«Развитие эстетической культуры ребенка в условиях ограниченного времени».
Оценка 5

«Развитие эстетической культуры ребенка в условиях ограниченного времени».

Оценка 5
Мероприятия
docx
воспитательная работа
1 кл—4 кл
18.02.2018
«Развитие эстетической культуры ребенка в условиях ограниченного времени».
В современном мире очень важно формировать у младших школьников эстетическое воспитание, научить ребенка видеть в окружающем мире прекрасное, светлое, радостное. Формирование эстетического отношения к окружающему миру провожу на внеклассных мероприятиях, а также в учебной деятельности. В своей работе эстетическому воспитанию уделяю большое внимание
Развитие эстетической культуры ребенка в условиях ограниченного времени.docx
«Развитие   эстетической   культуры   ребенка   в   условиях ограниченного времени». Современная  действительность   оставила   человека   в  жесткие   условия выживания.   Явным   дефицитом   стали   такие   чувства,   как   доброта, великодушие, совесть, долг, уважение к старшим, благодарность, милосердие, сердечность, взаимопонимание, сострадание. Недостаток этической культуры, проявляясь   в   бестактности,   грубости,   равнодушии,   приводит   к   серьезным социальным последствиям – разобщению людей, которые соединены общими целями,   родственными   отношениями.   Этот   спад   уровня   этической воспитанности   естественным   образом   влияет   на   общее   воспитание подрастающего поколения. Коренные изменения, произошедшие за последние 20 лет в мире в целом и   в   нашем   государстве   в   частности,   заставляют   по­новому   взглянуть   на подходы  к воспитанию  подрастающего  поколения. В 90_х  годах  прошлого столетия, в период осознания и переосмысления целей и задач российского   из   школьной   практики   стали   постепенно   уходить образования, идеологические   клише   советской   эпохи.   Большое   внимание   в   развитии ребенка   как   достойного   гражданина   своей   страны   стало   уделяться эстетическому воспитанию.  Эстетическая   культура   личности   ребенка   –   интегральная   личностная характеристика,   обусловленная   особенностями   эстетического   сознания   и эстетической деятельности на данный момент его жизни, в данный период его развития   на   доступном   ребенку   уровне;   эта   та   совокупность   компонентов эстетической культуры личности, которая присвоена ребенком на конкретный период его развития; это эстетическая ценностная ориентация ребенка, его включенность в деятельность по освоению и преобразованию мира по законам красоты. В наш санаторий приезжают дети с разных уголков Республики Коми, с разными   моральными   устоями,   у   кого­то   выявляется   высокий   уровень ценностных отношений, у других – низкий; кто­то многого не знает, не умеет, его   социально­нравственный   опыт   недостаточен.   В   основном   это   дети,   на которых   оказали   негативное   влияние   некоторые   социальные   факторы: отчуждение   родителей   от   детей,   конфликтные   ситуации,   неполные   семьи, алкоголизм   родителей.   Но   несмотря   на   эти   факторы,   все   дети   стремятся узнавать   окружающий   мир,   получать   новые   впечатления,   у   них   возникает интерес к общественной жизни.   Воспитание   как   процесс   представляет   собой   достаточно   сложное   и многослойное явление, которое складывается из личностного взаимодействия ребенка с окружающей социальной средой (семья, друзья, соседи, школьное сообщество) и воздействия средств массовой информации, книг, журналов, школьных учебников, событий и поступков, свидетелем которых становится ребенок.  Формирование эстетической культуры ­ это процесс целенаправленного развития способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности. Он предусматривает выработку системы художественных представлений, взглядов и убеждений, воспитание   эстетической   чуткости   и   вкуса.  Одновременно   с  этим   у   детей воспитывается  стремление и  умение вносить элементы  прекрасного  во  все стороны бытия, бороться против всего уродливого, безобразного, низменного, а также готовность к посильному проявлению себя в искусстве.  В   обиход   детской   жизни   важно   вводить   элементы   эстетического оформления   ближайшего   окружения   и   быта,     пробуждая   у   школьников стремление утверждать красоту в школе, дома, всюду, где они проводят свое время, занимаются делом или отдыхают.   Я привлекаю детей к тому, чтобы они создавали вокруг себя эстетическую обстановку. Каждое утро провожу «Операцию «Уют», стремлюсь к тому, чтобы дети видели порядок в комнатах, обращали   внимание   на   свой   внешний   вид,   контролирую,   чтобы   дети соблюдали правила личной гигиены. Как часто мы сталкиваемся с тем, что ребенок отказывается от общения со   сверстниками,   со   взрослыми.   