Развитие творческих способностей на уроках истории
Оценка 4.6

Развитие творческих способностей на уроках истории

Оценка 4.6
Раздаточные материалы
doc
28.03.2024
Развитие творческих способностей на уроках истории
Методическая работа
razvitie_tvorcheskih_sposobnostey_uchashchihsya_na_urokah_istorii_i_obshchestvoznaniya.doc

Развитие творческих способностей учащихся на уроках истории и обществознания.

В современной педагогической науке разработано несколько технологий, направленных на развитие творческих способностей личности: это "Методика коммунарского воспитания" Иванова Игоря Петровича, "Технология творческого развивающего обучения" Волкова Игоря Павловича, "Теория решения изобретательских задач" Альтшуллера Генриха Сауловича и ряд других. Они направлены на развитие различных сфер личности и имеют как общие, так и специфические особенности.

Многие технологии сводятся к развитию творческого мышления, как необходимого условия для формирования интеллектуально развитой личности.

Но в процессе обучения истории, немаловажную роль играют и другие виды творчества: литературное, художественное, научное, музыкальное. Эти виды творчества помогают раскрыть индивидуально-личностные качества учащихся.

Научное творчество помогает учителю опираться на имеющийся у детей багаж знаний, умений, навыков, ставить перед ними поисковую творческую задачу, консультировать и использовать в учебном процессе её результаты.

Метод художественного исполнительства организует совместную деятельность учителя и учащихся на основе идейно-эмоционального освоения школьниками эстетических свойств вещей и явлений, овладения художественными средствами выражения своего эстетического понимания, чувствования и отношения к действительности.

Литературное и музыкальное исполнительство на уроках истории проявляется в выразительном изложении мыслей, чтения наизусть, драматизации, декламации, грамотном чтении.

Применение и развитие различных видов творчества в процессе обучения истории углубляет знания учащихся, вызывает интерес к процессу учения.

Для систематизации творческих уроков, заданий необходимо учителю заранее составлять планирование уроков и заданий творческого характера по темам.

Процесс развития творческих способностей на уроках истории должен быть непрерывным, проводиться не от случая к случаю, а систематически. В связи с этим в своей работе я ставлю перед собой следующие задачи для развития творческих способностей учащихся на уроках истории:

1. Использовать в дальнейшей работе педагогические технологии, способствующие творческому развитию учащихся на уроках истории.

2. Создавать условия для проявления и формирования основных черт творческой деятельности.

3. Содействовать сотрудничеству и сотворчеству ученика и учителя.

 

4. Способствовать воспитанию общественно-активной, творческой

личности, способной преумножить общественную культуру.

 

АКТУАЛЬНОСТЬ

Проблема творческого развития весьма актуальна сегодня. ускорение научно-технического прогресса будет зависеть от количества и качества творчески развитых умов, от их способности обеспечить быстрое развитие науки и техники. таким образом, актуальность проблемы творческого развития вытекает из самой жизненной ситуации.

Во-первых, развитие творческих способностей позволяет воспитывать инициативную, думающую, способную на творческих подход в любом деле личность.

Во-вторых, позволяет учащимся осмысливать события и явления на основе исторического анализа.

В-третьих, помогает воспитывать современное историческое сознание, развивать самостоятельное, персонифицированное мышление.

В-четвертых, развитие творческих способностей ведет к формированию интеллектуальной, гармонически развитой личности.

 

            Предлагаю несколько вариантов использования творческих заданий на уроках истории и обществознания.

 

 

Использование литературного творчества.

 

Написание хайку.

1)  Я был кем-то или чем-то

Я видел кого - то или что-то.

2) Место и действие .

(где и что делал)

3) Определите как?

 

( примеры текстов написанные учениками)

 

 

***

Я был листом

Растущим в лесу , давая пищу

Не желая того.

 

***

Я был Александром

Совершал походы на Восток.

С победой.

 

***

Я был облаком

Плывущим над сражением

Мне было страшно.

 

***

Я был солдатом

Воевал за Родину

Храбро.

 

Написание синквейнов.

 

1) Одно слово существительное или местоимение,  обозначающее объект или предмет.

2) Два слова : прилагательное или причастие.

3) Три глагола , обозначающих действия объекта.

4) Фраза из четырех слов , личное отношение автора к предмету.

5) Одно слово. Суть предмета.

 

( синквейны написанные учениками)

***

Учитель добрый знающий

Учит, воспитывает, помогает,

Старый друг,  лучше новых

Мастер.

  

***

Иван

Грозный ,  неуравновешенный.

Убивает, пытает, казнит.

Как зверь

Беспощадный.

 

***

Война

Голодная, кровавая

Стреляют, убивают, разрушают.

Нет ничего ужаснее в мире.

Страх.

 

 

Использование игровых приемов на уроках , для повторения и закрепления материала.

 

5 класс. Исторический диктант.

 

А- первобытное общество

Б - Древний Египет.

