Развитие творческих способностей детей на основе краеведческого материала.
Современные социально-экономические условия побуждают систему образования уделять внимание проблемам творчества и формированию творческой
личности в процессе обучения и воспитания.
Творчество как вид человеческой деятельности характеризуется рядом
существенных признаков:
1) наличие противоречия, проблемной ситуации или творческой задачи;
2) социальная и личная значимость и прогрессивность;
3) наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок для творчества;
4)наличие субъективных
предпосылок для творчества (личностных
качеств - знаний, умений, мотивации, творческих способностей);
5) новизна и оригинальность процесса и результата .
6) Творческое мышление - высший уровень развития мышления.
Дж. Гилфорд считал, что уровень развития креативности (творческого мышления) определяется доминированием в мышлении четырех особенностей. Во-первых, это оригинальность и необычность высказанных идей, стремление к интеллектуальной новизне. Человек, способный к творчеству, почти всегда и везде стремится найти свое собственное решение. Во-вторых, творческого человека отличает семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под разными углами зрения, способность обнаружить возможность нового использования данного объекта. В-третьих, творческому мышлению свойственна образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие объекта таким образом , чтобы видеть его новые или скрытые стороны.
В-четвертых, человек с творческим мышлением отличается от других людей способностью продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности, в такой, которая, казалось бы, не содержит предпосылок к формированию новых идей. Такая способность творческого мышления была названа Дж. Гилфордом семантической спонтанной гибкостью.
Чтобы активизировать творческое мышление младших школьников, мы использовали метод «мозгового штурма» и метод «синектика».
«Мозговой штурм» является методом, позволяющим снять психологическую инерцию и получить максимальное количество новых идей в минимальное время
Психологическим основанием «мозгового штурма» является теория 3. Фрейда, согласно которой, мышление человека в обычных условиях определяется в основном сознанием, где властвует контроль и порядок. Чтобы преодолеть психологическую инерцию, нужно создать условия для прорыва «грозных сил и инстинктов», живущих в подсознании.
Вместе с тем «мозговой штурм» учитывает не только психологию отдельного человека, но и психологию толпы, что позволяет «выловить» из глубины подкорки мозга тщательно спрятанную там подсказку к решению задачи.
При проведении «мозгового штурма» запрещается критика (словесная, жестовая, мимическая) и поощряется любая идея, даже шуточная и явно нелепая. «Мозговой штурм» может возникнуть
незапланированно при решении какой-либо задачи (бытовой или сказочной), во время игры-занятия, при обсуждении какого-либо поступка, случая или эпизода из художественного произведения.
Особенность проведения «мозгового штурма» заключается в том, что дети сами по ходу обсуждения корректируют высказанные идеи, анализируют их (что в них хорошо и что плохо, какую идею можно реализовать быстро и т.д.).
С целью активизации мышления младших школьников могут быть использованы следующие задания.
Задача № 1 Сгорело деревянное строение на берегу реки в лесу. Откуда пришел огонь?
Ответы: подожгли дети; курящий мужчина бросил спичку или не потушил сигарету; туристы не потушили костер; в избушку ударила молния.
Задача № 2. У Чуковского в книге «Доктор Айболит» встречается Тянитолкай - фантастическое животное с двумя головами, расположенными сзади и спереди. Скажите, какие преимущества появились у Тянитолкая благодаря этому качеству?
Ответы: способность постоянно бодрствовать, так как головы спят по очереди; быстрее ест; видит всё, что находится вокруг; имея две головы, веселее жить; животное лучше видит и слышит, а значит, может вовремя заметить опасность.
Задача № 3. Игра «Остров».Представьте себе, что произошло кораблекрушение и вы, чудом уцелев, оказались на необитаемом острове в южных широтах океана. Что необходимо делать, чтобы выжить?
Ответы: необходимо строить жилье, охотиться, ловить рыбу, охранять лагерь...
Второй метод, активизирующий мышление, называется «синектика». Автор этого метода - Уильям Дж. Гордон (США) – выделяет два вида процессов творчества:
1) неоперативные (неуправляемые) - интуиция, вдохновение
2) операционные (управляемые) - использование различного вида аналогий. Если целенаправленно учить детей применять разные аналогии, то можно активизировать их творческое мышление.
Для творческого процесса, как полагал У. Гордон, очень важно уметь превращать непривычное в привычное и наоборот. Главное - за новой, непривычной проблемой, ситуацией увидеть нечто знакомое и, следовательно, решаемое известными средствами. Синектика многое взяла из «мозгового штурма», но есть и существенные отличия. Для того чтобы использовать этот метод, нужно сначала обучить учащихся творческим приемам и , прежде всего - различным видам аналогий: прямой, фантастической, символической, личной .
При прямой аналогии объект сравнивается с аналогичным объектом из другой области, при этом выявляется их сходство с точки зрения каких-либо свойств или отношений.
В зависимости от цели организуются различные виды прямой аналогии. Широко распространена аналогия по форме, например:
Сосулька - карандаш, нож, перчатки, ручка, нос, клюв.
Часы - луна, солнце, цветок, диск телефона, тарелка, крышка от кастрюли и т.д.
Следующий вид прямой аналогии – компонентная ( или структурная) аналогия. Она устанавливается по сходству элементов (компонентов), составляющих объект или входящих в него.
Снег – одеяло, вата, мука, пена.
К прямой аналогии относится и функциональная аналогия: надо определить, какие функции выполняет рассматривает объект, а потом, в окружающем мире найти объект, который выполняет аналогичные функции. Например: машина – лошадь, ослик. Аналогию можно провести по цвету: солнце – одуванчик, лимон, лиса. Можно находить прямые аналогии по ситуации. Например: переполненный автобус – огурцы в бочке.
Фантастическая аналогия позволяет отказаться от стереотипов, снять психологическую инерцию, пойти неизвестным ранее путем. Она способна любую ситуацию, любое действие перенести в сказку и рассматривать волшебство, фантастических и сказочных зверей, насекомых, пришельцев с других планет для решения задачи, для выхода из создавшейся ситуации.
Когда удастся найти фантастическое или сказочное решение задачи, необходимо определить, что мешает решить задачу подобным образом в реальных условиях, и постараться обойти это препятствие.
Не стоит отказываться от нереальных аналогий, они пригодятся для составления сказок с новыми героями и необычными приключениями.
Если предложить детям описать, как они представляют себе сказочную школу, сказочные уроки, экскурсии, фантастический праздник, то они высказывают неожиданные идеи.
Символическая аналогия включает в себя обобщенный, абстрактный словесный или графический образ объекта. Это метафора, раскрывающая свойства объекта. С символической аналогией мы часто сталкиваемся в жизни. Речь записывается буквами символами звуков, Символическая аналогия может быть словесной и графической.
