Состояние здоровья детей и подростков в настоящее время многие специалисты называют критическим. По данным [1,28 и др.], лишь 10% младших школьников практически здоровы, а у остальных имеются отклонения различного характера. В этой связи необходима постоянная разъяснительная работа по формированию убеждения в возможности управления своим собственным здоровьем общедоступными средствами, главным образом путем повышения уровня двигательной активности, разработки конкретных мер по стимулированию занятий физическими упражнениями для всех категорий населения, с учетом возраста, пола, вида деятельности, социальных условий. Последнее невозможно без комплексного обоснования необходимого объема физической активности, выбора специальных средств и методов оценки ее результатов, а также выявления стимулов к постоянной физической активности в достаточном объеме [21].
«РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ 710
ЛЕТ СРЕДСТВАМИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ АКРОБАТИКИ»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………..
Глава I. Литературный обзор по теме исследования …………………….
1.1. Массовая (оздоровительная) акробатика и ее место в
физическом воспитании младших школьников…………………………...
1.2. Особенности развития детей младшего школьного возраста…
1.2.1. Координационные способности и их развитие у детей 710
лет……………………………………………………………………………
1.2.2.
Анатомические, физиологические и психологические
особенности детей 710 лет…………………………………………………
1.2.3. Сенситивные периоды развития……………………………..
Глава II. Цель и задачи, методы и организация исследования…………..
2.1. Цель и задачи исследования…………………………………….
2.2. Методы исследования…………………………………………...
2.2.1. Анализ и обобщение литературных данных по теме
исследования………………………………………………………………...
2.2.2.
Педагогические наблюдения и педагогический
эксперимент………………………………………………………………...
2.2.3. Тестирование координационных способностей…………….
2.2.4. Методы математической статистики…………………………
2.3. Организация исследования……………………………………...
Глава III. Результаты исследования и их обсуждение……………………
3.1. Педагогическая характеристика занятия оздоровительной
акробатикой…………………………………………………………………
3
5
5
6
8
12
15
18
18
18
18
19
19
24
24
26
262
3.2. Динамика показателей координационных способностей в
результате эксперимента………………………………………………….
Выводы………………………………….........................................................
Список используемой литературы…………………………………………
35
49
51
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность.
Сохранение здоровья подрастающего поколения
относится к числу наиболее актуальных проблем. Как известно, организм
человека развивался и формировался в процессе постоянной двигательной
деятельности, требующей значительного мышечного напряжения. Поэтому
физическая нагрузка является важнейшим фактором жизнедеятельности.
Физиологические системы не могут полноценно развиваться и
совершенствоваться на должном уровне без адекватной двигательной
активности [23].
Состояние здоровья детей и подростков в настоящее время многие
специалисты называют критическим. По данным [1,28 и др.], лишь 10%
младших школьников практически здоровы, а у остальных имеются отклонения
различного характера. В этой связи необходима постоянная разъяснительная
работа по формированию убеждения в возможности управления своим
собственным здоровьем общедоступными средствами, главным образом путем
повышения уровня двигательной активности, разработки конкретных мер по
стимулированию занятий физическими упражнениями для всех категорий
населения, с учетом возраста, пола, вида деятельности, социальных условий.
Последнее невозможно без комплексного обоснования необходимого объема
физической активности, выбора специальных средств и методов оценки ее
результатов, а также выявления стимулов к постоянной физической активности
в достаточном объеме [21].3
Традиционный подход к использованию средств и методов физического
воспитания, а именно применение типовых программ по физической культуре в
школе, не всегда оказывается достаточными для увеличения функциональных
возможностей организма детей и эффективного развития основных
двигательных качеств. Продолжает быть актуальной проблема разработки
новых эффективных методик по физическому воспитанию младших
школьников и поиска таких сочетаний средств и методов обучения, которые
позволили бы повысить интерес у школьников к урокам физкультуры, создать у
них положительный эмоциональный фон, активизировать двигательную
деятельность на уроке, способствовать комплексному развитию двигательных
качеств.
Цель работы. Исследование влияния занятий оздоровительной
акробатикой на совершенствование координации детей.
Объект исследования. Воспитание координационных способностей детей
младшего школьного возраста.
Предмет исследования. Влияние занятий оздоровительной акробатикой
на динамику координационных способностей младших школьников в течение
учебного года.
Гипотеза исследования. Предполагалось, что разработанные методы
тестирования координационных способностей младших школьников будут
информативны, и методика занятий оздоровительной акробатикой по
разработанной программе окажет влияние на их динамику.
Научная новизна. Научная новизна заключается в том, что
проанализированы тесты для выявления координационных способностей и
младших школьников и составлена новая батарея тестов для младших4
школьников. Предложена методика и комплекс оздоровительной акробатики
для преподавателей физической культуры в школе.
Практическая значимость. Полученный материал может быть
использован на практике при составлении плана секционной работы, в
общеобразовательных учреждениях, так же во внеклассной работе с детьми
младшего школьного возраста.
ГЛАВА I. Обзор литературных источников
1.1.Массовая акробатика и ее место в физическом воспитании
младших школьников
К настоящему мнению с достаточной определенностью выделились два
основных направления и соответствующих их раздела спортивного движения,
которые условно чаще всего называют «массовый спорт»[34].
Первое направление правомерно именовать «массовым спортом»,
разумеется, постольку поскольку, к нему причастна масса людей, практически
не занимающих профессиональным спортом, его можно назвать и «ординарным
спортом», имея в виду, что уровень результатов
достигаемых здесь,
сравнительно не высок, значительно ниже абсолютных спортивных достижений
и в принципе общедоступен. Соответствующий раздел спортивного движения
является базовым по отношению к спорту, так как последний развивается на
основе развития первого, как бы вырастает из него, хотя зависимость между
ними не прямая, а опосредованная рядом условий и поэтому проявляется
главным образом в общей тенденции [6].
Основные отличия массового, или ординарного, спорта определяются
тем, что обычная спортивная деятельность строится в зависимости от иной5
деятельности, доминирующей в жизни, и потому занимает подчиненное место в
индивидуальном образе жизни; затраты времени и сил на спортивные занятия
здесь довольно жестко ограничены, что объективно лимитирует и уровень
достижений. Действительно же выдающиеся достижения в современном спорте
становятся реальными при повседневных больших затратах времени и сил на
спортивную деятельность на протяжении ряда лет, при чем и при условии,
конечно, спортивной одаренности. Естественно, что спортивная деятельность в
сфере спорта высших достижений превращается в основную, занимая
доминирующее положение в индивидуальном образе жизни спортсмена на
многие годы [11].
