«Развитие творческого воображения средствами пейзажной живописи»
Оценка 5

«Развитие творческого воображения средствами пейзажной живописи»

Оценка 5
doc
07.11.2023
«Развитие творческого воображения средствами пейзажной живописи»
Проект 1.doc

 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Шептуховская средняя общеобразовательная школа»

Кореневского района Курской области

 

 

 

 

 

«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ»

Исследовательская работа

Рудневой Полины,

ученицы 9 класса

 

 

 

Руководитель Сидорова Ирина Викторовна,

учитель изобразительного искусства

 

2023 год

                                                

                          

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………………………………

I Основная часть ……………..............................................................

Теоретические основы процесса развития творческого

воображения средствами пейзажной живописи……………………

1.1 Возникновение пейзажа как жанра живописи…………………

1.2 Истоки развития пейзажного жанра в русском искусстве…….

1.3 Курские художники-пейзажисты……………………………….

II Практическая часть……………………………………………….

2.1 Методика выполнения пейзажа своими руками………………

2.2 Методика пейзажной живописи………………………………..      

2.3 Различная техника выполнения пейзажной живописи…….

Заключение………………………………………………………..

Литература и  интернет источники ………………………………….

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Тема моей работы «Развитие творческого воображения средствами пейзажной живописи» выбрана не случайно. Я – творческий человек, люблю рисовать, рассматривать и изучать произведения искусства выдающихся художников, скульпторов, дизайнеров, архитекторов. Принимаю участие в различных конкурсах, олимпиадах. Неоднократно были отмечены мои работы дипломами и грамотами. Мне было интересно расширить свой кругозор и узнать, о видах и жанрах изобразительного искусства, узнать о жизни и деятельности известных художников. Данный проект охватывает тему по предмету Изобразительное искусство за 6 класс «Искусство в жизни человека».

Целью моей работы является развитие интереса к изобразительному искусству.

Для того чтобы добиться цели, я определила основные задачи:

§  Познакомиться с историей жанра.

§  Выявить специфику развития творческого воображения, и его проявления в изобразительной деятельности.

§  Исследовать роль и возможности пейзажной живописи как средства развития творческого воображения.

§     Обобщить собранную информацию.

§     Пополнить  знания о пейзажном жанре.

§     Сделать альбом своих картин.

 

          Актуальность выбранной темы состоит в том, что пейзажная живопись дает простор для фантазии и возможность разнообразной деятельности.

Объектом исследования является пейзажная живопись.

Предмет исследования: картины художников - пейзажистов и мои работы.

           Основными источниками при подготовке данной работы стали материалы, собранные в ходе изучения литературных и интернет источников. В ходе работы мы познакомились с работами художников – пейзажистов, изучили историю возникновения жанра.

           Практическая направленность работы: данный материал может быть использован на классных часах, на уроках истории,  ИЗО и МХК.

Этапы проекта:

§     Определение темы, цели, задач проекта: январь – март 2022г..

§     Практическое выполнение картин: март – июнь 2022г..

§     Изучение информации о пейзажной живописи: июнь – август 2022г..

§     Изучение художников, которые писали пейзажи: август –декабрь 2022г..

§     Создание и демонстрация презентации для защиты проекта: декабрь 2022г..

§     Подведение итогов работы: январь 2023г..

§     Оформление материалов: январь 2023г..

 

Продуктом исследования являются готовые картины и презентация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть. Теоретические основы процесса развития творческого воображения средствами пейзажной живописи.

1.1 Возникновение пейзажа как жанра живописи.

Каждому чувствующему человеку памятны свои особые ощущения при встрече с красивыми природными явлениями: лесом, поляной в цветах,  радугой, горами и другое. Эти ощущения можно получить, знакомясь с произведениями художников, которые с помощью кисти и красок изобразили мир природы. И. И. Шишкин, И.И. Левитан, А.И. Куинджи открыли для нас свой взгляд на окружающий мир - такой удивительный и очень разнообразный.

Из толкового словаря мы узнали, что пейзаж (от французского слова «paysage») означает вид, изображение какой-либо местности, а в изобразительном искусстве так называется жанр. Основной предмет изображения - природа, виды городов, архитектурные комплексы, горы, моря.

