Развитие творческих способностей в начальной школе.
Оценка 4.7

Развитие творческих способностей в начальной школе.

Оценка 4.7
doc
25.08.2021
Развитие творческих способностей в начальной школе.
Развитие творческих способностей.doc

Развитие творческих способностей детей на основе краеведческого материала.

Современные социально-экономи­ческие условия побуждают систему об­разования уделять  внимание  пробле­мам  творчества  и формированию твор­ческой

личности в  процессе обучения и воспитания.

Творчество как вид человеческой деятельности характеризуется рядом

существенных признаков:

1) наличие противоречия, проблем­ной ситуации или творческой задачи;

2) социальная и личная значимость и прогрессивность;

3) наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок для творчества;

4)наличие субъективных предпосы­лок для творчества (личностных­
ка
честв - знаний, умений, мотивации, творческих способностей);

5) новизна и оригинальность процес­са и результата .

6)   Творческое мышление - высший уровень развития мышления.

 Дж. Гил­форд считал, что уровень развития креативности (творческого мышле­ния) определяется доминированием в мышлении четырех особенностей. Во-первых, это оригинальность и необыч­ность высказанных идей, стремление к интеллектуальной новизне. Чело­век, способный к творчеству, почти всегда и везде стремится найти свое собственное решение. Во-вторых, твор­ческого человека отличает семантиче­ская гибкость, т.е. способность видеть объект под разными углами зрения, способность обнаружить возможность нового использования данного объек­та. В-третьих, творческому мышлению свойственна образная адаптивная гиб­кость, т.е. способность изменить вос­приятие объекта таким образом ,   чтобы видеть его новые или скрытые  стороны.

 В-четвертых, человек  с творческим мышлением  отличается от других людей способностью продуци­ровать разнообразные идеи в неопреде­ленной ситуации, в частности, в такой, которая, казалось бы, не содержит предпосылок к формированию новых идей. Такая способность творческого мышления была названа Дж. Гилфор­дом семантической спонтанной гиб­костью.

Чтобы активизировать творческое мышление младших школьников, мы использовали метод «мозгового штур­ма» и метод «синектика».

«Мозговой штурм» является мето­дом, позволяющим снять психологи­ческую инерцию и получить макси­мальное количество новых идей в ми­нимальное время

Психологическим основанием «моз­гового штурма» является теория 3. Фрейда, согласно которой, мышле­ние человека в обычных условиях определяется в основном сознанием, где властвует контроль и порядок. Чтобы преодолеть психологическую инерцию, нужно создать условия для прорыва «грозных сил и инстинктов», живущих в подсознании.

Вместе с тем «мозговой штурм» учи­тывает не только психологию отдель­ного человека, но и психологию толпы, что позволяет «выловить» из глубины подкорки мозга тщательно спрятан­ную там подсказку к решению задачи.

При проведении «мозгового штур­ма» запрещается критика (словесная, жестовая, мимическая) и поощряется любая идея, даже шуточная и явно нелепая.  «Мозговой штурм»  может возникнуть

 незапланированно при ре­шении какой-либо задачи (бытовой или сказочной), во время игры-заня­тия, при обсуждении какого-либо по­ступка, случая или эпизода из художе­ственного произведения.

Особенность проведения «мозгового штурма» заключается в том, что дети сами по ходу обсуждения корректиру­ют высказанные идеи, анализируют их (что в них хорошо и что плохо, какую идею можно реализовать быстро и т.д.).

С целью активизации мышления младших школьников  могут  быть  ис­пользованы следующие задания.

Задача  № 1  Сгорело деревянное строение на берегу реки в лесу. Откуда пришел огонь?

Ответы: подожгли дети; курящий мужчина бросил спичку или не поту­шил сигарету; туристы не потушили костер; в избушку ударила молния.

Задача № 2.  У   Чуковского в книге «Доктор Айболит» встречается Тянитолкай - фантастическое живот­ное с двумя головами, расположенны­ми сзади и спереди. Скажите, какие преимущества появились у Тянитолкая благодаря этому качеству?

 

Ответы: способность постоянно бодрствовать, так как головы спят по очереди; быстрее ест; видит всё, что на­ходится вокруг; имея две головы, весе­лее жить; животное лучше видит и слышит, а значит, может вовремя за­метить опасность.

Задача  № 3. Игра «Остров».Представьте себе, что произошло кораблекрушение и вы, чудом уцелев, оказались на необитаемом острове в южных широтах океана. Что необходимо делать, чтобы выжить?

Ответы: необходимо строить жилье, охотиться, ловить рыбу, охра­нять лагерь...

 

Второй метод, активизирующий мышление, называется «синектика». Автор этого метода - Уильям Дж. Гор­дон (США) – выделяет два вида про­цессов творчества:

 1) неоперативные (неуправляемые) - интуиция, вдохно­вение

 2) операционные (управляе­мые) - использование различного вида аналогий. Если целенаправленно учить детей применять разные анало­гии, то можно активизировать их творческое мышление.

Для творческого процесса, как пола­гал У. Гордон, очень важно уметь пре­вращать непривычное в привычное и наоборот. Главное - за новой, непри­вычной проблемой, ситуацией увидеть нечто знакомое и, следовательно, ре­шаемое известными средствами. Синектика многое взяла из «мозгового штурма», но есть и существенные от­личия. Для того чтобы использовать этот метод, нужно сначала обучить учащихся творческим приемам и , прежде всего - различным видам ана­логий: прямой, фантастической, сим­волической, личной .

При прямой аналогии объект срав­нивается с аналогичным объектом из другой области, при этом выявляется их сходство с точки зрения каких-либо свойств или отношений.

В зависимости от цели организуют­ся различные виды прямой аналогии. Широко распространена аналогия по форме, например:

Сосулька - карандаш, нож, перчатки, ручка, нос, клюв.

Часы - луна, солнце, цветок, диск теле­фона, тарелка, крышка от кастрюли и т.д.

 Следующий вид прямой аналогии – компонентная ( или структурная) аналогия. Она устанавливается по сходству элементов (компонентов), составляющих объект или входящих  в него.

Снег – одеяло, вата, мука, пена.

К прямой аналогии относится и функциональная аналогия: надо определить, какие функции выполняет рассматривает объект, а потом, в окружающем мире найти объект, который выполняет аналогичные функции. Например: машина – лошадь, ослик. Аналогию можно провести по цвету: солнце – одуванчик, лимон, лиса. Можно находить прямые аналогии по ситуации. Например: переполненный автобус – огурцы в бочке.

Фантастическая аналогия позволяет отказаться от стереотипов, снять пси­хологическую инерцию, пойти неиз­вестным ранее путем. Она способна любую ситуацию, любое действие пе­ренести в сказку и рассматривать вол­шебство, фантастических и сказочных зверей, насекомых, пришельцев с дру­гих планет для решения задачи, для выхода из создавшейся ситуации.

Когда удастся найти фантастиче­ское или сказочное решение задачи, необходимо определить, что мешает решить задачу подобным образом в реальных условиях, и постараться обойти это препятствие.

Не стоит отказываться от нереаль­ных аналогий, они пригодятся для составления сказок с новыми героями и необычными приключениями.

Если предложить детям описать, как они представляют себе сказочную школу, сказочные уроки, экскурсии, фантастический праздник, то они вы­сказывают неожиданные идеи.

Символическая аналогия включает в себя обобщенный, абстрактный сло­весный или графический образ объек­та. Это метафора, раскрывающая свой­ства объекта. С символической анало­гией мы часто сталкиваемся в жизни.  Речь  записывается  буквами символами звуков,  Символическая аналогия может быть словесной и графической.

Графической аналоги­ей детей подводят к  умению выделить са­мое главное в образе. Чаще всего сим­волическое изображение детям дают взрослые. Но если мы хотим развить у ребенка богатое воображение, способ­ность к преобразованиям, умение об­наруживать скрытые зависимости и связи, а также мышление нестандарт­ными образами, надо научить его на­ходить графическую аналогию само­стоятельно. А. Страунинг предлагает начинать с самого простого, например, поиграть в игру «Что в круге?». Дети учатся условно изображать любые предметы, классифицировать их. Ав­тор методики предлагает рисовать на доске кружочки или другие геометри­ческие фигуры и при этом перечис­лять: «Это яблоко, это груша, это сли­ва...» .Потом необходимо об­вести эти кружочки большим кругом и спросить: «А где это все бывает?  Главная задача игры - показать детям, что разные предметы можно обозначить одинаковыми гео­метрическими фигурами .

Словесная символическая аналогия позволяет кратко передать содержа­ние или смысл чего-либо словами-сим­волами. Вместо длинного текста мож­но составить короткий, если каждое предложение или даже абзац обозна­чить словесным символом, точно пере­дающим содержание. Например, «На горке»:

Ах!Ох!Ух!Ой!Эх!Ай-я-яй!

