЛКЕ

 

1. «Выбери дерево».

 

Выберите дерево, которое ребенку больше всего понравилось, пусть он запомнит его по запаху, потрогает кору. Затем отведите  ребенка в сторону, завяжите ему глаза и предложите среди разных деревьев найти «свое» вслепую (при этом вы будете подводить его к разным деревьям, стараясь запутатьлепую ()те среди разных деревьев найти своепонравилось, пусть он запомнит его по запаху, потрогает кору. . ).

 

2. «Найди лишнее»

 

(Учит обобщать понятия, классифицировать объекты, выделяя их признаки). Во время отдыха на поляне, на даче прикрепите к дереву или кустарнику какой-нибудь нехарактерный для них предмет. Например, на ветку дуба можно прикрепить сосновую или еловую шишку. Задача ребенка – найти несоответствие и объяснить его.

 

3. «Посчитаем облака»

 

(Наблюдательность, счет, воображение, ассоциативное и образное мышление, фантазия, умение вырезать). В ясный солнечный день понаблюдайте за облаками. Кто сколько облаков может насчитать? Конечно, здесь не требуется точность, важен сам процесс. На что похожи облака? Попробуйте дать им названия (имена), соответствующие их виду. Пусть ребенок постарается запомнить форму нескольких из них. Дома дайте ребенку лист голубой бумаги – небо, и лист белой бумаги, из которой он по памяти вырежет облака, похожие на те, что видел на прогулке. Вместе с ним вспомните, как вы их называли и почему.

 

4. «Кто чей родственник?»

 

(Классификация и обобщение). Предложите ребенку найти как можно больше родственников березы (дуба, тополя, яблони и т.д.) – бабушку, дедушку (старые деревья), сестер, детей и объясните свой выбор. Выполняя данное задание ребенок сначала объединяет деревья по видимым признакам (в данном случае - все они березы), а затем среди похожих находит отличия (старые – молодые, большие – маленькие, толстые - тонкие).

 

 

 

 

5. «Самые внимательные»

 

Положите на стол пять вещей и накройте платком. Снимите его примерно на 15 сек., потом опять закройте. Ребенок должен постараться как можно полнее описать увиденные предметы.

Постепенно количество предметов увеличивается. В этой игре хорошо заметен результат тренировки. Через какое-то время ребенок сам увидит, насколько он стал наблюдательнее.

 

6. «Какое все зеленое!»

 

(Развивает наблюдательность, учит различать оттенки цветов, видеть разнообразие природы, считать). Спросите ребенка: какого цвета листья березы? Яблони? Дуба? Хвоинки ели (сосны)? Ребенок скажет, что зеленого. А всегда ли зеленый цвет одинаковый? Ребенок может проверить это сам. Возьмите на прогулку как можно больше карандашей (фломастеров) разного цвета, предварительно сравнив их. Чем они отличаются? Пусть ребенок постарается найти такие же оттенки этого цвета в природе. Посчитайте, сколько оттенков зеленого цвета вы обнаружили.

 

7. «Ящик ощущений»

 

1-й вариант.

Положите в ящик несколько предметов, среди которых 1-2 камня. Предложите ребенку определить, что находится внутри «ящика ощущений» и отобрать камни. Как ребенок определяет, что у него в руках именно камень? Пусть расскажет, что он чувствует, какой камень на ощупь.

 

2-й вариант.

В «ящике ощущений» лежат только камни (количество камней соответствует количеству детей). Ребенок вынимает камни по очереди, предварительно (на ощупь) рассказывает об особенностях каждого. Когда все камни окажутся на столе, их сравнивают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Моделируя и отлаживая технологию работы развитию связной речи старших дошкольников через обучение рассказыванию с опорой на иллюстрации, схемы, модели на основе авторских конспектов занятий, использовались достижения педагогической науки и педагогического опыта:

  • Т.А. Фалькович «Развитие речи дошкольников»;
  • Л.Н. Ефименкова «Коррекция устной и письменной речи учащихся предшкольных классов»;
  • Сохин "Развитие речи детей младшего школьного возраста";
  • Е. И.Тихеева "Развитие речи детей";
  • "Методические советы к программе "Детство";
  • О.Ушакова "Развитие речи детей";

 

Статьи журнала "Дошкольное воспитание":

  • В. Гербова "Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картинок", N 8, 1998 г.;
  • Т. Гризик "Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи", N 6, 2000 г;
  • О. Ушакова, Л. Щадрина "Развивайте речь дошкольника", N 2, 1997 г.;
  • В. Гербова "Занятия по развитию речи", N 12, 1999 г.;

 

 

 

 

 

 

 

 

    

 

 

 

 

                           

 

 

 

 

 

 

 


МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ Тема:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ Тема:

После прослушивания рассказов сверстников предлагать выбирать другим детям лучшие сочинения, аргументировать свой выбор;

После прослушивания рассказов сверстников предлагать выбирать другим детям лучшие сочинения, аргументировать свой выбор;

Технология использования авторских конспектов занятий по развитию связной речи младших школьников через обучение рассказыванию с опорой на иллюстрации, схемы, модели

Технология использования авторских конспектов занятий по развитию связной речи младших школьников через обучение рассказыванию с опорой на иллюстрации, схемы, модели

Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей

Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей

Низкий - Словарный запас беден

Низкий - Словарный запас беден

Раз я пошел в лес. Со мной бежал

Раз я пошел в лес. Со мной бежал

ЗАНЯТИЕ Дидактическая игра «Разложи картинки»

ЗАНЯТИЕ Дидактическая игра «Разложи картинки»

Практическая работа с раздаточным материалом

Практическая работа с раздаточным материалом

Варианты составления могут быть различными

Варианты составления могут быть различными

ЧТО ЖЕ ПРОИСХОДИТ С НАСТУПЛЕНИЕМ

ЧТО ЖЕ ПРОИСХОДИТ С НАСТУПЛЕНИЕМ

Развивать и активизировать словарь, расширять кругозор

Развивать и активизировать словарь, расширять кругозор

ЗАНЯТИЕ Данный вид занятия поможет детям составлять описательные рассказы о животных

ЗАНЯТИЕ Данный вид занятия поможет детям составлять описательные рассказы о животных

Д/упражнение «Про кого так говорят?» -

Д/упражнение «Про кого так говорят?» -

Рассказы детей (из опыта работы с младшими школьниками, при применении данного опыта) дети использовали в своих рассказах знания о диких животных, полученные ранее на занятиях…

Рассказы детей (из опыта работы с младшими школьниками, при применении данного опыта) дети использовали в своих рассказах знания о диких животных, полученные ранее на занятиях…

Игротека в кругу семьи. «Игротека» - подборка практических игр и упражнений на обогащение и развитие словаря в домашних условиях

Игротека в кругу семьи. «Игротека» - подборка практических игр и упражнений на обогащение и развитие словаря в домашних условиях

Антонимы в сказках и фильмах».

Антонимы в сказках и фильмах».

Всю зиму ведёт активный образ жизни (значит, спит);

Всю зиму ведёт активный образ жизни (значит, спит);

Самые внимательные» Положите на стол пять вещей и накройте платком

Самые внимательные» Положите на стол пять вещей и накройте платком

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Моделируя и отлаживая технологию работы развитию связной речи старших дошкольников через обучение рассказыванию с опорой на иллюстрации, схемы, модели на основе авторских конспектов…

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Моделируя и отлаживая технологию работы развитию связной речи старших дошкольников через обучение рассказыванию с опорой на иллюстрации, схемы, модели на основе авторских конспектов…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.08.2024