Графической аналогией детей подводят к умению выделить самое главное в образе. Чаще всего символическое изображение детям дают взрослые. Но если мы хотим развить у ребенка богатое воображение, способность к преобразованиям, умение обнаруживать скрытые зависимости и связи, а также мышление нестандартными образами, надо научить его находить графическую аналогию самостоятельно. А. Страунинг предлагает начинать с самого простого, например, поиграть в игру «Что в круге?». Дети учатся условно изображать любые предметы, классифицировать их. Автор методики предлагает рисовать на доске кружочки или другие геометрические фигуры и при этом перечислять: «Это яблоко, это груша, это слива...» .Потом необходимо обвести эти кружочки большим кругом и спросить: «А где это все бывает? Главная задача игры - показать детям, что разные предметы можно обозначить одинаковыми геометрическими фигурами .
Словесная символическая аналогия позволяет кратко передать содержание или смысл чего-либо словами-символами. Вместо длинного текста можно составить короткий, если каждое предложение или даже абзац обозначить словесным символом, точно передающим содержание. Например, «На горке»:
Ах!Ох!Ух!Ой!Эх!Ай-я-яй!
Уй-ю-юй! Эх! Ах! Ух! Ох! Всё!
В основе личной аналогии лежит принцип отождествления себя с рассматриваемым или представляемым объектом. Решающий задачу ребенок вживается в образ объекта.
Задание 1. Можно «наполнить» ребенка образом, и он превращается в фею , цветок со своим характером и поведением.
Задание 2. Демонстрация опыта.
Опущенная на воду бумажная лодочка быстро размокает. Что надо сделать, чтобы бумага, из которой сделана лодочка, не намокла?
Для решения задачи предлагается использовать аналогию, выяснить, почему утки и гуси не намокают, плавая в воде. Подумав, ребята нашли решение - смазать внешнюю поверхность бумажной лодочки жиром.
Задание 3. Попробуй представить себя одним из предметов домашнего обихода. Что с тобой происходило до того времени, как ты попал в дом? Каким образом ты попал в дом? Что ты можешь делать или что с тобой можно делать? Кто тебя любит и кого ты любишь больше всех?
Использование таких заданий, способствующих активизации творческого мышления, позволит учащимся овладеть следующими качествами:
1) дети учатся свободно ориентироваться в окружающем мире;
2) дети увидят непрерывную динамику мира,
3) учащиеся станут замечать противоречия в окружающем мире и будут искать решение этих противоречий;
4) дети научатся применять приемы фантазирования, зрительно и в действии представлять фантастические объекты;
5) учащиеся станут сочувствовать, сопереживать людям, животным, растениям, предметам, которые их окружают.
Творческий потенциал личности формируется во всех контактах ребенка со средой. Знание только тогда становится достоянием ученика, когда оно является результатом его собственного мышления, понимания или рефлексии.
Предпочтительнее, чтобы ученик сам изобрел способ действия, осуществив «открытие», чем повторил то, что ему предложено в качестве образца. При этом ценность репродуктивной деятельности, осуществляемой в соответствии с имеющимися нормами и образцами, ни в коей мере не снижается в тех областях, где эта деятельность адекватна, а «творчество» неприемлемо (например, при освоении иностранного языка, на этапе освоения норм орфографии и т.п.).
Учителя начальной школы при обучении технологиям творческой деятельности опираются на отечественные и зарубежные разработки - такие, в частности, как технология «мозгового штурма», синектика, ТРИЗ и пр. При этом развивается воображение, фантазия, нарабатывается опыт успешной творческой деятельности, дети овладевают приемами, способами и подходами, позволяющими такую деятельность осуществлять. Учитель целенаправленно прививает своим ученикам идеологию желательности и ценности творческой деятельности, нестандартных решений и подходов, неожиданных идей, самостоятельного поиска и исследования, переноса «прошлого» опыта и знания в новую, незнакомую ситуацию.
Важными компонентами творческого мышления являются эмоционально-чувственные переживания, познавательная активность.
Для развития творческого мышления в учебном процессе необходимо создать поле для творчества, своеобразные ситуации, которые позволили бы развивать творческие способности. Детское творчество - это результат потребности ребенка открыть свой внутренний мир, и к нему надо отнестись с уважением.
Учитель должен стараться, чтобы ребенок как можно чаще сталкивался именно с творческими заданиями типа: сформулировать грамматическое правило, математическую закономерность, исследовать объект (его свойства, вид, признаки, связи, происхождение). Учителю необходимо постоянно поощрять оригинальные решения, находки, высказывания, создавать ситуации для их проявлений.
На развитие эмоционально-чувственной сферы нацелены задания, которые включают переживание, эстетическое восприятие, воображение. Продуктивное, творческое воображение есть не что иное, как форма деятельности, и для его развития можно с успехом использовать уроки технологии, ИЗО, предложив, например, детям из известного сделать неизвестное. Первым и самым простым приемом считается агглютинация (от греческого «склеивание»). Проиллюстрировать механизм творчества на основе этого приема очень просто: части разнородных объектов соединяются, склеиваются вместе, и получается новый объект, с новыми, ранее небывалыми, необычными свойствами. Таким образом рождено множество сказочных персонажей, героев мифов и легенд: русалки, кентавры, драконы и т.д.
В качестве приемов творческого мышления (воображения) можно также рассматривать преувеличения и преуменьшения. Таким путем можно создать нечто новое. Задания могут быть следующими:
1) расскажи о самых характерных особенностях образа Бабы Яги, Колобка;
2) нарисуй героя своей любимой сказки;
3) нарисуй портрет сказочного персонажа, создай свой образ;
4) создай скульптуру из бумаги.
Развивая комбинаторные способности, мы развиваем творческое воображение и мышление младших школьников. Используйте для этого задания, в которые входят наборы простых геометрических фигур из бумаги (мозаика), изделий из пластмассы, засушенных растений, природного материала. Предложите детям составить из них как можно больше самых разных изображений.
Для развития эстетической активности можно подбирать задания, которые строятся на художественно-эстетической деятельности. Это работа над восприятием искусства: чтение художественных произведений и написание рецензий на них; просмотр театральных постановок, фильмов; посещение выставок; составление музыкального и рисуночного образа.
Оцениваются в таких случаях продуктивность (количество идей), оригинальность, гибкость мышления, способность к выдвижению и разработке идей.
Творческое мышление - сложный многогранный процесс, но общество всегда испытывает потребность в людях, обладающих нестандартным мышлением.
Большой знаток детской души Антуан де Сент-Экзюпери дал прекрасный совет, который актуален и сейчас: «Не обижайте детей готовыми формулами , формулы - пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте [детей] мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать. Не учите их, что польза - главное. Главное - воспитание в человеке человеческого». Исследователи выделяют условия и факторы, способствующие развитию творческих способностей ребенка. Важнейшие из них: правильная организация обучающей среды, т.е. создание психологической безопасности; отсутствие внешнего оценивания; позитивная Я-концепция.
Активная творческая педагогика воспитывает потребность задавать вопросы , самостоятельно искать информацию, прибегать к обсуждению проблемы в группе. Без положительных эмоций, без удивления, удовлетворения от догадки нет активной педагогики, нет творчества, нет интереса, нет хорошего самочувствия.
