Развитие УУД

  • pdf
  • 28.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Занятие 4.3. Развитие универсальных учебных действий.pdf

Развитие универсальных учебных действий на ступени основного общего образования

 

Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного образования (далее — программа развития универсальных учебных действий) конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, дополняет традиционное содержание образовательновоспитательных программ и служит основой для разработки примерных программ учебных предметов, курсов, дисциплин, а также программ внеурочной деятельности.

Программа развития универсальных учебных действий (УУД) в основной школе определяет: 

— цели и задачи взаимодействия педагогов и обучающихся по развитию универсальных учебных действий в основной школе, взаимосвязи содержания урочной и внеурочной деятельности обучающихся по развитию УУД;

— планируемые результаты усвоения обучающимися познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;

— ценностные ориентиры развития УУД, место и формы развития УУД:

образовательные области, учебные предметы, внеурочные занятия и т. п. Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;

— основные направления деятельности по развитию УУД в основной школе, описание технологии включения развивающих задач как в урочную, так и внеурочную деятельность обучающихся;

— условия развития УУД;

— преемственность программы развития УУД при переходе от начального к основному общему образованию.

Цель программы развития УУД - обеспечение умения школьников учиться,  развитие способности к самосовершенствованию и саморазвитию,  реализация системно-деятельностного подхода.  

Развитие системы УУД в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, осуществляется с учётом возрастных особенностей развития личностной и познавательной сфер подростка. УУД - это целостная система, в которой происхождение и развитие каждого  учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.  

Содержание и способы общения  обусловливают развитие способности обучающегося к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе . Особое внимание в программе развития универсальных учебных действий уделяется становлению коммуникативных универсальных учебных действий. Функционирование и развитие универсальных учебных действий (коммуникативных, познавательных и регулятивных) в основной школе претерпевают значительные изменения. Регуляция общения и сотрудничества проектирует определённые достижения и результаты подростка, что вторично приводит к изменению характера его общения и Я-концепции.

Исходя из того что в подростковом возрасте ведущей становится деятельность межличностного общения, приоритетное значение в развитии УУД в этот период приобретают коммуникативные учебные действия. В этом смысле задача начальной школы «учить ученика учиться» должна быть трансформирована в новую задачу для основной школы — «учить ученика учиться в общении».

Планируемые результаты усвоения обучающимися  универсальных учебных действий

В результате изучения базовых и дополнительных учебных предметов, а также в ходе внеурочной деятельности у выпускников основной школы формируются личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия как основа учебного сотрудничества и умения учиться в общении. 

Технологии развития универсальных учебных действий

 В основе развития УУД в основной школе лежит системно-деятельностный подход. В соответствии с ним  активность обучающегося является  основой достижения развивающих целей образования — знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности.  Активная роль обучающегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия обучающегося с учителем и одноклассниками. Это принимает характер сотрудничества. Единоличное руководство учителя в этом сотрудничестве замещается активным участием обучающихся в выборе методов обучения. Всё это придаёт особую актуальность задаче развития в основной школе универсальных учебных действий.

Развитие УУД в основной школе целесообразно в рамках использования возможностей современной информационной образовательной среды как:

    средства обучения, повышающего эффективность и качество подготовки школьников;

    инструмента познания за счёт формирования навыков исследовательской деятельности;

    средства телекоммуникации, формирующего умения и навыки получения необходимой информации из разнообразных источников;

    средства развития личности за счёт формирования навыков культуры общения;

    эффективного инструмента контроля и коррекции результатов учебной деятельности.

Развитие универсальных учебных действий в основной школе происходит не только на занятиях по отдельным учебным предметам, но и в ходе внеурочной деятельности, а также в рамках надпредметных программ курсов и дисциплин (факультативов, кружков, элективов).

Среди технологий, методов и приёмов развития УУД в основной школе особое место занимают учебные ситуации, которые специализированы для развития определённых УУД. Они могут быть построены на предметном содержании и носить надпредметный характер. Типы учебных ситуаций в основной школе :

    ситуация-проблема ;

    ситуация-иллюстрация;

    ситуация-оценка;

    ситуация-тренинг .

 Для развития УУД   используются следующие типы задач.

Личностные универсальные учебные действия:

— на личностное самоопределение;

— на развитие Я-концепции;

— на смыслообразование;

— на мотивацию;

— на нравственно-этическое оценивание.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

— на учёт позиции партнёра;

— на организацию и осуществление сотрудничества;

— на передачу информации и отображению предметного содержания;

— тренинги коммуникативных навыков; — ролевые игры;

— групповые игры.

Познавательные универсальные учебные действия:

— задачи и проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач;

— задачи и проекты на сериацию, сравнение, оценивание;

— задачи и проекты на проведение эмпирического исследования; — задачи и проекты на проведение теоретического исследования; — задачи на смысловое чтение.

Регулятивные универсальные учебные действия:

— на планирование;

— на рефлексию;

— на ориентировку в ситуации;

— на прогнозирование;

— на целеполагание;

— на оценивание;

— на принятие решения; — на самоконтроль; — на коррекцию.

