Комплексный контроль тренировочной и соревновательной деятельности в легкой атлетике.
Комплексный контроль - измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня подготовленности спортсмена (используются педагогические, психологические, биологические, социометрические, спортивно-медицинские и другие методы и тесты). Комплексность контроля реализуется только тогда, когда регистрируются три группы показателей: 1) показатели тренированных и соревновательных воздействий; 2) показатели функционального состояния и подготовленности спортсмена, зарегистрированные в стандартных условиях; 3) показатели состояния внешней среды. Комплексный контроль в большинстве случаев реализуется в ходе тестирования или процедуры измерения результатов в тестах.
Выделяют 3 группы тестов. Первая группа тестов— тесты, проводимые в покое. К ним относят показатели ФР (рост и масса тела, толщина кожно-жировых складок, длина и обхват рук, ног, туловища и т.д.). В покое измеряют функциональное состояние сердца: мышц, нервной и сосудистой систем. В эту же группу входят психологические тесты. Вторая группа тестов — это стандартные тесты, когда всем спортсменам предлагается выполнить одинаковое задание (например, бежать на тредбане со скоростью 5 м/с в течение 5 мин или в течение 1 мин подтянуться на перекладине 10 раз и т.д.). Специфически особенность этих тестов заключается в выполнении непредельной нагрузки, и поэтому мотивация на достижение максим возможного результата здесь не нужна. третья группа тестов — это тесты, при выполнении которых нужно показать максим возможный двигательный результат. Измеряются значения биомеханических, физиологических, биохимических и других показателей (силы, проявляемые в тесте, ЧСС, МПК, анаэробный порог, лактат и т.п.). Особенность таких тестов необходимость высокого психологического настроя, мотивации на достижение предельных результатов. Исходя из задач управления подготовкой спортсмена, различают оперативный, текущий и этапный контроль.
Контроль основных сторон в тренировке по легкой атлетике.
Поскольку состояние подготовленности спортсменов постоянно изменяется, каждая из ее сторон (техническая, физическая и др.) подлежит количественной и качественной оценке в условиях этапного, текущего и оперативного контроля. Принципиальное значение в этом случае приобретают способы определения подготовленности спортсменов.
Контроль физической подготовленности.
Контроль физической подготовленности проводится в целях объективной количественной оценки силы, быстроты, выносливости, гибкости, координационных способностей.
Контроль силы осуществляется путем количественной оценки силовых качеств спортсменов, проявляемых при работе в статическом или динамическом режимах работы мышц.
В процессе контроля необходимо обеспечить стандартизацию режима работы мышц, исходных положений, углов сгибания в суставах, психологических установок или мотивации. Обычно регистрируются максимальная и взрывная сила, силовая выносливость, учитываются ее абсолютные и относительные (с учетом массы тела спортсмена) показатели.
Контроль максимальной силы осуществляется как в статическом, так и в динамическом режимах.
При контроле взрывной силы обычно пользуются скоростно-силовым индексом, представляющим отношение максимальной величины силы ко времени ее проявления.
Контроль взрывной силы часто проводится в комплексе с проявлением быстроты и технических возможностей.
Для контроля быстроты используются показатели, характеризующие ее комплексные и элементарные формы: первые контролируются путем измерения времени выполнения целостных упражнений (время преодоления спринтерских дистанций в различных видах спорта; время технико-тактических комбинаций в спортивных играх; время выполнения ударов в боксе, бросков – в борьбе и т.д.); вторые – путем регистрации времени двигательной реакции в различных условиях, времени одиночных движений, частоты движений.
Контроль комплексных форм производится с помощью показателей максимальной скорости, демонстрируемой спортсменом в упражнениях такой продолжительности, при которой не обнаруживается падение работоспособности вследствие развивающегося утомления (до 20с).
Контроль уровня реакции предусматривает использование показателей, характеризующих простые и сложные реакции.
Контроль быстроты одиночных движений основан на использовании неспецифических и специфических упражнений.
Наиболее информативным показателем быстроты одиночных движений является время выполнения специфических движений или упражнений.
