Важной задачей педагогической работы с дошкольниками является стимулирование развития детского познания, которое осуществляется с помощью определенных методов и средств. И один из более эффективных средств развития познания – творческий проект. Это один из методов, развивающий творческий и интеллектуальный потенциал.
Современное образование должно базироваться не на тех знаниях, которые когда-нибудь в будущем ему пригодятся, а на том, что остро необходимо ребенку сегодня, на проблемах его реальной жизни. Всякая деятельность с детьми должна сроиться с учетом их интересов, потребностей, основываясь на личном опыте ребенка. Именно поэтому ос-новная задача в обучении – исследование ребенком совместно со взрослым окружающей действительности.
Развитие детского познания в процессе организации творческих проектов
Важной задачей педагогической работы с дошкольниками является стимулирование
развития детского познания, которое осуществляется с помощью определенных методов и
средств. И один из более эффективных средств развития познания – творческий проект.
Это один из методов, развивающий творческий и интеллектуальный потенциал.
Современное образование должно базироваться не на тех знаниях, которые когда
нибудь в будущем ему пригодятся, а на том, что остро необходимо ребенку сегодня, на
проблемах его реальной жизни. Всякая деятельность с детьми должна сроиться с учетом их
интересов, потребностей, основываясь на личном опыте ребенка. Именно поэтому основная
задача в обучении – исследование ребенком совместно со взрослым окружающей
действительности. Все, что дети делают, они должны сами спланировать, выполнить,
проанализировать, оценить и, естественно, понять, зачем они это сделали. Для выполнения
проекта нужно суметь построить собственную деятельность совместно с другими, добыть
знания, необходимые для выполнения этого и суметь реализовать их. Следовательно, решая
свои жизненные задачи, строя отношения друг с другом, познавая жизнь, дети получают
необходимые знания, причем не в дискретном виде, а уже синтезированном, как это и есть
в реальной жизни.
Сегодня, говоря про творческие проекты, мы подразумеваем комплекс идей,
достаточно четкую педагогическую технологию и конкретную практику
совершенствования критического мышления, познавательных навыков, умений
ориентироваться в информационном пространстве.
Познавательноисследовательская деятельность пронизывает все сферы детской
жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в
реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок чтото принципиально
новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на
переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще малоизвестный ему мир,
задействованы одни и те же механизмы творческого мышления.
Оценивая значение экспериментирования в развитии ребенка, нами разработана
программа «Мы исследователи» для детей старшего дошкольного возраста. Ведущая идея
программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрастуэкспериментальноисследовательской
деятельности
для
формирования
естественнонаучных представлений дошкольников.
Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные
опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают
любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего
мира. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять,
сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинноследственную
связь, соблюдать правила безопасности.
Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного
стандарта (образования) по данной образовательной области с учетом межпредметных и
внутрипредметных связей, логики учебнопознавательного процесса по предмету, развитие
познавательно исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности,
возрастных и психофизических особенностей детей.
В результате освоения содержания программы предполагается формирование у
воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений, формирование
исследовательских умений, а также самостоятельности в процессе экспериментальной
деятельности, применении знаний на практике.
Форма проведения занятий занимательные игрызанятия с элементами
экспериментирования (игрыпутешествия, игрысоревнования).
Весь материал в ходе реализации программы изучается тематическими блоками.
Изучение каждого блока осуществляется посредством применения различных методик и
технологий, обеспечивающих достижение требуемого результата. На изучение каждого
блока отводится определенное количество часов. В конце года проводится
диагностическое обследование по изученным темам.
Практически все занятия проходят «незримую» подготовку, которая включает в
себя: просмотр книг, видеороликов, специальноподобранные компьютерные игры, задания,
разработка схемы, плана, сценария, создается словарь обиходной лексики, проводится
минимаркетинговое исследование (в пределах возрастных возможностей детей).
