Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста средствами кукольного театра
Оценка 4.6

Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста средствами кукольного театра

Оценка 4.6
Занимательные материалы +1
docx
дефектология
Детсад
16.09.2018
Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста средствами кукольного театра
В работе рассмотрены теоретические аспекты развития эмоциональной сферы у детей 2-3 лет. Одним из инструментов этого развития отмечен кукольный театр. Подробно рассмотрены виды кукольного театра применяемые в работе с малышами. Отдельное место уделено анализу работы педагогов Ульяновского областного специализированного дома ребёнка. В ПРИЛОЖЕНИИ представлен практический опыт работы педагога Дома ребёнка Стрельцовой Жанны Юрьевны по изготовлению и использованию различных видов кукольного театра в работе с детьми раннего возраста.
Доклад.docx
Государственное казенное учреждение здравоохранения «Областной специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы и нарушением психики» Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста средствами кукольного театра Автор работы   Стрельцова Жанна Юрьевна Ульяновск 2017   развитие   Эмоциональное   детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности   педагога.   Эмоции   являются «центральным   звеном»   психической   жизни человека   и,   прежде   всего,   ребенка». (Л.С. Выготский). Если   задаться   вопросом,   какие   психологические   проблемы   наиболее актуальны для детей нашего столетия, то проблема эмоционального развития наверняка займет одно из первых мест. А, ведь еще, в 30­е годы прошлого века,   Л.С.   Выготский   писал   о   феномене   «засушенного   сердца»,   когда «обесчувствованию» способствует и технологизация, и прогматизация жизни, в   которой   участвует   ребенок.     Это   актуально   и   в   наши   дни.   Нагрузка   на психику   сейчас   несравнимо   больше   чем   раньше.   В   этом   виноват   и   ритм современной   жизни,  и  обилие   информации,  и   калейдоскоп   событий   и  лиц. Ребенок находится, как бы в плену внешних эмоциональных впечатлений и спонтанно возникающих чувств. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни малыша, придавая им особую окраску и выразительность. Изучение и развитие   эмоций   у   ребенка   имеет   большое     значение   для   педагогов   и психологов,   так   как   для   полноценного   развития   личности   необходимо   не только   развитие   всех   познавательных   процессов,   но   и   формирование положительного   отношения   к   окружающим   людям   и   действительности.   За кажущейся   простотой   детской   эмоциональности   скрывается   достаточно сложный   процесс   распознавания   и   передачи   эмоций,   требующий   от   детей определенного уровня развития и знаний. Нарушения пcихо­эмоционального развития,   запаздывание   в   формировании   эмоций   у   детей   приводит   к отставанию   в   общем   развитии,   к   устойчивому   негативному   поведению   и искаженному развитию чувств. Ранний   возраст   является   наиболее   сензитивным   для   всестороннего развития личности ребенка. Именно в 2­3  года происходит активное развитие всех психических процессов, появляются изменения в эмоциональной сфере: меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими, а способность осознавать   и   контролировать   свои   эмоции   возрастает.   Но   сама   по   себе эмоциональная сфера  качественно не меняется, её необходимо развивать.  В   настоящее   время   у   нас   в   стране   наблюдается   усиление   интереса   к проблеме   положения   ребенка   в   социуме.   Федеральный   государственный образовательный   стандарт   дошкольного   образования   (ФГОС   ДО   –   Цели   и задачи), принятый 17 октября 2013 года, особое внимание уделяет развитию личности   ребёнка,   сохранению   и   укреплению   здоровья,   эмоциональному благополучию, гармонизации внутренних и внешних проявлений умственного и физического роста детей.  Согласно требованиям Федерального государственного образовательного   одним   из   приоритетов   образования   является   социально   – стандарта   коммуникативное развитие ребенка, позволяющее, успешно общаться в кругу взрослых   и   сверстников.   В  Стандарте   отмечено,   что  «развитие   общения   и взаимодействия   ребенка   со   взрослыми   и   сверстниками;   становление   целенаправленности   и   саморегуляции   собственных самостоятельности,   действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости и сопереживания» (ФГОС, п. 2.6)  является основой успешной социализации   ребёнка.   Одним   из   средств   развития   эмоциональной   сферы детей раннего возраста может быть кукольный театр.   Понятие, теории,  механизмы формирования  и роль эмоций в жизни человека Для того, чтобы работать над развитием эмоциональной сферы детей, необходимо понять, что же такое эмоции и какую роль они играют в жизни человека? Проблемой   исследования   эмоционально­чувственного   мира   человека занимались как западные учёные З. Фрейд, У. Джеймс, У. Кеннон, И. Гербарт, Л.Фестингер,  так   и   отечественные   научные   деятели:   Л.С.   Выготский,  С.Л. Рубинштейн, Р.С. Немов, А.В. Перовский, П.В. Симонов и другие. Роберт   Немов   дал   такое   определение   эмоциям:   «Эмоции   ­   это непосредственное, временное переживание какого­либо постоянного чувства, окрашенное в приятные или неприятные тона и связанные с удовлетворением жизненно важных потребностей человека». По интенсивности, длительности протекания, степени волевой регуляции эмоций выделяют: настроение, страсти и аффекты. Настроение   ­   эмоциональное   состояния,   характеризующееся длительностью   и   устойчивостью,   положительными   или   отрицательными переживаниями,   выступающими   фоном   для   всех   остальных   элементов психической деятельности (радость, тоска). Страсть   –   это   эмоциональное   состояние,   характеризующееся длительностью   и   стойкостью,   составляющее   сущность   внутренней   жизни человека на определённом этапе. Аффект   –   эмоциональное   состояние,   стремительно   развивающееся   и непродолжительное,   характеризующееся   действиями   и   поступками,   не поддающимися волевому контролю (ярость, отчаяние). Первые   психологические   теории   эмоций   появились   в  18­19  веке.  