Развитие зрительно-моторной координации у старших дошкольников с нарушением зрения
Оценка 4.8

Развитие зрительно-моторной координации у старших дошкольников с нарушением зрения

Оценка 4.8
docx
18.05.2020
Развитие зрительно-моторной координации у старших дошкольников с нарушением зрения
Развитие зрительно-моторной координации.docx

Развитие

зрительно-моторной координации

у старших дошкольников с нарушением зрения

 

В настоящее время в методической литературе накоплен некоторый опыт по осуществлению коррекции зрительно-моторных нарушений у детей со зрительной патологией  и предлагаются разные приёмы и методы работы по формированию зрительно-моторной координации.

 Г.В. Никулина, А.В. Потёмкина, Л.В. Фомичёва предлагают проводить специальные занятия на развитие зрительно-моторной координации и даже разработали систему разнообразных по содержанию заданий, объединенных в 15 занятий.

 Основной целью данного курса является подготовка ребёнка к овладению процессами письма и чтения через совершенствование зрительно-моторной координации. Во время выполнения ребёнком предлагаемых заданий у него будут совершенствоваться процессы зрительного различения, локализации, дифференцировки, опознания; формироваться и развиваться такие зрительные умения, как умение видеть целое, умение выделять части целого, умение последовательно следить за зрительным стимулом.

Каждое задание несет свою смысловую нагрузку для решения основной задачи - развития зрительно-мо­торной координации ребенка. Каждое занятие состоит из 10 заданий, план­омерно повторяющихся (с элементами усложнения) из занятия в занятие. В силу объективных причин нами было апробировано только 8 занятий из 15. Но даже после половины проведенной работы отметилась положительная динамика.

Давайте рассмотрим структуру данного занятия.

1.задание: Упражнения для рук (самомассаж, пальчиковые игры) с целью снятия напряжённости мышц кистей и пальцев рук                       

Игровая ситуация «Пальчики здороваются»-

цель: выработать умение точно попадать каждым пальчиком в заданную точку.

Каждое занятие начинается с задания на обеспечение подвижности каждого пальчика обеих рук ребенка. Это своего рода разминка кистей рук. При этом мышцы кисти не должны находиться в сильном напряжении.           Для того, чтобы ребенок выполнял упражнения в заданном темпе (его рекомендуется постепенно увеличивать) и ритме можно предложить ему действовать под счет (взрослый и ребенок считают вместе). Слово «ПРИВЕТ» - в соответствии с игровой ситуацией «пальчики здороваются»- вводится с цель выработки умения у ребенка точно попадать каждым пальчиком в заданную точку.

                 

 

 

2 задание: Развитие умения точно проводить линии разной фигурации в разных направлениях

Правильное выполнение  данного задания помогает ребенку научиться точно проводить линии разной конфигурации (прямую, волнистую, зигзагообразную, в разных направлениях). Задание включает в себя: зрительный анализ линии и ее называние; рисование ее руками в воздухе широкими размашистыми движениями (без чрезмерного напряжения мышц); обведение линии указательным пальчиком и указкой под контролем зрения; обведение линии фломастером без отрыва руки. Такая последовательность выполнения задания активизирует зрительно-моторную память ребенка.

 

 

3 задание: Развитие умения видеть и выделять отдельный элемент на заштрихованном   поле

                         

Выполняя это задание, ребенок приобретает важнейшее зрительное умение: видеть отдельный элемент на заштрихованном поле.

 

4 задание: Работа с трафаретами геометрических фигур

 Для зрительного запоминания конфигураций линии вводится задание: ребенок должен обвести трафарет элементами линий без отрыва и остановки руки. Для детей с нарушениями зрения выполнение этого задания требует особенного внимания. Выполнив задание по трафарету, рядом ребенок должен самостоятельно нарисовать эту же геометрическую фигуру.

                 

«Нарисуй геометрическую фигуру», «Сделай то же, но развернув фигуру по-другому», «Нарисуй ряд чередующихся геометрических фигур» и т.д.

 

5 задание: Зрительная гимнастика с целью снятия зрительного и мышечного напряжения
6 задание: Зрительная гимнастика для укрепления мышц глаз и развития прослеживающих функций глаз

 Минутка отдыха. Задание направлено на снятие зрительного и мышечного напряжения.  И зрительная гимнастика- цель этого задания – научить ребенка максимально точно выполнять движения глазами без поворота головы. Для этого рекомендуется использовать: 1. Зрительные ориентиры: стрелку, показывающую направление движения; предметы-ориентиры, определяющие направление движения глаз. В задание включены элементы зрительной гимнастики для укрепления мышц глаза.

