Программа по геометрии 11 кл. составлена на основании Основной образовательной программы среднего общего образования МАОУ «СОШ №7», в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, учебным планом МАОУ «СОШ №7», с учётом рабочей программы воспитания, в рамках модуля «Школьный урок» и обеспечена учебником А.И.Мерзляка «Геометрия 11». Программа включает все темы, предусмотренные федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования по геометрии.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Изучение курса геометрии по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного стандарта среднего общего образования.
Личностные результаты характеризуются:
Патриотическое воспитание: проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах.
Гражданское и духовно-нравственное воспитание: готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (выборы, опросы и пр.); готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного.
Трудовое воспитание: установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений; осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей.
Эстетическое воспитание: способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; умению видеть математические закономерности в искусстве.
Ценности научного познания: ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации; овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира; овладением простейшими навыками исследовательской деятельности.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Экологическое воспитание: ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
Базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями; формулировать определения понятий; устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие; условные; выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии; разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного), проводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; обосновывать собственные рассуждения; выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов между собой; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений; прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его развитии в новых условиях.
Работа с информацией: выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения задачи; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно.
Коммуникативные УУД:
Общение: воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения; ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат; в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения; представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории.
Сотрудничество: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных математических; принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы; обобщать мнения нескольких людей; участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и др.); выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным участниками взаимодействия.
Регулятивные УУД :
Самоорганизация: самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации.
Самоконтроль: владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей; оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту.
Предметные результаты:
осознание значения математики в повседневной жизни человека; представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации; умение описывать явления реального мира на мате
матическом языке; представление о математических понятиях и математических моделях как о важнейшем инструментарии, позволяющем описывать и изучать разные процессы и явления; представление об основных понятиях, идеях и методах геометрии;
владение методами доказательств и алгоритмами решения; умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач; практически значимые математические умения и навыки, способность их применения к решению математических и нематематических задач; владение навыками использования компьютерных программ при решении математических задач
В результате изучения курса геометрии в 11 классе :
Выпускник научится:
• оперировать понятиями: точка, прямая, плоскость в пространстве, параллельность и перпендикулярность прямых и плоскостей;
• распознавать основные виды многогранников (призма, пирамида, прямоугольный параллелепипед, куб);
• изображать геометрические фигуры с помощью чертёжных инструментов;
• извлекать информацию о пространственных геометрических фигурах, представленную на чертежах;
• применять теорему Пифагора при вычислении элементов стереометрических фигур;
• находить объёмы и площади поверхностей простейших многогранников с применением формул;
• распознавать тела вращения: конус, цилиндр, сферу и шар;
• вычислять объёмы и площади поверхностей простейших многогранников и тел вращения с помощью формул;
• оперировать понятием «декартовы координаты в пространстве»;
• находить координаты вершин куба и прямоугольного параллелепипеда;
• находить примеры математических открытий и их авторов, в связи с отечественной и всемирной историей;
• понимать роль математики в развитии России.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
• соотносить абстрактные геометрические понятия и факты с реальными жизненными объектами и ситуациями;
• использовать свойства пространственных геометрических фигур для решения задач практического содержания;
• соотносить площади поверхностей тел одинаковой формы и различного размера;
• оценивать форму правильного многогранника после спилов, срезов и т. п. (определять количество вершин, рёбер и граней полученных многогранников).
Выпускник получит возможность научиться:
• применять для решения задач геометрические факты, если условия применения заданы в явной форме;
• решать задачи на нахождение геометрических величин по образцам или алгоритмам;
• делать плоские (выносные) чертежи из рисунков объёмных фигур, в том числе рисовать вид сверху, сбоку, строить сечения многогранников;
• извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах;
• применять геометрические факты для решения задач, в том числе предполагающих несколько шагов решения;
• описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве;
• формулировать свойства и признаки фигур;
• доказывать геометрические утверждения;
• задавать плоскость уравнением в декартовой системе координат;
• владеть стандартной классификацией пространственных фигур (пирамиды, призмы, параллелепипеды);
• использовать свойства геометрических фигур для решения задач практического характера и задач из других областей знаний;
• решать простейшие задачи введением векторного базиса.
Содержание учебного предмета.
Координаты и векторы в пространстве (16ч)
Движения в пространстве: параллельный перенос, центральная симметрия, симметрия относительно плоскости, поворот. Свойства движений. Применение движений при решении задач. Векторы и координаты в пространстве. Сумма векторов, умножение вектора на число, угол между векторами. Коллинеарные и компланарные векторы. Скалярное произведение векторов. Теорема о разложении вектора по трём некомпланарным векторам. Скалярное произведение векторов в координатах. Применение векторов при решении задач на нахождение расстояний, длин, площадей и объёмов. Уравнение плоскости в пространстве. Уравнение сферы в пространстве. Формула для вычисления расстояния между точками в пространстве.
