Развитие икт-компетентности учителей-предметников в процессе повышения их квалификации
Оценка 4.7

Развитие икт-компетентности учителей-предметников в процессе повышения их квалификации

Оценка 4.7
Педсоветы
doc
воспитательная работа +2
Взрослым
30.04.2018
Развитие икт-компетентности учителей-предметников в процессе повышения их квалификации
Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий и появление все новых возможностей их использования в образовании заставляет искать адекватные подходы к организации процесса повышения квалификации учителей в сфере ИКТ. Программа IntelÒ "Обучение для будущего", проводимая в России с 2002 года (и в Псковской области с 2004 года), получила признание широкой педагогической общественности - учителей школ, преподавателей вузов, методистов ИПКРО, и считается лучшей из существующих на сегодня программ по освоению педагогических технологий и ориентации на внедрение в учебный процесс ИКТ. Одним из существенных достоинств программы является комплексность акций и мероприятий, направленных на интенсификацию процесса преподавания, сетевого взаимодействия всех ее участников и поддержки выпускников с учетом активного освоения новых, быстро меняющихся инновационных технологий [10]. Инновационные идеи этой программы и опыт работы в данном направлении стали основой для проектирования региональной модели реализации развивающего потенциала ИКТ в системе повышения квалификации учителей-предметников. В научной и методической литературе все чаще встречаются словосочетания мощный потенциал ИКТ, глобальный потенциал ИКТ, развивающие возможности ИКТ, развивающий потенциал ИКТ, при этом речь идет о призыве использовать этот потенциал в полной мере, реализовать потенциал и т.п. В исследовании, посвященном моделированию процесса повышения квалификации учителей-предметников в сфере ИКТ, развивающий потенциал информационно-коммуникационных технологий определяется нами как свойство информационно-коммуникационных технологий, проявляющееся в их способности реализовывать развивающие возможности, содержащиеся в различных ресурсах и подвергать объекты постоянному изменению, развитию. Другими словами, развивающий потенциал ИКТ - это скрытые, развивающие возможности ИКТ, которые раскрываются при определенных условиях. Опираясь на исследования ученых, можно сделать вывод о том, что наряду с находящимися на поверхности возможностями, которыми обладают ИКТ (процессы, использующие совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи информации для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления), есть ряд скрытых развивающих возможностей (значимых в системе повышения квалификации учителей), которые состоят в следующем: - трансформирование (преобразование) педагогической деятельности (пересмотр традиционных установок обучения, поиск и выбор педагогических технологий, адекватных ИКТ, переход к личностно-ориентированному обучению, культивирование педагогической рефлексии); - формирование сетевых педагогических сообществ на основе новых сервисов Интернет (обмен педагогическим опытом, сетевое взаимодействие на основе обмена знаниями, консультирование, создание коллективных гипертекстовых продуктов); - обеспечение непрерывности процесса повышения квалификации учителей в области ИКТ (с привлечением дистанционных образовательных технологий и новых сетевых сервисов); - формирование нового типа мышления (самоорганизующий, общественный, экологический тип мышления).
Формирование ИКТ-компетентности педагога.doc
Развитие икт­компетентности учителей­предметников в процессе повышения их квалификации Стремительное развитие информационно­коммуникационных технологий и появление все новых  возможностей их использования в образовании заставляет искать адекватные подходы к  организации процесса повышения квалификации учителей в сфере ИКТ. Программа IntelÒ   "Обучение для будущего", проводимая в России с 2002 года (и в Псковской области с 2004 года),  получила признание широкой педагогической общественности ­ учителей школ, преподавателей  вузов, методистов ИПКРО, и считается лучшей из существующих на сегодня программ по освоению педагогических технологий и ориентации на внедрение в учебный процесс ИКТ.  Одним из существенных достоинств программы является комплексность акций и мероприятий,  направленных на интенсификацию процесса преподавания, сетевого взаимодействия всех ее  участников и поддержки выпускников с учетом активного освоения новых, быстро меняющихся  инновационных технологий [10].  Инновационные идеи этой программы и опыт работы в данном направлении стали основой для  проектирования региональной модели реализации развивающего потенциала ИКТ в системе  повышения квалификации учителей­предметников.  В научной и методической литературе все чаще встречаются словосочетания мощный потенциал  ИКТ, глобальный потенциал ИКТ, развивающие возможности ИКТ, развивающий потенциал ИКТ,  при этом речь идет о призыве использовать этот потенциал в полной мере, реализовать потенциал и  т.п. В исследовании, посвященном моделированию процесса повышения квалификации учителей­ предметников в сфере ИКТ, развивающий потенциал информационно­коммуникационных  технологий определяется нами как свойство информационно­коммуникационных технологий,  проявляющееся в их способности реализовывать развивающие возможности, содержащиеся в  различных ресурсах и подвергать объекты постоянному изменению, развитию. Другими словами,  развивающий потенциал ИКТ ­ это скрытые, развивающие возможности ИКТ, которые  раскрываются при определенных условиях.  Опираясь на исследования ученых, можно сделать вывод о том, что наряду с находящимися на  поверхности возможностями, которыми обладают ИКТ (процессы, использующие совокупность  средств и методов сбора, обработки и передачи информации для получения информации нового  качества о состоянии объекта, процесса или явления), есть ряд скрытых развивающих  возможностей (значимых в системе повышения квалификации учителей), которые состоят в  следующем:  ­ трансформирование (преобразование) педагогической деятельности (пересмотр традиционных  установок обучения, поиск и выбор педагогических технологий, адекватных ИКТ, переход к  личностно­ориентированному обучению, культивирование педагогической рефлексии);  ­ формирование сетевых педагогических сообществ на основе новых сервисов Интернет (обмен  педагогическим опытом, сетевое взаимодействие на основе обмена знаниями, консультирование,  создание коллективных гипертекстовых продуктов);  ­ обеспечение непрерывности процесса повышения квалификации учителей в области ИКТ (с  привлечением дистанционных образовательных технологий и новых сетевых сервисов);  ­ формирование нового типа мышления (самоорганизующий, общественный, экологический тип  мышления). Когда мы говорим о реализации развивающего потенциала информационно­коммуникационных  технологий в системе повышения квалификации учителей­предметников, то подразумеваем, что  результатом реализации развивающего потенциала ИКТ является формирование и развитие ИКТ­ компетентности учителя­предметника.  Компетентностный подход ­ один из тех подходов, которые противопоставлены "знаниевому"  (трансляции готового знания), один из тех, в которых осуществляется попытка внести личностный  смысл в образовательный процесс. Идеи компетентностного подхода прекрасно соотносятся с  традициями российского образования, его предшественниками принято считать С.Т. Шацкого и его последователей, дидактическую школу Скаткина­Лернера­Краевского, представители системо­ мыследеятельностной педагогики Г.П. Щедровицкого и др. Компетентностный подход ­ это  подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата  рассматривается не сумма усвоенной информации, способность человека действовать в различных  проблемных ситуациях. [5, 13]  В научной педагогической литературе множество работ посвящено уточнению и разведению  понятий "компетенция", "компетентность". Не повторяя многочисленные энциклопедические и  словарные статьи, а также различные авторские интерпретации этих понятий, остановимся на  варианте, более близком нам, автором которого является А.В.Хуторский. "Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает  познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно  действовать в ней. Для разделения общего и индивидуального будем отличать синонимически  используемые часто понятия "компетенция" и "компетентность":  Компетенция ­ включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений,  навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и  процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.  Компетентность ­ владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей  его личное отношение к ней и предмету деятельности" [6].  Вслед за А.В. Хуторским мы будем разводить эти понятия, имея в виду под компетенцией  некоторое отчужденное, наперед заданное требование в образовательной подготовке  обучающегося, а под компетентностью ­ уже состоявшееся его личное качество (характеристику).  С позиций системного повышения квалификации профессионализм учителя рассматривают как  синтез компетенций, включающих в себя предметно­методическую, психолого­педагогическую и  ИКТ составляющие.  Формированию ИКТ­компетентности учителей­предметников уделяется в последнее время  пристальное внимание. Под компетенцией (подразумевая ИКТ­компетенции) А.А. Елизаров  понимает совокупность знаний, умений и опыта деятельности, причём именно наличие такого  опыта, является определяющим по отношению к выполнению профессиональных функций [1]. О.Н. Шилова и М.Б. Лебедева [7] определяют ИКТ­компетентность как способность индивида  решать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных и  коммуникационных технологий.  В.Ф. Бурмакина и И.Н.Фалина под ИКТ­компетенцией подразумевают уверенное владение всеми  составляющими навыками ИКТ­грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной  деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщенных познавательных,  этических и технических навыков. В этом определении на наш взгляд подменяются понятия  "компетенция" и "компетентность", в том понимании, которое мы определи выше[2].  