Массовый спорт дает возможность миллионам людей совершенствовать
свои физические качества и двигательные возможности, укреплять здоровье и
творческое долголетие, а значит, противостоять нежелательным воздействиям
на организм современного производства и условий повседневной жизни [34,6].
Цель занятий массового спорта укрепить здоровье, улучшить физическое
развитие, подготовленность и активно отдохнуть. Это связано с решением
частных задач: повысить функциональные возможности отдельных систем
организма, скорректировать физическое развитие и телосложение, повысить
общую и профессиональную работоспособность,
овладеть жизненно
необходимыми умениями и навыками, приятно и полезно провести досуг,
достичь, физического совершенства [6].
Задачи массового спорта во многом повторяют задачи физической
культуры, но реализуются спортивной направленностью регулярных занятий и
тренировок.
В массовом спорте,
значительная часть физических качеств
приобретается в дошкольном возрасте. А в некоторых видах спорта в школьном
возрасте. Именно массовый спорт имеет наибольшее распространение в
студенческие годы.6
1.2. Особенности развития детей младшего школьного возраста
Есть такое понятие – «биологический возраст». Означает оно
достигнутый к определенному моменту уровень морфологического и
функционального развития организма. Установлено, что темп индивидуального
развития детей, неодинаков, хотя у большинства детей темпы развития
соответствуют возрасту. Вместе с тем в любой возрастной группе есть дети,
которые опережают сверстников в развитии или отстают от них. Число таких
детей относительно невелико, но факт необходимо учитывать при занятиях
[14].
Дошкольное детство – это период от 3 до 7 лет. На этом этапе
появляются такие психические новообразования, которые позволяют
специалистам судить о норме или отклонениях в психическом развития детей.
Например, в процессе преодоления кризиса 3х лет, возникает инициативность,
стремление к самостоятельности в самообслуживании, игровой деятельности.
Ребенок начинает осваивать те или иные социальные роли. У него развивается
фундамент самосознания – самооценка [2]. Он учится оценивать себя с
различных точек зрения: как друга, как хорошего человека, как доброго,
внимательного, старательного, способного, талантливого и др.
Восприятие детей дошкольного возраста обычно связано с практическим
оперированием соответствующими предметами: воспринять предмет — это
прикоснуться к нему, потрогать, пощупать, манипулировать с ним.
Процесс перестает быть аффективным и становится более
дифференцированным. Восприятие ребенка уже целенаправленно, осмысленно и
подвергается анализу [2].
У детей дошкольного возраста продолжает развиваться наглядно
действенное мышление, чему способствует развитие воображения. Благодаря
тому, что происходит развитие произвольной и опосредованной памяти,
преобразуется нагляднообразное мышление.7
Дошкольный возраст является точкой отсчета в формировании словесно
логического мышления, так как ребенок начинает использовать речь для
решения самых разных задач. Происходят изменения, развитие в познавательной
сфере [13].
Изначально мышление основывается на чувственном познании,
восприятии и ощущении реальности.
Первыми мыслительными операциями ребенка можно назвать восприятие
им происходящих событий и явлений, а также его правильную реакцию на них.
Это элементарное мышление ребенка, непосредственно связанное с
манипулированием предметами, действиями с ними, И. М. Сеченов назвал
стадией предметного мышления. Мышление ребенка дошкольного возраста
является нагляднообразным, его мысли занимают предметы и явления, которые
он воспринимает или представляет.
В дошкольном возрасте внимание становится более сосредоточенным и
устойчивым. Дети учатся управлять им и уже могут направлять его на
различные предметы.
Ребенок 4—5 лет способен удерживать внимание. Для каждого возраста
устойчивость внимания различна и обусловлена интересом ребенка и его
возможностями.
Для детей 6—7 лет интересны сказки, головоломки, загадки, которые
способны удержать внимание до 12 секунд. У детей 7 лет быстрыми темпами
развивается способность к произвольному вниманию [10,2].
На развитие произвольного внимания влияет развитие речи и способности
выполнять словесные указания взрослых, направляющих внимание ребенка на
нужный предмет.
Под влиянием игровой (отчасти и трудовой) деятельности внимание
школьника достигает достаточно высокой степени развития, что обеспечивает
ему возможность обучения в школе.8
Школьникам свойственно не только механическое запоминание, наоборот,
для них более характерно осмысленное запоминание. К механическому
запоминанию они прибегают лишь тогда, когда затрудняются понять и
осмыслить материал.
В младшем школьном возрасте словеснологическая память развита еще
слабо, основное значение имеет нагляднообразная и эмоциональная память.
1.2.1.Координационные способности и их развитие у детей 710 лет
Говоря о способностях, от которых в решающей мере зависит успешность
обучения новым двигательным действиям и совершенствования их усвоенных
форм, с давних пор принято оперировать понятием «ловкость». Правда, это
понятие до сих пор остается недостаточно определенным. Конкретизируя его, в
современной специальной литературе выделяют более определенное понятие
«координационные способности» или «двигательнокоординационные
способности».
Под этим подразумевают:
Вопервых, способность целесообразно координировать движения
(согласовать, соподчинять, организовать их в единое целое) при построении и
воспроизведении новых двигательных действий;
Вовторых, способность перестраивать координацию движений при
необходимости изменить параметры освоенного действия или переключения на
иное действие в соответствии с требованиями меняющих условий.
Опыт показывает, что эти две стороны координационных способностей
взаимосвязаны и в то же время имеют свою специфику. Во всех случая они
проявляются в преодолении координационных трудностей, возникающих при
решении разнообразных двигательных задач. Однако в зависимости от
конкретного характера этих трудностей для преодоления их в различных
случаях требуется, по всей вероятности, не одно и то же сочетание факторов.9
Комплексный характер двигательнокоординационных способностей не
позволяет оценивать их по какому либо одному унифицированному критерию.
При оценке степени их развития учитываются различные внешние показатели.
Среди них относительно наиболее общим является время, затрачиваемое на
освоение новых форм двигательных действий, либо на перестройку усвоенных.
Одновременно учитываются степень координационной сложности действия и
точность движений, а так же общие критерии, применяемые для оценки степени
совершенства техники двигательных действий.
