Комплексный контроль тренировочной и соревновательной деятельности в легкой атлетике
Оценка 5

Комплексный контроль тренировочной и соревновательной деятельности в легкой атлетике

Оценка 5
doc
23.03.2024
Комплексный контроль тренировочной и соревновательной деятельности в легкой атлетике
Комплексный контроль тренировочной и соревновательной деятельности в легкой атлетике.doc

Комплексный контроль тренировочной и соревновательной деятельности в легкой атлетике.

Комплексный контроль - измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня подготовленности спортсмена (используются педагогические, психологические, биологические, социометрические, спортивно-медицинские и другие методы и тесты). Комплексность контроля реализуется только тогда, когда регистрируются три группы показателей: 1) показатели тренированных и соревновательных воздействий; 2) показатели функционального состояния и подготовленности спортсмена, зарегистрированные в стандартных условиях; 3) показатели состояния внешней среды. Комплексный контроль в большинстве случаев реализуется в ходе тестирования или процедуры измерения результатов в тестах.

Выделяют 3 группы тестов. Первая группа тестов— тесты, проводимые в покое. К ним относят показатели ФР (рост и масса тела, толщина кожно-жировых складок, длина и обхват рук, ног, туловища и т.д.). В покое измеряют функциональное состояние сердца: мышц, нервной и сосудистой систем. В эту же группу входят психологические тесты. Вторая группа тестов — это стандартные тесты, когда всем спортсменам предлагается выполнить одинаковое задание (например, бежать на тредбане со скоростью 5 м/с в течение 5 мин или в течение 1 мин подтянуться на перекладине 10 раз и т.д.). Специфически особенность этих тестов заключается в выполнении непредельной нагрузки, и поэтому мотивация на достижение максим возможного результата здесь не нужна. третья группа тестов — это тесты, при выполнении которых нужно показать максим возможный двигательный результат. Измеряются значения биомеханических, физиологических, биохимических и других показателей (силы, проявляемые в тесте, ЧСС, МПК, анаэробный порог, лактат и т.п.). Особенность таких тестов необходимость высокого психологического настроя, мотивации на достижение предельных результатов. Исходя из задач управления подготовкой спортсмена, различают оперативный, текущий и этапный контроль.

 

Контроль основных сторон в тренировке по легкой атлетике.

Поскольку состояние подготовленности спортсменов постоянно изменяется, каждая из ее сторон (техническая, физическая и др.) подлежит количественной и качественной оценке в условиях этапного, текущего и оперативного контроля. Принципиальное значение в этом случае приобретают способы определения подготовленности спортсменов.

Контроль физической подготовленности.

Контроль физической подготовленности проводится в целях объективной количественной оценки силы, быстроты, выносливости, гибкости, координационных способностей.

Контроль силы осуществляется путем количественной оценки силовых качеств спортсменов, проявляемых при работе в статическом или динамическом режимах работы мышц.

В процессе контроля необходимо обеспечить стандартизацию режима работы мышц, исходных положений, углов сгибания в суставах, психологических установок или мотивации. Обычно регистрируются максимальная и взрывная сила, силовая выносливость, учитываются ее абсолютные и относительные (с учетом массы тела спортсмена) показатели.

Контроль максимальной силы осуществляется как в статическом, так и в динамическом режимах.

При контроле взрывной силы обычно пользуются скоростно-силовым индексом, представляющим отношение максимальной величины силы ко времени ее проявления.

Контроль взрывной силы часто проводится в комплексе с проявлением быстроты и технических возможностей.

Для контроля быстроты используются показатели, характеризующие ее комплексные и элементарные формы: первые контролируются путем измерения времени выполнения целостных упражнений (время преодоления спринтерских дистанций в различных видах спорта; время технико-тактических комбинаций в спортивных играх; время выполнения ударов в боксе, бросков – в борьбе и т.д.); вторые – путем регистрации времени двигательной реакции в различных условиях, времени одиночных движений, частоты движений.