Особенно   тяжело   это   происходит,   когда ребенок попадает в чужой коллектив. Передо мной стоит задача – оказать помощь ребенку в адаптационный период, пройти этот сложный путь развития общения более безболезненно.   Я провожу с детьми разные игры, которые способностей, способствуют   формированию   коммуникативных   обеспечивающие эффективность общения ребенка с окружающими детьми и взрослыми. Например, игра «Новоселье» ­ где детям предлагаю нарисовать свои портреты и «поселить» их в домик, рисунок которого висит на стене в игровой.   Затем   дети   все   вместе   раскрашивают   дом   красками.   Эта   игра направлена   на   формирование   чувства   единения   с   окружающими.  Или   игра «Волшебные   сундучки»,   где   я   предлагаю   подумать,   какое   у   ребенка настроение,   что   он   чувствует.   Затем   прошу   сложить   все   отрицательные эмоции: обиду, грусть, страх в волшебный сундучок и выбросить. Вместе с тем   из   другого   сундучка   (он   более   яркий,   красочный)   ребенку   предлагаю взять   себе   те   положительные   эмоции,   которые   он   сам   хочет   и   желал   бы подарить другим. Такие игры, проведенные с детьми помогут сделать жизнь ребенка   в   санатории   более   интересной   и   насыщенной,   помогут   ему разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, быть   более   уверенными   в   себе,   счастливыми   и   улыбающимися,  умеющими общаться с окружающими и способными преодолеть все трудности на своем пути. Эстетическое отношение к природе формирует нравственное отношение к   ней.   Природа   ­   ничем   не   заменимый   источник   прекрасного.   Она   дает богатейший материал для развития эстетического чувства, наблюдательности, воображения. Природа, не являясь носителем общественной морали, в то же время учит ребенка нравственному поведению благодаря гармонии, красоте, вечному   обновлению,   строгой   закономерности,   пропорциям,   разнообразию форм, линий, красок, звуков. Дети постепенно приходят к пониманию того, что добро в отношении к природе заключается в сохранении и приумножении ее богатства, в том числе ­ красоты, а зло состоит в нанесении ей ущерба, в ее загрязнении. С удовольствием  организую наблюдения в природе (прогулки, экскурсии), при этом решаю в комплексе ряд задач: формирую у детей знания о   природе,   учу   наблюдать,   развивать   наблюдательность,   воспитываю эстетически,   стараюсь   воспитать   у   детей   многие   положительные   качества личности   и   глубже   познавать   окружающий   мир,   а   также   стремиться   к созданию красоты своими руками.   Показывая коллективный труд людей в огороде,   на   поле,   обращаю   внимание   детей   на   то,   с   каким   старанием   и любовью   трудятся   взрослые,   тем   самым   воспитывая   чувство   уважения   к труду. Дети должны знать, что человек преобразует природу рационально, с целью ее охраны и улучшения.  На прогулке дети не только наблюдают окружающую природу, но и с удовольствием   собирают   листья,   ветки   растений.   На   прогулках   знакомлю ребят с теми явлениями природы, представления о которых складываются длительное время, например, с таянием снега, набуханием почек, появлением травы   и   т.п.   Во   время   прогулок   предлагаю   детям  творческие   задания. Например, составить из собранных осенних листьев красивые узоры, чередуя листья по цвету, форме, величине, установить сходство, на что похож тот или иной листок, побуждаю рассматривать выполненные  узоры, любоваться ими, использовать   полученные   знания   на   занятиях   по   аппликации,   создавая картины волшебного леса.  Во время прогулок организовываю разнообразные игры с природным материалом – песком, глиной, водой, льдом, листьями и т.п, а также учу детей наблюдать за происходящими вокруг изменениями в природе. Даю задание детям заранее, например – пронаблюдайте и скажите мне, когда распустилась мать­и­мачеха? Когда выпал первый снег? и т.д.  При организации таких наблюдений считаю необходимым дать детям возможность восхищаться   красотой   природы,  любоваться   ею,   высказывать   свои   эмоции, впечатления и переживания от увиденного.  На прогулках дети испытывают удовольствие от общения с природой.  Большое   значение   при   развитии   эстетического   воспитания   отвожу экскурсиям.   На   каждой   экскурсии   я   развиваю   наблюдательность   у   детей. Наблюдать и замечать новое учит каждый педагог, но весь вопрос в том, как нужно   наблюдать,   чтобы   развивать   у   детей   эстетическое   восприятие.   Во время   наблюдений   явлений   природы   или   общественного   явления,   а   также отдельного предмета, я учу детей видеть красивую форму и сочетание красок, узора.   