Особенности детского организма в том, что в ходе роста и развития
строения и функции всех органов и систем непрерывно совершенствуются. [20]
Мышцы детей эластичны, поэтому дети способны выполнять движения по
большей амплитуде. Однако движения для развития гибкости они выполняют в
соответствии с мышечной силой. Излишняя растянутость мышц и связок может
привести к их ослаблению, а также к нарушению правильной осанки. Развитие
силы мышц туловища,
особенно статической (статическая сила – нет
движений), имеет большое значение для формирования правильной осанки,
которая в этом возрасте не устойчива [5].
Укрепление мышц ног особенно удерживающих в правильном положении
продольной и поперечной своды стопы очень важно для двигательной
деятельности (ходьба, бег, прыжки) и профилактика плоскостопия. Части
стопы окостеневают только лишь к 15 16 годам.
Скелет детей отличается значительной эластичностью, особенно
позвоночник. Межпозвоночные диски (эпифизы) позвоночника остаются
хрящевыми до 14 лет, а кости таза срастаются только к 14 16 годам [14,16].
Следовательно, детям младшего школьного возраста нельзя выполнять
прыжки на жесткий грунт с высоты более 80 см., а также длительное время
выполнять упражнения сидя.1
Организм детей отличается малой экономичностью реакции всех органов,
высокой возбудимостью нервных процессов, слабостью процессов внутреннего
торможения, поэтому дети быстро утомляются. Следовательно, у детей этого
возраста необходимо равномерно развивать все физические качества. Путем
активной мышечной деятельности надо стимулировать вегетативные функции,
которые влияют на обмен веществ, и на развитие всех систем и органов [15].
Детям 710 лет рекомендуются следующие упражнения основной
гимнастики:
Ходьба,
бег,
лазанье по наклонной поставленной скамейке,
гимнастической стенке, лестнице, преодоление препятствий высотой до 1 м,
бросание и ловля мяча, метание в цель, переноска набивных мячей,
упражнения в равновесии,
акробатические упражнения: перекаты, кувырки, стойка на лопатках. При
прыжки (в длину, в высоту до 80 см),
обучении детей этого возраста нужно пользоваться методами показа и рассказа.
Объяснить доступные упражнения лаконично, просто, понятно. Объяснение
должно сводиться к названию конкретных действий, указыванию на то, как их
выполнять, показ следует сопровождать образным рассказом, акцентируя
внимание на тех действиях, которые обеспечивают выполнение изучаемого
упражнения. Дети 57 лет склонны к подражанию, поэтому, обучая их
целесообразно пользоваться методом имитации. Учителю рекомендуется
говорить: "Делай, как я" [5].
Изучаемые упражнения детьми должны быть понятными и простыми.
Упражнения не должны быть продолжительными, необходимы короткие паузы
для отдыха, так как дети склонны быстро уставать. У детей 7 9 лет
двигательные навыки формируются медленнее, чем у 10 13летних и часто
удачное выполнение чередуется с неудачным. Чем сложнее по координации
упражнение, тем четче выражен процесс скачкообразного становления1
двигательных навыков. Для быстрейшего становления двигательных навыков,
необходимо изучаемое упражнение повторять 68 раз в каждом занятии в
относительно постоянных условиях из одного и того же исходного положения,
в одном темпе 23 раза в одном подходе.
Дети младшего школьного возраста любят играть,
склонны к
фантазированию, позволяющему им легче представлять себе различные
двигательные действия.
Поэтому рекомендуется значительное число
упражнений приближать к играм или проводить в форме игры [17].
Основные приемы воспитания координационных способностей.
Координационная способность – определение более емкое,
чем
ловкость и рассматривается этот вопрос шире.
Ловкость – только часть координационных способностей.
Координацией является одна из важных функций употребления
движениями человека, а именно: согласование разнообразных двигательных
действий человека в одно целое или систему, соответственно поставленных
двигательных задач.
Двигательное действие – это сложное структурное образование,
элементом которого являются следующие части движения:
интеллектуальная (когнитивная);
чувствительная (сенсорная);
исполнительная (моторная)
1.2.2. Анатомические, физиологические и психологические особенности
детей 710 лет1
В этом возрасте значительно меняются строение и деятельность организма.
Ведущую роль в развитии функций организма играет центральная нервная
система, и прежде всего ее высший отдел кора головного мозга.
Анатомическое развитие нервной системы ко времени полового созревания
почти полностью завершается. Процесс созревания ядра двигательного
анализатора в мозге заканчивается к 1213 годам.
Перестройка функций коры больших полушарий находит свое отражение в
поведении детей, в их психике. дети в этом возрасте очень эмоциональны,
однако поддаются внушению старших. Авторитет тренера у детей младшего
возраста очень велик. У детей появляется стремление проверить свои силы в
той или иной деятельности, добиться какихлибо достижений. Интересы детей
становятся более разнообразными, но не обладают еще достаточной емкостью
[10].
Существенные изменения происходят в мышлении и памяти детей
младшего школьного возраста. В процессе обучения и воспитания развивается
способность к логическому рассуждению и абстрактному мышлению.
Появляется критический подход к изучаемым движениям. Изменения в работе
памяти выражаются в том, что запоминание идет не от конкретных явлений к
обобщению, а от общего представления к восстановлению в памяти отдельных
деталей конкретных явлений действительности. Поэтому изучение техники
оздоровительной акробатики в этом возрасте целесообразно вести целостным
методом с некоторым акцентом на деталях его выполнения. При этом память на
движения у детей с возрастом изменяется как в количественном, так и в
качественном отношении. Способность к запоминанию у детей весьма быстро
растет в период от 7до 12 лет.
В возрасте 910 лет возрастает контролирующая роль коры головного
мозга. По мере образования новых и более сложных кортикальных систем
деятельность больших полушарий становится все более тонкой и сложной.1
Быстрее происходит образование условных рефлексов. Динамические
стереотипы двигательных навыков, закрепленные в младшем школьном
возрасте, обладают значительной устойчивостью и способны сохраняться в
течение многих лет.
У детей 710 лет наступают и некоторые изменения в костной системе.
Процессы роста и развития скелета во многом определяются характером
деятельности организма, упражнением его двигательной функции для костной
ткани движения являются одним из важнейших биологических стимуляторов,
оказывающих влияние на рост, формирование и функциональные способности
скелетной системы.
