Развитие детской самостоятельности и инициативы
Оценка 4.8

Развитие детской самостоятельности и инициативы

Оценка 4.8
Занимательные материалы
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
17.10.2019
Развитие детской самостоятельности и инициативы
Одна из актуальных проблем в современной педагогике – это формирование у детей самостоятельности и инициативы. Эта проблема тревожит и современных педагогов дошкольной ступени образования. Ведь мы понимаем, что для успешного школьного обучения немаловажно развитие детской самостоятельности и инициативы. ФГОС также отмечает, что необходимо «побуждать детей к инициативности и самостоятельности». И, конечно, детский сад, являясь первой ступенью в системе образования, несет важную роль в становлении самостоятельности и инициативности ребенка.
Развитие детской самостоятельности и инициативы.docx
Развитие детской самостоятельности и инициативы Одна из актуальных проблем в современной педагогике – это формирование у детей самостоятельности и инициативы. Эта проблема тревожит и современных педагогов   дошкольной   ступени   образования.   Ведь   мы   понимаем,   что   для успешного   школьного   обучения   немаловажно   развитие   детской самостоятельности   и   инициативы.   ФГОС   также   отмечает,   что   необходимо «побуждать детей к инициативности и самостоятельности». И, конечно, детский сад,   являясь   первой   ступенью   в   системе   образования,   несет   важную   роль   в становлении самостоятельности и инициативности ребенка. Постараемся разграничить термины «инициативность» и «самостоятельность». Самостоятельность   –   обобщенное   свойство   личности,   проявляющееся   в инициативности,   критичности,   адекватной   самооценке   и   чувстве   личной ответственности за свою деятельность и поведение. Инициативность – частный случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни. Это мотивационное качество, рассматривается и как волевая характеристика поведения человека. Самостоятельность   дошкольника   проявляется   в   игровой,   познавательной, творческой деятельности. Ребенок самостоятельно может придумывать сюжет игры,   организовывать   игры   совместно   со   сверстниками.   Так   же   индикатором развитие   самостоятельности   служит   выполнение   поручений   взрослых, успешность   в   самообслуживании,   способности   адекватно   оценивать   свою деятельность и деятельность сверстников. Инициативность ребенка может проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего   в   общении,   игре,   экспериментировании.   Инициативность   является непременным   условием   успешного   развития   познавательной   и   творческой деятельности ребенка. Короткова   Н.   А.   и   Нежнова   П.   Г.   вводят   такое   понятие   как   «творческая инициатива». Под творческой инициативой следует понимать включенность ребенка в сюжетную игру, как основную деятельность дошкольника. Инициативный ребенок умеет самостоятельно организовать игру и привлечь к своей   игре   сверстников.   Как   известно,   игра   –   это   одна   из   ведущих   видов деятельности   ребенка   дошкольника,   поэтому,   чем   разнообразнее   игровая деятельность, тем успешнее, динамичнее развитие личности.    Нельзя   не   отметить   того,   что   инициативность   тесно   связана   с   общением. Инициативный   ребенок   способен   поддержать   общение   со   взрослым   и сверстником, а также сам инициировать его. Здесь немаловажна роль педагога, который   должен   выстраивать   педагогический   процесс   так,   чтобы   у   ребят возникала потребность общаться друг с другом,  задавать вопросы взрослому. Ведь инициативность интенсивно развивается в дошкольном возрасте, наиболее благоприятным периодом является возраст от 3 до 5 лет, с появлением в речи ребенка фразы «Я сам». Любой вид деятельности  оказывает влияние  на развитие  разных компонентов самостоятельности. Так, игра способствует развитию активности и инициативы, в   трудовой   деятельности   заложены   благоприятные   возможности   для формирования целенаправленности и осознанности действий,  настойчивости в достижении   результата,   в   продуктивных   видах   деятельности   формируются независимость ребенка от взрослого, стремление к поиску адекватных средств достижения результата. Постепенно   самостоятельность   репродуктивного   характера   сменяется   на самостоятельность с элементами творчества, повышается уровень осознанности, самоконтроля,   самооценки   ребенка   в   процессе   осуществляемого   им   вида деятельности. Выделяют 3 компонента развития самостоятельности: 1. Интеллектуальный: продуктивное и традиционное мышление. Формирование самостоятельности   во   многом   зависит   от   уровня   сформированности   памяти, мышления,   развития   внимания,   речи   и   т.   