Развитие универсальных учебных действий на ступени основного общего образования
Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного образования (далее — программа развития универсальных учебных действий) конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, дополняет традиционное содержание образовательновоспитательных программ и служит основой для разработки примерных программ учебных предметов, курсов, дисциплин, а также программ внеурочной деятельности.
Программа развития универсальных учебных действий (УУД) в основной школе определяет:
— цели и задачи взаимодействия педагогов и обучающихся по развитию универсальных учебных действий в основной школе, взаимосвязи содержания урочной и внеурочной деятельности обучающихся по развитию УУД;
— планируемые результаты усвоения обучающимися познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;
— ценностные ориентиры развития УУД, место и формы развития УУД:
образовательные области, учебные предметы, внеурочные занятия и т. п. Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;
— основные направления деятельности по развитию УУД в основной школе, описание технологии включения развивающих задач как в урочную, так и внеурочную деятельность обучающихся;
— условия развития УУД;
— преемственность программы развития УУД при переходе от начального к основному общему образованию.
Цель программы развития УУД - обеспечение умения школьников учиться, развитие способности к самосовершенствованию и саморазвитию, реализация системно-деятельностного подхода.
Развитие системы УУД в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, осуществляется с учётом возрастных особенностей развития личностной и познавательной сфер подростка. УУД - это целостная система, в которой происхождение и развитие каждого учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.
Содержание и способы общения обусловливают развитие способности обучающегося к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе . Особое внимание в программе развития универсальных учебных действий уделяется становлению коммуникативных универсальных учебных действий. Функционирование и развитие универсальных учебных действий (коммуникативных, познавательных и регулятивных) в основной школе претерпевают значительные изменения. Регуляция общения и сотрудничества проектирует определённые достижения и результаты подростка, что вторично приводит к изменению характера его общения и Я-концепции.
Исходя из того что в подростковом возрасте ведущей становится деятельность межличностного общения, приоритетное значение в развитии УУД в этот период приобретают коммуникативные учебные действия. В этом смысле задача начальной школы «учить ученика учиться» должна быть трансформирована в новую задачу для основной школы — «учить ученика учиться в общении».
В результате изучения базовых и дополнительных учебных предметов, а также в ходе внеурочной деятельности у выпускников основной школы формируются личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия как основа учебного сотрудничества и умения учиться в общении.
В основе развития УУД в основной школе лежит системно-деятельностный подход. В соответствии с ним активность обучающегося является основой достижения развивающих целей образования — знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности. Активная роль обучающегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия обучающегося с учителем и одноклассниками. Это принимает характер сотрудничества. Единоличное руководство учителя в этом сотрудничестве замещается активным участием обучающихся в выборе методов обучения. Всё это придаёт особую актуальность задаче развития в основной школе универсальных учебных действий.
Развитие УУД в основной школе целесообразно в рамках использования возможностей современной информационной образовательной среды как:
• средства обучения, повышающего эффективность и качество подготовки школьников;
• инструмента познания за счёт формирования навыков исследовательской деятельности;
• средства телекоммуникации, формирующего умения и навыки получения необходимой информации из разнообразных источников;
• средства развития личности за счёт формирования навыков культуры общения;
• эффективного инструмента контроля и коррекции результатов учебной деятельности.
Развитие универсальных учебных действий в основной школе происходит не только на занятиях по отдельным учебным предметам, но и в ходе внеурочной деятельности, а также в рамках надпредметных программ курсов и дисциплин (факультативов, кружков, элективов).
Среди технологий, методов и приёмов развития УУД в основной школе особое место занимают учебные ситуации, которые специализированы для развития определённых УУД. Они могут быть построены на предметном содержании и носить надпредметный характер. Типы учебных ситуаций в основной школе :
• ситуация-проблема ;
• ситуация-иллюстрация;
• ситуация-оценка;
• ситуация-тренинг .
Для развития УУД используются следующие типы задач.
Личностные универсальные учебные действия:
— на личностное самоопределение;
— на развитие Я-концепции;
— на смыслообразование;
— на мотивацию;
— на нравственно-этическое оценивание.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
— на учёт позиции партнёра;
— на организацию и осуществление сотрудничества;
— на передачу информации и отображению предметного содержания;
— тренинги коммуникативных навыков; — ролевые игры;
— групповые игры.
Познавательные универсальные учебные действия:
— задачи и проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач;
— задачи и проекты на сериацию, сравнение, оценивание;
— задачи и проекты на проведение эмпирического исследования; — задачи и проекты на проведение теоретического исследования; — задачи на смысловое чтение.
Регулятивные универсальные учебные действия:
— на планирование;
— на рефлексию;
— на ориентировку в ситуации;
— на прогнозирование;
— на целеполагание;
— на оценивание;
— на принятие решения; — на самоконтроль; — на коррекцию.