При организации контроля и выборе регистрируемых показателей для оценки быстроты необходимо учитывать следующие общие положения:
- показатели простой неспецифической двигательной реакции на различные раздражители (световой, звуковой, тактильный), регистрируемые в неодинаковых условиях (реагирование разными частями тела, в разнообразных исходных положениях), оказываются эквивалентными. Спортсмены, демонстрирующие более высокие показатели в одной ситуации, оказываются более быстрыми и во всех других;
- показатели простой специфической реакции мало взаимосвязаны, поскольку степень освоенности движений, следующих за латентным периодом реакции существенно влияет на общее время реакции (бегун-спринтер может оказаться медлительным при старте в беге на коньках);
- отсутствие зависимости между показателями времени простой и сложной реакций, элементарными и комплексными формами проявления быстроты.
Таким образом, при оценке быстроты необходимо ориентироваться на комплекс различных показателей, позволяющих в совокупности всесторонне оценить уровень развития данного качества.
Контроль выносливости. Контроль за уровнем выносливости осуществляется путем количественной и качественной оценки способности спортсмена выполнять упражнения или какую-либо деятельность без снижения ее эффективности. Уровень развития выносливости в процессе тренировки изменяется от года к году, от этапа к этапу тренировки в силу кумулятивного (накопительного) эффекта и контролируется методами этапного контроля.
Контроль выносливости проводится с помощью разнообразных тестов, которые могут носить специфический и неспецифический характер.
Для оценки физической выносливости, наряду с показателями соревновательной деятельности и специальных тестов, широко используют показатели, отражающие деятельность функциональных систем организма спортсменов.
Показателем эмоциональной выносливости служит также устойчивость спортсменов к сбивающим факторам психического порядка (негативное поведение соперников, болельщиков, необъективное судейство), выражающаяся в способности эффективно продолжать соревновательную борьбу.
Сенсорную выносливость, связанную с деятельностью анализаторных систем, контролируют путем учета изменений сенсомоторных проявлений в ответ на стандартные, дозированные нагрузки или специфические тренировочные и соревновательные нагрузки.
Умственная выносливость контролируется путем сопоставления количества перерабатываемой спортсменом информации, безошибочных решений различных задач в условиях относительного покоя при напряженной физической и умственной деятельности.
Учитывая высокую эмоциональную напряженность соревновательной деятельности в современном спорте, выносливость принято контролировать в условиях соревнований (соревновательная выносливость) и в процессе тренировки (тренировочная выносливость).
Контроль гибкости направлен на выявление способности спортсмена выполнять движения с большой амплитудой, которая оценивается в угловых градусов и линейных мерах.
Контроль активной гибкости осуществляется путем количественной оценки способности спортсменов выполнять упражнения с большой амплитудой за счет активности скелетных мышц. Пассивная гибкость характеризуется амплитудой движений, достигаемой при использовании внешних сил.
Контроль координационных способностей проводится в тесной связи с оценкой других физических качеств и технической подготовленности спортсменов определяет:
- умение спортсмена выполнять координационно сложные упражнения;
- точность выполнения координационно сложных упражнений;
- быстроту овладения новыми, ранее не изученными упражнениями с заданным уровнем точности;
- быстроту перестройки двигательной деятельности, координации движений, в связи с изменением внешних условий.
При оценке координационных способностей ориентируются на два вида движений:
1. Относительно стереотипные, включающие выполнение заранее известных упражнений. В этом случае оценивается соответствие техники, демонстрируемой спортсменом, ее рациональной структуре, стабильность навыков при наличии различных сбивающих факторов;
2. Нестереотипные, связанные с эффективностью выполнения движений в сложных и вариативных ситуациях. При этом оценивается точность двигательных реакций, рациональность отдельных движений и их сочетаний, время выполнения движений и т.д.
Контроль технической подготовленности связан с использованием специфических для каждого вида спорта показателей, позволяющих в совокупности оценить техническое мастерство спортсмена.