Из литературных источников нам стало известно, что как самостоятельный жанр пейзаж появляется в средневековом Китае еще в VI веке.  Пейзажи китайских художников очень одухотворены и поэтичны. Они как бы вбирают в себя представления о необъятности и безбрежности мира природы. Одним из лучших был Сюй Вей. Но затем пейзажи в период династии Мин потеряли свое значение в живописи.

В европейском искусстве предпосылки для формирования пейзажа как самостоятельного жанра складываются в эпоху Возрождения. Но пейзаж почти всегда являлся лишь фоном для портрета или какой-то сцены. И только в XVII веке появились пейзажи-картины, в которых природа стала их главным содержанием. Голландские художники первыми стали создавать картины, на которых была изображена их земля. Красоту родной природы художники передавали тщательно и с любовью, как бы создавая портрет родной страны. Голландские художники писали пейзажи на небольших полотнах, и позднее их стали называть «маленькие голландцы».

 

1.2 Истоки развития пейзажного жанра в русском искусстве

 

Развитие живописи в России имеет свои особенности. Мы выяснили, что семь веков с десятого по семнадцатый длилась величественная эпоха древнерусского искусства. В произведениях искусства древнерусской живописи (иконах) конца XVII века уже встречается пейзаж, как фон. «Иоанн Предтеча с житием» - огромная фигура святого располагается в центре на фоне пейзажа.  Но только на рубеже17-18 веков следует решительный перелом в сторону развития светского искусства в России. Большое значение имеют здесь реформы Петра I в области культуры и искусства. Такие, как:

1. Приглашение иностранных художников в Россию для работы над произведениями искусства и обучения молодых русских художников.

2. Покупка за границей произведений искусства.

3. Обучение талантливых молодых художников за границей.

Нам стало известно, что в русском искусстве 18 век необычайно важен. Бурно развивается культура, наука, становится светским просвещение, развивается светское искусство. Искусство стремится передать действительность: образы современников, важные события. Примером этому служат великолепная гравюра Алексея Федоровича Зубова «Панорама Петербурга». Он удачно передал оживленность молодой столицы. Это был, пожалуй, первый городской пейзаж: выполненный в технике офорта.

Из литературных источников я узнала, что в 18 веке в русском искусстве устанавливается иерархия жанров. В литературе появляются высокие жанры: ода, эпопея, трагедия, исторический жанр, в живописи - мифологические, религиозные картины. И низкие жанры: комедия, сатира, басня, бытовой жанр, а в живописи - пейзаж, натюрморт.  Пейзаж, как видим, отнесен к низким жанрам.

В русской живописи значительным явлением в начале 18 века становится портрет. Этот жанр не только получил быстрое развитие, но и достиг замечательных успехов. Художники вводят в картины пейзаж как фон для изображения портрета. Например, картина И.Я. Вишнякова портрет «Сары Фермор». Пейзаж введен Вишняковым для поддержания общей лирической направленности портрета.   На заднем плане изображены тонкие стволы деревьев с нежной листвой, слабо освещенной как бы светом зари. 

В первой четверти двадцатого столетия в России произошла Октябрьская революция. Новые образы вошли в творчество художников этого периода. Появляется индустриальный пейзаж. Художники-пейзажисты XX века в своём творчестве постоянно обращаются к высоким традициям русской живописи. А пейзаж 20 века является самостоятельным жанром живописи, любимым и почитаемым, как и другие её жанры.

Одной из лучших картин в жанре пейзажа 30-х годов является «Новая Москва» Ю.И.Пименова(1937г.).  Интересно творчество пейзажистов Н.Н. Крымова (1884-1958), Рылова, Сарьяна, Грабаря и других.

 

1.3 Курские художники-пейзажисты

Работая над проектом я познакомилась с творчеством курских художников пейзажной живописи:

КАМЕНЕВ Лев Львович (1833 - 1886)

Полна драматизма личная и творческая судьба художника. Местонахождение большинства его произведений неизвестно, и лишь немногие попали в музеи, картинные галереи. Мало сохранилось сведений о жизни живописца.

Л.Л. Каменев родился в 1833 году в Рыльске. Знаменитый русский художник Константин Коровин вспоминает: "Мой дед, Михаил Емельянович Коровин, увидав что Л.Л. Каменев питает страсть к живописи, дал Каменеву пять тысяч рублей для поступления в Академию художеств в Петербурге Л. Л. Каменев служил в конторе моего деда".