Анализ возможности применения АМО и АФО в учебно-воспитательном процессе на первых его ступенях показывает, что, с одной стороны, так как активность - качество, присущее субъекту, необходимо обеспечить ребенку условия для максимальной творческой самостоятельности, а с другой стороны - необходимо постоянно стимулировать активность, На такие психофизиологические факторы мы можем при этом опираться? Прежде всего - на фактор эмоциональной активации.
Эмоции придают обучению окраску, «вкус» и служат источником интереса, а стало быть, активизируют ребенка на познавательный поиск. При любых эмоциональных состояниях тело и сознание взаимодействуют, и происходит «мобилизация энергии».
Далее, в организации обучения необходимо учитывать функциональную асимметрию полушарий мозга, с тем , чтобы сбалансированно активизировать и левое полушарие (преимущественно логическое), и правое полушарие (преимущественно творческое).
Соотношение активности правого и левого полушарий различно как при изучении различных предметов, так и при различных формах и методах обучения. При проблемном, поисковом, творческом обучении более активировано правое полушарие, которое связывает воедино картину мира, образ предмета, многозначность контекста и отвечает за различные оттенки и варианты восприятия и понимания материала. Однако в обучении и творчестве велика роль и левополушарного мышления, так как оно положительно сказывается на конечном продукте, осознанном, продуманном, проверенном.
Творческий процесс требует от детей с развитыми творческими способностями меньших психофизиологических затрат, менее приводит к утомлению. Монотонная работа, жесткая регламентация учебной деятельности требует от младших школьников особых усилий, активизации мозговых систем, с тем чтобы формально усваивать логические знания. А далее, при необходимости их систематизировать и применять, от ребенка потребуется еще больше усилий.
Очевидно, что при традиционном формально-логическом обучении необходимо уделять больше внимания творческим заданиям, активизации творческого мышления и воображения.
При отсутствии творческого видения мира ребенок в любом возрасте тяжело переживает противоречия, конфликтные ситуации, стрессы. Дети с развитыми творческими способностями иначе подходят к разрешению противоречий, благодаря поисковой активности легче справляются с трудностями обучения, с ситуациями конфликта в общении.
По мнению исследователей B.C. Poтенберга, С.М. Бондаренко, В.В. Аршавского и др., межполушарная асимметрия не является неизменной биологической функцией. Она может иметь сдвиг в ту или иную сторону и в результате взросления, и в результате социальных влияний и обучения, и в результате усилий самого ученика. На правополушарные способности, более активизированные в дошкольном детстве, легче опираться и в школьные годы. Однако наши культура, образование более ориентированы на логические, левополушарные компоненты мышления, поэтому левое полушарие у детей уже начиная со старшего дошкольного возраста становится доминирующим, что приводит к нарушениям гармонического развития личности.
Есть ли выход из этого затруднительного положения? Безусловно, есть. Многочисленные современные исследования (в частности, проводящиеся под научным руководством проф. В.Г. Степанова на кафедре общей психологии МГОУ) Е. Смирновой, Н. Лешук показали, что интенсификацию обучения можно связывать со стимуляцией образного мышления, учетом индивидуальных особенностей межполушарной асимметрии мозга детей. При этом и развивается творческий потенциал личности, и активизируются левополушарные компоненты мышления, уравновешиваясь с правополушарной активацией.
Функциональная асимметрия предусматривает возможность и необходимость гармоничного развития обоих компонентов мышления.
Гуманистическая педагогика считает, что ребенок должен как можно шире раскрыть и реализовать свои способности. Так же и каждый родитель хочет видеть своего ребенка преуспевающим. Как только у нас появляются возможности, мы стараемся развить способности своих детей. Водим ребенка в изостудию, к преподавателю музыки, вместе с ним осваиваем иностранный язык, записываем в спортивную секцию, посещаем театры, музеи, выставки и т.д. В этом изобилии упорно ищем: что же нашему малышу больше нравится; где он сможет реализовать свой внутренний потенциал; что у него лучше получается; в каких видах деятельности раскрываются лучшие качества его личности? И чем раньше взрослые находят направление, в котором ребенок более успешно может себя реализовать, тем легче впоследствии ему будет вступать во взрослую жизнь, так как уверенность в себе, в своих силах помогает сделать общение с людьми приятным, а деятельность - творческой. Осознаем мы это или нет, но в своих поисках мы используем всю силу своего воображения для того, чтобы помочь ребенку. И часто навязываем ему свои представления, формируя образ его личности, не учитываем его интересов. Прежде чем помогать ребенку в формировании образа его «Я», родителям и педагогам нужно осознать необходимость целенаправленного развития детского воображения, а также развивать умение работать со своим воображением.
Психологи доказывают, что отношение человека к самому себе складывается из отношений с другими людьми. Американский доктор Максуэл Мольц считает, что, когда человек становится снисходительным к другим, он уважительнее относится к самому себе. В воображении необходимо обыгрывать затруднительные ситуации, которые возникли у ребенка в общении с другими детьми или взрослыми и искать положительные решения трудных ситуаций, так как отрицательное возникает само собой. Через культуру уважения и адекватного отношения к образу собственного «Я» мы учимся культуре взаимопонимания и понимания других людей.
Создав в детском коллективе атмосферу уважения и доверия, педагоги, таким образом, создают почву для создания ребенком лучшего образа своего «Я». К шести годам ребенок становится значительно самостоятельнее, независимее от взрослого. Его отношения с окружающим миром значительно расширяются, и это создает большие возможности для проявления своего «Я». Развивающееся воображение способствует формированию моральных качеств личности.
B.C. Мухина считает, что «нормально развивающийся ребенок полон благих намерений».
Одним из трудновоспитуемых качеств личности является сочувствие, сопереживание, но если это качество присуще человеку, то его трудно разрушить. В современной педагогике подобные качества называют эмпатией. Одно из определений эмпатии дано Е.Я. Васиным: «Эмпатия - воображаемое перенесение себя в мысли, чувства и действия другого и структурирование мира по его образу». Из этого определения следует, что эмпатия -это один из механизмов воображения. Также воображение способствует планированию своего поведения согласно первично поставленной цели, в результате правильного поведения появляется позитивное отношение к образу своего "Я"». «То, как человек воспринимает себя - это наиболее существенный фактор в прогнозировании его поведения, потому что реалистическому образу "Я" соответствует реалистическое восприятие внешней реальности и ситуации, в которых оказывается индивид» (К. Роджерс, цит. по кн. [2, с.74)
Умение владеть своим воображением поможет педагогам и родителям в их общении с детьми не только в процессе игры или художественного творчества, но и в повседневной жизни, потому что каждый день мы меняем роли, в которых выступаем: то мы учителя, то пассажиры, то покупатели, ученики, родители, дети по отношению к нашим родителям и т.д. Мы не всегда успешно переходим из одной роли в другую, что способствует накоплению стрессов. Наше воображение блокируется стандартными представлениями, становится неспособным отражать реальную действительность в новых сочетаниях и формах. Для того чтобы дети не повторили ошибки взрослых, необходимо целенаправленное развитие их воображения. Оно способствует самостоятельному поиску пути решения жизненных задач.