Уй-ю-юй! Эх! Ах! Ух! Ох! Всё!

В основе личной аналогии лежит принцип отождествления себя с рас­сматриваемым или представляемым объектом. Решающий задачу ребенок вживается в образ объекта.

Задание  1. Можно «наполнить» ребенка образом, и он превращается в фею , цветок со своим характером и поведением.

Задание  2. Демонстрация опыта.

Опущенная на воду бумажная ло­дочка быстро размокает. Что надо сделать, чтобы бумага, из которой сде­лана лодочка, не намокла?

Для решения задачи предлагается использовать аналогию, выяснить, по­чему утки и гуси не намокают, плавая в воде. Подумав, ребята нашли реше­ние - смазать внешнюю поверхность бумажной лодочки жиром.

Задание 3. Попробуй предста­вить себя одним из предметов домаш­него обихода. Что с тобой происходило до того времени, как ты попал в дом? Каким образом ты попал в дом? Что ты можешь делать или что с тобой можно делать? Кто тебя любит и кого ты любишь больше всех?

Использование таких  заданий, способствующих активизации творческого мышления, позволит  учащимся овладеть следующими качествами:

1) дети учатся  свободно ориентироваться в окружающем мире;

2) дети увидят  непрерывную дина­мику мира,

3)  учащиеся станут замечать проти­воречия в окружающем мире  и будут искать решение этих противоречий;

4) дети научатся применять прие­мы фантазирования, зрительно и в действии  представлять  фантастиче­ские объекты;

5)  учащиеся станут  сочувствовать, сопереживать людям, животным, рас­тениям, предметам, которые их окру­жают.

 

Творческий потенциал личности формируется во всех контактах ребенка со средой. Знание только тогда стано­вится достоянием ученика, когда оно является результатом его собственного мышления, понимания или рефлексии.

Предпочтительнее, чтобы ученик сам изобрел способ действия, осуще­ствив «открытие», чем повторил то, что ему предложено в качестве образ­ца. При этом ценность репродуктив­ной деятельности, осуществляемой в соответствии с имеющимися нормами и образцами, ни в коей мере не снижа­ется в тех областях, где эта деятель­ность адекватна, а «творчество» не­приемлемо (например, при освоении иностранного языка, на этапе освое­ния норм орфографии и т.п.).

Учителя начальной школы при обу­чении технологиям творческой дея­тельности опираются на отечествен­ные и зарубежные разработки - такие, в частности, как технология «мозгово­го штурма», синектика, ТРИЗ и пр. При этом развивается воображение, фантазия, нарабатывается опыт ус­пешной творческой деятельности, де­ти овладевают приемами, способами и подходами, позволяющими такую дея­тельность осуществлять. Учитель це­ленаправленно прививает своим уче­никам идеологию желательности и ценности творческой деятельности, нестандартных решений и подходов, неожиданных идей, самостоятельного поиска и исследования, переноса «прошлого» опыта и знания в новую, незнакомую ситуацию.

Важными компонентами творче­ского мышления являются эмоцио­нально-чувственные переживания, познавательная активность.

Для развития творческого мышления в учебном процессе необходимо соз­дать поле для творчества, своеобраз­ные ситуации, которые позволили бы развивать творческие способности. Детское творчество - это результат потребности ребенка открыть свой внутренний мир, и к нему надо отнестись с уважением.

Учитель должен стараться, чтобы ребенок как можно чаще сталкивал­ся именно с творческими заданиями типа: сформулировать грамматиче­ское правило, математическую зако­номерность, исследовать объект (его свойства, вид, признаки, связи, про­исхождение). Учителю необходимо постоянно поощрять оригинальные решения, находки, высказывания, создавать ситуации для их прояв­лений.

На развитие эмоционально-чув­ственной сферы нацелены задания, которые включают переживание, эсте­тическое восприятие, воображение. Продуктивное, творческое воображе­ние есть не что иное, как форма дея­тельности, и для его развития можно с успехом использовать уроки технологии, ИЗО, предложив, напри­мер, детям из известного сделать неиз­вестное. Первым и самым простым приемом считается агглютинация (от греческого «склеивание»). Проил­люстрировать механизм творчества на основе этого приема очень просто: части разнородных объектов соединя­ются, склеиваются вместе, и получает­ся новый объект, с новыми, ранее небывалыми, необычными свойства­ми. Таким образом рождено множе­ство сказочных персонажей, героев мифов и легенд: русалки, кентавры, драконы и т.д.

В качестве приемов творческого мышления (воображения) можно так­же рассматривать преувеличения и преуменьшения. Таким путем можно создать нечто новое. Задания могут быть следующими:

1) расскажи о самых характерных особенностях образа Бабы Яги, Колоб­ка;

2)  нарисуй героя своей любимой сказки;

3) нарисуй  портрет сказочного персонажа, создай свой образ;

4) создай скульптуру из бумаги.

Развивая комбинаторные способ­ности, мы развиваем творческое вооб­ражение и мышление младших школьников. Используйте для этого задания, в которые входят наборы простых геометрических фигур из бу­маги (мозаика), изделий из пластмас­сы, засушенных растений, природного материала. Предложите детям соста­вить из них как можно больше самых разных изображений.

Для развития эстетической актив­ности можно подбирать задания, кото­рые строятся на художественно-эстети­ческой деятельности. Это работа над восприятием искусства: чтение худо­жественных произведений и написание рецензий на них; просмотр театраль­ных постановок, фильмов; посещение выставок; составление музыкального и рисуночного образа.

 Оцениваются в таких случаях продуктивность (количество идей), оригинальность, гибкость мыш­ления, способность к выдвижению и разработке идей.

Творческое мышление - сложный многогранный процесс, но общество всегда испытывает потребность в лю­дях, обладающих нестандартным мышлением.

Большой знаток детской души Антуан де Сент-Экзюпери дал прекрас­ный совет, который актуален и сейчас: «Не обижайте детей готовыми формулами , формулы - пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощай­те [детей] мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать. Не учите их, что польза - главное. Главное - воспитание в человеке человеческого». Исследователи выделяют условия и факторы, способствующие развитию творческих способностей ребенка. Важнейшие из них: правильная орга­низация обучающей среды, т.е. созда­ние психологической безопасности; отсутствие внешнего оценивания; по­зитивная  Я-концепция.

Активная творческая педагогика воспитывает потребность задавать вопросы , самостоятельно искать информацию,  прибегать к обсужде­нию проблемы в группе.  Без положительных эмо­ций, без удивления, удовлетворения от догадки нет активной педагогики, нет творчества, нет интереса, нет хорошего самочувствия.

Анализ возможности применения АМО и АФО в учебно-воспитательном процессе на первых его ступенях пока­зывает, что, с одной стороны, так как активность   -   качество,   присущее субъекту, необходимо обеспечить ре­бенку   условия   для   максимальной творческой самостоятельности, а с другой стороны - необходимо постоянно стимулировать активность,  На такие психофизиологические факто­ры мы можем при этом опираться? Прежде всего - на фактор эмоцио­нальной активации.

Эмоции придают обучению окраску, «вкус» и служат источником интереса, а стало быть, активизируют ребенка на познавательный поиск. При любых эмоциональных состояниях тело и сознание взаимодействуют, и проис­ходит «мобилизация энергии».

Далее, в организации обучения не­обходимо учитывать функциональ­ную асимметрию полушарий мозга, с тем , чтобы сбалансированно активизи­ровать и левое полушарие (преимуще­ственно логическое), и правое полуша­рие (преимущественно творческое).

Соотношение активности правого и левого полушарий различно как при изучении различных предметов, так и при различных формах и методах обучения. При проблемном, поисковом, творческом обучении более активиро­вано правое полушарие, которое свя­зывает воедино картину мира, образ предмета, многозначность контекста и отвечает за различные оттенки и вари­анты восприятия и понимания матери­ала. Однако в обучении и творчестве велика роль и левополушарного мыш­ления, так как оно положительно ска­зывается на конечном продукте, осо­знанном, продуманном, проверенном.

Творческий процесс требует от детей с развитыми творческими спо­собностями меньших психофизиологических затрат, менее приводит к утом­лению. Монотонная работа, жесткая регламентация учебной деятельности требует от младших школьников особых усилий, активиза­ции мозговых систем, с тем чтобы фор­мально усваивать логические знания. А далее, при необходимости их систе­матизировать и применять, от ребенка потребуется еще больше усилий.

Очевидно, что при традиционном формально-логическом обучении не­обходимо уделять больше внимания творческим заданиям, активизации творческого мышления и воображения.