 

Выписать в нужный столбик  цифры, которыми обозначены слова.

1-фараон, 2- дубина, 3-рубило, 4- шадуф, 5- старейшина, 6- Нил, 7- Северо- Восточная Африка, 8- гарпун, 9- племя, 10- оазис, 11- плуг, 12- мотыга.

Проверка:

А: 2, 3, 5, 8. 9, 11, 12,

Б: 1, 4, 6, 7. 10.

 

 

"Веришь ,  не веришь?"

 

1) Верите ли вы , что река Ганг течет в Китае?

2) Верите ли вы , что Греция расположена в Передней Азии?.

3) Верите ли вы , что Буддизм развивался в Индии, а Конфуцианство в Междуречье?

4) Верите ли вы , что железо изобрели персы?

5) Верите ли вы , что шахматы изобрели в Египте?

6) Верите ли вы , что Евфрат течет в Междуречье?

 

"Аукцион"

 

Учащимся предлагается записать в столбик слова , которые характеризуют Индию.

На работу дается пять минут времени.

Затем предлагается начальная цена : шесть слов. Кто больше?

Побеждает тот,  кто больше назовет слов.

 

 

"Хлопни верно"

 

 

Учитель произносит слова относящиеся к определенной теме , учащимся необходимо хлопнуть в ладоши в тот момент когда произносится не верное слово , относящееся к другой теме.

Зевс, Посейдон, Хеопс, Дионис, Солон, Хаммурапи, Аид, Геракл, Гефест.

 

 

Тема: Жизнь египетского вельможи

 

1.         Мини-диктант.

А - первобытное общество             В - Египет

Выписать в нужный столбик цифры:

Фараон1, дубина2, старейшина5, Нил6, Северо-Восточная Африка7, гарпун8, племя9, оазис10, плуг11, мотыга12.

Проверка:

А - 2, 3, 5, 8, 9, 11, 12.

В - 1, 4, 6, 7, 10.        

2.         Какой век?

А) 113 год -     , 16 год -     , 1431 год -     , 988 год -     , 705 год -    

Б) 215 год -     , 22 год -     , 1817 год -     , 875 год -     , 1114 год -   

 

 

 

 

Тема: Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

 

1.         Вспомни слова.

ил                                           фараон

оазис                          пороги

гарпун                        рубило

род                              племя

Геродот                      история

 

 

2.         О чем (ком) идет речь.

А) Собрав сородичей и всех друзей

Решил он с ними поживиться.

Чужое племя он ограбил побыстрей

И с ними после боя поделился

                                   (вождь)

Б) Это предки всех слонов,

Но огромнее, лохмаче.

Для охотников, тем паче,

Нет желаннее добычи.

                                        (мамонт)

В) Он был царем,

Потом завоевал Египет.

И стал хозяином корон,

Повелевать стал всеми… (фараон)

 

 

6 класс.

Тема "Понятие средние века"

 

1) Вспомни из ранее изученного , что означают эти слова?

Нил, гарпун, фараон, ил, Ра, история, Геродот, Гомер.

2) определи век.

678 год-?

1132 год - ?

876 год - ?

1567 год -?

 

Тема : " Образование государств во Франции, Германии, Италии"

 

"Оком , о чем речь?"

1) Он стал первым носителем титула король. Был высокого роста, в своей жизни совершил более пятидесяти военных походов?

( Карл Великий)

2) Это первый закон франков, в данном законе отразились традиции франков?

( Солическая Правда)

3) Как называли владельца крупного земельного надела?

( феодал)

4) Распад  некогда единого государства на более мелкие территории?

(феодальная раздробленность)

5) Война происходящая в нутрии государства ?

( междоусобная)

 

Русь древняя и средневековая.

 

Что за слово?

Кирюф ( Рюрик)

Тыйба  (Батый)

Дора ( Орда)

Зьняк (князь)

 

Озвучь картину.

 

***

 

Настал долгожданный день. Дул тихий ветерок.  Лаяли собаки, нервно потряхивая шерстью. Гудела толпа возле ветхого дома. Важно ходили куры , вторили ветру птицы. Сквозь ржание лошади были слышны прощальные слова : " За все заплачено. Пора в дорогу."

1 пара- дул тихий ветер.

2пара- лаяли собаки

3 пара - голоса кур.

4 пара - голоса птиц.

5 пара - ржание лошади.

6 пара - крестьянин.


Развитие творческих способностей учащихся на уроках истории и обществознания

Развитие творческих способностей учащихся на уроках истории и обществознания

Предлагаю несколько вариантов использования творческих заданий на уроках истории и обществознания

Предлагаю несколько вариантов использования творческих заданий на уроках истории и обществознания

Убивает, пытает, казнит. Как зверь

Убивает, пытает, казнит. Как зверь

Мини-диктант. А - первобытное общество

Мини-диктант. А - первобытное общество

Тема : " Образование государств во

Тема : " Образование государств во
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2024