Программа направлена на развитие системы действий: они становятся более
целенаправленными, точными, осуществляются с наименьшими усилиями. Возрастает роль
зрительного обследования объектов. Возрастает произвольность восприятия, потребность в
которой диктуется спецификой самой деятельности. Развиваются все виды восприятия:
зрительное (поскольку оно важно на всех этапах работы: в процессе продумываниявариантов выполнения проекта, на этапах изготовления и оценивания предмета); слуховое,
тактильное и другие. Восприятие становится более целостным, дифференцированным,
увеличивается скорость восприятия. Все эти преобразования происходят благодаря тому,
что выполнение проекта постоянно сопровождается сравниванием предметов по размеру,
форме, цвету, материалу; анализом составляющих частей объекта и синтезом имеющихся
элементов. Наряду с сенсорикой развивается и внимание. Оно также становится
произвольным. Развиваются его свойства: переключаемость, распределяемость, объем и др.
Это происходит потому, что детям приходится постоянно сосредотачивать внимание на
объекте труда, особенно в процессе осуществления самоконтроля при выполнении
трудовых операций.
Увеличивается объем как зрительной, так и слуховой памяти, т.к. ребенку
необходимо удерживать достаточное количество информации в уме. Развивается
произвольная память благодаря тому, что на каждом этапе перед ребенком ставится задача
чтото запомнить, и успешность дальней деятельности напрямую зависит от того,
насколько хорошо он эту задачу решил. Однако наибольшее влияние разработанная нами
программа оказывает на развитие мышления, речи и воображения. Совершенствуется
нагляднообразное мышление благодаря тому, что для нахождения решения проблемы
ребенок должен оперировать мысленными образами. Программа исследовательской
деятельности детей способствует также развитию образносхематического мышления
переходной ступени к словеснологическому. Особенно успешно это происходит, если
педагог постоянно использует разнообразие схемы, таблицы на этапах планирования и
изготовления предмета. Развиваются мыслительные операции: анализ и синтез (в процессе
анализа структуры предмета; выделении этапов и операции работы; оценивания
результатов и т.д.); классификация, абстрагирование и др. Появляется способность
вербализация трудовых операций. Претерпевают изменения все стороны речи.
Увеличивается словарный запас (речь обогащается разнообразными прилагательными,
наречиями); совершенствуется грамматический строй (дети учатся правильно употреблять
различные формы слов, согласовывать их в предложения); увеличивается количество
сложных предложений (сложносочиненных и сложноподчиненных). Развитие речи
происходит в рамках выполняемой деятельности благодаря оречествлению всех этапов
работы; особое значение приобретает планирующая функция речи. Важным следствием
является также развитие творческого воображения. Оно проявляется тогда, когда
необходимо создать продукт, обладающий субъективной новизной. Использование знанийпри этом носит поисковый характер и является, по существу, приобретением новых знаний,
поскольку в процессе работы над исследованием дети открывают неизвестные стороны
предметов, взаимосвязи и отношения.
Список литературы:
• Дыбина О.В. , Поддъяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., «Ребенок в мире
поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста»/ Под ред. О.В. Дыбиной. –
М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.
• Дыбина О.В. Рахманова Н.П., Щетина В.В. «Неизведанное рядом: занимательные
опыты и эксперименты для дошкольников»/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
– 64 с.
• Короткова Н.А. «Познавательноисследовательская деятельность старших
дошкольников»/ / Ж. Ребенок в детском саду. 2003. № 3, 4, 5. 2002. №1
• Николаева С.Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой.
Природопользование в детском саду». Методическое пособие. – М.: Педагогическое
общество России, 2005. – 80 с.
• Новиковская О.А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для
дошкольников. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006. – 64 с.
• «Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические
рекомендации»/ Под общ. Ред.Л.Н.Прохоровой. – М.:АРКТИ, 2003. – 64с.
• Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей» // Дошкольное
воспитание. 2005. №1.
• Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.»Экспериментальная деятельность детей среднего
и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие» – СПб.: ДЕТСТВОПРЕСС,
2007. – 128с.
•
Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным
миром. М: Педагогическое общество России,2007
•
Доронова Т.Н., Короткова Н.А. Познавательно – исследовательская
деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду, 2003 №3
• Материалы – интернет сайтов.