Тела вращения (29ч)
Цилиндр, конус, сфера и шар. Основные свойства прямого кругового цилиндра, прямого кругового конуса. Изображение тел вращения на плоскости. Представление об усечённом конусе, сечениях конуса (параллельных основанию и проходящих через вершину), сечениях цилиндра (параллельно и перпендикулярно оси), сечениях шара. Развёртка цилиндра и конуса.
Объёмы тел. Площадь сферы (17ч)
Понятие об объёме. Объём пирамиды и конуса, призмы и цилиндра. Объём шара. Параллельность и перпендикулярность в пространстве Многогранники Тела вращения Объёмы тел. Площадь сферы Подобные тела в пространстве. Соотношения между площадями поверхностей и объёмами подобных тел. Площадь поверхности правильной пирамиды и прямой призмы. Площадь поверхности прямого кругового цилиндра, прямого кругового конуса и шара
Повторение и систематизация учебного материала(6ч)
Тематическое планирование |
|||||
Раздел |
Кол-во ча-сов |
Темы |
Кол-во ча-сов |
Формируемые УУД |
Личностные результаты |
Координаты и векторы в пространстве |
16 |
Декартовы координаты точки в пространстве |
2 |
Регулятивные: Постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и того, что ещё неизвестно. Формирование целевых установок учебной деятельности, выстраивание алгоритма действий. Составление плана последовательности действий. Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации. Проведение сравнения и классификации. Умение структурировать знания. Коммуникативные: Умение аргументировано рассуждать, сравнивать, обобщать. Умение обмениваться знаниями между одноклассниками для принятия эффективных совместных решений. Умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
|
Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности независимость и критичность мышления; воля и настойчивость в достижении цели. Формирование и развитие способности изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон Креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач; Формирование адекватной позитивной самооценки Умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности; Способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений. Представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
Формирование ответственного отношения к обучению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению
|
Векторы в пространстве
|
2 |
||||
Сложение и вычитание векторов
|
2 |
||||
Умножение вектора на число. Гомотетия |
3 |
||||
Скалярное произведение векторов
|
3 |
||||
Геометрическое место точек пространства. Уравнение плоскости |
3 |
||||
Контрольная работа № 1 |
1 |
||||
Тела вращения |
29 |
Цилиндр |
3 |
Регулятивные: Формулирование познавательной цели и построение действия в соответствии с ней, использование различных ресурсов для достижения цели. . Самостоятельное планирование и контроль своих действий. Познавательные : Поиск и выделение необходимой информации. Выбор наиболее эффективных способы решения задач в зависимости от конкретных условий. Осуществление сравнения и классификации по заданным критериям. Создание алгоритма действий. Умение структурировать знания. Коммуникативные :Умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Аргументировано отвечать на поставленные вопросы, осмысливать ошибки и их устранять, учитывать мнения учащихся и отстаивать своё мнение. Умение обмениваться знаниями между одноклассниками для принятия эффективных совместных решений.
|
|
Комбинации цилиндра и призмы |
2 |
||||
Конус |
3 |
||||
Усечённый конус |
2 |
||||
|
Комбинации конуса и пирамиды |
3 |
|||
Контрольная работа № 2 |
1 |
||||
Сфера и шар. Уравнение сферы |
2 |
||||
Взаимное расположение сферы и плоскости |
3 |
||||
Многогранники, вписанные в сферу |
3 |
||||
Многогранники, описанные около сферы |
3 |
||||
Комбинации цилиндра и сферы, конуса и сферы |
3 |
||||
Контрольная работа № 3 |
1 |
||||
Объёмы тел. Площадь сферы |
17 |
Объём тела. Формулы для вычисления объёма призмы
|
3 |
Регулятивные: Постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и того, что ещё неизвестно. Формирование целевых установок учебной деятельности, выстраивание алгоритма действий. Составление плана последовательности действий. Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации. Проведение сравнения и классификации. Умение структурировать знания. Коммуникативные: Умение аргументировано рассуждать, сравнивать, обобщать. Умение обмениваться знаниями между одноклассниками для принятия эффективных совместных решений. Умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
|
|
Формулы для вычисления объёмов пирамиды и усечённой пирамиды
|
5 |
||||
Контрольная работа № 4
|
1 |
||||
Объёмы тел вращения
|
5 |
||||
Площадь сферы
|
2 |
||||
Контрольная работа № 5 |
1 |
||||
Повторение и систематизация учебного материала |
6 |
Повторение и систематизация учебного материала
|
5 |
Регулятивные: Формулирование познавательной цели и построение действия в соответствии с ней, использование различных ресурсов для достижения цели. . Самостоятельное планирование и контроль своих действий. Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации. Проведение сравнения и классификации. Умение структурировать знания. Коммуникативные :Умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Аргументировано отвечать на поставленные вопросы, осмысливать ошибки и их устранять, учитывать мнения учащихся и отстаивать своё мнение. Умение обмениваться знаниями между одноклассниками для принятия эффективных совместных решений.
|
|
Итоговая контрольная работа |
1 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.