В работе по развитию воображения детей необходимо учитывать сиюминутность происходящего. Важно, чтобы педагог умел выделить и акцентировать внимание ребенка на результате его спонтанных действий: «Остановись, мгновенье». Главное для педагога - умение спонтанность действий ребенка перевести в сферу осознанных действий: «Посмотри, что у тебя получилось, на что похоже? Птица. Когда ребенок в своем воображении хорошо «видит» образ изображаемого и может этим образом манипулировать, то ему легко перенести его на бумагу. А видеть его в своем воображении он может только после того, как пропустит этот образ через свои ощущения.
Креативность: понятие, принципы, условия
В последнее время в печати появляется все больше статей о креативности мышления. Между тем представления о том, что стоит за этим понятием, зачастую неоднозначны и даже противоречивы.
П. Торренс под креативностью подразумевает «беглость, гибкость, оригинальность, разработанность». «Креативность, - пишет исследователь, это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, приветствовать будущее». Понятие «беглость» рассматривается Торренсом как способность к продуцированию максимально большого числа идей. «Гибкость» представляет собой способность легко переходить от явлений одного класса к явлениям другого класса, часто очень далеким по содержанию. «Оригинальность» - один из основных показателей креативности. Это способность выдвигать новые, неожиданные идеи.
Другой полюс креативности обозначен термином «разработанность». Творцы могут быть условно поделены на две большие группы: одни лучше всего умеют продуцировать оригинальные идеи, другие - детально, творчески разрабатывать уже существующие.
В. Лоунфельд считает, что креативность включает в себя умение видеть проблему, беглость, гибсинтезу и анализу, ощущение стройности организации идей.
В большинстве современных концепций в качестве основного личностного фактора творческой одаренности указывается позитивная Я-концепция, позволяющая человеку реализовать имеющийся у него творческий потенциал.
Я-концепция представляет собой совокупность всех представлений человека о себе вместе с их оценкой. В ней различают когнитивную составляющую — представление о себе (Я-образ), аффективную составляющую - самооценку и поведенческую составляющую - соответствующие действия и поведение.
Условием формирования положительной Я-концепции является осуществление работы с эмоциональным содержанием, т.е. необходимо, чтобы человек признал собственные эмоциональные реакции как ценность и научился их выражать социально приемлемым способом.
Условием сознания и проявления ребенком своей индивидуальности является принятие и поддержка взрослыми его эмоциональных проявлений. Также обязательным условием является безоценочность принятия ребенка, его поддержка и безопасность.
Надо стараться принимать все ответы детей. Восхищаться каждой идеей учеников. Ошибки использовать как возможность по-новому, неожиданно взглянуть на привычное. Исключить всякую критику личности и деятельности детей. Оценивая ответы учащихся, нужно описывать свои чувства, которые в связи с этим возникли, называть конкретные факты или детали, которые понравились, часто употреблять слова «молодец», «умница», «прекрасно», «хорошо», «очень приятно», «блестяще», «восхитительно» и т.п. Если даже что-то раздражает, никогда не обращаться к личности ребенка. На уроках выслушивать, по возможности, все ответы детей, даже если они повторяются. Ведь, повторяя одно и то же, дети на самом деле предъявляют себя, а не повторяющиеся сведения. Для ребенка эти слова полны своего смысла, имеющего отношение только к нему: они могут выражать обладание этим знанием, иногда гордость за то, что он тоже это знает. Важно, что ребенок это произносит, т.е. активизирует эти знания, или усваивает то, что узнал, или сам проживает отношение, которое ему понравилось, когда отвечал другой ребенок. Повторяя за другим, он проживает то чувство, которое заставляет его повторять чужие слова.
Развитие творческих способностей
Мышление, чувства, воображение развиваются учебными предметами, насыщенными развитием мысли, рождением чувств, возникновением воображения, которые имеют более высокую точность, глубину сравнительно с возрастными возможностями ученика. Развитие творческих возможностей мышления в обучении состоит в обеспечении возможностей творческого усвоения знаний во все более трудных, проблемных ситуациях, харак- теризующихся раскрытием все более общих закономерностей и большими возможностями перехода от уже усвоенных знаний к новым.
Творческое усвоение знаний может достигаться с помощью создания проблемных ситуаций, обеспечения возможности «открытия» усваиваемых знаний, различных форм и методов исследовательского характера.
В основу проблемных ситуаций закладываем разные противоречия, возникающие между необходимостью и невозможностью выполнить требования учителя. Обычно , для создания противоречия , даём ученикам практическое задание, либо невыполнимое вообще, либо не похожее на предыдущее.
Так, например, изучая случаи сложения двузначных чисел с переходом |через разряд, в серию заданий включаем выражение 25 + 19. Оно вызывает у детей затруднение.
- Можете выполнить это задание?
- Нет, такие выражения мы еще не решали.
- Почему у вас возникло это затруднение?
- 5 и 9 дает 14, а это больше 10.
- Можете сформулировать тему нашего сегодняшнего урока?
- Мы будем решать выражения, где сумма единиц больше 10.
Итак, проблема сформулирована, поставлена. Впрочем, решение ее (как и всех других) не берём на себя. Предлагаем детям самим обдумать решение, обсудить его в группе (или в парах) некоторые пользуются математическим набором
Л.Г. Петерсон, кто-то соединяет десятки и единицы стрелочками и получает запись 25 + 19, а кто-то производит вычислительные операции мысленно. И вот она, радость открытия!
Механизм решения открывают сами— это несколько продолжительнее по времени, чем было бы объяснение, но зато уровень понимания и прочность усвоения гораздо выше.
Развитие креативности мышления школьников является одной из актуальных проблем современного образования. Во многом это обусловлено обострившимся противоречием между возрастающими потребностями человека, общества, цивилизации в выдвижении оригинальных идей, отказе от стереотипных способов мышления, т.е. в креативности мышления, с одной стороны, а с другой стороны — неполным использованием развивающих возможностей учебного материала.
Для развития креативности мышления учеников используют следующие учебные задания.
I. Задания, для развития гибкости мышления.
1. Разработать несколько способов использования законов и явлений.
2. Установить взаимосвязи между изучаемым материалом и конкретным заданием:
- вычленить проблему,
- составить план решения,
- сформулировать гипотезы,
- выбрать и обосновать лучший способ решения.
3. Установить сходство и различия, причинно-следственные связи.
4. Объяснить смысл явления с подтверждением закономерностей собственными примерами.
Воображение как компонент творчества при изучении математики.
Однажды известного детского писателя Джанни Родари спросили: «Что нужно сделать и как работать, чтобы стать сказочником?» Он ответил: «Учите как следует математику».Действительно, изучение математики предоставляет большие возможности для развития воображения. Как построить процесс обучения без опоры на воображение? Для детей младшего школьного возраста это особенно актуально.
Одним из слагаемых развития воображения является создание ситуации возможности выбора. При выполнении домашнего задания, контрольных работ, олимпиад также рекомендуется предоставить свободу выбора порядка выполнения задании.
