Развитие информационно-коммуникативных компетентностей младших школьников
Оценка 5

Развитие информационно-коммуникативных компетентностей младших школьников

Оценка 5
Лекции
doc
технология
3 кл—4 кл
02.06.2017
Развитие информационно-коммуникативных компетентностей  младших школьников
Развитие информационно-коммуникативных компетентностей младших школьников. Ключевыми словами в характеристике компетенций являются слова искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться. Способствуя становлению коммуникативной компетентности учащихся, необходимо активно развивать их мыслительные процессы, творческие способности, организовывать учебный процесс как учебное исследование. Особенностью организации исследовательской деятельности в начальном звене школы является то, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие дети.Развитие информационно-коммуникативных компетентностей младших школьников.
Компетентности.doc
Развитие информационно­коммуникативных компетентностей  младших школьников Реформа   образования   предполагает начальной школы следующих компетенций:  приобретение   учащимися a) в области учения  – решение проблемных задач, самоорганизация в процессе приобретения знаний; b) в области мышления – целостное восприятие явлений и процессов, использование (поиск, отбор, группировка) информации  из разных источников; c) в   области   деятельности  –   планирование,   рациональное использование времени; d) в   области   самосовершенствования  –   рефлексия   и   оценка собственного   уровня   развития,   умение   находить   новые   решения, используя усвоенные способы действий; e) в   области   коммуникации  –   умение   общаться   с   другими   людьми (формулировать свою точку зрения, участвовать в дискуссии, вести диалог); f) в области сотрудничества – умение работать в группе, способность к компромиссу и консенсусу. Ключевыми словами в характеристике компетенций являются слова   искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться. Расшифруем ключевые слова в характеристике компетенций применительно к системе начального образования: искать:  опрашивать   окружение;   консультироваться   у   учителя;   получать информацию; думать:  устанавливать   взаимосвязи   между   прошлыми   и   настоящими событиями;   критически   относиться   к   тому   или   иному   высказыванию. Предложению;   уметь   противостоять   неуверенности   и   сложности;   занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать свое собственное мнение; оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, а также с окружающей средой; оценивать произведения искусства и литературы; сотрудничать:  уметь   работать   в   группе;   принимать   решения;   улаживать разногласия и конфликты; договариваться; разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности; приниматься за дело: включаться в работу; нести ответственность; войти в группу   или   коллектив   и   внести   свой   вклад;   доказать   солидарность; организовывать   свою   работу;   пользоваться   вычислительными   и моделирующими приборами; адаптироваться:  коммуникации; стойко противостоять трудностям; находить новые решения. использовать   новые   технологии   информации   и А.В.Тихоненко, д.п.н. предлагает формировать ключевые компетенции младших школьников в соответствии с Государственными образовательными стандартами   начального   образования   в   процессе   изучения   некоторых математических   понятий.   Приведем   пример:   в   результате   формирования понятия  длина  учащиеся   должны   овладеть   такими   компетенциями,   как измерение и вычерчивание отрезка заданной длины; измерение длины ломаной линии,   состоящей   из   3­4   звеньев;   нахождение   периметра   многоугольника; адекватный выбор инструмента для измерения длины, ширины и др. Компетенция приобретается в процессе деятельности. Поэтому задание из учебника математики автора М.И.Моро по определению размера шапки (см. учебник 2 класса, стр.11) он предлагает выполнить, не используя метода показа как это рекомендуется учебником. Почему? 1. На   предыдущих   уроках   дети   познакомились   с   такими   единицами измерения длины, как сантиметр,  дециметр, миллиметр. 2. Учащимся известно, что в практической деятельности люди используют для   измерения   длин   отрезков   такие   инструменты,   как   мерная   лента (метр), имеющая деления на сантиметры, портняжный метр, столярный метр. Поэтому А.В.Тихонов считает, что школьники смогут самостоятельно выполнить следующие задания: 1. Измерь длину своей ступни, длину ступни брата, матери и т.д. 2. Расскажи, какие действия необходимо предпринять, чтобы определить длину своего шага. Удобно ли это сделать одному? 3. Определи   длину   руки   от   локтя   до   конца   среднего   пальца.   Как называлась эта мера длины в древности? 4. Попытайтесь отыскать информацию о таких единицах измерения длины, как фут и локоть. 