Надо   помочь   детям   увидеть   элементы   прекрасного   и   в   группе заснеженных деревьев, и в картине на стене. В процессе наблюдения: 1. учу детей замечать характерные признаки предметов, анализировать форму, определять сходство и различие, видеть богатство цвета и форм окружающего мира, 2. развиваю познавательные возможности детей, 3. развиваю способность эстетического восприятия, целенаправленного наблюдения в процессе знакомства со свойствами природы, 4. вызываю и поддерживаю интерес детей к природе, 5. формирую эстетическое суждение и отношение детей к природе. На   экскурсиях,   которые   я   провожу   («Экскурсия   на   форелевое хозяйство», «Экскурсия по достопримечательностям п. Кажим», «Экскурсия в   лес»)   предлагаю   детям для   раздумий   и   обсуждений   такие,   например, вопросы и задания: найдите и прочтите описания лесов, полей, степей, рек, озер, гор; выпишите понравившиеся вам высказывания о природе; чему вас учит общение с природой; опишите любимый уголок природы; как вы себе представляете   основные   правила   поведения   в   природе;   пробовали   ли   вы отобразить   свои   впечатления   о   природе   в   стихах,   рассказах,   рисунках, поделках?   На   кружке   «Бисероплетения»   мы   вспоминаем   увиденное, сравниваем,   для   изготовления   подделки   (например,   «Рыбка»)   подбираем нужные цвета, делимся впечатлениями о рыбах, которых встречали. Дети с удовольствием   готовят   исследовательские   работы   по   теме   «Рыбы   Коми края», рассказывают об их повадках, среде обитания. Весь исследовательский материал,   подготовленный   детьми,   собирается   в   книге   «Животный   мир Республики Коми».   Труд — умственный и физический — активно влияет на эстетическое развитие детей следующими путями: самим процессом труда, содержанием работы,   результатами   труда,   отношениями   в   труде. Эстетическое   чувство детей   вызывают   такие   элементы   труда,   как   ритм,   темп,   симметрия, пропорция, гармония. Правильно организованный труд всегда сопровождается чувством удовлетворения и даже наслаждения. Эстетическое начало имеют материалы, чертежи и орудия труда (техническая эстетика). Человека радуют продукты его труда. Большое воспитательное значение имеют слаженность в работе и красота отношений детей   в совместном труде. Для эстетического развития детей каждый вид искусства имеет свое специфическое значение. Прикладное искусство формирует художественный вкус в выборе вещей и предметов повседневной жизни. Этот вкус дети отражают в своих поделках на кружковых занятиях.  Художественные   потенции   человека,   его   эстетические   возможности   с наибольшей   полнотой   и   последовательностью   проявляются   в   искусстве. Искусство   –   средство   эстетического   воспитания,   основа   художественного воспитания   ребенка.   Приобщение   к   нему   является   частью   формирования эстетической культуры личности. Художественная культура формируется в процессе   познания   искусства.   Искусство   окружает   человека   с   момента рождения. Поэтому считаю очень важным введение ребенка в окружающий мир   через   систему   художественных   образов   и   произведений.   Обучение различным   видам  художественной   деятельности   дарит   впоследствии   детям радость творчества, формирует интерес к искусству, который сохраняется на протяжении всей жизни человека и служит одной из основ духовного развития личности. Основной формой работы, способствующей развитию творческих способностей детей, являются занятия по изобразительной деятельности, где я создаю   у детей хорошее настроение, стараюсь вызвать доброжелательное отношение к занятию, которые проходят в форме путешествий. Путешествия могут   быть   реальными,   сказочными   или   воображаемыми:   «В   страну Рисования», в мастерскую художника, в выставочный зал. Одним из приемов для поддержания интереса являются сказки о художниках, цветах; истории возникновения   народных   игрушек,   использование   художественного   слова (загадки, стихотворения). Занятия изобразительным искусством развивают у детей творческую активность, эстетическое отношение к действительности;   целеустремленность, формируется   самостоятельность,   настойчивость, аккуратность   и   трудолюбие.   Создаваемые   детьми   рисунки   способствуют закреплению   и   уточнению   их   знаний   об   объектах   природы,   формируют интерес   к   природе   и   положительное   отношение   к   ней.   Большую   роль   в формировании   эстетического   восприятия  детей  играет  «полочка  красоты», где   дети   знакомятся   с   произведениями   искусства:   живописью,   книжной графикой,   малой   скульптурой,   народно   –   прикладным   искусством, предметами   дизайна.   Работа   здесь   проходит   через   индивидуальные   и подгрупповые беседы, рассматривание, в ходе которых дети учатся видеть прекрасное.   