Развитие интеллекта, аналитических способностей ребенка через развивающие игры Воскобовича, блоки Дьенеша, палочки Кьюнзера
Оценка 5

Развитие интеллекта, аналитических способностей ребенка через развивающие игры Воскобовича, блоки Дьенеша, палочки Кьюнзера

Оценка 5
Занимательные материалы
docx
воспитательная работа
Детсад
11.01.2017
Развитие интеллекта, аналитических способностей ребенка через развивающие игры  Воскобовича, блоки Дьенеша, палочки Кьюнзера
Для современной образовательной системы проблема интеллектуального воспитания чрезвычайно важна. Необходимость компетентно ориентироваться в возрастающем объеме знаний предъявляет иные, чем были 30-40 лет назад, требования к умственному воспитанию подрастающего поколения. На первый план выдвигается задача формирования способности к активной умственной деятельности. Детство – самоценный период в жизни человека, определяющий перспективы становления его субъектности. В дошкольном возрасте происходит закладка фундамента, который в дальнейшем позволяет ребёнку успешно осваивать любые специальные знания.Для современной образовательной системы проблема интеллектуального воспитания чрезвычайно важна. Необходимость компетентно ориентироваться в возрастающем объеме знаний предъявляет иные, чем были 30-40 лет назад, требования к умственному воспитанию подрастающего поколения. На первый план выдвигается задача формирования способности к активной умственной деятельности. Детство – самоценный период в жизни человека, определяющий перспективы становления его субъектности. В дошкольном возрасте происходит закладка фундамента, который в дальнейшем позволяет ребёнку успешно осваивать любые специальные знания.
Развитие интеллекта, аналитических способностей ребёнка через развивающие игры .docx
Қостанай қаласы   әкімдігінің «Қостанай  қаласы әкімдігінің  білім бөлімінің № 27 бобекжай – бақшасы» я/с № 27 акимата г.Костаная отдела образования акимата г. Костаная.            Тақырыбы: «Вособовичтің даммыту ойындары, Дьенештің болемдері, Кьюнзердің таяқшалары аркылы баланың интелтектуалдық, аналитикалық қабілеттерін дамыту» Тема: «Развитие интеллекта, аналитических способностей ребенка через развивающие игры  Воскобовича, блоки Дьенеша, палочки Кьюнзера».                                                                         Тәрбиеші Азанбаева Ш.С. г.  Костанай    «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».         В.А. Сухомлинский. Для современной образовательной системы проблема интеллектуального  воспитания чрезвычайно важна. Необходимость компетентно ориентироваться в  возрастающем объеме знаний предъявляет иные, чем были 30­40 лет назад,  требования к умственному воспитанию подрастающего поколения. На первый  план выдвигается задача формирования способности к активной умственной  деятельности.  Детство – самоценный период в жизни человека, определяющий  перспективы становления его субъектности. В дошкольном возрасте происходит закладка фундамента, который в дальнейшем позволяет ребёнку успешно  осваивать любые специальные знания. У детей развитие интеллекта, аналитических способностей  лучше  формируются в игровой деятельности. Однако игра ­ это не только  удовольствие и радость для ребёнка, что само по себе очень важно. С её  помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша,  т. е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни.  Играя, ребёнок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать  способности, подчас не подозревая об этом.    Передо мной, как педагогом, стоит задача ­ предоставить каждому ребенку  возможность радостного и содержательного проживания периода дошкольного  детства.  Игра  трактуется как способ реализации потребностей и запросов  ребенка в пределах его возможностей.        В основе системы развивающих игр лежат следующие принципы:  совмещение в деятельности ребенка элементов игры и учения и  постепенный переход от игр – забав через  игры – задачи к учебно­ познавательной деятельности; постепенное усложнение обучающей задачи и условий игры; повышение аналитических способностей ребёнка в решении предлагаемых  задач; органическая связь и взаимосвязь между внешней и внутренней      (умственной) активностью ребенка и постепенный переход к более  интенсивному умственному труду;  единство обучающих и воспитательных воздействий.       В результате реализации  этих  принципов создаю условия, способствующие  становлению начальных форм самооценки и самоконтроля ребенка, что имеет  огромное значение и для его учебной деятельности (будущей и настоящей), и  для полноценной жизни в коллективе сверстников.         Проводя наблюдения, я заметила что ребенок, увлеченный  привлекательным замыслом новой игры, как бы ни замечает того, что он учится,  хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют  перестройки его представлений и познавательной деятельности. Если на занятии ребенок выполняет задание взрослого, то в игре он решает свою собственную  задачу.       