Контроль комплексных форм производится с помощью показателей максимальной скорости, демонстрируемой спортсменом в упражнениях такой продолжительности, при которой не обнаруживается падение работоспособности вследствие развивающегося утомления (до 20с).

Контроль уровня реакции предусматривает использование показателей, характеризующих простые и сложные реакции.

Контроль быстроты одиночных движений основан на использовании неспецифических и специфических упражнений.

Наиболее информативным показателем быстроты одиночных движений является время выполнения специфических движений или упражнений.

При организации контроля и выборе регистрируемых показателей для оценки быстроты необходимо учитывать следующие общие положения:

- показатели простой неспецифической двигательной реакции на различные раздражители (световой, звуковой, тактильный), регистрируемые в неодинаковых условиях (реагирование разными частями тела, в разнообразных исходных положениях), оказываются эквивалентными. Спортсмены, демонстрирующие более высокие показатели в одной ситуации, оказываются более быстрыми и во всех других;

- показатели простой специфической реакции мало взаимосвязаны, поскольку степень освоенности движений, следующих за латентным периодом реакции существенно влияет на общее время реакции (бегун-спринтер может оказаться медлительным при старте в беге на коньках);

- отсутствие зависимости между показателями времени простой и сложной реакций, элементарными и комплексными формами проявления быстроты.

Таким образом, при оценке быстроты необходимо ориентироваться на комплекс различных показателей, позволяющих в совокупности всесторонне оценить уровень развития данного качества.

Контроль выносливости. Контроль за уровнем выносливости осуществляется путем количественной и качественной оценки способности спортсмена выполнять упражнения или какую-либо деятельность без снижения ее эффективности. Уровень развития выносливости в процессе тренировки изменяется от года к году, от этапа к этапу тренировки в силу кумулятивного (накопительного) эффекта и контролируется методами этапного контроля.

Контроль выносливости проводится с помощью разнообразных тестов, которые могут носить специфический и неспецифический характер.

Для оценки физической выносливости, наряду с показателями соревновательной деятельности и специальных тестов, широко используют показатели, отражающие деятельность функциональных систем организма спортсменов.

Показателем эмоциональной выносливости служит также устойчивость спортсменов к сбивающим факторам психического порядка (негативное поведение соперников, болельщиков, необъективное судейство), выражающаяся в способности эффективно продолжать соревновательную борьбу.

Сенсорную выносливость, связанную с деятельностью анализаторных систем, контролируют путем учета изменений сенсомоторных проявлений в ответ на стандартные, дозированные нагрузки или специфические тренировочные и соревновательные нагрузки.

Умственная выносливость контролируется путем сопоставления количества перерабатываемой спортсменом информации, безошибочных решений различных задач в условиях относительного покоя при напряженной физической и умственной деятельности.

Учитывая высокую эмоциональную напряженность соревновательной деятельности в современном спорте, выносливость принято контролировать в условиях соревнований (соревновательная выносливость) и в процессе тренировки (тренировочная выносливость).

Контроль гибкости направлен на выявление способности спортсмена выполнять движения с большой амплитудой, которая оценивается в угловых градусов и линейных мерах.

Контроль активной гибкости осуществляется путем количественной оценки способности спортсменов выполнять упражнения с большой амплитудой за счет активности скелетных мышц. Пассивная гибкость характеризуется амплитудой движений, достигаемой при использовании внешних сил.

Контроль координационных способностей проводится в тесной связи с оценкой других физических качеств и технической подготовленности спортсменов определяет:

- умение спортсмена выполнять координационно сложные упражнения;

- точность выполнения координационно сложных упражнений;

- быстроту овладения новыми, ранее не изученными упражнениями с заданным уровнем точности;

- быстроту перестройки двигательной деятельности, координации движений, в связи с изменением внешних условий.

При оценке координационных способностей ориентируются на два вида движений:

1.                 Относительно стереотипные, включающие выполнение заранее известных упражнений. В этом случае оценивается соответствие техники, демонстрируемой спортсменом, ее рациональной структуре, стабильность навыков при наличии различных сбивающих факторов;

2.                 Нестереотипные, связанные с эффективностью выполнения движений в сложных и вариативных ситуациях. При этом оценивается точность двигательных реакций, рациональность отдельных движений и их сочетаний, время выполнения движений и т.д.

