РАЗВИТИЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ СКАЗОК
Оценка 5

РАЗВИТИЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ СКАЗОК

Оценка 5
Работа в классе
doc
чтение
1 кл—4 кл
29.01.2017
РАЗВИТИЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ СКАЗОК
Данная статья раскрывает один из способов решения задач духовного развития - посредством сказок. Опираясь на вековой педагогический опыт, мы, педагоги и родители, стараемся воспитывать ребенка, развивать его внутренний мир через восприятие сказок. . Современному ребенку мало просто прочитать сказку, его надо научить осмысливать сказку, находить в ней жизненные уроки.
VasilievaOL.doc
РАЗВИТИЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ СКАЗОК Рождается ребёнок. Ангелок. Душа его – прозрачное стекло  И от того, чем мир его наполнит,  Зависит, роль какую он исполнит.  Наполнит светом, нежностью, теплом, Душа его откликнется добром,  И будет человек тот много лет Свечой любви и мира на земле. Духовное развитие…   Когда же оно начинается? Духовное развитие – непрерывный процесс, оно начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь,   направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. Как сказал Платон: «Путь духовности – это поиск истины, добра и красоты».  С момента рождения человек сразу встречается с духовной культурой музыки и слова.   Мама   ласково   напевает   своему   ребенку   колыбельную,   в   которой сочетаются два прекрасных вида искусства: музыка и литература. До недавнего времени   для   определения   одарённости   человека   существовала   только   одна шкала измерения – коэффициент интеллектуальности (IQ). Не так давно учёные выяснили, что результаты  IQ­ тестов отражают лишь часть картины. Почему, например, умники с IQ160 находятся в подчинении у людей с IQ100, а иногда их карьера вообще не удаётся – видимо, из­за отсутствия каких­то необходимых качеств. Оказалось, что в ежедневной жизни гораздо важнее интеллекта то, что называется  эмоциональной  и душевной  одарённостью: оптимизм, способность управлять     собой   и   умение   ладить   с   людьми.   Если   речь   идёт   о   дальних прогнозах,   то   умение   ребёнка   контролировать   свои   эмоции,   способность   к гармоничному   взаимодействию   с   окружающими   людьми   значат   больше,   чем способность   решать   головоломки.   Недавно   полученные   данные   отводят родителям   и   педагогам   более   активную   роль:   блестящие   умственные способности   ещё   не   являются   гарантией   успеха,   а   весьма   скромные математические   или   лингвистические   задатки   –   ещё   не   приговор.   Поэтому «умным»   детям   можно   помочь   развить   духовность,   родители   же   «обычных» детей совместно с учителями должны взрастить тот талант, который каждому из людей дан Богом.  Посредством каких способов можно решить задачу духовного развития, каким   образом   привить   ребенку   важные   ценностные   ориентиры,   как предостеречь   его   на   жизненном   пути   и   где   искать   источник   духовной   силы, который будет сопровождать его всегда? Эти вопросы возникают практически у каждого педагога. Наши предки, занимаясь воспитанием детей, рассказывали им занимательные   истории.   Не   торопясь   наказать   провинившегося   ребенка,   они вели рассказ, из которого становился ясным смысл поступка, а многие обычаи предохраняли малышей от напастей, учили их жизни. И сегодня, опираясь на вековой педагогический опыт, мы, учителя начальных классов, для разрешения этих вопросов призываем  сказку.   Через восприятие  сказок мы воспитываем ребенка, развиваем  его  внутренний  мир,  лечим душу, даем знания о  законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки. В сказке, как и в жизни, гармоничная личность выступает как созидатель, а дисгармоничная ­ как разрушитель. Любая сказка ­ это победа созидателя над разрушителем, то есть добра   над   злом.   Современному   ребенку   мало   просто   прочитать   сказку, поговорить   о   сюжете,   дать   характеристику   героям,   его   надо   научить осмысливать   сказку,   находить   в   ней   скрытые   смыслы   и   жизненные   уроки. Помните? "Сказка ­ ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок". В любой сказке можно найти целый список проблем и пути их решения. Слушая сказки, малыш   накапливает   некий   "банк   жизненных   ситуаций".   