Развитие и коррекция навыков осознанного чтения у детей с ОВЗ
Оценка 4.7

Развитие и коррекция навыков осознанного чтения у детей с ОВЗ

Оценка 4.7
Игры +3
doc
русский язык +1
Детсад—3 кл
25.02.2019
Развитие и коррекция навыков осознанного чтения у детей с ОВЗ
В статье собраны различные упражнения и задания для учащихся с ОВЗ, направленных на развитие и коррекцию осознанного и беглого чтения. Даны рекомендации по работе с детьми с ОВЗ на основе собственного опыта работы в подобном классе (дети с ЗПР, ТНР, РАС)
Коррекция чтения.doc
Развитие и коррекция навыков осознанного чтения у детей с ОВЗ. Автор: Гладышева Людмила Олеговна Учитель класса коррекции (учащиеся с ОВЗ) МБОУ «Школа № 62» г.Рязань Работая в классе коррекции с детьми с ОВЗ (ЗПР, ТНР, РАС) осознавая и понимая   важную   роль   и   значимость   обучения   осознанному   чтению   для дальнейшего   образования,   воспитания   и   развития   детей   с   ОВЗ,   безусловно необходимо искать пути повышения качества  обучения чтению. Изучая опыт учёных   и   педагогов   –   новаторов,   работающих   в   этой   области,   за   основу   в коррекционно­развивающем   процессе   я   взяла   рекомендации   кандидата психологических   наук   Н.П.Локаловой    «Как   преодолеть   медленное  чтение  у школьников»   и   методику   профессора   Фёдорова,   который   рекомендует   8 резервов обучения чтению.  Чтение ­   это один из важнейших источников получения знаний, способ развития познавательных и речевых способностей ребёнка, его творческих сил, средство воспитания нравственных качеств и развития духовных и душевных чувств. Основная   задача   начальной   школы   –   обучение   детей   навыку   чтения   и понимания прочитанного, введение их в мир художественной литературы. На уроках   чтения   решаются   как   общие   с   общеобразовательной   школой,   так   и специфические, коррекционные задачи обучения детей. А именно.  формирование фонематического восприятия звукового анализа и синтеза  формирование,   закрепление   и   постепенное   совершенствование   навыков чтения   –   осознанного,   правильного,   беглого   и   выразительного   чтения вслух и про себя;  обогащение словарного запаса (достаточно скудного у детей с ЗПР) путём расширения непосредственных впечатлений и представлений, полученных при чтении;  формирование   умений   воспринимать   литературное   произведение   в   его   преодоление образном,   эмоциональном   и   логическом   единстве, недостатков в развитии эмоционально­волевой сферы детей;  развитие   нравственных   и   эстетических   представлений   и   чувств, художественного   вкуса,   творческого   и   воссоздающего   воображения, коррекция личностного развития ребёнка;  преодоление   недостатков   в   развитии   речи   учащихся,   формирование речевых умений и навыков, знаний о родном языке;  развитие и расширение первоначальных знаний и представлений детей об окружающем мире, обогащение чувственного опыта ребёнка, развитие его мыслительной деятельности и познавательной активности;  привитие интереса к книге, к самостоятельному чтению. В   процессе     обучения   детей   с   ОВЗ   чтению   я   использую   систему специальных упражнений, активно влияющих на основные параметры чтения: сознательность, беглость, правильность и выразительность. Это упражнения:  вырабатывающие   внимание   к   слову   и   его   частям,   являющиеся предпосылкой правильного чтения;  развивающие память и оперативное поле чтения;  развивающие   гибкость   и   скорость   чтения   вслух   и   про   себя,   умение угадывать последующий текст;       Также   применяю   коррекционно­развивающие   задания,   направленные   на преодоление   психологических   причин,   обуславливающих   медленный   темп чтения, предложенные Н.П.Локаловой.  Специальные   упражнения   для   коррекции   и   развития   навыков   чтения помогут детям овладеть осознанным чтением. Эти упражнения и задания можно использовать как на уроках,  так и во внеурочное время. ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ: Игры с буквами      Процесс овладения осознанным чтением начинается и изучения звуков и букв. Для  того, чтобы дети хорошо запоминали  буквы, существует множество  разнообразных  приёмов, которые помогают запоминать  графический изображение букв.  Например, буквы можно лепить из теста, пластилина, складывать из палочек,  мозаики, разноцветных ниток,  вырезать из цветной бумаги. Можно выкладывать из  природного или бытового материала. И хорошо, когда и этот материал способствует  запоминанию (например, буква Ж – из желудей, З – из зерна, В – из ваты и т.д). Чтобы сформировать стабильный графический образ буквы, можно предложить  ребёнку обводить пальцем  выпуклый контур букв,  тактильно опознавать   «бархатные» буквы.  Так же можно использовать приём «Дермолексия», когда учитель  на ладони   ребёнка рисует букву, а ребёнок распознаёт её с закрытыми глазами. Достаточно полезны упражнения, затрудняющие узнавание букв, это –  «Перечёркнутые буквы», «Разный шрифт», «Перевёрнутые буквы», «Сколько  одинаковых букв», «Каких букв больше», «Наложенные буквы», «Зеркальные буквы»,  «Найди букву среди рядов букв», «Найди нужную букву среди перечёркнутых букв».  