Следует отметить,
что изгибы позвоночника только начинают
формироваться, позвоночник детей очень податлив, при неправильных
исходных положениях,
сопровождаемых длительными напряжениями,
возможны искривления.
Это объясняется недостаточным развитием
мускулатуры мальчиков и девочек, поэтому очень важно детям 710 лет давать
упражнения, способствующие укреплению позвоночных мышц, с тем, чтобы
развитие кривизны позвоночного столба происходило без отклонений [1].
При занятиях акробатикой большую нагрузку несут нижние и верхние
конечности. Тренеры должны знать, что процессы окостенения у детей еще не
завершены. Поэтому в занятиях нужно уделять больше внимания упражнениям,
способствующим укреплению стопы [2,4].
Интенсивное развитие скелета детей младшего школьного возраста тесно
связано с формированием их мышц, сухожилий и связочносуставного аппарата.
Мышцы в этом возрасте развиваются неравномерно: быстрее крупные
мышцы, медленнее малые. Это одна из причин того, что мальчики и девочки
плохо справляются с заданием тренера выполнить упражнения на точность.1
Двигательная деятельность обусловливает не только развитие опорно
двигательного аппарата, но и функциональные возможности внутренних органов
и систем.
Особенно важное значение для здоровья и полноценного
функционирования организма 710 лет имеет формирование и функциональное
состояние аппарата кровообращения. На всем протяжении развития организма
наблюдается нормальное взаимоотношение между развитием сердечно
сосудистой системы и массой тела, относительный вес сердца на 1 кг веса тела с
возрастном уменьшается. Особенно выраженное уменьшение отмечается в
возрасте 1011 лет.
Сердце у детей 710летнего возраста маленькое. Пульс в покое равен 80
95 уд/мин, при нагрузке достигает 140170 уд/мин. Отмечая способность 912
летних детей быстро приспосабливаться к совершаемой работе, необходимо
иметь представление о некоторых особенностях их сердечной деятельности.
Так, сердце мальчика при физической нагрузке затрачивает больше энергии, чем
сердце взрослого, так как увеличение минутного объема крови происходит у
детей и подростков в основном за счет учащения сердечной деятельности при
незначительном увеличении ударного объема.
В тесной связи с сердечнососудистой системой функционируют органы
дыхания. Размеры и функциональные возможности дыхательного аппарата с
возрастом увеличиваются. Окружность грудной клетки и размеры ее
дыхательных движений прогрессивно возрастают. У детей в возрасте от 7 до 12
лет окружность грудной клетки увеличивается от 60 до 68 см; жизненная
емкость легких возрастает с 1400 до 2200 мл. Развитие силы дыхательных мышц
детей обеспечивает большую глубину дыхания, создает возможность для
значительного увеличения легочной вентиляции, необходимой во время
интенсивной мышечной работы. У детей сила дыхательных мышц с возрастом
изменяется, однако наибольшее ее увеличение наблюдается в возрасте от 8 до1
11 лет. При этом наблюдается значительное увеличение легочной вентиляции.
Частота дыхания в этом возрасте в среднем равна 2022 в минуту.
Суммируя изложенные здесь данные анатомофизиологических
особенностей организма детей младшего школьного возраста, следует отметить,
что функциональные возможности детей 710 лет невысоки, непрерывные
процессы развития, происходящие в организме, требуют внимательного
педагогического контроля при занятиях оздоровительной акробатикой [13].
1.2.3. Сенситивные периоды развития
Исследования онтогенеза, как известно, привели к выявлению ряда
возрастных периодов развития и особенностей морфофункциональных
изменений организма в пределах периодов. Известно, что различные органы и
системы организмы формируются, созревают, развиваются на протяжении
жизни не вполне синхронно и равномерно, что нашло свое отражение в понятии
гетерохронности (гетерохронии) различных сторон индивидуального развития.
П.К. Анохин, изучая закономерности гетерохронности, развил теорию
системогенеза – избирательного и ускоренного созревания на ранних этапах
развития структурных образований и функций, обеспечивающих выживание.
Исследованиями показано, что развитие различных систем и функций
происходит периодично и касается это не только морфологических признаков,
но и нервной системы, опорнодвигательного аппарата, одним из проявлений
которого является двигательная координация.
Для обозначения последовательности изменений (количественного и
качественного характера) в процессе онтогенеза пользуются различными
терминами: «фаза», «этап», «стадия», «узловой возраст», «критический период»
и др.
В одном из вариантов концептуального подхода предлагается разделить
весь онтогенез на некоторое небольшое число естественных фаз развития.
Допускается при этом, что каждая новая фаза развития характеризуется1
одновременным включение целой цепи событий на уровне генетического
аппарата клеток (биологически подготовленных к этому), детерминирующих
последующие процессы развития в пределах фазы. Такие «пусковые» периоды
относительно продолжительных стадий онтогенеза издавна получили название
«критических» или «чувствительных» (сенситивных) периодов развития, дают
более точное определение «критических» периодов, обусловленных как
генетически, так и внешней средой, взаимосвязанных во времени периодов
интеграции процессов, регулирующих клеточный метаболизм, в результате чего
наступает стойкий морфологический или физиологический сдвиг.
Существуют и иные трактовки критических (сенситивных) периодов
развития. Так, одни авторы просто связывают их с моментами перехода от
одних, довольно условно выделяемых возрастных периодов, к другим [8].
Сенситивные периоды развития возрастные интервалы индивидуального
развития, в течение которых внутренние структуры наиболее чувствительны к
специфическим влияниям окружающего мира.
Психическое развитие в онтогенезе представляет собой последовательный
ряд переходов от одной ступени развития качественно другой. Первостепенное
значение при этом имеет возрастная чувствительность к окружающему.
Неодинаковость к возрастной чувствительности в разные периоды детства,
временное повышение ее уровня и изменения направленности приводят к тому,
что в годы созревания закономерно наступают сенситивные периоды, когда
обнаруживаются благоприятные условия для развития психики в тех или
направлениях, а затем эти возможности постепенно или резко ослабевают. При
этом на одних возрастных этапах имеются предпосылки развития
чувствительности к одним сторонам действительности, на других к другим.
Младший школьный возраст сенситивен к учебной деятельности.
Психологические особенности этого возраста, такие, как авторитетность
учителя для них, вера в истинность всего, чему учат, доверчивая1
исполнительность, содействуют повышению восприимчивости: дети легко
впитывают учения. Их умственная активность направлена на то, чтобы
повторить, внутренне принять, подражая, учебные действия и высказывания [7].