При этом оцениваются следующие составляющие технической подготовленности:
- объем техники (путем выявления общего количества технических приемов, действий, освоенных и используемых спортсменом в тренировочных занятиях и соревнованиях);
- степень реализации объема техники в соревновательной обстановке (определяется как отношение тренировочного объема к соревновательному);
- разносторонность технической подготовленности на основе выявления разнообразия двигательных действий, освоенных и успешно используемых в тренировке и на соревнованиях;
- эффективность технической подготовленности, подразделяющейся на абсолютную ( основанную на сопоставлении техники спортсменов с эталонными параметрами), сравнительную (предполагающую сопоставление техники спортсменов различной квалификации), реализационную (основанную на выявлении степени реализации двигательного потенциала в соревновательных условиях);
- устойчивость к сбивающим факторам ( по стабильности основных динамических и кинематических характеристик движений в условиях действия сбивающих факторов физического (утомление, климатические условия) и психического характера (напряженность соревновательной деятельности, поведение болельщиков и т.д.).
При контроле технического мастерства спортсменов пользуются следующими оценками:
- интегральной, основанной на выявлении степени реализации двигательного потенциала спортсмена в соревновательной деятельности;
- дифференциальной, в основе которой положено выявление эффективности некоторых основных элементов техники;
- дифференциально-суммарной, предполагающей оценку эффективности отдельных элементов техники и расчет суммарного показателя технического мастерства.
Контроль тактической подготовленности связан с характеристикой следующих составляющих тактического мастерства спортсменов:
- общего объема тактики, который определяется по количеству тактических ходов и вариантов, используемых спортсменом или командой в тренировочной и соревновательной обстановке;
- разносторонностью тактики, которая характеризуется разнообразием нападающих, защитных, дезинформирующих, страховочных и других действий и приемов;
- рациональностью тактики, характеризуемой количеством технико-тактических действий и приемов, позволивших получить положительный результат (забить гол, нанести удар, получить очки и т.д.);
- эффективностью тактики, которая определяется соответствием применяемых спортсменом (или командой) технико-тактических действий его индивидуальным особенностям.
Контроль психической подготовленности. В процессе контроля психической подготовленности оценивают следующее:
- личностные и морально-волевые качества, обеспечивающие достижение высоких спортивных результатов на соревнованиях в различных видах спорта (способность к лидерству, мотивация в достижении победы, умение концентрировать все силы в нужный момент, способность к перенесению высоких нагрузок, эмоциональная устойчивость, способность к самоконтролю);
- стабильность выступления на соревнованиях с участием соперников высокой квалификации, умение показывать лучшие результаты на главных соревнованиях;
- объем и сосредоточенность внимания в связи со спецификой видов спорта и различных соревновательных ситуаций;
- способность управлять уровнем возбуждения непосредственно перед и в ходе соревнований (устойчивость к стрессовым ситуациям);
- степень совершенства различных восприятий (визуальных, кинестетических) параметров движений, способность к психической регуляции мышечной координации, восприятию и переработке информации;
- возможность анализаторной деятельности, сенсомоторных реакций, пространственно-временной антиципации, способность к формированию опережающих решений в условиях дефицита времени и т.д. [1, c. 340, 343, 347].
Таким образом, очень важен контроль всех сторон подготовленности спортсмена. Для эффективных занятий спортом нужна готовность всех сторон, поэтому мы уделили особое внимание этому вопросу.
Контроль соревновательной деятельности в легкой атлетике.
Контроль соревновательной деятельности в легкой атлетике имеет два направления: контроль за результатами соревнований в циклах подготовки и измерение и оценка эффективности соревновательной деятельности.
Контроль за результатами соревнований заключается в оценке эффективности выступления в соревнованиях в определенном (чаще всего годичном) цикле подготовки легкоатлета. Динамика показателей соревновательной деятельности в цикле тренировки часто используется как критерий, позволяющий оценить состояние спортивной формы спортсмена. Так, например, некоторые специалисты считают, что спортсмен находится в состоянии спортивной формы до тех пор, пока колебания его результатов в соревнованиях лежат в зоне 2-3%. Эти значения во многом зависят от особенностей спортивной дисциплины.
Измерение и оценка эффективности соревновательной деятельности. Современная измерительная и вычислительная техника позволяет регистрировать десятки различных показателей соревновательного упражнения и соревновательной деятельности. Так, например, в таком простом упражнении, как бег на 100 м, можно измерить время реакции спринтера, время достижения им максимальной скорости, время ее удержания и падения, длину и частоту шагов на различных участках дистанции, время опоры и полета горизонтальную и вертикальную составляющие усилий, колебания общего центра масс тела, углы в суставах в различных фазах опорного и полетного периодов и т.д. Зарегистрировать их все, а потом проанализировать, сопоставляя с критериями тренировочной деятельности и показателями, характеризующими подготовленность спортсменов, тренеру просто невозможно. Поэтому необходимо выбрать из множества показателей соревновательного упражнения только информативные, которые и должны измеряться в ходе контроля.