Дети очень любят «Конкурс на лучшего решателя задач». Каждый ребенок получает задание на дом - например, 20 задач на месяц. Ученик может их решать в любом порядке и столько в день, сколько хочется. Решая задачи, дети находят картинку в книжке-раскраске или рисуют ее сами, разбивают на 20 частей и раскрашивают по мере решения задач. Готовые рисунки помещаются в утолок для творческих работ. Аналогично можно поступить и с примерами изученных видов.
Замечательно, если на уроке не учитель, а сами дети объясняют новый материал. Учитель организует поиск, а дети находят пути решения. Кроме того, ребенку необходимо предлагать специальные задания на развитие воображения. Наиболее подходят для этого задания в игровой форме. «Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упустить случаев сделать его немного занимательным», - считал Паскаль. Посредством игры можно развивать воображение даже у самых скованных детей. Игры на воображение хороши тем, что они имеют несколько вариантов решения и все они верны. Это «Геометрическая мозаика», «Танграм», «Веселые художники», «Составь картинку», «На что это похоже?», «Вообрази, что получилось» и т.д. Использовать их можно на любом этапе урока.
Развитию воображения способствует составление примеров, уравнений, задач, причем самых разных видов.
Широкое использование на уроках заданий «открытого» типа , т.е. заданий , имеющих несколько решений, также стимулирует воображение детей.
Очень важно с самого начала раскрыть перед ребёнком суть творческой деятельности- не следовать готовым образцам , а искать свои решения, доводить задуманное до конца. Очень важен эмоциональный настрой.
С интересом дети зашифровывают имена сказочных персонажей, своих друзей.
Демонстрация результатов творчества (уголки, сборники) помогает детям направить своё воображение на создание законченных работ.
Идеи гуманизации образования предопределяют акцентирование внимания на развитии творческих компонентов личности ученика и учителя, поскольку субъекты учебно-воспитательного процесса несут на себе творческий потенциал общества.
Известно, что именно начальная ступень образования во многом предопределяет успехи в развитии способностей у школьников, в том числе творческих. Особое место в развитии творческого потенциала личности младшего школьника занимает изобразительное искусство и художественный труд, так как лежащая в их основе предметно-практическая деятельность обладает значительным развивающим потенциалом. Именно практическая деятельность позволяет переводить сложные абстрактные действия из внутреннего плана (невидимого) во внешний (видимый), делая их более понятными.
Наряду с этим процесс изобразительного творчества может быть рассмотрен с точки зрения выражения внутреннего мира творца, его ощущений, переживаний. Чем раньше будет организована работа, направленная на развитие эмоционально-чувственного мира ребенка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества.
Необходимо помнить, что каждый человек обладает творческими возможностями, выражающимися в склонности, проявлении интереса к какому-либо виду деятельности - художественному, музыкальному, литературному, коммуникативному и др. Таким образом, актуализация и развитие творческого потенциала личности предполагает ее включенность в творческий процесс, что приводит к появлению психических новообразований (многозначности мышления, произвольности психических процессов, рефлексии, самоконтроля), и в итоге , личность переходит на более высокую ступень развития.
Для развития воображения, творческого мышления (его гибкости, оригинальности), творческой активности как составляющих творческого потенциала личности в практике начального художественного образования рекомендуется использовать нетрадиционные техники рисования, демонстрирующие необычное сочетание материалов и инструментов. Несомненным достоинством таких техник является универсальность использования. Технология их выполнения интересна и доступна и взрослым, и детям дошкольного возраста.
Остановимся более подробно на некоторых нетрадиционных техниках рисования.
Рисование жесткой полусухой кистью
ПМИ: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный из нее силуэт пушистого или колючего животного.
На кисть набирается краска (вода практически не используется), и прикосновениями ее к бумаге заполняется весь лист, контурный рисунок или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Рисование пальчиками («пальчики-палитра»)
ПМИ: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета формата А4, салфетки.
Ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит на бумагу точки, пятна (в зависимости от замысла - рисование ягод, гроздей; хаотичное заполнение листа цветными пятнами -рисование настроения). После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой
ПМИ: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета формата А4, салфетки.
Ребенок опускает в гуашь ладошку или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Отпечаток дорабатывается кистью до получения изображения (птицы, деревья). После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Оттиск печатками из картофеля («печатки»)
ПМИ: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля - их изготавливает педагог, разрезав клубень пополам и доработав его половину до необходимой формы (геометрические фигуры, цветы).
Ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и печатка.
Оттиск поролоном
ПМИ: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона. Вместо поролона можно использовать пенопласт или ластик. Ребенок прижимает кусочек поролона к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
Оттиск смятой бумагой
ПМИ; блюдце или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
Ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу.
Восковые мелки (свеча) + акварель
ПМИ: восковые мелки или свеча, плотная белая бумага, акварель, кисти. Ребенок рисует восковыми мелками (свечой) на белой бумаге Затем тонирует лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.
Монотипия предметная
ПМИ: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь.
Ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (объекты для рисования выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, прорабатывая детали изображения и каждый раз так складывая лист.
Монотипия пейзажная.
ПМИ: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.
Ребенок складывает лист бумаги пополам. На одной его половине рисует пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Рисунок выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок после того, как него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку, на которую краской наносится рисунок, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.
Черно-белый граттаж (грунтованный лист)
ПМИ: картон или плотная бумага любого цвета, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло (примерно капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенным концом или пустой стержень (иглы, булавки использовать не рекомендуется . Ребенок натирает свечой лист бумаги так, чтобы он был полностью покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом либо зубной порошок (в этом случае он заливается тушью без добавок). После высыхания палочкой процарапывается рисунок.
Цветной граттаж
ПМИ: цветной картон или плотная бумага, предварительно затонированные акварельными красками либо гуашью, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенным концом или пустой стержень, жидкое мыло.
Ребенок натирает свечой лист бумаги так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист тонируется слоем гуаши (контрастным по цвету) с добавлением жидкого мыла. После высыхания, палочкой процарапывается рисунок. Далее возможна доработка недостающих деталей гуашью.
Кляксография обычная
ПМИ: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка или кисть (белка, № 5 и больше).
Ребенок зачерпывает гуашь на бумагу или набирает толстой кистью разведенную водой краску и ставит кляксы на лист бумаги, осторожно стряхивая. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, а изображение внимательно рассматривается, чтобы определить, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.
Кляксография с трубочкой
ПМИ: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка или кисть (белка, № 5 и более), трубочка (соломинка для напитков).
Ребенок зачерпывает пластиковой ложечкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку), или набирает кистью разведенную водой краску и ставит кляксы на лист бумаги, осторожно стряхивая. Затем дует на это пятно из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
Кляксография с ниточкой («цветные ниточки»)
ПМИ: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, нитка средней толщины длиной в два раза больше размера листа.
Ребенок опускает нитку в краску (можно держать нить за оба конца и окрашивать ее, постепенно опуская в баночку с разведенной краской и придерживая ложечкой, палочкой или кистью). Затем на лист бумаги (или на половину сложенного листа) выкладывается изображение из нитки или различные петли, причем концы нити остаются свободными (за пределами листа). После этого сверху накладывается другой лист (или половина сложенного листа), прижимается одной рукой, а другой нитка вытягивается за кончики, с одновременным ее потягиванием. Работа просушивается, недостающие детали дорабатываются тонкой кистью.