5. Определи размер: а) своей шапки; б) шапки соседа по парте. Выбери подходящий инструмент для измерения. Для того чтобы повысить интерес учащихся к математике, следует на  этом   этапе   предложить   им   найти   информацию   о   мерах   длины,   которые использовались в древности. Ученики могут узнать эти сведения у родителей, использовать   детские   энциклопедии,   запросить   информацию   на   сайте Интернета   и   др.   Для   ответа   на   любой   вопрос   из   предложенного   списка учащимся   придется   воспользоваться   помощью   одноклассников   или родителей.   Таким   образом,   у   младших   школьников   формируется   умение организовывать   свою   работу,   сотрудничать   и   работать   в   группе,   а   также пользоваться адекватными измерительными инструментами. Нахождение   ответа   хотя   бы   на   один   из   предложенных   вопросов показывает, что приобретение компетенций базируется как на опыте, так и на деятельности самих учащихся. Начальная школа должна сегодня не просто вооружить своего выпускника   набором   необходимых   и   достаточных   компетенций,   а сформировать устойчивую потребность в саморазвитии, самообразовании и творческом самосовершенствовании, подготовить к обучению и развитию на следующих образовательных уровнях. При этом возрастает  роль учителя, который становится попутчиком ученика, соучастником открытия новых знаний   и   партнером   в  общей   деятельности,  а   не   остается   сторонним наблюдателем, констатирующим  неудачи своего  питомца. Напротив, смысл педагогической  деятельности   современного   творческого   учителя   состоит   в том,   чтобы   помочь   ребенку   осознать   причины   своих   трудностей   и   найти способ их преодоления. По   мнению   Ш.А.Амонашвили,   чтобы   воспитать   в   учениках   смелость ума,   вселить   в   них   радость   сотворчества,   учитель   должен   создать   такие условия,   чтобы   искорки   детских   мыслей   образовали   царство   мыслей,   в котором ученики почувствовали бы себя властелинами. Пичугин С.С., к.п.н., учитель начальных классов г. Уфы считает, что создание подобных действий наиболее продуктивно на уроках математики. По   данным   опроса   Фонда   «Общественное   мнение»,   среди   школьных предметов,   которые   больше   всего   пригодились   в   дальнейшей   жизни, наибольшее количество (33%) опрошенных отметили именно математику. Изучение   математики   отличается     от   изучения   других   предметов, прежде   всего   тем,   что   в   нем   особую   роль   играет   логическое   мышление. Занятия математикой учат человека думать, развивают логическое мышление, приучают   при   решении   возникающих   задач   отбрасывать   несущественные детали и сосредоточиваться на том, что имеет принципиальное значение, учат принимать обоснованные решения. И.Я.Лернер и М.Н.Скаткин обратили внимание на то, что, несмотря на данную   от   природы   способность   к   творчеству,   каждый   человек   может реализовать ее на разном уровне. Только целенаправленное обучение создает условия для развития заложенных творческих способностей. При этом они подчеркивают,   что   традиции   и   установки   в   обучении   могут   либо стимулировать,   либо   подавлять   креативные   способности   учеников.   Это зависит от того, с какими типами задач ребенок будет встречаться в процессе обучения.   Задачи   закрытого   типа   с   единственно   правильным   ответом   не формируют таких важных качеств творческого мышления, как навык ухода от известных ответов, оригинальность и самостоятельность мысли. Эту функцию могут   выполнить   только   задачи   открытого   типа,   предлагающие   полную самостоятельность   в   выборе   способа   решения   и   большое   число   ответов. Ярким   примером   задач   открытого   типа   служат   нетрадиционные   задания геометрического   характера.   Пичугин   С.С.   совместно   с   учителями   на методическом   объединении   приняли   решение   ввести   в   структуру   урока математики  МОЗГовой штурм (Минутки  Очень  Занимательной  Геометрии). Их можно проводить на любом этапе урока, так как они удачно вписываются в   его   структуру.   Опыт   учителей   этой   школы   доказывает,   что   ученикам нравятся   геометрические   задания   открытого   типа,   требующие   особого, нестандартного   мышления   и   имеющие   не   одно   решение.   Дети   всегда непредсказуемы.   Порой   они   предлагают   невероятные,   кажется,   даже абсурдные   идеи   и   выдвигают   парадоксальные   гипотезы,   которые,   в   конце концов, приводят к решению задачи. Учитель не стесняется признаться своим ученикам в том, что сам не мог найти подобного решения задачи, поэтому крайне   благодарен   им   за   предложенный   вариант.   