РАЗВИТИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
Содержание образовательной деятельности направлено на реализацию цели воспитания у детей положительного, ценностного отношения к труду. Основной путь приобщения детей шестого года жизни к труду состоит в создании педагогически целесообразных условий для соответствующей возрасту социализации, развития у детей чувства сопричастности с миром взрослых их трудовой деятельности. Позиция воспитателя предполагает взаимодействие и сотрудничество с ребенком, которое ориентировано на развитие его познавательной активности, любознательности, способности участвовать в посильном труде, осознавать модели поведения («трудолюбивый, добросовестный человек», «хороший хозяин», «лентяй, бездельник», «бесхозяйственный человек»). Основными методами воспитания являются: * целевые прогулки, экскурсии, беседы, чтение детской художественной литературы, рассматривание картин, просмотр видеофильмов о профессиях взрослых; * дидактические игры, моделирующие структуру трудового процесса и расширяющие представление о мире профессий, их взаимосвязях; *изобразительная деятельность и сюжетно-ролевые игры, позволяющие детям отражать в рисунке или игре мир взрослых, а также включать реальные трудовые процессы (шитье кукольной одежды, изготовление мебели) в игровой сюжет; * рассматривание предметов, инструментов, материалов («Мир ткани», «Мир дерева и металла») как компонентов трудового процесса; экспериментирование с материалами; *обсуждение реальных событий из детской жизни, организация жизненных и игровых ситуаций, позволяющих детям накапливать опыт экономически целесообразного поведения; *дежурства, коллективный труд, трудовые поручения в условиях детского сада и семейного воспитания; *организация детских мини-мастерских и студий для продуктивной досуговой деятельности. Труд взрослых и рукотворный мир. Педагог способствует формированию отчетливого понимания детьми роли труда в жизни каждого человека на основе осознания детьми на конкретных примерах. Развивает умение соотносить результаты труда и набор трудовых процессов с названием профессии, устанавливать связи между профессиями и сферами трудовой деятельности, где ярко выражен обмен результатами труда; на конкретных примерах педагог помогает ребенку в осознании важности ответственного отношения к работе каждого человека для благополучия жизни всех людей. Например, в магазинах будет большой выбор молочных продуктов, если хорошо работают доярки, рабочие цеха по приготовлению кормов, ветеринары и скотники, электрики и ремонтники; если строители построили теплый коровник, а большие надои молока быстро доставили на молокозавод, где их стерилизовали, переработали в сыр, масло, сметану, йогурты. Взрослый создает условия для обогащения игровой деятельности, позволяющей детям моделировать отношения между людьми разных профессий, вступать в игре в типичные взрослые ситуации обмена и потребления, удовлетворяющие желание старших дошкольников стать частью этого мира. Педагог проектирует образовательные ситуации, требующие от детей умения самостоятельно использовать систему обследовательских действий (погладить, надавить, понюхать, попробовать на вкус) для знакомства с новым предметом, продуктом питания или материалом. Дети сравнивают предметы разных видов, например сумка, портфель и рюкзак, вычленяя различия и сходства предметов и материалов, из которых они сделаны: составляют описательный рассказ о предмете, полно отражая в речи его особенности, группируют предметы по существенным признакам. Педагог проектирует образовательные ситуации, в которых они осваивают речьдоказательство для обоснования связи между качеством труда, отношением к трудовой деятельности и использованием современной техники и материалов. Дети включаются в житейские ситуации, позволяющие им с помощью взрослого устанавливать связь между качеством результата труда и его стоимостью, приучаются соотносить детские желания с материальными возможностями родителей. Самообслуживание и детский труд. Включение ребенка в реальные трудовые связи в условиях детского сада и семьи становится естественным содержанием повседневной жизни, позволяющим осознавать свое взросление. Педагог расширяет спектр детского самообслуживания и хозяйственно бытового труда (чистка одежды и обуви: несложная починка игрушек, книг, одежды; наведение порядка в групповой и на участке детского сада, в своей комнате, помощь родителям в уборке квартиры: совместное приготовление со взрослыми несложных блюд: уход за растениями и животными). Целесообразно включать детей как в отдельные трудовые процессы (вытирание пыли, стирка кукольной одежды, поливка растений), так и в целостные виды труда (уборка групповой, дежурство в уголке природы). Педагог использует специальные игровые пособия, например «Уроки Мойдодыра», «Уроки Айболита», а также разнообразные житейские ситуации, тактично помогает ребенку осознать важность и приобрести привычку заботиться о своем здоровье, привлекательном внешнем виде, своих вещах. Использует инсценировки: «Антошка кое-как чистил зубы, пришлось срочно бежать к зубному врачу»; «Торопыжка поспешил, не причесался, не заправил рубашку в шорты, всем не нравится его неряшливый вид, а челка так и лезет в глаза». Помогает установить причинно-следственные связи между привычкой к самообслуживанию и здоровьем человека, отношением к нему окружающих. Взрослый проектирует включение всех воспитанников в повседневные трудовые дела в условиях детского сада. Развивает умения планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла; договариваться о распределении обязанностей в небольшой группе сверстников, распределяя работу по способу общего и совместного труда. Педагог создает предметно-развивающую среду и проектирует образовательные ситуации, стимулирующие желание детей создавать разнообразные поделки для игр, подарков. Побуждает осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля для работы с различными материалами (бумагой, картоном, деревом, тканью, природным материалом); развивает способность к преобразованию материалов: сгибать бумагу в разных направлениях, делать надрезы, склеивать. Дети учатся использовать выкройки, переводить рисунок на бумагу, дерево, ткань; скреплять детали с помощью пластилина, липкой ленты; вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, обшивать по контуру рисунок на ткани швом «вперед иголку», пришивать пуговицы, нанизывать бисер. Дети осваивают обобщенные способы конструирования, ручного труда и рукоделия. Руководя сюжетно-ролевыми играми, педагог создает условия для включения трудовых процессов с настоящими инструментами в игровой сюжет (шитье одежды для кукол, поделки из бумаги, дерева и других материалов). При этом широко практикует приемы, побуждающие к творческой разработке замысла, поиску необходимого для его реализации материала (детское экспериментирование, простейшие пооперационные карты).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.