Компетентность педагогов в области ИКТ рассматривается Л.Н.Горбуновой и А.М.Семибратовым  "как готовность и способность педагога самостоятельно и ответственно использовать эти  технологии в своей профессиональной деятельности"[3].  Таким образом, под ИКТ­компетентностью учителя­предметника мы будем понимать личное  качество учителя, проявляющееся в его готовности и способности самостоятельно использовать  информационно­коммуникационные технологии в своей предметной деятельности. Процесс  формирования ИКТ­компетентности учителя должен носить развивающий характер. Развитие  ИКТ­компетентности проявляется в переходе на новый, более совершенный уровень компетенции.  Рассматривая различные подходы к уровням (этапам) формирования ИКТ­компетентости учителя  (будущего учителя), можно выделить следующие варианты: базовый и предметно­ориентированный  уровень (по А.А. Елизарову); базовый, общий, профессиональный (по М.Б. Лебедевой и О.Н.  Шиловой; базовый, углубленный, профессиональный (по М.А. Горюновой). Уровни ИКТ­ компетентностей Л.Н.Горбунова и А.М.Семибратов предлагают связать с упорядочиванием и  разделением компетенций между учреждениями системы дополнительного профессионального  образования (используя принцип распределенности). В связи с этим они рассматривают  минимальный уровень ­ ИКТ­грамотность, ИКТ­умелость (медиальную компетентность), полную  ИКТ­компетентность и повышение квалификации педагогических команд регионального уровня.  С учетом представленных выше вариантов при проектировании модели реализации развивающего  потенциала ИКТ в системе повышения квалификации учителей­предметников нами выделены  следующие уровни образовательного процесса и соответствующие им уровни ИКТ­компетентности  учителя­предметника, отраженные в таблице 1.  Таблица 1.  Формирование ИКТ­компетентности учителя­предметника  Уровни образовательного процесса  Базовая ИКТ­подготовка учителя­предметника  Подготовка педагога­тьютора  Подготовка педагога­консультанта по ИКТ  Подготовка консультанта­исследователя по ИКТ  I этап  II этап  III этап  IV этап  ­ наличие представлений о функционировании ПК и дидактических возможностях ИКТ  ­  овладение методическими основами подготовки наглядных и дидактических материалов  средствами Micro soft Office  ­  использование Интернета и цифровых образовательных ресурсов в педагогической деятельности  ­  формирование положительной мотивации к использованию ИКТ  ­ овладение методическими приемами использования ИКТ в учебном процессе  ­ овладение приемами организации дистанционного повышения квалификации и послекурсовой  поддержки учителей  ­ изучение основ андрогогики  ­ овладение способами создания, апробирования, корректировки и анализа электронных учебных  материалов  ­ овладение приемами организации сетевого взаимодействия  ­ изучение и обобщение опыта эффективного использования ИКТ в педагогической деятельности ­ информационное и научно­методическое сопровождение всех ступеней информатизации  образовательного процесса в школе  ­ формирование умений анализировать проблемы информатизации образовательного процесса  ­ овладение приемами разработки стратегических планов творческого обновления и реорганизации  образовательного процесса с использованием ИКТ  ­ участие в формировании сетевых педагогических сообществ  Формирование базовой ИКТ­компетентности учителя­предметника  Формирование организационно­управленческой ИКТ­компетентности учителя­предметника  Формирование предметно­углубленной ИКТ­компетентности учителя­предметника  Формирование корпоративной ИКТ­компетентности учителя­предметника  Задачи образовательного процесса Мы полагаем, что реализация развивающего потенциала информационно­коммуникационных  технологий в системе повышения квалификации учителей­предметников будет обеспечена, если:   определены организационно­педагогические и дидактические условия реализации развивающего  потенциала информационно­коммуникационных технологий   обеспечено поэтапное развитие ИКТ­компетентности учителя­предметника   выявлены критерии и показатели эффективности использования ИКТ в системе повышения  квалификации учителей­предметников  При этом отметим, что сетевые инициативы, которые развивает и поддерживает программа IntelÒ   "Обучение для будущего" (Геотагинг, Фликр, Вики­Вики, Веб­блоги и Живой журнал) являются  направляющим вектором развития ИКТ­компетентности учителя­предметника, использование  подобных инноваций это своеобразная "зона ближайшего развития" (по Л.С. Выготскому).  Перефразируя известную цитату Л.С. Выготского, можно сказать, что в данном случае "зона  ближайшего развития" ­ это особый диапазон трудности заданий, с которыми учитель не может  справиться в данный момент, но может справиться в присутствии (можно и виртуальном) тьютора,  коллег, учащихся.  Библиография  1. Базовая ИКТ компетенция как основа Интернет­образования учителя: Тезисы доклада А.А.  Елизарова на конференции RELARN­2004 июнь 2004 г. ­ Ассоциация RELARN . ­ Режим доступа:  http://www.relarn.ru/conf/conf2004/section3/3_11.html  2. Бурмакина В.Ф., Фалина И.Н. ИКТ­компетентность учащихся. ­ Режим доступа:  http://www.sitos.mesi.ru/Default.aspx?id=6  3. Горбунова Л.М., Семибратов А.М. Построение системы повышения квалификации педагогов в  области информационно­коммуникационных технологий на основе принципа распределенности.  Конференция ИТО­2004. ­ Режим доступа: http://ito.edu.ru/2004/Moscow/Late/Late­0­4937.html  4. Горюнова М.А. Распределенная модель повышения квалификации педагогов в сфере  информационных и коммуникационных технологий: Автореф. дисс. :канд.пед.наук. ­ СПб, 2006. ­  22с  5. Иванов Д.А, Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании.  Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно­методическое пособие. ­ М.: АПК и ПРО, 2003. ­ 101  с  6. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад А.В. Хуторского на Отделении  философии образования и теоретической педагогики РАО 23 апреля 2002 г. ­ Центр "Эйдос". ­  Режим доступа: www.eidos.ru/news/compet.htlm  7. Лебедева М.Б., Шилова О.Н. Что такое ИКТ­компетентность студентов педагогического  университета и как ее формировать? // Информатика и образование. ­ 2004.­ N 3. ­ с.95­100 8. Патаракин Е.Д., Быховский Я.С., Ястребцева Е.Н. Создание учебной гипертекстовой  энциклопедии в среде ВикиВики: Общероссийский проект Летописи.ру ­ М.: Институт развития  образовательных технологий, 2006. 32 с.  9. Урсова О.В. Педагогические аспекты программы IntelÒ  "Обучение для будущего" как важное  условие формирования развивающего потенциала ИКТ в системе повышения квалификации  учителей // Развивающий потенциал информационных технологий: Материалы учебно­ методического семинара слушателей программы IntelÒ  "Обучение для будущего" / Сост. О.В.  Урсова. ­ Псков: ПОИПКРО, 2005. ­ С. 6 ­ 11.  10. Ястребцева Е.Н. Система обеспечения качества программы обучения учителей школ и  студентов педагогических специальностей. ­ Сайт программы IntelÒ  "Обучение для будущего",  2006. ­ Режим доступа: http://www.iteach.ru/about Формирование информационной компетентности участников образовательного процесса Выступление на городском семинаре «Использование современных информационно­ коммуникационных технологий в образовательном процессе»  Презентация СЛАЙД 1 В книге «Популярный самоучитель для работы на компьютере (авт. С.Симонович, В.Мураховский)  говорится: «Работа современного персонального компьютера напоминает игру большого  слаженного оркестра. В оркестр входит множество инструментов, и на каждом исполняется своя  уникальная партия. Партии отдельных инструментов сливаются в одно целое, и если оркестр  хорошо подготовлен, а дирижер умел, мы можем расслабиться и получить удовольствие от  хорошего исполнения…» Понятно, что в данном случае дирижером является учитель. Как же он  становится тем самым умелым дирижером в нашей школе? В своем выступлении я остановлюсь на  формах работы с педагогами школы по формированию информационной компетентности и  активизации их деятельности по внедрению информационно­коммуникационных технологий  в  образовательный процесс. Все мы понимаем, что информационную среду школы характеризуют не столько установленные  компьютеры и уроки информатики, сколько эффективность применения ИКТ в учебно­ воспитательном процессе. Реальная компьютеризация  школы осуществится только тогда, когда ее  идеями проникнется большая часть учителей, а проведение занятий по любому предмету с  использованием компьютера станет  нормальным явлением. А для этого необходимо приобщить  руководящих работников, учителей­предметников к новому для них миру компьютеров, устранить  психологический барьер их «боязни». Именно активное внедрение ИКТ в учебную, педагогическую, обслуживающую и управленческую  деятельность школы позволит создать единую образовательную информационную среду,  направленную на повышение качества и доступности образования и успешную социализацию  учащихся. Следует заметить, что данные технологии являются новым, довольно сложным объектом для изучения и одновременно служат удобным инструментом, методом и средством обучения, так  как они не заменяют традиционные формы и методы обучения, а дополняют их и расширяют  возможности их реализации. Успех внедрения любой инновации в образовательный процесс (я думаю, Вы с этим согласны)  зависит от уровня научно­методического, материально­технического обеспечения и уровня  профессиональной подготовки педагогов. В нашей школе трудятся много педагогически грамотных, компетентных, творчески работающих  учителей. СЛАЙДЫ 2­3 Высшее образование – 97% учителей. Высшая квалификационная категория – 18,1%. Первая квалификационная категория – 51,4%. Вторая квалификационная категория – 13,9%. Однако, в условиях перехода к информационному обществу, повышаются требования к  профессиональной подготовке учителя, в особенности к уровню его информационной  компетентности. По данным Российской академии наук лишь не более 10% российских учителей  владеют информационными технологиями. СЛАЙД 4  Следует отметить, что на сегодняшний день происходит переосмысление термина  профессиональная компетентность педагога, т.