Так   при   ознакомлении   с   предметами   народно   –   прикладного искусства обращают внимание не только на красоту предмета в целом, но и на орнамент и узор, который используется для украшения. При рассматривании скульптуры   малой   формы   обращают   внимание   на   форму   и   красоту скульптуры. При ознакомлении детей с тем или иным промыслом, стараюсь доступно   рассказать   о   том,   где   он   зародился.   Помогаю   им   войти   в   мир прекрасного,   учу   видеть   и   чувствовать   неповторимые   сочетания   красок природы. Знакомство   с   каждым   видом   народного   искусства   осуществляю   на занятиях   по   декоративному   рисованию,   аппликации,   лепке.   Стараясь повысить интерес к народному творчеству, использую изделия, выполненные детьми   для   оформления   группы,   для   сувениров   –   подарков   взрослым. Периодическая   смена,   систематическая   работа   с   палочкой   красоты способствовать   тому,   что   дети   самостоятельно   замечают   появление   новых предметов,   картин   и   детских   книг.   Знакомлю   детей   с   творчеством художников иллюстраторов: Ю. Васнецова, Е.Рачеева, Е.Чарушина, В.Сутеева и др. Рассматривание ярких иллюстраций к народным потешкам, песенкам учат детей видеть особенности характера и настроение сказочного героя. При передачи   характера   сказочных   героев   дети   в   своем   рисунке   проявляют фантазию и воображение. Учатся высказывать свое отношение к забавным,   сказочным   персонажам немного   мультяшным   героем   В.Сутеева, А.Ю.Васнецова.   На   развитие   эстетического   восприятия,   художественного вкуса   большое   влияние   оказывает   ознакомление   с   искусством,   которое осуществляется на занятиях, таких как «Знакомство с пейзажем», «Пейзаж в живописи», «Что такое натюрморт», «Творчество И.И.Шишкина», и другие. Представление   детей   о   красоте   природы   и   культуре   родного   края складываются   при   знакомстве   с   произведениями   художников: А.Г.Венецианова, И.И.Левитана, К.Ф.Юона, И.Э.Грабая и других. Они дают возможность   ознакомления   с   характерной   для   России   природой. Рассматривание картин вызывает у детей эмоциональный отклик на образное   сопереживание   настроения содержание   произведений   живописи, художественных образов, позволяет познакомить с разными видами живописи: портретом, натюрмортом, пейзажем. При   создании   детьми   портретов   я   стремлюсь   научить   их   передавать характер   и   настроение,   при   изображении   фигуры   человека   –   движение.   В пейзаже   –   видеть   красоту   природы   и   отображать   её   в   своих   рисунках.   В процессе   ознакомления   в   произведения   живописи   подвожу     детям   к пониманию того, что в них присутствует настроение – это либо грусть, тоска или   радость,   беспокойство.   Рисуя   натюрморт,   дети   учатся   изображать предметы с натуры. При этом они могут уже самостоятельно выбрать фон и составить натюрморт. Народно декоративно­прикладное искусство – одно из важных средств художественного   восприятия   детей.   В   народном   искусстве   обобщены представления   о   прекрасном,   эстетические   идеалы   и   мудрость   народа, которые передаются из поколения в поколения. Знакомлю детей с разными   дымковской, видами   декоративно­прикладного   искусства:   тверской, филимоновской   игрушками;     видами   росписи:   гжель,   хохлома,   городецкая роспись. Дети проявляют устойчивый интерес и желание общаться с прекрасным в окружающем мире и произведениях искусства, испытывают от этого радость и удовольствие.   Видят   свойства   предметов,   живых   объектов   и   явлений. Обладают   достаточными   техническими   и   изобразительными   навыками   и умениями. Проявляют самостоятельность и творческую инициативность.       Чтобы   привить   любовь,   вызвать   интерес   к   рисованию   использую нетрадиционные   способы   изображения.   Такое   нетрадиционное   рисование   раскрывает доставляет   детям   множество   положительных   эмоций, возможность   использования   хорошо   знакомых   им   предметов   в   качестве художественных   материалов,   удивляет   своей   непредсказуемостью.   Для создания   детьми   изобразительных   образов   использую   следующие нетрадиционные   техники:   набрызг,  рисование   по   мокрой   бумаге,  по   мятой бумаге, рисование пальцами и ладошкой, кляксография, способ выдувания.    Результатом всей работы по изобразительной деятельности являются выставки детских рисунков: «Осень золотая», «Зимушка – зима», «Бабочки». В своей работе я старюсь, как можно чаще использовать коллективное творчество, как результат совместного речевого изобразительного творчества детей. С увлечением дети создают картины, декоративные панно: «В зимнем лесу»,   «Осень»,   «Лесная   полянка»,   «Наш   аквариум».   Для   выполнения коллективной аппликации – панно «Коврик из осенних листьев», с детьми провожу беседу о сезонных изменениях в природе, показываю им репродукции известных   художников   –   пейзажистов;   провожу   с   детьми   наблюдения   за природой.   