Контроль технической подготовленности связан с использованием специфических для каждого вида спорта показателей, позволяющих в совокупности оценить техническое мастерство спортсмена.

При этом оцениваются следующие составляющие технической подготовленности:

- объем техники (путем выявления общего количества технических приемов, действий, освоенных и используемых спортсменом в тренировочных занятиях и соревнованиях);

- степень реализации объема техники в соревновательной обстановке (определяется как отношение тренировочного объема к соревновательному);

- разносторонность технической подготовленности на основе выявления разнообразия двигательных действий, освоенных и успешно используемых в тренировке и на соревнованиях;

- эффективность технической подготовленности, подразделяющейся на абсолютную ( основанную на сопоставлении техники спортсменов с эталонными параметрами), сравнительную (предполагающую сопоставление техники спортсменов различной квалификации), реализационную (основанную на выявлении степени реализации двигательного потенциала в соревновательных условиях);

- устойчивость к сбивающим факторам ( по стабильности основных динамических и кинематических характеристик движений в условиях действия сбивающих факторов физического (утомление, климатические условия) и психического характера (напряженность соревновательной деятельности, поведение болельщиков и т.д.).

При контроле технического мастерства спортсменов пользуются следующими оценками:

- интегральной, основанной на выявлении степени реализации двигательного потенциала спортсмена в соревновательной деятельности;

- дифференциальной, в основе которой положено выявление эффективности некоторых основных элементов техники;

- дифференциально-суммарной, предполагающей оценку эффективности отдельных элементов техники и расчет суммарного показателя технического мастерства.

Контроль тактической подготовленности связан с характеристикой следующих составляющих тактического мастерства спортсменов:

- общего объема тактики, который определяется по количеству тактических ходов и вариантов, используемых спортсменом или командой в тренировочной и соревновательной обстановке;

- разносторонностью тактики, которая характеризуется разнообразием нападающих, защитных, дезинформирующих, страховочных и других действий и приемов;

- рациональностью тактики, характеризуемой количеством технико-тактических действий и приемов, позволивших получить положительный результат (забить гол, нанести удар, получить очки и т.д.);

- эффективностью тактики, которая определяется соответствием применяемых спортсменом (или командой) технико-тактических действий его индивидуальным особенностям.

Контроль психической подготовленности. В процессе контроля психической подготовленности оценивают следующее:

- личностные и морально-волевые качества, обеспечивающие достижение высоких спортивных результатов на соревнованиях в различных видах спорта (способность к лидерству, мотивация в достижении победы, умение концентрировать все силы в нужный момент, способность к перенесению высоких нагрузок, эмоциональная устойчивость, способность к самоконтролю);

- стабильность выступления на соревнованиях с участием соперников высокой квалификации, умение показывать лучшие результаты на главных соревнованиях;

- объем и сосредоточенность внимания в связи со спецификой видов спорта и различных соревновательных ситуаций;

- способность управлять уровнем возбуждения непосредственно перед и в ходе соревнований (устойчивость к стрессовым ситуациям);

- степень совершенства различных восприятий (визуальных, кинестетических) параметров движений, способность к психической регуляции мышечной координации, восприятию и переработке информации;

- возможность анализаторной деятельности, сенсомоторных реакций, пространственно-временной антиципации, способность к формированию опережающих решений в условиях дефицита времени и т.д. [1, c. 340, 343, 347].

Таким образом, очень важен контроль всех сторон подготовленности спортсмена. Для эффективных занятий спортом нужна готовность всех сторон, поэтому мы уделили особое внимание этому вопросу.

 

Контроль соревновательной деятельности в легкой атлетике.

Контроль соревновательной деятельности в легкой атлетике имеет два направления: контроль за результатами соревнований в циклах подготовки и измерение и оценка эффективности соревновательной деятельности.