В новом учебном году я продолжила знакомить детей средней группы с  различными видами игр по математике. Работа была начата с пособия блоков  Дьенеша. Эта методика позволяет наиболее доступным и интересным образом  выяснить свойства фигур. На занятиях по математическому развитию я  использовала игровой сюжет, представленный в книге «Математика от трех до  семи» З. А. Михайловой.       Знакомясь с блоками, дети сразу увидели, что фигуры имеют разные формы,  они выделили квадраты, треугольники, круги, прямоугольники. Мы разложили  их по этому признаку на четыре группы. Среди этих групп ребята выделили  фигуры трех различных цветов. Некоторые заметили, что  имеют различную  величину (большие и маленькие).        Детки с более высоким (Винник А., Парицкая А., Смоляр И., Николаев Д.)  уровнем развития при составлении различных изображений заметили, что  некоторые фигуры имеют разную толщину. Мы стали сравнивать их по этому  свойству.        На занятиях по математическому развитию дети познакомились с  карточками, которые обозначают свойства Блоков Дьенеша. Мы использовали  условные рисунки, дети быстро восприняли новые условные обозначения. Со  свойствами фигур они уже были знакомы, поэтому задание, направленное на  соотнесение карточки с определенным свойством, не вызвало у них больших  сложностей. На занятиях и в совместной деятельности ребята выполняли различные упражнения, позволяющие быстро определять, подходит ли та или  иная фигура по своим качествам к заданной комбинации карточек.       Сначала количество условных обозначений было небольшим, дети  группировали блоки по двум признакам. В играх были использованы таблицы,  предложенные Марией Фидлер, которые включали в себя следующие свойства:  цвет и форму фигур; толщину и форму; величину и толщину; величину и цвет;  цвет и толщину, форму и величину. Задания упрощались уменьшением  количества фигур в наборе.       Блоки Дьенеша позволяют формировать у детей  умения выделять множества геометрических фигур по их признакам и по существующим во множестве  отношениям.      Перед Новым годом я предложила детям смастерить гирлянды для  украшения группы. Ребята с радостью откликнулись на эту просьбу, детям были названы три свойства геометрической фигуры, которую нужно было положить  вначале с левой стороны стола. Затем, следуя устной инструкции, мы выложили  всю гирлянду,  данную игру можно проводить в разных вариантах.       После того как дети стали более свободно кодировать свойства фигур, они  были ознакомлены с карточками – отрицаниями свойств. В совместной  деятельности мы рассмотрели их. Дети заметили, что они такие же, как и  прежние карточки, только картинки перечеркнуты. Зачем это сделано, ребята не догадались. На занятии по методике Марии Фридман детям было предложено  определить свойства фигуры и записать их при помощи уже знакомых карточек.  Это был красный толстый квадрат. Четвертое свойство было «небольшой». Оно  обозначалось карточкой с перечеркнутым большим домом. Детям был задан  вопрос, что значит слово «небольшой». Они ответили:  Значит, что квадратик маленький. Рядом с предыдущей карточкой мы поставили изображение маленького домика. И дети получили объяснение, что  перечеркивание домика значит отрицание не «небольшой» значит – маленький.  Так же велась работа с карточками с перечеркнутыми маленьким домиком и с  фигурами толстого и тонкого человечков.       Для лучшего усвоения нового материала проводилась следующая игра:  детям демонстрировалась карточка с отрицанием одного из свойства, и они  поднимали свою фигуру, если она соответствовала этой карточке. При этом мы  проговаривали название изображения с отрицанием и соответствующий вариант  без отрицания. Далее мы кодировали свойства фигур, используя карточки со  знаками отрицания.       Знак отрицания признака цвета узнавался детьми сложнее, так как в этом случае возможны две альтернативы: если не желтым, то может быть как  красный, так и синий. Сначала мы учились правильно определять значение этих  карточек. Затем в игре по выявлению свойств фигуры дети обозначали ее цвет,  используя две карточки с отрицанием цвета. Они делали вывод, что если фигура  НЕ красная и НЕ желтая, то она является только синей. Постепенно дети  научились задавать вопросы, уточняющие цвет блока. Аналогично вводилось  отрицание формы.       В дальнейшем мы планируем использовать различные упражнения,  позволяющие детям лучше усвоить данный материал.       Цветные палочки Кюизенера появились в нашей группе осенью. Дети с  интересом рассматривали новую игру, пытались построить что­нибудь,  сравнивали палочки по размеру. Затем мы предложили ребятам пособие Б. Б.  Финкельштейн «На золотом крыльце..,».  Оно красочное, яркое, сразу привлекло детское  внимание. В пособии карточки располагались от простого – к  сложному, что позволяло постепенно усложнять задания, подбирать палочки  разного размера и цвета. Стихи, написанные под картинками, хорошо  воспринимались детьми, наталкивали на размышления о сказочных героях,  которых надо было выложить из палочек. Данная игра развивает мелкую  моторику рук, процессы анализа и синтеза, позволяет ребенку научиться  ориентироваться на листе бумаги, а также способствует более яркому  проявлению воображения.       