РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
Оценка 4.7

РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
docx
музыка +1
Взрослым
06.11.2018
РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни. В связи с этим исследования природы одарённости и таланта, разработка научных методов их диагностики и программ развития всё больше привлекают внимание исследователей теоретиков и практиков.Музыкально одарённый ребёнок выделяется из общего коллектива учащихся, находящихся в классе. Такие дети эмоционально восприимчивы к музыке. Конкурсная деятельность имеет определенные преимущества перед другими способами личностной и творческой самореализации. Подготовка и участие в олимпиадах, конкурсах интенсивно расширяет опыт жизненных и эстетических отношений, помогает конкурсантам через активные личные переживания совершить переход к более глубокому познанию искусства, к постижению серьезного художественного творчества.Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни. В связи с этим исследования природы одарённости и таланта, разработка научных методов их диагностики и программ развития всё больше привлекают внимание исследователей теоретиков и практиков.
Развитие детской одаренности на уроках сольфеджио и во внеурочное время.docx
МБОУ ДОД «ДМШ №20 им. М.А. Матренина»,  Осинниковский городской округ РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ Емельянова С.А., преподаватель теоретических дисциплин,  К любому ребёнку следует относиться   с надеждой и ожиданием. Н.С. Лейтес Воспитание   и   развитие   одаренных   и   талантливых   детей   является важнейшим   условием   формирования   творческого   потенциала   общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни. В   связи   с   этим   исследования   природы   одарённости   и   таланта,   разработка научных методов их диагностики и программ развития всё больше привлекают внимание исследователей теоретиков и практиков. В 90­х годах прошлого столетия эта проблема была поставлена в нашей стране,   как   государственная.   Остроактуальными   стали   не   только теоретические   вопросы   одарённости   и   способностей,   но   и   практические проблемы,   связанные   с   художественным   образованием   и   воспитанием одарённых детей. Многолетний   опыт   работы   с   детьми   подтверждает   важный   вывод, который много лет назад сделал великий немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гете: «Человек, обладающий врожденным талантом, испытывает величайшее счастье тогда, когда использует этот талант». И как важно дать этому таланту поддержку и опору, подтолкнуть его к росту и совершенствованию. От нас, педагогов, много зависит ­ разовьётся это уникальное «явление природы» или угаснет?   Неслучайно   многие   педагоги   музыкальной   школы   работают   над методической   темой   «Развитие   детской   одарённости   на   уроках   музыки   и внеурочной деятельности».  Долгое   время   одаренность   рассматривали,   как   божественный   дар   и лишь в середине XIX века сформировалось представление о наследственной природе этого дара. Ребенок рождается на свет с определенными творческими способностями,   задача   родителей   вовремя их   заметить   и   направить художественно­эстетическое   развитие   в   нужном   направлении.   Получив   от родителей   «еще   незаполненный   сосуд»,   задачей   педагогов   становится развитие   интеллектуально­творческого   потенциала   ребенка.   Развитие творческой одаренной личности ребенка становится одной из главных задач в системе   художественного   образования.   Совершенствование   традиционных методов   преподавания   требует   поиск   наиболее   результативных   путей воспитания и обучения каждого отдельного ученика. Музыкально   одарённый   ребёнок   выделяется   из   общего   коллектива учащихся, находящихся в классе. Такие дети эмоционально восприимчивы к музыке. Как правило, у них вырабатываются свои музыкальные предпочтения. Свои   приоритеты.   Некоторые   произведения   им   нравятся,   и   они   готовы слушать их снова и снова, а к другим они равнодушны. Одним из методов выявления в классе музыкально одарённых детей является наблюдение. При подходе   к   одаренному   ребенку   нельзя   обойтись   без   наблюдений   за   его индивидуальными личностными и творческими проявлениями. Чтобы судить об   его   музыкальной   одаренности,   нужно   выявить   то   сочетание психологических   свойств,   которое   присуще   именно   ему,   то   есть,   нужна целостная   характеристика,   получаемая   путем   разносторонних   наблюдений. Преимущество   педагогического   наблюдения   и   в   том,   что   оно   может происходить в естественных условиях, когда наблюдателю может открыться немало тонкостей. Существует естественный эксперимент, когда, например, на   уроке   организуется   нужная   для   исследования   обстановка,   которая является для ребенка совершенно привычной и, когда он может и не знать, что за ним специально наблюдают. Признаки музыкальной одаренности ребенка важно наблюдать и изучать в развитии. На что же должен обратить внимание педагог при работе с   музыкально одарёнными   детьми?   