Развитию регулятивных универсальных учебных действий способствует  использование  индивидуальных или групповых учебных заданий. 

Одним   из        путей повышения мотивации   и          эффективности      учебной деятельности  является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, имеющую следующие особенности:

1) цели и задачи этих видов деятельности обучающихся определяются их личностными и социальными мотивами. 

2) учебно-исследовательская и проектная деятельность  организуется так, чтобы обучающиеся смогли реализовать свои потребности в общении с группами одноклассников, учителей . Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить    от        одного           вида   общения       к             другому,        приобретают           навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;

3) организация учебно-исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности.

При построении учебно-исследовательского процесса следует учитывать следующие моменты:

— тема исследования должна быть интересной;

—  обучающийся должен хорошо осознавать суть проблемы;

—  ход работы над раскрытием проблемы исследования должен строиться на взаимоответственности  и взаимопомощи;

— раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое ученику, а уже потом науке.

Учебно-исследовательская и проектная деятельность имеет как общие, так и специфические черты.

К общим характеристикам следует отнести:

    практически значимые цели и задачи учебно-исследовательской и проектной деятельности;

    структуру проектной и учебно-исследовательской деятельности, которая включает общие компоненты: анализ актуальности проводимого исследования; целеполагание, формулировку задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование, определение последовательности и сроков работ; проведение проектных работ или исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов в соответствующем использованию виде;

    компетентность  исследования, творческую активность, собранность, аккуратность, целеустремлённость, высокую мотивацию.

Итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности должны  стать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы.

При вовлечении обучающихся в проектную деятельность  важно помнить, что проект — это форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся.

 Формы организации проектной деятельности представлены по следующим основаниям:

    видам проектов: информационный , исследовательский, творческий, социальный, прикладной (практико-ориентированный), игровой , инновационный;

    содержанию: монопредметный, метапредметный;

    количеству участников: индивидуальный, парный, малогрупповой , групповой , коллективный , муниципальный, городской, всероссийский, международный, сетевой ;

    длительности  проекта: от проекта-урока до вертикального многолетнего проекта;

    дидактической цели.

Особое значение для развития УУД  имеет индивидуальный проект, представляющий собой самостоятельную работу. 

 Одной из особенностей работы над проектом является самооценивание хода и результата работы.

Проектная форма сотрудничества предполагает совокупность способов, направленных не только на обмен информацией и действиями, но и на тонкую организацию совместной деятельности. 

Для успешного осуществления учебно-исследовательской деятельности обучающиеся должны овладеть следующими действиями:

    постановка проблемы и аргументирование её актуальности;

    формулировка гипотезы исследования и раскрытие замысла — сущности будущей деятельности;

    планирование        исследовательских           работ             и          выбор             необходимого

инструментария;

    собственно проведение исследования с обязательным поэтапным контролем и коррекцией результатов работ;

    оформление результатов учебно-исследовательской деятельности как конечного продукта;• представление результатов исследования широкому кругу заинтересованных лиц для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования.

Специфика учебно-исследовательской деятельности определяет многообразие форм её организации. В зависимости от урочных и внеурочных занятий учебно-исследовательская деятельность может приобретать разные формы.

Формы организации учебно-исследовательской деятельности на урочных занятиях следующие:

    урок-исследование, урок-лаборатория, урок — творческий отчёт, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок — рассказ об учёных, урок — защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей;

    учебный эксперимент;

    домашнее задание исследовательского характера .

Формы организации учебно-исследовательской деятельности на внеурочных занятиях  следующие:

    исследовательская практика обучающихся;

    образовательные экспедиции;

    факультативные занятия;

    ученическое научно-исследовательское общество;

    участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах .

Многообразие форм учебно-исследовательской деятельности  обеспечивает интеграцию урочной и внеурочной деятельности обучающихся по развитию УУД. Стержнем этой интеграции является системно-деятельностный подход как принцип организации образовательного процесса в основной школе. .

Условия и средства формирования универсальных учебных действий Учебное сотрудничество

На ступени основного общего образования огромную роль играют совместные занятия.  

 К числу основных составляющих организации совместного действия  относятся:

         распределение  действий и операций, заданное предметным условием совместной работы;

         обмен способами действия  для получения продукта совместной работы;

         взаимопонимание;

         общение, обеспечивающее реализацию процессов распределения, обмена и взаимопонимания;

         планирование общих способов работы; • рефлексия, . 

Совместная деятельность

Под совместной деятельностью понимается обмен действиями и операциями.

Совместная учебная деятельность характеризуется умением каждого из участников ставить цели совместной работы, определять способы совместного выполнения заданий и средства контроля, перестраивать свою деятельность, понимать и учитывать при выполнении задания позиции других участников.