Искусству пейзажа Каменев первоначально учился у К.И. Рабуса, но наибольшее влияние на него оказал А.К. Саврасов, молодой преподаватель училища, будущий автор прославленной картины "Грачи прилетели".

После окончания в 1857 году училища Л.Л. Каменев вскоре вступает в Общество любителей художеств, на выставках которого экспонирует свои произведения. В его ранних картинах - "Пейзаж с рекой" и "Пейзаж с избушкой" еще заметны следы ученичества. В 1862 году Общество предоставило Л. Л. Каменеву возможность побывать за границей с целью совершенствования мастерства и знакомства с произведениями западных художников. Двухлетняя поездка, несомненно, оказала большое влияние на Каменева, и все же он очень тосковал по родине: "Я во сие вижу наше русское раздолье с золотой рожью, реками, рощами и безбрежной далью". Наверное, поэтому картины, на которых живописцем изображена природа Швейцарии Германии, красивы, но не трогают душу.

В 1865-1866 годах Л. Л. Каменев пишет несколько картин, в которых показал себя проникновенным мастером пейзажа. Сродни народным песням и поэзии его полотно "Зимняя дорога" - прекрасное произведение русской живописи, по праву занимающее место в Третьяковской галерее.

В 1869 году Академия художеств удостоила Л.Л. Каменева звания академика за картины "Зимний вид из окрестностей Москвы" и "Вид из окрестностей села Поречья". В следующем году он стал одним из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок.

В семидесятые годы Л.Л. Каменев много путешествует по стране, пишет картины, в которых использует волжские и украинские мотивы, работает в Подмосковье. Талант его достигает расцвета. Из произведений этого периода следует выделить "Пруд", "Перед грозой", "Летний пейзаж под Казанью", отличающиеся глубоким лиризмом и одухотворенностью.

Тяжелая болезнь рано начала подтачивать силы художника. Он поселяется в Саввинской слободе под Звенигородом - излюбленном месте русских пейзажистов и почти безвыездно проводит там последние годы. В его этюдах последних лет, по свидетельству Коровина, "сквозила какая-то неземная поэзия русских лесов, дорог, холмов, покрытых кустами, и освещенных вечерним солнцем деревень". В 1884 году Л.Л. Каменеву за пейзаж "Ручей" присуждается первая премия общества поощрения художников.

Умер Лев Львович Каменев 26 января 1886 года. Его произведения не стареют. Они и поныне служат воспитанию высокого чувства любви к родной земле.       

ДЕЙНЕКА Александр Александрович (1899 - 1969)

Творчество Александра Александровича Дейнеки принадлежит к самым значительным явлениям советской художественной культуры. Все оно было обращено к будущему, к завтрашнему дню своей Родины, своего народа.

Родился Александр Александрович Дейнека 20 мая 1899 года в Курске в семье железнодорожника. Любовь к рисованию привела его, шестнадцатилетнего юношу, в Харьковское художественное училище. В 1918 году художник возвращается в родной город. Работает в Наробразе, разъезжает по губернии, готовится к празднованию первой годовщины Октябрьской революции, к этому времени относятся первые опыты монументальных работ. В 1919-20 годах Дейнека руководит изостудией при Курском губоно, в качестве художника передвижного красноармейского театра выезжает на фронт. Пишет плакаты для Курского отделения "Окон РОСТа". После службы в армии Дейнека едет учиться в Москву. Он поступает на полиграфический факультет Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС).

В то время там преподавал В.А. Фаворский, прививший своему ученику вкус к работе над формой и композицией.

В конце 1924 года А.А, Дейнека начинает работать в журнале "Безбожник у станка", сотрудничает и в других изданиях советской периодической печати. Его рисунки появлялись на страницах журналов "Красная нива", "Смена", "Прожектор".

Большую пользу принесли ему творческие командировки по стране. В результате поездок появились его картины "Перед спуском в шахту" (1925), "На стройке новых цехов"(1926), "Текстилыцицы"(1927).