к. освоение средств НИТ качественно влияет не  столько на изменение структуры общей педагогической компетентности учителя, сколько на  качественное содержание ее компонентов. И уверенно чувствовать себя учитель, не овладевший  новыми средствами интеллектуальной деятельности, сегодня уже не может. СЛАЙД 5  Информационная компетентность, как составная часть профессиональной компетентности  учителя, определяет такие слагаемые его профессиональной деятельности, как: владение навыками работы с информацией, представленной в электронном виде; знание и умение использовать рациональные методы поиска и хранения информации в современных  информационных массивах; умение представить информацию в Интернет; умение организовать самостоятельную работу учащихся посредством Интернет­технологий; владение общими приемами редактирования текстовой и числовой информации; владение соответствующими предметной области приемами текстового редактирования (ввод  формул, использование символов псевдографики, художественное оформление текста, внедрение  графических объектов и т. п.); владение приемами сохранения, копирования и переноса информации в электронном виде; владение навыками поиска информации на электронных мультимедийных носителях  (энциклопедиях, справочниках, учебниках в сети Интернет; представление информации средствами презентационных технологий; использование средств информационных технологий для транслирования информации и  сопровождения образовательного процесса и др. владение навыками организации и проведения конкретного урока с учетом его специфики и  внеклассных мероприятий с использованием телекоммуникационных технологий. Все вышеназванное требует необходимости в переподготовке учителей – предметников в  соответствии с новыми требованиями к обучению, объединения опыта и знаний педагога с  возможностями компьютера.  Существуют различные проекты, курсы повышения квалификации, благодаря которым педагоги  могут научиться использовать базовые информационные технологии в своем повседневном труде.  Однако, курсы переподготовки в течение короткого времени пройти могут не все учителя. (Курсы  прошли 18 чел.). Если же цель – привить информационную грамотность всему педагогическому  коллективу, обучение необходимо организовать в стенах родной школы. Работая над методической темой «Формирование ключевых компетенций учащихся с помощью  современных технологий обучения», мы особое внимание уделяли внедрению информационно­ коммуникационных технологий и формированию информационной компетентности учащихся и  учителей. Работа проводилась по следующим направлениям: СЛАЙД 6 специализированное повышение квалификации и курсовая переподготовка руководства и  педагогического коллектива в области новых информационных и телекоммуникационных  технологий; краткосрочные курсы повышения квалификации, организованные учителями информатики ОУ; педагогические советы, методические совещания,  методические дни, семинары, конференции по  проблеме использования ИКТ; участие в городских мероприятиях, организованных УО, по проблеме использования ИКТ в  учебном процессе; работа проблемной группы «Внедрение информационно­коммуникационных технологий»; неформальное общение педагогов школы между собой и с коллегами из других ОУ на тему  использования ИКТ в учебном процессе; неформальные консультации, наиболее ИКТ – компетентных сотрудников ОУ, которые с  готовностью приходят на помощь коллегам в случаях затруднения использования ИКТ; работа над темой по самообразованию, связанной с внедрением ИКТ; обобщение и трансляция педагогического опыта в области использования ИКТ. СЛАЙД 7  Был составлен план мероприятий, целью которых являлось: создание высокой мотивации учителя­предметника для изучения основ компьютера; обеспечение учителя­предметника в соответствии с его потребностями, необходимым уровнем  знаний, умений и навыков для проведения уроков с использованием возможностей, которые  предоставляют информационные технологии. СЛАЙД 8  На первом этапе внедрения ИКТ были поставлены следующие задачи: Создание у учителей – предметников представления о возможности и необходимости  использования ИКТ в учебном процессе. Обучение педагогов основам КГ. Определение круга педагогов, работающих над проблемой использования ИКТ в учебном процессе. СЛАЙД 9  На втором этапе внедрения ИКТ в школьное образование были поставлены задачи: Мотивация учителей к использованию ИКТ в учебном процессе и расширение круга педагогов,  внедряющих их. Разработка методики использования ИКТ в учебном процессе. Техническое оснащение школы. Формирование единого информационного пространства школы; Выделение творчески работающих педагогов школы, повышение их квалификации в области  применения ИКТ и распространение успешного опыта  в педагогической деятельности. Результаты анкетирования учителей на начальном этапе показали, что: имеют хорошие навыки работы на ПК – 10%; умеют только печатать – 19%; не умеют работать на компьютере – 71%. Как видим, большая часть учителей не имели элементарных навыков работы с компьютером.  Помощниками администрации в решении проблемы формирования информационной  компетентности педагогов стали, прежде всего, учителя информатики и учителя – предметники,  владеющие компьютерной технологией. В связи с этим хотелось бы остановиться на словах первого заместителя министра образования РФ Виктора Александровича Болотова «…если все учителя –  предметники не будут активно  и постоянно использовать компьютер и технологии, с ним  связанные, то мы не сдвинемся с мертвой точки. Ребенок должен осознавать необходимость  информационно­коммуникационных технологий при изучении других предметов, а эту мотивацию  ему может создать только учитель­предметник. Только тогда мы достигнем успеха в решении поставленной перед нами задачи в области ИКТ – компетенции, когда учителя – и предметники, и  информатики ­ включатся в этот процесс. Но возникает вопрос: а готов ли учитель­предметник  идти к учителю информатики? Что ему для этого нужно?». На этот вопрос я могу ответить только  утвердительно. Наши учителя не просто идут, а бегут к учителям информатики, тесно сотрудничая с ними. Была создана проблемная группа «Внедрение информационных технологий», в состав которой  вошли учителя­информатики и учителя­предметники, владеющие персональным компьютером.  Руководителем данной группы назначили Сагитова Г.В. В этом году работой группы руководит  Рахметова С.Э. СЛАЙД 10  Деятельность группы была направлена на: развитие у учителей имеющихся навыков работы с информацией и приобретение новых в условиях  постоянного совершенствования компьютерного обеспечения; оказание помощи педагогам и учащимся в использовании средств информационно­компьютерных  технологий; организацию работы школьных средств массовой информации с применением ИКТ. активизацию внедрения метода проектов; создание школьной медиатеки. Учителя проблемной группы в течение учебного года разрабатывали и показывали открытые уроки  с применением ИКТ, оказывали консультативную помощь в их использовании учителям, педагогам­ организаторам, социальным педагогам, принимали активное участие в подготовке и проведении  педсоветов, семинаров, методических дней и недель и т.д. СЛАЙД 11  Для учителей школы были организованы специальные занятия, с учетом уровня компьютерной  грамотности каждого учителя. Обучение велось по уровням:  1) Основы КГ.  2) Пользователь Интернет.  3) Текстовые редакторы.  4) Создание мультимедийных презентаций.  5) Создание веб­сайта.  6) Использование.  С целью формирования информационной компетенции учителей и мотивации педагогов на  овладение компьютерной грамотностью прошли следующие мероприятия: СЛАЙД 12 1. Педагогический совет: «Информатизация образовательной среды». Эффективное использование новых информационных технологий и информационных ресурсов с  целью качественного обучения учащихся. СЛАЙД 13 2. Методический день: Внедрение информационных технологий – одно из условий успешной социализации учащихся. Формирование ключевых компетенций учащихся с помощью современных технологий обучения. 3. Семинар для учителей, руководителей МО и зам. директоров I ступени обучения школ города  «Здоровьесберегающие и новые информационные технологии – условие реализации модернизации  Российского образования». СЛАЙД 14 4. Семинар­практикум «Технология проведения уроков с использованием современных информационных и  коммуникационных технологий. «Организация тестового контроля с использованием информационно­коммуникационных  технологий средствамиVisual Basik 6.0». «Внедрение в образовательный процесс программных комплексов: Net­школа». «Использование обучающих программ в образовательном процессе. Внедрение комплекса  обучающих программ КМ­Школа». «Эффективный поиск информации в Internet». 5. Заседание МС школы «Различные формы уроков с использованием новых информационных  технологий.   На семинарах, педсоветах учителей знакомили с медиа учебниками, тестирующими программами,  образовательными Интернет ресурсами, современными информационными технологиями.  Подробно излагались принципы конструирования урока с использованием информационных  технологий и Интернет­ресурсов, раздавались памятки и рекомендации. Каждый учитель уносил из  данных мероприятий что­то полезное для себя. СЛАЙД 15  Хочу отметить, что организация учебного процесса с использованием ИКТ позволила учителям: повысить уровень владения предметной информацией в преподавательской деятельности; развить имеющиеся и приобрести новые навыки работы с информацией в условиях постоянного  совершенствования компьютерного обеспечения; освоить новые технологии обучения, которые затем будут применяться в учебном процессе; Более гибко изменять содержания курсов, набор учебных задач; сочетать индивидуальный подход и активные коллективные формы работы; легко распространять свой опыт, свою модель обучения; реализовать различные методы обучения одновременно для различных категорий учащихся; осуществлять постоянный и непрерывный контроль за процессом усвоения знаний; уменьшить количество рутинной работы и высвободить время для творческой и индивидуальной  работы с учащимися; сделать более эффективной самостоятельную работу учащихся, которая становится  контролируемой и управляемой. СЛАЙД 16  Что мы имеем на сегодняшний день? Каковы результаты формирования информационной  компетентности учителей?  