Он   видит   в   этом учительскую радость сотворчества, содружества в открытии новых знаний. Становление коммуникативной компетентности младших школьников – один из ключевых моментов развития личности. Способствуя становлению коммуникативной компетентности учащихся, необходимо   активно   развивать   их   мыслительные   процессы,   творческие способности, организовывать учебный процесс как учебное исследование. Данная   форма   распространена   в   основном   в   старших   классах,   но целесообразно   вводить   основы   данной   деятельности   в   учебный   процесс   с начальной   школы.   Особенностью   организации   исследовательской деятельности   в   начальном   звене   школы   является   то,   что   в   ней   могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие дети. Просто уровень исследования будет иным.  Этапы  работы исследовательской деятельности  учащихся могут быть следующими: 1. Выбор темы. 2. Постановка цели (с помощью учителя) – чего хочет добиться в процессе исследовательской деятельности. 3. Подбор материала по своей теме с помощью учителя. 4. Изучение собранного материала, его обобщение и систематизация. 5. Оформление материала. 6. Защита   работы.   Формы   реализации   могут   быть   разнообразными: реферат, публикация, веб­сайт и т.д. Защита работы может происходить в виде конференции, презентации, доклада и др. В процессе исследовательской деятельности учащиеся используют  следующие методы и приемы работы:  изучение теоретических источников;  наблюдение;  поисковый эксперимент;  описательный;  анкетирование;  интервьюирование. Необходимо отметить широкий набор предметов: русский язык,  литературное   чтение,   окружающий   мир,   экология.   В   исследовательской деятельности возможно установление межпредметных связей: литературное чтение и русский язык; окружающий мир и экология; литературное чтение и окружающий   мир   и   т.д.   Это   вызывает   наибольший   интерес   со   стороны учеников, т.к. в одной работе они могут соединить разные, как им казалось, не связанные между собой предметы. Тематика работ также разнообразна: «Троекратные повторы в народных и   авторских   сказках»   (литературное   чтение);   «Мы   в   ответе   за   тех,   кого приручили» (окружающий мир); «Речь школьников», «Как мы говорим»; «По заповедным тропинкам», «Они могут исчезнуть» (экология); «Слова с зимней тематикой в стихотворении И.С.Никитина «Встреча зимы» (русский язык и литературное чтение); «Особенности характера животных в русских народных сказках» (литературное чтение и окружающий мир); «Природные явления в стихотворениях А.А.Фета» (окружающий мир и литературное чтение) и т.д. Дети порой сами придумывают столь оригинальные и интересные темы, что учителю остается только правильно их сформулировать. Педагог   играет   немаловажную   роль   в  выполнении   исследовательской деятельности учащихся: контролирует, направляет, помогает.  Оценка   деятельности   происходит   в   несколько   этапов:   оцениваются подготовительный, аналитический, обобщающий и заключительный (защита) этапы деятельности учащихся. В   приобщении   детей   к   исследовательской   деятельности   нужно нацеливаться не на результат, а на процесс. Главное – заинтересовать ребенка, вовлечь в атмосферу деятельности, и тогда результат будет закономерен. Организовывать проектно­исследовательскую деятельность можно и во внеурочное время. О.С.Саломатова  (г. Абакан) делится опытом работы по организации такой деятельности. В их школе создана академия «ТриУмФ». Название   отражает   ее   главную   направленность:   «триУмф»   ­   академия «Умных,  Увлеченных,  Успешных   малышей­фантазеров»,   которая   действует под   девизом   «Обучение   должно   быть   победным!».   Это   добровольная организация   учащихся,   которые   стремятся   к   совершенствованию   знаний, развитию   интеллекта,   приобретению   навыков   научного   поиска,   к   триумфу (победе над собой). Структура академии представлена следующим образом: Факультет «Мир вокруг нас» Кафедра гуманитарных дисциплин Кафедра естественно­научных дисциплин Ученик имеет право выбора! Считают,   что   такой   подход   дает   школьнику   возможность   на   ранних   этапах обучения   понять   свои   наклонности;   считают,   что   ранняя   предпрофильная подготовка особенно актуальна на современном этапе развития образования, когда школа переходит на профильное обучение. Деятельность   учащихся   заключается   в   работе   с   информацией   при   решении учебных задач. Они учатся определять тему исследования, выдвигать гипотезы, строить план действий, направленных на достижение результата. Большое   внимание   уделяется  не   только  сбору   информации,  но   и  овладение методами научного познания: наблюдением, анкетированием, интервью и т.