Тезис к докладу: «Оленевод – пастух – профессия героическая»
Оленеводство - одна из важнейших традиционных занятий северян. Оленеводы Севера вступают в третье тысячелетие, имея в багаже огромный груз проблем: нарастающее техногенное давление, потерю наследственных традиций, отсутствие эффективной этнополитики со стороны государства, несовершенство правовой основы кочевий.
А исторический опыт показывает, что именно оленеводы являются основными носителями этнокультуры своего народа. Они устойчиво сохраняют родные языки, национальную одежду, жильё и традиции, а семьи отличаются устойчивостью брака. Отсюда северное оленеводство следует рассматривать не только как исторически сложившуюся отрасль в северном природопользовании, но и как форму сохранения уникальных северных этносов. Развитие и совершенствование этой отрасли непосредственно влияет на повышение жизненного уровня и улучшение быта 22 малых народов Севера. Народы живущие около оленей и занимающие оленеводством называют себя «оленными людьми», что в переводе на эвенский язык означает «оран бэил» и только благодаря культуре оленеводства эти народы имеют свою историю, настоящее и будущее. Поэтому, этносоциальный аспект сохранения и развития оленеводства по всей значимости представляется еще более важным, чем экономический.
В настоящее время для самостоятельного ведения кочевого образа жизни молодому поколению необходимо владение всеми навыками и умениями не только оленеводства, но и рыболовного, охотничьего промысла, сохраняя древнейшие технологии. А также важен грамотный подход во всех отношениях экономических, правовых, в земельном урегулировании.
На занятиях учащиеся получают знания о месте распространения оленей, среде обитания и одомашнивании, кормах, о биологических особенностях, продуктивности, основах ветеринарных мероприятий и многое другое.
Дети на каждом занятии будут выполнять творческие задания в виде кроссвордов, ребусов, сочинений для закрепления и дополнения полученных знаний. По плану на уроки приглашаются родители учащихся, которые работают в оленеводческих стадах, где проводятся беседы и дети могут получить ответы на интересующие вопросы. Теоретическую и практическую часть дети получат с родителями на каникулах в кочевых условиях Севера. Подведение итогов занятий проходит в форме защиты творческих работ.
Конспект занятия.
Название: «Оленевод – пастух – профессия героическая»
Виды детской деятельности: игровая, познавательно – исследовательская, двигательная, коммуникативная, продуктивная.
Программные образовательные задачи.
Образовательные:
Активизировать интерес детей к познанию родного края.
Способствовать формированию у детей понятие о профессии северного народа – оленевод-пастух.
Закрепить представления детей об олене, как хорошем помощнике для северного человека.
Развивающие:
Способствовать обогащению словаря.
Развивать умение детей отвечать на вопросы и аргументировать свой ответ.
Воспитательные:
Вызвать интерес к труду оленеводов – пастухов.
Воспитывать уверенность в своих силах, активность, старание.
Методы и приёмы реализации занятия
* зрительный контакт с детьми
* наглядность
* сообщение новых знаний
* физкультурная минутка
* постановка вопроса
* рефлексия
* дружелюбный тон
* поощрение самостоятельных действий
* индивидуальная работа
* рассматривание слайдов
Словарная работа.
Уточнение словаря:
Дюкча (Стойбище) – временная стоянка кочевников - оленеводов
Турки (Нарты) – длинные санки для езды на оленях
Оралчимҥа– погонщик оленей
Нимками – тонкий гибкий шест, которым управляется оленья упряжка
Подножный корм – корм, (трава, грибы, мох, коренья) который находят сами животные
Обогащение словаря: Оралчимна - Оленевод - пастух
Оран - Северный олень
Ал - Оленья упряжка
Навта - Мох – ягель
Олачик - торбаза
Эмгун - седло
Мавут – аркан
Оборудование, материалы.
-мультимедийная установка
-атрибуты, имитирующие рога оленя - для детей
- предметные карточки
- конверты с вопросами
- медальки
Содержание игры.
-Сегодня, ребята, мы отправляемся в путешествие в нашу тайгу, где познакомимся ближе с очень редкой, но очень нужной профессией -оленевод-пастух. В рассказах об эвенах описывается: иногда во время дежурства в стаде оленевод разговаривал с прирученными оленями, давал им клички, пел им песню. Они благодарно смотрели на него, шевелили ушами, мотали головой, тыкали свою мордочку ему в грудь и внимательно слушали его пение.
Һускандытан орчакар! (Пусть носится много оленей!)
Һуҥултэҥу һурэлни
Талылбани таҥнялкар,
Иҥэнь бугу удирни
Һускандатын эрэли.
Буди, һаҥры, гилтари
Һоя бидэн орчакан!
- Вот такие песни пели оленеводы – пастухи своим оленям.
- В нашем суровом и красивом крае длинная и холодная зима, короткое лето. Но живет и трудится здесь сильный и выносливый народ: нипочём им полгода темной ночи, ни снег, ни вьюга, ни мороз, ни комариный вой, ни болота, ни великая вода. Коренные жители бескрайней тундры – эвены - оленеводы. Одно из основных их занятий - оленеводство. Оленеводы, кочуя со стадами оленей, живут на стойбищах в чумах или палатках.
