Развитие творческих способностей учащихся через внеклассную работу в школе
Оценка 4.6

Развитие творческих способностей учащихся через внеклассную работу в школе

Оценка 4.6
doc
19.02.2020
Развитие творческих способностей учащихся  через внеклассную работу в школе
статья.doc

Развитие творческих способностей учащихся

через внеклассную работу в школе

 

В наше время России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей школы, а, следовательно, и нас учителей.

         Развитие творческих способностей – это непрерывный процесс, который проходит через все этапы развития личности ребёнка, побуждающий инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Для того, чтобы творческий потенциал мог активизироваться, нужно создать определённые условия, прежде всего, ввести ребёнка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в деятельности из предпосылок рождаются и развиваются способности.

В нашей школе, которая  работает в тесном сотрудничестве с Магнитогорской Государственной консерваторией, стали традиционными  театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, конкурсы чтецов, фестивали и смотры.

В своей педагогической деятельности большое внимание я уделяю именно внеклассной работе, так как она способствует более глубокому осознанию приобретенных на уроке знаний, помогая тем самым качественнее усвоить программный материал, совершенствовать полученные навыки, расширяет кругозор учащихся, развивает их творческие возможности, повышает общую культуру.

Вовлечение учащихся во внеклассную работу позволяет выявлять одаренных в лингвистическом отношении учащихся.

Для себя определила следующие основные задачи внеклассной работы по русскому языку и литературе:

– осуществление нравственного, патриотического, эстетического воспитания школьников путем вовлечения их в разнообразные внеклассные мероприятия, связанные с приобщением к сокровищнице русского языка и литературы;

 – развитие творческих способностей учащихся, удовлетворение их индивидуальных запросов, интересов, склонностей;

 – активизация познавательной и мыслительной деятельности учащихся.

 – воспитание толерантности, уважительного отношения друг к другу, умение общаться в коллективе, культура общения.

Виды и формы внеклассной  работы многообразны. Большой интерес учащихся вызывают массовые мероприятия. В школе проводятся конкурсы «Знатоки русского языка», КВН «Страна Фразеология», «Путешествие в антропонимику», «Брейн-ринг по русскому языку».

Участие в школьном литературном бале, в постановке сценария  школьного праздника, участие в Неделе русского языка и литературы не только развивает познавательные способности учащихся, но и сплачивает ученический коллектив. Таким образом, решаются важные задачи: воспитание толерантности, уважительного отношения друг к другу, умение общаться в коллективе, культура общения.

Много лет  издается газета «Школьная волна», с редакцией которой активно сотрудничают мои ученики-члены школьного кружка «Журналистика», руководителем которого являюсь не первый год.  В газете были помещены отрывки из сочинений учащихся на разные темы: «Наши выпускники», «Как я первый раз…», «О моем друге», «Сочинение о маме», «Безопасные дороги детям», «Интервью с учителем», а также стихотворения учащихся.  

 Внеклассная работа по предмету строится на следующих принципах:

ü добровольность;

ü развитие связной речи (главный принцип);

ü взаимосвязь уроков русского языка и внеклассных занятий;

ü творческое взаимодействие учителя и учеников в процессе обучения;

ü практическая направленность;

ü системность;

ü избирательность содержания и форм работы;

ü равное право как сильного, так и слабого учеников;

ü индивидуальный подход;

ü опора на субъективный опыт учащихся;

ü занимательность.

Во внеурочной работе по предмету  отдаём предпочтение таким видам деятельности, как предметная неделя, олимпиады по предмету, выпуск стенгазет, создание презентаций  и др., так как они позволяют выявлять и развивать индивидуальные творческие способности учащихся, дают возможность задействовать большое количество детей.

В нашем опыте организации внеклассной деятельности по предмету основой, объединяющей все перечисленные виды и формы работы, стали  студия «Литературоведение»  и  кружок «Журналистика».

 По моему убеждению, это наиболее эффективные  формы  внеклассной работы  по предмету и пропаганде русского языка и литературы. Все согласятся, что в любом классе есть творческие личности, которым не всегда хочется писать только по данной учителем теме, делать по образцу. Им хочется творить, писать на свободную тему, о том, что волнует в данный момент, что они могут доверить пока только бумаге, а не другу  или родителям. Для детей необходимо ощущение уверенности в том, что их творчество будет замечено, понято, правильно, корректно оценено. Необходимо понять ребёнка, бережно относиться к их иногда совсем наивным строчкам. Специфика кружковых занятий заключается в том, что на них поддерживается целенаправленный интерес школьников к русскому языку и литературе, осуществляется личностно-ориентированный подход к учащимся в зависимости от способностей каждого.

Мы используем не только занятия «кабинетного» характера, но и другие виды деятельности.

