ТЕМА: Современные подходы к преподаванию по физической культуре
В соответствии с ФГОС общего образования цель школьного образования по
физической культуре — формирование разносторонне физически развитой
личности, способной активно использовать ценности физической культуры
для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья.
Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с
детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно
наверстать. Поэтому важным направлением в школьном воспитании, сегодня
является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков
здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в
регулярных занятиях физическими упражнениями.
Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в школе
являются формирование у них представлений о здоровье как одной из
главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни.
Особенности проектирования урока физической культуры в условиях
перехода на ФГОС ООО.
Уроки нового поколения семимильными шагами входят в нашу школьную
жизнь. Как разработать урок по-новому? Как учителю физической культуры
учесть новые требования ФГОС? Довольно сложный вопрос. «Нужно, чтобы
дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим
самостоятельным процессом и давал для него материал». Легко сказать, но
трудно воплотить в жизнь. У нас, у учителей физической культуры, своя
специфика преподавания. Для меня урок физкультуры увязан с такими
понятиями как «объем», «интенсивность» и «моторная плотность», а на их
фоне вкрапливание теоретических сведений.
Чтобы уроки физической культуры не выпали из общей направленности
образовательного процесса, и одновременно с этим успешно решали
узкопредметные задачи физической культуры, необходимо использовать
эффективные методы и при.мы, при помощи которых можно осуществлять
формирование универсальных учебных действий у обучающихся без ущерба
для остальных задач урока физической культуры.
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и
технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается
вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит
современная школа. Какие бы инновации не вводились, только на уроке, как
сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного
процесса: учитель и ученик.
Как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, он как был, так и
остается главным действующим лицом на любом уроке. Потому, что он –
всегда старше, за ним – знания, опыт понимания и применения этих знаний.
Но все это – не облегчает, а осложняет его жизнь. Перед Учителем – живые,
вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь,
чего ожидать.
Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач. Как для
учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в
самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно
новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом, он обязательно
закладывает основу для будущего.
Основы ФГОС: системно-деятельностный подход, нацеленный на развитие
личности учащихся через формирование универсальных учебных действий,
которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают
возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и
компетентностей включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
Главный смысл обучения по ФГОС – учащиеся на уроках должны сами
домысливать, искать, управлять, познавать, развивать и реализовывать свои
возможности. Роль учителя – научить ученика домысливать, помочь понять,
посоветовать, проконсультировать. Сложно перестраиваться, но задача
выполнима. Итак, ученик из присутствующего и пассивно исполняющего
указания учителя на уроке традиционного типа теперь должен стать
активной личностью.
Одним из главных направлений в своей деятельности считаю использование
методики развития интеллектуальных способностей школьников в сочетании
с практической подготовкой. Провожу теоретические уроки. Использую в
работе сообщений по ЗОЖ, тестовые заданий, составление комплексов
упражнений, которые способствуют формированию интереса к предмету.
Проведение таких уроков, формирует у школьников основы осознанных
мотивов, и потребностей к активной физкультурно-двигательной
деятельности
Пут.м повышения самостоятельности и познавательной активности стараюсь
формировать у учащихся интерес к регулярным занятиям физическими
упражнениями, стремление к систематической заботе о сво.м теле и
здоровье.
Урок стремлюсь организовать по-новому, обращаясь к разуму учащихся, к их
ощущениям. Приоритет отдаю самостоятельности учащихся (там, где это
возможно и безопасно) так, чтобы они не заучивали готовые материалы, а
сами решали двигательную задачу. Задачи, которые мы ставим перед
реб.нком, должны быть не только понятны, но и внутренне приятны ему, т.е.
они должны быть значимы для него.
В своей работе использую здоровьесберегающие технологии, которые
основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности детей с
учетом индивидуальных особенностей учащихся, их состояния здоровья.
Сущность здоровьесберегающего урока состоит в том, что этот урок
обеспечивает реб.нку сохранение и увеличение его жизненных сил от начала
и до конца урока, а также позволяет использовать полученные умения
самостоятельно во внеурочной деятельности и в дальнейшей жизни.
С целью реализации дифференцированного подхода мы в нашей школе
практикуем проведение мониторинга, направленного на выявление уровня
физической подготовленности учащихся (провожу 2 раза в год, вначале
учебного года – сентябрь и в конце года – май Мониторинг позволяет
отслеживать уровень овладения физическими качествами каждого
обучающегося. Зная сильные и слабые стороны обучающегося, используем
комплексы упражнений по коррекции недостатков в физической подготовке.
При этом, я не сравниваю его с другими по принципу «лучше или хуже
других», а сравниваю с самим собой: я сегодня стал лучше, чем вчера, а
завтра постараюсь стать лучше, чем сегодня.
Объясняя новый материал, разучивая и закрепляя его, я обращаю внимание
детей на основные ошибки в технике выполнения упражнений, учу
анализировать и оценивать их самостоятельно, когда они работают в парах
или группах.
Уделяю внимание на своих уроках домашним заданиям, как теоретической,
так и приктической частях.
Каждого школьника направляю на доступный и подходящий для него
результат, достижение которого должно восприниматься им и оцениваться
учителем, товарищами по классу, родителями как успех, как победа
школьника над собой. Ситуация успеха – это результат совместной
деятельности учителя и воспитанника, при которой результат деятельности
ученика сопоставим с моими ожиданиями.
Развитие личности человека -это развитие системы «человек -мир». В этом
процессе человек, личность выступает как активное творческое начало.
Взаимодействуя с миром, он строит сам себя. Активно действуя в мире, он
таким пут.м самоопределяется в системе жизненных отношений, происходит
его саморазвитие и самоактуализация его личности. Через деятельность и в
процессе деятельности человек становится самим собой.