ГЛАВА II. Задачи, методы и организации исследования1
2.1. Задачи исследования
В исследовании решались следующие задачи:
1.
Проанализировать уровень развития оздоровительной акробатики в
настоящее время и на основе полученных материалов разработать тесты
определения координационных способностей у детей 710 лет.
2. Выявить уровень развития координационных способностей младших
школьников и их динамику в результате регулярных занятий оздоровительной
акробатикой в дополнительном образовании по разработанной программе.
3.
Проанализировать результаты и сделать выводы по развитию и
тестированию уровня координационных способностей младших школьников
средствами оздоровительной акробатики.
2.2. Методы исследования
Для решения поставленных задач были применены следующие методы
исследования:
1. Анализ научнометодической литературы;
2. Педагогические наблюдения;
3. Педагогический эксперимент;
4. Тестирование двигательных качеств;
5. Методы математической статистики.
2.2.1. Анализ научнометодической литературы
Для получения объективных сведений по изучаемым вопросам, уточнения
методики исследования изучалась литература по акробатике, её видам,
особенностях использования в дошкольном и младшем школьном возрасте.1
Была изучена характеристика средств и методов оздоровительной акробатики.
Анализировалась литература о координационных способностях, их развитии.
2.2.2. Педагогические наблюдения и педагогический эксперимент
Педагогические наблюдения проводились на занятиях в секции по
ритмической гимнастике в системе дополнительного образования в ГБОУ СОШ
№ 1269. Наблюдения велись за детьми 710летнего возраста. Непосредственное
наблюдение проводилось в течение 6 месяцев в течение учебного года.
элементов гимнастики и акробатики и
Проводился анализ содержания
хронометража урока.
Один из современных методов педагогического исследования –
педагогический эксперимент. Пeдaгoгичecкий экcпepимeнт – это научно
поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно
учитываемых условиях. В отличие от методов, лишь регистрирующих то, что
существует, эксперимент в педагогике имеет созидательный характер.
Экспериментальным путем, например, пробивают дорогу в практику новые
приемы, методы, формы, системы учебновоспитательной деятельности.
2.2.3. Тестирование координационных способностей
Важным организующим и направляющим фактором в процессе
физической подготовки является контроль над развитием качеств. Одним из
показателей,
способностей, является динамика показателей тестирования.
характеризующих уровень развития координационных
Оценка координации и ловкости
Тест 1.
Исходное положение – основная стойка; 1 – наклон вниз, руки вниз; 2 –
упор присев, руки вниз; 3 – наклон вперед, руки вниз; 4 – Исходное положение
руки на пояс.2
Повторить 8 раз на время и оценку.
И.п. 1. 2. 3. 4.
Тест 2.
Исходное положение – основная стойка
1 – правую ногу на носок вперед, правую руку к плечу, локоть в сторону,
левую руку вверх, голову повернуть направо;
2 – приставить правую ногу, руки вниз, голову прямо;
3 – левую ногу назад на носок, левую руку к плечу, локоть в сторону,
правую руку вверх, голову повернуть налево;
4 приставить левую ногу, руки вниз, голову прямо;
5 – мах правой ногой в сторону, руки в стороны;
6 – И.п. – о. с.
7 – поворот на 360 градусов;
8 – И. п. – старт пловца.Повторить 4 раза на время и оценку.
2
Оценка чувства равновесия
Тест 3
Из основной стойки толчком двумя ногами прыжок выпрямившись с
поворотом кругом в вертикальное равновесие на одну ногу.
Оценка в баллах: 5 баллов – сохранение вертикального положения; 4
балла покачивание верхнего плечевого пояса; 3 балла – переступания с
фиксацией положения (шаг); 2 балла – падение; 1 балл – прыжок с поворотом не
выполнен.
Тест 4
Оценка ловкости
Из положения основная стойка со скакалкой, руки согнуты. Прыжки на
скакалке назад. Фиксируется количество прыжков за 15 сек.
Оценка чувства равновесия
Тест 5
Стоя на одной ноге с закрытыми глазами, завести щиколотку свободной
ноги за икру опорной. Руки в стороны. Фиксируется время.2
Оценка координации движения и общего физического состояния
Тест 6.
Не разбегаясь, перепрыгнуть двумя ногами через барьер, на высоте 40 см
(не приземляясь на пятки, не касаясь руками пола, не задевая барьер). При
приземлении следует сохранить равновесие и слегка согнуть колени, чтобы
смягчить удар.
Оценка в баллах: 5 баллов – замер абсолютно неподвижно; 4 балла слегка
покачнулся; 3 балла – выставил вперед ногу; 2 балла – сделан шаг вперед; 1
балл – выставил ногу вперед и коснулся рукой пола.2
Акробатическая дорожка:
Мелкая
Значительная
Сбавка 0,1
Сбавка 0,3
Грубая
Сбавка 0,5
Вид
ошибки
1.Потеря
равновесия.
2.Неточность в
положении тела.
3.Ошибки
приземления
4.Ошибки общего
впечатления
5.Композиционные
ошибки
Тест 7
а) переступание
одной ноги или
руки
б) легкое, едва
заметное
касание пола
Небольшое
сгибание или
разведение ног
а) два
переступания
руками или
ногами
б) скользящее
касание пола
Небольшое
сгибание или
разведение ног
А) более трех
переступаний
б) значительное
изменение положения
тела
Фиксация менее 3 сек.
в положении «держать»
а) касание рук пола
а) два шага или
прыжок
б) скользящее
касание пола
а) небольшой
шаг или
подскок
б) легкое, едва
заметное
касание пола
Неряшливость
формы
Повторение
одинаковых поз
Несоответствие
некоторых
элементов
Небрежное выполнение
акробатической
дорожки
Несоответствие
акробатической
дорожкиПоворот на 180 градусов, кувырок назад, березка, упор присев, прыжок
2
прогнувшись.
Тест 8
Равновесие на одной ноге (цапля), поворот на 90 градусов, перекат боком,
перекат ноги врозь, шпагат (поперечный).
С помощью методов математической статистики обрабатывались
результаты эксперимента, подводились итоги.