Развитию регулятивных универсальных учебных действий способствует использование индивидуальных или групповых учебных заданий.
Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, имеющую следующие особенности:
1) цели и задачи этих видов деятельности обучающихся определяются их личностными и социальными мотивами.
2) учебно-исследовательская и проектная деятельность организуется так, чтобы обучающиеся смогли реализовать свои потребности в общении с группами одноклассников, учителей . Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;
3) организация учебно-исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности.
При построении учебно-исследовательского процесса следует учитывать следующие моменты:
— тема исследования должна быть интересной;
— обучающийся должен хорошо осознавать суть проблемы;
— ход работы над раскрытием проблемы исследования должен строиться на взаимоответственности и взаимопомощи;
— раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое ученику, а уже потом науке.
Учебно-исследовательская и проектная деятельность имеет как общие, так и специфические черты.
К общим характеристикам следует отнести:
• практически значимые цели и задачи учебно-исследовательской и проектной деятельности;
• структуру проектной и учебно-исследовательской деятельности, которая включает общие компоненты: анализ актуальности проводимого исследования; целеполагание, формулировку задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование, определение последовательности и сроков работ; проведение проектных работ или исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов в соответствующем использованию виде;
• компетентность исследования, творческую активность, собранность, аккуратность, целеустремлённость, высокую мотивацию.
Итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности должны стать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы.
При вовлечении обучающихся в проектную деятельность важно помнить, что проект — это форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся.
Формы организации проектной деятельности представлены по следующим основаниям:
• видам проектов: информационный , исследовательский, творческий, социальный, прикладной (практико-ориентированный), игровой , инновационный;
• содержанию: монопредметный, метапредметный;
• количеству участников: индивидуальный, парный, малогрупповой , групповой , коллективный , муниципальный, городской, всероссийский, международный, сетевой ;
• длительности проекта: от проекта-урока до вертикального многолетнего проекта;
• дидактической цели.
Особое значение для развития УУД имеет индивидуальный проект, представляющий собой самостоятельную работу.
Одной из особенностей работы над проектом является самооценивание хода и результата работы.
Проектная форма сотрудничества предполагает совокупность способов, направленных не только на обмен информацией и действиями, но и на тонкую организацию совместной деятельности.
Для успешного осуществления учебно-исследовательской деятельности обучающиеся должны овладеть следующими действиями:
• постановка проблемы и аргументирование её актуальности;
• формулировка гипотезы исследования и раскрытие замысла — сущности будущей деятельности;
• планирование исследовательских работ и выбор необходимого
инструментария;
• собственно проведение исследования с обязательным поэтапным контролем и коррекцией результатов работ;
• оформление результатов учебно-исследовательской деятельности как конечного продукта;• представление результатов исследования широкому кругу заинтересованных лиц для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования.
Специфика учебно-исследовательской деятельности определяет многообразие форм её организации. В зависимости от урочных и внеурочных занятий учебно-исследовательская деятельность может приобретать разные формы.
Формы организации учебно-исследовательской деятельности на урочных занятиях следующие:
• урок-исследование, урок-лаборатория, урок — творческий отчёт, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок — рассказ об учёных, урок — защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей;
• учебный эксперимент;
• домашнее задание исследовательского характера .
Формы организации учебно-исследовательской деятельности на внеурочных занятиях следующие:
• исследовательская практика обучающихся;
• образовательные экспедиции;
• факультативные занятия;
• ученическое научно-исследовательское общество;
• участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах .
Многообразие форм учебно-исследовательской деятельности обеспечивает интеграцию урочной и внеурочной деятельности обучающихся по развитию УУД. Стержнем этой интеграции является системно-деятельностный подход как принцип организации образовательного процесса в основной школе. .
На ступени основного общего образования огромную роль играют совместные занятия.
К числу основных составляющих организации совместного действия относятся:
• распределение действий и операций, заданное предметным условием совместной работы;
• обмен способами действия для получения продукта совместной работы;
• взаимопонимание;
• общение, обеспечивающее реализацию процессов распределения, обмена и взаимопонимания;
• планирование общих способов работы; • рефлексия, .
Под совместной деятельностью понимается обмен действиями и операциями.
Совместная учебная деятельность характеризуется умением каждого из участников ставить цели совместной работы, определять способы совместного выполнения заданий и средства контроля, перестраивать свою деятельность, понимать и учитывать при выполнении задания позиции других участников.
Цели организации работы в группе:
• создание учебной мотивации;
• пробуждение в учениках познавательного интереса;
• развитие стремления к успеху и одобрению;
• снятие неуверенности в себе, боязни сделать ошибку и получить за это порицание;
• развитие способности к самостоятельной оценке своей работы;
• формирование умения общаться и взаимодействовать с другими обучающимися.