Они базировались   на   утверждении   о   физиологическом   происхождении   эмоций. Согласно   этим   теориям,   при   эмоциях   человек   испытывает   различные ощущения,   приходящие   от   различных   частей   тела,   слабые   и   сильные, приятные   или   неприятные   из   которых   складываются   чувства   личности, постоянно   осознаваемые   каждым   человеком.   Самыми   яркими представителями   этого   направления   были   И.Ф.   Гербарт,   Ч.   Дарвин,     У. Джеймс. Представители другого направления Л. Фестингер, К. Изард, В. Вундт утверждали, что эмоции происходят на основе психологических процессов и влияют   на   поведение   человека.   Так   А.Н.   Лук   приводит   перечень   из   70 определений эмоций и чувств, а И. Каннер приводит 365 английских слов, связанных с определением различных эмоциональных состояний. До   настоящего   времени   единой   точки   зрения   на   природу   эмоций   не существует. направленные на изучение эмоций.   По­прежнему   интенсивно   проводятся   исследования, В   психологии   выделяют   три   способа   появления   новой   эмоции: эмоциональное   заражение,   эмоциональное   опосредование,   эмоциональное обуславливание. Механизм   эмоционального   заражения   связан   с   тем,   что   новая   эмоция присваивается   от   другого   объекта.   Для   заражения   новой   эмоцией   важна степень эмоционального напряжения: либо сама эмоция должна быть очень сильной, либо не очень сильное переживание должно происходить в большой группе людей. Механизм   эмоционального   опосредевания   связан   с   необходимостью повторения ситуации, в которой происходит ассоциирование. Этот механизм представляет большую возможность для управления ситуацией. Наиболее   эффективен   механизм   эмоционального   обуславливания.   Он предполагает «создание связи между нейтральными и значимыми объектами в идеальном   плане».   В   воображении   возникает   переживание,   которое постепенно распространяется на реальную действительность. Наиболее важен этот   механизм   для   проведения   игр,   восприятия   произведений   искусства, музыки, литературы.   Эмоции возникают в конкретной ситуации с определенным содержанием и   сопровождаются   выразительными   движениями.   Эмоции   возникают мгновенно и протекают достаточно остро, а затем наблюдается конкретный спад.   В   момент   эмоционального   напряжения   у   человека   может   появиться такая физическая и нравственная сила, которую до этого момента он мог и не наблюдать у себя. Рассмотрим роль эмоций в жизни человека, их функции: 1. Мотивационно­регулирующая   функция.  Она   заключается   в   том,  что эмоции  участвуют   в  мотивации   поведения   человека,  могут   его   побуждать, направлять и регулировать. Кроме того, иногда эмоции могут заменять собой мышление   в   регуляции   поведения.   В   критических   ситуациях   эмоции подсказывают человеку, как следует действовать, и, повинуясь им, т.е. своей интуиции,   человек   нередко   находит   правильный   выход   из   сложившейся ситуации.  2. Коммуникативная   функция.   Она   заключается   в   том,   что   эмоции, точнее,   способы   их   внешнего   выражения,   несут   в   себе   информацию   о психическом и физическом состоянии человека, и, следовательно, с помощью эмоций люди могут обмениваться существенной информацией друг с другом.   Эмоционально­выразительные   движения человека – мимика, жесты, пантомимика – выполняют функцию сигналов о 3. Сигнальная   функция. том, в каком состоянии находится система потребностей человека. Если с ней все в порядке, то человек переживает положительные эмоции; если же в этом процессе   возникают   сбои   и   какие­либо   проблемы,   то   человек   будет переживать отрицательные эмоции.  4. Защитная   функция.   Эта   функция   проявляется   в   том,   что   эмоция, возникая   как   моментальная,   быстрая   реакция   организма,   может   защитить человека от угрожающих ему опасностей.  Таким   образом,   эмоции   человека   являются   одновременно   врагом   и помощником.   И   с   рождения   до   самой   смерти   эмоции   сопровождают   нас повсюду,   и   в   незначительных   и   в   важных   событиях.   Очень   важно   для нормального   развития   ребенка   постепенно   тренировать   эмоциональные переживания. Возрастные особенности и общие тенденции развития эмоциональной сферы детей раннего возраста Важность   изучения   возрастных   особенностей   эмоциональной   сферы детей   определяется   тем,   что   имеется   тесная   связь   эмоционального   и интеллектуального   развития.   А.Д.   Кошелева   отмечает,   что   нарушения   в эмоциональном развитии ребенка раннего возраста ведут к тому, что ребенок не   может   использовать   другие   способности,   в   частности,   интеллект,   для дальнейшего развития. Прослеживая   путь   развития   эмоциональной   сферы   ребенка,   Г. Мюнстерберг   в   начале   XX   века   писал:   «Вначале   чувствование   вызывается только   состояниями   собственного   тела   ребенка.   Голод,   усталость   и физическое раздражение неприятны, легкое возбуждение и принятие пищи – приятны; позднее предметы внешнего мира и люди доставляют удовольствие или   неудовольствие,   а   затем,   наконец,   достигается   та   стадия,   когда   вещи заменяются   словами,   и   объекты   мысли   становятся   источниками удовлетворения и неудовлетворения».  