Художника увлекла красота технических конструкций - ажурные переплеты мостов и заводских цехов. Ему нравились новые просторные рабочие помещения, в которых царил свет и воздух. Картина "На стройке новых цехов" пронизана легкой мажорной мелодией. В этом произведении есть и пафос, и радость труда.

В 1928 году, к 10-летию Красной Армии А. А. Дейнека пишет картину "Оборона Петрограда". Никому еще не удавалось в живописи с такой силой и убедительностью воплотить эпизод тех лет.

К теме гражданской войны художник обращается и в 30-е годы. Это картины "Наемники интервентов" (1931), "На допросе"(1933). Но основным содержанием его полотен стали современные ему люди, их труд, их будни. Каждое полотно, созданное в те годы - гимн красоте жизни, красоте людей.

Одно за одним пишет он свои широко известные полотна: "Игра в меч" (1932), "Купающиеся девушки" (1933), "Бег" (1934). Одной из лучших работ этого периода считается "Мать" (1932). В облике молодой женщины, величественной и нежной, естественно и гармонично сочетается физическое и духовное здоровье. "Мать" в трактовке Дейнеки воспринимается нами как нравственный и эстетический идеал человека нашего времени.

Заметный след в творческой биографии художника оставили поездки в Крым. Крымские впечатления легли в основу картины "Будущие летчики" (1937). Полотно стало для нас олицетворением счастья мирных дней. Загорелые мальчишки с увлечением обсуждают полет гидроплана, красота теплого севастопольского вечера, бездонность неба и синева моря наполняют картину истинной поэзией и романтикой.

B 1935 году А.А. Дейнека уезжает в свою первую творческую командировку за границу. Он посещает Америку, Францию, Италию. Картины зарубежного цикла: "Улица в Риме" (1935), "Тюильри"(1935), "Негритянский концерт" (1935) разносторонне рассказывают о впечатлениях художника. Тридцатые годы - пора расцвета творчества художника. С особым подъемом работает он над монументальными живописными произведениями, предназначенными для украшения интерьеров общественных зданий. О такой работе художник мечтал еще в годы юности. Самое большое полотно было создано художником для Советского павильона на Международной выставке в Париже (1937).

Новый этап творчества в области монументального искусства А. А. Дейнеки был связан с мозаикой. Художнику предложили выполнить мозаичные плафоны для станции метро "Маяковская". В 35 мозаиках раскрывается панорама мирной жизни страны.

Годы Великой Отечественной войны были для художника временем тяжелых испытаний и периодом большого творческого напряжения. В эти годы были созданы полотна "Оборона Севастополя", "Окраина Москвы"(1941 г.). По силе эмоционального воздействия -особо значима в творчестве художника картина "Оборона Севастополя". Это одна из самых драматических работ мастера. Трагизм и героика сливаются в ней в единое целое. Картина воспринимается как олицетворение силы духа советских людей, идущих на смерть за Родину.

Вслед за "Обороной Севастополя" появляется целый ряд картин на темы войны. Это "Тревожные ночи" 1942), "Сбитый ас"(1943) и другие.

Наступил долгожданный день победы. Таково содержание акварельного листа "Берлин, в день подписания декларации" (1945).

Кончилась война, и художник вновь обращается к изображению счастливых будней мирного времени. "Донбасс" (1947), "На просторах подмосковных строек" (1949), "Кузецы"(1957), "Тракторист"(1956), "У моря", "Рыбачки" (1956) - таков не полный перечень полотен художника, созданных после войны.

Последние годы жизни художник безраздельно отдает любимому жанру - монументальному искусству. Это росписи в Челябинском театре оперы и балета, мозаики для здания Московского университета (1956), оформление павильона СССР на Международной выставке в Брюсселе (1958). В 1961 году художник участвует в убранстве Дворца съездов в Кремле. По его эскизам создается фриз с изображением гербов советских республик в фойе зала заседаний.

В 1964 году за серию мозаик "Люди страны Советов" ("Хорошее утро", "Хоккеисты", "Доярка", "Красногвардеец") Дейнека был удостоен Ленинской премии.

