«Развитие творческих способностей младших школьников на уроках окружающего мира методом проектов»

  • pptx
  • 09.11.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала KR_Tavastsherna_TEA_20_05_17.pptx

государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Калининградской области «Педагогический институт» 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках окружающего мира методом проектов»

Выполнена студенткой Тавастшерна Екатериной Александровной

Основная образовательная программа
высшего образования - программа бакалавриата
по специальности 44.03.05. Педагогическое образование
Профили подготовки: Начальное образование. Дошкольное образование

Научный руководитель: к.х.н., доцент Трофимова Е.А.

Черняховск, 2017

1

Актуальность

В современном образовании важен переход от технологий репродуктивного характера к технологиям творческого характера, связанных с изменением социального опыта природопокорительного характера, развития опыта изучения и решения реальных экологических проблем. Решению данной задачи полностью отвечает метод проекта или технология проектного обучения. В основе метода проекта — развитие познавательных интересов обучающихся; умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве; развитие критического мышления.

2

Понятийный аппарат

Объект исследования: развитие творческих способностей младших школьников на уроках окружающего мира.
Предмет исследования: развитие творческих способностей младших школьников методом проектов.
Цель: изучить особенности применения метода проектов в начальной школе на уроках окружающего мира.

3

Понятийный аппарат

Задачи:
изучить и проанализировать психолого–педагогическую, методическую и специальную литературу по теме исследования;
охарактеризовать проектную деятельность как одну из новых педагогических технологии;
определить роль проектной деятельности в курсе окружающего мира;
выявить особенности использования метода проектов как средства развития исследовательской деятельности младших школьников в процессе изучения окружающего мира.

4

Проект

Метод проектов

Младший школьный возраст

Творческие способности


это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта (состояния),в некоторых случаях - план, замысел какого-либо действия.


это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий


младший школьный возраст называют вершиной детства. В современной периодизации психического развития охватывает период от 6-7 до 9-11 лет.


способности человека принимать творческие решения, принимать и создавать принципиально новые идеи.


Краткий психологический словарь / Под общей редакцией Н.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985.- С.13.


Бритвина Л.Ю. Метод проектов на уроке.//Начальная школа.-2005. - №6 – С. 105.


Юнг С.А. Организация проектной деятельности младшего школьника: учебно-методическое пособие. Оренбург: ГарнитураТаймс, 2007. 92 с.


Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. – М.: Просвещение, 2005. – 92 с

Глоссарий

5

Овчинникова В.С. О структуре современного урока. Начальная школа. 2015. №1. С.35-38.

6

Глава I. Теоретическая часть исследования по теме «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках окружающего мира методом проектов»

Доминирующий в проекте метод:

Воронцов А.Б. Проектная задача как преобразование проектной деятельности в начальной школе. Начальная школа. Все для учителя. 2012. №3. С. 6-7.

7

По доминирующему содержательному аспекту проекты могут быть:

Воронцов А.Б. Проектная задача как преобразование проектной деятельности в начальной школе. Начальная школа. Все для учителя. 2012. №3. С. 6-7.

8

По характеру контактов:

9

Воронцов А.Б. Проектная задача как преобразование проектной деятельности в начальной школе. Начальная школа. Все для учителя. 2012. №3. С. 6-7.

По количеству участников проекта:

10

Воронцов А.Б. Проектная задача как преобразование проектной деятельности в начальной школе. Начальная школа. Все для учителя. 2012. №3. С. 6-7.

По продолжительности проведения:

11

Воронцов А.Б. Проектная задача как преобразование проектной деятельности в начальной школе. Начальная школа. Все для учителя. 2012. №3. С. 6-7.

Этапы разработки проектов

Керженцева А.В. Новый подход к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Начальное образование. 2014. №6. С.9-11.

12

Типы проектной задачи:

13

Керженцева А.В. Новый подход к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Начальное образование. 2014. №6. С.9-11.

