Развитие творческих способностей младших школьников посредством фольклора.
Оценка 5

Развитие творческих способностей младших школьников посредством фольклора.

Оценка 5
doc
15.09.2020
Развитие творческих способностей младших школьников посредством фольклора.
Развитие творческих способностей младших школьников, посредством фольклора..doc

 

 

 

 

 Развитие творческих способностей младших школьников, посредством фольклора.

 

 

 

 

 

 

 

 

Каждая образовательная область вносит свой вклад в формирование человека.

Образовательная область искусство, предоставляет учащимся возможность осознать себя как духовно-значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира. Освоить непреходящие ценности культуры, перенять духовный опыт  поколений.

Искусство с первых дней школьной жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, в его эстетической и нравственной сущности, развивает ассоциативное, образное мышление. Именно в искусстве школьник развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность.

 В наше время с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека, возрождение и расцвета культурных традиций народов России. Эту задачу по развитию личности ребенка помогает решить и кружковая работа, а в частности, занятия школьников по фольклору. Занятия по фольклору имеют в себе большие возможности для творческого развития школьников.

Анализируя детское продуктивное творчество, можем судить о качествах ребенка, его склонностях, интересах, о разнообразии способностей. творческая деятельность способна оказать преобразующее влияние на личность ребенка.

Теоретически основа толкования понятия детского творчества строится на признании наличия у детей врожденных задатков, которые независимо и спонтанно выявляются в деятельности детей. В раннем детстве уже складывается свободное творчество, отвечающее принципам свободы творчества.

Источником музыкального творчества считают жизненные явления, саму музыку, музыкальный опыт, которым овладел ребенок.

Процесс детского творчества вызывает у детей особое желание действовать в искренней и непринужденной обстановке в таких видах деятельности как игра, инсценировка, песня и др.

По своей природе детское творчество синтетично и часто носит импровизационный характер. Оно дает возможность значительно полнее судить об индивидуальных особенностях и своевременно выявить способности у детей.

Б.М. Теплов отмечает, что раннее вовлечение детей в творческую деятельность полезно для общего развития, вполне отвечает по потребностям и возможностям ребенка. У детей семи лет широко развивается самостоятельное творчество: музыкальное, театральное, литературное. Этой же точки зрения на значение результативной продуктивной деятельности, на роль творческого воображения и его особенностей придерживаются Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец. К. Головская доказывает в своем исследовании, что  дети проявляют творчество в такой близкой им деятельности, как музыкальные игры, хороводы, пляски, пение, во всех видах музыкального творчества.

При занятиях творческой деятельностью развиваются творческие способности. Термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, определяется в литературе неоднозначно. Распространенным является определение:

Способности – это то, что не сводится к знаниям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.

Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес ученый Б.М. Теплов.

В понятие «способности» по его мысли, заключено три идеи.

Во-первых, под способностями разумеется индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.

Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности.

В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам и умениям, которые уже выработаны у данного человека.

Способности, считает Б.М. Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается на практике, со временем теряется, так как человек перестает ею пользоваться.

Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями, мы поддерживаем и развиваем дальше способности.

Различают общие (умственные способности – развитая память, совершенная речь, точность ручных движений и специальные способности, например, музыкальные). Они определяют успехи в специфических видах деятельности, для которой необходимы задатки определенного рода (в нашем случае – музыкальные) и их развитие. В эти задачи входят три основные музыкальные способности.

1.        Ладовое чувство или эмоциональный перцептивный компонент музыкального слуха.

2.        Способность к слуховому представлению, т.е. способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающая звуковысотные движения. Способность к слуховому представлению совместно с ладовым лежит в основе гармоничного слуха. Это способность образует основное ядро музыкального воображения.

3.        Музыкально-ритмическое чувство, то есть способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить последний – это лежит в основе музыкальной отзывчивости на музыку, многоплановость и разнообразие видов деятельности, в которую одновременно включается школьник, выступает одним из условий комплексного и разностороннего развития его способности.

Основное требование к деятельности, развивающей способности – творческий характер деятельности. Развитие музыкальных творческих способностей – это выработка у ребенка стремления к проявлению собственной инициативы, музыкального таланта: стремление создать что-то новое, свое лучшее, стремление расширить кругозор, наполнить новым содержанием свои познания в области народной музыкальной культуры.

 

Рассмотрим следующие задачи в развитии творческих способностей детей:

·        Воспитание устойчивого интереса и любви к народному искусству способствует развитию творческих способностей учащихся.

·        Воспитание у учащихся стремления к самовыражению посредством творческой деятельности способствует развитию творческих способностей.

·        Освоение народного творчества через овладение учащимися навыками хорового народного пения, исполнительства народной хореографии способствует развитию музыкально-творческих способностей.

·        Занятия в детском объединении по фольклору способствуют воспитанию эстетических чувств.

·        Через фольклор можно решать воспитательные задачи.

Система знаний детского объединения по фольклору позволяет школьникам становиться эстетически развитыми людьми, имеющими необходимый объем знаний, умений и навыков, позволяющим им принять активное участие в культурной жизни общества.

 

 

 

Список литературы:

 

1.                                   Готовцев Г.А. «Мифология и фольклор». Программа и методические рекомендации. М. Новая школа 2006 г.

2.                                   Государственный образовательный стандарт (научно-региональный компонент образования).  1999

3.                                   Назаров Л. «Введение в песенный фольклор», журнал «Народное творчество» № 1, 2009

4.                                   «Развитие творческой активности школьников», М. Педагогика 1999

5.                                   Фомина Н.Н. «Народные праздники и программы с методическими рекомендациями организации уроков» . 2008

6.                                   Журналы «Искусство в школе»,

7.                                    «Музыка в        школе», «Народное творчество» ,  2011-2016.


8.                                  

Развитие творческих способностей младших школьников, посредством фольклора

Развитие творческих способностей младших школьников, посредством фольклора

Источником музыкального творчества считают жизненные явления, саму музыку, музыкальный опыт, которым овладел ребенок

Источником музыкального творчества считают жизненные явления, саму музыку, музыкальный опыт, которым овладел ребенок

Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности

Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности

Основное требование к деятельности, развивающей способности – творческий характер деятельности

Основное требование к деятельности, развивающей способности – творческий характер деятельности

Список литературы : 1.

Список литературы : 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.09.2020