РАЗВИТИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕМЬИ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕАТРАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАМКАХ СОЗДАНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В УДО.
Театральная педагогика – явление далеко не новое. Творчески мыслящие педагоги 20-го века основывали свою деятельность на методах личностно-ориентированного, диалогового взаимодействия с ребенком, принципах обучения, построенных на развитии творческого, а не репродуктивного освоения знаний, т.е. использовали методы и приемы театральной педагогики в качестве практического инструмента учителя.
Распространение в педагогической среде последних двух десятилетий терминологии театра и соответствующих технологий, не только помогает исследователям и практикам по-новому подходить к переосмыслению накопленного педагогического опыта и расширять конструктивно-творческий подход к занятиям, но и создает благоприятные условия для субъектного освоения и творческого применения учителями тонкостей гуманистической психодидактики. Театральные технологии позволяют гуманистической педагогике обрести свою внешнюю выраженность в повседневном поведении учителя.
На сегодняшний день театральной педагогикой разработана богатейшая система упражнений и тренингов, развивающих внимание, воображение, ассоциативное мышление, память, способность к действию и другие элементы творчества. Осваивая их, педагог обретает знание механизмов восприятия, взаимодействия, природы творческого процесса, что так необходимо при работе с детьми. Наработанные в профессиональном театре и, соответственно, в сфере профессионального театрального образования обучающие методики и тренинги могут и должны быть использованы в целях воспитания и всестороннего развития способностей ребенка. Речь идёт о комплексе взаимосвязанных способностей, в том числе и о способности к социальной адаптации детей в нашем непростом и быстро меняющемся мире, в условиях глобализации общественной жизни.
Работая педагогом по развитию речи в группах адаптации к условиям школьной жизни детей старшего дошкольного возраста и используя в своей работе средства театральной педагогики, я пришла к выводу, что театр является универсальной образовательной моделью поскольку: театр, как искусство коллективное, развивает коммуникативные способности, ребенок учиться плодотворному взаимодействию с разными людьми; театр, как искусство синтетическое, развивает эмоциональную сферу ребенка, погружая его в мир литературы, музыки, изобразительного искусства; игра, как один из основных видовых признаков театра, близка детям, ибо является для ребенка ведущим видом деятельности и основным механизмом развития личности ребенка. Театр является одним из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, и позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с художественным образованием и воспитанием детей; формированием эстетического вкуса, нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам общения), воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога), созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру. Великий театральный педагог К.С.Станиславский был убежден, что театр – лучшее средство для общения людей между собой, для вскрытия и понимания их сокровенных чувств. Поэтому театрализованная деятельность, включающая этюдные упражнения и игры-драматизации, является непременной составляющей в структуре занятий с детьми. Но я также осознаю, что для полноценного развития ребенка необходимо взаимодействие педагога с родителями воспитанников, которые являются заказчиками образовательных услуг, обладают определенным педагогическим потенциалом и способны обогащать образовательный процесс положительным опытом семейного воспитания. Взаимодействие педагогов и семьи — целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребенка. Сегодня потенциальные возможности семьи, ее жизнедеятельность, ценностные ориентации и социальные установки, отношение к образованию и воспитанию детей претерпевают серьезные трансформации. Педагоги и психологи, изучающие современную семью, отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации детей. Одним из ведущих условий изменения сложившейся ситуации является развитие конструктивного взаимодействия образовательного учреждения с семьей, которое помогает освоить продуктивные способы налаживания взаимоотношений в триаде «ребенок – родитель - педагог». Одним из источников углубления взаимодействия педагогов, родителей и детей является, на мой взгляд, организация семейного театра.
Семейный театр является не только средством развития воспитательного потенциала семьи, ее приобщения к миру театра и другим художественным ценностям, но и специфической формой передачи опыта предшествующих поколений и вобравшим в себя накопленную веками народную мудрость способом создания определенного жизненного уклада семьи.
Большой положительный опыт театральной педагогики, накопленной в разные годы ХХ века, позволяет утверждать: театр с раннего детства развивает в ребенке творческие задатки, стимулирует формирование психических процессов, способствует гармонизации отношений в семье, сокращению «духовной пропасти» между взрослыми и детьми.