д. Центры Консультативный «Не знаешь – спроси» Пресс­центр «Академические вести» Учащиеся  выпускают  информационные  газеты с  освещением  исследовательской проблемы Учащиеся  являются  консультантами  для учеников  других классов Пиар­центр «Тропинками «ТриУмфа» «Академики»  популяризируют исследуемую  проблему среди  учащихся  начальной  школы Статистический «Факты и цифры» Учащиеся  подводят итог  работы академии  по  исследовательской проблеме,  составляют и  распространяют  анкеты среди  участников  проектов,  выявляют сильные  и слабые стороны  деятельности Все учащиеся делятся на четыре группы по интересам и выполняют работу в одном   из   названных   направлений,   что   отвечает   цели   предпрофильной подготовки   и   способствует   развитию  рефлексивных   умений  –   центрального новообразования данного возраста, требующего специального развития. Уметь отслеживать   границы   своего   познавательного   уровня   (знаю­не   знаю,   могу­не могу)   ребенку   необходимо   и  при   работе   с  информацией,  и  при   совместной деятельности   с   другими   учащимися   и   учителем,   и   при   анализе   своего эмоционального настроя. Полученная и переработанная информация требует воплощения в том или ином продукте деятельности. С этой целью учащиеся выходят на этап создания   проектов,   вступают   в   групповое   взаимодействие   и   совместную деятельность.   Каждая   кафедра   выдвигает   свой   проект   решения   учебной задачи (проблемы). Школьники учатся не только работать с информацией, но и сотрудничать в группе, а созданные проекты учащиеся представляют в виде диалога «физиков» и «лириков». Управление академией «ТриУмФ» осуществляется следующим  образом: Высший орган: слет академиков «К вершинам знаний» Проходит один раз в год. Организуется в виде творческого отчета, когда представляются и защищаются проекты членов академии. Подводятся итоги года, учащимся, проявившимся учащимся присваивается звание «Почетный академик». Входят учитель, четыре ученика (члены академии) и два родителя. Ученый совет Координируют работу академии, организует консультации со специалистами по проблеме исследования, разрабатывает стратегическую линию развития академии. Внешнюю  оценку  группового   проекта   учителя   осуществляют   по следующим критериям:  значимость проблемы;  объем переработанной информации;  логичность, информации;   достоверность,   значимость   представленной  активность участника проекта в групповой работе;  организация   продуктивного   взаимодействия   в   процессе сотрудничества;  формы представления проекта;  аккуратность выполнения;  оригинальность проекта;  творчество его участников;  личная ответственность каждого участника проекта за конечный результат. Учителя считают целесообразным каждый год создавать проекты на  близкие, созвучные темы, усложняя их уровень. 1. Сначала необходимо показать учащимся, как и что следует делать; в этом случае учитель полностью руководит проектной деятельностью. 2. При выполнении более сложного проекта на эту же тему, дети получают возможность проявить самостоятельность. 3. В   3,4   классах   учитель   должен   создать   такие   условия,   при   которых ученики захотят и смогут создать проект на ту же тему самостоятельно. Безусловно, становлению коммуникативной компетентности младших  школьников  способствуют   и  коллективные  формы организации  их учебной деятельности. И.Б.Первин   выделяет   пять   уровней   коллективной   деятельности учащихся. Кратко остановимся на каждом из них. 1 уровень. Одновременная работа в коллективе с включением коллективной учебной деятельности:  исправление, дополнение ответа товарища при опросе учителя;  беседа,   дискуссия,   когда   многие   участвуют   в   коллективном   поиске обсуждаемой проблемы;  подведение итогов самостоятельной работы, выполненной отдельными группами учащихся и т.п. 2   уровень.   Работа   в   статичной   паре.  Характер   деятельности   может   быть односторонним, когда одна сторона выполняет только функции руководства, оказывает   помощь,   а   другая   –   подчинения,   принимает   помощь   или двусторонним, когда работа в паре предполагает распределение обязанностей на   равных   основаниях.   Функции   руководства   и   подчинения   чередуются. Важно,   чтобы   ученики   в   паре   были   близки   по   развитию,   интересам, расположены друг к другу. 3 уровень. Групповая работа. Для работы в группе учащиеся должны овладеть необходимыми   навыками   коллективной   деятельности.   Педагог   руководит работой всей группы в целом: предъявляет ей задание, инструкцию по его выполнению,   оценивает   результаты   труда   группы.   Руководство   же деятельностью   каждого   ученика   осуществляется   самими   детьми   внутри группы.   Деятельность   учащихся   в   группах     необходимо   постепенно усложнять. Виды групповой работы могут быть следующими:   парная (самая простая, с неё нужно начинать);   единая групповая (учащиеся выполняют задание, одинаковое для всех);  дифференцированная групповая (у каждой группы своё задание, но все они подчинены единой цели). По своему составу группы могут быть однородными и разнородными. Самый оптимальный вариант численности группы – 4­5 человек. 