7 задание: Решение познавательной задачи с приобретением навыка графического выделения (точкой, линией)

Решая познавательные задачи, ребенок приобретает навык графического выделения (точкой, линией) информации, заложенной в задаче. Также на некоторых занятиях ребенок учится ставить точки разных размеров. При этом, обращается внимание на то, что величина точки (крупная или мелкая) зависит от силы нажима рукой, и не надо делать круговые движения, изображая крупную точку.

                   

 

8 задание: Игра «Гонки» закрепляет навык совместных движений руки и глаз

 

         

 

Игровая ситуация «Гонки». Перед выполнением ребенком игрового действия «промчаться от старта к финишу» обращается внимание на расположение руки (сбоку  и посередине трассы), на необходимость удерживания в поле зрения места старта и финиша. Обязательное правило- рука должна остановиться только за точкой финиша. Все это помогает ребенку приобретать уверенность в проведении линии в заданном направлении. В ходе выполнения задания необходимо вместе с ним проанализировать рабочее поле (трассу), направление движения. Сначала путь прослеживается указательным пальцем, затем карандашом. Важно, чтобы движение начиналось по команде «Марш!», что придает стремительность действиям руки.

 

9 задание: Игра «Укол» развивает умение проводить линии в разных направлениях

    

                

 

     

Важным моментом в развитии графических, тонких действий руки является умение свободно проводить линии в разных направлениях. Выработке данного навыка способствует игровая ситуация данного задания. С правилами игры ребенок знакомится при помощи карточки, на которой изображены точка и крестик, и , поворачивая которую, ребенок наглядно видит изменения в направлении движения. Разные варианты игры «Укол» помогают развить умение свободно выполнять графические действия в различных направлениях.

 

10 задание: Овладение умением зрительно выделять элементы клеточного листа

 Это задание готовит ребенка к умению зрительно выделять элементы клеточного листа: клетку, клеточный ряд, клеточный столбик. Овладение таким умением поможет дошкольнику в будущем сформировать навык работы в тетради в клеточку.

 

 

 

Анализ исследования позволяет сделать вывод в виде рекомендаций по развитию ЗМК:

1.При подборе содержания этой работы необходимо учитывать особенности психофизического развития детей и состояние зрительных функций.

2.Развитие зрительно-моторной координации необходимо проводить систематически, используя различные виды детской деятельности.

3.Мы убеждены, что работа по развитию зрительно-моторной координации должна занимать одно из ведущих мест в коррекционно-развивающем и образовательном процессе групп для детей с нарушением зрения., т.к. недостаточная сформированность ЗМК является фактором ограничивающим и задерживающим психическое развитие ребенка.

 

 

 


 

Развитие зрительно-моторной координации у старших дошкольников с нарушением зрения

Развитие зрительно-моторной координации у старших дошкольников с нарушением зрения

Слово «ПРИВЕТ» - в соответствии с игровой ситуацией «пальчики здороваются»- вводится с цель выработки умения у ребенка точно попадать каждым пальчиком в заданную точку

Слово «ПРИВЕТ» - в соответствии с игровой ситуацией «пальчики здороваются»- вводится с цель выработки умения у ребенка точно попадать каждым пальчиком в заданную точку

Выполняя это задание, ребенок приобретает важнейшее зрительное умение: видеть отдельный элемент на заштрихованном поле

Выполняя это задание, ребенок приобретает важнейшее зрительное умение: видеть отдельный элемент на заштрихованном поле

Зрительные ориентиры: стрелку, показывающую направление движения; предметы-ориентиры, определяющие направление движения глаз

Зрительные ориентиры: стрелку, показывающую направление движения; предметы-ориентиры, определяющие направление движения глаз

Игровая ситуация «Гонки». Перед выполнением ребенком игрового действия «промчаться от старта к финишу» обращается внимание на расположение руки (сбоку и посередине трассы), на необходимость удерживания…

Игровая ситуация «Гонки». Перед выполнением ребенком игрового действия «промчаться от старта к финишу» обращается внимание на расположение руки (сбоку и посередине трассы), на необходимость удерживания…

Овладение умением зрительно выделять элементы клеточного листа

Овладение умением зрительно выделять элементы клеточного листа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.05.2020