2.2.4. Методы математической статистики
Для обработки полученных данных используются методы описательной
статистики. Вычислялись такие показатели как:
расчёт средних значений – X
стандартное отклонение – Ϭ
tкритерий Стьюдента и уровень значимости
.ρ
Все результаты исследований были обработаны с помощью
статистического пакета Microsoft Excel 2007
2.3. Организация исследования
Эксперимент проводился на базе ГОУ СОШ №1269 на занятиях
физической культуры и в секции по оздоровительной акробатике в системе
дополнительного образования. Он проводился в два этапа и длился в общем 6
месяцев с сентября 2013г. по февраль 2014г. На первом этапе разрабатывалась
батарея тестов, на втором – проводился эксперимент. Педагогический
эксперимент представлял собой разработку комплекса средств
оздоровительной акробатики и внедрение его в работу кружка по
оздоровительной акробатике ГБОУ СОШ № 1269. В эксперименте принимали2
участие младшие школьники начальных классов 710 лет в количестве 30
человек, не занимающиеся в спортивных секциях.
Был исследован
начальный уровень развития координационных
способностей у детей младших школьников начальных классов (1 – 4). Группа
из 30 человек была разделена на контрольную и экспериментальную.
Экспериментальные занятия по оздоровительной акробатике проводились 23
раза в неделю по 1 часу. Контрольная группа посещала только обычные
школьные уроки. Эксперимент длился 6 месяцев. В итоге с помощью тестов
были выявлены изменения уровня развития координационных способностей у
детей начальных классов.
Педагогическое наблюдение заключалось в визуальной оценке
проводимых занятий с детьми, используемых средств оздоровительной
оценки результатов овладения занимающимися новыми
акробатике,
двигательными качествами.2
ГЛАВА III. Результаты исследования и их обсуждение
3.1. Педагогическая характеристика занятия оздоровительной
акробатикой
В результате анализа литературных источников и педагогических
наблюдений были составлены комплексы упражнений для обучения детей
оздоровительной акробатике.
Все составленные нами комплексы по акробатике имеют определенную
структуру, включающие в себя следующие группы упражнений:
• упражнения, направленные на преимущественное развитие ловкости,
скоростных и скоростносиловых качеств;
• упражнения на развитие гибкости.
Каждый комплекс состоит из трех частей: разминка, акробатика, силовая
тренировка, растяжка.
Разминка
занимающая подготовительную часть урока, была
представлена комплексом общеразвивающих упражнений и включала в себя
разновидности ходьбы, бега, по структуре общеразвивающие упражнения. Все
эти упражнения были предназначены для разогревания мышц и суставов,
улучшения работы органов дыхания, кровообращения, обмена веществ,
формирования правильной осанки и активизации эмоциональнопсихической
сферы занимающихся. Далее приводится примерный комплекс разминки.
Комп2
Упражнения для подготовительной части урока (разминка)
Упражнение №1
И.п. о.с. руки на пояс
1 поворот головы направо
2 поворот головы налево
3 наклон головы вперед
4 наклон головы назад
Упражнение №2
И.п. о.с.
Вращение кистями
Упражнение №3
И.п. о.с.
1 4 вращение прямыми руками вперед
58 вращение прямыми руками назад.
Упражнение №4
И.п. – стойка ноги врозь
12 наклон вправо
34 то же влево.
Упражнение №5
И.п. – стойка ноги врозь
12 наклон вперед2
14 наклон назад
Упражнение №6
И.п. ноги врозь, руки перед грудью
1 поворот туловища вправо
2и.п.
34 то же влево.
Упражнение №7
И.п. – о.с.
Вращение коленями
14 вправо
58 влево
Упражнение №8
Бег на месте 8х4 (32 счёта)
Упражнение №9
И.П. о с.
1 прыжком ноги врозь, руки в стороны
2 и.п.
3прыжком ноги врозь, руки вверх с хлопком в ладоши
4 и.п.
Упражнение №10
18 ходьба на месте с различными движениями рук.
Основная часть комплекса состояла из общеразвивающих упражнений на
скоростных и скоростносиловых качеств и
развитие ловкости,2
характеризующихся координационных способностей, включающими в работу
крупнейших группы мышц.
Все упражнения в оздоровительной акробатике выполнялись четко по
указанию педагога. Одна связка вмещает 34 упражнения, повторялась
несколько раз и в каждый последующий, раз менялось количество повторений
каждого упражнения. В каждой связке сочетались простые и сложно
координационные упражнения. При создании комбинаций учитывался принцип
постепенного повышения сложности упражнений, т.е.
к простым (в
двигательном плане) упражнениям добавлялись новые более усложненные
детали. В момент обучения таких акробатических дорожек разучивалась по
частям, медленно, начиная с разучивания движений ног, затем добавлялись
движения руками.
Каждый месяц упражнения акробатической части обновлялись. Новые
элементы, сложные по координации, вводились постепенно по 2 упражнения
нового (последующего) комплекса в облегченном варианте на каждой неделе в
разминке, для того чтобы не снижать нагрузку при проведении этой части
занятий.
Использовались
упражнения и парной акробатики, современных
спортивных танцев.
Упражнения художественной гимнастики также применялись в
комплексах акробатики. Плавные, волнообразные движения различными
звеньями тела, пружинные движения выполняются руками, ногами и туловищем,
как на месте, так и в движении. Наиболее простые взмахи и "волны"
используются как отдельно, так и в сочетании с другими упражнениями с целью
развития у занимающихся способности соразмерять движения по мышечному
усилию, сочетать напряжение и расслабление отдельных групп мышц.
Упражнения с предметами,
помимо общего воздействия на
занимающихся, могут быть использованы для развития тонкой координации3
движений,
ловкости пальцев рук и повышения проприоцептивной
чувствительности, которые необходимы дошкольникам и младшим школьникам
для овладения навыками письма и несложными бытовыми и трудовыми
двигательными действиями.
Силовая тренировка состояла из безопасных и эффективных силовых
упражнений, развивающих силу и силовую выносливость основных групп мышц.
Особое внимание уделялось развитию тех групп мышц, которые являются
наиболее слабыми и важными для обеспечения правильной осанки и
профилактики травматизма. Во избежание перегрузок на позвоночник силовые
упражнения выполнялись в исходном положении лежа, на четвереньках и сидя.
И здесь подбирались упражнения, которые включали в работу несколько групп
мышц одновременно и упражнения с акцентом на развитие определенной
группы мышц.
Силовые тренировки состояли из упражнений на силу мышц брюшного
пресса, на силу мышц плечевого пояса и на силу мышц ног.
