«Развитие творческих способностей учащихся с ОВЗ»
Определений творчества много, но практически все они схожи в одном — творчество — это создание чего-то нового. Именно фактор новизны является главным в творчестве. Отсюда можно дать следующее определение творчеству — это создание нового в любом из проявлений жизни.
Творчество — это радость, это миг, наполненный вечностью, это мгновение, когда время останавливается между прошлым и будущим — состояние "здесь-и-сейчас". Величайший Творец — это Природа и в миг творчества человек как никогда близок к Природе.
Дети очень близки к Природе и поэтому творчество является неотъемлемой частью их жизни. Задача родителей – помочь ребенку сохранить творческое отношение к жизни, что бывает далеко не всегда.
Проявления творчества характерны для ребенка с самого раннего возраста, так как творчество – норма детского развития. Реализация творческих способностей учащегося делает более богатой и содержательной его жизнь. Становление творческой индивидуальности в школьном возрасте является важным условием дальнейшего полноценного развития личности. Человек, обладающий постоянным и осознанным интересом к творчеству, умением реализовать свои творческие возможности, более успешно адаптируется к изменяющимся условиям и требованиям жизни, легче создает свой индивидуальный стиль деятельности, более способен к самосовершенствованию, самовоспитанию. Творческий процесс тренирует и развивает память, мышление, активность, наблюдательность, целеустремленность, логику, интуицию. В музыкальном творчестве ведущую роль играет синтез эмоциональной отзывчивости и мышления, абстрактного и конкретного, логики и интуиции, творческого воображения активности, способности принимать быстрое решение и мыслить аналитически.
Инклюзивное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья – один из приоритетов государственной образовательной политики России. Реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» предполагает, что в любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидов.
Социализация не исчерпывается адаптацией к социальной среде, а предполагает самореализацию и творческое самовыражение в процессе деятельности и взаимодействии человека с окружающими людьми. В младшем школьном возрасте процесс познания у ребёнка с ограниченными возможностями здоровья происходит эмоционально-практическим путём. Ребёнок – это маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть.
Дети – инвалиды – это особая категория людей, особая школа. Работая с ними, замечаешь одну закономерность – чем меньше у человека физических возможностей, тем больше душевного тепла. Они также способны, как и обычные дети и нуждаются лишь в том, чтобы им дали возможность проявить свой талант и оказали поддержку. Я передаю своим подопечным знания и умения, а от них получаю способность радоваться простым вещам, здоровью, солнцу, жизни. Всему тому, чему в повседневности мы не придаём значения. Пережив незабываемый, счастливый опыт творчества, такой ребенок не останется прежним. Эмоциональная память об этом будет заставлять его искать новые творческие подходы, поможет преодолеть неизбежные кризисы, возникающие в их повседневной жизни.
В заключении замечу, что важное значение имеют поддержка и одобрение любых творческих идей поступивших от детей, закрепление любых, пусть минимальных успех, развитие собственной индивидуальности ребенка в условиях совместной деятельности.
Формирование творческих навыков можно рассматривать как средство интеллектуального развития. Как средство коррекции познавательной деятельности, как метод обучения и, наконец, как средство эмоционально – эстетического воспитания.
Индивидуальная работа предполагает возникновение доверительных отношений, способствует раскрепощению ребенка и более успешному усвоению материала.
Индивидуализированное обучение – это организация учебного процесса, при котором выбор способа, приемов, темпа обучения обуславливается индивидуалистическими особенностями обучающегося, а также организация различных учебно-методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих индивидуальный подход
В процессе происходит сближение и я из педагога постепенно превращаюсь в старшего наставника, друга, которому можно доверить секрет, попросить о помощи, просто позвонить вечером и рассказать о событиях минувшего дня.
Одним из наиболее близких и естественных видов деятельности для младшего школьника является изобразительная деятельность. Она помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов. Формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие. Данная деятельность важна для развития мелкой моторики пальцев рук, их мускулатуры, координации движений.
Кроме того, изобразительная деятельность имеет большое значение и в решении задач эстетического воспитания. Специфика совместной деятельности педагога с детьми изобразительным творчеством даёт широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей с ограниченными возможностями здоровья эмоционально-эстетического отношения к действительности.
2. Организация предметно – развивающей среды
Предметно-развивающая среда - это организованное жизненное пространство, способное обеспечить социально-культурное становление школьника, удовлетворить потребности актуального и ближайшего творческого развития ребенка, становление его способностей.
Важным требованием к среде является учет особенностей развития всех видов детской деятельности. Предметная среда должна быть информативна, удовлетворяя потребность ребенка в новизне, преобразовании, экспериментировании. Задействованность среды ребенком, её активное познание, изучение зависит от подготовленности и компетентности взрослого. Ребенок и взрослый действуют вместе, им должно быть удобно в этой предметной среде. Функциональный комфорт предметной среды обеспечивает и психофизическое благополучие.
Таким
образом, организация развивающей среды в своём классе строиться так, чтобы
дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка
с учётом его особенностей развития, интересов, уровня активности. Мы стремимся
обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную,
двигательную деятельность детей. .
Важно правильно подойти к вопросу создания предметно-развивающей среды.
Коррекционно-развивающие
задачи, стоящие перед воспитателем.
1. Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.
2. Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.
3. Целенаправленная активизация отработанной лексики.
4. Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических
категорий.
5. Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях
6. Формирование связной речи.
Занятия лепкой из теста помогут развить не только мелкую моторику рук, но и решить ряд следующих задач:
Обучающие
· Пробудить интерес у детей к творческому труду, сформировать у них желание в свободную минуту сделать что-то своими руками;
· Помочь раскрыть способности детей преодолеть трудности в процессе обучения;
· Обучить детей работать с соленым тестом:
· Замешивать, сушить, раскрашивать, экономно использовать, хранить.
· Научить правильным способам выполнения приемов лепки и умение наблюдать, выделять главное, существенное;
· Развить мелкую моторику рук, глазомер.
Воспитательные
· Воспитать усидчивость, упорство, стремление доводить начатое дело до конца;
· Приучить к аккуратности в работе, сформировать стремление поддерживать порядок на рабочем месте;
· Сформировать умение работать в коллективе.
Развивающие
· Развить самостоятельность, аккуратность;
· Сформировать потребность в саморазвитии.
С чего я начала свою работу? В первую очередь познакомилась с литературой по тестопластике. И решила внести занятия по тестопластике в работу с детьми с ОВЗ. В первую очередь провела ряд пробных занятий, написала образовательную программу "Сувенир" для детей с ограниченными возможностями здоровья, составила и провела диагностику и по ее результатам составила перспективный план, где усвоение материала осуществляется поэтапно, от простого к сложному. На первых занятиях я знакомила детей с тестопластикой как видом народно-прикладного искусства, ее особенностями, инструментами, которые необходимы для работы с тестом, простейшими технологическими приемами работы с тестом.
Наиболее способствующие решению коррекционных задач виды деятельности, это: аппликация, лепка, тренировочное рисование, трафарет.
· Занятия аппликацией способствуют развитию конструктивных возможностей, формированию представлений о цвете и форме.
· Лепка способствует развитию мелкой моторики рук, точности движений, корректирует нарушение мышечно – суставного чувства.
· Использование трафарета способствует воспитанию правильного движения, расширению графических возможностей ребенка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.