Развитие творческого потенциала обучающихся на уроках географии средствами ИКТ
Оценка 4.9

Развитие творческого потенциала обучающихся на уроках географии средствами ИКТ

Оценка 4.9
Лекции
doc
география
7 кл—11 кл
31.01.2020
Развитие творческого потенциала обучающихся на уроках географии средствами ИКТ
В статье рассматривается проблема развития творческого потенциала на уроках географии средствами ИКТ. Определена роль ИКТ на примере исследовательских проектов по географии.
Развитие творческого потенциала обучающихся средствами ИКТ.doc

Развитие творческого потенциала обучающихся на уроках географии средствами ИКТ

 

Аннотация. В статье рассматривается проблема развития творческого потенциала на уроках географии средствами ИКТ. Определена роль ИКТ на примере исследовательских проектов по географии.

В Современном обществе любой человек должен быстро адаптироваться к меняющимся условиям жизни, перестраиваться с одного вида деятельности на другой, ориентироваться в огромном потоке информации, оперативно принимать решения в условиях высокой степени неопределенности, эффективно самообучаться, умения работать в проектной деятельности, творчески относиться к действительности. Очевидно, что в XXI веке творческие способности выступают неотъемлемым атрибутом личности.

Изменения в интересах и запросах общества находят свое отражения и в системе образования. В новом федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» указано, что среднее общее образование должно быть направлено на развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося (ст. 66).

Поскольку базовым звеном образования является общеобразовательная школа, одной из актуальных педагогических проблем выступает проблема развития творческих способностей обучающихся и необходимость построения новых образовательных технологий, направленных на развитие творческих способностей.

Творческие способности - это индивидуальные особенности человека,

которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности

различного рода, которая требует от человека не шаблонных, привычных

действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.

Творческим потенциалом обладает каждый человек. Для того чтобы дети развивали творческие способности, необходимо постоянно создавать ситуацию творческой, учебной деятельности, способствующей раскрытию и развитию природных данных. И чем раньше дети будут развивать свои способности, тем выше будет их творческий потенциал.

Обучающиеся могут изучать учебный материал в том виде, в каком он им сообщается учителем или излагается в учебнике, пользоваться теми методами и приемами познавательной деятельности, которые предлагает им учитель, но могут значительно шире и глубже изучать учебный материал, раскрывать новые стороны изучаемых явлений, высказывать свои суждения, приобщаться к простейшим исследованиям. Первый вид деятельности учащихся можно назвать воспроизводящим, а второй - творческим.

Основное отличие интеллектуально-творческой деятельности от воспроизводящей состоит в более глубоком проникновении в сущность изучаемых вопросов, в активизации познавательных способностей и творческих сил учащихся, в новизне их сужений, выводов и способов деятельности.

Поэтому одним из плодотворных направлений модернизации географического образования является проектная деятельность обучающихся.

Проект формирует большое количество умений и навыков, и поэтому эффективен, дает столь необходимый школьникам опыт деятельности, и поэтому он незаменим. А использование компьютера освобождает его от рутинной работы, развивает самостоятельность, способствует активизации его интеллектуальных способностей, дает новые средства для творческой деятельности, расширяет границы творчества, предлагает новые формы самовыражения личности и реализации творческих идей.

К средствам обучения географии, способствующим развитию творческого потенциала обучающихся, можно отнести программно-педагогические средства следующего назначения: моделирующие и информационно-справочные программы. Наиболее значимые из них: индивидуализация и дифференциация процесса обучения; осуществление самостоятельной, поисковой, исследовательской деятельности; усиление наглядности; моделирование и имитация изучаемых или исследуемых процессов; усиление мотивации творческого обучения (за счет динамики, изобразительных средств, игровых ситуаций программы).

Проектная деятельность обучающихся состоит из трех этапов и в каждом из них ИКТ выполняет определенные функции. На поисково-исследовательском этапе осуществляется работа с источниками информации, в частности, с сетью Интернет. Обучающиеся занимаются поиском и обработкой дополнительной информации по объекту проекта (текст, иллюстрации, схемы, рисунки, видеоролики). Причем каждый участник группы задействован в поиске информации или ее обработке, у каждого своя определенная задача. Но перед обучающимися встает проблема поиска и отбора необходимой для исследования информации, решение которой во многом зависит от умения осуществлять информационный поиск в сети Интернет. Сейчас технологиями поиска информации в сети Интернет должны владеть учителя - предметники, при этом, осуществлять обучение данному навыку и детей.

На этапе оформления, в ходе которого учащиеся создают свой объект проекта (логотип, рекламный буклет, Web-страница, электронная таблица, диаграммы), учащиеся используют ИКТ для создания банка идей (в графическом редакторе Paint; в Photoshop создаются разнообразные фасоны или обрабатываются фото; в текстовом редакторе WordPad или Word пишется характеристика, резюме; в электронных таблицах Excel проводятся какие-либо расчеты). На данном этапе очень важно общение между участниками группы и обмен информацией, где хорошим подспорьем являются персональные Web- страницы, которые позволяют осуществить конференцсвязь не только между обучающимися, но и с учителем, представить ему свой взгляд на проблему, проявить оригинальность мышления, возможность для самовыражения.

На этапе представления проекта помимо результата, который может быть оформлен в виде презентации как один из видов защиты проекта, обучающиеся овладевают и коммуникационными умениями представления своего исследования, нарабатывают навык диалогового общения, аргументации своей точки зрения по исследуемой проблеме, что также способствует развитию интереса обучающихся к определенной теме или к географии в целом.

Активизирующие технологии приводят к следующим результатам: инициативу и находчивость проявляют даже те обучаемые, которые обычно пассивны и молчаливы; раскрывая свои способности, обучающиеся обретают уверенность в себе; перестают бояться негативной оценки; совершенствуются коммуникативные навыки, особенно при работе в малых группах (обучении в сотрудничестве); у них развивается ряд важных способностей (к совместному принятию решений, к творческому профессиональному мышлению и т. д).

Таким образом, информационные технологии могут обеспечить эффективность развития творческого потенциала обучающихся в процессе обучения.


 

Скачано с www.znanio.ru

Развитие творческого потенциала обучающихся на уроках географии средствами

Развитие творческого потенциала обучающихся на уроках географии средствами

Первый вид деятельности учащихся можно назвать воспроизводящим, а второй - творческим

Первый вид деятельности учащихся можно назвать воспроизводящим, а второй - творческим

На этапе оформления, в ходе которого учащиеся создают свой объект проекта (логотип, рекламный буклет,

На этапе оформления, в ходе которого учащиеся создают свой объект проекта (логотип, рекламный буклет,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2020