Семейный театр – конструктивная форма взаимодействия образовательного учреждения с родителями, объединяющая всех членов семьи в целях повышения уровня их ответственности за воспитание ребенка при поддержке педагога. Семейный театр, приобщая взрослых и детей к театральному искусству, повышает уровень эстетического и культурного развития всех участников процесса. Атмосфера семейных театров замечательна тем, что она обогащает духовный мир ребенка и помогает ему становиться воспитанным, уверенным в себе и культурным человеком. В процессе театральной постановки авторитет родителя не подавляет ребенка, так как оба они являются артистами, и их статус равноценен. Театр дает возможность увидеть детям родителей, а родителям детей в новом неожиданном ракурсе, с абсолютно другой стороны, что всегда способствует улучшению и гармоничному развитию семейных отношений детей и их родителей. Ведь в семьях, где все участники увлечены общим хобби или занятием, кризисы семейной жизни проживаются гораздо легче.
Опыт моей работы показывает: в процессе театральной деятельности (участие в изготовлении костюмов, декораций, подготовка к театральным представлениям и т.д.) устанавливаются тесные отношения между родителями и педагогом, что является хорошим примером для детей. Для взрослых театральная деятельность – источник новых знаний, эмоциональных переживаний. Она способствует развитию адекватного восприятия действий ребенка, дает опыт совместных переживаний, изменяет характер поведения, намерений, действий. Совместная театральная деятельность детей и взрослых позволяет расширить круг общения, создает полноценную среду развития, помогает каждому ребенку найти свое место в сообществе, стать его полноценным членом.
Основными формами взаимодействия в рамках проекта «Семейный театр» являются:
- индивидуальные занятия с родителями и детьми. Такие занятия позволяют мне выявить уровень воспитательного потенциала семей, потребности и возможности семей в подготовке и проведении театральных постановок;
- совместные занятия детей и родителей, где происходит обучение членов семьи сценическому общению посредством этюдов, игр, упражнений;
- занятия в творческой мастерской, целью которых является обучить детей и родителей приемам создания домашнего театра;
- совместное посещение театра.
На первом этапе знакомства детей и родителей с видами и способами создания семейного театра я провожу диагностику, направленную на изучение отношения к театрализованной деятельности, в частности, и к театру в целом.
Затем организую открытое занятие для детей и родителей «Здравствуй, театр!», цель которого познакомить слушателей с законами восприятия театра и правилами поведения в «храме искусств». Далее следует посещение театра. Для дошкольников предпочтительнее кукольное представление, дети постарше идут с родителями в драматический театр. Я рекомендую родителям перед посещением прочитать детям то произведение, по мотивам которого поставлено представление, и побеседовать с ребенком о характере героев и о событиях, произошедших с ними. Это способствует более полному восприятию и осмыслению художественных образов, представляемых на сцене. Я пытаюсь подвести родителей к мысли, что им необходимо стать мудрыми посредниками между театром и детьми, ведь многое в искусстве ребенок не видит и не слышит в силу своей эстетической неразвитости, неподготовленности к общению с театром. Но для целенаправленной работы в этом направлении необходимо сделать посещение театра постоянным семейным ритуалом, ведь только зритель с устойчивым опытом общения с этим видом искусства овладевает культурой театрального восприятия, навыками «театрального мышления» - условным языком театрального искусства.
«Спектакль дозревает дома» - в этих словах В.И. Немировича-Данченко скрыт большой смысл. Важно не дать заглохнуть мыслям и чувствам, которые пробудил спектакль. Они еще долго могут звучать в душе ребенка, наполняя ее высокими стремлениями, ощущением праздничности. Важно не оставить ребенка наедине с его вопросами и переживаниями, ведь уловив этот момент душевной распахнутости, родители могут открыть многое из того, что в обыденной жизни поглощается житейской суетой. Важно сделать эти чувства неотъемлемой частью жизни ребенка. Для этого необходимо создание семейного театра, наполненного общими мыслями и чувствами, переживаниями и единым интересом, который приведет ребенка в мир театра большого, профессионального и позволит ему стать умным, чутким зрителем.