Контроль за результатами соревнований заключается в оценке эффективности выступления в соревнованиях в определенном (чаще всего годичном) цикле подготовки легкоатлета. Динамика показателей соревновательной деятельности в цикле тренировки часто используется как критерий, позволяющий оценить состояние спортивной формы спортсмена. Так, например, некоторые специалисты считают, что спортсмен находится в состоянии спортивной формы до тех пор, пока колебания его результатов в соревнованиях лежат в зоне 2-3%. Эти значения во многом зависят от особенностей спортивной дисциплины.

Измерение и оценка эффективности соревновательной деятельности. Современная измерительная и вычислительная техника позволяет регистрировать десятки различных показателей соревновательного упражнения и соревновательной деятельности. Так, например, в таком простом упражнении, как бег на 100 м, можно измерить время реакции спринтера, время достижения им максимальной скорости, время ее удержания и падения, длину и частоту шагов на различных участках дистанции, время опоры и полета горизонтальную и вертикальную составляющие усилий, колебания общего центра масс тела, углы в суставах в различных фазах опорного и полетного периодов и т.д. Зарегистрировать их все, а потом проанализировать, сопоставляя с критериями тренировочной деятельности и показателями, характеризующими подготовленность спортсменов, тренеру просто невозможно. Поэтому необходимо выбрать из множества показателей соревновательного упражнения только информативные, которые и должны измеряться в ходе контроля.

 

Контроль тренировочной деятельности в легкой атлетике.

Контроль тренировочной деятельности в легкой атлетике заключается в систематической регистрации количественных значений характеристик тренировочных упражнений, выполняемых спортсменом. Одни и те же показатели используются как для контроля, так и для планирования нагрузок.

Основными показателями объема нагрузки являются количество тренировочных дней; количество тренировочных занятий; время, затраченное на тренировочную и соревновательную деятельность; количество, километраж специализированных упражнений.

Показателями интенсивности нагрузки являются концентрация упражнений во времени, скорость, мощность выполнения упражнений.

В процессе контроля нагрузки суммируют объем специализированных упражнений; объем упражнений, выполняемых в отдельных зонах интенсивности (мощности); объем упражнений, направленных на совершенствование общей и специальной физической, технической и тактической подготовленности; объем упражнений восстановительного характера, выполненных в микроциклах, помесячно и в годичном цикле. Сравнение этих показателей с динамикой спортивных результатов позволяет тренеру выявить рациональные соотношения между отдельными типами тренировочных нагрузок, сроки достижения высших результатов после их пиковых значений, период запаздывающей трансформации тренировочных нагрузок в высокие спортивные результаты.

 

Заключение.

Средством определения эффективности системы подготовки спортивных резервов и физического совершенствования подрастающего поколения являются соревнования. В этой связи особенно важны методы планирования и контроля.

Планирование в системе подготовки спортсмена играет особую роль – это может быть планирование режима тренировок, чередования нагрузок на различные группы мышц (в зависимости от вида спорта). Выделяют перспективное и текущее планирование, каждое из которых имеет свои цели и задачи. Также существуют параллельный и последовательный методы планирования. Что касается работы педагога, тренера планирование также играет важную роль, ведь чем правильнее тренер спланирует тренировочный процесс, тем лучше будут результаты спортсмена.

Еще один важнейший метод в подготовке спортсмена – это контроль. Существует несколько классификаций видов контроля, но в основном выделяется этапный, оперативный и текущий. Также рассматривается контроль основных сторон подготовленности спортсмена, таких как сила, быстрота, выносливость, гибкость, координационные способности, контроль технической, тактической и психической подготовленности спортсмена. Конечно важен контроль тренировочной и соревновательной деятельности, что тоже рассматривается в нашей работе.

Таким образом, можно сказать, что планирование и контроль в системе подготовки спортсмена действительно играет важную роль и любому педагогу нужно рассматривать эту деятельность в качестве основной и нужной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

1. Жилкин А.И. и др. Легкая атлетика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.И. Жилкин, В.С. Кузьмин, Е.В. Сидорчук. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 464 с.