1) Уверенно и регулярно используют ИКТ – 24% педагогов.  2) Могут сделать поурочное планирование с использованием ИКТ – 60% .  3) Подготовить урок с использованием ИКТ учениками – 50%.  4) Подобрать программное обеспечение для учебных целей – 60%.  5) Найти учебные материалы – 70%.  6) Использование ИКТ для мониторинга развития ученика – 60%.  7) Использование ИКТ для объяснения на уроке – 60%.  Наиболее активно используют ИКТ в образовательном процессе и внеклассной работе следующие  учителя­предметники: Зайцева И.А., Русецкая О.П., Шалатонина В.В., Михайленко И.А.,  Тихомирова Т.Л., Иценко В.П., Хабибрахманова И.Ю., Макуха М.М., Рудниченко О.В., Вайзер  Т.А., Черевко И.М., Худякова О.М., Ромашко Г.Ф., Емельянова О.В. и др. Опытом работы они  делятся на страницах научно­методических предметных журналов, публикуются в электронном  научно­практическом журнале «Вопросы Интернет образования». Перечень публикаций учителей в электронном научно­практическом журнале «Вопросы Интернет образования» № п/п ФИО Публикация Номер журнала 35 Рудниченко О.В. Разработка математики: «Увеличение и уменьшение в несколько раз», 2 класс № 75 / 2009,  декабрь Участвуя в городском конкурсе «Калейдоскоп уроков иностранного языка»(1чел.), конкурсе  интегрированных уроков (8 уч.), «Учитель года – 2007» педагоги показали уроки, на которых  эффективно использовали ИКТ. Результат участия – 2 диплома II степени и 1 место в конкурсе  «Учитель года – 2007». Методические разработки уроков предоставлялись на «Фестиваль  методических идей – 2006», в копилку методического кабинета УО.  Существуют и проблемы: Одна из них – это старение педагогического коллектива. Средний возраст педагогов школы 43 года. Свыше 50 лет имеют 26% учителей. Отсюда – далеко не все из них имеют желание осваивать на  должном уровне новые информационные технологии Дать компьютерную грамотность в стенах школы все­таки сложно, а значит как воздух необходимы специализированное повышение квалификации, курсовая переподготовка педагогов в области  новых информационных и телекоммуникационных технологий. СЛАЙД 17 Требует обновление и … Сократ сказал: …, а это значит, что информационная компетентность  будет сформирована у педагогов тогда, когда они будут иметь возможности систематически  использовать компьютер, т.е. проектор, компьютер и другое мультимедийное оборудование будет в каждом классе. И тогда, хочется верить, большинство наших учителей будут чувствовать себя с  компьютером так же уверенно, как с классной доской и мелом. Нерешенных вопросов еще много и необходимо искать пути решения имеющихся и возникающих  проблем, для того, чтобы процесс формирования информационной компетентности всех  участников образовательного процесса был не мучительным и тернистым, а творческим,  целеустремленным и результативным.  В заключение хочу сказать, что практически на любом школьном предмете можно применять ИКТ.  Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать учебный процесс познавательным и  развивающим. Как это делают наши учителя, Вам расскажет заместитель директора по УВР  Тухватуллина Р.А. ИКТ в начальной школе: Классный блог ­ единое информационное пространство для  учеников, учителя, родителей Изначально я просто приняла педагогический вызов: подробно изучила все, что делают в этом  направлении наши эстонские коллеги, проштудировала соответствующие посты в блоге  Людмилы Рождественской "Лаборатория тренера" и затем попыталась реализовать то, о  чем говорится.  Не стану повторять того, о чем рассказывается в замечательной презентации 10 способов для учителя­предметника использовать личный блог, а лучше проиллюстрирую тем, что  получилось у меня. Вдруг пригодится кому­нибудь? Процесс информатизации школы приносит новые технологические решения и новые проблемы. Во  главу угла ставится формирование надпредметных (общеучебных) умений и навыков, в том числе –  информационно­коммуникационных компетенций.   «Внедрение ИКТ в практику работы существенно "оживил" образовательный процесс и  усовершенствовал деятельность участников данного процесса. Приобретение компетенций  базируется на опыте, деятельности обучающихся, оно зависит от активности учащихся. В  связи с этим, формирование компетенций связано не столько с содержанием, сколько с  вопросом изменения организационных условий образовательного процесса. Изменённые формы  должны обеспечить обучающимся не столько знания о компетенции, сколько выполнение  деятельности на её основе на протяжении всего времени обучения. » (И.В. Жакулина)   Блог «Веселые ребята» ­ это попытка организовать коллективное творческое дело, которое  одновременно решало бы следующие задачи:     информационная поддержка учебного процесса; внеклассная работа по предметам; публикация творческих работ учащихся; обеспечение обратной связи с учащимися;  формирование культуры и безопасного поведения в сети;   социализация младших школьников; своевременное информирование о происходящих в классе событиях;  формирование ИКТ­компетенций младших школьников. Эти задачи можно решать на базе безопасного единого информационного пространства, единой  творческой площадки для всех участников учебно­воспитательного процесса. Это может быть  классный блог, сайт класса, Гугл­группа или иная интернет­среда, например, wiki.   У класного блога задачи локальные, ориентированные на небольшую группу участников, задачи,  которые могут меняться, "расти" вместе с детьми. В классном блоге (который может "вырасти" в классный сайт за счет правильной организации  информации) легче организовать сообщество людей, взаимно интересных друг другу. На школьном сайте неизбежен "официоз" ­ если только нет сайта­спутника. Администрация не  очень охотно идет на то, чтобы школьный сайт был по­настоящему интерактивным (как бы эти  дети бы не написали что­нибудь не то!). А классный блог подразумевает интерактивность. На школьном сайте, на мой взгляд, неизбежно деление на "наших и ваших" ­ интересы  первоклассника и десятиклассника пересекаются только в точке информации про первое сентября.  (Даже последний звонок у них в разное время!) К школьному сайту может быть привязано некоторое количество блогов, форумов, могут быть  определены "роли" участников. Но распределение ролей неизбежно ведет к делению сообщества на более мелкие группы "по ролям", я же вижу особую прелесть в том, чтобы найти множество точек  пересечения интересов участников. Не разделять, а объединять! На классном блоге участники ­ авторы: сами себе писатели, сами себе редакторы, сами же и  читатели, и критики. Административная функция учителя  только в обеспечении безопасности  площадки (приглашение новых участников из числа доверенных лиц).   Мне близка идея блога, исходя именно из той приоритетной задачи, которые я перед собой ставлю:  формировать информационно­коммуникативные умения и навыки. Я считаю, что блог к этому  больше располагает.   Любое дело будет успешно только в том случае, если в ходе его выполнения все его участники  могут реализовать свои интересы.   Учитель­предметник в классном блоге может:     разместить открытый план урока, темы; использовать недоступные ранее средства мультимедиа (музыка, видео, интерактивы и др.); разместить материалы для самостоятельной работы учащихся (тесты, тренажёры и пр.); проводить оn­line тестирование с помощью Гугл­форм. Например, в ходе работы над сочинением по картине В.М.Васнецова «Богатыри», в течение десяти  дней была предложена серия заданий со ссылками на Единую коллекцию ЦОР (пазлы,  интерактивный словарь, музыкальные фрагменты, видео). Это позволило ребятам лучше  подготовиться к сочинению, особенно тем, кто в данное время отсутствовал в школе.   Когда на уроке нет возможности посмотреть какой­то видеофрагмент, можно дать ссылку на  соответствующий файл. В архиве всегда есть несколько ссылок на тренажеры и тесты по текущим  темам предмета. Прямо в блоге можно пройти тест, созданный с помощью Гугл­формы.   Если в сентябре – октябре ребята только осваивали такую форму работы и были скорее  «потребителями информации», то сейчас они активно обмениваются учебной информацией и  продуктами собственной познавательной деятельности, реализуя модель обучения Web 2.0 («все  обучают всех»). Ребята публикуют:    кластеры по окружающему миру; образцы выполнения творческих заданий по чтению (эссе, письменные ответы на вопросы,  синквены); ссылки на полезные ресурсы. Чего, например, стоит такой диалог: 10 февраля, 2009, тема: Подготовка к окружающему миру. «Дася: http://www.ikt.oblcit.ru/142/Gorhkova/p5aa1.html Здесь ссылка где можно подготовиться.  Ребята зайдите обязательно!!! там хорошая информация. Дася: Мария Алексеевна, я 11 февраля принесу на всякий случай диск "BBC" о пустыне, надо? М.А.: Надо! Спасибо! Дася: Хорошо, я принесу. Даша: Даша я заходила. Очень интересная и нужная информация. Я даже тест уже  прошла.» Это позволяет считать, что дети становятся субъектами учебного процесса, активно влияют на  него, а значит, процесс учения становится личностно­значимым. Блог позволяет продуктивно организовать внеклассную работу по предметам.  В первую  очередь, это удаленное управление проектной деятельностью ребят. Сама идея создания блога  родилась в поддержку проекта «Нескучное лето», который проводился летом 2008 года. В течение  лета ребята получали задания, отвечали на вопросы викторин «Цветы июня», «Фонтаны Москвы»…   Хорошей традицией становится проведение он­лайн викторины по истории, которая называется «3  вопроса от Александра Борисовича» (это наш учитель истории). Невозможно на уроке рассмотреть  вопросы повышенного уровня, требующие внимательной работы с различными информационными  источниками. Задание, предложенное на неделю­две, выполняется несколькими учащимися с  обязательным анализом на уроке. Таким образом, даже те учащиеся, которые не выполняли его,  прочитывают ответы своих товарищей в блоге и прослушивают комментарии учителя на уроке.   «Весёлые ребята» ­ название нашей классной газеты. Блог «Веселые ребята» – ее интернет­ представительство.  2 года ребята издавали бумажную версию газеты, архивы которой мы бережно храним. Прочитать  любой номер газеты или литературного альманаха можно, скачав его  из архива. В этом году статьи  газеты публикуются прямо в блоге. Это позволило расширить круг участников редколлегии,  разнообразить темы статей, завоевать интерес новых читателей. Кажется, что у газеты – второе  рождение.   Учитель должен осознавать необходимость формирования культуры общения и поведения в  сети. «На подростковых форумах часто подростки быстро присваивают соответствующие  языковые нормы, пишут транслитом, не заботятся о грамотности, и вообще ­ об оформлении своих сообщений. Содержательность сообщений, которыми обмениваются подростки,  общаясь в Интернете, также часто невысока. Опыт каждодневного общения ради  развлечения, ограниченная тематика форумов не способствует повышению культурного уровня детей и расширению кругозора» (Л.Рождественская.)   Есть подобные проблемы и в нашем блоге (орфографические ошибки, комментарии не по теме), но  все же я надеюсь, что опыт общения, который приобретают «Веселые ребята», будет им полезен и в будущем. Основания для надежды есть. В одном из сообщений Элюсик отвечала на вопрос «Почему К. Паустовский называл Грига волшебником?» В конце ее эссе была фраза: «Успейте насладиться  детством, и вы поймете, что жить в мире ­ самый лучший подарок от природы!» Фраза эта  несколько выбивалась из общего содержания работы, о чем я ей и заметила:   «М.А.: Мне кажется, слово "насладиться" ­ из другой мелодии. Элюсик: А мне кажется, что слово насладиться подходит потому, что наслаждение ­ это  высшая степень удовольствия (По С.И.Ожегову). М.А.: Браво!»    Девочка меня отнюдь не убедила в своей правоте, но было невозможно ей отказать в элегантности  доказательства в этой заочной дискуссии. Такого диалога в классе могло и не состояться.  Очевидно, что ответ девочка подготовила, обратившись к словарю. Она себя уверенно чувствует,  вступая в диалог на равных.   Блог выступает средством обратной связи с детьми и родителями. Ребята пишут отзывы о  прочитанных книгах, (только за лето было получено 42 комментария на прочитанные книги). В  блоге планируются, готовятся, обсуждаются экскурсии, участие в школьных и внешкольных  мероприятиях. В настоящее время здесь выставлены эмблемы, названия, девизы классной  спортивной команды: так ребята готовятся к традиционным «Веселым стартам». Таким образом, дети не только  обмениваются информацией, но и пытаются проанализировать  происходящее в их школьной жизни. Ребята не думают как их оценят окружающие. Они просто  делятся своей радостью, своими эмоциями, своим творчеством. И, делая это по собственному  желанию, получают от процесса большое удовольствие и очень быстро растут.   Возникает тесная связь и партнерство между учеником, учителем и родителями. Их мы даже  виртуально «приглашаем в гости». Среди родителей всего два автора, но судя по данным опроса,  читают наш блог все родители, ведь это самый быстрый способ получить информацию о  предстоящей экскурсии, о планах на неделю и на четверть, познакомиться с творческими работами  ребят и просто узнать «что сейчас проходят». Есть опыт проведения опросов с помощью блога.   Очень хотелось бы привлечь родителей к активному участию. Сейчас для них опубликованы  материалы по теме «Безопасность детей в Интернете». Надеюсь, что будут не только отклики, но и  их участие в проекте на эту тему. Вопросы безопасности детей в Интернете стоят как никогда остро. Создавая закрытую учебную  среду, учитель одновременно может формировать у детей навыки безопасного поведения в  Сети.   В блоге размещаются проверенные материалы и ссылки. В то же время, мы учим ребят защищать  личную информацию: фамилию и имя, адрес почтового ящика. Вот поэтому в блоге у детей  псевдонимы, ссылки с блога ведут только на проверенные ресурсы, на которых отсутствуют любые  виды рекламы.   Ведение электронной летописи класса необыкновенно сплотило ребят, внесло в нашу школьную  жизнь новые партнерские отношения. Мы вместе учимся новому, играя приобретаем необходимые  икт­компетенции. Ребята меняются на глазах: становятся активнее, ответственнее. Они уже  поняли, что сети можно не только развлекаться, но и работать и учиться.   Думаю, что это уже победа. PS Единственное, на что я хотела бы обратить внимание, и о чем уже писала как­то на Интергу.ру ­  я не оношусь к этому блогу как к личному. Очень приятно, что ребята стали соавторами. Надеюсь,  что и родители постепенно присоединятся к нам и будут не только наблюдателями, но и активными участниками. PPS Менее чем через полгода я отпущу своих веселых ребят в среднюю школу. К этому  времени администрирование проекта они должны взять на себя... И еще один постскриптум, самый последний: 15.05.09 Сегодня ребята выступали на конкурсе социальных проектов. Они обещали продолжить  поддержку блога в будущем году. Поживем ­ увидим. Вот их презентация к защите: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ, Использование ИКТ в НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ,  КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ. Учитель. Что составляет основу его профессии? Знание предмета? Безусловно. Ораторское искусство? Конечно. Любовь к детям, умение понимать и чувствовать, как учится ученик и что он  при этом переживает? Ну, кто же будет спорить. А ещё он всегда должен оставаться молодым в  своей работе – шагать в ногу со временем, не останавливаться на достигнутом, всегда быть в  поиске. В мире, который становится всё более зависимым от информационных технологий, школьники и  учителя должны быть знакомы с ними. И учитель, если он заботится о своих учениках, их будущем, должен помочь им освоить новые жизненно необходимые навыки.  Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая  сегодняшним уровнем развития образования. Достоинства использования ИКТ можно свести к  двум группам: техническим и дидактическим. Техническими достоинствами являются быстрота,  маневренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие  мультимедийные функции. Дидактические достоинства интерактивных уроков – создание эффекта  присутствия ("Я это видел!"), у учащихся появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше.  Внедрение ИКТ (информационных и коммуникационных технологий) в практику работы учителя  начальных классов осуществляется по следующим направлениям: 1. Создание презентаций к урокам. 2. Работа с ресурсами Интернет. 3. Использование готовых обучающих программ. 4. Разработка и использование собственных авторских программ.  Возможности ИКТ: ∙ создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы,  чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.); ∙ создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания; ∙ создание текстовых работ; ∙ обобщение методического опыта в электронном виде и т. д. Применение ИКТ в процессе обучения и воспитания младших школьников повышают общий  уровень учебного процесса, усиливающие познавательную активность учащихся. Но, чтобы так  учить младших школьников, одного желания мало. Учителю необходимо овладеть рядом умений. Основными являются: ∙ технические, т.е. умения, необходимые для работы на компьютере в качестве пользования  стандартного программного обеспечения; ∙ методические, т.е. умения, необходимые для грамотного обучения младших школьников; ∙ технологические, т.е. умения, необходимые для грамотного использования информационных  средств обучения на разных уроках, проводимых в начальной школе. Основная цель применения ИКТ состоит в повышении качества обучения. Качество обучения – это, то для чего мы работаем.  С помощью компьютерных технологий можно решить следующие задачи:  ∙ усиление интенсивности урока; ∙ повышение мотивации учащихся; ∙ мониторинг их достижений.  Трудно представить себе современный урок без использования ИКТ. ИКТ технологии могут быть использованы на любом этапе урока: 1. Для обозначения темы урока. 2. В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию. 3. Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки,  видеофрагменты и т.д.) 4. Для контроля учащихся.  Подготовка подобных уроков требует еще более тщательной подготовки, чем в обычном режиме.  Составляя урок с использованием ИКТ, необходимо продумать последовательность  технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Степень и  время мультимедийной поддержки урока могут быть различными: от нескольких минут до полного  цикла. Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться  слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…». Со времён Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не стареет. Да и мы с Вами можем сказать, что урок, включающий слайды презентации, данные электронной  энциклопедии вызывают у детей эмоциональный отклик, в том числе и самых инфантильных или  расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при  фронтальной работе с классом. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в  начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. "Презентация" ­  переводится с английского как "представление".  Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил». По данным учёных  человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит  одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с  помощью ярких образов ­ это основа любой современной презентации. Учитель начальных классов может использовать в своей работе личные презентации. Очень  эффективными могут быть тесты, кроссворды, разработанные в программе Microsoft Office Word. Спектр использования возможности ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, мы должны помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!»  