 При отсутствии творческого виде­ния мира ребенок в любом возрасте  тяжело переживает противоречия, конфликтные ситуации, стрессы. Дети с развитыми творческими способностя­ми иначе подходят к разрешению противоречий, благодаря поисковой активности легче справляются с труд­ностями обучения, с ситуациями конфликта в общении.

По мнению исследователей B.C. Poтенберга, С.М. Бондаренко, В.В. Аршавского и др., межполушарная асимметрия не является неизменной биологической функцией. Она может иметь сдвиг в ту или иную сторону и в результате взросления, и в результа­те социальных влияний и обучения, и в результате усилий самого ученика. На правополушарные способности, бо­лее активизированные в дошкольном детстве, легче опираться и в школь­ные годы. Однако наши культура, образование более ориентированы на логические, левополушарные компо­ненты мышления, поэтому левое полушарие у детей уже начиная со старшего дошкольного возраста ста­новится доминирующим, что приводит к нарушениям гармонического разви­тия личности.

Есть ли выход из этого затрудни­тельного положения? Безусловно, есть. Многочисленные современные исследования (в частности, проводя­щиеся под научным руководством проф. В.Г. Степанова на кафедре об­щей психологии МГОУ) Е. Смирновой, Н. Лешук показали, что интенсифика­цию обучения можно связывать со стимуляцией образного мышления, учетом индивидуальных особенностей межполушарной асимметрии мозга детей. При этом и развивается творче­ский потенциал личности, и активизи­руются левополушарные компоненты мышления, уравновешиваясь с правополушарной активацией.

Функциональная    асимметрия  предусматривает возможность и необходимость гармоничного развития  обоих  компонентов мышления.

Гуманистическая педагогика счита­ет, что ребенок должен как можно ши­ре раскрыть и реализовать свои спо­собности. Так же и каждый родитель хочет видеть своего ребенка преуспе­вающим. Как только у нас появляются возможности, мы стараемся развить способности своих детей. Водим ре­бенка в изостудию, к преподавателю музыки, вместе с ним осваиваем ино­странный язык, записываем в спор­тивную секцию, посещаем театры, му­зеи, выставки и т.д. В этом изобилии упорно ищем: что же нашему малышу больше нравится; где он сможет реа­лизовать свой внутренний потенциал; что у него лучше получается; в каких видах   деятельности   раскрываются лучшие качества его личности? И чем раньше взрослые находят направле­ние, в котором ребенок более успешно может себя реализовать, тем легче впоследствии ему будет вступать во взрослую жизнь, так как уверенность в себе, в своих силах помогает сделать общение с людьми приятным, а дея­тельность - творческой.  Осознаем мы это или нет, но в своих поисках мы используем всю силу свое­го воображения для того, чтобы помочь ребенку. И часто навязываем ему свои представления, формируя образ его личности, не учитываем его интересов. Прежде чем помогать ребенку в фор­мировании образа его «Я», родителям и педагогам нужно осознать необходи­мость целенаправленного развития детского воображения, а также раз­вивать умение работать со своим  вооб­ражением.

Психологи доказывают, что отноше­ние человека к самому себе складыва­ется из отношений с другими людьми. Американский доктор Максуэл Мольц считает, что, когда человек становится снисходительным к другим, он уважи­тельнее относится к самому себе. В во­ображении необходимо обыгрывать затруднительные ситуации, которые возникли у ребенка в общении с други­ми детьми или взрослыми и искать положительные решения трудных си­туаций, так как отрицательное возни­кает само собой. Через культуру ува­жения и адекватного отношения к образу собственного «Я» мы учимся культуре взаимопонимания и понима­ния других людей.

Создав в детском коллективе атмо­сферу уважения и доверия, педагоги, таким образом, создают почву для создания ребенком лучшего образа своего «Я». К шести годам ребенок становится значительно самостоя­тельнее, независимее от взрослого. Его отношения с окружающим миром значительно расширяются, и это создает большие возможности для проявления своего «Я». Развивающе­еся воображение способствует фор­мированию моральных качеств личности.

 B.C. Мухина считает, что «нормально развивающийся ребенок полон благих намерений».

Одним из трудновоспитуемых ка­честв личности является сочувствие, сопереживание, но если это качество присуще человеку, то его трудно раз­рушить. В современной педагогике по­добные качества называют эмпатией. Одно из определений эмпатии дано Е.Я. Васиным: «Эмпатия - вообража­емое перенесение себя в мысли, чувст­ва и действия другого и структуриро­вание мира по его образу». Из этого определения следует, что эмпатия -это один из механизмов воображения. Также воображение способствует пла­нированию своего поведения согласно первично поставленной цели, в ре­зультате     правильного     поведения  появляется позитивное отношение к образу своего "Я"». «То, как человек воспринимает себя - это наиболее существенный фактор в прогнозиро­вании его поведения, потому что реалистическому образу "Я" соответ­ствует реалистическое восприятие внешней реальности и ситуации, в которых оказывается индивид» (К. Роджерс, цит. по кн. [2, с.74)

Умение владеть своим воображени­ем поможет педагогам и родителям в их общении с детьми не только в про­цессе игры или художественного твор­чества, но и в повседневной жизни, потому что каждый день мы меняем роли, в которых выступаем: то мы учителя, то пассажиры, то покупате­ли, ученики, родители, дети по отно­шению к нашим родителям и т.д. Мы не всегда успешно переходим из одной роли в другую, что способствует на­коплению стрессов. Наше воображе­ние блокируется стандартными пред­ставлениями, становится неспособным отражать реальную действительность в новых сочетаниях и формах. Для то­го чтобы дети не повторили ошибки взрослых, необходимо целенаправленное развитие их воображения. Оно способствует самостоятельному поиску пути решения жизненных  задач.

В работе по развитию воображения детей необходимо учитывать сиюми­нутность происходящего. Важно, чтобы педагог умел выделить и акцен­тировать внимание ребенка на резуль­тате его спонтанных действий: «Оста­новись, мгновенье». Главное для педагога - умение спонтанность действий ребен­ка перевести в сферу осознанных дей­ствий: «Посмотри, что у тебя получи­лось, на что похоже? Птица. Когда  ребенок в своем воображении хорошо «видит» образ изображаемого и может этим образом манипулиро­вать, то ему легко перенести его на бумагу. А видеть его в своем вообра­жении он может только после того, как пропустит этот образ через свои ощущения.   

 

Креативность: понятие, принципы, условия

В последнее время в печати появля­ется все больше статей о креативности мышления. Между тем представления о том, что стоит за этим понятием, зачастую неоднозначны и даже проти­воречивы.

П. Торренс под креативностью под­разумевает «беглость, гибкость, ори­гинальность, разработанность». «Кре­ативность, - пишет исследователь, это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседо­вать с кошкой, нырять в глубину, про­ходить сквозь стены, зажигать солнце, приветствовать будущее». Понятие «беглость» рассматривается Торрен­сом как способность к продуцирова­нию максимально большого числа идей. «Гибкость» представляет собой способность легко переходить от явле­ний одного класса к явлениям другого класса, часто очень далеким по содер­жанию. «Оригинальность» - один из основных показателей креативности. Это способность выдвигать новые, неожиданные идеи.

Другой полюс креативности обозна­чен термином «разработанность». Творцы могут быть условно поделены на две большие группы: одни лучше всего умеют продуцировать ориги­нальные идеи, другие - детально, творчески разрабатывать уже существующие.

В. Лоунфельд считает, что креатив­ность включает в себя умение видеть   проблему,   беглость, гибсинтезу и анализу, ощущение строй­ности организации идей.

В большинстве современных кон­цепций в качестве основного личност­ного фактора творческой одаренности указывается позитивная Я-концепция, позволяющая человеку реализо­вать имеющийся у него творческий по­тенциал.

Я-концепция представляет собой совокупность всех представлений че­ловека о себе вместе с их оценкой. В ней различают когнитивную состав­ляющую — представление о себе (Я-образ), аффективную составляю­щую - самооценку и поведенческую составляющую - соответствующие действия и поведение.

Условием формирования положи­тельной Я-концепции является осу­ществление работы с эмоциональным содержанием, т.е. необходимо, чтобы человек признал собственные эмоцио­нальные реакции как ценность и на­учился их выражать социально при­емлемым способом.

Условием сознания и проявления ребенком своей индивидуальности яв­ляется принятие и поддержка взрос­лыми его эмоциональных проявлений. Также обязательным условием явля­ется безоценочность принятия ребен­ка, его поддержка и безопасность.