Занятия «Цветные числа» помогают формировать понятие итогового числа,  выражаемого количественным числительным. Это понятие формируется путем  «измерения числа с помощью общей условной меры в виде кубика,  используемого в качестве единицы измерения. Такой вид работы был введен в  нашей группе в декабре прошлого года. У детей на столах были разложены  наборы кругов разного цвета и цветные палочки. Круги обозначали елочные  украшения. Детям предстояло положить перед собой один красный круг, а под  ним – один белый кубик. Затем ниже мы положили два синих круга, а под ними  два белых кубика. Детям нужно было отыскать палочку, которая была точно  такой же длины, какую имеют два белых кубика, сложенные вместе. Путем  практических измерений ребята пришли к выводу, что это розовая палочка, она  помещается под двумя кубиками. Был задан вопрос: какое число может  обозначать розовая палочка, если имеются два белых кубика такой же длины?  Ребята назвали число 2.        После этого мы положили под розовой полоской три зеленых круга, а под  ними три белых кубика рядом. Дети нашли голубую палочку, длина которой  равна длине трех белых кубиков, поэтому голубая палочка обозначает число 3. Теперь дети назвали числа имеющихся у них цветных полосок. На  следующем занятии таким же образом мы познакомились с красной и желтой  палочками, обозначающими соответственно числа 4 и 5. В дальнейшем на  занятиях мы строили лесенки из пяти ступенек и спускались по ним на счет от 1  до 5, затем поднимались, считая в обратном направлении. Также мы строили  заборчик из этих палочек и пересчитывали их по длине, говорили, что одна  палочка длиннее или короче другой на один белый кубик. Еще мы сравнивали  рядом стоящие числа, обозначаемые этими палочками.        После Нового года вспомнили этот удивительный праздник и выложили  елочку из палочек. Каждая веточка обозначалась с правой и с левой стороны  палочками, которые представляют числа от 1 до 5. Затем на веточки с белыми  иголками мы повесили шарики с числом 1, на розовые — с числом 2, на голубые  — с числом З, на красные с числом 4 на желтые — с числом 5. Дети сами  называли порядок расположения галочек и с помощью воспитателя развешивали  игрушки.        В дальнейшем планируется знакомство с остальными палочками и числами,  которые они обозначают. Данное пособие также удобно в освоении составных  чисел.        Использование развивающих игр по математике в средней группе  способствовало появлению у ребят интереса к этой области знаний, развитию  мышления, речи, воображения, мелкой моторики рук.  Каждый ребенок учился  играть в своем темпе, так как после занятий можно было еще раз выполнить то  же самое упражнение, лучше понять его суть. Во время занятий некоторые игры  можно было дифференцировать по степени сложности.       Интерес к развивающим играм поддерживается внесением новых элементов в  упражнения, а также привлечением детей к творчеству. Ребята становятся  соавторами создателей игр. Решать творческие задачи чаще всего пытаются дети с более высоким уровнем развития, которые любят новые необычные задания.       На родительском собрании родители познакомились с данными играми и с  методикой работы с ними. Они имели возможность поближе рассмотреть эти  пособия и поиграть в них, получали рекомендацию приобрести некоторые игры,  чтобы занять досуг детей дома, поиграть всей семьей, устроить соревнование.  Некоторые мамы и папы откликнулись на это предложение и стали заниматься с  детьми в свободное время, что доставило всем радость. Также благодаря  помощи родителей мы смогли изготовить пособия к некоторым играм в группе.       В дальнейшем планируется продолжить работу в том же направлении. Уже знакомые развивающие игры по математике будут использоваться для освоения  нового содержания. Введение новых развивающих игр позволит разнообразить  деятельность детей расширить круг интересов, развить познавательные  способности для лучшего понимания свойств блоков Дьенеша, ребятам будет  предложено пособие «Логика и цифры», в котором содержатся пластмассовые  цифры, обладающие тремя различными свойствами. Дети могут группировать их по цвету форме, величине.            Конструктор В. В. Воскобовича «Геоконт» несомненно, привлёк внимание  ребят. Эта игра  способствовала развитию интеллекта, психических процессов  произвольного внимания, памяти, процессов анализа и синтеза, аналитических  способностей. Конструирование фигур позволит развить мелкую моторику  детских пальчиков.  Свою работу по технологии В. В. Воскобовича, я построила  так: в группу поочередно вносила игры, говорила название игры, но не  объясняла, как в нее играть, предоставляя возможность детям самим придумать  правила игры, применить свое творческое воображение.       