Никто не будет спорить, что применение любой визуальной информации на уроке имеет  положительный эффект, но есть уроки, на которых достаточно показа таблиц или репродукции  картины. В таком случае, готовить презентацию как последовательность слайдов, наверное,  нецелесообразно.  Уроки, на которых презентация не средство обучения, а сама цель, так же малоэффективны.  В своей работе я часто применяю ИКТ, это стало возможным, благодаря прекрасному  оборудованию нашего компьютерного класса. К примеру, проводила уроки по русскому языку по теме: «Безударные гласные в корне слова». Это  была серия уроков (3 урока), которая очень эффективно позволила обобщить раннее изученный  материал.  При помощи ИКТ можно проводить настоящие виртуальные путешествия на уроках окружающего  мира, что было представлено на открытом районном уроке «Путешествие по Москве» (Плешаков,2  класс). Очень интересно прошли уроки по теме «Форма земной поверхности», «Водоёмы»,  «Ориентирование на местности» и другие (Плешаков,2 класс). Современные информационные технологии использую и в работе с одарёнными детьми. Это и  поиск информации по теме исследовательской работы, и подготовка презентации, буклетов, к  примеру, проект «Красная книга Воронежской области». Одно из направлений применения ИКТ в реализации воспитательной системы класса ­ проведение  классных мероприятий, родительских собраний. Использование средств ИКТ позволяет сделать  данные мероприятия более наглядными, мобильными и интересными, а самое главное позволяет  привлечь к их организации большее количество учеников, их родителей. То, о чём сказано выше, всего лишь крупица из проведённых уроков и мероприятий, но насколько  интересно на них детям.  Психолого­педагогические исследования в классе показали, что использование возможностей ИКТ  в начальной школе способствует: ­повышению мотивации к учению, ­повышению эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности, ­активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников, ­развитие наглядно­образного, информационного мышления, ­развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников, ­повышению активности и инициативности младших школьников на уроке, ­повышению уровня комфортности обучения. Все это позволяет говорить о повышении качества работы учителя.  Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся  начальной школы, а для учителей становятся нормой работы – это, на мой взгляд, является одним  из важных результатов инновационной работы в практике работы учителя начальных классов. Организация учебного процесса с использованием возможностей ИКТ В данное время меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, происходит  смещение усилий с усвоения знаний на формирование компетентностей, акцент переносится на  личностно­ориентированное обучение. Но, тем не менее, урок был и остается главной составной  частью учебного процесса. Учебная деятельность обучающихся в значительной мере сосредоточена  на уроке. Качество подготовки обучающихся определяется содержанием образования,  технологиями проведения урока, его организационной и практической направленностью, его  атмосферой, поэтому необходимо применение новых педагогических технологий в  образовательном процессе. Применение компьютера на уроках становится новым методом  организации активной и осмысленной работы учащихся, делая занятия более наглядными и  интересными. Цели применения ИКТ:  интенсифицировать деятельность преподавателя и обучающегося;  повысить качество обучения по предмету;   отразить существенные стороны химических, биологических объектов, зримо воплощая в жизнь  принцип наглядности;  выдвигать на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач)  характеристики изучаемых объектов и явлений природы.  В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить  обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных организованных заданий, но и  развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно  приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. Использование электронных пособий, прежде всего, определяется самим преподавателем, исходя  из целей урока, содержания и последовательности подачи учебного материала. На уроках лекциях  — это теоретическая поддержка курса, на практических занятиях – виртуальная лаборатория, на  этапе контроля – это возможность пройти тест и разобрать свои ошибки. Однако следует помнить, что программные средства для эффективного применения в учебном  процессе должны соответствовать курсу химии и биологии базового и профильного обучения,  иметь высокую степень наглядности, простоту использования, способствовать формированию  общеучебных и экспериментальных умений, обобщению и углублению знаний и т.д. Направления использования ИКТ В изучении школьного курса химии и биологии выделяю несколько основных направлений, где  оправдано использование компьютера: • наглядное представление объектов и явлений микромира; • изучение производств химических и биологических продуктов; • моделирование химического и биологического эксперимента и химических реакций; • система тестового контроля  • подготовка к ЕГЭ. Широкое использование анимации, химического моделирования с использованием компьютера  делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся. Не только преподаватель может проверить знания обучающегося, используя систему тестирования,  но и сам ребенок может контролировать степень усвоения материала. Использование виртуальных экскурсий значительно расширяет кругозор ребенка и облегчает  понимание сути химических производств. Формы использования ИКТ. 1. Использование готовых электронных продуктов позволяет интенсифицировать деятельность  учителя и ученика, позволяет повысить качество обучения предмету; отразить существенные  стороны химических и биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности.  2. Использование мультимедийных презентаций позволяет представить учебный материал как  систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что  позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в  долговременную память учащихся. На сегодняшний день мною разработано 180 презентаций по 60  темам, для уроков химии и биологии. 3. Использование ресурсов сети Интернет.  Сеть Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг (электронная почта, поисковые  системы, электронные конференции) и становится составной частью современного образования.  Получая из сети учебно­значимую информацию, учащиеся приобретают навыки: • целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным признакам; • видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении. 4. Использование интерактивной доски и программного обеспечения SMART Board (ПО,  предназначенное для интерактивной доски).  ИКТ в сочетании с методом проектов Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися  комплекс действий, где обучающийся может быть самостоятельным при принятии решения и  ответственным за свой выбор, результат труда. Работу над проектом организую в шесть этапов:  1. подготовка; 2. планирование; 3. исследование (в том числе и теоретическое); 4. результаты и (или) выводы; 5. представление или отчет; 6. оценка результатов. ИКТ в сочетании с модульным обучением (МО) Электронно­методические материалы выстраиваю на основе модульного (обучения) подхода.  Во­первых, данная технология имеет ряд преимуществ: • увеличение доли самостоятельной деятельности учащихся; • экономия учебного времени; • здоровьесбережение; • личностно­деятельностный опыт (подготовка к взрослой жизни, деятельности). Во­вторых, для МО характерны: • опережающее изучение теоретического материала; • укрупнение учебного материала; • алгоритмизация учебной деятельности; • индивидуализация и уровневая дифференциация. Модуль рассматриваю как многофункциональный узел, объединяющий учебное содержание и  способы овладения им, обладающий определенной автономностью. ИКТ на конкретном уроке Работа с мультимедийными пособиями дает возможность разнообразить формы работы на уроке за  счет одновременного использования иллюстративного, статистического, методического, а также  аудио­ и видеоматериала.  Такая работа может осуществляться на разных этапах урока: • как способ создания проблемной ситуации, • как способ объяснения нового материала, • как форма закрепления изученного, • как форма проверки домашнего задания, • как способ проверки знаний в процессе урока.  Совмещение видео­, аудио­ и текстового материала, комплексное освещение темы обеспечивают  более глубокое погружение в материал, способствуют его творческому осмыслению, повышает  мотивацию учения.  Презентация — форма подачи материала в виде слайдов, на которых могут быть представлены  таблицы, схемы, рисунки, иллюстрации, аудио­ и видеоматериалы. Возможности презентаций:  1. Демонстрация фильмов, анимации. 2. Выделение (нужной области). 3. Гиперссылки. 4. Последовательность шагов. 5. Интерактивность. 6. Движение объектов. 7. Моделирование. Специфика подготовки урока­презентации, безусловно, определяется типом урока. В своей  практике использую:  Уроки­лекции Информационно­коммуникационные технологии на этом типе урока делают лекцию более  эффективной и активизируют работу группы. Презентация позволяет упорядочить наглядный  материал. На большом экране можно иллюстрацию показать фрагментами, выделив главное,  увеличив отдельные части, ввести анимацию, цвет. Иллюстрацию можно сопроводить текстом,  показать ее на фоне музыки. Ребенок не только видит и воспринимает, он переживает эмоции. Урок анализа текста На таком уроке презентация позволяет реализовать интегративный подход к обучению.  Интерпретируя текст, ученик может и должен видеть разнообразие трактовок понятий и  определений. Проблемно­исследовательское обучение становится ведущим на таких уроках. На  слайдах размещается не только дополнительный материал, но и формулируются задания,  фиксируются промежуточные и итоговые выводы.  Обобщающие уроки С помощью презентации можно подготовить и обобщающие уроки. Задача такого типа урока —  собрать все наблюдения, сделанные в процессе анализа, в единую систему целостного восприятия  темы, но уже на уровне более глубокого понимания, выйти за пределы уже затронутых проблем,  эмоционально охватить всю тему.  