Сходная динамика развития эмоциональной сферы  ребёнка даётся и Л.С. Рубинштейном:   «Эмоциональное   развитие   человека   проходит   путь, аналогичный   пути   его   интеллектуального   развития  :   чувство,  как   и   мысль ребёнка, сначала поглощено непосредственно данным; лишь на определённом уровне   развития   оно   высвобождается   от   непосредственного   окружения­ родных,   близких,   в   которое   ребёнок   врос,   и   начинает   сознательно направляться за пределы этого узкого окружения. Заодно, с перемещением эмоций от единичных и частных объектов в область общего и абстрактного, происходит   другой,   не   менее   показательный   сдвиг­   чувство   становится избирательным» С возрастом происходит расширение и усложнение знаний об эмоциях. Увеличивается   количество   понятий,   в   которых   осмысливаются   эмоции (расширяется   «словарь   эмоций»).   Увеличивается   число   параметров,   по которым   характеризуются   эмоции;   вначале   их   два   –   «возбуждение­ успокоение» и «удовольствие­неудовольствие», затем появляются параметры «связь с другими», «соответствие месту».  Для   детей   раннего   возраста,   как   отмечают А.В.   Запорожец,   и   А.А. Люблинская,   характерны   запаздывающие   эмоциональные   реакции   на ситуацию, неумение понимать эмоциональные состояния других, а  выражение эмоционального   состояния (экспрессия) соответствует   его   реальному протеканию.  Эмоциональная сфера ребенка раннего возраста характеризуется рядом возрастных особенностей, таких как:  кратковременность эмоциональных реакций;  непосредственность выражения эмоций;  неустойчивость эмоциональных состояний;  лабильность эмоций;  интенсивность эмоциональных состояний;  низкий   уровень   способности   адекватно   воспринимать   эмоции   других людей;  отсутствие   навыков   эмоционального   самоконтроля   и   саморегуляции эмоциональных состояний. Рассмотрим каждую из этих особенностей. На данном возрастном этапе реакции ребенка достаточно импульсивны, выражение   эмоций   носит   непосредственный   характер.   Эмоции   ребенка неустойчивы   и   быстро   преходящи,   он   не   может   их   контролировать   и сдерживать, ограничивают их только наказания и поощрения взрослых. Аффективные   реакции   проявляются   на   трудности,   с   которыми сталкивается ребенок. Причиной эмоциональных вспышек (крика или плача) могут   быть   неуспешные   действия   с   предметами,   отсутствие   внимания   к ребенку со стороны близких взрослых, ревность к брату или к сестре и т.п. Структуры   сознания   ребенка   формируются   постепенно,   в   ходе накопления социального личного опыта.  Ребенок   спонтанен   и   импульсивен,   а   также   неустойчив   и   лабилен   в выражении   своих   эмоциональных   состояний   и   переживаемых   им   в   данный момент   чувств.   Выраженная   неустойчивость   эмоциональных   состояний   и переживаний   есть   следствие   слабости   психических   процессов   как регуляторной,   так   и   отражательной   природы.   Возможно,   подвижность эмоциональных реакций служит целью социальной адаптации по типу проб и ошибок.  Г.А. Кураев выделяет следующие факторы, влияющие на эмоциональное развитие ребенка:  ­ тип высшей нервной деятельности, ­ отношение взрослых к ребенку, ­ стиль семейного воспитания, ­ общение со сверстниками, ­ появление новых видов деятельности, ­ расширение круга явлений, вызывающих эмоциональный   отклик.    Поведение   взрослого,   его   отношение   к   ребенку   постоянно   В   3 обуславливают   активность   его   поведения   и   деятельности. года появляются социальные формы гнева ­ ревность и зависть. Дети сердятся и плачут, если их мать у них на глазах ласкает чужого ребенка. В результате социальных   контактов   появляется радость как   выражение   базовой   эмоции удовольствия. У детей 3 лет появляется гордость за свои достижения. Дети стремятся продемонстрировать свои успехи взрослому. Если это не удается, то   их   радостные   переживания   по   поводу   успеха   существенно   омрачаются. Возникает обида   по   поводу   игнорирования   или   непризнания   успеха взрослыми, стремление к преувеличению успеха, бахвальству. В то же время Т.В. Гуськова и М.Г. Елагина отмечают, что незаслуженная похвала вызывает у детей 3 лет смущение, неловкость. Невнимательное отношение взрослого к ребенку   значительно   снижает   его   социальную   активность,   вызывает негативные   эмоциональные   состояния:   ребенок   может   стать   неуверенным, застенчивым, тревожным, плаксивым, агрессивным. Заметные   изменения   происходят   с   возрастом в   эмоциональном отношении   детей   к   сверстнику. Увеличивается   эмоциональное   заражение детей друг от друга и эмоциональная отзывчивость по отношению к другому ребенку.   Совместная   деятельность   носит,   бурно   нарастающую   в   ходе взаимодействия   ярко выраженную   эмоциональную окраску.   В   процессе деятельности, познания окружающего мира и самого себя, в процессе общения с  взрослыми   и   сверстниками   ребенок   испытывает   разнообразные   эмоции   и чувства, которые во многом определяют его поведение, придавая ему окраску и выразительность.  Таким   образом,   в   раннем   возрасте   эмоции   характеризуются кратковременностью,   неустойчивостью,   лабильностью,   интенсивностью, неконтролируемостью.   Происходит   обогащение   эмоционального   опыта, социализация эмоций, развитие высших чувств, закладываются предпосылки для эмоциональной регуляции.    Современные подходы к формированию и развитию эмоциональной сферы ребенка С   принятием   Федерального   государственного   образовательного стандарта дошкольного образования проблема развития эмоциональной сферы детей вышла на новый уровень. В настоящее время существует два подхода к решению данного вопроса.  