Развитие творческого потенциала ребенка в ДШИ (для начинающих хореографов)
Оценка 5

Развитие творческого потенциала ребенка в ДШИ (для начинающих хореографов)

Оценка 5
docx
20.09.2023
Развитие творческого потенциала ребенка в ДШИ (для начинающих хореографов)
развитие творческого потенциала ребенка в ДШИ.docx

Уланова Екатерина Александровна,

преподаватель хореографии,

МБУДО «Старомайнская ДШИ», р.п. Старая Майна, Ульяновска область

 

Развитие творческого потенциала ребенка в ДШИ

(для начинающих хореографов)

    В настоящее время, когда наша культура испытывает дефицит человеческого общения и внимания к ней, возникла необходимость обратить внимание на некоторые виды искусств, наиболее эмоционально воздействующие на человека, наиболее целенаправленно влияющие на человека, формирующие его как личность, такие как изобразительное искусство, музыкальное искусство, хореографическое искусство, театральное искусство.

  Сложный и ответственный процесс формирования личности, прежде всего, предполагает наличие цели. Такой  целью  в современных условиях является подготовка всесторонне и гармонично развитого человека, воплощающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Используя для воспитания и обучения средства хореографии, мы в ДШИ прививаем детям стойкий интерес к культуре, развиваем творческие способности в различных областях искусства, в том числе и в хореографии. Занимаясь хореографией, дети приучаются вносить элементы эстетической культуры  в свою деятельность, поведение, быт, досуг. Так же хореография решает  одну из задач связанную с физическим развитием ребенка – исправление физических недостатков: дефектов осанки (сутулость), косолапость, плоскостопие, и д.р. Таким образом – целью воспитания учащихся средствами хореографии является приобщение школьников к искусству хореографии, развитие их художественного вкуса, потребностей и интересов.

    Задачей хореографических занятий является обогащение учеников знаниями по истории классического, народного, историко – бытового танцев, формирование танцевальных умений, навыков на основе  освоения  программного материала.

Цели и задачи воспитания учащихся средствами хореографии могут быть достигнуты постоянным систематичным использованием определенных приемов способов, чередуя и используя их комплексно с уже утвердившимися и оправдавшими себя формами обучения и воспитания. Для достижения высоких целей и задач хореографического воспитания, нужна правильная методика преподавания, так как состав учащихся имеет различную хореографическую подготовку, а зачастую совсем никакой. А так же различное эстетическое и нравственное воспитание, разные способности и желания овладеть искусством танца.

Основная цель хореографических отделений детских школ искусств – не подготовка профессиональных артистов, а эстетическое воспитание средствами танца, обучение должно быть доступно значительному кругу детей. (Это особенно актуально для ДШИ в сельской местности). В процессе работы следует учитывать, что у учащихся (основная масса) в дальнейшем нет перспективы профессионального исполнительства, и они должны максимально реализовать свои творческие возможности, задатки, способности в самом процессе обучения.

Центром воспитательной работы является урок, где осуществляется комплексный подход к процессу воспитания и обучения. Поэтому вопрос о путях максимального использования возможностей урока, всех его ресурсов, становится главным в деле становления и совершенствования учебного процесса в ДШИ.

Общеизвестно, что обучение танцу особенно на начальных стадиях, связано с большими физическими нагрузками, обязательным многократным повторением одних и тех же движений и комбинаций, что вносит в урок определенную монотонность, усталость как физическую таки эмоциональную, поэтому очень важно создать на уроке атмосферу заинтересованности, увлеченности, творчества. Первостепенное значение здесь приобретает формирование у учеников увлеченности  самим процессом работы, умение сделать ее источником творчества. Совершенствование учебного процесса танцевальных дисциплин должно идти по пути сочетания физического труда с творчеством.

Классический танец обладает наиболее совершенной системой обучения и

тренировки танцовщика, основанной на глубоких анатомических и физиологических способностях, закономерностях. Классический танец является фундаментом всей танцевальной подготовки и основой высокой исполнительской культуры. Преподавание классического танца имеет наиболее глубокие традиции и богатейший опыт, накопленный многими поколениями педагогов, и обращение к ним плодотворно скажется на всем учебном процессе хореографического отделения.

Классический танец сложился в стройную систему движений, имеющих современную законченную форму. Требования его к технике исполнения, законченности, стилю, манере очень велики и снижение их недопустимо. Вот ряд принципов, которые выработал классический танец:

- постепенность в развитие природных данных и способностей ученика;

- строгая логика в построении учебного процесса, постепенность и четкая последовательность, в нарастании физических нагрузок;

- обязательная систематичность и регулярность занятий;

Классический танец предъявляет высокие требования к личным качествам исполнителя (духовным, волевым, интеллектуальным). Преподаватель, прежде всего, должен основательно знать методические основы классического танца, владеть его формой. При показе движений преподавателю нужно остановиться на всех деталях движения, объяснить работу мышц. Когда ученик видит красивый профессиональный показ движения, поймет из объяснения преподавателя, как его исполнить, он усвоит и передаст форму движения сознательно и правильно. Если движения выполнены с ошибками нужно обязательно указать на них и повторить еще раз. Такая работа приучает учеников самостоятельно думать, обеспечивает лучшее запоминание, усвоение материала, развивает внимание и память. Именно классический танец призван развить у ученика координацию движений, ловкость, силу, выносливость, исполнительскую технику.