Сейчас в продаже имеются готовые комплекты для занятий домашним театром. И многие родители используют их в своих домашних постановках. Но наиболее ценными являются сказочные персонажи, изготовленные своими руками. Вот где происходит подлинное творческое развитие! Это могут быть: бумажные фигурки, используемые в теневом театре, пластилиновые человечки и существа из киндер-сюрпризов, приклеенные к деревянным палочкам и прекрасно себя чувствующие на сцене, в роли которой выступает средних размеров картонная коробка с прорезанными окошками спереди и по бокам, нарисованные детьми на плотном картоне сказочные герои, используемые в плоскостном театре.
Но мало иметь то, чем можно играть, важно научить тому, как нужно играть. Для этого на своих занятиях я обучаю детей и родителей различным средствам образной выразительности – вербальным и невербальным. Позы, жесты, мимика, пантомимика, различные интонации – все это помогает сделать образы ярче и красочнее. Конечно, первое время предпочтение отдается кукольному театру, т.к. детям, а порой и взрослым, иногда трудно бывает вступить в контакт, а посредством куклы происходит абстрагирование и снимаются внутренние зажимы. В условиях семьи даже самые стеснительные дети ведут себя свободно и раскованно и этот фактор нужно использовать для совершенствования исполнительских навыков, которые потом дети демонстрируют на занятиях.
Инсценировки для домашнего театра иногда возникают на уже известном сказочном материале, а иногда рождаются в головах самих исполнителей. Этому способствуют приемы работы над сказкой, которым я также обучаю на своих занятиях. Наиболее действенные из них это:
- «сказка наизнанку». Предлагаю ребятам пофантазировать, что произойдет в сказке, если, к примеру, Колобок будет злой, а Лиса доброй;
- «сказка по кругу». Я начинаю рассказывать историю «Жили-были …», затем продолжает ребенок, за ним следующий и так все без исключения;
- «Шкатулка сказок». В цветную коробку складываются различные предметы. Ребенок вытаскивает один из них и начинает сочинять о нем сказку. Произнеся первое предложение, передает предмет следующему, который придумывает второе предложение и т.д.;
- «Доскажи сказку». Читаю детям незнакомую сказку. На самом интересном месте прерываю чтение и прошу детей сочинить свое продолжение. В конце дочитываю детям авторскую концовку;
- «Сочинить сказку про мышонка» (зайчонка, лисенка и т.п.) Дети разбиваются по парам и сочиняют сказку вдвоем. Затем рассказывают ее всем остальным;
- сочинить сказку из двух придуманных слов. Нарисовать героев сказки, вырезать и поиграть в настольный театр;
- «Цветные кляксы». Дети с помощью красок делают на листах кляксы. Затем вырезают существа, которые они увидели в этих кляксах. Объединяют их в одну сказку и инсценируют ее;
- «Что было дальше? » Придумать дальнейшее развитие сказок «Золушка», «Красная шапочка» и т.д.;
- «Измени сказку». В знакомую сказку вводятся новые персонажи.
Такая работа очень оживляет дальнейшую драматизацию и будит воображение не только детей, но и родителей.
Итогом такой работы являются совместные театрализованные праздники и спектакли, представляемые на суд зрителей – взрослых и детей.
Все вышесказанное позволяет сделать вывод – использование театральных технологий в целях развития воспитательного потенциала семьи и создания развивающей образовательной среды в УДО способствует решению важных задач: гармонизации детско-взрослых отношений на всех возрастных этапах; переходу родителей от позиции наблюдателя к позиции соучастника и соавтора; сближению членов семьи и развитию доверительных отношений с педагогом; переходу родителей от «проживания рядом» с детьми к построению взаимоотношений, основанных на принципах уважения, доверия, открытости; переходу от ситуативного воздействия на ребенка к систематическому содержательному, эмоционально наполненному досугу. И, что особенно ценно, те знания и опыт, которые получают дети и взрослые на занятиях семейного театра, навсегда становятся частью их жизни – жизни более яркой, творческой, эмоционально и культурно насыщенной.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.