При проведении силовой тренировки применялся принцип постепенного
увеличения нагрузки, когда количество повторов постепенно повышается,
увеличиваясь по мере адаптации к этой нагрузке. Каждое упражнение
выполнялось в 12 подхода при повторении, начиная от 68 раз и доводя до 10
12 раз.
Все упражнения силовой тренировки требуют правильной техники
выполнения, т.к. некоторые могут быть потенциально опасными при
выполнении с плохой осанкой и неправильной техникой, а так же сами по себе
травма опасными.
Основные требования, предъявляемые к выполнению силовых упражнений
в оздоровительной акробатике это уменьшение амплитуды движений,
снижение количества повторений и скорости их выполнения, что позволяет
добиться правильного положения таза и позвоночника, и включает в работу те3
мышцы, на развитие которых направлено данное упражнение. Один из
комплексов упражнений силовой направленности приведен ниже.
Комплекс силовых упражнений
Упражнение № 1
И.п. – упор лежа.
Вариант А
12 – сгибание и разгибание рук.
Вариант В
1 согнуть руки на половину
2 – согнуть руки до конца,
3 – выпрямить руки на половину.
4 – и.п.
Для всех вариантов повторить упражнение 810 раз
Упражнение № 2
И.п. – упор стоя на правом колене, левая согнута в колене под углом в 45
градусов, ступня вытянута.
1 – медленно поднять согнутую ногу как можно выше, зафиксировать это
положение.
2 – возвращаясь в и.п. не касаться коленом пола.
Сначала сделать 810 раз одной ногой, повторить то же другой ногой.
Упражнение № 3.И.п. – лежа на боку, опираясь на предплечье, нижняя нога согнута под углом 90
3
градусов, верхняя вытянута вдоль линии тела.
12 – поднимание и опускание вытянутой ноги.
Держать верхний пояс прямым. Стопа под прямым углом к голени. Сначала
выполнить 810 раз одной ногой. Повторить то же другой ногой.
Упражнение № 4
И.п. – лежа на животе, руки вверх.
Вариант А
1 – поднять руки вверх,
2 – вернуться в и.п.
Вариант В («лодочка»)
1 – поднять прямые руки и ноги вверх,
2 – вернуться в и.п.
Повторить 810 раз.
Упражнение № 5
И.п. – лежа на спине, ноги согнуты в коленях, на ширине плеч, руки за головой,
локти в стороны.
1 – приподнять верхнюю часть тела, не отрывая от пола нижнюю часть лопаток,
руки скрестно на груди,
2 – вернуться в и.п.
Повторить 812 раз. При поднимании туловища брюшные мышцы втянуты к
спине, плечи отведены назад, голова в нейтральном положении.
Упражнение № 63
И.п. – лежа на спине
1 – правая рука к согнутому колену
2 – тоже другой рукой, к другому колену
Повторить упражнение 810 раз
Упражнение № 7
И.п. – лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки вдоль туловища на полу
ладонями книзу.
1 – подтянуть колени к животу,
2 – вернуться в и.п.
Выполнить 68 раз. Следить, чтобы позвоночник находился в свободном
положении, не прогибаясь вверх или вниз значительно.
Стретчинг представлял из себя упражнения на гибкость, которые
использовался в конце основной части или в заключительной части урока. Эти
упражнения применялись для профилактики травматизма, поддержания
правильного положения тела и для сохранения и увеличения амплитуды
движений в основных суставах. При составлении комплекса на развитие
гибкости необходимо уделять наибольшее внимание на упражнения,
направленные на растягивание тех мышц, на которые падает максимальная
нагрузка. Младшим школьникам, которые много времени проводят сидя за
партой, нужно подвергать систематическому растягиванию такие мышечные
группы, как, например полусухожильная мышца, полуперепончатая мышца и
двуглавая мышца бедра (для предупреждения травм во время бега), мышцы
груди, спины и плечевого пояса (для предупреждения сколиоза и нарушения
осанки).
Эффективность упражнений на растягивание, как и силовых упражнений,
зависит от соблюдения принципов безопасности и правильной техники3
выполнения. Все упражнения на гибкость рассчитаны на статическое
растягивание, предусматривающее неподвижное положение.
Примерный комплекс упражнений на гибкость
1. Для мышц спины, икроножной мышцы и мышц задней
поверхности бедра.
Сидя на полу, вытянуть одну ногу и согнуть в колене другую. Сохраняя спину
прямой, медленно наклониться вперед и взяться за носок вытянутой ноги.
2. Для мышц нижней части спины и ягодиц.
Сидя на полу, скрестив ноги, наклониться вперед, стараясь коснуться
предплечьями пола. Удержать положение 1020 сек.
3. Для косых мышц живота, внутренней поверхности бедра.
Сидя на полу, широко развести ноги. Наклониться вправо, левую руку вверх.
Удерживать положение 10 сек. Затем поменять положение в другую сторону.
4. Для мышц передней поверхности бедра.
Лежа на животе, захватить правой рукой носок правой ноги и подтянуть пятку к
ягодицам. Удерживать положение 1015 сек. и затем выполнять другой ногой.
5. Для мышц спины, шеи и грудных мышц.
Сесть на пол справа, согнутые ноги останутся слева. Максимально повернуться
направо, правую руку согнуть за спиной и взяться ею за левое предплечье.
Удерживать позу 20 сек., после небольшой паузы выполнить скручивание в
другую сторону. (Поворачивать туловище вокруг позвоночника не сгибая его и
одновременно вытягивая вверх.)
6. Для мышц живота и груди.
Лечь на живот. Ноги прямые. Упираясь руками в пол, выпрямить их и
прогнуться назад. «Раскрыть» грудную клетку, не отрывая бедер от пола,
вытянуть шею, голову держать прямо.
7. Для мышц грудного отдела.3
В положении «стоя» согнуть правую руку за спиной, левую руку вытянуть над
головой и согнуть ее, сцепив пальцы обеих рук за спиной. Удерживать
положение 10 сек., затем повторить, поменяв положение рук.
8. Для мышц спины.
В положении «стоя ноги врозь, полуприсед» скрестить руки и обхватить
внутренние поверхности бедер, округлить спину и потянуться вверх.
Удерживать положение 1015 сек.
Доля времени по частям занятия.
Разминка 10 мин.
Основная часть 25 мин.
Партерная силовая часть 15 мин.
Стретчинг и растяжка – 10 мин.
