Развитие творческих способностей и мотивация учащихся на уроках математики
Оценка 5

Развитие творческих способностей и мотивация учащихся на уроках математики

Оценка 5
doc
математика
27.02.2020
Развитие творческих способностей и мотивация учащихся на уроках математики
Развитие творческих способностей и мотивация учащихся на уроках математики.doc

Развитие творческих способностей и мотивация учащихся на уроках математики

Математика на протяжении всей истории человечества являлась составной частью человеческой культуры, ключом к познанию окружающего мира, основой научно-технического прогресса. Ни одна область человеческой деятельности не может обходиться без математики – как без конкретных математических знаний, так и интеллектуальных качеств, развивающихся в ходе овладения этим предметом.

«Основная задача обучения математике в школе – обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования», - говорится в объяснительной записке программы по математике. Но в последние годы много и часто говорят о недостаточной эффективности процесса обучения в школе.

При существующем обучении проблема развития ученика является одной из сложнейшей в психолого-педагогической практике. Решение этой проблемы зависит от того, на получение какого именно результата ориентируется учитель в своей работе. Педагогические задачи многофункциональны, но основное содержание педагогической деятельности – ученик, поэтому я считаю, что конечным результатом должна быть передача знаний ученику и формирование личности, готовой к творческой деятельности.

Я работаю над темой «Развитие творческих способностей и мотивация учащихся на уроках математики» и встречаю много трудностей в ее реализации.

Сегодня вопрос о развитии творческих способностей учащихся в теории и практике обучения стоит особенно актуально, так как исследования последнего времени выявили у школьников значительно больше, чем предполагалось ранее, возможности усваивать материал как в привычной, так и в нестандартной ситуации.

В современной психологии существует две точки зрения на творчество:

1.      Всякое мышление является творческим (нетворческого мышления нет).

2.      Наиболее распространенное определение творческого мышления основано на характеристике его по продукту.

Человеческое мышление, способность к творчеству – величайший дар природы. Среда воспитания либо подавляет генетически обусловленный дар, либо помогает ему раскрыться. Благоприятная окружающая среда и квалифицированное педагогическое руководство способны превратить «дар» в выдающийся талант. Задача учителя состоит не только в том, чтобы научить ребенка математике и другим предметам, а в том, чтобы развивать познавательные способности ребят средствами данного предмета.

Действительно, если спросить у школьников, какой предмет им нравится больше других, то вряд ли большинство из них назовут математику, хотя относятся к ней серьезно. Некоторые вопросы школьной математики кажутся недостаточно интересными, порой скучными, отсюда одной из причин плохого усвоения предмета является отсутствие интереса. Я думаю, что, повысив интерес к предмету, можно было бы значительно ускорить и улучшить его изучение.

«Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребенка и не превратить эту работу в забаву – одна из труднейших и важнейших задач дидактики», - писал К.Д.Ушинский.

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Надо позаботиться о том, чтобы каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда еще формируется, а иногда и только определяется постоянный интерес и склонность к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны математики.

Отсюда следует, что развитие учащихся зависит от той деятельности, которую они выполняют в процессе обучения – репродуктивной или продуктивной, т.е. творческой. Только тогда, когда учебная деятельность, направленная на овладение основами наук и на развитие личностных качеств, организована на высоком уровне, начинает ясно проявляться творческая сторона. Способности школьников различны, но их можно развивать в процессе творческой деятельности, а вместе с тем развивать личность школьника.

Для меня важно организовать процесс обучения так, чтобы овладение знаниями протекало в условиях развития познавательных способностей учащихся, формирования у них таких основных приемов умственной деятельности, как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение.

Интерес к математике успешно развивается, если материал урока содержит в себе элемент новизны для учащихся. Дети, проявляющие большие способности, нуждаются в дополнительной учебной нагрузке. С этой целью я во всех классах, приступая к изучению новой темы, предлагаю задачи повышенной трудности. Учащиеся с большим интересом относятся к этим заданиям, стремятся их выполнить.

На своих уроках я стараюсь учить учащихся самостоятельно работать, высказывать и проверять собственные предложения, догадки; формировать умения делать обобщения изучаемых факторов, творчески применять знания в новых ситуациях.

Немаловажную роль отвожу я и дидактическим играм на уроках математики. В игровых формах обучения усматривается возможность эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса.

В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекаясь, дети не замечают, что учатся, познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях. Пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию, особенно те, кто в другое время просто бы не реагировали на урок. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по команде.

Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьезным» учением. Включенные в урок дидактические игры или игровые моменты делают процесс обучения интересным и занимательным, у детей создается рабочее настроение, которое помогает преодолевать трудности в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету.

Для создания игровых ситуаций на уроках математики использую исторические экскурсы, факты из жизни, занимательные задачи.

Игру я рассматриваю как незаменимый рычаг умственного развития ребенка.

Основу занимательности на моих уроках составляют задания, для решений которых нужна смекалка. Смекалка – это особый вид проявления творчества. Она вырабатывается в результате сравнений, обобщений, выводов и умозаключений.

На уроках я часто предлагаю детям яркие, красивые и хорошо оформленные ребусы. Они с удовольствием их разгадывают, увлекаются, а затем самостоятельно находят новые ребусы в книгах или придумывают их сами.

Особое внимание уделяю домашним творческим работам.

Например, в 5-7 классах на каникулы предлагаю написать сказку, басню или стихотворение на математическую тему. Учащиеся воспринимают такие задания с интересом. Каждый ученик попробует себя в роли сказочника. Все с нетерпением ждут момента, когда я буду читать эти творческие работы, и каждый ждет, что прочитают именно его сказку.

На уроках, если находится место для сказки, всегда царит хорошее настроение, а это залог продуктивной работы. Сказка обогащает урок юмором, фантазией, выдумкой, творчеством.