Набрызг
ПМИ: бумага, гуашь, кусочек картона, жесткая кисть или расческа, зубная щетка.
Ребенок набирает краску на кисть и легонько ударяет ею о картон, который держит над бумагой, — краска разбрызгивается на бумагу. Для разбрызгивания краски можно также использовать зубную щетку или расческу.
Отпечатки листьев
ПМИ: листья разных деревьев , опавшие), гуашь, кисти.
Ребенок покрывает лист дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Методическая особенность использования нетрадиционных техник рисования на уроке ИЗО.
В его начале учитель знакомит детей с тем или иным способом получения изображения, объясняя и анализируя предложенные образцы работ, а затем демонстрируя применение данной техники на практике.
Применительно к некоторым сложным по выполнению нетрадиционным техникам рисования (граттаж, монотипия, «цветные ниточки») необходимо совместно с классом вывести памятку поэтапного выполнения практической работы, что обеспечит осознанное отношение к заданию. А вот цвет, композицию, сочетание новых приёмов для достижения лучшего результата дети выбирают сами. Совместно оценивают результат, выбирают самые удачные работы.
Несомненно, использование в структуре одной работы нескольких нетрадиционных техник рисования, с условием соблюдения композиционной целостности, позволяет добиться ее содержательного и технического богатства. Данный вид практической деятельности можно реализовывать на обобщающих уроках рисования, а также на уроках закрепления и повторения знаний, умений и навыков.
Вариативность и художественное разнообразие нетрадиционных техник рисования предоставляют учителю возможность творчески подойти к их отбору применительно к решению учебной задачи конкретного урока изобразительного искусства, учитывая особенности тематической, содержательной, технической сторон художественно-творческой деятельности, а также спектр интересов класса и отдельного ученика, что позволяет сделать учебно-воспитательный процесс желанным, интересным, познавательным.
С другой стороны, учащиеся получают неограниченные возможности выразить в рисунке свои чувства, мысли, переживания, эмоции, настроения, учатся видеть в неожиданных сочетаниях цветовых пятен и линий образы, оформлять их до узнаваемых и погрузиться в удивительный мир творчества. которые можно использовать как на уроках, так и на занятиях кружка изобразительного искусства.
Проведение уроков изобразительного искусства вне стен школы являются прекрасным средством для развития творческого воображения. В I классе урок по теме «Как природа себя украшает» желательно провести на природе.
Предложите детям обратить внимание на красоту травинок и цветов, сияние паутинок, на капельки росы, которые, как маленькие алмазы, сверкают на листочках, на зеленый мох, покрывающий пенек, на красоту коры деревьев, крыльев бабочек и жучков. На этих занятиях развивается не только внимание, но и ассоциативное мышление, речь.
«С чем можно сравнить капельки росы?» (С маленькими солнышками, с бриллиантами, с жемчужинами, со слезинками.) «На что похож мох, с чем можно его сравнить?» (Он как махровое полотенце, как зеленый пушистый ковер.)
Развиваются и умения всматриваться, наблюдать и анализировать. Обратите внимание детей на кору деревьев. У молодых деревьев она гладкая, нежная, у старых — корявая. Жизнь дерева отразилась в этих сложных сплетениях линий. Предложите погладить кору рукой и внимательно в нее вглядеться. Что там нарисовала природа? На что это похоже? Может, это пейзаж, Сможет, портрет человека? Кто-то увидит сказочное существо, а кто-то необычную птицу.
Понаблюдаем за сменой настроений в природе, послушаем песню ветра или шум дождя, шепчут листья.
Метод любования.
У японцев есть традиция; весной любоваться нежными цветками сакуры, осенью — пламенеющей веточкой клена и полной луной, зимой — сосновой иглой и снегом. Метод любования можно применять в педагогической практике.
Летом полюбоваться цветущим лугом. Весной — веточкой цветущей черемухи, первыми цветами. Осенью восхититься разноцветной листвой. Зимой - белым пушистым снегом, разнообразием снежинок.
Игры и игровые моменты.
Игра развивает память, воображение. Пережитое в игре вызывает эмоциональную и творческую активность даже у самых закомплексованных детей, поэтому на уроках изобразительного искусства желательно использовать различные игры и игровые упражнения.
Игра в персонажи.
Дети часто приносят в школу любимые игрушки. Можно представить,что они ожили, какой характер может быть у героя? Дети воспринимают сказочных героев как реальных ,и уроки проходят интереснее.
Игра в эксперимент.
Предлагаем детям стать экспериментаторами и провести исследования.
Что будет, если смешать синюю и желтую краски? Давайте нарисуем пейзаж только двумя красками — желтой и черной. Нарисуем пейзаж тремя красками. Краски подберите сами. Можно дать задание подобрать гармонию цветовых пятен к следующим названиям : «Солнечный день», «Южная ночь».
Выразительные возможности линии.
Спрашиваем, во что еще можно превратить линию? Дети подсказывают: в кружева, цветы, тучи, реку. Дети получают задание — нарисовать пейзаж, пользуясь разными линиями: кружевными, округлыми, зигзагообразными. Можно использовать линии только одного вида. Затем экспертная комиссия из числа учащихся выбирает лучшую работу, объясняя свой выбор.
Ожившие картины.
Делим класс на две команды. Одна команда должна изобразить какую-нибудь картину известного художника. Дети встают в соответствующие позы. Другая команда должна отгадать картину и назвать автора. Потом команды меняются местами.
Сочинить рассказ о предмете ,изображенном на картине. Какой у него может быть судьба, почему он так выглядит, что с ним могло произойти? После этого дети рисуют предмет, который описали .
Прием уподобления.
Читаем стихи, загадки о цветах. Просим детей представить, что они стали цветком. Что это будет за цветок?
Создание образа по описанию.
Дети по описанию составляют фоторобот. Карточки с изображением частей лица заранее подготовлены учителем. Их можно сделать, разрезав обложки журналов с портретами.
Прием одушевления
Нужно придумать необычные деревья, которые имеют рот, нос, глаза, руки. Вот на рисунке дерево с протянутыми ветвями-руками. Оно как будто хочет кого-то схватить. Вот дерево-дракон, дерево-птица, дерево-волк. Можно сделать подборку необычных деревьев из журналов, книг.
Прием перевоплощения
— Вообрази себя кошкой, вспомни, как она двигается, мурлычет, ласкается. Проделай то же самое. Нарисуй кошку так, чтобы было понятно, какая она.
Перевоплощаясь в разные образы, дети становятся «артистами» и перестают чувствовать себя скованно. Да и их рисунки получаются более «живыми». Вариантов таких перевоплощений можно придумать множество.
Рисование на тему «Путаница».
Дети сочиняют свою версию путаницы, воплощают её в рисунке.
Развитию фантазии помогают также следующие задания:
Нарисовать рисунки со «спрятанными» в них предметами. Рассмотреть картины и придумать им названия, а потом сравнить с названием, которое дал им автор.
Дорисовать геометрические фигуры, превратив их в разных животных.
Нарисовать фантастический город, животных.