Можно использовать корректурные пробы, раскраски с нахождением и закрашиванием фрагмента рисунка с определённой буквой. Можно привлечь самого ребёнка к «творческому созданию» букв – предложить  ему «Дописать букву» по точкам, «Переделать букву», переставив (переложив)  элементы («Что нужно сделать, чтобы из буквы И получилась Л или Н?; из Щ – Ц? и т. д.), раскрасить, слепить, вырезать и т.п. На развитие памяти и внимания  использовать игру «Какой буквы не стало» ­  перед ребёнком выкладывается ряд букв, начиная с 3 – 4, учитель просит ученика  запомнить, в какой последовательности они расположены. Ребёнок закрывает глаза, а  педагог убирает одну букву. Варианты – поменять буквы местами – ребёнок  воспроизводит первоначальный вариант или взрослый добавляет ещё одну букву,  обучаемый называет её. Играть можно с постепенным увеличением количества букв.  Можно выкладывать небольшие слова, затем переставлять местами, «терять» буквы из слова, восстанавливая его с помощью ребёнка.  В ходе этой игры непосредственно  формируется фонематический анализ (т. к. буквы в слове стоят в определённой  последовательности). Игра «Волшебный мешочек» ­ где ребёнок на ощупь определяет пластмассовые  (металлические) буквы развивает тактильную память. Можно использовать приём, когда ребёнок рукой, пальчиком или указкой  рисует букву в воздухе, а  взрослый угадывает её (и наоборот). Можно нарисовать  букву мелом на полу или выложить из верёвки, а ребёнок будет проходить по ее  контуру. Можно «рисовать» буквы  на спине, угадывать по словесной инструкции –  «Эта буква овальной формы», «Эта буква состоит из двух скрещенных под наклоном  линий» и т. д. Дети могут сами придумывать образы, на которые похожи буквы  (например, Т – на столик или табуретку на одной ножке, Г – грабли, Д – домик, Ж –  жук и т.д.). Важно поощрять любое проявление творчества или фантазии, направлять в поисках правильных ответов.  Игры, направленные на закрепление графического образа буквы Найди и закрась буквы Найди и закрась гласные красным цветом. Найди   и   закрась   согласные:   одну   половинку   —   синим,   другую   —   зелёным.  Группировка   стилизованный   букв.   Найди   и   обведи   букву…   (например,   все буквы Т) Найди и закрась всегда твёрдые согласные синим цветом. Найди и закрась всегда мягкие согласные зелёным цветом. Найди и закрась только буквы. «Стёртые буквы» (гласные)              «Пунктирные буквы» (согласные)  «Зашумленные буквы» ООСС ТТ  «Найди правильно написанные буквы»                                     «Стилизованные буквы» помогут ребенку запомнить буквы, научат   отличать в облике буквы существенные черты – независимо от размера,  цвета и других графических деталей, т.е. сформируют навык быстрого  узнавания буквы. Такая тренировка нужна еще и для того, чтобы в  будущем ребенок легко мог прочитать любой текст, независимо от того,  какой шрифт при этом использовался.                                                «Узнай буквы по зеркальному изображению» . Коррекция несовершенного навыка чтения    Составить  слова из слогов, последовательно демонстрируемых  поочередно: 2­х сложные: ка,ша,зи,ма,лу,на,по,ле,ру,ка,ле,то,мо,ре,ба,ня,ча,сы,                        ва,та,пу,ля,ре,ка,му,ха,лу,жа,ли,па,не,бо,ва,за,ще,ка;                        пар,та,кор,ка,бул,ка,зем,ля,циф,ра,поч,та,доч,ка,май,                        ка,за,бор,то,пор,са,пог,мя,чик,ви,сок,до,мик,мя,чик;                         3­х сложные: ми,мо,за,мо,ло,ко,ка,се,та,хо,ро,шо,ло,па,та,пи,ро,ги;                              се,реб,ро,ко,роб,ка, ба,ран,ка,кар,тош,ка,пы,ле,сос,                              те,ле,фон,па,ро,воз,кро,ко,дил,лис,то,пад,кон,фе,та. Перепутанные слоги: то,ре,ше (решето), ро,ва,ко (корова), та,за,бо (забота), то,ло,бо (болото), ри,ла,пе (перила), ны,го,ва (вагоны), за,бе,рё(берёза), ца,си,ли (лисица), пу, ста, ка   (капуста),   рел, та, ка   (тарелка),    вар, мо, са   (самовар). Синтез слов из слогов при одном постоянном и одном изменяющемся  слоге:                                                   ­жа              ­бан                 ­дух          бал­                                       ­са               ­зак          воз­  ­раст        бул­           ко­ ­ра       ка­  ­лач                 ­чик         бан­   ­ка                                       ­за             ­мень                                сум­                                       ­за              ­мин                                  доч­                                             ­га              ­рась                                 коч­ Игра «Составь слова по стрелкам»                                                                                    сте        кло           ар          буз          пы          лит                                      бель                       хив          хва                                            лить                    тист            бо         Игра «Одинаковый слог»  Во­РО­на,     со­РО­ка,      пе­РО,     РО­за.    (РО)       Кол­ба­СА,     СА­дик,     по­СА­дим,      СА­ни     (СА)       КИ­ра,       жу­КИ,       КИ­па,     пень­КИ      (КИ)           Замени подчёркнутую букву на другую, чтобы получилось новое слово. мука            чашка           горки              перец            чихать            позвал мука            чашка           хобот               заход            больной          метель печка          мышка          халат              повар            яблони           сказка печка          мышка          танец              мешок          спелый           кожура печка          билет             варит              везёт             корона            кружок цапля          белка             варит             сынок            малина          гренки венок          шубка            льды               Алёна           перила           стёкла             Добавление в слова заданные буквы  сон (л)             река (п)             стол (в)                свет (о)              ученик (б)  кот (р)             сова (л)             слон (к)                вход (ы)            дворик (н)  зал (в)             кони (р)             гость (р)              рвёт (е)              кассы (л)  рад (г)             соня (т)              шесть (р)             срок (ы)            стоит (р)  они (к)            раки (м)             клад (с)               вчера (е)            бедный (л)  сор (п)             пары (т)            сорт (п)                смена (е)           просил (т)  уши (л)           дуло (п)              ноги (т)               ключ (о)            здание (а)  Чтение слов, объединённых  одинаковой ритмической  и слоговой  структурой: ВЕСЫ       КОСЫ       ВОРОНА       ЗАРЕВО       РУКАВА НОРА       ЛЕТО         РУБАХА       ВЕСЛО         ПОЛОСА ЛИСА       МОРЕ        СОЛОМА     ЗОЛОТО       ПИРОГИ ГОРА        КАША      СОРОКА      ЛОШАДИ      КОЖУРА ЗИМА       НЕБО        КАНАВА      ПУГАЛО       ПОЛОЖИ БЕГАЛ          МЕШОК          КУСОЧЕК           МОЛОТОК ВЕТЕР           КУЛАК           ПИСАТЕЛЬ         ПИРОЖОК МОЛОТ        ЛИМОН           ЗАСУНУЛ           ЛИМОНАД ПЕРЕЦ          КУСОК           ЛЕСОЧЕК            ПЕРЕХОД  Чтение строчек с прикрытой нижней половиной:             Например:        Чтение строчек с прикрытой верхней половиной:                  Например:  Складывание слов из половинок:              Развитие способности по отдельному фрагменту высказывать догадку о слове в  целом и подтверждать, складывая слова. Формирование  установки на тщательный анализ буквенного состава слов для правильного его прочтения.        Например:       ОПУ ­­­ ШКА,         ЛЕСТ ­­­ НИЦА,     КАР ­­­ ТИНА,       ФУТ ­­­ БОЛ,           КАРУ ­­­ СЕЛЬ,      БУК ­­­ ВАРЬ.        КОРО ­­­­­ ВА,        КОРО ­­­­­ НА,        КАЛО ­­­­­ ША,        КАРА ­­­­­ВАЙ,       КАРЕ ­­­­­ ТА,        КЕРО ­­­­­ СИН.                           Нахождение спрятанных слов:        Развитие распределения внимания.               Среди   буквенного   текста   вставлены   слова,   которые   нужно   найти   и подчеркнуть.        Например:  бсолнцеитранвстолрюджиметокноггщшщатмашина прстыюрозаевнциджарамылрквтсумкалдчеврыбай  Чтение словесной лесенки   Развитие объёма зрительного поля, способности схватывать целостные образы слов, развитие осмысления и запоминания.        Например:             З Е Р Н О                       Г О Р Ш О К                 Ж Е Н Щ И Н А К О Л Д У Н Ь Я  Я Ч М Е Н Н О Е Ц В Е Т О Ч Н Ы Й  М А Л Е Н Ь К О Г О  Д Ю Й М О В О Ч К А    Используя эти и многие другие упражнения для развития навыков осознанного чтения,   мы   закладываем   основу   для   дальнейшего   развития   детей   с   ОВЗ   не только по предметам гуманитарного цикла, но и по остальным дисциплинам. Ведь только овладев осознанным чтением учащиеся смогут успешно справляться с самостоятельными видами работ, с изучением нового материала. Список использованной литературы: 1. Бурина   Е.   Д.     Игровые   приёмы   в   логопедической   работе   с   младшими школьниками, имеющими нарушения чтения и письма: Журнал  «Дефектология» № 3, 1996. 2. Гаврина Н. В,  Кутявкина С. М. «Учимся читать» /рабочая тетрадь/, 1998.  3. Калинина И.Л. «Учим детей читать и писать» /книга для родителей, учителей начальных классов и логопедов/     Издательство «Флинта», 1997. – 124 с. 4. Корнев   А.   Н.     Нарушения   чтения   и   письма   у   детей:   Учебно­методическое пособие. –  С­Петербург, Издательский Дом МиМ, 1997. – 279 с. 5. Лалаева Р. И. Венедиктова Л. В.   Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: Учебно­методическое пособие. –   СПб изд­во Союз, 2001.   ­  218 с.                                                                    6. Лалаева Р. И.  Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. – С­Петербург, Лениздат, изд­во Союз, 2002. – 222 с. 7. Лисенкова Л. Н.  Развитие и коррекция навыков чтения. –  М.: Школьная пресса, 2002. – 195 с. 8. Логопедия /под редакцией Волковой Л. С., Лалаевой Р. И., Мастюковой Е. М. и др. –   М.: Просвещение, 1989. – 527 с. 9. Лопухина И.С.  550 упражнений для развития речи. – С­Петербург, Дельта, 2000. – 315 с. 10. Малей Е. А.  Развитие слогового анализа и синтеза у детей, имеющих нарушения чтения и письма:  Журнал  «Дефектология» №3, 2002.