Наиболее разработанным можно считать подход, цель которого связана с   стимулированием   эстетических обогащением   эмоциональной   сферы, переживаний, способностей.   развитием   художественных,   актерских   Решая   вопрос   эмоционального   развития   ребёнка,   музыкальных, представители   данного   подхода   стремятся   расширить   и   его   творческий потенциал. К этому направлению относятся : Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,   М.А.   Васильевой.   Авторы   Программы   основывались   на важнейшем   дидактическом   принципе   –   развивающего   обучения   и   научном положении Л.С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведёт»   за   собой   развитие.   Воспитание   и   психическое   развитие   не   могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса. Программа   «Детство»,   авторы   :   В.И.   Логинова,   Т.И.   Бабаева,   Н.А. Ноткина,   комплексная   образовательная   программа,   разработанная   на принципах   гуманистической   педагогики,   личностно­деятельного   подхода   к развитию и воспитанию ребёнка. Авторы программы «Детство» ставят цель развития   интеллектуального,   физического,   эмоционального,   нравственного,   социального   компонента   личности   ребёнка   путём   его волевого, взаимодействия с различными сферами бытия. В основу  Программы «Радуга» авторы  : Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гузик, положена идея о том, что каждый год жизни ребёнка является решающим для становления определённых психических новообразований. При этом   формирование   знаний,   умений   и   навыков   рассматриваются   не   как самоцель, а как одно из средств развития ребёнка. Амплификация   эмоциональной   сферы,   как   отдельная   значимая составляющая общего развития ребёнка рассмотрена в Программе «Истоки», авторы : Л.А. Парамонова, А.Н. Давидчук, С.Л. Новосёлова. Цель программы –разностороннее   развитие   ребёнка,  формирование   у   него   универсальных,  в том числе творческих способностей, до уровня соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества.   Второй   подход   к   совершенствованию   эмоциональной   сферы   ребенка начал складываться сравнительно недавно. Цель данного подхода связана с разработкой методов психологической коррекции негативных эмоциональных состояний,   нарушений   в   функционировании   или   отставаний   в   развитии эмоциональной сферы ребенка. К этому направлению относятся : Программа эмоционального развития дошкольников «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь!», автор С.В. Крюкова, направлена на работу с «предметными чувствами». Основная её цель ввести ребёнка в сложный мир человеческих   эмоций,   помочь   прожить   определённые   эмоциональные состояния,   объяснить,   что   они   обозначают,   и   дать   им   словесные наименования. Авторская   программа   Н.С.   Ежковой   «Эмоциональное   развитие   детей   предлагает   осуществлять   педагогически дошкольного   возраста», организованное   расширение   эмоционального   опыта   детей,   учитывая   их возрастные особенности. Также   большой   интерес   представляют:   Программа   «Эмоциональное развитие детей» Е.И. Изотовой, Программа «Развитие социальных эмоций у детей   в   музыкально­эстетической   деятельности»   Е.В.   Никифоровой, Программа  «Рациональное эмоциональное воспитание» А. Вернон. Таким   образом:   эмоции,   с   одной   стороны,   являются   «индикатором» состояния ребенка, с другой ­ сами существенным  образом влияют на его познавательные   процессы   и   поведение,   определяя   направленность   его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений. По мере личностного развития у ребёнка постепенно формируется способность осознавать   и   контролировать   свои   переживания,   понимать   эмоциональное состояние   других   людей,   развивается   произвольность   поведения,   чувства становятся более устойчивыми и глубокими. Одним из средств развития эмоциональной сферы детей раннего возраста является кукольный театр.  Кукольный театр в системе развития эмоциональной сферы детей раннего  возраста. Классификация кукольных театров Эмоциональное  развитие детей отнесено ФГОС ДО к образовательной   Социально­ области   «Социально   –   коммуникативное   развитие». коммуникативное   развитие   направлено   на   усвоение   детьми   моральных   и нравственных   ценностей,   развитие   взаимодействия   ребёнка   с   взрослыми   и сверстниками, становление самостоятельности, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме и природе. Существует много средств и методов для эмоционального развития детей раннего  возраста, такие как: 1.   Сюжетно­ролевые   игры   –   эмоциональная   отзывчивость   ребенка   к сверстникам, решение проблемных ситуаций. 2. Трудовое воспитание – элементарные трудовые поручения. 3. Кукольный театр, театрализованная деятельность – передача эмоций, характера героев и отношение их друг к другу. 4. Совместные праздники, досуги. 5.   Использование   художественной   литературы   –   потешки,   сказки, вызывают эмоциональный отклик, учат сопереживать, выражать собственные чувства   мимикой,   жестами,   словами,   побуждают   давать   эмоциональную оценку словам и действиям героев.  6. Использование музыки – вслушиваясь в слова и музыку песен , ребенок приобретает первоначальные понятия настроения музыки, приобретает опыт передачи чувств музыкальными средствами 7.   Изобразительная   деятельность   ­   использование   цветовой   гаммы, создание образов, отражающих настроение и впечатления ребенка 8.   Подвижные   игры   –   высокая   эмоциональная   насыщенность   игр доставляет детям радость, чувство удовольствия, вызывает интерес, развивает воображение, побуждает к творческому выполнению игровых действий.  