Часто устраиваю на уроках минутки поэзии «Математика в стихах»:

Пропорция

Кто с задачами постарается,
Тот не упустит решений.
А пропорцией называется
Равенство двух отношений.

Обыкновенная дробь

Каждый может за версту,
Видеть дробную черту.
Над чертой – числитель, знайте
Под чертой – знаменатель.
Дробь такую, непременно,
Надо звать обыкновенной.

В шестых классах я использую так называемые «красивые» задания на координатной плоскости. Они неизменно вызывают интерес у детей среднего возраста, прежде всего потому, что просты по форме и разнообразны по внешнему выражению, ведь на рисунках в координатах могут быть изображены не только отдельные объекты, но даже и целые сюжеты.

Такие задания пробуждают фантазию учеников, помогают им воочию увидеть красоту математики, непосредственно соприкоснуться с миром прекрасного прямо на уроке, в процессе выполнения учебно-познавательных заданий.

Хочется рассказать еще об одной моей находке в работе по воспитанию интереса учащихся к математике.

Я организовала кружок «Любителей математики» еще в пятом классе, который сейчас в девятом классе преобразовался в факультатив.

На занятиях факультатива мы рассматриваем сложные вопросы программного материала, а также выполняем задания, развивающие способности, кругозор учащихся. Особое внимание уделяется решению задач. Кроме того, мы знакомимся с биографиями ученых-математиков, с условиями их жизни. Ведь жизнь великого ученого - это пример целеустремленности в работе, самозабвенного труда на пользу человечества.

Так как все мои ученики в конечном итоге пишут рефераты или научно-исследовательские труды, этот этап работы обращен к написанию введения, экспериментирования, обдумывания, применения и проверки. Этот этап работы называется “метод проектов”. В моем случае “Проект” - исследовательская работа школьников под управлением учителя, может выполняться индивидуально или группами учащихся в течение заданного времени, и является итогом работы ученика, занимающегося на факультативе.

Исследовательские работы школьников защищаются на школьных конкурсах, районных, учащиеся достойно выступают со своими проектами, занимая призовые места.

Развивая интерес к математике такими приемами деятельности, я убеждаюсь в их эффективности. Наблюдается положительная динамика успеваемости и качества знаний учащихся. К тому же, выше перечисленные методы имеют здоровьесберегательную направленность: снимают усталость, напряженность умственного труда, повышают работоспособность учащихся на уроке. Мои ученики показывают хорошие знания не только в заданиях на уровне воспроизведения, а и на уровне их творческого применения в новой учебной ситуации, участвуют в школьных научно-практических конференциях, которые оцениваются по следующим параметрам:

·         Продуктивность или беглость мысли – способность к продуцированию максимально большого числа идей.

·         Гибкость мыслей – представляет собой способность переключаться с одной идеи на другую.

·         Оригинальность – один из основных показателей творчества. Это способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых, банальных.

·         Законченность – способность совершенствовать, придавать завершенный вид своему творческому продукту.

Следует считать, что все дети от рождения талантливы, и целью всех взрослых, этих детей окружающих: педагогов, родителей – не погасить искру таланта. В своей работе я ощущаю поддержку родителей, которые постоянно интересуются успехами своих детей, стимулируют их интерес к предмету. Работа с сильными учениками влияет и на рост самого учителя. Это побуждает, меня заниматься самообразованием, и своими творческими находками я с удовольствием делюсь с коллегами, выступая на методическом объединении, методическом и педагогическом советах.

Много времени уделяю кабинету: мне он служит научно-методической лабораторией, где систематизирован дидактический и раздаточный материал, имеются богатая библиотека, авторские разработки, творческие работы учащихся, стенды – «К уроку», «Это нужно знать и уметь », «Наши работы».

Что же нужно сделать, чтобы талантливые дети вырастали в талантливых взрослых, т.е. могли реализовать себя, добиться признания и успеха? Изменить генетику мы не можем, что – дано, то – дано. Попытки изменить социальную среду – также к успеху не приводят. Значит, нам остается только возможность создания интеллектуальной среды в классе, в школе, в городе.

Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования, нужно правильное руководство развитием творческих способностей на уроке и во внеурочное время.

«Стимулы математиков всех времен: любознательность и стремление к красоте», - писал Дьедоне Ж., и мы стараемся использовать их в своей работе.

Все это будет, если отношение учителя к детям и предмету, и отношение детей к предмету и учителю будут иметь характер позитивного творческого сотрудничества.

Таким образом, преподавание математики дает учителю уникальную возможность развивать ребенка на любой стадии формирования его интеллекта.

Впереди меня ждут новые поиски, новые заботы в обучении и воспитании подрастающего поколения.


Развитие творческих способностей и мотивация учащихся на уроках математики

Развитие творческих способностей и мотивация учащихся на уроках математики

Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребенка и не превратить эту работу в забаву – одна из труднейших и важнейших задач дидактики», - писал

Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребенка и не превратить эту работу в забаву – одна из труднейших и важнейших задач дидактики», - писал

Для создания игровых ситуаций на уроках математики использую исторические экскурсы, факты из жизни, занимательные задачи

Для создания игровых ситуаций на уроках математики использую исторические экскурсы, факты из жизни, занимательные задачи

Я организовала кружок «Любителей математики» еще в пятом классе, который сейчас в девятом классе преобразовался в факультатив

Я организовала кружок «Любителей математики» еще в пятом классе, который сейчас в девятом классе преобразовался в факультатив

Что же нужно сделать, чтобы талантливые дети вырастали в талантливых взрослых, т

Что же нужно сделать, чтобы талантливые дети вырастали в талантливых взрослых, т
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2020