В 1969 году Александру Александровичу Дейнеке было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

В Курске не раз организовывались выставки работ знаменитого земляка. Первая выставка - 1960 год - организована Академией Художеств СССР и включала сравнительно немного работ. Вторая выставка - 1966 год - была организована Академией Художеств СССР при самом активном участии художника и уже включала в себя многие широко известные произведения из Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея. Третья выставка - 1974 - посвящалась 75-летию художника и была организована по инициативе Курской картинной галереи. Многие из работ мастера впервые экспонировались в Курске, на родине художника.

Собственностью Курской картинной галереи являются многие интереснейшие произведения А.А. Дейнеки. Среди них: "Футболист" 1932), "Пионер" 1934), "В оккупации" (1944), "Окраина Курска" (1947), "Мать и сестра" (1954), "После работы. Душ" (1954) и многие другие.

Искусство А.А. Дейнеки принадлежит России, обаяние его таланта испытывают многие художники, а богатое наследие великолепного мастера - неисчерпаемый источник эстетического наслаждения для миллионов любителей прекрасного.

Парашечкин Владимир Вячеславович 1941- 2013гг

Владимир Парашечкин родился в 1941 году, в 1959-м окончил Курское художественно-графическое училище, а в 1965-м – художественно-графический факультет КГПИ. На его счету много картин на историко-краеведческую и бытовую тематики, можно сказать, что он был художником-исследователем жизни родного края.

«Я родился в Курске на улице Ломоносова, – рассказывал Владимир Вячеславович в интервью «Городским известиям» в 2009 году. – Это уголок старого города: старый дом, сад, соловьи, жасмин… По утрам было слышно, как с Южной автостанции отправляется первый автобус, как на ветке Курск-товарный переговариваются диспетчеры при формировании составов. Должно быть, это сказалось на моем выборе тем».

Парашечкин очень любил русскую природу, но чаще писал ее по памяти. В лесу, у озера, на лугу только делал наброски карандашом. Работал в сложной технике гуашь, которая не позволяет писать картины в «полевых условиях».

График. Член Союза художников СССР.

Участник Всесоюзной, республиканских, зональных, областных и зарубежных художественных выставок. Основные произведения: серия картин "Фашизм, как он есть" (1969), "Свадьба" (1973), "Сельский праздник" (1974), "День Петра" (1981), "Алые паруса" (1982), "Славься, славься" (1982) и др. Произведения П. находятся в Курской областной картинной галерее, в ряде др. музеев России, в частных коллекциях в Германии, Франции.

Родные и друзья запомнят Владимира Вячеславовича не только как большого мастера, но и как уникального человека, отличавшегося открытостью и душевной теплотой. Похоронили художника 13 июня 2013года.

 Черенков Николай Александрович (1900-1981).

В 1900 году родился человек, своим умом, талантом, невероятным трудолюбием прославивший свою малую родину, в которую был бесконечно влюблен. Автобиография Черенкова Н.А. представляет неподдельный интерес: он окончил Московский институт иностранных языков, в совершенстве владел немецким языком, во время Великой Отечественной войны был переводчиком, прошёл вражеский плен. После войны работал учителем в с. Коренево. С малых лет Николай Александрович начал увлекаться рисованием и не только. Рисуя, то под прямыми лучами солнца в саду , то в вечерних сумерках без лампы у Николая Александровича быстро развилась близорукости. На столько,  что появилась необходимость поехать в Курск к глазному врачу для назначения очков. Сидя с матерью в комнате для отдыхающих молодой Николай начал рассматривать обстановку и вдруг он остолбенел. Чувство удивления восторга, радости, счастья никогда не испытанного раньше,   наслаждения пришло лишь через какое-то время. Небольшая картина - пейзаж, сделанный масляными  красками , может он не относился к большим шедеврам искусства. Николай Александрович видел очень много репродукция, но те давали лишь представление о картинах , здесь был пусть небольшой , но оригинал, который ощущался непосредственно. Он не только видел  - он слышал  картину, слышал её тишину. Образ картины и чувства , которые она в нём вызывала, остались жить в нём  навсегда .

Он начинал писать свои картины  «для души».

В экспозиции картин Кореневского художника Черенкова Николая Александровича Пейзажи родного края, иллюстрации к русским сказкам, портреты родных людей. 

