Развитие воображения у детей младшего школьного возраста с разным уровнем когнитивных способностей
Оценка 4.9

Развитие воображения у детей младшего школьного возраста с разным уровнем когнитивных способностей

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
docx
детская психология +1
Взрослым
05.02.2020
Развитие воображения у детей младшего школьного возраста с разным уровнем когнитивных способностей
Статья о важности развития воображения у детей начальной школы. Методы развития воображения у детей 7-10 лет
статья развитие воображения детей с разным уровнем когнетивных способностей .docx

Развитие воображения детей старшего дошкольного возраста с разным уровнем когнитивных способностей (интеллекта и креативности)

Нечаева Анастасия Александровна

Учитель начальных классов МБОУ Опалиховская гимназия

 Не смотря, на то, что развитию воображения детей уделяется значительное внимание, написано и разработано много программ и методик все еще остро стоит потребность в научно - обоснованных рекомендациях относительно форм организации и методов осуществления развивающей работы с детьми, направленной на формирование творческой личности. Актуальность проблемы подкреплена очевидным фактом увеличения количества детей с отставанием в интеллектуальном развитии обусловленным разного рода негативными влияниями, детей не способных к самостоятельному творчеству. Знание механизмов взаимодействия психических функций в условиях контролируемого процесса развития интеллектуальных и творческих способностей может оказать неоценимую помощь при построении развивающих и коррекционных программ.

Назрела необходимость в систематизированном, поэтапном, целенаправленном развитии воображения детей. Воображение  можно назвать резервом научно-технического прогресса страны, одной из основ развития интеллектуальных возможностей ребенка.

Государственная политика, экономические санкции, реформы проходящие в стране диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать ставящиеся жизненные задачи. Развитие  воображения подрастающего поколения представляет огромный потенциал для реализации  комплексного подхода в обучении и воспитании, а так же для дальнейшего развития и благосостояния нашей страны.

В связи с этим перед образовательными учреждениями ставится сложная задача построения образовательного процесса с учетом всех психологических закономерностей  развития системы познавательных процессов  творческого потенциала подрастающего поколения. Многие из разработанных программ и методик успешно применяются в образовательных организациях, но, несмотря на это, на наш взгляд, все еще остро ощущается нехватка доступного практического материала по данной проблеме. Воображение, если мы хотим,  чтобы оно развивалось, как и любая другая психологическая функция ребенка  требует обязательного педагогического вмешательства

Изучением проблемы  развития воображения занимались как зарубежные (Е.П.Торренс, Т. Рибо, З. Фрейд, В. Штерн, К. Бюлер, Д. Родари), так и отечественные ученые (Л.С. Выготский, О.М.Дьяченко, В.В.Давыдов М.А. , А.Я.Дудецкий   Зяблицева, Е.Б. Танникова,  А.Е. Шибицкая, Л.Б. Фесюкова, Д.Б Эльконин.)  Как показали исследования Л. С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.И. Игнатьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, В. А. Крутецкого и многих других ученых, воображение является не только предпосылкой результативного усвоения детьми новых знаний, но и условием творческого преобразования уже имеющихся, а также способствует  всестороннему развитию личности.

В связи с этим, исследования природы воображения разработка методов её диагностики и выявления личностных особенностей развития детей, которые оказывают влияние на формирование когнитивных и интеллектуальных возможностей, можно отнести к числу значимых и актуальных в современной отечественной психологии. Интеллектуальное творчество неотъемлемая сторона человеческой жизни и выступает в качестве социального механизма, способствующего прогрессивному  развитию общества.

Основной направленностью развития воображения детей младшего школьного возраста с разным уровнем когнитивных способностей является ориентация методик и технологий развития на ведущую деятельность ребенка младшего школьного возраста, готовность к обучению в школе, на инновационные психолого-педагогические и психологические развивающие технологии (в частности креативные и психотерапевтические), на новейшие информационные технологии (в первую очередь, компьютерные игры и телевидение).

 Таким образом, целесообразным в психодиагностике уровня развития воображения детей старшего дошкольного возраста является применение интегрированного подхода, а именно: методик для изучения творческого потенциала ребенка (автор Вильямс); методик для изучения интеллектуального компонента (автор Равен.); воображения (Автор Р.С. Немов).

Проблемы диагностики и развития воображения детей младшего школьного возраста с разным уровнем когнитивных способностей изучались на базе МБОУ опалиховская гимназия города Красногорск Московской области.  

 Экспериментально изучались две группы детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет): экспериментальная группа - 22 и контрольная группа - 25 человек. Все дети занимаются по программе «Школа России».

В процессе работы были использованы следующие методы: анализ и обобщение изученной литературы, эксперимент (констатирующий и формирующий), сравнительный анализ полученных данных. Все замеры проводились в группах детского сада в четыре этапа.

На первом этапе нашего исследования проведен подбор группы для исследования, подбор методов и методик исследования.

