Одна из актуальных проблем в современной педагогике – это формирование у детей самостоятельности и инициативы. Эта проблема тревожит и современных педагогов дошкольной ступени образования. Ведь мы понимаем, что для успешного школьного обучения немаловажно развитие детской самостоятельности и инициативы. ФГОС также отмечает, что необходимо «побуждать детей к инициативности и самостоятельности». И, конечно, детский сад, являясь первой ступенью в системе образования, несет важную роль в становлении самостоятельности и инициативности ребенка.
            
        
        
        
                    
                
                    Развитие детской самостоятельности и инициативы
Одна из актуальных проблем в современной педагогике – это формирование у
детей самостоятельности и инициативы. Эта проблема тревожит и современных
педагогов   дошкольной   ступени   образования.   Ведь   мы   понимаем,   что   для
успешного   школьного   обучения   немаловажно   развитие   детской
самостоятельности   и   инициативы.   ФГОС   также   отмечает,   что   необходимо
«побуждать детей к инициативности и самостоятельности». И, конечно, детский
сад,   являясь   первой   ступенью   в   системе   образования,   несет   важную   роль   в
становлении самостоятельности и инициативности ребенка.
Постараемся разграничить термины «инициативность» и «самостоятельность».
Самостоятельность   –   обобщенное   свойство   личности,   проявляющееся   в
инициативности,   критичности,   адекватной   самооценке   и   чувстве   личной
ответственности за свою деятельность и поведение.
Инициативность – частный случай самостоятельности, стремление к инициативе,
изменение форм деятельности или уклада жизни. Это мотивационное качество,
рассматривается и как волевая характеристика поведения человека.
Самостоятельность   дошкольника   проявляется   в   игровой,   познавательной,
творческой деятельности. Ребенок самостоятельно может придумывать сюжет
игры,   организовывать   игры   совместно   со   сверстниками.   Так   же   индикатором
развитие   самостоятельности   служит   выполнение   поручений   взрослых,
успешность   в   самообслуживании,   способности   адекватно   оценивать   свою
деятельность и деятельность сверстников.
Инициативность ребенка может проявляется во всех видах деятельности, но ярче
всего   в   общении,   игре,   экспериментировании.   Инициативность   является
непременным   условием   успешного   развития   познавательной   и   творческой
деятельности ребенка.
Короткова   Н.   А.   и   Нежнова   П.   Г.   вводят   такое   понятие   как   «творческая
инициатива». Под творческой инициативой следует понимать включенность
ребенка в сюжетную игру, как основную деятельность дошкольника.
Инициативный ребенок умеет самостоятельно организовать игру и привлечь к
своей   игре   сверстников.   Как   известно,   игра   –   это   одна   из   ведущих   видов
деятельности   ребенка   дошкольника,   поэтому,   чем   разнообразнее   игровая
деятельность, тем успешнее, динамичнее развитие личности.   
Нельзя   не   отметить   того,   что   инициативность   тесно   связана   с   общением.
Инициативный   ребенок   способен   поддержать   общение   со   взрослым   и
сверстником, а также сам инициировать его. Здесь немаловажна роль педагога,
который   должен   выстраивать   педагогический   процесс   так,   чтобы   у   ребят
возникала потребность общаться друг с другом,  задавать вопросы взрослому.
Ведь инициативность интенсивно развивается в дошкольном возрасте, наиболееблагоприятным периодом является возраст от 3 до 5 лет, с появлением в речи
ребенка фразы «Я сам».
Любой вид деятельности  оказывает влияние  на развитие  разных компонентов
самостоятельности. Так, игра способствует развитию активности и инициативы,
в   трудовой   деятельности   заложены   благоприятные   возможности   для
формирования целенаправленности и осознанности действий,  настойчивости в
достижении   результата,   в   продуктивных   видах   деятельности   формируются
независимость ребенка от взрослого, стремление к поиску адекватных средств
достижения результата.
Постепенно   самостоятельность   репродуктивного   характера   сменяется   на
самостоятельность с элементами творчества, повышается уровень осознанности,
самоконтроля,   самооценки   ребенка   в   процессе   осуществляемого   им   вида
деятельности.
Выделяют 3 компонента развития самостоятельности:
1. Интеллектуальный: продуктивное и традиционное мышление. Формирование
самостоятельности   во   многом   зависит   от   уровня   сформированности   памяти,
мышления,   развития   внимания,   речи   и   т.   д.   благодаря   этому   ребенок   умеет
подчинять свои действия той или иной задаче, достигать цели.
2.   Эмоциональный:   при   определенных   условиях   эмоции   могут   существенно
повышать продуктивность мыслительной деятельности.
3.   Волевой:   элементы   воли,   закладывающиеся   у   детей   еще   в   дошкольном
возрасте, являются необходимым компонентом самостоятельности.
Развитие   инициативности   ребенка   от   неосознанного   повторения   операций   до
активного включения в собственно процесс деятельности может осуществляться
на   различных   этапах   деятельности:   ориентировочном   (начало деятельности,
выделение ее ориентиров); организационном (формирование образа предстоящей
деятельности);
  исполнительском   (организация   собственного   труда   и
самостоятельность   в   процессе   решения   задачи,   завершенность   действий);
контрольнооценочном   (осознание   сделанного,   готовность   к   продолжению
деятельности).
Таким   образом,   развитие   самостоятельности   и   инициативности   ребенка
невозможно вне деятельности. Учитывая психологические особенности ребенка
дошкольного   возраста,   возрастные   особенности   психических   процессов,
педагогам необходимо учитывать некоторые аспекты:
 необходимо   подбирать   приемы   и   методы   работы,
  учитывая
индивидуальные   особенности   ребенка,   и   способствующие   развитию
самостоятельности   и   инициативы   (это   может   быть   проектная
деятельность,   исследовательская   деятельность,   проблемные   ситуации,
задания, готовность педагога к недирективной помощи воспитанникам и
т.д.)
активизировать   инициативность   и   самостоятельность   в   совместной
деятельности с ребенком, поддерживать  детскую инициативу, создавать
потребность в самостоятельном решении задач.
 организовывать   предметно   развивающую   среду   таким   образом,   чтобы
ребенку   была   предоставлена   возможность   проявить   свою   инициативу   в
различных образовательных областях.
стремиться к установлению доверительных, открытых отношений между
взрослым и ребенком.
систематичность  и  последовательность  (а не эпизодичность)  в развитии
инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста.
  создание   предметнопространственной   среды   для   проявления
В таком  продуманном психологопедагогическом сопровождении  для ребенка
создаются   условия   для   возможности   принимать   самостоятельные   решения   в
выполнении доступных им по трудности задач. Это в свою очередь формирует у
них волевые качества, самостоятельность, произвольность поведения в разных ее
видах, стремление добиваться поставленной цели, ответственное отношение к
результатам своих действий.
Способы поддержки детской инициативы:
самостоятельности при выборе ребенка деятельности по интересам;
   свободный   выбор   ребенком   партнеров   в   игровой   и   познавательной
деятельности;
 обращение ребенка к взрослым на основе собственного побуждения;
 образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие поисково
познавательной деятельности детей;
   педагогу   важно   владеть   способами   поддержки   детской   инициативы,
необходимо   сотрудничать   с   детьми:   не   стараться   все   сразу   показывать   и
объяснять.   Необходимо   создавать   условия,   выстраивать   образовательный
процесс так, чтобы дети о многое могли выполнять самостоятельно, находить
ответы   на   вопросы,   получать   удовольствие   в   процессе   познавательной
деятельности.
Конечно   также   немаловажна   роль   семьи   в   развитии   инициативы   и
самостоятельности   ребенка,   поэтому   педагогу   необходимо   сотрудничать   с
родителями по решению данного вопроса.
Очевидно, что при этом ведущая роль в создании соответствующих условий для
деятельности   детей,   в   грамотном   психологопедагогическом   сопровождении
организации   всего   процесса,   в   побуждении   детской   инициативы,   поддержки
самостоятельности   на   всех   этапах   деятельности   принадлежит   педагогу.   При
этом   педагог   целенаправленно   создает   условия,   в   которых   формируется   иукрепляется инициативность ребенка, создавая прочную основу для дальнейшего
успешного обучения.