Швайкин Александр Михайлович 1926 – 2014
Родился в селе Снагость Кореневского района Курской области.
Окончил Горьковское художественное училище (1948), Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной (1954).
Живописец. Работал в монументально-декоративном искусстве, а также в станковой живописи.Член Союза художников РСФСР с 1964 года.
С 1955 года – участник областных художественных выставок.
Экспонент зональной выставки («Большая Волга» 1964, 1967, 1970, 1974, 1998), республиканской (г. Москва 1981) художественной выставки. Персональная выставка (г. Горький 1970).Жил и похоронен в Нижнем Новгороде.
Награды: орден «Знак Почёта».

Григоренко Владимир Анатольевич

Владимир Анатольевич  Григоренко родился в селе Сафоновка, Курской области , Кореневского района .Он был директором Сафоновской школы . Владимир Анатольевич отлично рисовал, его рисунки сохранились в школе и у его сына Николая Владимировича.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II Практическая часть

2.1. Методика написания пейзажа

Для того, чтобы приступить к написанию пейзажа, нужно:

1)               Выбрать тему.

2)               Выбрать композицию.

3)               Выбрать технику написания.

4)               Выбрать методику написания.

5)               Подготовить холст, краски, кисти.

6)               Приступить к работе.

 

2.2 Методика пейзажной живописи

Приступая к изображению пейзажа, необходимо, прежде всего, выбрать сюжет и композицию. Здесь крайне важно тонко прочувствовать тему, так как это поможет определить акценты будущего изображения.

ПРИРОДА

Природные пейзажи начали писать еще во времена Средних веков, но, опираясь на каноны готического изобразительного искусства, картины были лишены перспективы, изображение было плоским, схематическим, негармоничным, нереалистичным. Вместе с развитием стилей живописи, изменялась манера исполнения природного пейзажа. К природному направлению относят картины с небесными светилами, звездами.

МОРСКОЙ

Марина – разновидность пейзажа с морской тематикой. Популяризировалось направления во времена активного развития судоходства, мореплаванья, Великих географических открытий. Наиболее ярким примером этого вида являются работы русского мариниста 19 века И.Айвазовского.

ФУТУРИСТИЧЕСКИЙ

Футуристическое изобразительное искусство – разновидность, приверженцы которой пишут картины с изображениями космических полетов, фантастическими внеземными мирами.

ДЕРЕВЕНСКИЙ

Сельский или деревенский пейзаж стал популярен во времена развития стиля рококо. Картины с идиллическими изображениями пастушек, сельских обывателей стали репрезентативными работами своего времени. Направление деревенского пейзажа выбрали Питер Брейгель Старший, Франсуа Милле, Камиль Моро. Пример русской живописи – работы А.Венецианова, А.Саврасова, В.Полевова, А.Пластова, И.Левитана.

ГОРОДСКОЙ

Городские пейзажи представлены работами с изображениями уютных улочек, зданий и прочих построек. В качестве ответвления этого вида в 17 веке появился вид «ведута» - зародился в Италии. По сути – это детальное изображение зданий в городе, до мельчайших подробностей. Главная особенность подвида – точное отображение всех нюансов архитектуры дома или целого квартала. Репрезентативными работами в направлении «ведута» являются картины А.Каналетто, Я.Вермеера.

Вид «руины» получил развитие во многих работах художников с 16 до 20 веков. Живописцы старались передать магию и особенности заброшенных зданий или руин, которые представляют историческую ценность. Например, развалины древних городов Великобритании, Греции, Италии, Франции. В качестве фона могут быть использованы горные, морские изображения.

Фантастический или футуристический городской пейзаж – картина с изображением вымышленного города, который существует только в фантазии художника. Путем создания полотен живописцы хотели передать возможности техники и технологий, их значимость в будущем. Большинство работ пишутся маслом для насыщенной передачи цвета. .

Индустриальное направление – картины с изображениями плотин, мостов, башен, зданий, фабрик. Художники концентрируют внимание на красоте промышленных построек. Одна из первых работ в индустриальном виде пейзажа – «Вокзал Сен-Лазар» Клода Моне.  

Парковый вид – весенние, летние, зимние, осенние изображения парковых зон города популярны среди приверженцев направления.

2.3. Различная техника выполнения пейзажной живописи

1. Техника рисования прозрачными красками.