Развитие и коррекция навыков осознанного чтения у детей с ОВЗ

Развитие и коррекция навыков осознанного чтения у детей с ОВЗ

Развитие и коррекция навыков осознанного чтения у детей с ОВЗ

Развитие и коррекция навыков осознанного чтения у детей с ОВЗ

Развитие и коррекция навыков осознанного чтения у детей с ОВЗ

Развитие и коррекция навыков осознанного чтения у детей с ОВЗ

Развитие и коррекция навыков осознанного чтения у детей с ОВЗ

Развитие и коррекция навыков осознанного чтения у детей с ОВЗ

Развитие и коррекция навыков осознанного чтения у детей с ОВЗ

Развитие и коррекция навыков осознанного чтения у детей с ОВЗ

Развитие и коррекция навыков осознанного чтения у детей с ОВЗ

Развитие и коррекция навыков осознанного чтения у детей с ОВЗ

Развитие и коррекция навыков осознанного чтения у детей с ОВЗ

Развитие и коррекция навыков осознанного чтения у детей с ОВЗ

Развитие и коррекция навыков осознанного чтения у детей с ОВЗ

Развитие и коррекция навыков осознанного чтения у детей с ОВЗ

Развитие и коррекция навыков осознанного чтения у детей с ОВЗ

Развитие и коррекция навыков осознанного чтения у детей с ОВЗ

Развитие и коррекция навыков осознанного чтения у детей с ОВЗ

Развитие и коррекция навыков осознанного чтения у детей с ОВЗ

Развитие и коррекция навыков осознанного чтения у детей с ОВЗ

Развитие и коррекция навыков осознанного чтения у детей с ОВЗ

Развитие и коррекция навыков осознанного чтения у детей с ОВЗ

Развитие и коррекция навыков осознанного чтения у детей с ОВЗ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2019