Надо стараться принимать все ответы детей. Восхищаться каж­дой идеей учеников. Ошибки исполь­зовать как возможность по-новому, неожиданно взглянуть на привычное. Исключить всякую критику личности и деятельности детей. Оценивая ответы учащихся, нужно описывать свои чувства, которые в связи с этим возникли, называть конкретные факты или детали, которые по­нравились, часто употреблять  слова  «молодец», «умница», «прекрасно», «хорошо», «очень приятно», «блестя­ще», «восхитительно» и т.п. Если да­же  что-то раздражает, никогда не обращаться к личности ребенка. На уро­ках выслушивать, по возможности, все ответы детей, даже если они по­вторяются. Ведь, повторяя одно и то же, дети на самом деле предъявляют себя, а не повторяющиеся сведения. Для ребенка эти слова полны своего смысла, имеющего отношение только к нему: они могут выражать облада­ние этим знанием, иногда гордость за то, что он тоже это знает. Важно, что ребенок это произносит, т.е. активи­зирует эти знания, или усваивает то, что узнал, или сам проживает отно­шение, которое ему понравилось, ког­да отвечал другой ребенок. Повторяя за другим, он проживает то чувство, которое заставляет его повторять чужие слова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие творческих способностей

Мышление, чувства, воображение развиваются учебными предметами, насыщенными развитием мысли, рождением чувств, возникновением воображения, которые имеют более высокую точность,  глубину  сравнительно с возраст­ными возможностями ученика. Раз­витие творческих возможностей мышления в обучении состоит в обеспе­чении    возможностей    творческого усвоения знаний во все более трудных, проблемных ситуациях, харак- теризующихся раскрытием все более общих закономерностей и большими  возможностями   перехода   от   уже  усвоенных знаний к новым.

Творческое усвоение знаний может достигаться с помощью создания проблемных ситуаций, обеспечения возможности «открытия» усваиваемых  знаний, различных форм и методов исследовательского характера.      

В основу проблемных ситуаций  закладываем разные противоречия, возникающие между необходимостью и невозможностью выполнить  требования учителя. Обычно , для создания противоречия , даём ученикам  практическое задание, либо невыполнимое вообще, либо не похожее  на предыдущее.

Так, например, изучая случаи сложения двузначных чисел с переходом |через разряд, в серию заданий  включаем  выра­жение 25 + 19. Оно вызывает у детей затруднение.

- Можете выполнить это задание?

- Нет, такие выражения мы еще не решали.

-  Почему у вас возникло это за­труднение?

- 5 и 9 дает 14, а это больше 10.    

-   Можете  сформулировать тему  нашего сегодняшнего урока?

- Мы будем решать выражения, где сумма единиц больше 10.

Итак, проблема сформулирована, поставлена. Впрочем, решение ее (как и всех других) не берём на себя. Предлагаем  детям самим обдумать решение, обсудить его в группе (или в парах) неко­торые пользуются математическим набором

 Л.Г. Петерсон, кто-то соеди­няет десятки и единицы стрелочками и получает запись 25 + 19, а кто-то производит вычислительные опера­ции мысленно. И вот она, радость открытия!

Механизм решения от­крывают сами— это несколько продол­жительнее по времени, чем было бы  объяснение, но зато уровень пони­мания и прочность усвоения гораздо выше.

Развитие креативности мышления школьников является одной из акту­альных проблем современного обра­зования. Во многом это обусловлено обострившимся противоречием меж­ду возрастающими потребностями человека, общества, цивилизации в выдвижении оригинальных идей, отказе от стереотипных способов мы­шления, т.е. в креативности мышле­ния, с одной стороны, а с другой стороны — неполным использованием развивающих возможностей учебно­го материала.

Для развития креативности мышле­ния   учеников  используют следующие учебные задания.

I. Задания,  для развития гибкости мышления.

1.  Разработать несколько способов использования законов и явлений.

2.  Установить взаимосвязи между изучаемым материалом и конкретным заданием:

- вычленить проблему,

- составить план решения,

- сформулировать гипотезы,

-  выбрать и обосновать лучший  способ решения.

3. Установить сходство и различия, причинно-следственные связи.

4. Объяснить смысл явления с подтверждением закономерностей собственными примерами.

 Воображение как компонент творчества при изучении математики.

Однажды известного детского писателя Джанни Родари спросили: «Что  нужно сделать и как работать, чтобы  стать  сказочником?»   Он   ответил: «Учите как следует математику».Действительно, изучение математики предоставляет большие возмож­ности  для   развития   воображения. Как построить процесс обучения без опоры на воображение? Для  детей младшего  школьного   возраста   это  особенно актуально.

Одним из слагаемых развития вооб­ражения является создание ситуации  возможности выбора.   При выполнении домашнего задания, контрольных работ, олимпиад также рекомендуется предоставить свободу выбора порядка выполнения задании.

Дети очень любят «Конкурс на лучшего решателя задач». Каждый ребенок получает задание на дом - например, 20 за­дач на месяц. Ученик может их решать в любом   порядке и столько в день, сколько хочется. Решая задачи, дети находят картинку в книжке-раскраске или рисуют ее сами, разбивают на 20 частей и раскрашивают по мере реше­ния задач. Готовые рисунки помеща­ются в утолок для творческих работ. Аналогично можно поступить и с примерами изученных видов.

Замечательно, если на уроке не учи­тель, а сами дети объясняют новый материал. Учитель  организует поиск, а дети находят пути решения. Кроме того, ребенку необходимо   предлагать специальные задания на развитие воображения. Наиболее подходят   для этого задания в игро­вой форме. «Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упустить случаев сделать его немного занимательным», - считал Паскаль. Посредством игры можно развивать воображение даже у самых скованных детей. Игры на воображение хороши тем, что они имеют несколько вариан­тов решения и все они верны. Это «Ге­ометрическая мозаика», «Танграм», «Веселые художники», «Составь кар­тинку», «На что это похоже?», «Вооб­рази, что получилось» и т.д. Использо­вать их можно на любом этапе урока.

Развитию воображения способству­ет составление примеров, уравнений, задач, причем самых разных видов.

Широкое использование на уроках  заданий «открытого» типа , т.е. заданий , имеющих несколько решений, также стимулирует воображение детей.

Очень важно с самого начала раскрыть перед ребёнком суть творческой деятельности- не следовать  готовым  образцам , а искать свои решения, доводить задуманное до конца. Очень важен эмоциональный настрой.                                        

С интересом  дети зашифровывают имена сказочных персонажей, своих друзей.

Демонстрация результатов творчества (уголки, сборники) помогает детям направить своё воображение на создание законченных работ.

Идеи гуманизации об­разования предопределяют акцентирование внимания на разви­тии творческих компонентов личности ученика и учителя, поскольку субъек­ты учебно-воспитательного процесса несут на себе творческий потенциал общества.

Известно, что именно начальная ступень образования во многом предо­пределяет успехи в развитии способ­ностей у школьников, в том числе творческих. Особое место в развитии творческого потенциала личности младшего школьника занимает изоб­разительное искусство и художест­венный труд, так как лежащая в их основе предметно-практическая дея­тельность обладает значительным развивающим потенциалом. Именно практическая деятельность позволяет переводить сложные абстрактные действия из внутреннего плана (неви­димого) во внешний (видимый), делая их более понятными.

Наряду с этим процесс изобрази­тельного творчества может быть рас­смотрен с точки зрения выражения внутреннего мира творца, его ощуще­ний, переживаний. Чем раньше будет организована работа, направленная на развитие эмоционально-чувственного мира ребенка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества.

Необходимо помнить, что каждый человек обладает творческими воз­можностями, выражающимися в склонности, проявлении интереса к какому-либо виду деятельности - ху­дожественному, музыкальному, лите­ратурному, коммуникативному и   др. Таким образом, актуализация и развитие творческого потенциала личности предполагает ее включен­ность в творческий процесс, что при­водит к появлению психических ново­образований (многозначности мышле­ния, произвольности психических процессов, рефлексии, самоконтроля), и в итоге , личность переходит на более высокую ступень развития.

Для развития воображения, твор­ческого мышления (его гибкости, оригинальности), творческой активно­сти как составляющих творческого потенциала личности в практике начального художественного образования рекомендуется использовать нетрадиционные техники рисования, демонстрирующие необычное сочета­ние материалов и инструментов. Несо­мненным достоинством таких техник является универсальность использо­вания. Технология их выполнения интересна и доступна и взрослым, и детям дошкольного возраста.

Остановимся более подробно на не­которых  нетрадиционных  техниках  рисования.

Рисование жесткой полусухой кистью

ПМИ: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезан­ный из нее силуэт пушистого или ко­лючего животного.

 На кисть набирается краска (вода практически не используется), и прикосновениями ее к бумаге заполня­ется весь лист, контурный рисунок или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование пальчиками («пальчики-палитра»)

ПМИ: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета формата А4, сал­фетки.

Ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит на бумагу точки, пятна (в зависимости от замысла - ри­сование ягод, гроздей; хаотичное за­полнение листа цветными пятнами -рисование настроения). После работы пальчики вытираются салфеткой, за­тем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой

ПМИ: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета формата А4, салфетки.

 Ребенок опускает в гуашь ла­дошку или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бума­ге. Отпечаток дорабатывается кистью до получения изображения (птицы, деревья). После работы руки вытира­ются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Оттиск печатками из картофеля («печатки»)

ПМИ: мисочка либо пластиковая ко­робочка, в которую вложена штем­пельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля - их изготавливает педагог, разрезав клубень пополам и доработав его половину до необходимой формы (геометрические фигуры, цветы).

 Ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и на­носит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и печатка.

Оттиск поролоном

ПМИ:  мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штем­пельная подушка из тонкого пороло­на, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, ку­сочки   поролона.   Вместо   поролона можно   использовать   пенопласт   или ластик.  Ребенок прижимает кусочек  поролона к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

Оттиск смятой бумагой

ПМИ; блюдце или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая  бумага.

 Ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу.

Восковые мелки (свеча) + акварель

ПМИ: восковые мелки или свеча, плотная белая бумага, акварель, кисти. Ребенок рисует восковыми мелками (свечой) на белой бумаге Затем  тонирует лист акварелью в один  или  несколько цветов. Рисунок мелками   остается  незакрашенным.

Монотипия предметная

ПМИ: плотная бумага любого цвета, кисти,  гуашь.

 Ребенок складывает лист бу­маги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (объекты для рисования выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывает­ся пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, прорабатывая детали изображения и каждый раз так   складывая лист.

Монотипия пейзажная.

ПМИ: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная  плитка.

Ребенок складывает лист бу­маги пополам. На одной его половине рисует пейзаж, на другой получается  его отражение в озере, реке (отпечаток). Рисунок выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть.  Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок после того, как него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от  отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку, на которую краской наносится рисунок, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

Черно-белый  граттаж  (грунтованный лист)

ПМИ: картон или плотная бумага   любого цвета, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло (примерно капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенным концом или пустой стержень (иглы, булавки использовать не рекомендуется . Ребенок натирает свечой лист бумаги так, чтобы он был полностью  покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом либо зубной порошок (в этом случае он заливается тушью без добавок). После высыхания палочкой процарапывается рисунок.

Цветной граттаж

ПМИ: цветной картон или плотная бумага, предварительно затонированные акварельными красками либо гуашью, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенным концом или пустой стержень, жидкое мыло.

Ребенок натирает свечой лист  бумаги так, чтобы он весь был покрыт  слоем воска. Затем лист тонируется  слоем гуаши (контрастным по цвету) с  добавлением жидкого мыла. После высыхания, палочкой процарапывается  рисунок. Далее возможна доработка  недостающих деталей гуашью.

Кляксография обычная

ПМИ: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка или кисть (белка, № 5   и   больше).

Ребенок зачерпывает гуашь на бумагу или набирает толстой кистью разведенную водой краску и ставит кляксы на лист бумаги, осторожно стряхивая. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и при­жимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину кап­нуть тушь, а другой его прикрыть). Да­лее верхний лист снимается, а изобра­жение внимательно рассматривается, чтобы определить, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

Кляксография с трубочкой

ПМИ: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка или кисть (белка, № 5 и более), трубочка (соломинка для напитков).

 Ребенок зачерпывает пласти­ковой ложечкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (ка­пельку), или набирает кистью разве­денную водой краску и ставит кляксы на лист бумаги, осторожно стряхивая. Затем дует на это пятно из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пят­на, ни бумаги. При необходимости про­цедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

 

Кляксография с ниточкой («цветные ниточки»)

ПМИ: бумага, тушь либо жидко раз­веденная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, нитка средней толщины длиной в два раза больше размера листа.

Ребенок опускает нитку в кра­ску (можно держать нить за оба конца и окрашивать ее, постепенно опуская в баночку с разведенной краской и при­держивая ложечкой, палочкой или ки­стью). Затем на лист бумаги (или на половину сложенного листа) выклады­вается изображение из нитки или раз­личные петли, причем концы нити остаются свободными (за пределами листа). После этого сверху накладыва­ется другой лист (или половина сло­женного листа), прижимается одной рукой, а другой нитка вытягивается за кончики, с одновременным ее потягиванием. Работа просушивается, недостающие дета­ли дорабатываются тонкой кистью.

Набрызг

ПМИ: бумага, гуашь, кусочек кар­тона, жесткая кисть или расческа, зубная щетка.

 Ребенок набирает краску на кисть и легонько ударяет ею о картон, который держит над бумагой, — краска разбрызгивается на бумагу. Для раз­брызгивания краски можно также ис­пользовать зубную щетку или расческу.

Отпечатки листьев

ПМИ: листья  разных  деревьев , опавшие), гуашь, кисти.

 Ребенок покрывает лист дерева красками разных цветов, затем прикла­дывает его к бумаге окрашенной сторо­ной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Методическая особенность исполь­зования нетрадиционных техник рисо­вания на уроке ИЗО.

 В его начале учи­тель знакомит детей с тем или иным способом получения изображения, объясняя и анализируя предложен­ные образцы работ, а затем демонст­рируя применение данной техники на практике.

Применительно к некоторым слож­ным по выполнению нетрадиционным техникам рисования (граттаж, моно­типия, «цветные ниточки») необходи­мо совместно с классом вывести па­мятку поэтапного выполнения практи­ческой работы, что обеспечит осознан­ное отношение к заданию. А вот цвет, композицию, сочетание новых приёмов для  достижения  лучшего результата дети выбирают сами. Совместно оценивают результат, выбирают самые удачные работы.

 Несомненно, использование в структуре одной работы нескольких нетрадиционных техник рисования, с условием соблюдения композицион­ной целостности, позволяет добиться ее содержательного и технического бо­гатства. Данный вид практической деятельности можно реализовывать на обобщающих уроках рисования, а также на уроках закрепления и повто­рения знаний, умений и навыков.

Вариативность и художественное разнообразие нетрадиционных техник рисования предоставляют учителю возможность творчески подойти к их отбору применительно к решению учебной задачи конкретного урока изо­бразительного искусства, учитывая особенности тематической, содержа­тельной, технической сторон художест­венно-творческой деятельности, а так­же спектр интересов класса и отдельно­го ученика, что позволяет сделать учеб­но-воспитательный процесс желанным, интересным, познавательным.

С другой стороны, учащиеся полу­чают неограниченные возможности выразить в рисунке свои чувства, мысли, переживания, эмоции, наст­роения, учатся видеть в неожидан­ных сочетаниях цветовых пятен и линий образы, оформлять их до узна­ваемых и погрузиться в удивитель­ный мир творчества. которые можно использовать как на уроках, так и на занятиях кружка изобразительного искусства.

Проведение уроков изобразительного искусства вне стен школы являются прекрасным сред­ством для развития творческого вообра­жения. В I классе урок по теме «Как при­рода себя украшает» желательно  провести  на  природе.

 Предложите  детям  обратить внимание на кра­соту травинок и цветов, сияние паутинок, на капельки росы, которые, как маленькие алмазы, сверкают на листочках, на зеле­ный мох, покрывающий пенек, на красоту коры деревьев, крыльев бабочек и жучков. На этих занятиях развивается не толь­ко внимание, но и ассоциативное мышле­ние, речь.

 «С чем можно сравнить капельки росы?» (С маленькими солнышками, с бриллиантами, с жемчужи­нами, со слезинками.) «На что похож мох, с чем можно его сравнить?» (Он как мах­ровое полотенце, как зеленый пушистый ковер.)

Развиваются и умения всматриваться, наблюдать и анализировать. Обратите  внимание детей на кору деревьев. У моло­дых деревьев она гладкая, нежная, у ста­рых — корявая. Жизнь дерева отразилась в этих сложных сплетениях линий. Предложите  погладить кору рукой и внимательно в нее вглядеться. Что там нарисовала приро­да? На что это похоже? Может, это пейзаж, Сможет, портрет человека? Кто-то увидит  сказочное существо, а кто-то необычную птицу.

Понаблюдаем за сменой настроений в природе, послушаем пес­ню ветра или шум дождя, шепчут листья.

Метод любования.

 У японцев есть тра­диция; весной любоваться нежными цвет­ками сакуры, осенью — пламенеющей ве­точкой клена и полной луной, зимой — сос­новой иглой и снегом. Метод любования можно  применять  в  педагоги­ческой практике.

Летом  полюбоваться цвету­щим лугом. Весной — веточкой цветущей чере­мухи, первыми цветами. Осенью восхититься  разноцветной листвой. Зимой - белым пушистым снегом, разнообразием сне­жинок.