Рассмотреть картину, придумать, что могло случиться дальше с ее персонажами, и на- рисовать.
Один из принципов Изобразительного искусства и технологии — это принцип единства реальности и фантазии. Художественная деятельность строится на активном воображении и творческом мышлении и развивает личность. Творчество — сложный психологический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Отечественный психолог В. Брушлинский считал, что воображение — одна из форм мышления. Воображение — это присущая только человеку возможность создания новых образов путем переработки предшествующего образа.
Творческий подход к решению любой задачи возникнет только тогда, когда учитель покажет, что существует множество способов и вариантов решений, нетрадиционных подходов. Мало научить детей ремесленным навыкам, способам работы разными художественными материалами, главное — вложить в их работы чувства, личностное отношение к задуманному произведению.
Для творчества недостаточно только развитого воображения. «У любого художественного творчества два крыла — реальность и фантазия, и только на одном из них ни одно искусство подняться не может. Именно поэтому необходимо единство развития этих способностей. Не просто смотреть, а видеть художественно развитым зрением реалии жизни — от богатства цвета, формы, фактуры до богатства души. И второе крыло — развитая фантазия, способность интерпретации», — утверждает Б. Неменский.
Творчество начинается с первого этапа — с композиции. Композиция – это духовно-пластическая идея будущего произведения. Оживление в композиции неопределённых очертаний, пятен, клякс, лиц способствует к пробуждению фантазии, воображения. В создании образа имеет значение и форма любого пятна. Используя возможности формы пятна, художник может вызвать у зрителей ощущение возбуждения и страха. Через поиск ритма, сгущение, разрежение, направление движения активизируется творческий иск, развивается умение импровизировать. Возможность заменять один художественный материал другим или совмещать приводит к рождению новых, оригинальных способов использования художественных средств в работе над образом.
Чем больше жизненного опыта, тем легче фантазировать. Но у детей жизненного опыта еще мало. Для развития воображения дети имеют достаточный багаж знаний, который черпают из книг, фильмов и спектаклей, посещения музеев. Под впечатлением они могут творить, изображать то, что эмоционально пережили, чувствовали душой и сердцем. Для усиления эмоционального впечатления можно использовать музыку, слайды.
Важным условием развития творческого воображения является умение наблюдать, всматриваться в окружающее, замечать что-то необычное, созерцать красоту и наслаждаться ею.
Инновационные формы взаимодействия образовательных учреждений и семьи становятся актуальным и непреложным требованием времени. Сегодня родители нуждаются в специальном пространстве поддержки талантов, порой глубоко скрытых в силу особенностей ритма современной жизни. Очень важно, чтобы ребенок чувствовал в своих близких духовную силу, выражающуюся в мудрости и простоте, наполняющих семьи.
Издревле понятие «отчий дом» было для человека неисчерпаемым источником сил. Каков же современный дом? Согреет ли он теплом души и сердца, чем он наполнен?
Возрождение семейной культуры начинается с духовного оживления быта, наполнения минут совместной деятельности детей и родителей теплом любящих сердец.
Но возникла проблема — нарушена гармония детско-родительских отношений.
Как бы многогранна ни была наша жизнь, тем не менее она должна строится на едином стержне - крепких корневых традициях поколений. Возрождение этих традиций и есть важнейшая задача образовательной системы.
Для её решения определила цикл проектов.
Самыми популярными, стали следующие: «История нашего города», «История моей семьи»,«Семейные увлечения», «Мой домашний любимец», «Мой домашний музей».Проекты реализуются в форме семейных творческих акций. В ходе их осуществления одновременно решаются разные задачи: творческие, образовательные, психологические, экологические, культурологические,
Главная цель таких акций - укрепление семьи, вовлечение взрослых совместно с детьми в творческий процесс, во время которого происходит плодотворное общение.
Все участники акции создают единую художественную работу.
Это могут быть панно или художественные объекты, которыми затем можно украсить интерьер дома или образовательного учреждения, оформляют странички в «Летописи класса», в альбоме о своем любимом городе.
Участником проекта может стать любой ребенок или взрослый, независимо от его художественных способностей. Технология творческого процесса предполагает такой уровень задач, который доступен каждому. Очень важно, что в наших проектах дети и родители выступают на равных, между ними происходит одновременно и взаимодействие, и соревнование. Атмосфера игры и фантазии дает возможность раскрыться друг перед другом. другом с неожиданной стороны лучше узнавая друг друга, дети и родители заметно сближаются. Такие социально-художественные акции, с одной стороны, направлены на раскрытие индивидуальности, с другой - дают почувствовать, что ты не одинок в этом мире, вокруг тебя много людей и вместе вы способны сотворить чудо.
Заключительный аккорд каждой акции - произведение коллективного творчества, созданное из работ, объединенных единой тематикой. Завершение работы всегда наполнено радостью сотворчества .Это не только продуктивная деятельность взрослых и детей. Глубина духовно-нравственного содержания творческих акций создает определенную психологическую атмосферу. Фиксирование процесса дает богатую информацию для дальнейшего изучения.
Материал для поиска подходов в целях оказания семье своевременной помощи. Отзывы на проведение акций показывают, насколько велика потребность взрослых и детей в подобных мероприятиях, восполняющих дефицит творческого раскрытия индивидуальности.
Вся собранная информация должна быть систематизирована. Она позволит детям лучше раскрыть свои способности, проявить себя.
Учитель сможет лучше узнать интересы детей, получит возможность выявить способности учащихся и развить их.
Кроме того совместная работа позволит детям сблизится. укрепит взаимоотношения в коллективе.
Так же при подборе материала о родословной семьи предполагается и совместная деятельность родителей и детей. Возможно, она позволит заинтересовать и родителей, даст возможность им раскрыть свои творческие способности. Усилит взаимодействие родителей и школы. Таким образом, считаю, что необходимо стремиться к развитию творческих способностей учащихся на уроках и во внеклассной работе. Только при соблюдении этого условия ученики смогут стать настоящей творческой личностью, способной не просто выжить в современном мире, но и чувствовать себя комфортно в любой ситуации.
На данном этапе развития наше общество испытывает потребность в людях творческих, с нестандартным мышлением. Мир сейчас очень сложен и просто необходимо уметь самому принимать решения. не ждать готовых рецептов от других людей. А для этого нужно обучить детей приёмам и способам постижения фактов. Необходимо стараться пробудить в ребёнке творческую личность. Как этого добиться? Над решением этого вопроса думаю уже не один год. Существуют важные условия развития творческих способностей ребёнка. Важнейшими из них считаю: правильную организацию обучающей среды, т.е. создание психологической безопасности, отсутствие внешнего оценивания, позитивная Я – концепция. Представим лишь на миг, что мы, взрослые, что-то придумали. Поделились идеей с коллегами. но остались непонятыми. Обидно. Но ведь мы люди со сложившимся мировоззрением, имеющие жизненный опыт, готовые к таким ситуациям. А если на этом месте оказывается ребёнок? Любым своим резким словом можем навсегда отбить у него желание поделиться своей идеей, отличной от мнения большинства, или от мнения учителя. Активная творческая педагогика должна воспитывать у детей потребность задавать вопросы, самостоятельно уметь находить необходимую информацию, прививать желание обсуждать её в классе.