- Домашний олень - это уют чума. Как подарок он дает радость общения между людьми, создает условия уважительного отношения друг к другу.
Послушайте, как эвенская поэтэсса Е.Бокова, рассказывает об олене в своём стихотворении:
Орын бисни – эвын инни. (Есть олень – жив эвен)
Герси төрлэ
Орын бисин,
Мэндут айсын,
Дялыт айчан.
Орын бисни –
Буг муранни,
Нерад бидин –
Инит дебун.
Орын бидин –
Ороч биддин.
Биргэнь елан,
Несэчилкэн.
Идя төрлэ
Орын һоян –
Дюлэт айсин,
Бинит несэн.
Бинит һопто –
Мулгун някта,
Тадук һөнтэ
Һулэк ачча!
- Для чего эвены занимаются оленеводством? (Ответы детей). Предлагаю поиграть в игру «Что используют эвены при разведении оленей и ухода за ними» (дети отбирают карточки и аргументируют свой выбор)
Карточки:
1. Шест, которым управляется оленья упряжка (Нимками.)
2. Питается олень (Ягель, грибы.)
3. Главный атрибут в мужской одежде оленевода (ара.)
4. Традиционная одежда пастуха - оленевода. (Дудыка).
5. Традиционная зимняя шапка оленеводов (Корбака).
6.Средство передвижения (Турки)
7.С её помощью оленей запрягают в нарты. (Нег)
Художественный конкурс
Задание: Догадайся что нарисовано, дорисуй рисунок и раскрась цветными карандашами.
Эмгун (седло)
- А сейчас, ребята, физкультурная минутка «Важенка и оленята»
Учитель – важенка, дети – оленята.
Учитель раздаёт детям атрибуты, имитирующие рога оленят.
Учитель: Кто такая важенка? (ответы детей)
Дети выполняют движения в соответствии с текстом
Бродит в тундре важенка,
С нею – оленята.
Дети двигаются врассыпную со свободными движениями рук, высоко поднимая колени
Объясняет каждому
Всё что не понятно…
Показывает жест руками к детям
Бегают, играют, рожками бодают.
Меж кустами белыми: прыг-прыг-прыг
Держась прямо, не опуская головы, руки на поясе, прыгать, поочерёдно высоко поднимая согнутые в коленях ноги
Над снегами пышными: скрип-скрип-скрип.
Шагают на месте, высоко поднимая колени
На большой поляне
В морозный ясный день
Разгребая снег копытом
Ищет ягель наш олень.
Небольшой наклон вперёд, руки свободно вдоль туловища, поднимают ногу, согнутую в колене. Совершают имитационные движения «добраться до мха - ягеля»
И, вдыхая свежий воздух
Ноздри раздувая,
Оленята с важенкой целый день играют
Свободные движения детей
Как говорят оленеводы про своих оленей:
1. Как высоко олень несет свою голову, так же высоко держи имя свое.
2. Оленю лучшая мерка - в дороге проверка.
- Какой же пастух без верхового оленя - учака? У каждого оленевода есть верховой олень – учак, который возит детей и взрослых. Различают верховых оленей, везущих грудного ребенка в люльке, маленького, привязанного к седлу, а также самостоятельно сидящего на седле.
Человек на ездовом олене – учаке в правой руке держит посох. Посох – гладко обструганная палка. Длина палки полтора метра. Она служит опорой при посадке и езде на ездовом олене и для его подстегивания.
Конкурс знатоков
«Эвен без оленя, не эвен..»
Дети садятся за стол. По одному вытягивают конверт с вопросом. Зачитывают, ребята обсуждают вопрос , затем отвечают.
Вопросы:
1.Назовите основной способ передвижения зимой в стаде.
(Езда на оленях запряженных в нарты)
2.Назовите основные детали оленьей нарты. (Полозья, ножки-
копылья, настил.)
3. Из чего делали нарты? (Из лиственницы, без единого гвоздя.)
4. Главная ценность дудики? (Мех оленя, который обладает
теплозащитными свойствами).
5. Как спасаются от гнуса и комаров оленеводы – пастухи летом? (разводят костры)
6. Собака лает, свинья хрюкает, а олень...(харкает)
7. Какую важную функцию выполняет олень? (Транспортное средство)
8. Назовите главное преимущество оленя перед другими домашними
животными. (Находится на подножном корму.)
9. Назовите основные категории домашних оленей. (Хор - самец,
важенка - самка, ездовой бык, теленок.)
- Молодцы, ребята, вы настоящие знатоки. Вы очень много знаете о культуре народов эвенов, правильно отвечали на вопросы. (Раздою медальоны знатоков и благодарю за работу.)
Учитель начальных классов МБОУ «Улахан-Чистайская СОШ им.Н.С.Тарабукина», Тарабукина Аксинья Семеновна.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.