«Развитие творческих способностей детей средствами хореографического искусства»
Актуальность данной темы определяется социальной значимостью проблемы воспитания активной творческой личности. Решение этой важной задачи начинается уже в дошкольном возрасте. Именно в детском саду происходит знакомство детей с танцем и их первое активное приобщение к этому виду творческой деятельности. Проблема развития творческих способностей у детей состоит в том, что нам необходимо продолжать развивать у детей музыкально-ритмические и танцевальные движения, заложенные природой. Еще труднее заинтересовать и сделать так, чтобы танец стал привлекательным не только для исполнителя, но и для зрителя. Любой танец может заиграть красками, если включить фантазию и изобретательность. Хореографическая изобретательность состоит в сочинении танца, с необычным сюжетом или применением атрибутики в постановках. В процессе работы из всего многообразия практического материала, предлагаемого разными жанрами и направлениями хореографического искусства, можно выделить движения классического, народного, современного и историко-бытового танцев, наиболее влияющих на разностороннее развитие личности и доступные для освоения детям.
Цели:
Развивать и совершенствовать двигательные навыки и умения у воспитанников посредством ритмопластики. Содействовать всестороннему развитию детей и приобщению их к танцевальному искусству.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить детей с различными видами танцев (их истории, танцевальных профессиях, костюмах, атрибутах, танцевальной технологией).
- научить владеть базовыми элементам различных танцевальных жанров;
- научить самостоятельно использовать полученные знания и навыки в работе над пластическими образами танцев;
- обучить основам импровизации. Развивающие:
- развитие музыкальности (эмоциональную отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма);
- формирование художественного вкуса;
- развитие выразительности движения;
- развитие координации движения. Воспитательные:
- воспитание интереса к занятиям ритмикой;
- психологическое раскрепощение ребенка, творчество в движениях;
- воспитание умения работать в коллективе, выполнять ритмические движения слаженно;
- развитие мышления, воображения, познавательной активности.
Активным, творческим, пробуждающим в человеке художественное начало является и сам процесс обучения танцу. Осваивая танцевальную лексику, человек не просто воспринимает красивое, он преодолевает определенные трудности, совершает немалую работу для того, чтобы эта красота стала ему доступна. Познав красоту в процессе творчества, человек глубже чувствует прекрасное во всех его проявлениях: и в искусстве, и в жизни.
Первоначальные творческие проявления у детей в области музыкально- ритмических движений, несмотря на их скромные результаты, являются очень важными, они – начало их будущей творческой деятельности. Дети, используя полученные знания, умения и навыки применяют их в свободной самостоятельной деятельности.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в том, чтобы активизировать на уроках хореографии творческие проявления учащихся, усилить роль творческого начала в развитии личности юного танцора. Творческие проявления детей на занятиях должны иметь целенаправленный, активный и эмоциональный характер. Для этого необходим некоторый анализ индивидуальных способностей учащихся и разработка методов постепенного внедрения творческих заданий на уроках. Древнегреческий философ Демократ утверждал: «Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если не учиться», а Я.А. Коменский отмечал, что в человеке прочно и устойчиво то, что впитывает он в себя в юном возрасте.
В современном понимании для обучения хореографии характерны следующие признаки:
- цель (общая, как освоение навыков хореографии), задачи;
- совместная деятельность учителя и учащихся;
- преподавание основ и методики классического и народного танцев;
- тренировка, то есть самостоятельная работа учащихся;
- организация учебного и творческого процесса;
- соответствие закономерностям возрастного развития учащихся;
- одновременное осуществление эстетического и нравственного воспитания, физического развития детей, формирование чувства коллективизма. Успех обучения в конечном итоге определяется отношением учащихся к учению, их стремлению к творческому познанию, способностью осознанно и самостоятельно приобретать знания, умения, навыки. Для создания условий раскрытия и развития творческого потенциала ребят, формирование у них устойчивой мотивации к занятиям хореографией и достижение ими высокого творческого результата используются различные методы работы.
Особое значение приобретает взаимодействие традиционных и инновационных педагогических подходов на занятиях с хореографическим
коллективом. Традиционные технологии образования основной единицей учебного процесса имели урок, который в основном носит репродуктивно- практический характер и решает множество целей и задач всего образовательного процесса и прежде всего освоение учебного репертуара. Чаще всего в традиционном обучении репертуар является целью обучения, и качество его исполнения определяет качество образования учащихся. В образовательном процессе используются как традиционные, так и современные педагогические технологии. Современные технологии и содержание обучения ориентируется, прежде всего, на содержание образования посредством репертуара. При таком подходе репертуар выступает средством обучения, а его освоение определяет формы, методы и технологии обучения и воспитания. Цели, задачи, содержание обучения определяется в образовательных программах по предметам, предусматривающих и общие требования к уровню, сложности, объему учебного репертуара в каждом конкретном классе. Особенностью современного образования является и ориентация на проведение диагностики результативности обучения, воспитания, развития учащихся и качества образовательного процесса.
К традиционным методам подготовки учащихся относятся методы и рекомендации по изучению танцевальной лексики, построения и разучивание танцевальных комбинаций, изучение истории становления и развития хореографического искусства, общее эстетическое и нравственное воспитание.
Инновационные же методы включают в себя следующие компоненты: современные педагогические технологии развития лидерских способностей; педагогические аспекты творческой деятельности; методы развития межличностного общения в коллективе; методы создания художественной среды средствами танца.
