Развитие творческого потенциала обучающихся на уроках географии средствами ИКТ
Аннотация. В статье рассматривается проблема развития творческого потенциала на уроках географии средствами ИКТ. Определена роль ИКТ на примере исследовательских проектов по географии.
В Современном обществе любой человек должен быстро адаптироваться к меняющимся условиям жизни, перестраиваться с одного вида деятельности на другой, ориентироваться в огромном потоке информации, оперативно принимать решения в условиях высокой степени неопределенности, эффективно самообучаться, умения работать в проектной деятельности, творчески относиться к действительности. Очевидно, что в XXI веке творческие способности выступают неотъемлемым атрибутом личности.
Изменения в интересах и запросах общества находят свое отражения и в системе образования. В новом федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» указано, что среднее общее образование должно быть направлено на развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося (ст. 66).
Поскольку базовым звеном образования является общеобразовательная школа, одной из актуальных педагогических проблем выступает проблема развития творческих способностей обучающихся и необходимость построения новых образовательных технологий, направленных на развитие творческих способностей.
Творческие способности - это индивидуальные особенности человека,
которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности
различного рода, которая требует от человека не шаблонных, привычных
действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.
Творческим потенциалом обладает каждый человек. Для того чтобы дети развивали творческие способности, необходимо постоянно создавать ситуацию творческой, учебной деятельности, способствующей раскрытию и развитию природных данных. И чем раньше дети будут развивать свои способности, тем выше будет их творческий потенциал.
Обучающиеся могут изучать учебный материал в том виде, в каком он им сообщается учителем или излагается в учебнике, пользоваться теми методами и приемами познавательной деятельности, которые предлагает им учитель, но могут значительно шире и глубже изучать учебный материал, раскрывать новые стороны изучаемых явлений, высказывать свои суждения, приобщаться к простейшим исследованиям. Первый вид деятельности учащихся можно назвать воспроизводящим, а второй - творческим.
Основное отличие интеллектуально-творческой деятельности от воспроизводящей состоит в более глубоком проникновении в сущность изучаемых вопросов, в активизации познавательных способностей и творческих сил учащихся, в новизне их сужений, выводов и способов деятельности.
Поэтому одним из плодотворных направлений модернизации географического образования является проектная деятельность обучающихся.
Проект формирует большое количество умений и навыков, и поэтому эффективен, дает столь необходимый школьникам опыт деятельности, и поэтому он незаменим. А использование компьютера освобождает его от рутинной работы, развивает самостоятельность, способствует активизации его интеллектуальных способностей, дает новые средства для творческой деятельности, расширяет границы творчества, предлагает новые формы самовыражения личности и реализации творческих идей.
К средствам обучения географии, способствующим развитию творческого потенциала обучающихся, можно отнести программно-педагогические средства следующего назначения: моделирующие и информационно-справочные программы. Наиболее значимые из них: индивидуализация и дифференциация процесса обучения; осуществление самостоятельной, поисковой, исследовательской деятельности; усиление наглядности; моделирование и имитация изучаемых или исследуемых процессов; усиление мотивации творческого обучения (за счет динамики, изобразительных средств, игровых ситуаций программы).
Проектная деятельность обучающихся состоит из трех этапов и в каждом из них ИКТ выполняет определенные функции. На поисково-исследовательском этапе осуществляется работа с источниками информации, в частности, с сетью Интернет. Обучающиеся занимаются поиском и обработкой дополнительной информации по объекту проекта (текст, иллюстрации, схемы, рисунки, видеоролики). Причем каждый участник группы задействован в поиске информации или ее обработке, у каждого своя определенная задача. Но перед обучающимися встает проблема поиска и отбора необходимой для исследования информации, решение которой во многом зависит от умения осуществлять информационный поиск в сети Интернет. Сейчас технологиями поиска информации в сети Интернет должны владеть учителя - предметники, при этом, осуществлять обучение данному навыку и детей.
На этапе оформления, в ходе которого учащиеся создают свой объект проекта (логотип, рекламный буклет, Web-страница, электронная таблица, диаграммы), учащиеся используют ИКТ для создания банка идей (в графическом редакторе Paint; в Photoshop создаются разнообразные фасоны или обрабатываются фото; в текстовом редакторе WordPad или Word пишется характеристика, резюме; в электронных таблицах Excel проводятся какие-либо расчеты). На данном этапе очень важно общение между участниками группы и обмен информацией, где хорошим подспорьем являются персональные Web- страницы, которые позволяют осуществить конференцсвязь не только между обучающимися, но и с учителем, представить ему свой взгляд на проблему, проявить оригинальность мышления, возможность для самовыражения.
На этапе представления проекта помимо результата, который может быть оформлен в виде презентации как один из видов защиты проекта, обучающиеся овладевают и коммуникационными умениями представления своего исследования, нарабатывают навык диалогового общения, аргументации своей точки зрения по исследуемой проблеме, что также способствует развитию интереса обучающихся к определенной теме или к географии в целом.
Активизирующие технологии приводят к следующим результатам: инициативу и находчивость проявляют даже те обучаемые, которые обычно пассивны и молчаливы; раскрывая свои способности, обучающиеся обретают уверенность в себе; перестают бояться негативной оценки; совершенствуются коммуникативные навыки, особенно при работе в малых группах (обучении в сотрудничестве); у них развивается ряд важных способностей (к совместному принятию решений, к творческому профессиональному мышлению и т. д).
Таким образом, информационные технологии могут обеспечить эффективность развития творческого потенциала обучающихся в процессе обучения.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.