Развитие умения детей работать в группе сверстников через театрализованную деятельность
Оценка 4.8

Развитие умения детей работать в группе сверстников через театрализованную деятельность

Оценка 4.8
docx
22.11.2021
Развитие умения детей работать в группе сверстников через театрализованную деятельность
доклад.docx

Развитие умения детей работать в группе сверстников через театрализованную деятельность

Хочу поделиться опытом работы по формированию умения детей работать в группе сверстников на примере театрализованной деятельности. «Работать в группе», — значит взаимодействовать. Одним из типов взаимодействия является сотрудничество. Наш детский сад вот уже несколько лет в образовательный процесс внедряет технологию «Обучение детей навыкам сотрудничества», разработанную Е.М.Фадеевой. За основу моей работы были взяты образовательные задачи третьего этапа, данной технологии, где участники совместной деятельности:

— осознают общую цель,

— планируют процесс ее достижения,

— распределяют функции между собой с учетом желания или возможностей партнера,

— осуществляют взаимоконтроль,

— несут индивидуальную ответственность за полученный результат.

Осуществляя любую деятельность, ребенок, прежде всего, должен хорошо представлять ее конечный результат. И, не только понимать коллективную цель, но и принимать, осознавать, озвучивать ту индивидуальную цель деятельности, которая отводится ему. На практике хорошо видно, что, если ребенок не проговорил, значит, он не понял, что от него требуется в совместной деятельности. Все заняты своей работой для достижения одной общей цели, а он остался в стороне.

1. Поэтому, на первом этапе работы дети учились принимать цель:

— Сначала индивидуально через игры «Измени голос», «Узнай животного», детям индивидуально давались задания — изобразить животного.

— Далее дети объединялись в пары, педагог давал задание, например, изобразить «Дерево и кошку», «Птичку и собаку», «Цветок и бабочку». И дети, договаривались друг с другом, кто, что будет изображать. Используя речевые формулы: «Что ты хочешь показать: бабочку или цветок? Можно я покажу цветок?», дети проговаривали друг другу цель своей деятельности. Возникали моменты, когда обоим хотелось играть одну роль. С помощью считалки разрешались спорные моменты.

— В играх «Где мы были, мы не скажем, а что видели, покажем», «Воображаемое путешествие» и др., дети в группе сверстников учились договариваться о предстоящей деятельности: выслушать предложения участников группы, выбрать одно из предложенных, обговорить деятельность показа.

2. Следующий этап работы — это планирование процесса и распределение ролей, который строился на театрализации известных детских сказок «Колобок», «Теремок», «Репка». Детей учили планировать свою деятельность, определяя, что будем делать сначала, что потом. В соответствии с теорией Л.С. Выготского, о значимости знака при переносе действия из внешнего во внутренний план, фиксировали все намеченные шаги с помощью условных обозначений. Объединялись в пары (позже в тройки), договаривались о распределении роли, подбирали материал (костюм или музыкальный инструмент) для осуществления деятельности, осуществление самой деятельности.

Спланировав деятельность, дети распределяли роли. При распределении ролей, первоначально шло обучение детей договариваться в парах. В совместную деятельность вводилась новая роль — костюмер. Костюмер — человек, ответственный за театральный костюм. Объединяясь в пары, с помощью картинок, дети договаривались друг с другом, кто какую роль будет выполнять, используя речевые формулы, выражая свое желание, спрашивая мнение партнера: «Я хочу освоить профессию актера. А кем бы ты хотел быть? Давай договоримся, сегодня буду я актером, а завтра ты».

Далее в совместную деятельность вводилась новая роль — музыканта. Аналогично, как в паре, так уже и в тройке приходилось договариваться о распределении ролей.

До последнего момента роль режиссера сказки отводилась взрослому. Но на последнем этапе работы главной задачей стояла «Принимать на себя роль лидера и действовать в рамках обозначенной роли». В совместной беседе с детьми мы выявили те личностные характеристики, которыми должен обладать режиссер:

— знать хорошо сюжет сказки;

— быть артистичным;

— уметь организовывать деятельность сверстников;

— уметь разрешать спорные моменты;

— следить, все ли заняты делом и выполняют свои обязанности.

Совместно с режиссером обсудили его деятельность:

— контролирует деятельность каждого члена группы;

— при необходимости — помогает;

— с помощью считалки разрешает спорные моменты;

— несет ответственность за каждого члена группы и общий результат.

3. Следующим этапом данной работы было обучение детей осуществлению взаимоконтроля. На данном этапе у детей уже сформированы представления о работе артистов, режиссера, декоратора, музыканта. Дети осознают, что спектакль готовит творческий коллектив и что от каждого зависит успех спектакля одинаково, какую бы роль он не выполнял. Дети начинают в своей микрогруппе, при подготовке к театрализации, контролировать друг друга, помогают, подсказывают друг другу, как лучше сделать.

Каждый раз, после драматизации сказок с детьми проводилась рефлексия.

— Удалась ли нам постановка сказки?

— Понравилась ли вам ваша сегодняшняя роль?

— Испытывали ли вы сегодня затруднения?

— При распределении ролей все ли участники группы смогли высказать свое мнение, все ли были услышаны?

— Каким образом распределялись обязанности в вашей группе?

Проводя рефлексию с группой детей в 20 — 25 человек, трудно услышать малоактивных, застенчивых детей. Поэтому вопросы, на осознание ребенком прошедшей деятельности, на осознание его самого как субъекта в этой деятельности, целесообразнее задавать индивидуально.

Обучая детей навыкам сотрудничества, через театрализованную деятельность, первоначальная сложность была в желании детей заполучить самую привлекательную роль — роль актера. Дети не считались с желанием партнера по совместной деятельности. Активные дети при распределении ролей, высказываясь «Я буду!», заполучали то, что хотели. Молчаливые дети просто с этим соглашались. С помощью речевых фраз: «Кем ты хочешь сегодня быть? Давай, сегодня будешь ты, а завтра я», учили детей выслушивать, прислушиваться, считаться с мнением партнера по совместной деятельности, выражать свое желание и договариваться о предстоящей деятельности с партнером по игре. Выстраивали деятельность так, что бы каждый ребенок побывал в разной социальной роли. И положительно оценивая деятельность ребенка, сравнивая его результат с его же результатом, мы тем самым оказывали поддержку в его саморазвитии.

Театрализованная деятельность является благодатной почвой для развития детского сотрудничества, потому что сам характер деятельности предусматривает взаимодействие большого количества людей, и даже в театре одного актера важны совместные действия нескольких человек. Поэтому, формировать навыки умения детей работать в группе сверстников, и в равной мере отвечать за общий результат деятельности, согласно ФГОС, является одной из приоритетных задач дошкольного образования.


 

Скачано с www.znanio.ru

Развитие умения детей работать в группе сверстников через театрализованную деятельность

Развитие умения детей работать в группе сверстников через театрализованную деятельность

Следующий этап работы — это планирование процесса и распределение ролей, который строился на театрализации известных детских сказок «Колобок», «Теремок», «Репка»

Следующий этап работы — это планирование процесса и распределение ролей, который строился на театрализации известных детских сказок «Колобок», «Теремок», «Репка»

Следующим этапом данной работы было обучение детей осуществлению взаимоконтроля

Следующим этапом данной работы было обучение детей осуществлению взаимоконтроля
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.11.2021