Таким образом, у учащихся формируются ключевые компетентности, предъявляемые  Государственными стандартами образования:  • умение обобщать, анализировать, систематизировать информацию по интересующей теме;  • умение работать в группе;  • умение находить информацию в различных источниках;  • коммуникативная компетентность;  • осознание полезности получаемых знаний и умений.  В работе с презентациями осуществляется индивидуальный подход к обучению, активнее идет  процесс социализации, самоутверждения личности, развивается историческое, научно­естественное мышление. Решение задач интегративного и проблемного обучения с помощью информационно­ коммуникационных технологий Применение информационных технологий: • интенсифицирует передачу информации, значительно расширяет иллюстративный материал,  создает проблемные ситуации, усиливает эмоциональный фон обучения, формирует учебную  мотивацию у обучаемых, дифференцирует и индивидуализирует учебный процесс;  • позволяет преподавателю значительно расширить объем изучаемой информации и разнообразить  формы, способы ее восприятия учащимися;  • создает условия для использования наиболее эффективных методов и форм обучения, реализации основных принципов целостного педагогического процесса и правил обучения (от простого к  сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному); экономии учебного времени,  энергии преподавателя и обучающихся за счет уплотнения учебной информации и ускорение темпа; • материал, предлагаемый обучающимся в такой форме, запоминается намного лучше, чем на  традиционных уроках и в конечном итоге приводит к более высокому уровню усвоения предмета.  • способствует развитию креативности детей через создание образовательных информационных  продуктов. • способствует психологическому росту личности, развитию навыков самообразования и  самовоспитания.  • способствует выявлению и поддержке одаренных детей.  Для обеспечения системно­деятельностного подхода, который положен в основу Федерального  государственного образовательного стандарта общего образования, создается система  формирования и развития универсальных учебных действий. В широком значении термин  «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к  саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового  социального опыта. Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов  учебной деятельности. Кардинальное отличие теории учебной деятельности, основанной на  системно­деятельностном подходе, от традиционной состоит в следующем. Согласно общей теории школьникам дают уже вычлененные в учебнике готовые знания. Всевозможные разновидности  традиционного школьного обучения, подчиненные задаче усвоения определенной суммы знаний,  умений и навыков, опираются на учебную активность репродуктивного типа. Соответственно  главная задача учителя в том, чтобы обеспечить развертывание активности этого типа, для чего ему необходимо донести до учащегося учебную информацию, подлежащую усвоению, в доступной  форме, организовать анализ, необходимый для её полноценного восприятия и проконтролировать  правильность воспроизведения заданного образца. Учителю предстоит организовать систему  упражнений, внося в неё необходимые коррективы, учитывающие фактическую успешность работы  учащихся по применению усвоенных знаний. В этой ситуации действия учителя могут быть жестко  регламентированы и четко формализованы для типичных условий обучения, что позволяет  создавать эффективные педагогические технологии, в том числе и с использованием современной  компьютерной техники. Совершенно иную роль играет учитель в системе обучения, которая опирается на учебную  активность поисково­исследовательского типа, т.е. на учебную деятельность. И деятельностью  здесь называется активность человека, которая приводит к существенному преобразованию  ситуации, предмета, созданию чего­то нового. Организовать учебную деятельность учащихся  учитель может, лишь осуществляя исследование вместе с ними. Осуществляя деятельность,  связанную с решением учебных задач, учитель с самого начала должен втягивать детей не в  упражнения, не в повторение того, что было до этого, не в запоминание готового, а в размышление о том, что неизвестно. Учебная деятельность (по определению) должна развивать у школьников  прежде всего способность к рефлексии, позволяющей отделять известное от неизвестного и с  помощью предположений в относительно неизвестного им обращаться к собственному действию и  действиям партнера по решению новых задач. Умение спрашивать, формировать запросы для  поиска недостающей информации, готовность к изменению сложившихся способов действия,  критичность к собственным и чужим действиям и мнениям, независимость в оценках и  самооценках, привычка искать доказательства и склонность к дискуссионным путям решения  любого вопроса есть проявления рефлексивного развития школьников. Одним из важных средств формирования и развития универсальных учебных действий  являются информационные коммуникационные технологии (ИКТ). Наряду с традиционными  методиками, целесообразно широкое использование цифровых инструментов и возможностей  современной информационно­образовательной среды. В учебной деятельности ИКТ помогают решать следующие задачи: ­ создание среды для организации учебной деятельности школьников, ­ создание нового продукта, ­ помощь в поиске и исследовании. Для решения первой задачи могут быть использованы технологии как локальной сети  компьютерного класса, так и сети Интернет. Например, современные сетевые сервисы (Веб 2.0),  являющиеся инновационным программным решением на базе Интернет, обеспечивают возможность  создавать контент любимому пользователю и управлять доступом к содержимому. Наиболее  популярными сетевыми инструментами, используемыми в образовательном процессе, являются:  сервисы коллективного гипертекста (вики­среды), сетевые дневники (блоги), средства создания анкет, проведения интервью, размещения и редактирования документов (сетевые офисы), сервисы  храненения фотографий и пр. Такой сетевой инструмент как блог позволяет любому пользователю вести записи любых текстов.  Ведущий блога (блоггер) может управлять доступом к своим записям: делать их открытыми всем  желающим или определенному кругу пользователей. В блоги Google можно вставлять на страницу  материалы, созданные в других приложениях Google (календарь, документ, фотографию, видео и  др) Для учащихся возможны следующие учебные ситуации с использованием сетевых дневников:  речевые практики,  предметные преобразования («как сделать, чтобы…», «что будет, если…»,  практика путешествий и описания маршрута движения (простейшие маршруты передвижения по  улицам города, на городском транпоте, правила дорожного движения, безопасного и культурного  поведения на улицах и в домах, безопасность в городе),  календарные практики (отсчет времени, будни и праздники, соотнесение года и века,  тысячелетия),  ведение общеклассного дневника (описание факта, выделение исторического события,  переосмысление событий, знакомство со способами хранения личной истории – дневники известных людей, различение исторического и естественнонаучного факта),  ведение личного или общеклассного дневника природы. Отличие электронного варианта дневника от бумажного в том, что записи сохраняются, есть  возможность редактирования, комментирования, что дает возможность развивать формировать и  развивать рефлексивные умения школьников, а учителю организовать процесс формирующего  оценивания. Сетевые сервисы как площадка для учебной деятельности учащихся целесообразны и для  вовлечения родителей в совместную работу, дают возможность завершать работу не по  формальным признакам (истечение времени), а по окончании выполнения, возвращаться к  решениям предыдущего дня. Вторая задача, создание нового продукта на основе ИКТ, связана с созданием индивидуального и  коллективного продукта деятельности, который может быть представлен в цифровом формате:  фотоальбом, фильм, компьютерная презентация, публикация (буклет, открытка, визитка, календарь и пр.). Также, к этой категории относится и моделирование, когда существенные свойства  изучаемого предмета специально выделяются с помощью учебных моделей, которые могут быть  представлены как в графической, так и в словесной форме с помощью средств ИКТ. Задача поиска информации на основе информационных технологий и поддержка исследования  состоит в том, что учитель строит учебную ситуацию таким образом, чтобы помочь детям  самостоятельно найти существенные признаки предмета и зафиксировать в виде моделей. Таким образом, ИКТ становятся инструментом деятельности учащегося, и требуется  проектирование учебных ситуаций с их использованием. Другой вопрос ­ готовность педагога к  такому повороту событий, т.к. на сегодняшний день учитель не в полной мере владеет средствами  ИКТ для организации собственной профессиональной деятельности. Это подтверждают результаты анкетирования учителей, обучающихся на образовательных программам и семинарах Института  развития образования Свердловской области. Большинство педагогов ограничиваются  использованием офисных технологий для работы с документами и таблицами, созданием  презентаций­конспектов занятия. Самое лучшее, что используется на уроке – это проекционное  оборудование, а, следовательно, ИКТ как инструмент деятельности учителя – презентация,  сопровождающая иллюстративное объяснение. ИКТ в заданиях для учащихся применяется крайне  редко и не системно для всех обучающихся в силу условий учебного кабинета и школы. Однако, в  этом случае, следует отталкиваться от задачи использования ИКТ учениками для формирования и  развития универсальных учебных действий, и под эту задачу создавать условия. Как сделать так, чтобы ИКТ стали инструментом деятельности ученика? На курсах очень часто  обращаемся к педагогам с вопросами: «А что бы Вы делали, если на урок принесли компьютеры  для каждого ученика с организованной сетью? Готовы ли Вы к этому? Какие задания Вы будете  давать ученикам? В чем целесообразность этих заданий?». Не всегда получаем ответ.