Параллельно с классикой изучается и народный танец. Он в значительной степени расширяет и обогащает  исполнительский возможности учащихся, приобщает их к богатству танцевального и музыкального народного творчества.

Знакомясь с историко-бытовым танцем, дети разучивают танцевальные элементы, комбинации, а затем из них составляются развернутые композиции. Истрико -  бытовой танец многогранен и играет большую роль в воспитании, он сочетает в себе средства музыкального, физического, эстетического воспитания и образования, оказывает большое влияние на формирование внутренней культуры человека: этика, выдержка, вежливость, чувство меры, простота, скромность, внимание к окружающим, доброжелательность, приветливость. Воспитывается характер, творческое начало в человеке.

Важное место  в хореографии отводится музыке, которая помогает развивать способности и раскрывать содержание. Музыка является неотъемлемой частью танца, важным компонентом в хореографическом, художественном и эстетическом воспитании подрастающего поколения.

Огромна роль внеклассных занятий в воспитании школьников. В процессе обучения они знакомятся с образцами высокого, эталонного исполнительского искусства: просмотр фильмов, посещение спектаклей, концертов, творческих вечеров, оформление тематических стендов, изготовление альбомов.

Огромное значение для творческого развития имеет посещение концертов различных хореографических коллективов. В результате  дети знакомятся с различными репертуарами, костюмами, расширяют свой кругозор, пополняют свою танцевальную копилку новым, интересным, сравнивают свое исполнительское мастерство с другими, появляется стремление быть лучше.

Родители должны принимать активное участие в хореографическом образовании своих детей: помогать, поддерживать, посещать концерты, спектакли. Проходить весь сложный путь вместе с детьми.

Большое значение имеет и концертная деятельность, она является стимулом для ученика, для его дальнейшего творческого развития. Выступая учащиеся показывают свое мастерство, в которое входит: воображение, их фантазии, личная свобода, эмоциональная память, общение с партнером и со зрителями, что улучшает развитие творческого потенциала. Работу юных танцоров сначала оценивают преподаватели. Далее творческий труд учеников становится достоянием товарищей в школе. С ним знакомятся родители в рамках многочисленных мероприятий: «Посвящение в юные таланты», «День матери», «Новогодний карнавал», «День открытых дверей», «8 марта», «День защитников отечества», «9 мая» и д.р. И всегда украшениями любой программы являются хореографические номера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1.    Барышева Т.А. Диагностика эстетического развития личности. – С.-Пб., 1999.

2.    Введение в психодиагностику / Под ред. К.М.Гуревича, Е.М.Борисовой. – М., 1999.

3.    Межиева М.В. Развитие творческих способностей у детей 5 – 9 лет. – Ярославль, 2002.

4.    Одаренные дети. – М., 1991.

5.    Проблемы творческого развития личности в условиях дополнительного образования / Под ред. К.И.Султанбаева. – Абакан, 1999.

6.    Родари Дж. Грамматика фантазии. – М., 1978.

7.    Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль, 1996.

8.    Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка. – С.-Пб., 2002.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Уланова Екатерина Александровна, преподаватель хореографии,

Уланова Екатерина Александровна, преподаватель хореографии,

Цели и задачи воспитания учащихся средствами хореографии могут быть достигнуты постоянным систематичным использованием определенных приемов способов, чередуя и используя их комплексно с уже утвердившимися и…

Цели и задачи воспитания учащихся средствами хореографии могут быть достигнуты постоянным систематичным использованием определенных приемов способов, чередуя и используя их комплексно с уже утвердившимися и…

Совершенствование учебного процесса танцевальных дисциплин должно идти по пути сочетания физического труда с творчеством

Совершенствование учебного процесса танцевальных дисциплин должно идти по пути сочетания физического труда с творчеством

Именно классический танец призван развить у ученика координацию движений, ловкость, силу, выносливость, исполнительскую технику

Именно классический танец призван развить у ученика координацию движений, ловкость, силу, выносливость, исполнительскую технику

Родители должны принимать активное участие в хореографическом образовании своих детей: помогать, поддерживать, посещать концерты, спектакли

Родители должны принимать активное участие в хореографическом образовании своих детей: помогать, поддерживать, посещать концерты, спектакли

Литература 1. Барышева

Литература 1. Барышева
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.09.2023