4   уровень.   Межгрупповая   работа.  В   процессе   её   устанавливаются   связи   и зависимости между группами. Разделение труда и обязанностей становится более   масштабным.   Задание   может   быть   общим   для   всех   групп   или дифференцированным,   с   учётом   потенциальных   возможностей   каждой группы. Использование такой формы работы требует определенной культуры коллектива,   сравнительно   высокого   уровня   его   развития.   Поэтому нецелесообразно сразу начинать с межгрупповой деятельности. 5   уровень.   Фронтально­коллективная   деятельность.  Её   особенность заключается   в   одновременном   участии   в   деятельности   всех   учащихся,   не расчлененных на группы, а выступающих как объединённый коллектив.  Наиболее   коллективный   характер   носит   учение   в   парах   сменного состава   (динамических),   когда   каждый   ученик   по   очереди   занимается (обучает и учится) с каждым членом коллектива. Особенности коллективной формы организации процесса обучения:  каждый   момент   общения   (работы)   половина   учащихся   говорит, половина – слушает; минимальное количество участников – 4 человека;  ближайшая цель каждого учащегося – учить других всему тому, что знаешь сам;  деятельность каждого ученика является общественно полезной;  основной принцип работы: все по очереди учат каждого, а каждый по очереди всех, коллектив обучает каждого своего члена;  каждый отвечает не только за свои знания и учебные успехи, но также знания и учебные успехи товарищей;  изучаемую тему (вопрос) ученик может излагать другим ученикам на уроке,   работая   с   каждым   в   отдельности   столько   раз,   сколько необходимо для полного, прочного и всестороннего овладения ею;  важнейшая   задача   учителя   –   формировать   мастерство,   искусство преподавания у каждого своего ученика;  совпадение коллективных и личных интересов: чем больше и лучше я обучаю других, тем больше и лучше я знаю сам.   Коллективная   деятельности   учащихся   будет   УСПЕШНА,   если   она будет увлекательной, будет учитывать интересы ребят и опираться на них, если каждый ребёнок будет активным её участником, стремясь внести свой посильный вклад в достижение общей цели. Сегодня все более очевидным становится тот факт, что традиционная школа, ориентированная на передачу знаний, умений и навыков, себя изжила, ибо темп нарастания знаний становится таким, что школа за ним успеть не может.   Преодоление   очевидного   кризиса   современной   школы   может   идти двумя   путями:   либо   она   начнет   интенсивно   изменяться   в   соответствии   с требованиями   времени,   либо   параллельно   с   традиционным   школьным образованием   будет   складываться   принципиально   иная   система   общего образования   (и   это   уже   происходит),   которая   постепенно   заменит устаревшую. Чтобы сохранится, школа должна измениться.  Сегодня   нужно   не   учить   математике,   физике,   биологии   и   т.д.,   а создавать   на   материале   этих   предметов   условия   для   проявления универсальных   умений,   для   рефлексии   по   их   поводу   и   их   развития.   В результате   человек   должен   овладеть   универсальными   человеческими умениями, не общеучебными, а необходимыми для того, чтобы жить.

Развитие информационно-коммуникативных компетентностей младших школьников

Развитие информационно-коммуникативных компетентностей  младших школьников

Развитие информационно-коммуникативных компетентностей младших школьников

Развитие информационно-коммуникативных компетентностей  младших школьников

Развитие информационно-коммуникативных компетентностей младших школьников

Развитие информационно-коммуникативных компетентностей  младших школьников

Развитие информационно-коммуникативных компетентностей младших школьников

Развитие информационно-коммуникативных компетентностей  младших школьников

Развитие информационно-коммуникативных компетентностей младших школьников

Развитие информационно-коммуникативных компетентностей  младших школьников

Развитие информационно-коммуникативных компетентностей младших школьников

Развитие информационно-коммуникативных компетентностей  младших школьников

Развитие информационно-коммуникативных компетентностей младших школьников

Развитие информационно-коммуникативных компетентностей  младших школьников

Развитие информационно-коммуникативных компетентностей младших школьников

Развитие информационно-коммуникативных компетентностей  младших школьников

Развитие информационно-коммуникативных компетентностей младших школьников

Развитие информационно-коммуникативных компетентностей  младших школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.06.2017