Рассмотрим   значения   кукольного   театра   для   развития   эмоциональной сферы детей  раннего  возраста. Кукольный театр­это синтетическое искусство, которое воздействует на маленьких зрителей целым комплексом художественных средств. При показе спектакля   применяются   и   художественное   слово,   и   наглядный   образ,   и живописно­декоративное оформление,  и музыкальное сопровождение.  Умелое использование кукольного театра оказывает большую помощь в повседневной работе детского сада. Он позволяет решать многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:  художественным образованием и воспитанием детей.  формированием эстетического вкуса.  нравственным воспитанием  развитием коммуникативных качеств личности.  воспитанием воли, развития памяти, воображения, фантазии и речи.  созданием   положительного   эмоционального   настроения,   снятия напряжения, конфликтов через игру.                      Грамотное применение кукольного театра влияет на формирование личности ребенка, стимулирует развитие основных психических функций ­ внимания,   памяти,   восприятия,   творческого   воображения;   приобщает   к театральной культуре. Малыши очень любят смотреть спектакли кукольного театра. Кукольный театр им близок, понятен и доступен. Очень важно его воспитательное значение:        1.  Кукольный   театр   помогает   созданию   общего   положительного   фона, ощущения   радости,   поскольку   в   дошкольном  учреждении   в   основе театрального репертуара лежит народное творчество: сказки, былины.                   2.   Это   синтетическое   искусство,   раскрывающее   человека,   природу   и общество   как   целостное   единство.   При   помощи   заключенных   в   спектакле знаний   транслируются   ценности,   идеал   жизни   человека,   код   жизни (М.С.Каган, Т.В.Холостова);       3.   Это   наглядная   форма   художественного   отражения   жизни,   познание которой приводит к освоению концепции и способов существования человека, к восприятию человека через человека (А.Брехт и др.);                                         4. Это искусство действия, позволяющего личности осмыслить социальные явления и противоречия жизни, стремиться к единению с воспринимаемым. Идеалом,   к   изменению   себя   в   эстетическом   действии.   (Р.Х.   Баталов, А.Д.Попов). [57, c. 8]   Условность кукольного театра близка детям, они привыкли к ней в своих играх.  Вот   почему   дети  так   быстро  включаются  в  спектакль,  отвечают   на вопросы кукол, выполняют их поручения, дают советы, предупреждают об опасности. Необычность зрелища захватывает их и переносит в сказочный, увлекательный мир. Существует несколько классификаций игр в кукольный театр. Например, педагоги   Л.   В.   Куцакова,   С.   И.   Мерзлякова  (программа  «Росинка») рассматривают:  настольный   кукольный   театр   (театр   на   плоской   картинке,   на   кружках, магнитный настольный, конусный)   театр игрушки (готовая, самодельная));  стендовый   театр   (фланелеграф,   теневой,   магнитный   стендовый,   стенд­ книжка);   театр на руке (пальчиковый, картинки на руке, варежковый, перчаточный, теней);   верховые куклы (на гапите, на ложках, бибабо, тростевые);   напольные куклы (марионетки, конусный театр);  театр живой куклы (театр с «живой рукой»,   ростовые,  люди­куклы,   театр масок. [49, c. 56]  А педагог Г.В. Генов так классифицирует виды театров для детей:  картонажный;   магнитный;   настольный;   пяти пальцев;   масок;  ручных теней;  «живых» теней; пальчиковый теневой; книжка­театр;  театр кукол для одного исполнителя.  Конечно,   в   условиях   работы   Детских   садов,   Домов   ребёнка   нельзя требовать создания большого сложного спектакля ­ это и невозможно, и не нужно. Важно, чтобы такие показы проводились систематически и при этом использовались все виды кукольного театра.    Психопрофилактическое значение кукольного театра в работе с детьми  раннего  возраста. Куклотерапия Кукольный театр не только развивает эмоции, обогащает внутренний мир детей, но и имеет большое психокоррекционное значение в работе с детьми раннего возраста. Известный   психолог   и   психотерапевт   Брет   пишет:   “Нам,   взрослым, следует   помнить,   что   если   мы   хотим   научить   ребенка   чему   ­   либо   или передать ему какую ­ то важную мысль, нужно делать так, чтобы это было узнаваемо и понятно. Общаясь с детьми, старайтесь говорить с ними на языке, который им понятен и на который они лучше отзываются, ­ на языке детской фантазии   и   воображения”.     И   если   рассказы   и   сказки   являются   самым эффективным средством общения с детьми, то постановка, проигрывание их может   стать   эффективным   способом   коррекции   и   психопрофилактики   у детей  раннего  возраста.  Психокоррекционная работа с помощью кукольного театра имеет несколько аспектов: 1. Диагностический.  Наблюдение за поведением ребенка и его родителей во время постановки или   специально   смоделированной   ситуации   дает   объективный   материал для   личностной   диагностики,   оценки   внутрисемейных   отношений   и индивидуальных особенностей. 2. Поведенческий.   Коррекция   протестного,   демонстративного,   антидисциплинарного   и других форм отклоняющегося поведения достигается через разыгрывание в паре с родителями или сверстниками типичных конфликтных ситуаций из жизни, либо придуманных.  3. Воспитательный и развивающий аспект   Воспитанию   чувств     посвящены   многие   литературные   произведения, написанные   для   детей.   Знакомство   с   ними,   вживание   в   образ   героев   в процессе   инсценировки   произведения   формирует   доброту, ответственность, сочувствие, жалость, чувство справедливости (Стрелкова Л.