Очень сильно разбавленный слой краски наносится на сухую бумагу. Он может накладываться как одним, так и разными цветовыми тонами, следующими друг за другом. Если мы работаем с прозрачными слоями разных тонов краски, то возникает так называемое «оптическое смешение красок».

2. Техника рисования по мокрому грунту.

Краски наносят либо на предварительно смоченную бумагу, либо поверх еще влажного слоя краски. При использовании техники «мокрым по мокрому» возникает эффект, типичный для акварельной живописи, мягкое растекание и переплетение красок. Это так называемое «увядание» красок содержит в себе чрезвычайно привлекательные возможности изображения.

3. Техника затеков.

При использовании этой техники стремятся добиться мягкого, плавного перехода от насыщенной краски до прозрачной. Это происходит, когда насыщенную краску каждый раз разбавляют чуть большим количеством воды, и краски, разбавленные по-разному, накладывают рядом без перехода. Работа проводится также на сухой основе.

4. Техника гранулирования.

Такая техника рисования осуществляется на грубой бумаге с помощью большого количества краски, небольшого количества воды, легкими мазками кисти, и должна также использоваться на сухой основе. Она должна покрывать лишь выступающие места бумаги, а углубленные участки остаются белыми. В результате возникает структурированная поверхность рисунка.

5. Негативная прозрачная краска.

Это понятие подразумевает оставленные на картине части белой поверхности бумаги. Таким образом, изображают светлые, освещенные детали или белые предметы. Белой бывает кроющая краска, в виде акварельной она не существует и поэтому должна изображаться за счет незакрашенных мест на бумаге.

6. Техника размывки.

Данная техника возможна при наличии уже нанесенных более толстых, чем обычно, еще слегка сырых или уже высохших слоев краски. Чистой водой и кистью размываются световые пятна, контуры и поверхности. Эта техника предлагается, кроме того, для коррекции интенсивно окрашенных участков рисунка.  

Практическая часть

            В практической части мне надо было решить шестую, поставленную мной задачу. Это было не так легко, как я думала. Сделать альбом своих картин после того, как я узнала все нюансы живописи, оказалось трудной задачей. Но я попробовала и вот, что у меня получилось.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Поставленные цели и задачи были выполнены.

В результате проведенного мной исследования я пришла к выводу, что пейзаж занимает очень большое место в художественной живописи.

Изучение истории развития пейзажной живописи и формирования мастерства выдающихся художников-пейзажистов открыло для меня огромное разнообразие и богатство в индивидуально-творческом плане личностей художников. Их полотна могут выступать в качестве творческих эталонов, раскрывающих смысл мастерства и его индивидуальную характеристику в этом виде изобразительного искусства.

Творческое развитие средствами искусства - это лишь подсистема реализации принципов целостной системы. В своей работе я рассмотрела возможности развития творческого воображения на образцах пейзажной живописи. Невозможно рассматривать роль пейзажа в формировании художественного видения, не определив, что же такое пейзаж, его виды и характер. Ведь именно на основе его вида и характера складываются определенные принципы построения, которые неразрывно связаны с содержанием и темой каждого определенного пейзажа. Изменение какого-либо из принципов, (например, изменение построения ритма в пейзаже), влечет за собой изменение настроения и самого строя картины. Менялось содержание, менялись задачи и требования, предъявляемые художником и зрителями к пейзажу. Человек постоянно открывал все новые и новые стороны той природы, которая была объектом его наблюдений и творений.

Сама природа является средствами такого воспитания, а картины моря, леса, поля, луга, переданные живописными средствами и передающие настроение художника, его отношение к изображению, - еще более сильный фактор развития творческого воображения и нравственного воспитания.

Таким образом, развитие творческого воображения на образцах пейзажной живописи - это необычайно интересная тема, так как представляет собой синтез нравственного, эстетического и исторического воспитания.

Пейзаж отразил красоту национального своеобразия местности. Действительность, измененная человеком, создание его рук – города и строения – также стали источником творческого вдохновения. Пейзаж - тонкое, глубокое, увлекательное искусство, возникшее много столетий назад, далеко не исчерпало себя.

Пейзаж завоевал одно из ведущих мест в живописи. Его язык стал, подобно поэзии, способом проявления чувств художника, областью искусства, в которой выражаются глубокие и серьезные истины о жизни и судьбах человека, в нем современник говорит о себе и узнает себя.