На втором этапе - контрольный срез в двух группах.

Третий этап -  формирующий эксперимент в первой группе.

Четвертый этап -  после проведения комплекса коррекционно-развивающих занятий по разработанной нами программе, провели повторное психодиагностическое тестирование и сравнили результаты.

В настоящий момент апробация нашей программы находится на третьем этапе. В экспериментальной группе проходят занятия по разработанной нами программе

Основываясь на результатах диагностических исследований мы разработали программу развития воображения детей младшего школьного возраста с разным уровнем когнитивных способностей

Программа разработана на основании Концепции модернизации Российского образования, положения теории Л.С. Выготского, научных идей С.Л.Рубинштейна, ТРИЗ, РТВ Г.С. Альтшуллера, программы развития воображения Л.Б. Фесюковой и трудов Дж. Родари.

Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Нашей стране нужны творческие, способные неординарно и нестандартно мыслить люди. В настоящее время в образовательных учреждениях массовое обучение сводится к овладению стандартными знаниями, умениями и навыками, к типовым способам решения предполагаемых задач.

Неординарный подход к решению заданий наиболее важен в дошкольном возрасте, так как в этот период развития ребенок воспринимает все особенно эмоционально, а яркие, насыщенные занятия, основанные на развитии творческо воображения, помогут ему не потерять способность к творчеству.

Современная система образования встала перед необходимостью раскрытия творческого потенциала личности ребенка, чтобы в дальнейшем это могло стать основой для определения им своей жизненной стратегии.

Организация занятий.

Занятия проводятся два раза в неделю в течении двух месяцев. Продолжительность занятий 20 минут. Курс занятий рассчитан на начальную школу

Структура занятия.

Ритуал приветсвия

Отгадай загадки. Расшифруй ребусы. Цель: развитие интеллекта, умение мыслить аллигориями и сравнениями, не принимать слова буквально.

Сочинение сказки. Цель: развития словотворческого воображения, научить детей сочинять собственные ни на что не похожие сказки каждый раз перед детьми будут ставится новые рамки, которые нужно будет обходить.

Иллюстрирование. Цель: развить проективное воображение, научить детей в рисунках передавать события сочинённой ими сказки.

Обсуждение занятия с детьми (рефлексия)

Ритуал прощания.

Все игры и упражнения выполняются вместе с детьми не делая никаких замечаний! Переход от одной части занятия к другой должен быть быстрым

Образовательная цель курса: развитие у детей творческих способностей, воображения, мышления, фантазии, креативности.

Задачи:

·         Развитие воображения и фантазии.

·         Развитие творческого мышления младших школьников, таких как: гибкость, беглость, точность, оригинальность.

·         Развитие логического мышления

Ожидаемые результаты: развитие творческого потенциала личности ребенка и подготовка к успешному обучению средней школе.

Форма работы:

Групповые коррекционно-развивающие занятия.

 

Программа состоит из двух связанных друг с другом блоков: словотворчество, изобразительная деятельность.

В блоке словотворчество детям предложено работать над созданием сказок различными способами представленными в трудах Дж. Родари «Грамматика фантазий» и Л.Б. Фесюковой «Воспитание сказкой»

В блоке изобразительной деятельности детям будет предложено проиллюстрировать сочинённые ими сказки. Дети не будут иметь шаблонов для создания персонажей. Каждый ребёнок нарисует сказку так как это видит именно он.

По окончании иллюстрирования будет устроена выставка детских работ «В гости к сказке» на которой будут представлены детские иллюстрации.

Так же в рамках программы будет уделено особое внимание развитию креативности и интеллекта детей. Для этого на каждом занятии будут включены задания из программы ТРИЗ и РТВ экспериментально доказано, что данные программы положительно влияют на развитие интеллекта и креативности. 

С каждым занятием перед фантазией детей будут выставляться новые рамки (герои и злодеи поменялись местами, действие привязано к определённому месту или времени, у сказки должен быть определённый конец или начало.)

 


 

Развитие воображения детей старшего дошкольного возраста с разным уровнем когнитивных способностей (интеллекта и креативности)

Развитие воображения детей старшего дошкольного возраста с разным уровнем когнитивных способностей (интеллекта и креативности)

Изучением проблемы развития воображения занимались как зарубежные (

Изучением проблемы развития воображения занимались как зарубежные (

МБОУ опалиховская гимназия города

МБОУ опалиховская гимназия города

Неординарный подход к решению заданий наиболее важен в дошкольном возрасте, так как в этот период развития ребенок воспринимает все особенно эмоционально, а яркие, насыщенные занятия,…

Неординарный подход к решению заданий наиболее важен в дошкольном возрасте, так как в этот период развития ребенок воспринимает все особенно эмоционально, а яркие, насыщенные занятия,…

Групповые коррекционно-развивающие занятия

Групповые коррекционно-развивающие занятия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2020