Развитие воображения и речи старших дошкольников с использованием элементов технологии «storytellyng» - «рассказывание историй»
Мухина Ирина Владимировна, учитель-логопед
МДОУ «ДС №12 «Семицветик» комбинированного вида г.о. Стрежевой
Россия, Томская область, г. Стрежевой
Аннотация: данный материал предназначен для педагогов ДОУ, обучающих и воспитывающих детей старшего дошкольного возраста, для развития у дошкольников навыков рассказывания и разыгрывания историй по технологии «Storytelling». Главная его цель - стимулирование познавательной активности педагогов по вопросу развития воображения и речи старших дошкольников, а также ознакомление их с технологией «Storytelling».
Каждый из нас оказывался перед выбором своей жизни, когда нужно было принять ответственное решение. За ответами на свои вопросы обращались к книгам, искали ответы в интернете, но масса прочитанной литературы не всегда давала понимания того, как правильно следует поступить, что стало причиной возникновения данной ситуации? И вдруг мы слышим историю, которая помогает с лёгкостью разрешить ситуацию. Такой историей может быть сказка, анекдот, история из жизни или даже короткая фраза. Их ещё называют метафорами, и их эффективность объясняется тем, что они проникают глубоко в наше подсознание, помогая найти ответ на наш вопрос.
Как правило, мы пользуемся уже готовыми метафорами, однако их может не хватать, а потому нужны новые истории. В древности это называлось «сказительством». Люди придумывали истории, основанные на реальных фактах, придавали им немного загадочности, мистики. Так рождалась поучительная сказка. «В современном варианте это искусство стало называться cторителлингом и используется с успехом для развития коммуникации, в качестве маркетингового приёма, в психотерапии, в бизнесе и т.д. Это направление стало вариантом неформального обучения людей в ряде корпораций, которые используют его, как дополнительное к академическому» [1, стр. 11].
Дело в том, что невозможно описать в учебниках и рассказать на лекциях все примеры из практики. А ведь очень часто во время выполнения работы, человек сталкивается с каким-то сложным моментом, который в данной компании уже проходил другой сотрудник. И теперь его история, основанная на личном опыте, помогает найти выход. «Сторителлинг в бизнесе впервые применил Дэвид Армстронг, написав книгу "MBSA: Managing by Storying Around". В сборнике "Руководство по работе" он изложил яркие рассказы о поступках сотрудников, важных событиях в жизни компании» [2].
Эти истории помогают людям гораздо больше, чем изучение правил и директив. Однако спектр использования сторителлинга гораздо шире.
Сторителлинг может применяться и в семье, когда старшие, рассказывая свои истории, делятся с младшим поколением своим жизненным опытом. Такие истории наиболее ценны ещё и тем, что они связаны с близкими людьми. Это помогает укрепить отношения в семье, улучшить взаимопонимание, рождает уважение.
Сторителлинг — это одновременно наука и искусство. Сочетая в себе психологические, управленческие и прочие аспекты, позволяет не только эффективно донести информацию до человека, но и мотивировать его на поступок, добиться максимально высоких результатов.
Сторителлинг в детском саду в воспитании детей так же становиться очень популярен и актуален, и это не менее обоснованный факт. Дети любят мир фантазии и сказки. Они очень увлекаются деятельностью, где велика роль воображения. Хотя с возрастом образы воображения детей возрастают, становятся ближе к действительности, более точно ее отражают, их воображение не слабеет и не становится менее ярким и богатым по содержанию. Поскольку в процессе воображения переработке подвергаются прошлые представления, то, чем больше у человека опыта и впечатлений, тем может быть богаче его воображение (см. Рисунок 1).
Воображение ребенка имеет в значительной степени подражательный характер. Ребенок старается воспроизвести то, что он видел или слышал, повторить то, что он наблюдал. Поэтому воображение у него носит воссоздающий (репродуктивный) характер. Воспитание и обучение способствует развитию этого вида воображения, обогащает его.