И,   размышляя   над каждой прочитанной сказочной историей, он будет "откладывать" знания в свой актив,   постепенно   подготавливаясь   к   жизни   и   формируя   важнейшие нравственные ценности.    Обратимся к сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».  Бог испытывает человека, а точнее предоставляет человеку возможность испытать себя.  Сети у старика оказались не простыми, поймал он в них некое высшее Существо,   способное   исполнять   желания   человека.   Пушкин   даёт   понять читателю, что это не образ прелести, а подлинный символ Спасителя. Старику предоставляется   возможность   совершить   доброе   дело:   решил   выпустить   – выпусти без условий; это и сделал старик сразу, но потом, поддавшись уговорам старухи, он начинает просить. В итоге  сетью  для старика оказалась  старуха. Природа,   а   именно   море   в   этой   сказке   Пушкина   является   своеобразным духовным   камертоном,   критерием   нравственности   происходящего.  «Реакции моря   «отвечают   на   возрастающие   притязания   старухи   («Старика   старуха забранила»   –   «Море   слегка   разыгралось»;   «Еще   пуще   старуха   бранится»   – «Помутилося синее море»; «На чем свет стоит мужа ругает» – «Не спокойно синее море»; «Еще пуще старуха вздурилась» – «Почернело синее море»»...) Чем выше   притязания   старухи   –   «тем   грознее   море   и   тем   неотвратимее восстановление справедливости. Старуха не ведает этого, не задумывается, с чем   имеет   дело.   И   вот   именно   в   момент,   когда   старуха   возомнила   себя всемогущей, наступает крах, и совершается справедливое! Именно не взрыв, не гибель,   но   –   справедливость:   всё   приходит   к   прежнему   положению».   Таким образом, внимательно прочитанная сказка А.С. Пушкина,   становится мудрой притчей, духовным наставлением, призывом к смирению и терпимости.          Работая в начальной школе, мы с учениками читаем много сказок. Прочитав сказку и поразмышляв над ней, выражаем  итог размышления русской пословицей.   Русские   пословицы   помогают   нам   яснее   "высветить"   намеки народной мудрости, скрытые в сказке, по­новому взглянуть на нее. "Колобок" "Теремок" "Репка" "Чем   хвалимся,   на   том   и   провалимся" "На языке медок, да на сердце ­ ледок" "Не   бравши   топор,   жилья   не   срубишь" "Легко взято, легко и потеряно" "Из многих малых одно большое выходит" "Капля по капле и камень долбит" "Лиса   и "Как   аукнется,   так   и   откликнется" журавль" "Курочка, мышка и тетерев" "Каков привет, таков и ответ" "Хочешь есть калачи ­ не лежи на печи" "Лисичка   со "Тому   худа   не   отбыть,   кто   привык скалочкой" неправдою жить" "Лёгкий хлеб" " Хаврошечка" "Хлеб   горбом   достают" "Без труда не выловить и рыбки из пруда" "Кто   правдой   живёт,   тот   добро   наживёт" "Кто добро творит, того Бог благословит" "Царевна Несмеяна" "Не   всё   то   золото, "Телу ­ простор, душе ­ теснота"   что   блестит" "Морозко" "Зимовье зверей" "Заюшкина избушка" "Работай ­ сыт будешь, молись ­ спасешься, взмилуются" ­   терпи "Без смиренья нет спасенья"   "Согласного стада волк не берет" "На   чужой   каравай   рот   не   разевай" затевай",   да   свой   пораньше   вставай, "И на силу найдётся пересил Можно   сделать   вывод,   что   сказки   ­   неиссякаемый   источник   для духовного   развития   учащихся.   Они   учит   человека   жить,   вселяет   в   него оптимизм, утверждает веру в торжество добра и справедливости. А ведь только «...Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят его уста... «(Евангелие от Луки).

РАЗВИТИЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ СКАЗОК

РАЗВИТИЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ СКАЗОК

РАЗВИТИЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ СКАЗОК

РАЗВИТИЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ СКАЗОК

РАЗВИТИЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ СКАЗОК

РАЗВИТИЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ СКАЗОК

РАЗВИТИЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ СКАЗОК

РАЗВИТИЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ СКАЗОК
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2017