Обращаясь   непосредственно   к   произведениям   искусства,   я стараюсь развить в ребенке умения правильно воспринимать явления красоты. Коллективная художественная деятельность формируют положительную мотивацию   к   ней,   и   углубляет   интерес   к   творчеству,   раскрывают индивидуальность  детей, корректируют межличностные отношения.  Музыка является также одним из способов для реализации эстетического воспитания,   а   также   возможностей   для   реализации   своего   эмоционального мира, всех чувств и переживаний. По выражению Д. Б. Кабалевского, любая форма   общения   с   музыкой   непрерывно   совершенствует   его   музыкальные способности,   вне   зависимости   от   активности   или   пассивности   ребенка   в процессе слушания. Восприятие музыки – основа всех видов музыкального воспитания. Чтобы воспитание было эмоциональным и осознанным, следует постоянно заботиться о развитии музыкального слуха. В процессе слушания и обсуждения прослушанного, в общении учащихся друг с другом углубляется эстетические   переживания.     Исполнительская   деятельность   учащихся   на занятиях музыки осуществляется в процессе  пения, которое развивает голос, умение  пользоваться им, формирует слух, память, музыкально –  слуховые представления. В своей работе я стремлюсь привить у детей любовь к песне, которая   обеспечивает   совместное   переживание   героических   и   лирических чувств,   развивает   музыкальный   слух,   память,   ритм,   гармонию,   певческие навыки, художественный вкус. (заучивание и исполнение песен на 9 мая, 8 марта,  Новый год и др. праздники).  Огромное влияние на духовный мир ребенка оказывает литература. В системе искусств она занимает ведущее положение. Слово как средство литературно­художественного   творчества   способно   и   создавать   яркие образы,   и   анализировать   явления   жизни.   При   чтении   художественной   рассматриваем   иллюстрации   к литературы,   по   возможности, произведениям,   обращаю   внимание   на   то,   как   художники   изображают   При   чтении   сказок   рассматриваем персонажей   произведений. изображенные в книге иллюстрации, яркие краски, способы изображения художником отдельных деталей, понятные детям, разбираем содержание сказки.   Особенно   повышается   у   детей   интерес   к   сказкам,   когда   я предлагаю   подумать   и   выбрать   по   сказке   тему   для   рисования.   Дети   с удовольствием   исполняют   стихотворение,   рассказ   или   сказку,     как   бы заново воссоздают предлагаемые автором обстоятельства, оживляя их при помощи   собственных   мыслей,   чувств   и   ассоциаций,   т.е.   передают слушающим эмоциональное состояние героя, обогащенное личным опытом. И как бы ни был мал и ограничен этот опыт, он все же придает исполнению ребенка   свежесть   и   неповторимое   своеобразие.     Дети   с   удовольствием показывают   театрализованные   действия,   участвуют   в   постановках, показывают кукольный театр, прибегаю к играм­драматизациям, используя в работе с детьми игры­имитации, в которых добиваюсь эмоционального переживания   состояния   образа,   его   внешней   и   внутренней   имитации   на основе очеловечивания природных объектов.  В своей педагогической деятельности я применяю эффективные методы и   приемы,   способствующие   формированию   у   детей   эстетических   чувств, отношений,   суждений,   оценок,   практических   действий.   Практическое применение   методов   и   приемов   находится   в   прямой   зависимости   от возрастных   и   индивидуальных   особенностей   детей   и   строится дифференцированно,   с   учетом   всего   коллектива   и   каждого   ребенка   в отдельности.   Метод убеждения  направлен на развитие эстетического восприятия, оценки, первоначальных проявлений вкуса. Особенность этого метода применительно   к   эстетическому   воспитанию   состоит   в   том,   что применять его можно только тогда, когда воспринимаемое явление – прекрасно.   Эмоциональный   отклик   возникает   у   ребенка   при непосредственном соприкосновении с произведениями искусства.  Метод   проблемных   ситуаций  побуждает   к   творческим   и практическим действиям. Я   предлагаю детям самим найти способы решения намеченного замысла.   Метод побуждения к сопереживанию, формирующий эмоционально­ положительное   отношение   к   позитивному,   прекрасному   в   жизни   и искусстве и отрицательное отношению к негативному, безобразному в окружающем мире.  Игровой метод. Я широко применяю игровые методические приемы: создаю игровые ситуации, предоставляю иллюстративный материал в увлекательной   форме,  создаю соревнование   между   детьми.   Игровой метод   сочетаю   с   другими   приемами:   вопросами,   указаниями, объяснениями, пояснениями, показом, как в индивидуальной, так и в групповой организации процесса обучения детей.