Прежде   всего,   надо   постараться   создать   на   уроке благоприятную атмосферу взаимопонимания. Во время общения на уроках и внеурочной   деятельности,   педагогу   необходимо   постоянно   стимулировать ребёнка к творчеству во всех его проявлениях. По своей природе детское творчество синтетично и часто носит импровизационный характер. Оно дает возможность значительно полнее судить об индивидуальных особенностях и своевременно выявить творческие способности у детей. К примеру, во время проведения   распевок   предложить   ребенку   придумать   своё   упражнение   и предложить   его   исполнить   всему   классу.   Только   благодаря   постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями, мы поддерживаем и развиваем музыкальные способности у детей. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться   в   творческий   процесс   обучения   и   воспитывает   в   нём   жажду знаний, стремление к открытиям и творчеству. В работе с музыкально ­ одаренными детьми целесообразно положить следующие принципы педагогической деятельности:  принцип  максимального разнообразия  предоставленных  возможностей для творческого развития личности;  принцип возрастания роли внеурочной деятельности в образовательном процессе;  принцип индивидуализации и дифференциации обучения;  принцип   создания   условий   для   совместной   работы   учащихся   при минимальном участии учителя;  принцип свободы выбора учащимися видов деятельности на уроке и во внеурочное время, оказания при её выполнении необходимой помощи. Таким образом, все перечисленные принципы в полной мере находят отражение в основополагающих идеях новых федеральных государственных требований. В работе с музыкально одаренными детьми наиболее эффективными из современных   педагогических   технологий   являются   технологии продуктивного обучения и компетентностный подход. Это позволяет понять точку зрения учащегося и смотреть на вещи с его и со своей точек зрения, использовать исследовательские, частично­поисковые, проблемные, игровые виды деятельности. Творчески подходя к развитию различных способностей у детей, педагог сможет помочь любому ребенку реализовать себя в будущем как яркую, творчески  одарённую личность. Развитие одаренности младших школьников проходит более успешно, если   деятельность   преподавателя   базируется   на   основе   создания благоприятной психологической атмосферы для всего творческого процесса, внимания   к   индивидуальным   психологическим   и   возрастным   особенностям каждого   одаренного   учащегося,  подготовки   учащихся   к   концертной деятельности;   участию   в   олимпиадах,   организации   самостоятельной творческой   работы   учащихся,   проведения   разъяснительной   работы   с родителями,   с   целью   создания   у   них   адекватного   представления   о способностях своего ребенка. Особенности младшего школьника содержат огромный потенциал для развития   музыкальной   одаренности.   Это   эмоциональность   и   высокая восприимчивость;   преобладание   чувственного   восприятия,   наглядно­ образного   мышления   и   одновременно   формирования   абстрактного; активность   ребенка;   становление   его   субъектом   разнообразных   видов человеческой   деятельности;   стремление   к   самореализации;   выделение собственного «Я».  В работе с каждым учеником приходится оценивать как положительные, так   и   отрицательные   стороны   его   личности,   его   отношения   к   музыке, исполнительские   умения.   Творчески   одаренный   ребенок   ­   это   не   всегда «блестящий»   ребенок.   По   мнению   известного   психолога   К.Г.   Юнга, «Одаренный   ребенок   может   иметь   даже   неблагоприятные   характеристики: разбросанность,   голова   полна   шалостей;   он   ­   нерадивый,   халатный, невнимательный,   озорной,   своенравный».   В   своей   практике   педагоги   часто сталкиваются с такими детьми, но если найти к ним правильный подход, то можно достичь в развитии их способностей больших успехов. Часто у таких детей   возникают   конфликтные   ситуации   с   учителями,   однако   вскоре,   они успокаиваются и доказывают своими поступками, что они «намного лучше, чем   о   них   думают».   Они   всегда   готовы   помочь   организовать   любое мероприятие и принять в нём активное участие. Выходя на сцену выступать (к примеру, исполнять песню сольно или танцевать), такие дети раскрывают все свои таланты. Педагогу необходимо выстраивать индивидуальную траекторию творческого развития каждого ребенка. Большое значение при работе с творчески одаренными детьми имеет воспитательная работа. Она должна быть направлена на формирование такой личности,   которая   станет   в   дальнейшем   «воспитателем»   собственных способностей.   