Контроль тренировочной деятельности в легкой атлетике.
Контроль тренировочной деятельности в легкой атлетике заключается в систематической регистрации количественных значений характеристик тренировочных упражнений, выполняемых спортсменом. Одни и те же показатели используются как для контроля, так и для планирования нагрузок.
Основными показателями объема нагрузки являются количество тренировочных дней; количество тренировочных занятий; время, затраченное на тренировочную и соревновательную деятельность; количество, километраж специализированных упражнений.
Показателями интенсивности нагрузки являются концентрация упражнений во времени, скорость, мощность выполнения упражнений.
В процессе контроля нагрузки суммируют объем специализированных упражнений; объем упражнений, выполняемых в отдельных зонах интенсивности (мощности); объем упражнений, направленных на совершенствование общей и специальной физической, технической и тактической подготовленности; объем упражнений восстановительного характера, выполненных в микроциклах, помесячно и в годичном цикле. Сравнение этих показателей с динамикой спортивных результатов позволяет тренеру выявить рациональные соотношения между отдельными типами тренировочных нагрузок, сроки достижения высших результатов после их пиковых значений, период запаздывающей трансформации тренировочных нагрузок в высокие спортивные результаты.
Заключение.
Средством определения эффективности системы подготовки спортивных резервов и физического совершенствования подрастающего поколения являются соревнования. В этой связи особенно важны методы планирования и контроля.
Планирование в системе подготовки спортсмена играет особую роль – это может быть планирование режима тренировок, чередования нагрузок на различные группы мышц (в зависимости от вида спорта). Выделяют перспективное и текущее планирование, каждое из которых имеет свои цели и задачи. Также существуют параллельный и последовательный методы планирования. Что касается работы педагога, тренера планирование также играет важную роль, ведь чем правильнее тренер спланирует тренировочный процесс, тем лучше будут результаты спортсмена.
Еще один важнейший метод в подготовке спортсмена – это контроль. Существует несколько классификаций видов контроля, но в основном выделяется этапный, оперативный и текущий. Также рассматривается контроль основных сторон подготовленности спортсмена, таких как сила, быстрота, выносливость, гибкость, координационные способности, контроль технической, тактической и психической подготовленности спортсмена. Конечно важен контроль тренировочной и соревновательной деятельности, что тоже рассматривается в нашей работе.
Таким образом, можно сказать, что планирование и контроль в системе подготовки спортсмена действительно играет важную роль и любому педагогу нужно рассматривать эту деятельность в качестве основной и нужной.
Список используемой литературы.
1. Жилкин А.И. и др. Легкая атлетика: Учеб. пособие для студ.
высш. пед. учеб. заведений / А.И. Жилкин, В.С. Кузьмин, Е.В. Сидорчук. - М.:
Издательский центр «Академия», 2003. - 464 с.
2. Войнова С.Е. и др. Базовые виды спорта:
легкая атлетика: учебное пособие / С.Е Войнова, М.Ю. Щенникова, В.Е.
Лутковский, А.Б. Янковский; Национальный гос. Ун-т физ. Культуры, спорта и
здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. - СПб.:[б.и.], 2010. - 256 с.
3. Коробова А.В. Школа легкой атлетики. Обучение техники видов легкой атлетики / М. Физкультура и спорт 1968. -С. 159-186.
4. Ломов Вольфгант “Бег. Прыжки. Метания” / М. Физкультура и спорт 1974. -.С 120-123.
5. Озолина Н.Г., Воронина В.И., Приманова Ю.Н. “Легкая атлетика” / М. Физкультура и спорт 1989. - С 461-469.
6. Попов В.Б., Прыжок в длину. М.: Физкультура и спорт 1977. -С 96.
7.Спортивная энциклопедия. Сайт https://sportguardian.ru/article/6463/prijki_v_legkoy_atletike
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.