Одна из актуальных проблем в современной педагогике – это формирование у детей самостоятельности и инициативы. Эта проблема тревожит и современных педагогов дошкольной ступени образования. Ведь мы понимаем, что для успешного школьного обучения немаловажно развитие детской самостоятельности и инициативы. ФГОС также отмечает, что необходимо «побуждать детей к инициативности и самостоятельности». И, конечно, детский сад, являясь первой ступенью в системе образования, несет важную роль в становлении самостоятельности и инициативности ребенка.
Развитие детской самостоятельности и инициативы.docx
Развитие детской самостоятельности и инициативы
Одна из актуальных проблем в современной педагогике – это формирование у
детей самостоятельности и инициативы. Эта проблема тревожит и современных
педагогов дошкольной ступени образования. Ведь мы понимаем, что для
успешного школьного обучения немаловажно развитие детской
самостоятельности и инициативы. ФГОС также отмечает, что необходимо
«побуждать детей к инициативности и самостоятельности». И, конечно, детский
сад, являясь первой ступенью в системе образования, несет важную роль в
становлении самостоятельности и инициативности ребенка.
Постараемся разграничить термины «инициативность» и «самостоятельность».
Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в
инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной
ответственности за свою деятельность и поведение.
Инициативность – частный случай самостоятельности, стремление к инициативе,
изменение форм деятельности или уклада жизни. Это мотивационное качество,
рассматривается и как волевая характеристика поведения человека.
Самостоятельность дошкольника проявляется в игровой, познавательной,
творческой деятельности. Ребенок самостоятельно может придумывать сюжет
игры, организовывать игры совместно со сверстниками. Так же индикатором
развитие самостоятельности служит выполнение поручений взрослых,
успешность в самообслуживании, способности адекватно оценивать свою
деятельность и деятельность сверстников.
Инициативность ребенка может проявляется во всех видах деятельности, но ярче
всего в общении, игре, экспериментировании. Инициативность является
непременным условием успешного развития познавательной и творческой
деятельности ребенка.
Короткова Н. А. и Нежнова П. Г. вводят такое понятие как «творческая
инициатива». Под творческой инициативой следует понимать включенность
ребенка в сюжетную игру, как основную деятельность дошкольника.
Инициативный ребенок умеет самостоятельно организовать игру и привлечь к
своей игре сверстников. Как известно, игра – это одна из ведущих видов
деятельности ребенка дошкольника, поэтому, чем разнообразнее игровая
деятельность, тем успешнее, динамичнее развитие личности.
Нельзя не отметить того, что инициативность тесно связана с общением.
Инициативный ребенок способен поддержать общение со взрослым и
сверстником, а также сам инициировать его. Здесь немаловажна роль педагога,
который должен выстраивать педагогический процесс так, чтобы у ребят
возникала потребность общаться друг с другом, задавать вопросы взрослому.
Ведь инициативность интенсивно развивается в дошкольном возрасте, наиболее благоприятным периодом является возраст от 3 до 5 лет, с появлением в речи
ребенка фразы «Я сам».
Любой вид деятельности оказывает влияние на развитие разных компонентов
самостоятельности. Так, игра способствует развитию активности и инициативы,
в трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для
формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в
достижении результата, в продуктивных видах деятельности формируются
независимость ребенка от взрослого, стремление к поиску адекватных средств
достижения результата.
Постепенно самостоятельность репродуктивного характера сменяется на
самостоятельность с элементами творчества, повышается уровень осознанности,
самоконтроля, самооценки ребенка в процессе осуществляемого им вида
деятельности.
Выделяют 3 компонента развития самостоятельности:
1. Интеллектуальный: продуктивное и традиционное мышление. Формирование
самостоятельности во многом зависит от уровня сформированности памяти,
мышления, развития внимания, речи и т. д. благодаря этому ребенок умеет
подчинять свои действия той или иной задаче, достигать цели.
2. Эмоциональный: при определенных условиях эмоции могут существенно
повышать продуктивность мыслительной деятельности.
3. Волевой: элементы воли, закладывающиеся у детей еще в дошкольном
возрасте, являются необходимым компонентом самостоятельности.
Развитие инициативности ребенка от неосознанного повторения операций до
активного включения в собственно процесс деятельности может осуществляться
на различных этапах деятельности: ориентировочном (начало деятельности,
выделение ее ориентиров); организационном (формирование образа предстоящей
деятельности);
исполнительском (организация собственного труда и
самостоятельность в процессе решения задачи, завершенность действий);
контрольнооценочном (осознание сделанного, готовность к продолжению
деятельности).
Таким образом, развитие самостоятельности и инициативности ребенка
невозможно вне деятельности. Учитывая психологические особенности ребенка
дошкольного возраста, возрастные особенности психических процессов,
педагогам необходимо учитывать некоторые аспекты:
необходимо подбирать приемы и методы работы,
учитывая
индивидуальные особенности ребенка, и способствующие развитию
самостоятельности и инициативы (это может быть проектная
деятельность, исследовательская деятельность, проблемные ситуации,
задания, готовность педагога к недирективной помощи воспитанникам и
т.д.)
активизировать инициативность и самостоятельность в совместной
деятельности с ребенком, поддерживать детскую инициативу, создавать
потребность в самостоятельном решении задач.
организовывать предметно развивающую среду таким образом, чтобы
ребенку была предоставлена возможность проявить свою инициативу в
различных образовательных областях.
стремиться к установлению доверительных, открытых отношений между
взрослым и ребенком.
систематичность и последовательность (а не эпизодичность) в развитии
инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста.
создание предметнопространственной среды для проявления
В таком продуманном психологопедагогическом сопровождении для ребенка
создаются условия для возможности принимать самостоятельные решения в
выполнении доступных им по трудности задач. Это в свою очередь формирует у
них волевые качества, самостоятельность, произвольность поведения в разных ее
видах, стремление добиваться поставленной цели, ответственное отношение к
результатам своих действий.
Способы поддержки детской инициативы:
самостоятельности при выборе ребенка деятельности по интересам;
свободный выбор ребенком партнеров в игровой и познавательной
деятельности;
обращение ребенка к взрослым на основе собственного побуждения;
образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие поисково
познавательной деятельности детей;
педагогу важно владеть способами поддержки детской инициативы,
необходимо сотрудничать с детьми: не стараться все сразу показывать и
объяснять. Необходимо создавать условия, выстраивать образовательный
процесс так, чтобы дети о многое могли выполнять самостоятельно, находить
ответы на вопросы, получать удовольствие в процессе познавательной
деятельности.
Конечно также немаловажна роль семьи в развитии инициативы и
самостоятельности ребенка, поэтому педагогу необходимо сотрудничать с
родителями по решению данного вопроса.
Очевидно, что при этом ведущая роль в создании соответствующих условий для
деятельности детей, в грамотном психологопедагогическом сопровождении
организации всего процесса, в побуждении детской инициативы, поддержки
самостоятельности на всех этапах деятельности принадлежит педагогу. При
этом педагог целенаправленно создает условия, в которых формируется и укрепляется инициативность ребенка, создавая прочную основу для дальнейшего
успешного обучения.
Развитие детской самостоятельности и инициативы
Развитие детской самостоятельности и инициативы
Развитие детской самостоятельности и инициативы
Развитие детской самостоятельности и инициативы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.