Так, например, внося в группу игру «Двухцветный квадрат», я дала детям  возможность рассмотреть игру, попробовать ее на ощупь. При самостоятельной  игровой деятельности с квадратом, дети получали фигуры одного цвета,  отметили, что из большого квадрата получается маленькая фигурка. Интересное знакомство произошло у детей с игровым комплексом «Ларчик». При помощи  «Волшебных веревочек», дети без труда рисовали различные фигуры на игровом  поле, создавали картинки. Ребята обратили внимание на такое свойство  «Волшебных веревочек, как липучесть. После презентации каждой игры, я  знакомила детей со сказками, которые сопровождают игры. Это сказки  Фиолетового леса, в сюжет которых органично «вплетаются» интеллектуально­ творческие задания. Фиолетовый лес представляет собой некое сказочное  пространство, в котором каждая игра имеет свою область и своего героя. На  данном этапе особая роль в организации игровой познавательной деятельности  отводилась воспитателю. Я знакомила детей с персонажами сказок и образной  терминологией, подбирала игровые задания в зависимости от возрастных  возможностей и интересов детей средней группы, играла и занималась вместе с  ними. Ребята с удовольствием слушали сказки, решали интеллектуальные задачи и выполняли творческие задания вместе с героем и со мной. Дети с  удовольствием занимаются и постепенно добиваются  хороших результатов.           В основу этих игр положены два принципа обучения ­ это от простого к  сложному и "самостоятельно по способностям". Этот союз позволил  мне  разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием интеллекта,  аналитических способностей:  развивающие игры могут дать пищу для ума с самого раннего возраста;  их задания­ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие   способностей;  поднимаясь, каждый раз самостоятельно до своего потолка, ребенок развивается наиболее успешно;  развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию, а  кроме того, как и любые игры, не терпят принуждения.  Я, как современный педагог, ставлю своей целью воспитание ребёнка­ дошкольника – творчески развитого, инициативного, раскрепощенного, с  высоким уровнем интеллекта.           Одна из важнейших моих задач воспитания маленького ребёнка – развитие  его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые  позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи направляю  содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному  обучению,  в частности предматематической подготовки. В этом мне помогают,  уникальные по своим возможностям, дидактические материалы – логические  блоки Дьенеша и палочки Кьюнзера, а также система по развитию у  дошкольников логико­математических представлений и умений, основанная на  использовании игр и упражнений с этими материалами.  Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте  способствует формированию и совершенствованию общих умственных  способностей: логики мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного  процесса, смекалки и сообразительности, пространственных представлений.    В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников в  современной дидактике немаловажная роль принадлежит занимательным  развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей,  эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный  на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем  развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим  материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Я  вооружаю детей лишь схемой и направлением анализа занимательной задачи,  приводящего в конечном результате к решению. Систематическое упражнение в  решении задач таким способом развивает умственную активность,  самостоятельность мысли, интеллект, творческое и аналитическое отношение к  учебной задаче, инициативу. Библиография 1. Береславский Л., Береславская А. Современные игровые методики развития  интеллекта. Занимательные задания для детей 2 – 6 лет. – Серия «Развиваем  внимание, память, логику». – М.: Школьная пресса, 2010. – 80 с. 2. Венгер Л.А., Дьяченко О.М., Говорова Р.И., Цеханская Л.И. Игры и  упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного  возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1989. – 127 с. 3. В. В. Воскобович и его развивающие игры. // еженедельник "Школьный  психолог" издательского дома "Первое сентября" . –2000. ­№37  4. Комарова Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера?  ­ М.: Гном и Д, 2007 5. Михайлова З.А. Активизация мыслительной деятельности ребенка в  развивающих математических играх. Игра и дошкольник. Развитие детей  старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. – СПб.; Детство –  Пресс, 2007 6. Психология развития. Словарь/под. ред. А.Л. Венгера // Психологический  лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / ред.­сост. Л.А. Карпенко; под  общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 176 с. 7. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника/Под ред. Н. Н.  Поддьякова, А. ф. Говорковой; Науч.­исслед. ин­т дошкольного воспитания  Акад. пед. наук СССР.—М.: Педагогика 1985. —200 с.