Судя по тематическому планированию деятельности кружка и студии, можно выделить следующие виды работы, которые мы практикуем: участие в многочисленных конкурсах, олимпиадах разных уровней (от школьного до всероссийского), оформление тематических альбомов, папок, экскурсии, выпуск тематических стенгазет, выпуск школьной газеты «Школьная волна», оформление стендов, подготовка и выпуск сборников творческих работ детей.

Кружковцы неоднократно становились призерами и победителями городских конкурсов «Серебряное перышко» и «Души исполненный полет» в номинации «Художественное чтение».

Наша школа сотрудничает с городскими библиотеками №4 им. Сергея Михалкова и городской библиотекой №6 им. М.Люгарина.

 Одной из форм развития творческих способностей учащихся, которые стали хорошей традицией в нашей школе,  являются встречи учащихся с писателями и поэтами. Ребят воодушевили на создание своих  произведений встречи с Сергеем  Махотиным, детским писателем и прозаиком ; Александром Петровичем Торопцевым, писателем, философом, публицистом, членом Союза писателей России; Тамарой Михеевой, детским писателем, Лауреатом Первого Международного конкурса им. С. Михалкова на лучшее художественное произведение для подростков; вдовой Александра Лозневого.

Дети не просто слушатели на данных мероприятиях, они  активные участники. Тщательно готовятся к встречам: учат наизусть стихотворения, читают произведения, анализируют, пишут отзывы, готовят вопросы гостям.

На заседание кружка «Журналистика» была приглашена магнитогорская поэтесса Елена Холодова, которая рассказала в интересной и увлекательной форме о себе, о своем творчестве и пригласила детей  посетить  городской литературный клуб и стать его участниками.

Главная задача работы   кружка и студии  – это развитие у детей потребности в творческой деятельности, в самовыражении через различные виды творчества. «Для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов», - писал К.Г.Паустовский.

На мой взгляд, кружок «Журналистика» и студия «Литературоведение»  решают  очень важную задачу, которая состоит в том, чтобы научить детей видеть, чувствовать, любить природу, окружающих, всё живое, светлое и выражать такими же добрыми, идущими от сердца словами своё отношение ко всему.

Задача кружковой работы – это не только обогащение словаря учащихся, но и стремление реализовать коммуникативный подход, связать воедино грамматический и речевой аспекты обучения. Надо помочь ученику успешно развивать своё речевое творчество, побудить к созданию поначалу, может быть, незатейливых, но искренних рассказов, стихов, сказок, побудить к творческому вдохновению, ведь у ребенка сильно стремление к самовыражению. Создание собственных небольших произведений разных жанров помогает фантазировать, смотреть на привычные вещи под новым, необычным углом зрения, не бояться «творить, выдумывать, пробовать».  

Для этого необходима система работы по развитию творческих способностей, которую мы предлагаем своим ученикам на занятиях кружка и студии.

Приведу основные  приёмы развития творческих способностей, которые я успешно использую в своей работе.

ü Написание сценариев сказок, сценок для школьных праздников;

ü Написание статей в школьную газету;

ü игры «Лингвистические угадайки»,  «Перевертыш», «Переводчик», «Третий лишний», «Расшифруй аббревиатуру», «Подскажи словечко»  и др.;

ü Задания для совершенствования культуры речи: «Произноси правильно», «Корректор», «Редактор», «Лучший диктор». 

ü Задания для обогащения словарного запаса: «Цени слово», «Эрудит», «Аналогии», «Справочное бюро»и др.

ü творческие словари, копилки интересных текстов, ребусы, кроссворды;

ü творческие задания ;

ü написание сказок, басен, стихов по первой строчке и по заглавным буквам;

ü инсерт – маркировка текста

ü квест – проблемное задание

ü презентации, буклеты, портфолио, используя интернет ресурсы.

 

С развитием творческих способностей развивается и личность ребёнка. Дети становятся активными, проявляют уверенность в своих силах. Работа в кружке позволяет детям другими глазами взглянуть на окружающий мир. На своих занятиях я стараюсь пробуждать творческое начало, учить трудиться, помогаю ребёнку понять и найти себя для радостной, счастливой и полноценной жизни, сделать первые шаги в творчестве.


Скачано с www.znanio.ru

Развитие творческих способностей учащихся через внеклассную работу в школе

Развитие творческих способностей учащихся через внеклассную работу в школе

Виды и формы внеклассной работы многообразны

Виды и формы внеклассной работы многообразны

В нашем опыте организации внеклассной деятельности по предмету основой, объединяющей все перечисленные виды и формы работы, стали студия «Литературоведение» и кружок «Журналистика»

В нашем опыте организации внеклассной деятельности по предмету основой, объединяющей все перечисленные виды и формы работы, стали студия «Литературоведение» и кружок «Журналистика»

Дети не просто слушатели на данных мероприятиях, они активные участники

Дети не просто слушатели на данных мероприятиях, они активные участники

С развитием творческих способностей развивается и личность ребёнка

С развитием творческих способностей развивается и личность ребёнка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2020