Педагог   не   только   учит   петь,   играть,   но   и   помогает формированию личности, опираясь на нравственные основные критерии добра и зла. Такие качества, как доброта, искренность, открытость, в сочетании с мастерством сопровождают личность на протяжении всей жизни. Выделяют следующий комплекс качеств педагога, необходимых в работе с одаренными детьми:  личностные (позитивная «Я­концепция», целеустремленность, зрелость, эмоциональность, артистичность, доброжелательность, общительность, тактичность);  профессиональные   (знания   и   умения,   помогающие   развитию одаренности   каждого   ученика   с   учетом   индивидуальной   психолого­ педагогической   характеристики);   разработка   специальных   учебных программ,   оценка   результатов   обучения,   консультативное   обучение детей и родителей);  поведенческие (умение создать творческую атмосферу, педагогическая техника, форма поведения педагога). Для того чтобы педагог смог осуществить педагогическую поддержку, он должен иметь особую подготовку:  представление о том, что такое музыкальная одаренность и музыкально одаренный ребенок; знание особенностей развития творчески одаренных детей;   владение приемами психолого­педагогической поддержки, т.к. это путь решения   проблем   музыкально   одаренных   детей   разного   характера (проблемы   обучения,   общения,   развития,   поведения,   проблем мировосприятия и др.). Каковы   же   педагогические   условия   развития   музыкально   одаренных детей?   Педагогический   опыт   коллег   и   собственный   опыт   доказывают,   что процесс развития музыкально одаренного ребенка будет эффективным, если: 1)   приоритетными   будут   педагогические   задачи   личностного   развития, воспитания   характера,   развития   эмоционально­волевой   сферы   ребенка, воспитания позитивного отношения к жизни; 2) будут созданы условия, обеспечивающие становление позиции ребенка как субъекта своего развития, самопознания, самоорганизации; 3)   педагогический   процесс   будет   адекватен   специфике   процесса   обучения музыканта как художественно­творческой деятельности; 4)   педагогическими   факторами   будут   выступать   художественная ориентационно­развивающая   среда   и   педагогическая   поддержка, направленная на развитие личностной и эмоциональной сфер. В работе с одаренными детьми нужно избегать 2­х крайностей:  возведение ребенка на пьедестал, подчеркивания его особых прав,    с   другой   стороны   –   публичного   принижения   достоинства   или игнорирования   интеллектуальных   успехов   во   время   борьбы   со “звездностью”. Говоря о развитии и обучении музыкально одаренных детей, нельзя не остановиться   на   вопросе   исполнительского   репертуара.   Он   должен   быть интересен, ярок и соответствовать возрасту и вокальным данным ребенка, а так же отвечать высоким нравственным идеалам. Предлагая юному таланту произведения   гораздо   сложнее   его   уровня   исполнительства,   мы предоставляем ему возможность добиться результативности очень усердным трудом.     Приходится   объяснять   даже   способным   детям,   что   если   не прикладывать никаких усилий, данные тебе от природы способности просто не раскроются. Участие   в   конкурсах   вполне   соответствует   естественной   детской потребности соревноваться. Творчески одаренные дети с огромным желанием и   удовольствием   принимают   участие   в   концертах   и   различных   конкурсах. Порой   стремление   к   победе   оказывается   настолько   сильным,   что   даже ленивый   обычно   ребенок   демонстрирует   небывалое   вдохновение.   «Хочешь быть   первой?   Можешь!   Работай!».   Творческие   соревнования   мотивируют детей. Возможность участия в конкурсе является сильнейшим стимулом для упорной работы, в необходимости которой детей не всегда легко убедить. Участие   в   конкурсах   ставит   перед   детьми   конкретную   цель,   близкую   их пониманию: померяться силами с другими в дружеском состязании. Конкурсная   деятельность   имеет   определенные   преимущества   перед другими способами личностной и творческой самореализации. Подготовка и участие в олимпиадах, конкурсах интенсивно расширяет опыт жизненных и эстетических   отношений,   помогает   конкурсантам   через   активные   личные переживания совершить переход к более глубокому познанию искусства, к постижению серьезного художественного творчества. Необходимо   хвалить   детей,   даже   самые   незначительные   достижения, если они требовали времени и усердия. Похвала – витамин роста!!! Чувство победы позволяет ребенку пережить «ситуацию успеха» и поверить в свои возможности. Литература Малахова И. А. «Развитие личности. Способность к творчеству,  1. одаренность, талант. Ч. 1. / И.А. Малахова. ­ Минск, 2002. 2. Коганович Г. П. Музыкальная импровизация и воспитание творческой  личности / Г. П. Коганович. ­ Минск, 1997.

РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2018