«Современные Стандарты дошкольного образования предполагают определенный уровень сформированности воображения и речевых навыков ребенка, необходимый для дальнейшего и успешного обучения в школе»[3]. В связи с этим, программное обеспечение дошкольного образования предлагает вариации основных, парциальных программ, технологий, методических разработок, пособий и различных методик для формирования и развития детского воображения и речи.
«В практике детского сада данная технология предоставляет уникальные возможности, как для взрослого, так и для ребенка, так как может помочь в достижении обеих основных целей в процессе обучения старшего дошкольника: в развитии личности и формировании его коммуникативной компетенции» [4, стр.12].
Практическая ценность и актуальность технологии «Сторителлинг» состоит в подборе историй, соответствующих возрастным интересам детей и программным требованиям, а также в решении задач развития воображения и речи детей старшего дошкольного возраста.
Особенность предложенных игр заключается в том, что: они создаются совместно с детьми; изготавливаются из подручного материала, доступного в использовании (карандаши, фломастеры, бумага, краски, камни, деревянные бруски, кубики и т.д.); тему и творческий материал выбираю дети, а взрослый выступает как помощник, привлекая и пробуждая творческое воображение; данные игры могут быть легко использованы в домашних условиях, родителями (см. Рисунок 2).
Первоначально необходимо выполнить заготовку для составления рассказа: вырезать необходимые части, раскрасить предметы, приготовить все атрибуты. Все оборудование, представленное в играх, изготавливается совместно с детьми.
Затем педагогу нужно ознакомить детей с компонентами историй, которые будут помогать составлять им волшебные сюжеты: обстановка, персонажи, сюжет, и тема.
Во время составления рассказа, чтобы приобрести вдохновение, найти новую идею, можно использовать заранее подготовленные «Находки для сюжетов» (см. Рисунок 3).
Игра «Океан историй»
Оборудование: синее море, выполненное из картона, билеты-карточки с элементом истории и подписью, по пять на каждого ребенка.
Ход игры: Участники усаживаются перед «морем», у каждого в руках по пять билетов. Один из них приклеивает двусторонний скотч на обратную сторону билета и опускает его в «море историй». По мере того как каждый опускает в «море» свой билет с картинкой, складывается сюжет повествования. Сюжетные билеты опускаются в «море» до тех пор, пока участники не решат, что связанное начало истории готово. Не все билеты нужно использовать: выбирая, какие положить в море, участники должны руководствоваться здравым смыслом.
Варианты: педагог может добавить в «море» один-два неожиданных элемента; чтобы история развивалась ровнее, можно заранее задать тему сюжетных билетов
Игра «Карта историй»
Оборудование: ватман формата А3, черный маркер (фломастер), цветные карандаши, акварельные краски.
Ход игры: Педагог размышляет вместе с участниками, как выглядит их выдуманная страна. Есть ли в ней реки? Холмы? Острова? Пустыни? Обязательно поощряется полет их фантазии: горы могут быть фиолетовыми, а грязь из шоколада. Чем фантастичнее детали, тем полезнее они для истории. Когда будет составлен список всего, что есть в стране, взрослый рисует черным маркером очертания придуманного мира, всего, что есть в списке. Не обязательным является соблюдение масштаба. Размер деталей не так важен, как их творческий потенциал. Фломастерами и цветными карандашами раскрашиваются детали-деревья, дома, моря, дороги и др. Пояснение: крупные детали ландшафта участники раскрашивают акварельной краской (зеленые леса, синие моря и т.д.) Черным маркером педагог обводит придуманную страну по периметру, чтобы у нее были четкие границы. Так же маркером можно написать название лесов, парков, дорог. Затем все вместе рассказывают историю о получившейся стране, можно используя фигурки людей, зверей, птиц или других персонажей будущей истории (см. Рисунок 4).