2. Войнова С.Е. и др. Базовые виды спорта: легкая атлетика: учебное пособие / С.Е Войнова, М.Ю. Щенникова, В.Е. Лутковский, А.Б. Янковский; Национальный гос. Ун-т физ. Культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. - СПб.:[б.и.], 2010. - 256 с.

3. Коробова А.В. Школа легкой атлетики. Обучение техники видов легкой атлетики / М. Физкультура и спорт 1968. -С. 159-186.

4. Ломов Вольфгант “Бег. Прыжки. Метания” / М. Физкультура и спорт 1974. -.С 120-123.

5. Озолина Н.Г., Воронина В.И., Приманова Ю.Н. “Легкая атлетика” / М. Физкультура и спорт 1989. - С 461-469.

6.  Попов В.Б., Прыжок в длину. М.: Физкультура и спорт 1977. -С 96.

7.Спортивная энциклопедия. Сайт https://sportguardian.ru/article/6463/prijki_v_legkoy_atletike

 

 

 

 

 

 


Комплексный контроль тренировочной и соревновательной деятельности в легкой атлетике

Комплексный контроль тренировочной и соревновательной деятельности в легкой атлетике

ЧСС, МПК, анаэробный порог, лактат и т

ЧСС, МПК, анаэробный порог, лактат и т

Контроль максимальной силы осуществляется как в статическом, так и в динамическом режимах

Контроль максимальной силы осуществляется как в статическом, так и в динамическом режимах

При организации контроля и выборе регистрируемых показателей для оценки быстроты необходимо учитывать следующие общие положения: - показатели простой неспецифической двигательной реакции на различные раздражители (световой,…

При организации контроля и выборе регистрируемых показателей для оценки быстроты необходимо учитывать следующие общие положения: - показатели простой неспецифической двигательной реакции на различные раздражители (световой,…

Контроль выносливости проводится с помощью разнообразных тестов, которые могут носить специфический и неспецифический характер

Контроль выносливости проводится с помощью разнообразных тестов, которые могут носить специфический и неспецифический характер

Контроль гибкости направлен на выявление способности спортсмена выполнять движения с большой амплитудой, которая оценивается в угловых градусов и линейных мерах

Контроль гибкости направлен на выявление способности спортсмена выполнять движения с большой амплитудой, которая оценивается в угловых градусов и линейных мерах

Контроль технической подготовленности связан с использованием специфических для каждого вида спорта показателей, позволяющих в совокупности оценить техническое мастерство спортсмена

Контроль технической подготовленности связан с использованием специфических для каждого вида спорта показателей, позволяющих в совокупности оценить техническое мастерство спортсмена

При контроле технического мастерства спортсменов пользуются следующими оценками: - интегральной, основанной на выявлении степени реализации двигательного потенциала спортсмена в соревновательной деятельности; - дифференциальной, в основе…

При контроле технического мастерства спортсменов пользуются следующими оценками: - интегральной, основанной на выявлении степени реализации двигательного потенциала спортсмена в соревновательной деятельности; - дифференциальной, в основе…

Таким образом, очень важен контроль всех сторон подготовленности спортсмена

Таким образом, очень важен контроль всех сторон подготовленности спортсмена

Контроль соревновательной деятельности в легкой атлетике имеет два направления: контроль за результатами соревнований в циклах подготовки и измерение и оценка эффективности соревновательной деятельности

Контроль соревновательной деятельности в легкой атлетике имеет два направления: контроль за результатами соревнований в циклах подготовки и измерение и оценка эффективности соревновательной деятельности

Контроль тренировочной деятельности в легкой атлетике

Контроль тренировочной деятельности в легкой атлетике

Заключение. Средством определения эффективности системы подготовки спортивных резервов и физического совершенствования подрастающего поколения являются соревнования

Заключение. Средством определения эффективности системы подготовки спортивных резервов и физического совершенствования подрастающего поколения являются соревнования

Список используемой литературы

Список используемой литературы

Коробова А.В. Школа легкой атлетики

Коробова А.В. Школа легкой атлетики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.03.2024