Цели организации работы в группе:

         создание учебной мотивации;

         пробуждение в учениках познавательного интереса;

         развитие стремления к успеху и одобрению;

         снятие неуверенности в себе, боязни сделать ошибку и получить за это порицание;

         развитие способности к самостоятельной оценке своей работы;

         формирование умения общаться и взаимодействовать с другими обучающимися.

 Выделяются три принципа организации совместной деятельности:

1)  принцип индивидуальных вкладов;

2)  позиционный принцип;

3)  принцип содержательного распределения действий. 

Разновозрастное сотрудничество

Особое место в развитии коммуникативных и кооперативных компетенций школьников  принадлежит  разновозрастному сотрудничеству. 

. Ситуация разновозрастного учебного сотрудничества это мощный резерв повышения учебной мотивации в критический период развития учащихся.. Проектная деятельность обучающихся как форма сотрудничества  Выделяются разные типы ситуаций сотрудничества. 

1.            Ситуация сотрудничества со сверстниками с распределением функций

2.            Ситуация сотрудничества со взрослым с распределением функций3. Ситуация взаимодействия со сверстниками без чёткого разделения функций.

4. Ситуация конфликтного взаимодействия со сверстниками

Дискуссия

Диалог обучающихся может проходить не только в устной, но и в письменной форме.  Эффективным средством работы обучающихся  становится письменная дискуссия

Устная дискуссия помогает  сформировать свою точку зрения, отличить её от других точек зрения, а также скоординировать разные точки зрения для достижения общей цели. Но очень важно развивать письменную форму диалогического взаимодействия с другими и самим собой.  

Функции письменной дискуссии:

    чтение и понимание письменно изложенной точки зрения других людей;

    усиление письменного оформления мысли за счёт развития речи младших подростков, умения формулировать своё мнение;

    письменная речь как средство развития теоретического мышления школьника;

    предоставление при организации на уроке письменной дискуссии возможности высказаться всем желающим.

Тренинги

 Эффективный способ психологической коррекции когнитивных и эмоционально-личностных компонентов  выступают разные формы и программы тренингов. Программы тренингов  ставят  конкретных цели: 

  вырабатывать положительное отношение друг к другу;

  развивать навыки взаимодействия в группе;

  создать положительное настроение на  взаимодействие в тренинговой

группе;

  развивать невербальные навыки общения;

  развивать навыки самопознания;

  развивать навыки восприятия и понимания других людей;

  учиться познавать себя через восприятие другого;

  получить представление о «неверных средствах общения»;

  развивать положительную самооценку;

  сформировать чувство уверенности в себе и осознание себя в новом качестве;

  познакомить с понятием «конфликт»;

  определить особенности поведения в конфликтной ситуации;

  обучить способам выхода из конфликтной ситуации;

  отработать ситуации предотвращения конфликтов; • закрепить навыки поведения в конфликтной ситуации;

  снизить уровень конфликтности подростков.

Общий приём доказательства  Функции доказательства :

 средство развития логического мышления обучающихся;   приём активизации мыслительной деятельности;   способ организации усвоения знаний;  

 средство формирования и проявления поисковых, творческих умений и

навыков учащихся. 

 Обучение доказательству  предполагает   решение следующих задач:

  анализ и воспроизведение готовых доказательств;

  опровержение предложенных доказательств;

  самостоятельный поиск, конструирование и осуществление доказательства. Любое доказательство включает:

  тезис — суждение (утверждение), истинность которого доказывается;

  аргументы (основания, доводы) ;

  демонстрация — последовательность умозаключений — рассуждений. 

                          Рефлексия

 Рефлексия - человеческая способность,  позволяющая субъекту делать собственные мысли, эмоциональные состояния, действия и межличностные отношения предметом специального рассмотрения. Задача рефлексии — осознание внешнего и внутреннего опыта субъекта и его отражение в той или иной форме.

 Три основные сферы существования рефлексии: 

-  это сфера коммуникации и кооперации, где рефлексия является механизмом выхода в позицию «над» и позицию «вне» — позиции;

-  это сфера мыслительных процессов, направленных на решение задач.   

-  это сфера самосознания, нуждающаяся в рефлексии при самоопределении внутренних ориентиров и способов разграничения Я и не-Я. 

 Развитию рефлексии способствкет  организация учебной деятельности, отвечающая  критериям: 

  постановка всякой новой задачи как задачи с недостающими данными; 

  анализ наличия способов и средств выполнения задачи; 

  оценка своей готовности к решению проблемы; 

  самостоятельный поиск недостающей информации в любом «хранилище; 

  самостоятельное изобретение недостающего способа действия .

В процессе совместной коллективно-распределённой деятельности с учителем и особенно с одноклассниками у детей преодолевается эгоцентрическая позиция и развивается способность строить своё действие с учётом действий партнёра, понимать относительность и субъективность отдельного частного мнения. 

      Педагогическое общение

 Важную роль в развитии коммуникативных действий играет сотрудничество с учителем. 

 Виды педагогического стиля: авторитарный (директивный), демократический , либеральный (попустительский)   Выделяются две основные позиции педагога — авторитарная и партнёрская.