Игры и игровые моменты.

 Игра развивает память, воображение. Пережитое в игре вызывает эмоциональную и творческую активность даже у самых закомплексованных детей, поэтому на уроках  изобразительного искусства желательно использовать различные  игры  и игровые  упражнения.

Игра   в   персонажи.

   Дети  часто приносят в школу любимые игрушки. Можно представить,что они ожили, какой  характер может быть у героя? Дети воспринимают сказочных героев  как реальных ,и уроки проходят  интереснее.

Игра в эксперимент.

Предлагаем   детям  стать экспериментаторами и провести  исследования.

Что будет, если смешать  синюю и желтую краски? Давайте нарисуем пейзаж только двумя красками — желтой   и  черной. Нарисуем пейзаж тремя красками. Краски подберите сами. Можно дать  задание подобрать гармонию цветовых пятен к следующим названиям : «Солнечный день», «Южная ночь».

 

Выразительные возможности линии.

  Спрашиваем, во что еще можно превратить линию? Дети подска­зывают: в кружева, цветы, тучи, реку. Дети получают  за­дание — нарисовать пейзаж, пользуясь разными линиями: кружевными, округлы­ми, зигзагообразными. Можно использовать  линии  только одного вида. Затем  экспертная  комиссия   из  числа  учащихся  выбирает  лучшую работу, объясняя свой  выбор.

Ожившие картины. 

Делим  класс на две команды. Одна команда должна изобразить какую-нибудь картину известного худож­ника. Дети встают в соответствующие позы. Другая команда должна отгадать картину и назвать автора. Потом команды меняются местами.

Сочинить рассказ о предмете ,изображенном на картине. Какой у него может быть судьба, почему он так выглядит, что с ним могло произойти?  После этого дети рисуют  предмет,  кото­рый описали .

Прием уподобления.

 Читаем  стихи, загадки о цветах. Просим детей представить, что они стали цветком. Что это будет за цветок?

  Создание образа по описанию.

 Дети  по описанию составляют фоторобот. Карточки с изображе­нием частей лица заранее подготовлены учителем. Их можно сделать, разрезав об­ложки журналов с портретами.

Прием одушевления

Нужно  придумать необычные деревья, которые  имеют  рот, нос, глаза, руки. Вот на ри­сунке дерево с протянутыми ветвями-рука­ми. Оно как будто хочет кого-то схватить. Вот  дерево-дракон, дерево-птица, дерево-волк. Можно сделать подборку  необычных деревьев из жур­налов, книг.

Прием перевоплощения

— Вообрази себя кошкой, вспомни, как она двигается, мурлычет, ласкается. Проде­лай то же самое. Нарисуй кошку так, чтобы было понятно, какая она.

Перевоплощаясь в разные образы, дети становятся «артистами» и перестают чувствовать себя скованно. Да и их рисунки получаются более «живыми». Вариантов таких перевоплощений можно придумать множество.

Рисование на тему «Путаница».

Дети  сочиняют свою версию пу­таницы, воплощают её в рисунке.

Развитию фантазии помогают также следующие задания:

Нарисовать рисунки со «спрятанными» в них предметами. Рассмотреть картины и придумать им названия, а потом сравнить с названием, которое дал им автор.

Дорисовать геометрические фигуры, превратив их в разных животных.

Нарисовать фантастический город, животных.

Рассмотреть картину, придумать, что  могло  случиться  дальше с ее персонажами, и на- рисовать.

 Один из принципов  Изоб­разительного искусства и  технологии — это принцип единства реальности и фантазии. Художественная деятельность строится на активном воображении и твор­ческом мышлении и развивает личность. Творчество — сложный психологический процесс, связанный с характером, интере­сами, способностями личности. Отечест­венный психолог В. Брушлинский считал, что воображение — одна из форм мышле­ния. Воображение — это присущая только человеку возможность создания новых об­разов путем переработки предшествующе­го образа.

Творческий подход к решению любой задачи возникнет только тогда, когда учи­тель покажет, что существует множество способов и вариантов решений, нетради­ционных подходов. Мало научить детей ремесленным навыкам, способам работы разными художественными материалами, главное — вложить в их работы чувства, личностное отношение к задуманному произведению.

Для творчества недостаточно только развитого воображения. «У любого художе­ственного творчества два крыла — реаль­ность и фантазия, и только на одном из них ни одно искусство подняться не может. Именно поэтому необходимо единство раз­вития этих способностей. Не просто смот­реть, а видеть художественно развитым зре­нием реалии жизни — от богатства цвета, формы, фактуры до богатства души. И второе крыло — развитая фантазия, способность интерпретации», — утверждает  Б. Неменский.

Творчество начинается с первого  этапа  — с композиции. Композиция – это духовно-пластическая идея будущего произведения. Оживление в композиции неопределённых  очертаний, пятен, клякс, лиц способствует к пробуждению фантазии, воображения. В создании образа имеет значение и форма любого пятна. Используя  возможности формы пятна, художник   может вызвать у зрителей ощущение  возбуждения и страха. Через поиск ритма, сгущение, разрежение, направление движения активизируется творческий иск, развивается умение импровизировать. Возможность  заменять один художественный материал другим или совмещать приводит к рождению новых, оригинальных способов использования художественных средств  в работе над образом.

Чем больше жизненного опыта, тем  легче фантазировать. Но у детей жизненного опыта еще мало. Для развития воображения дети имеют достаточный багаж  знаний, который черпают из книг, фильмов и спектаклей, посещения музеев. Под  впечатлением они могут творить, изображать то, что эмоционально пережили, чувствовали душой и сердцем. Для усиления эмоционального впечатления  можно использовать музыку, слайды.

Важным условием развития творческого воображения является умение наблюдать, всматриваться в окружающее, замечать что-то необычное, созерцать красоту  и  наслаждаться ею.

 Инновационные формы взаимодействия образовательных учреждений   и семьи становятся  актуальным  и непреложным требованием времени. Сегодня родители нуждаются в спе­циальном пространстве поддержки талантов, порой глубоко скрытых в  силу особенностей ритма современ­ной жизни. Очень важно, чтобы ребе­нок   чувствовал   в   своих   близких духовную силу,  выражающуюся в мудрости и простоте, наполняющих  семьи.

   Издревле понятие «отчий дом» было  для человека неисчерпаемым источ­ником сил. Каков же  современный  дом? Согреет ли он теплом души и сердца, чем он наполнен?

Возрождение семейной культуры начинается с духовного оживления быта, наполнения минут совместной  деятельности детей и родителей теплом любящих сердец.

Но возникла проблема — нарушена гармония детско-родительских отношений.

Как бы многогранна ни была наша жизнь, тем не менее она должна строится на едином стержне - крепких корневых традициях поколений. Возрождение этих традиций и есть важнейшая   задача образовательной системы.

Для её решения  определила цикл проектов.

 Са­мыми популярными,  стали следующие: «История нашего города», «История моей семьи»,«Семейные увлечения», «Мой домашний любимец», «Мой домашний музей».Проекты реализуются в форме се­мейных творческих акций. В ходе их осуществления одновременно реша­ются разные задачи: творческие, об­разовательные, психологические, эко­логические, культурологические,

Главная цель таких акций - укреп­ление семьи, вовлечение взрослых совместно с детьми в творческий про­цесс, во время которого происходит плодотворное общение.

 Все участники акции создают единую художествен­ную работу.

 Это могут быть панно или художественные объекты, которыми затем можно украсить интерьер дома или образовательного учреждения, оформляют  странички в «Летописи класса», в альбоме о своем любимом городе.

Участником проекта может стать любой ребенок или взрослый, незави­симо от его художественных способно­стей. Технология творческого процес­са предполагает такой уровень задач, который доступен каждому. Очень важно, что в наших проектах дети и родители выступают на равных, меж­ду ними происходит одновременно и взаимодействие, и соревнование. Ат­мосфера игры и фантазии дает воз­можность   раскрыться   друг   перед  другом. другом с неожиданной стороны  лучше узнавая друг друга, дети и родите­ли заметно сближаются. Такие соци­ально-художественные акции, с одной стороны, направлены на раскрытие индивидуальности, с другой - дают почувствовать, что ты не одинок в этом мире, вокруг тебя много людей и вместе вы способны сотворить чудо.

Заключительный аккорд каждой акции - произведение коллективного творчества, созданное из работ, объединенных единой тематикой. Завершение работы всегда наполнено радостью сотворчества .Это не только продуктивная деятельность взрослых и детей. Глубина духовно-нравствен­ного содержания творческих акций со­здает определенную психологическую атмосферу.   Фиксирование   процесса дает богатую информацию для даль­нейшего  изучения.