«Развитие эстетической культуры ребенка в условиях ограниченного времени».

«Развитие эстетической культуры ребенка в условиях ограниченного времени».

«Развитие эстетической культуры ребенка в условиях ограниченного времени».

«Развитие эстетической культуры ребенка в условиях ограниченного времени».

«Развитие эстетической культуры ребенка в условиях ограниченного времени».

«Развитие эстетической культуры ребенка в условиях ограниченного времени».

«Развитие эстетической культуры ребенка в условиях ограниченного времени».

«Развитие эстетической культуры ребенка в условиях ограниченного времени».

«Развитие эстетической культуры ребенка в условиях ограниченного времени».

«Развитие эстетической культуры ребенка в условиях ограниченного времени».

«Развитие эстетической культуры ребенка в условиях ограниченного времени».

«Развитие эстетической культуры ребенка в условиях ограниченного времени».

«Развитие эстетической культуры ребенка в условиях ограниченного времени».

«Развитие эстетической культуры ребенка в условиях ограниченного времени».

«Развитие эстетической культуры ребенка в условиях ограниченного времени».

«Развитие эстетической культуры ребенка в условиях ограниченного времени».

«Развитие эстетической культуры ребенка в условиях ограниченного времени».

«Развитие эстетической культуры ребенка в условиях ограниченного времени».

«Развитие эстетической культуры ребенка в условиях ограниченного времени».

«Развитие эстетической культуры ребенка в условиях ограниченного времени».

«Развитие эстетической культуры ребенка в условиях ограниченного времени».

«Развитие эстетической культуры ребенка в условиях ограниченного времени».

«Развитие эстетической культуры ребенка в условиях ограниченного времени».

«Развитие эстетической культуры ребенка в условиях ограниченного времени».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2018