Планируемые результаты освоения учебного предмета
Изучение курса геометрии по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного стандарта основного общего образования.
Личностные результаты:
· воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
· формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
· ответственное отношение к обучению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию напротяжении всей жизни; сознательное отношение к
· непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
· осознанный выбор будущей профессиональной деятельности на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений; отношение к профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных и общенациональных проблем; формирование уважи тельного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
· умение контролировать, оценивать и анализировать
· процесс и результат учебной и математической деятельности;
· умение управлять своей познавательной деятельно-
· стью;
· умение взаимодействовать с одноклассниками, детьми младшего возраста и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, пректной и других видах деятельности;
· критичность мышления, инициатива, находчивость,активность при решении математических задач.
Метапредметные результаты:
· умение самостоятельно определять цели своей деятельности, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе;
· умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
· умение самостоятельно принимать решения, проводить анализ своей деятельности, применять различные методы познания;
· владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
· формирование понятийного аппарата, умения создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
· умение устанавливать причинно-следственные связи,строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
· формирование компетентности в области использования информационно коммуникационных технологий;
· умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
· умение самостоятельно осуществлять поиск в различных источниках, отбор, анализ, систематизацию и классификацию информации, необходимой для решения
· математических проблем, представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации; критически оценивать и интерпретировать информацию,получаемую из различных источников;
· умение использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
· умение выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их проверки;
· понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Предметные результаты:
· осознание значения математики в повседневной жизни человека;
· представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
· умение описывать явления реального мира на мате-
· матическом языке; представление о математических понятиях и математических моделях как о важнейшем инструментарии, позволяющем описывать и изучать
· разные процессы и явления;
· представление об основных понятиях, идеях и методах геометрии;
· владение методами доказательств и алгоритмами решения; умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
· практически значимые математические умения и навыки, способность их применения к решению математических и нематематических задач;
· владение навыками использования компьютерных программ при решении математических задач
В результате изучения курса геометрии в 10 классе :
Ученик научится:
• оперировать понятиями: точка, прямая, плоскость в пространстве, параллельность и перпендикулярность прямых и плоскостей;
• распознавать основные виды многогранников (призма,пирамида, прямоугольный параллелепипед, куб);
• изображать геометрические фигуры с помощью чертёжных инструментов;
• извлекать информацию о пространственных геометрических фигурах, представленную на чертежах;
• применять теорему Пифагора при вычислении элементов стереометрических фигур;
• находить площади поверхностей простейших многогранников с применением формул;
• находить примеры математических открытий и их авторов, в связи с отечественной и всемирной историей;
• понимать роль математики в развитии России.
В повседневной жизни и при изучении
других предметов:
• соотносить абстрактные геометрические понятия и факты с реальными жизненными объектами и ситуациями;
• использовать свойства пространственных геометрических фигур для решения задач практического содержания;
• соотносить площади поверхностей тел одинаковой формы и различного размера;
• оценивать форму правильного многогранника после спилов, срезов и т. п. (определять количество вершин,рёбер и граней полученных многогранников).
Ученик получит возможность научиться:
• применять для решения задач геометрические факты, если условия применения заданы в явной форме;
• решать задачи на нахождение геометрических величин по образцам или алгоритмам;
• делать плоские (выносные) чертежи из рисунков объёмных фигур, в том числе рисовать вид сверху, сбоку, строить сечения многогранников;
• извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах;
• применять геометрические факты для решения задач, в том числе предполагающих несколько шагов решения;
• описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве;
• формулировать свойства и признаки фигур;
• доказывать геометрические утверждения;
• владеть стандартной классификацией пространственных фигур (пирамиды, призмы, параллелепипеды);
• использовать свойства геометрических фигур для решения задач практического характера и задач из других областей знаний;
Содержание учебного предмета.