 Материал для поиска подходов в  целях оказания семье  своевременной помощи. Отзывы на проведение акций показывают, насколько велика потребность взрослых и детей в подобных меропри­ятиях, восполняющих дефицит творческого раскрытия индивидуальности.

Вся собранная информация должна быть систематизирована. Она позволит детям лучше раскрыть свои способности, проявить себя.

Учитель  сможет лучше узнать интересы детей, получит   возможность  выявить способности  учащихся  и развить их.

Кроме того    совместная  работа  позволит детям  сблизится. укрепит взаимоотношения в коллективе.

Так же при подборе материала о родословной семьи  предполагается и совместная деятельность родителей и детей. Возможно, она  позволит заинтересовать и родителей, даст возможность им раскрыть свои творческие  способности. Усилит  взаимодействие  родителей и школы. Таким образом, считаю, что  необходимо стремиться к развитию творческих способностей учащихся на уроках и во внеклассной работе. Только при соблюдении этого условия  ученики смогут стать настоящей творческой личностью, способной не просто выжить в  современном мире, но и  чувствовать  себя комфортно в любой ситуации.

На данном  этапе  развития   наше  общество  испытывает  потребность  в  людях   творческих,  с  нестандартным  мышлением.  Мир  сейчас  очень  сложен  и  просто необходимо  уметь  самому  принимать  решения. не  ждать  готовых  рецептов  от  других  людей. А  для  этого  нужно обучить  детей  приёмам  и  способам  постижения  фактов. Необходимо  стараться  пробудить в  ребёнке  творческую  личность. Как   этого  добиться? Над  решением  этого  вопроса  думаю  уже  не  один  год. Существуют  важные  условия  развития  творческих  способностей  ребёнка.  Важнейшими  из  них  считаю: правильную  организацию   обучающей  среды, т.е. создание  психологической  безопасности,  отсутствие  внешнего  оценивания, позитивная  Я – концепция. Представим лишь  на  миг, что  мы, взрослые, что-то  придумали. Поделились  идеей  с  коллегами. но  остались  непонятыми. Обидно. Но  ведь  мы  люди  со  сложившимся  мировоззрением, имеющие  жизненный  опыт, готовые  к  таким  ситуациям.  А  если   на  этом  месте  оказывается  ребёнок?  Любым  своим  резким  словом  можем  навсегда  отбить  у  него  желание   поделиться  своей  идеей, отличной  от  мнения  большинства, или  от  мнения  учителя. Активная  творческая  педагогика  должна воспитывать   у  детей  потребность  задавать  вопросы,  самостоятельно  уметь  находить  необходимую  информацию, прививать  желание  обсуждать  её в  классе.

Без  положительных  эмоций,  радости  от  своего  «открытия», догадки, не  может  быть  активной  педагогики.

Анализируя  возможность  применения  методов  обучения, форм, активизирующих познавательную деятельность детей, приходим  к  выводу   о  том, что необходимо   создать  для  учащихся  условия  для   максимальной  творческой  самостоятельности,

Кроме   этого  нужно  постоянно  поощрять  активность  детей.

Очевидно, что при  традиционном   обучении  необходимо   уделять  внимание  заданиям  с  творческим  характером. Искать  пути  активизации  творческого  мышления  и  воображения.

Если  нам  не  удастся    развить  творческое   видение  мира  у  ребёнка, то  он  будет  в  любом  возрасте   очень  тяжело  воспринимать   возникающие  конфликтные  ситуации, стрессы.  Дети  с  развитыми  творческими  способностями   рамного  легче  справляются  с  подобной  ситуацией, благодаря  поисковой  активности  чаще  всего  способны  самостоятельно найти  выход.

Создавая  в  детском  коллективе   атмосферу  доверия, взаимоуважения  мы   готовим    базу  для  создания  ребёнком    своего «Я». Ребенок   становится  самостоятельнее. Расширяются    его  взаимосвязи  с   окружающим  миром, появляются  возможности  для  проявления  себя

Я – концепция, это  совокупность  всех  представлений  о  себе  с  их  оценкой. Очень  важно, чтобы  человек  признал  свои  эмоциональные  реакции  как  ценность  и  научился  их  выражать  правильно.  Необходимо  всячески  поддерживать  проявление  индивидуальности  ученика. Стараться  принимать  все  идеи  ребят, найти  положительное  даже  в  нелепых.

Ребёнок  должен  быть уверен  в  поддержке  учителя. Стараюсь  сама  следовать  этому  правилу  и  приучаю  детей  быть  терпимее   к  мыслям,  идеям  других  людей,  даже  если  они  совершенно  противоречат своим     личным  догадкам.

Даже  если  что-то  раздражает,  нельзя  позволять  себе  и  другим  обращаться  к  личности  ребёнка, иначе  ученик  может  подумать,  что  учителю  не  нравится  он  сам, а  не  его  идея. Учащиеся  должны  чувствовать  себя   уверенно,  спокойно. Как  можно  чаще  учеников  нужно  хвалить, Ребёнок  будет   работать  гораздо  активнее,  если  почувствует  ситуацию  успеха.

Учебные  предметы  должны  быть   построены  так,  чтобы   могли  развивать  ребёнка,  обеспечивать   возможность  творческого  получения  знаний   в   проблемных  ситуациях,  в  процессе  «открытия»    знания.  Очень  хорошо,  если   механизм  выполнения  заданий  дети  откроют  сами.

Очень  интересно  проходят  уроки,  на  которых  сами  дети  разъясняют  учебный  материал.

Очень  нравятся  ребятам  задания  представленные  в  игровой  форме.  В  этом  случае  не  боятся   ошибочно  ответить  даже  самые  робкие  дети.

Сама  люблю  задания, у которых  может  быть  не  один  вариант  решения.

 Нравятся  они  теперь  и  ученикам. 

Особое  место  в  развитии   творческого  потенциала  личности   занимают  уроки изобразительного  искусства  и технологии,  благодаря   основанному  на  предметно-практической  деятельности  потенциалу.

Кроме  того, на  этих  уроках  проявляется  внутренний мир  ребёнка. Искусство  должно  стимулировать  творчество  и  способствовать  развитию  умственных  способностей   детей. При  изучении, хохломской  росписи  прорабатываем  технику  исполнения элементов, но  варианты их сочетаний , колорит ученики выбирают сами.

На   технологии  творческие  задания  могут  быть  направлены  на  анализ  и  выявление закономерностей в устройстве  изделия, способов  усовершенствования  конструкции. Рекомендуется   включать  в  материалы  уроков  литературные и  музыкальные  произведения, фотографии, все это способствует  расширению  запаса   впечатлений,  накоплению  жизненного  опыта.  При  определении  материалов, способов  работы, часто предоставляем  выбор. Важно  приучить детей  не  копировать  образцы, а  самим  придумывать  новые.  Творческая работа  в высшей степени   является   самостоятельной. Не следует  излишне опекать  детей, стремясь  предотвратить возможные  ошибки, пускай  они задумаются, сами найдут  правильное  решение. Организация различных  выставок  стимулирует  зарождение  своих  идей.

Очень  интересны  детям   изделия,  сочетающие  в  себе  разные  материалы, Вот  где  можно  проявить свою  фантазию в полной  мере. Нравится и работа с бросовым  материалом,  он всем доступен, а работать  с  ним очень  интересно.

Конечно, задания творческого  характера используем  и на  других  уроках.  

 На  предмете  «Мир вокруг  нас»  можно  предлагать  подобрать  фото домашних  животных, выполнить  рисунок по теме, подобрать  загадки к  изучаемому  материалу,  составить  доклад,  придумать  загадки  о воде и т.д.

Разработать и защитить свой  экологический знак, сказку,  плакат или  экологическую  рекламу.

На уроках литературного чтения проводим  пробу пера. Сочиняем  четверостишия, сказки, пишем  сочинения.  Следует  учитывать, что  при  выполнении  творческих  работ  не следует  оценивать  грамотность. Ребёнок  пока  не  может  одновременно  удерживать  несколько  разных  сложных  задач. Собственное  авторство  нужно  ребёнку не только  для того, чтобы  он рос и  совершенствовался  как  читатель художественной  литературы. Оно  необходимо  также  и  для  развития  воображения, эмоционально- эстетической  сферы  и  овладения  речью  как средством  передачи  мыслей, чувств,  внутреннего  мира  человека. ( Выготский  Л.С.)   Используем  элементы драматизации  и театрализации,  составляем  рисованные  диафильмы к произведениям.  Здесь проявляется  талант  каждого: умение  проследить за распределением  сюжета, умение  рисовать, следить  за правильностью  монтажа,  пересказывать. Детям  нравится   быть  артистами и они  старательно  учатся выразительно  читать, вести  себя  перед  публикой.