Выделяются три принципа организации совместной деятельности:
1) принцип индивидуальных вкладов;
2) позиционный принцип;
3) принцип содержательного распределения действий.
Особое место в развитии коммуникативных и кооперативных компетенций школьников принадлежит разновозрастному сотрудничеству.
. Ситуация разновозрастного учебного сотрудничества это мощный резерв повышения учебной мотивации в критический период развития учащихся.. Проектная деятельность обучающихся как форма сотрудничества Выделяются разные типы ситуаций сотрудничества.
1. Ситуация сотрудничества со сверстниками с распределением функций.
2. Ситуация сотрудничества со взрослым с распределением функций3. Ситуация взаимодействия со сверстниками без чёткого разделения функций.
4. Ситуация конфликтного взаимодействия со сверстниками.
Диалог обучающихся может проходить не только в устной, но и в письменной форме. Эффективным средством работы обучающихся становится письменная дискуссия.
Устная дискуссия помогает сформировать свою точку зрения, отличить её от других точек зрения, а также скоординировать разные точки зрения для достижения общей цели. Но очень важно развивать письменную форму диалогического взаимодействия с другими и самим собой.
Функции письменной дискуссии:
• чтение и понимание письменно изложенной точки зрения других людей;
• усиление письменного оформления мысли за счёт развития речи младших подростков, умения формулировать своё мнение;
• письменная речь как средство развития теоретического мышления школьника;
• предоставление при организации на уроке письменной дискуссии возможности высказаться всем желающим.
Эффективный способ психологической коррекции когнитивных и эмоционально-личностных компонентов выступают разные формы и программы тренингов. Программы тренингов ставят конкретных цели:
• вырабатывать положительное отношение друг к другу;
• развивать навыки взаимодействия в группе;
• создать положительное настроение на взаимодействие в тренинговой
группе;
• развивать невербальные навыки общения;
• развивать навыки самопознания;
• развивать навыки восприятия и понимания других людей;
• учиться познавать себя через восприятие другого;
• получить представление о «неверных средствах общения»;
• развивать положительную самооценку;
• сформировать чувство уверенности в себе и осознание себя в новом качестве;
• познакомить с понятием «конфликт»;
• определить особенности поведения в конфликтной ситуации;
• обучить способам выхода из конфликтной ситуации;
• отработать ситуации предотвращения конфликтов; • закрепить навыки поведения в конфликтной ситуации;
• снизить уровень конфликтности подростков.
Общий приём доказательства Функции доказательства :
средство развития логического мышления обучающихся; приём активизации мыслительной деятельности; способ организации усвоения знаний;
средство формирования и проявления поисковых, творческих умений и
навыков учащихся.
Обучение доказательству предполагает решение следующих задач:
• анализ и воспроизведение готовых доказательств;
• опровержение предложенных доказательств;
• самостоятельный поиск, конструирование и осуществление доказательства. Любое доказательство включает:
• тезис — суждение (утверждение), истинность которого доказывается;
• аргументы (основания, доводы) ;
• демонстрация — последовательность умозаключений — рассуждений.
Рефлексия - человеческая способность, позволяющая субъекту делать собственные мысли, эмоциональные состояния, действия и межличностные отношения предметом специального рассмотрения. Задача рефлексии — осознание внешнего и внутреннего опыта субъекта и его отражение в той или иной форме.
Три основные сферы существования рефлексии:
- это сфера коммуникации и кооперации, где рефлексия является механизмом выхода в позицию «над» и позицию «вне» — позиции;
- это сфера мыслительных процессов, направленных на решение задач.
- это сфера самосознания, нуждающаяся в рефлексии при самоопределении внутренних ориентиров и способов разграничения Я и не-Я.
Развитию рефлексии способствкет организация учебной деятельности, отвечающая критериям:
• постановка всякой новой задачи как задачи с недостающими данными;
• анализ наличия способов и средств выполнения задачи;
• оценка своей готовности к решению проблемы;
• самостоятельный поиск недостающей информации в любом «хранилище;
• самостоятельное изобретение недостающего способа действия .
В процессе совместной коллективно-распределённой деятельности с учителем и особенно с одноклассниками у детей преодолевается эгоцентрическая позиция и развивается способность строить своё действие с учётом действий партнёра, понимать относительность и субъективность отдельного частного мнения.
Важную роль в развитии коммуникативных действий играет сотрудничество с учителем.
Виды педагогического стиля: авторитарный (директивный), демократический , либеральный (попустительский) Выделяются две основные позиции педагога — авторитарная и партнёрская.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.