По отношению к пейзажу художников, можно определить отношение к родной или чужой земле. Посредством пейзажа воспитывается любовь к родной природе и окружающей среде. Воспитывается художественное видение как таковое.

Изготовив альбом своих картин, я приобщилась  к пейзажу, применив изученные техники рисования. Мне более близка техника гранулирования.

 

 

 

Литература.

 

 

1. Толковый словарь.

2. Энциклопедический словарь юного художника, - М. Просвещение 1994г..

3. История искусства. Библиотека школьника. Минск: Литература, 1997г..

4.https://studbooks.net/565979/kulturologiya/istoki_razvitiya_peyzazhnogo_zhanra_russkom_iskusstve

5. История России 8 класс -Просвещение 2017 г..

6. Энциклопедия. Русская живопись XIV-XX веков, - М. искусство, 1998г

7. История русского искусства том 1. /Под редакцией М.М. Роковой и И.В. Рязанцевой. - М.,1878 г..

8. Шишкин И.И. М.: Издательство "Искусство", 1971г..


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Шептуховская средняя общеобразовательная школа»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Шептуховская средняя общеобразовательная школа»

СОДЕРЖАНИЕ Введение ………………………………………………………………

СОДЕРЖАНИЕ Введение ………………………………………………………………

ВВЕДЕНИЕ Тема моей работы «Развитие творческого воображения средствами пейзажной живописи» выбрана не случайно

ВВЕДЕНИЕ Тема моей работы «Развитие творческого воображения средствами пейзажной живописи» выбрана не случайно

Практическая направленность работы : данный материал может быть использован на классных часах, на уроках истории,

Практическая направленность работы : данный материал может быть использован на классных часах, на уроках истории,

Основная часть. Теоретические основы процесса развития творческого воображения средствами пейзажной живописи

Основная часть. Теоретические основы процесса развития творческого воображения средствами пейзажной живописи

Истоки развития пейзажного жанра в русском искусстве

Истоки развития пейзажного жанра в русском искусстве

Вишняковым для поддержания общей лирической направленности портрета

Вишняковым для поддержания общей лирической направленности портрета

Пейзаж с рекой" и "Пейзаж с избушкой" еще заметны следы ученичества

Пейзаж с рекой" и "Пейзаж с избушкой" еще заметны следы ученичества

ДЕЙНЕКА Александр Александрович (1899 - 1969)

ДЕЙНЕКА Александр Александрович (1899 - 1969)

В 1928 году, к 10-летию Красной

В 1928 году, к 10-летию Красной

Маяковская". В 35 мозаиках раскрывается панорама мирной жизни страны

Маяковская". В 35 мозаиках раскрывается панорама мирной жизни страны

Вторая выставка - 1966 год - была организована

Вторая выставка - 1966 год - была организована

Участник Всесоюзной, республиканских, зональных, областных и зарубежных художественных выставок

Участник Всесоюзной, республиканских, зональных, областных и зарубежных художественных выставок

В экспозиции картин Кореневского художника

В экспозиции картин Кореневского художника

II Практическая часть 2.1.

II Практическая часть 2.1.

ДЕРЕВЕНСКИЙ Сельский или деревенский пейзаж стал популярен во времена развития стиля рококо

ДЕРЕВЕНСКИЙ Сельский или деревенский пейзаж стал популярен во времена развития стиля рококо

Парковый вид – весенние, летние, зимние, осенние изображения парковых зон города популярны среди приверженцев направления

Парковый вид – весенние, летние, зимние, осенние изображения парковых зон города популярны среди приверженцев направления

Белой бывает кроющая краска, в виде акварельной она не существует и поэтому должна изображаться за счет незакрашенных мест на бумаге

Белой бывает кроющая краска, в виде акварельной она не существует и поэтому должна изображаться за счет незакрашенных мест на бумаге

Изменение какого-либо из принципов, (например, изменение построения ритма в пейзаже), влечет за собой изменение настроения и самого строя картины

Изменение какого-либо из принципов, (например, изменение построения ритма в пейзаже), влечет за собой изменение настроения и самого строя картины

Литература. 1. Толковый словарь

Литература. 1. Толковый словарь
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.11.2023