Традиционный урок – это когда меня (ученика) учат.
Урок в рамках ФГОС – это когда я учусь (обучающийся).
То есть на уроке физической культуры должны создаваться условия для
активности обучающегося.
Основные задачи урока физической культуры сегодня – не просто вооружить
ученика навыкам и умениям в различных видах спорта, а сформировать у
него умение и желание заниматься физической культурой и спортом всю
жизнь, уметь работать в команде, сформировать способность
к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной
самоорганизации.
«Физическая культура в условиях реализации ФГОС» В соответствии с ФГОС общего образования цель школьного образования по физической культуре — формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья. Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому важным направлением в школьном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями. Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в школе являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Особенности проектирования урока физической культуры в условиях перехода на ФГОС ООО.
Уроки нового поколения семимильными шагами входят в нашу школьную жизнь. Как разработать урок по-новому? Как учителю физической культуры учесть новые требования ФГОС? Довольно сложный вопрос. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал». Легко сказать, но трудно воплотить в жизнь. У нас, у учителей физической культуры, своя специфика преподавания. Для меня урок физкультуры увязан с такими понятиями как «объем», «интенсивность» и «моторная плотность», а на их фоне вкрапливание теоретических сведений.
Чтобы уроки физической культуры не выпали из общей направленности образовательного процесса, и одновременно с этим успешно решали узкопредметные задачи физической культуры, необходимо использовать эффективные методы и приѐмы, при помощи которых можно осуществлять формирование универсальных учебных действий у обучающихся без ущерба для остальных задач урока физической культуры.
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Какие бы инновации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик.
Как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, он как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке. Потому, что он – всегда старше, за ним – знания, опыт понимания и применения этих знаний. Но все это – не облегчает, а осложняет его жизнь. Перед Учителем – живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать.
Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач. Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом, он обязательно закладывает основу для будущего.
Основы ФГОС: системно-деятельностный подход, нацеленный на развитие личности учащихся через формирование универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Главный смысл обучения по ФГОС – учащиеся на уроках должны сами домысливать, искать, управлять, познавать, развивать и реализовывать свои возможности. Роль учителя – научить ученика домысливать, помочь понять, посоветовать, проконсультировать. Сложно перестраиваться, но задача выполнима. Итак, ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь должен стать активной личностью.
Одним из главных направлений в своей деятельности считаю использование методики развития интеллектуальных способностей школьников в сочетании с практической подготовкой. Провожу теоретические уроки. Использую в работе сообщений по ЗОЖ, тестовые заданий, составление комплексов упражнений, которые способствуют формированию интереса к предмету. Проведение таких уроков, формирует у школьников основы осознанных мотивов, и потребностей к активной физкультурно-двигательной деятельности путѐм повышения самостоятельности и познавательной активности стараюсь формировать у учащихся интерес к регулярным занятиям физическими упражнениями, стремление к систематической заботе о своѐм теле и здоровье.
Урок стремлюсь организовать по-новому, обращаясь к разуму учащихся, к их ощущениям. Приоритет отдаю самостоятельности учащихся (там, где это возможно и безопасно) так, чтобы они не заучивали готовые материалы, а сами решали двигательную задачу. Задачи, которые мы ставим перед ребѐнком, должны быть не только понятны, но и внутренне приятны ему, т.е. они должны быть значимы для него.
В своей работе использую здоровьесберегающие технологии, которые основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности детей с учетом индивидуальных особенностей учащихся, их состояния здоровья. Сущность здоровьесберегающего урока состоит в том, что этот урок обеспечивает ребѐнку сохранение и увеличение его жизненных сил от начала и до конца урока, а также позволяет использовать полученные умения самостоятельно во внеурочной деятельности и в дальнейшей жизни. С целью реализации дифференцированного подхода мы в нашей школе практикуем проведение мониторинга, направленного на выявление уровня физической подготовленности учащихся (провожу 2 раза в год, вначале учебного года – сентябрь и в конце года – май Мониторинг позволяет отслеживать уровень овладения физическими качествами каждого обучающегося. Зная сильные и слабые стороны обучающегося, используем комплексы упражнений по коррекции недостатков в физической подготовке. При этом, я не сравниваю его с другими по принципу «лучше или хуже других», а сравниваю с самим собой: я сегодня стал лучше, чем вчера, а завтра постараюсь стать лучше, чем сегодня.
Объясняя новый материал, разучивая и закрепляя его, я обращаю внимание детей на основные ошибки в технике выполнения упражнений, учу анализировать и оценивать их самостоятельно, когда они работают в парах или группах.
Уделяю внимание на своих уроках домашним заданиям, как теоретической, так и приктической частях. Каждого школьника направляю на доступный и подходящий для него результат, достижение которого должно восприниматься им и оцениваться учителем, товарищами по классу, родителями как успех, как победа школьника над собой. Ситуация успеха – это результат совместной деятельности учителя и воспитанника, при которой результат деятельности ученика сопоставим с моими ожиданиями. Развитие личности человека - это развитие системы «человек - мир». В этом процессе человек, личность выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, он строит сам себя. Активно действуя в мире, он таким путѐм самоопределяется в системе жизненных отношений, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности. Через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой.
Традиционный урок – это когда меня (ученика) учат.
Урок в рамках ФГОС – это когда я учусь (обучающийся).
То есть на уроке физической культуры должны создаваться условия для активности обучающегося. Основные задачи урока физической культуры сегодня – не просто вооружить ученика навыкам и умениям в различных видах спорта, а сформировать у него умение и желание заниматься физической культурой и спортом всю жизнь, уметь работать в команде, сформировать способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.