№ |
Содержание учебного |
Характеристика основных видов деятельности ученика ( на уровне учебных действий) |
|
Введение в стереометрию (9часов) Основные понятия стереометрии. Аксиомы стереометрии Следствия из аксиом стереометрии Пространственные фигуры. Начальные представления о многогранниках |
Перечислять основные понятия стереометрии. Описывать основные понятия стереометрии (точка, прямая, плоскость). Описывать возможные способы расположения точек, прямых и плоскостей в пространстве. Формулировать аксиомы стереометрии. Разъяснять и иллюстрировать аксиомы. Формулировать и доказывать теоремы — следствия из аксиом. Формулировать способы задания плоскости в пространстве. Перечислять и описывать основные элементы многогранников: рёбра, вершины, грани. Описывать виды многогранников (пирамида, тетраэдр, призма, прямоугольный параллелепипед, куб), а также их элементы (основания, боковые грани, рёбра основания, боковые рёбра). Решать задачи на построение сечений многогранников |
|
Параллельность в пространстве(15час-ов) Взаимное расположение двух прямых в пространстве Параллельность прямой и плоскости Параллельность Плоскостей Преобразование фигур в пространстве. Параллельное проектирование |
Описывать возможные способы расположения в пространстве: двух прямых, прямой и плоскости, двух плоскостей. Формулировать определения: параллельных прямых, скрещивающихся прямых, параллельных прямой и плоскости, параллельных плоскостей, преобразование движения, фигуры, симметричной относительно точки, равных фигур,преобразования подобия. Разъяснять понятия: преобразование фигур, параллельный перенос, параллельное проектирование, параллельная проекция ( изображение) фигуры. Формулировать свойства параллельного проектирования. Формулировать и доказывать признаки: параллельности двух прямых, параллельности прямой и плоскости, параллельности двух плоскостей. Формулировать и доказывать свойства: параллельных прямых, параллельных плоскостей. Решать задачи на построение сечений многогранников, а также построение изображений фигур |
|
Перпендикулярность в пространстве(27 часов) Угол между прямыми в пространстве Перпендикулярность прямой и плоскости Перпендикуляр и наклонная Теорема о трёх перпендикулярах Угол между пря- мой и плоскостью Двугранный угол. Угол между двумя плоскостями Перпендикулярные плоскости Площадь ортогональной проекции многоугольника |
Формулировать определения: угла между пересекающимися прямыми; угла между скрещивающимися прямыми; прямой, перпендикулярной плоскости; угла между прямой и плоскостью; угла между двумя плоскостями; перпендикулярных плоскостей; точек, симметричных относительно плоскости; фигур, симметричных относительно плоскости; расстояния от точки до фигуры; расстояния от прямой до параллельной ей плоскости; расстояния между параллельными плоскостями; общего перпендикуляра двух скрещивающихся прямых. Описывать понятия: перпендикуляр, наклонная,основание перпендикуляра, основание наклонной,проекция наклонной, ортогональная проекция фигуры, расстояние между скрещивающимися прямыми, зеркальная симметрия, двугранный угол, грань двугранного угла, ребро двугранного угла, линейный угол двугранного угла. Формулировать и доказывать признаки: перпендикулярности прямой и плоскости, перпендикулярности двух плоскостей. Формулировать и доказывать свойства: перпендикулярных прямых; прямых, перпендикулярных плоскости; перпендикулярных плоскостей. Формулировать и доказывать теоремы: о перпендикуляре и наклонной, проведённых из одной точки; о трёх перпендикулярах; о площади ортогональной проекции выпуклого многоугольника. Решать задачи на доказательство, а также вычисление: угла между прямыми, угла между прямой и плоскостью, угла между плоскостями,расстояния от точки до прямой, расстояния от точки до плоскости, расстояния между скрещивающимися прямыми, расстояния между параллельными плоскостями, площади ортогональной проекции выпуклого многоугольника |
|
Многогранники(15часов) Призма Параллелепипед Пирамида Усечённая пирамида |
Описывать понятия: геометрическое тело,соседние грани многогранника, плоский угол многогранника, двугранный угол многогранни ка, площадь поверхности многогранника, диаго- нальное сечение призмы, противолежащие грани параллелепипеда, диагональное сечение призмы и пирамиды, усечённая пирамида. Формулировать определения: многогранника,выпуклого многогранника, призмы, прямой призмы, правильной призмы, параллелепипеда, пирамиды, правильной пирамиды, правильного тетраэдра, высоты призмы, высоты пирамиды, высоты усечённой пирамиды, апофемы правильной пирамиды. Формулировать и доказывать теоремы: о площади боковой поверхности прямой призмы, о диагоналях параллелепипеда, о квадрате диагонали прямоугольного параллелепипеда, о Площади боковой поверхности правильной пирамиды, о площади боковой поверхности правильной усечённой пирамиды. Решать задачи на доказательство, а также вычисление: элементов призмы и пирамиды, площади полной и боковой поверхности призмы и пирамиды |
|
Обобщение и систематизация знаний (4часа) |
|
Тематическое планирование
№ урока |
Тема урока |
Кол-во часов
|
|
Введение в стереометрию |
9 |
1-2 |
Основные понятия стереометрии. Аксиомы стереометрии |
2 |
3-4 |
Следствия из аксиом стереометрии |
2 |
5-8 |
Пространственные фигуры. Начальные представления о многогранниках |
4 |
9 |
Контрольная работа № 1 |
1 |
|
Параллельность в пространстве |
15 |
10-12 |
Взаимное расположение двух прямых в пространстве |
3 |
13-16 |
Параллельность прямой и плоскости |
4 |
17-19 |
Параллельность плоскостей |
3 |
20-23 |
Преобразование фигур в пространстве. Параллельное проектирование |
4 |
24 |
Контрольная работа № 2 |
1 |
|
Перпендикулярность в пространстве |
27 |
25-26 |
Угол между прямыми в пространстве |
2 |
27-29 |
Перпендикулярность прямой и плоскости |
3 |
30-33 |
Перпендикуляр и наклонная |
4 |
34-37 |
Теорема о трёх перпендикулярах |
4 |
38-40 |
Угол между прямой и плоскостью |
3 |
41 |
Контрольная работа № 3 |
1 |
42-45 |
Двугранный угол. Угол между двумя плоскостями |
4 |
46-48 |
Перпендикулярные плоскости |
3 |
49-50 |
Площадь ортогональной проекции многоугольника |
2 |
51 |
Контрольная работа № 4 |
1 |
|
Многогранники |
15 |
52-55 |
Призма |
4 |
56-58 |
Параллелепипед |
3 |
59-63 |
Пирамида |
5 |
64-65 |
Усечённая пирамида |
2 |
66 |
Контрольная работа № 5 |
1 |
|
Обобщение и систематизация знаний учащихся |
4 |
67-69 |
Упражнения для повторения курса 10 класса |
3 |
70 |
Итоговая контрольная работа |
1 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.