Развитие интеллекта, аналитических способностей ребенка через развивающие игры Воскобовича, блоки Дьенеша, палочки Кьюнзера

Развитие интеллекта, аналитических способностей ребенка через развивающие игры  Воскобовича, блоки Дьенеша, палочки Кьюнзера

Развитие интеллекта, аналитических способностей ребенка через развивающие игры Воскобовича, блоки Дьенеша, палочки Кьюнзера

Развитие интеллекта, аналитических способностей ребенка через развивающие игры  Воскобовича, блоки Дьенеша, палочки Кьюнзера

Развитие интеллекта, аналитических способностей ребенка через развивающие игры Воскобовича, блоки Дьенеша, палочки Кьюнзера

Развитие интеллекта, аналитических способностей ребенка через развивающие игры  Воскобовича, блоки Дьенеша, палочки Кьюнзера

Развитие интеллекта, аналитических способностей ребенка через развивающие игры Воскобовича, блоки Дьенеша, палочки Кьюнзера

Развитие интеллекта, аналитических способностей ребенка через развивающие игры  Воскобовича, блоки Дьенеша, палочки Кьюнзера

Развитие интеллекта, аналитических способностей ребенка через развивающие игры Воскобовича, блоки Дьенеша, палочки Кьюнзера

Развитие интеллекта, аналитических способностей ребенка через развивающие игры  Воскобовича, блоки Дьенеша, палочки Кьюнзера

Развитие интеллекта, аналитических способностей ребенка через развивающие игры Воскобовича, блоки Дьенеша, палочки Кьюнзера

Развитие интеллекта, аналитических способностей ребенка через развивающие игры  Воскобовича, блоки Дьенеша, палочки Кьюнзера

Развитие интеллекта, аналитических способностей ребенка через развивающие игры Воскобовича, блоки Дьенеша, палочки Кьюнзера

Развитие интеллекта, аналитических способностей ребенка через развивающие игры  Воскобовича, блоки Дьенеша, палочки Кьюнзера

Развитие интеллекта, аналитических способностей ребенка через развивающие игры Воскобовича, блоки Дьенеша, палочки Кьюнзера

Развитие интеллекта, аналитических способностей ребенка через развивающие игры  Воскобовича, блоки Дьенеша, палочки Кьюнзера

Развитие интеллекта, аналитических способностей ребенка через развивающие игры Воскобовича, блоки Дьенеша, палочки Кьюнзера

Развитие интеллекта, аналитических способностей ребенка через развивающие игры  Воскобовича, блоки Дьенеша, палочки Кьюнзера
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2017