|
|
|
|
Развитие творческих способностей младших школьников, посредством фольклора.
|
|
|
|
|
|
|
|
Каждая образовательная область вносит свой вклад в формирование человека.
Образовательная область искусство, предоставляет учащимся возможность осознать себя как духовно-значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира. Освоить непреходящие ценности культуры, перенять духовный опыт поколений.
Искусство с первых дней школьной жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, в его эстетической и нравственной сущности, развивает ассоциативное, образное мышление. Именно в искусстве школьник развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность.
В наше время с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека, возрождение и расцвета культурных традиций народов России. Эту задачу по развитию личности ребенка помогает решить и кружковая работа, а в частности, занятия школьников по фольклору. Занятия по фольклору имеют в себе большие возможности для творческого развития школьников.
Анализируя детское продуктивное творчество, можем судить о качествах ребенка, его склонностях, интересах, о разнообразии способностей. творческая деятельность способна оказать преобразующее влияние на личность ребенка.
Теоретически основа толкования понятия детского творчества строится на признании наличия у детей врожденных задатков, которые независимо и спонтанно выявляются в деятельности детей. В раннем детстве уже складывается свободное творчество, отвечающее принципам свободы творчества.
Источником музыкального творчества считают жизненные явления, саму музыку, музыкальный опыт, которым овладел ребенок.
Процесс детского творчества вызывает у детей особое желание действовать в искренней и непринужденной обстановке в таких видах деятельности как игра, инсценировка, песня и др.
По своей природе детское творчество синтетично и часто носит импровизационный характер. Оно дает возможность значительно полнее судить об индивидуальных особенностях и своевременно выявить способности у детей.
Б.М. Теплов отмечает, что раннее вовлечение детей в творческую деятельность полезно для общего развития, вполне отвечает по потребностям и возможностям ребенка. У детей семи лет широко развивается самостоятельное творчество: музыкальное, театральное, литературное. Этой же точки зрения на значение результативной продуктивной деятельности, на роль творческого воображения и его особенностей придерживаются Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец. К. Головская доказывает в своем исследовании, что дети проявляют творчество в такой близкой им деятельности, как музыкальные игры, хороводы, пляски, пение, во всех видах музыкального творчества.
При занятиях творческой деятельностью развиваются творческие способности. Термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, определяется в литературе неоднозначно. Распространенным является определение:
Способности – это то, что не сводится к знаниям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.
Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес ученый Б.М. Теплов.
В понятие «способности» по его мысли, заключено три идеи.
Во-первых, под способностями разумеется индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.
Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности.
В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам и умениям, которые уже выработаны у данного человека.
Способности, считает Б.М. Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается на практике, со временем теряется, так как человек перестает ею пользоваться.
Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями, мы поддерживаем и развиваем дальше способности.
Различают общие (умственные способности – развитая память, совершенная речь, точность ручных движений и специальные способности, например, музыкальные). Они определяют успехи в специфических видах деятельности, для которой необходимы задатки определенного рода (в нашем случае – музыкальные) и их развитие. В эти задачи входят три основные музыкальные способности.
1. Ладовое чувство или эмоциональный перцептивный компонент музыкального слуха.
2. Способность к слуховому представлению, т.е. способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающая звуковысотные движения. Способность к слуховому представлению совместно с ладовым лежит в основе гармоничного слуха. Это способность образует основное ядро музыкального воображения.
3. Музыкально-ритмическое чувство, то есть способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить последний – это лежит в основе музыкальной отзывчивости на музыку, многоплановость и разнообразие видов деятельности, в которую одновременно включается школьник, выступает одним из условий комплексного и разностороннего развития его способности.
Основное требование к деятельности, развивающей способности – творческий характер деятельности. Развитие музыкальных творческих способностей – это выработка у ребенка стремления к проявлению собственной инициативы, музыкального таланта: стремление создать что-то новое, свое лучшее, стремление расширить кругозор, наполнить новым содержанием свои познания в области народной музыкальной культуры.
Рассмотрим следующие задачи в развитии творческих способностей детей:
· Воспитание устойчивого интереса и любви к народному искусству способствует развитию творческих способностей учащихся.
· Воспитание у учащихся стремления к самовыражению посредством творческой деятельности способствует развитию творческих способностей.
· Освоение народного творчества через овладение учащимися навыками хорового народного пения, исполнительства народной хореографии способствует развитию музыкально-творческих способностей.
· Занятия в детском объединении по фольклору способствуют воспитанию эстетических чувств.
· Через фольклор можно решать воспитательные задачи.
Система знаний детского объединения по фольклору позволяет школьникам становиться эстетически развитыми людьми, имеющими необходимый объем знаний, умений и навыков, позволяющим им принять активное участие в культурной жизни общества.
Список литературы:
1. Готовцев Г.А. «Мифология и фольклор». Программа и методические рекомендации. М. Новая школа 2006 г.
2. Государственный образовательный стандарт (научно-региональный компонент образования). 1999
3. Назаров Л. «Введение в песенный фольклор», журнал «Народное творчество» № 1, 2009
4. «Развитие творческой активности школьников», М. Педагогика 1999
5. Фомина Н.Н. «Народные праздники и программы с методическими рекомендациями организации уроков» . 2008
6. Журналы «Искусство в школе»,
7. «Музыка в школе», «Народное творчество» , 2011-2016.
8.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.