Б.) 4. Коррекционно­педагогический и дефектологический аспект. Кукольный театр положительно влияет на развитие образного мышления, творческого   воображения,   внутренней   и   внешней   речи,   познавательной активности,   внимания,   памяти,   переключаемости   тонкой   моторики, координацию движений, чувства ритма.  В 1990  году  Ирина  Яковлевна Медведева  и Татьяна Львовна Шитова разработали метод, который назвали «Куклотерапией» или «Драматической психоэлевацией». Под   психоэлевацией   понимается   «возвышение   души»   (преодоление недостатков).   Проигрывая   куклами   индивидуально   подобранные   или специально   написанные   театральные   этюды,   дети   незаметно   для   себя работают над своими проблемами и недостатками, превращая, постепенно, их в достоинства: упрямство может быть преобразовано в упорство, выскочка научится, быть лидером, жадный ­ бережливым. В этом суть методики. Один   из   главных   принципов   ­   не   коррекция   отдельного   недостатка поведения, или набора недостатков, а попытка проникнуть глубже, заглянуть в   душу   ребёнка,   понять,   чем   же   вызваны   эти   причины   поведения,   где «поломка», что данному конкретному ребёнку мешает жить? [85, c. 43] Куклотерапия , как метод основан на процессах идентификации ребенка с любимым героем сказки, с любимой игрушкой. В качестве основного приема коррекционного воздействия используется кукла, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого. Основным объектом такой социальной проекции достаточно долгое время являются куклы. Куклы  для детей — это и   обучение,   и   получение   ценного   опыта.   Куклы   способствуют   развитию именно   человеческого   в   ребенке.   Освоение   отношений   между   людьми, понимание своих и чужих эмоций, чувств, желаний, нужны любому, живущему в человеческом обществе. Цель куклотерапии ­ помочь ликвидировать болезненные переживания, укрепить   психическое   здоровье,   улучшить   социальную   адаптацию,   развить самосознание,   разрешить   конфликты   в   условиях   коллективной   творческой деятельности. Функции куклотерапии:  коммуникативная ­ установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив;   релаксационная – снятие эмоционального напряжения;    воспитательная   –   психокоррекция   проявление   личности   в   игровых моделях жизненных ситуаций;    развивающая   –   развитие   психических   процессов   (памяти,   внимания, восприятия и т.д.), моторики;    обучающая – обогащение информацией об окружающем мире. Куклотерапия позволяет объединить интересы ребенка и коррекционные задачи психолога, дает возможность самого естественного и безболезненного вмешательства   взрослого   в   психику   ребенка   с   целью   ее   коррекции   или психопрофилактики.   Анализ работы по использованию кукольного театра в развитии эмоциональной сферы  детей раннего  возраста Кукольный театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства   для   детей  раннего  возраста.   Он   приводит   к   снижению агрессивности   у   детей,   устранению   тревожности   и   страхов,   развитию эмоциональной   саморегуляции   и   позитивных   взаимоотношений   с   другими детьми.   Педагогическими коллективами детских садов города Ульяновска разрабатываются, и успешно применяются рабочие программы по внедрению кукольного театра и театрализованной деятельности в жизнь воспитанников. Педагоги   использует   сказочные   приемы   и   способы   работы   с   детьми, доступные им из­за своей простоты и огромного интереса. Воспитатели   МБДОУ   детский   сад   №  27 «Чароит»  под   руководством Киселевой М.И. ставят следующие задачи в работе с детьми: 1 Создать   условия   для   развития   творческой   активности   детей   в театрализованной   деятельности   (поощрять   исполнительское   творчество, развивать способность, свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать   к   импровизации   средствами   мимики,   выразительных   движений, интонации и т.д.). 2 Приобщать   детей   к   театральной   культуре   (знакомить   с   устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров). 3 Обеспечить   условия   для   взаимосвязи,   театрализованной   с   другими видами   деятельности   в   едином   педагогическом   процессе   (музыкальные занятия, физкультурные досуги, экскурсии и т.д.). 4 Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников,   организация   выступления   детей   старших   групп   перед младшими). 5 Способствовать   самореализации   каждого   ребенка   и   созданию благоприятного   микроклимата,  уважения   к   личности   маленького   человека, создавать условия для эмоционального развития. Сотрудники МБДОУ ЦРР №20 «Искринка» работают над художественно – эстетическим развитием, которое обеспечивается единством формирования эстетического   отношения   к   миру   и   художественного развития   детей средствами литературы, (музыки, художественной     искусства   изобразительного искусства, кукольного театра). В основе художественного развития   лежит   формирование   художественных   способностей,   детское творчество, интеграция различных видов деятельности.  Детский   сад   успешно   сотрудничает   с   АНО   «КВЦ   «Радуга».   Занятия проводятся на базе детского сада с детьми всех возрастных групп, так же детский сад активно сотрудничает с Ульяновской городской филармонией, Ульяновским   областным    театром   кукол   им   В.   М.   Леонтьевой,   музеями города. Педагогический коллектив ГКУЗ «Областной специализированный Дом ребёнка» также работает над развитием эмоциональной сферы детей раннего возраста. В ходе работы педагоги решают следующие задачи: 1.Развивать социальный и эмоциональный потенциал ребёнка 2.Формировать   умение   детей   эмоционально   и   активно   воспринимать сказку, представлять образ персонажей 3.Развивать умение детей выражать свои впечатления в словах, мимике, жестах 4.