д.   благодаря   этому   ребенок   умеет подчинять свои действия той или иной задаче, достигать цели. 2.   Эмоциональный:   при   определенных   условиях   эмоции   могут   существенно повышать продуктивность мыслительной деятельности. 3.   Волевой:   элементы   воли,   закладывающиеся   у   детей   еще   в   дошкольном возрасте, являются необходимым компонентом самостоятельности. Развитие   инициативности   ребенка   от   неосознанного   повторения   операций   до активного включения в собственно процесс деятельности может осуществляться на   различных   этапах   деятельности:   ориентировочном   (начало деятельности, выделение ее ориентиров); организационном (формирование образа предстоящей деятельности);   исполнительском   (организация   собственного   труда   и самостоятельность   в   процессе   решения   задачи,   завершенность   действий); контрольно­оценочном   (осознание   сделанного,   готовность   к   продолжению деятельности). Таким   образом,   развитие   самостоятельности   и   инициативности   ребенка невозможно вне деятельности. Учитывая психологические особенности ребенка дошкольного   возраста,   возрастные   особенности   психических   процессов, педагогам необходимо учитывать некоторые аспекты:  необходимо   подбирать   приемы   и   методы   работы,   учитывая индивидуальные   особенности   ребенка,   и   способствующие   развитию самостоятельности   и   инициативы   (это   может   быть   проектная деятельность,   исследовательская   деятельность,   проблемные   ситуации, задания, готовность педагога к недирективной помощи воспитанникам и т.д.)  активизировать   инициативность   и   самостоятельность   в   совместной деятельности с ребенком, поддерживать  детскую инициативу, создавать потребность в самостоятельном решении задач.   организовывать   предметно   развивающую   среду   таким   образом,   чтобы ребенку   была   предоставлена   возможность   проявить   свою   инициативу   в различных образовательных областях. стремиться к установлению доверительных, открытых отношений между взрослым и ребенком. систематичность  и  последовательность  (а не эпизодичность)  в развитии инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста.    создание   предметно­пространственной   среды   для   проявления В таком  продуманном психолого­педагогическом сопровождении  для ребенка создаются   условия   для   возможности   принимать   самостоятельные   решения   в выполнении доступных им по трудности задач. Это в свою очередь формирует у них волевые качества, самостоятельность, произвольность поведения в разных ее видах, стремление добиваться поставленной цели, ответственное отношение к результатам своих действий. Способы поддержки детской инициативы: ­ самостоятельности при выборе ребенка деятельности по интересам; ­   свободный   выбор   ребенком   партнеров   в   игровой   и   познавательной деятельности; ­ обращение ребенка к взрослым на основе собственного побуждения; ­ образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие поисково­ познавательной деятельности детей; ­   педагогу   важно   владеть   способами   поддержки   детской   инициативы, необходимо   сотрудничать   с   детьми:   не   стараться   все   сразу   показывать   и объяснять.   Необходимо   создавать   условия,   выстраивать   образовательный процесс так, чтобы дети о многое могли выполнять самостоятельно, находить ответы   на   вопросы,   получать   удовольствие   в   процессе   познавательной деятельности. Конечно   также   немаловажна   роль   семьи   в   развитии   инициативы   и самостоятельности   ребенка,   поэтому   педагогу   необходимо   сотрудничать   с родителями по решению данного вопроса. Очевидно, что при этом ведущая роль в создании соответствующих условий для деятельности   детей,   в   грамотном   психолого­педагогическом   сопровождении организации   всего   процесса,   в   побуждении   детской   инициативы,   поддержки самостоятельности   на   всех   этапах   деятельности   принадлежит   педагогу.   При этом   педагог   целенаправленно   создает   условия,   в   которых   формируется   и укрепляется инициативность ребенка, создавая прочную основу для дальнейшего успешного обучения.

Развитие детской самостоятельности и инициативы

Развитие детской самостоятельности и инициативы

Развитие детской самостоятельности и инициативы

Развитие детской самостоятельности и инициативы

Развитие детской самостоятельности и инициативы

Развитие детской самостоятельности и инициативы

Развитие детской самостоятельности и инициативы

Развитие детской самостоятельности и инициативы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.10.2019