Без положительных эмоций, радости от своего «открытия», догадки, не может быть активной педагогики.
Анализируя возможность применения методов обучения, форм, активизирующих познавательную деятельность детей, приходим к выводу о том, что необходимо создать для учащихся условия для максимальной творческой самостоятельности,
Кроме этого нужно постоянно поощрять активность детей.
Очевидно, что при традиционном обучении необходимо уделять внимание заданиям с творческим характером. Искать пути активизации творческого мышления и воображения.
Если нам не удастся развить творческое видение мира у ребёнка, то он будет в любом возрасте очень тяжело воспринимать возникающие конфликтные ситуации, стрессы. Дети с развитыми творческими способностями рамного легче справляются с подобной ситуацией, благодаря поисковой активности чаще всего способны самостоятельно найти выход.
Создавая в детском коллективе атмосферу доверия, взаимоуважения мы готовим базу для создания ребёнком своего «Я». Ребенок становится самостоятельнее. Расширяются его взаимосвязи с окружающим миром, появляются возможности для проявления себя
Я – концепция, это совокупность всех представлений о себе с их оценкой. Очень важно, чтобы человек признал свои эмоциональные реакции как ценность и научился их выражать правильно. Необходимо всячески поддерживать проявление индивидуальности ученика. Стараться принимать все идеи ребят, найти положительное даже в нелепых.
Ребёнок должен быть уверен в поддержке учителя. Стараюсь сама следовать этому правилу и приучаю детей быть терпимее к мыслям, идеям других людей, даже если они совершенно противоречат своим личным догадкам.
Даже если что-то раздражает, нельзя позволять себе и другим обращаться к личности ребёнка, иначе ученик может подумать, что учителю не нравится он сам, а не его идея. Учащиеся должны чувствовать себя уверенно, спокойно. Как можно чаще учеников нужно хвалить, Ребёнок будет работать гораздо активнее, если почувствует ситуацию успеха.
Учебные предметы должны быть построены так, чтобы могли развивать ребёнка, обеспечивать возможность творческого получения знаний в проблемных ситуациях, в процессе «открытия» знания. Очень хорошо, если механизм выполнения заданий дети откроют сами.
Очень интересно проходят уроки, на которых сами дети разъясняют учебный материал.
Очень нравятся ребятам задания представленные в игровой форме. В этом случае не боятся ошибочно ответить даже самые робкие дети.
Сама люблю задания, у которых может быть не один вариант решения.
Нравятся они теперь и ученикам.
Особое место в развитии творческого потенциала личности занимают уроки изобразительного искусства и технологии, благодаря основанному на предметно-практической деятельности потенциалу.
Кроме того, на этих уроках проявляется внутренний мир ребёнка. Искусство должно стимулировать творчество и способствовать развитию умственных способностей детей. При изучении, хохломской росписи прорабатываем технику исполнения элементов, но варианты их сочетаний , колорит ученики выбирают сами.
На технологии творческие задания могут быть направлены на анализ и выявление закономерностей в устройстве изделия, способов усовершенствования конструкции. Рекомендуется включать в материалы уроков литературные и музыкальные произведения, фотографии, все это способствует расширению запаса впечатлений, накоплению жизненного опыта. При определении материалов, способов работы, часто предоставляем выбор. Важно приучить детей не копировать образцы, а самим придумывать новые. Творческая работа в высшей степени является самостоятельной. Не следует излишне опекать детей, стремясь предотвратить возможные ошибки, пускай они задумаются, сами найдут правильное решение. Организация различных выставок стимулирует зарождение своих идей.
Очень интересны детям изделия, сочетающие в себе разные материалы, Вот где можно проявить свою фантазию в полной мере. Нравится и работа с бросовым материалом, он всем доступен, а работать с ним очень интересно.
Конечно, задания творческого характера используем и на других уроках.
На предмете «Мир вокруг нас» можно предлагать подобрать фото домашних животных, выполнить рисунок по теме, подобрать загадки к изучаемому материалу, составить доклад, придумать загадки о воде и т.д.
Разработать и защитить свой экологический знак, сказку, плакат или экологическую рекламу.
На уроках литературного чтения проводим пробу пера. Сочиняем четверостишия, сказки, пишем сочинения. Следует учитывать, что при выполнении творческих работ не следует оценивать грамотность. Ребёнок пока не может одновременно удерживать несколько разных сложных задач. Собственное авторство нужно ребёнку не только для того, чтобы он рос и совершенствовался как читатель художественной литературы. Оно необходимо также и для развития воображения, эмоционально- эстетической сферы и овладения речью как средством передачи мыслей, чувств, внутреннего мира человека. ( Выготский Л.С.) Используем элементы драматизации и театрализации, составляем рисованные диафильмы к произведениям. Здесь проявляется талант каждого: умение проследить за распределением сюжета, умение рисовать, следить за правильностью монтажа, пересказывать. Детям нравится быть артистами и они старательно учатся выразительно читать, вести себя перед публикой.
Даже на уроках физкультуры стараюсь развивать творческие способности детей. Часто даю задание сочинить девиз, речёвку, составить эмблему команды, подобрать интересные игры, упражнения, включаем их в уроки, Совместно с детьми разрабатываем эстафеты, им очень нравится чувствовать себя « взрослыми».
На уроках русского языка ребята любят получать подобные задания: придумать предложение, в котором должно быть слово на определённое правило. Сосед по парте тоже должен приписать слово на это правило, но ему сложнее, т.к. надо продолжить тему напарника и т.д., получаются целые рассказы, дети выбирают лучшие. Для запоминания слов из словарика записываем их на листочки, а вместо трудной буквы выполняем рисунок, по очертаниям напоминающий букву. Каждый сам проявляет фантазию, заранее образцов не даю.
У каждого учителя есть творческие дела, позволяющие дать возможность всем ученикам проявить себя, научить их строить свои взаимоотношения с товарищами. Творческий характер таких мероприятий развивает способности детей, делает их в будущем не только потребителями культурных ценностей, но и их создателями.
Список литературы.
1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М;- 1967 год.
2. Особенности психического развития детей 6 – 7 летнего возраста. \ Под редакцией Эльконина Д. Б., Венгера Л. А.
3. Бобровская Г. В. Обогащение словаря младших школьников.
\\ Начальная школа. № 6.2002 г.
4. Бушуева Л. С. Развитие воображения в процессе индивидуализации обучения детей на уроках русского языка. \\Начальная школа № 7. 2005 г.
5. Бойнова Н.И. Творческие игры на уроках русского языка.\\Начальная школа . № 10 2004 г.
6. Пакша Л. Развитие творческого воображения детей. \\ Начальная школа. № 12.
7. Савкуева В.Ю. Решение творческих задач как условие развития креативности мышления.\\ Начальная школа плюс до и после. № 7. 2004 г.
8. Саломатова Г.И. Воображение как компонент творчества при изучении математики. \\ Начальная школа плюс до и после. № 9. 2004 г.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.