.
Цели:
Развивать и совершенствовать двигательные навыки и умения у детей младшего и среднего дошкольного возраста посредством ритмопластики. Содействовать всестороннему развитию воспитанников и приобщению их к танцевальному искусству.
Основными задачами являются:
1. Обучающие задачи
- Развитие двигательных качеств и умений: координация движений;
гибкости и пластичности; умения ориентироваться в пространстве.
- Обогащение двигательного опыта различными видами движений.
2. Воспитательные задачи
- воспитывать самостоятельность и инициативу.
- воспитать потребность двигаться под музыку.
- воспитать желание ходить на занятия.
- воспитывать желание быть активными на занятиях
- воспитывать умение понимать образно – игровые композиции
- воспитывать доверительные отношения взрослых и детей
3. Развивающие задачи Развитие музыкальности:
- развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание;
- развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха чувства ритма;
- развитие музыкальной памяти.
Развитие двигательных качеств и умений:
- развитие ловкости, точности, координации движений;
- развитие гибкости и пластичности;
- формирование правильной осанки, красивой походки;
- развитие умения ориентироваться в пространстве;
- обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений;
- развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку;
- развитие творческого воображения и фантазии;
- развитие способности к импровизации: в движении
4. Оздоровительные:
- Формирование сознательного стремления к здоровью, культуры здоровья.
- Формирование правильной осанки, красивой походки.
- Развитие и функциональное совершенствование органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма.
- Содействие профилактике плоскостопия.
Постановочная и репетиционная работа пронизывает весь учебно- воспитательный процесс и имеет целью эстетическое воспитание, развитие творческих и актерских способностей учащихся, понимание содержательности танцевального образа. В процессе постоянной практики дети сами приходят к выводу, что хореография – это содержательное искусство, требующее умения, техники, выразительности.
Учащиеся должны получить представление о том, как танцевальное движение выражает внутренний мир человека, что красота танца – это совершенство движений, легкость, сила и грация. Исполнение должно быть естественным, предлагаемый материал – соответствовать не только техническим возможностям учащихся, но и учитывать их возрастную психологию.
В конце каждого учебного года обучения необходимо использовать небольшой законченный танец, где наряду с усвоением элементов можно было бы проследить за воспитанием чувств ансамбля в создании сценического образа. Обучение должно опираться на дифференцированный подход к детям, от степени их способности, физических возможностей и технических навыков к восприятию предлагаемого материала.
Формы работы:
- тренировочное занятие
- коллективно – творческое занятие
- индивидуальное занятие
- беседы по истории танца и истории балета
- музыкальное занятие (прослушивание музыкального материала, беседы о музыке, музыкальные игры, погружение в мир музыки)
- неформальные мероприятия (посещение культурных мероприятий, досуг внутри коллектива)
- контрольное занятие
- обобщающие занятия
Все занятия тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга. Знания, умения и навыки, приобретённые на занятиях хореографией, находят
широкое применение на других занятиях, уроках в школе и внеурочной деятельности.
Применение игры на уроках хореографии.
Эта технология применяется мною, так как в составе обучающихся в ДШИ составляют дети младшего школьного возраста. Учитывая психологию детей данного возраста и беря во внимание то, что ведущей деятельностью в этот период является игра, многие занятия я выстраиваю в форме танцевальных и музыкальных игр. Речь идет о том, чтобы сделать игру органичным компонентом урока. Игра на уроке ритмики или танца не должна являться наградой или отдыхом после нелегкой работы, скорее труд возникает на почве игры, становится ее смыслом и продолжением. Применение игровых форм деятельности на уроках хореографии помогает детям без принуждения овладевать двигательными навыками, учиться понимать и передавать тончайшие импульсы настроения и эмоций, развивать навыки сотрудничества, активного творческого взаимодействия с другими детьми и с взрослыми на основе познавательных интересов. Игровая ситуация создаёт психологическую установку, настраивает ребёнка на музыкальную деятельность. Разнообразные игры позволяют повысить эмоциональный тонус, снять напряжение, активизировать внимание детей, сделать образовательный процесс необыденным, увлекательным. Радость творчества, активное взаимодействие с преподавателем в процессе игровой деятельности уводит ребёнка с позиции пассивного усвоения знаний, умений и навыков на позицию творческой активности, инициативы и самостоятельности. В рамках игры, можно решить практически все образовательные задачи, и именно органичное сочетание систематического обучения и творческого, игрового начала даёт возможность комплексно подойти к развитию личности ребёнка. Хочется отметить, что игра является ведущим видом деятельности в детстве. С самого раннего возраста она сопровождала ребёнка в древности и не в коей мере не утратила своего значения для воспитания, развития и взросления детей в наше время.
Применение реквизитного украшения танца.
Хореографические постановки полны творческих задумок, которые требуют для передачи образа использование реквизита. Внедряемая мною технология использования реквизитного материала в постановочных работах выступает как дополнительная внеклассная творческая форма работы, которая позволяет каждому поучаствовать в подготовке реквизитного материала, проявить свои творческие способности. Это позволяет обеспечить высокую личную заинтересованность каждого обучающегося и их родителей в подготовке концертного хореографического номера. В своих хореографических постановках я использую такие реквизиты: венки, веера, платочки, ленты. Они помогают развивать в детях творческий интерес, зрительную память, наблюдательность. А для педагога - постановщика это служит ярким украшение танцевальной композиции.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.