 Даже  на уроках  физкультуры стараюсь  развивать  творческие  способности детей.  Часто  даю  задание сочинить  девиз,  речёвку, составить  эмблему  команды,   подобрать  интересные  игры, упражнения, включаем их  в уроки, Совместно  с детьми  разрабатываем эстафеты, им очень  нравится  чувствовать себя   « взрослыми».

На  уроках  русского   языка  ребята  любят получать подобные задания:  придумать   предложение, в котором должно быть слово на определённое  правило.   Сосед по парте  тоже  должен  приписать слово  на это правило, но ему  сложнее, т.к. надо  продолжить  тему  напарника и  т.д., получаются целые рассказы, дети выбирают лучшие.  Для   запоминания  слов из  словарика  записываем  их  на  листочки, а   вместо   трудной  буквы  выполняем  рисунок, по очертаниям  напоминающий букву. Каждый  сам  проявляет  фантазию, заранее образцов  не даю.

У  каждого   учителя   есть  творческие  дела, позволяющие  дать  возможность всем  ученикам проявить себя, научить  их  строить  свои  взаимоотношения  с  товарищами.  Творческий  характер  таких  мероприятий развивает  способности  детей, делает  их  в  будущем  не  только  потребителями   культурных  ценностей, но и    их  создателями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список    литературы.

1.                 Выготский  Л.С. Воображение  и  творчество  в  детском  возрасте.  М;- 1967 год.

2.                 Особенности  психического  развития  детей  6 – 7  летнего  возраста. \ Под  редакцией  Эльконина  Д. Б., Венгера  Л. А.

3.                 Бобровская  Г. В. Обогащение  словаря  младших  школьников.

         \\ Начальная  школа. № 6.2002 г.

4.                 Бушуева  Л. С. Развитие  воображения  в  процессе  индивидуализации  обучения  детей  на  уроках  русского  языка.  \\Начальная  школа  № 7. 2005 г.

5.                 Бойнова  Н.И. Творческие  игры  на  уроках  русского  языка.\\Начальная  школа . № 10  2004 г.

6.                 Пакша  Л. Развитие  творческого  воображения  детей. \\ Начальная  школа. №  12.

7.                 Савкуева  В.Ю. Решение   творческих  задач  как  условие  развития  креативности  мышления.\\ Начальная  школа  плюс  до  и  после. №  7.  2004  г.

8.                 Саломатова  Г.И.  Воображение  как  компонент  творчества  при  изучении  математики. \\ Начальная  школа  плюс  до  и  после.  №   9.  2004 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Развитие творческих способностей детей на основе краеведческого материала

Развитие творческих способностей детей на основе краеведческого материала

Чтобы активизировать творческое мышление младших школьников, мы использовали метод «мозгового штур­ма» и метод «синектика»

Чтобы активизировать творческое мышление младших школьников, мы использовали метод «мозгового штур­ма» и метод «синектика»

Ответы: способность постоянно бодрствовать, так как головы спят по очереди; быстрее ест; видит всё, что на­ходится вокруг; имея две головы, весе­лее жить; животное лучше видит…

Ответы: способность постоянно бодрствовать, так как головы спят по очереди; быстрее ест; видит всё, что на­ходится вокруг; имея две головы, весе­лее жить; животное лучше видит…

Часы - луна , солнце , цветок , диск теле­фона , тарелка , крышка от кастрюли и т

Часы - луна , солнце , цветок , диск теле­фона , тарелка , крышка от кастрюли и т

А. Страунинг предлагает начинать с самого простого, например, поиграть в игру «Что в круге?»

А. Страунинг предлагает начинать с самого простого, например, поиграть в игру «Что в круге?»

Использование таких заданий, способствующих активизации творческого мышления, позволит учащимся овладеть следующими качествами: 1) дети учатся свободно ориентироваться в окружающем мире; 2) дети увидят непрерывную дина­мику…

Использование таких заданий, способствующих активизации творческого мышления, позволит учащимся овладеть следующими качествами: 1) дети учатся свободно ориентироваться в окружающем мире; 2) дети увидят непрерывную дина­мику…

Важными компонентами творче­ского мышления являются эмоцио­нально-чувственные переживания, познавательная активность

Важными компонентами творче­ского мышления являются эмоцио­нально-чувственные переживания, познавательная активность

Предложите детям соста­вить из них как можно больше самых разных изображений

Предложите детям соста­вить из них как можно больше самых разных изображений

На такие психофизиологические факто­ры мы можем при этом опираться?

На такие психофизиологические факто­ры мы можем при этом опираться?

По мнению исследователей B . C

По мнению исследователей B . C

И чем раньше взрослые находят направле­ние, в котором ребенок более успешно может себя реализовать, тем легче впоследствии ему будет вступать во взрослую жизнь, так как…

И чем раньше взрослые находят направле­ние, в котором ребенок более успешно может себя реализовать, тем легче впоследствии ему будет вступать во взрослую жизнь, так как…

Из этого определения следует, что эмпатия -это один из механизмов воображения

Из этого определения следует, что эмпатия -это один из механизмов воображения

В последнее время в печати появля­ется все больше статей о креативности мышления

В последнее время в печати появля­ется все больше статей о креативности мышления

Условием сознания и проявления ребенком своей индивидуальности яв­ляется принятие и поддержка взрос­лыми его эмоциональных проявлений

Условием сознания и проявления ребенком своей индивидуальности яв­ляется принятие и поддержка взрос­лыми его эмоциональных проявлений

Развитие творческих способностей

Развитие творческих способностей

Л.Г. Петерсон, кто-то соеди­няет десятки и единицы стрелочками и получает запись 25 + 19, а кто-то производит вычислительные опера­ции мысленно

Л.Г. Петерсон, кто-то соеди­няет десятки и единицы стрелочками и получает запись 25 + 19, а кто-то производит вычислительные опера­ции мысленно

Как построить процесс обучения без опоры на воображение?

Как построить процесс обучения без опоры на воображение?

С интересом дети зашифровывают имена сказочных персонажей, своих друзей

С интересом дети зашифровывают имена сказочных персонажей, своих друзей

Несо­мненным достоинством таких техник является универсальность использо­вания

Несо­мненным достоинством таких техник является универсальность использо­вания

Ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и на­носит оттиск на бумагу

Ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и на­носит оттиск на бумагу

Ребенок складывает лист бу­маги пополам

Ребенок складывает лист бу­маги пополам

Да­лее верхний лист снимается, а изобра­жение внимательно рассматривается, чтобы определить, на что оно похоже

Да­лее верхний лист снимается, а изобра­жение внимательно рассматривается, чтобы определить, на что оно похоже

Ребенок покрывает лист дерева красками разных цветов, затем прикла­дывает его к бумаге окрашенной сторо­ной для получения отпечатка

Ребенок покрывает лист дерева красками разных цветов, затем прикла­дывает его к бумаге окрашенной сторо­ной для получения отпечатка

Проведение уроков изобразительного искусства вне стен школы являются прекрасным сред­ством для развития творческого вообра­жения

Проведение уроков изобразительного искусства вне стен школы являются прекрасным сред­ством для развития творческого вообра­жения

Летом полюбоваться цвету­щим лугом

Летом полюбоваться цвету­щим лугом

Ожившие картины. Делим класс на две команды

Ожившие картины. Делим класс на две команды

Дорисовать геометрические фигуры, превратив их в разных животных

Дорисовать геометрические фигуры, превратив их в разных животных

Чем больше жизненного опыта, тем легче фантазировать

Чем больше жизненного опыта, тем легче фантазировать

В ходе их осуществления одновременно реша­ются разные задачи: творческие, об­разовательные, психологические, эко­логические, культурологические,

В ходе их осуществления одновременно реша­ются разные задачи: творческие, об­разовательные, психологические, эко­логические, культурологические,

Вся собранная информация должна быть систематизирована

Вся собранная информация должна быть систематизирована

Без положительных эмоций, радости от своего «открытия», догадки, не может быть активной педагогики

Без положительных эмоций, радости от своего «открытия», догадки, не может быть активной педагогики

Даже если что-то раздражает, нельзя позволять себе и другим обращаться к личности ребёнка, иначе ученик может подумать, что учителю не нравится он сам, а не…

Даже если что-то раздражает, нельзя позволять себе и другим обращаться к личности ребёнка, иначе ученик может подумать, что учителю не нравится он сам, а не…

Организация различных выставок стимулирует зарождение своих идей

Организация различных выставок стимулирует зарождение своих идей

Сосед по парте тоже должен приписать слово на это правило, но ему сложнее, т

Сосед по парте тоже должен приписать слово на это правило, но ему сложнее, т

Список литературы. 1.

Список литературы. 1.

Развитие творческих способностей в начальной школе.

Развитие творческих способностей в начальной школе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.08.2021