Развитие икт-компетентности учителей-предметников в процессе повышения их квалификации

Развитие икт-компетентности учителей-предметников в процессе повышения их квалификации

Развитие икт-компетентности учителей-предметников в процессе повышения их квалификации

Развитие икт-компетентности учителей-предметников в процессе повышения их квалификации

Развитие икт-компетентности учителей-предметников в процессе повышения их квалификации

Развитие икт-компетентности учителей-предметников в процессе повышения их квалификации

Развитие икт-компетентности учителей-предметников в процессе повышения их квалификации

Развитие икт-компетентности учителей-предметников в процессе повышения их квалификации

Развитие икт-компетентности учителей-предметников в процессе повышения их квалификации

Развитие икт-компетентности учителей-предметников в процессе повышения их квалификации

Развитие икт-компетентности учителей-предметников в процессе повышения их квалификации

Развитие икт-компетентности учителей-предметников в процессе повышения их квалификации

Развитие икт-компетентности учителей-предметников в процессе повышения их квалификации

Развитие икт-компетентности учителей-предметников в процессе повышения их квалификации

Развитие икт-компетентности учителей-предметников в процессе повышения их квалификации

Развитие икт-компетентности учителей-предметников в процессе повышения их квалификации

Развитие икт-компетентности учителей-предметников в процессе повышения их квалификации

Развитие икт-компетентности учителей-предметников в процессе повышения их квалификации

Развитие икт-компетентности учителей-предметников в процессе повышения их квалификации

Развитие икт-компетентности учителей-предметников в процессе повышения их квалификации

Развитие икт-компетентности учителей-предметников в процессе повышения их квалификации

Развитие икт-компетентности учителей-предметников в процессе повышения их квалификации

Развитие икт-компетентности учителей-предметников в процессе повышения их квалификации

Развитие икт-компетентности учителей-предметников в процессе повышения их квалификации

Развитие икт-компетентности учителей-предметников в процессе повышения их квалификации

Развитие икт-компетентности учителей-предметников в процессе повышения их квалификации

Развитие икт-компетентности учителей-предметников в процессе повышения их квалификации

Развитие икт-компетентности учителей-предметников в процессе повышения их квалификации

Развитие икт-компетентности учителей-предметников в процессе повышения их квалификации

Развитие икт-компетентности учителей-предметников в процессе повышения их квалификации

Развитие икт-компетентности учителей-предметников в процессе повышения их квалификации

Развитие икт-компетентности учителей-предметников в процессе повышения их квалификации

Развитие икт-компетентности учителей-предметников в процессе повышения их квалификации

Развитие икт-компетентности учителей-предметников в процессе повышения их квалификации

Развитие икт-компетентности учителей-предметников в процессе повышения их квалификации

Развитие икт-компетентности учителей-предметников в процессе повышения их квалификации

Развитие икт-компетентности учителей-предметников в процессе повышения их квалификации

Развитие икт-компетентности учителей-предметников в процессе повышения их квалификации

Развитие икт-компетентности учителей-предметников в процессе повышения их квалификации

Развитие икт-компетентности учителей-предметников в процессе повышения их квалификации

Развитие икт-компетентности учителей-предметников в процессе повышения их квалификации

Развитие икт-компетентности учителей-предметников в процессе повышения их квалификации

Развитие икт-компетентности учителей-предметников в процессе повышения их квалификации

Развитие икт-компетентности учителей-предметников в процессе повышения их квалификации

Развитие икт-компетентности учителей-предметников в процессе повышения их квалификации

Развитие икт-компетентности учителей-предметников в процессе повышения их квалификации

Развитие икт-компетентности учителей-предметников в процессе повышения их квалификации

Развитие икт-компетентности учителей-предметников в процессе повышения их квалификации

Развитие икт-компетентности учителей-предметников в процессе повышения их квалификации

Развитие икт-компетентности учителей-предметников в процессе повышения их квалификации
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.04.2018