Воспитывать умение сопереживать героям произведений 5.Развивать   творческую   инициативу,   желание   участвовать   в театрализованных играх 6.Побуждать   детей   вступать   в   диалог   друг   с   другом,   адекватно реагировать на эмоциональные состояния взрослых и сверстников.              В качестве инструментария используются: показы кукольных спектаклей, дидактические   игры,   подвижные   игры,   игры­импровизации,   игры­имитации, упражнения   и   этюды   на   развитие   эмоциональной   сферы,   пальчиковые гимнастики,   упражнения   для   релаксации.   Основу   репертуара   кукольного театра   составляют   народные   сказки   ,   рекомендованные   Основной общеобразовательной   программой   реализуемой   в   Доме   ребёнка:   «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», «Заюшкина избушка», «Кто сказал МЯУ ?» и другие.  Данные сказки выбраны исходя из следующих характеристик: 1.Соответствие сказок возрастным особенностям детей раннего возраста 2.Сюжет   сказок   состоит   из   быстро   сменяющих   друг   друга   действий, которые совершают персонажи (образы) на протяжении всего представления 3.Герои сказок являются доступными образами для восприятия детьми раннего возраста 4.У каждого из героев сказок речь состоит из определённых коротких фраз, смысл которых повторяется, что очень важно для восприятия детьми раннего возраста 5.В   сюжеты   сказок   вплетена   разнообразная   палитра   эмоциональных переживаний: от радостных, весёлых, добрых до грустных, печальных и так далее. В свое работе воспитатели  и логопеды Дома ребёнка используют разные виды   кукольного   театра   :   куклы   Би­Ба­Бо,   настольные   театры   готовой игрушки, театр на фланелеграфе,  театр­книжка, плоскостной театр и другие (ПРИЛОЖЕНИЕ) Для поддержания интереса детей к театрализованным представлениям в 2016­2017 учебном году были изготовлены: ­переносная круговая ширма, для показа спектаклей верховыми куклами ­ширма для настольного кукольного театра ­фланелеграф ­кукольный   театр   на   мешочках   по   русской   народной   сказке   «Три медведя» ­кукольный театр на стаканчиках по сказке «Три поросёнка» ­кукольный   театр   марионеток   по   русской   народной   сказке   «Бычок­ смоляной бочок»  ­кукольный театр на кеглях по сказке «Заюшкина избушка» ­кукольный театр на ложках по сказке «Кот, петух и лиса» ­театр шагающих кукол по русской народной сказке «Гуси­лебеди» ­   маски­шапочки   сказочных   персонажей,   атрибуты   для   проведения театрализованных   игр   и   декорации   для   кукольных   спектаклей. (ПРИЛОЖЕНИЕ) Работа,   проводимая   последовательно,   в   течение   всего   года,   приносит реальные   результаты:   дети   стали   активнее,   эмоциональнее,   научились импровизировать   (в   соответствии   с   возрастными   возможностями),   вносить свои   предложения   в   изображение   персонажей.   Расширился   и   обогатился словарный   запас   детей.   Благодаря   мимическим   и   пантомимическим упражнениям многие дети научились не только передавать эмоции сказочных персонажей, но и различать свои собственные эмоции и эмоции других людей. Опыт работы многих  детских садов доказывает, что системная работа по развитию   эмоциональной   сферы   детей  раннего   возраста   по   программе   Н. Сорокиной   Л.   Миланович   «Театр   –   Творчество   ­   Дети»,   с   использование методики   развития   детского   элементарного   музицирования     К.   Орфа, программы     Н.А.   Ветлугиной,   а   также   методических   разработок     А.И. Бурениной,   Т.И.   Суровой   и   других,   создание   и   применение   собственных рабочих   программ   по   театрализованной   деятельности   в   ДОУ   дает положительную динамику развития эмоционально – коммуникативной сферы детей.  Кукольный театр как вид театрализованной деятельности способствует интеграции   развития   всех   сфер   духовной   жизни   ребенка:   эмоциональной, волевой, познавательной. Ранний возраст отличается уникальностью и неповторимостью. Это очень важный   период,   проживая   который,   ребенок   приобретает   умения, необходимые ему для освоения мира взрослых. Это уникальный период по силе   эмоционально­чувственного   восприятия,   формирования   начальных представлений о духовных ценностях. Ребенок   идет   к   освоению   смысла   своих   действий   через   чувства.   Ведь только в состоянии повышенного интереса, эмоционального подъема малыш способен сосредотачивать свое внимание на объекте, запоминать событие со всеми   деталями   и   нюансами.   Желание   вновь   пережить   определенное состояние   может   служить   для   него   мотивом   деятельности,   стимулом проявления   активности.   Под   влиянием   эмоций   качественно   по­иному проявляются и внимание, и мышление, и речь. Базовая   культура   человека,   фундамент   всех   видов   мышления закладывается   в   детстве.   На   протяжении   первых   лет   жизни   человека эмоциональная   сфера   претерпевает   сложнейшие   изменения:   эмоции приобретают   качественные   характеристики,   возникают   чувства,   присущие исключительно   людям.   Эмоции   неразрывно   связаны   не   только   с воспитательным, но и образовательным процессом. Современная же социальная ситуация далеко не всегда насыщает детей эмоционально,  далеко   не  всегда   обогащает   их   впечатлениями.  Вот   почему необходимо специально организованное общение, способное структурировать эмоциональный мир, создавать условия для разнохарактерных эмоциональных   голосовыми   реакциями. проявлений, Необходимо   исследовать   и   развивать   эмоциональную   сферу   детей   раннего   самовыражения   движениями, возраста.             Кукольный   театр,   безусловно,   может   использоваться   в   качестве инструментария для эмоционального развития детей. Виды кукольного театра

Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста средствами кукольного театра

Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста средствами кукольного театра

Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста средствами кукольного театра

Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста средствами кукольного театра

Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста средствами кукольного театра

Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста средствами кукольного театра

Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста средствами кукольного театра

Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста средствами кукольного театра

Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста средствами кукольного театра

Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста средствами кукольного театра

Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста средствами кукольного театра

Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста средствами кукольного театра

Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста средствами кукольного театра

Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста средствами кукольного театра

Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста средствами кукольного театра

Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста средствами кукольного театра

Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста средствами кукольного театра

Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста средствами кукольного театра

Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста средствами кукольного театра

Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста средствами кукольного театра

Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста средствами кукольного театра

Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста средствами кукольного театра

Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста средствами кукольного театра

Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста средствами кукольного театра

Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста средствами кукольного театра

Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста средствами кукольного театра

Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста средствами кукольного театра

Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста средствами кукольного театра

Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста средствами кукольного театра

Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста средствами кукольного театра

Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста средствами кукольного театра

Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста средствами кукольного театра

Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста средствами кукольного театра

Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста средствами кукольного театра

Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста средствами кукольного театра

Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста средствами кукольного театра

Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста средствами кукольного театра

Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста средствами кукольного театра

Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста средствами кукольного театра

Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста средствами кукольного театра

Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста средствами кукольного театра

Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста средствами кукольного театра

Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста средствами кукольного театра

Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста средствами кукольного театра

Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста средствами кукольного театра

Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста средствами кукольного театра

Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста средствами кукольного театра

Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста средствами кукольного театра

Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста средствами кукольного театра

Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста средствами кукольного театра

Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста средствами кукольного театра

Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста средствами кукольного театра

Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста средствами кукольного театра

Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста средствами кукольного театра

Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста средствами кукольного театра

Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста средствами кукольного театра

Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста средствами кукольного театра

Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста средствами кукольного театра

Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста средствами кукольного театра

Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста средствами кукольного театра

Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста средствами кукольного театра

Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста средствами кукольного театра

Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста средствами кукольного театра

Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста средствами кукольного театра

Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста средствами кукольного театра

Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста средствами кукольного театра

Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста средствами кукольного театра

Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста средствами кукольного театра

Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста средствами кукольного театра

Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста средствами кукольного театра

Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста средствами кукольного театра

Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста средствами кукольного театра

Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста средствами кукольного театра

Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста средствами кукольного театра

Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста средствами кукольного театра

Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста средствами кукольного театра

Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста средствами кукольного театра

Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста средствами кукольного театра

Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста средствами кукольного театра

Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста средствами кукольного театра

Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста средствами кукольного театра

Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста средствами кукольного театра

Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста средствами кукольного театра

Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста средствами кукольного театра
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.09.2018