Варианты: можно нарисовать карту сокровищ и использовать ее в приключенческой истории; также можно сделать карту знакомого места-своего района, детского сада или дачи; при создании своей страны дети могут ориентироваться на иллюстрации из старых журналов о путешествиях или географические карты, они могут вырезать оттуда картинки и сделать коллаж, чтобы их карты выглядели интереснее; так же можно предварительно прочесть какую-нибудь историю и затем попросить участников сделать карту на ее основе.
Игра «Моя история»
Оборудование: ватман А3 с текстом рассказа, билеты-карточки (см. Рисунок 5).
Ход игры: Во время подготовки педагог сочиняет канву истории, исключая важные подробности, персонажей и описания, оставляя вместо них пробелы (кармашки, прорези в ватмане для карточек). Чтобы каждый из участвующих смог вставить недостающие элементы истории, в ней должно быть достаточно надежных подсказок. Затем вместе с участниками педагог читает канву рассказа и просит их по очереди заполнить пропуски с помощью билетиков. После заполнения всех пропусков историю нужно прочесть вслух, затем спросить у них, не хотят ли они заполнить пропуски еще раз. Необходимо обратить внимание участников на то, какие разнообразные истории получаются из одной и той же канвы.
Варианты: после составления рассказа они могут нарисовать иллюстрацию к получившейся истории; полностью пересказать ее.
Пример канвы рассказа
«Саша проснулась рано утром и решила отправиться в путешествие на поиски_______. Она надела _______блузку и _______брюки.
Съев на завтрак _______, она была готова к приключениям. В начале своего путешествия Саша наткнулась на _______, которая делала большой_______. Ей стало любопытно, что там, за поворотом, и она продолжила свой путь. Вскоре она прошла по полю_______ и с удивлением увидела_______. Саша сказала: «_______»- и бросила _______ в рюкзачок. Когда она дошла до_______, она съела свой походный обед из_______, а затем ради интереса взобралась на _______. Когда солнце стало клониться к закату, Саша с восторгом обнаружила_______, который выглядел как_______, на ощупь был как_______, а пах как_______. Она решила взять_______. По пути домой Саша думала о _______ и о том, каким прекрасным выдался этот день» [5, стр.88].
Рисунок 1 Рисунок 2
КТО? |
|
Выбор персонажа (русалка, дельфин, робот) |
Какие они? (красивый, шумный, смелый) |
ГДЕ? |
|
Место действия (детский сад, замок, Северный полюс) |
Какое оно?(жаркое, заколдованное, с привидениями) |
ЧТО? |
|
Выбор вещи (карандаш, открытка, фотоаппарат) |
Выбор события (прогулка, купание в море, праздник) |
КОГДА? (через час, до появления автомобилей, во времена мамонтов) |
|
ПОЧЕМУ? |
|
В чем проблема? (что-то потерялось, кого-то заколдовали, что-то украли) |
Как ее решить? (с помощью волшебства, найти спрятанные сокровища, герои действуют сообща) |
Рисунок 4 Рисунок 5
Библиографический список:
1. Симмонс А. Сторителлинг. Как использовать силу историй. /Аннет Симмонс; пер. с анг. Александра Анваера.-М: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - С.40-41
2. Как начинался сторителлинг в организациях [LIVEJOURNAL] YRL: https://storytelling-ru.livejournal.com/207618.html
3. Мурашковска И.Н. Методика системного анализа сказочного сюжета "Сказка, отворись!" [ОТСМ-ТРИЗ] YRL: http://www.trizminsk.org/e/23207.htm
4. Гуткович И.Я., Самойлова О.Н. Сборник дидактических игр по формированию творческого мышления дошкольников: Пособие для воспитателей детских садов. /под ред. Т.А. Сидорчук - Ульяновск, 1998, С.12-21
5. Ньюбургер Э. Банка с историями; пер. с анг. А. Головиной. –М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016, С.88-89
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.