Проблема интереса принадлежит к числу наиболее важных для практической педагогике. Исследователи, занимающиеся ею, подчёркивают, что интерес содействует общему психическому и умственному развитию ребёнка, расширению его кругозора. Знания, приобретённые с интересом, оказываются более глубокими и разносторонними, они могут, с большим успехом использованы в самых разнообразных условиях. Увлечённость побуждает к самостоятельному приобретению новых знаний. Под его влиянием заметно изменяется весь характер деятельности. Она становится активной, творческой, радостной, углублённой.
Развитие интереса к музыке у детей в семье .
Проблема интереса принадлежит к числу наиболее важных для
практической педагогике. Исследователи, занимающиеся ею, подчёркивают,
что интерес содействует общему психическому и умственному развитию
ребёнка, расширению его кругозора. Знания, приобретённые с интересом,
оказываются более глубокими и разносторонними, они могут, с большим
успехом использованы в самых разнообразных условиях. Увлечённость
побуждает к самостоятельному приобретению новых знаний. Под его
влиянием заметно изменяется весь характер деятельности. Она становится
активной, творческой, радостной, углублённой.
Музыкальная педагогика придаёт пробуждению желания заниматься
музыкой огромное значение. Его наличие это залог подлинного
музыкального воспитания, а вместе с тем и формирование творческой
личности.
На наш взгляд, семья может оказать значительную помощь школе в
воспитании у ребёнка увлечения музыкой и подготовить для его
формирования. Об этом ярко свидетельствуют результаты различных
социальнопсихологических исследований. Они показывают, что очень многие
ребята полюбили её благодаря родителям.
Благотворность влияния семьи на развитие интереса к музыке и
творческих способностей ребёнка подтверждают биографии многих
музыкантов. Свои первые впечатления связывают с семьёй М.И.Глинки, А.Г. и
Н.А.Римский
Н.Г.Рубенштейны,
Корсаков, С.С.Прокофьев, Д.Д.Шостакович. Они отмечают, что домашние
А.С.Даргомыжский,
П.И.Чайковский,
музыкальные вечера, царившая на них атмосфера любви и уважения к
искусству вызвали в них заинтересованность музыкой, воспитали преданность
ей.
Музыкальное воспитание в семье имеет глубокие исторические корни.
Возникнув в эпоху Петра, во второй половине XVIII в., оно вошло в кругвоспитания дворянских семей, даже среднего сословия. Более того, умение
владеть какимлибо музыкальным инструментом становится почти
обязательным. Известный в то время композитор М.И.Бернарди в 1844 г.
отмечает, что в России каждая девица учится играть на фортепьяно.
Домашние музыцирование, которое начиналось обычно ещё до
поступления в школу и продолжалось затем параллельно школьным занятиям,
играло значительную роль в приобщении к музыке молодых людей XIX и
начала XX в., воспитывало у них любовь к искусству.
Русская теоретическая мысль уделяла вопросам семейного музыкального
воспитания большое внимание Д.И. Писарев, Н.В. Шемунов, В.П.
Острогорский, А.П.Юдин, В.В. Демьянский сделали ряд выводов, интересных
и полезных для современной практике домашнего музыкального воспитания:
а) домашнее музыкальное воспитание не должно сводится лишь к обучению
игре на музыкальном инструменте. Большое внимание следует уделять
воспитанию эстетических потребностей, вкусов, интересов у детей, развитию
их творческих способностей, формированию социальных чувств и
стремлений;
б) Полноценное музыкальное воспитание в семье предполагает руководство
со стороны родителей;
в) в домашнем музыкальном воспитании, как и воспитании вообще, очень
важен учёт возрастных особенностей детей.
В настоящее время проблема участия семьи воспитании у ребёнка
интереса к музыке приобретает особую остроту. Это прежде всего связано с
бурным развитием средств массовой коммуникации. Никогда ещё музыка не
была столь доступна во всём своём многообразии буквально каждому.
Широкое распространение телевизоров, магнитофонов, компьютеров
сместило акцент в потреблении музыки на индивидуальные формы. Это в
определённой мере благотворно влияет на развитие личности, повышая
систематичность восприятия музыки и увеличивая избирательность кпроизводителям искусства. Но, однако не следует забывать и об
отрицательных сторонах этого процесса. Содержание домашнего слушанья
музыки, его интенсивность и качеств, в отличии от общественного, в гораздо
меньшей степени подвергается контролю и регулированию. Кроме того,
учитывая данные социологов о превалировании в музыкальной продукции
произведений развлекательного жанра, нельзя оставлять без внимания и то,
домашнее потребление музыки в ряде случаев может и не привести к
действительному развитию личности.
Во избежании формирования потребительского отношения к искусству и
односторонности развития музыкальных предпочтений подрастающего
поколения, семье необходимо активно включатся в воспитание у детей
интереса к художественно ценным музыкальным произведениям. Выполнение
этой задачи, во многом новой и сложной для современных родителей, требует
от них определённой педагогической подготовленности.
Основные усиления в наделении родителей музыкально педагогическими
знаниями должны исходить от школы, ибо она является ведущим
воспитательным институтом, в котором работает профессиональные
педагогические кадры, владеющие необходимой методикой, способные
использовать не только современные научные данные, но и свои ежедневные
наблюдения за детьми, опыт работы с ними.