Предметные
Межпредметные

Разновозрастные
Одновозрастные

Возрастные особенности младшего школьного возраста
(7-11 лет, основной вид деятельности – учение)

Характеристика:
развитие произвольного внимания, восприятия, памяти (прежде всего механической);
развитие мышления (переход от наглядно-образного к словесно-логическому и рассуждениям на уровне конкретных понятий);
формирование саморегуляции поведения, воли;
 освоение умений читать, писать, делать арифметические вычисления, накапливать знания;
овладение навыками домашнего труда;
расширение сферы общения, появление новых авторитетов (учитель), формирование отношений в учебном коллективе;
формирование самооценки на основе учительского оценивания и достигнутых результатов в учении; часто снижение самооценки.

14

15

Что такое творческие способности?

Яковлева, Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности: учеб.пособие.-/Е.Л. Яковлева.-М: Флинта, 2015.-224с.

16

Название проекта: « Покормите птиц зимой»
Цель проекта для учеников:
расширить знания об окружающем мире (условия жизни животных, среда их обитания, питание);
оказать посильную помощь зимующим птицам- изготовить кормушки тематического плана и обеспечить их подкормку);
принять участие в экологических неделях, проводимых в школе
применить знания, полученные в урочное и внеурочное время по теме проекта, на практике.
Задачи проекта:
создать условия и формировать у обучающихся познавательный интерес и бережное отношение к природе;
расширить рамки внеклассной работы с обучающимися через организацию конкурсов мини-проектов, рисунков, организацию выставок.;
привлечь к участию в проекте родителей обучающихся;
использовать разные формы участия в подготовке и оформлении результатов, формы представления результатов проекта;
создать условия и формировать культуру представления результатов проектной деятельности, включая ИКТ-компетентность младших школьников.
Планируемый результат:
изготовить кормушки для зимующих птиц;
представить в удобной для обучающихся форме отчет о ходе выполнения проекта: фотоотчет, презентация, рекомендации, комментарии, т.д.;
подготовка и защита мини-проектов в рамках классного конкурса проектов;

Глава II. Практическая часть по теме: «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках окружающего мира методом проектов»

17

Примеры проектов, направленных на развитие творческих способностей младших школьников.

Название проекта:  «Школа здоровья, что это значит?»
Задачи:
сформировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной и исследовательской деятельности, навыки работы в парах;
обобщить полученную информацию и организовать работу по реализации проекта;
воспитывать уважение к результатам труда.
приготовить плакаты, по окончанию проекта.
Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Отрабатывать навыки выполнения исследования
Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и вклад в общее выполнение проекта.
Регулятивные УУД: умение организовывать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

18

«Человек – защитник своего Отечества»
На уроках технологии изготавливается аппликация на тему: «Ледовое побоище», «Невская битва», «Куликовская битва».
Во внеурочное время проводится игра-путешествие «По маршруту ополчения 1612 года», «По маршруту отступления французской армии 1812 года».
Во внеурочное время обучающиеся готовят сообщения на темы: «Александр Невский», «М.И. Кутузов - великий русский полководец».
На экскурсиях в школьный краеведческий музей ребята знакомятся с памятниками Славы в своём селе, орденами и медалями.
На уроках технологии дети выполняют творческие работы - памятники героям–воинам, а также работу в технике оригами – журавлик мира.
На классных часах проводятся встречи с воинами городской воинской части; экскурсии в полк, к памятникам воинской Славы в городе.
На уроках русского языка дети пишут мини-сочинения на тему: «Что такое война?».
Кроме этого, во внеурочное время, ребята, работая в группах, готовят защиту своих проектов.

Примеры проектов, направленных на развитие творческих способностей младших школьников.

19

 Потребность современного общества в активных личностях, способных ставить новые проблемы, находить качественные решения в условиях неопределенности, требует от образовательной системы развития творческих способностей с самого начального этапа образования.
Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов. Именно поэтому развитие творческих способностей на этом этапе особенно важно.
Эффективным методом развития творческих способов и познавательных интересов обучающихся; умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве в младшем школьном возрасте является метод проектов.

Заключение

Спасибо за внимание!