3.2. Динамика показателей координационных способностей в
результате эксперимента
В таблице 1 представлена динамика показателей координационных
способностей контрольной и экспериментальной группы по тесту 1.
Таблица 1
Динамика показателей координационных способностей по тесту № 1
Группы исследуемых
Значение до
эксперимента
(Х ± )Ϭ
Значение после
эксперимента
(Х ± )Ϭ
Экспериментальная
6.92±4.79
3.47± 1.13
ρ
≤ 0.01Группа
3
Контрольная
6.31 ± 2.59
6.13 ± 2.03
Группа
ρ
≥ 0.05
На рисунке 1 представлена динамика показателей координационных
способностей экспериментальной и контрольной группы по тесту 1.
Рис. 1. Динамика показателей координационных способностей в
контрольной и экспериментальной группах по тесту 1.
Таким образом, в результате систематических занятий в течение 6
месяцев показатели теста 1 в экспериментальной группе улучшились на 50% (в
контрольной группе на 3%).
В таблице 2 представлена динамика показателей координационных
способностей контрольной и экспериментальной группы по тесту 2.
Таблица 23
Динамика показателей координационных способностей по тесту № 2
Группы исследуемых
Значение до
эксперимента
(Х ± )Ϭ
Экспериментальная
8.26 ± 2.63
Значение после
эксперимента
(Х ± )Ϭ
4.45 ± 1.35
группа
Контрольная
Группа
ρ
≤ 0.01
8.19 ± 2.11
7.68 ± 2.02
ρ
≥ 0.05
На рисунке 2 представлена динамика показателей координационных
способностей экспериментальной и контрольной группы по тесту 2.
Рис. 2. Динамика показателей координационных способностей в
контрольной и экспериментальной группах по тесту 2.3
Таким образом, в результате систематических занятий в течение 6
месяцев показатели теста 2 в экспериментальной группе улучшились на 46% (в
контрольной группе на 6%).
В таблице 3 представлена динамика показателей координационных
способностей контрольной и экспериментальной группы по тесту 3.
Таблица 3
Динамика показателей координационных способностей по тесту № 3
Группы исследуемых
Значение (Х ± )Ϭ
до эксперимента
Значение (Х ± )Ϭ
после эксперимента
Экспериментальная
2.78 ±1.13
4.09 ±0.9
группа
Контрольная
группа
ρ
≤ 0.01
2.72 ± 1.12
3.03 ± 0.66
ρ
≥ 0.05
На рисунке 3 представлена динамика показателей координационных
способностей экспериментальной и контрольной группы по тесту 3.3
Рис. 3. Динамика
показателей координационных способностей
экспериментальной и контрольной группы по тесту 3.
Таким образом, в результате систематических занятий в течение 6
месяцев показатели теста 3 в экспериментальной группе выросли на 47% (в
контрольной группе на 11%).
В таблице 4 представлена динамика показателей координационных
способностей контрольной и экспериментальной группы по тесту 4.
Таблица 4
Динамика показателей координационных способностей по тесту № 4
Группы
исследуемых
Значение (Х ± ) Ϭ
до эксперимента
Значение (Х ± ) Ϭ
после эксперимента
Экспериментальная
5.35 ±4.76
15.43 ±6.36
ρ
≤ 0.01группа
Контрольная
группа
4
4.11 ± 1.9
7.11 ± 2.57
ρ
≤ 0.05
На рисунке 4 представлена динамика показателей координационных
способностей экспериментальной и контрольной группы по тесту 4.
Рис. 4. Динамика
показателей координационных способностей
экспериментальной и контрольной группы по тесту 4.
Таким образом, в результате систематических занятий в течение 6
месяцев показатели теста 4 в экспериментальной группе выросли на 188% (в
контрольной группе на 73%).
В таблицах 5 представлена динамика показателей координационных
способностей контрольной и экспериментальной группы по тесту 5.4
Таблица 5
Динамика показателей координационных способностей по тесту № 5
Группы
Исследуемых
Значение до
эксперимента
(Х ± )Ϭ
Значение после
эксперимента
(Х ± )Ϭ
Экспериментальная
10.4 ± 6.66
16.26 ± 8.59
Группа
Контрольная
Группа
ρ
≤ 0.01
10.83 ± 6.5
11.9 ± 6.71
ρ
≥ 0.05
На рисунке 5 представлена динамика показателей координационных
способностей экспериментальной и контрольной группы по тесту 5.
Рис. 5. Динамика
показателей координационных способностей
экспериментальной и контрольной группы по тесту 5.4
Таким образом, в результате систематических занятий в течение 6
месяцев показатели теста 5 в экспериментальной группе выросли на 56% (в
контрольной группе на 10%).
В таблице 6 представлена динамика показателей координационных
способностей контрольной и экспериментальной группы по тесту 6.
Таблица 6
Динамика показателей координационных способностей по тесту № 6
Группы
исследуемых
Значение до
эксперимента (Х ± )Ϭ
Значение после
эксперимента (Х ± )Ϭ
Экспериментальная
11.08 ± 8.21
18.39 ± 10.53
группа
ρ
≤ 0.01
Контрольная
12.33 ± 5.64
13.09 ± 5.01
группа
ρ
≥ 0.054
На рисунке 6 представлена динамика показателей координационных
способностей контрольной и экспериментальной группы по тесту 6 .
Рис. 6. Динамика
показателей координационных способностей
экспериментальной и контрольной группы по тесту 6.
Таким образом, в результате систематических занятий в течение 6
месяцев показатели теста 6 в экспериментальной группе выросли на 66% (в
контрольной группе на 6%).
В таблице 7 представлена динамика показателей координационных
способностей контрольной и экспериментальной группы по тесту 7.
Динамика показателей координационных способностей по тесту № 7
Таблица 74
Группы
исследуемых
Значение до
эксперимента (Х ± )Ϭ
Значение после
эксперимента (Х ± )Ϭ
Экспериментальная
2.65 ±0.93
4.21 ±0.67
группа
Контрольная
группа
ρ
≤ 0.01
2.89 ± 0.68
3.28 ± 0.65
ρ
≥ 0.05
На рисунке 7 представлена динамика показателей координационных
способностей экспериментальной и контрольной группы по тесту 7.
Рис. 7.
Динамика
показателей координационных способностей
экспериментальной и контрольной группы по тесту 7.
Таким образом, в результате систематических занятий в течение 7 месяцев
показатели теста 7 в экспериментальной группе выросли на 59% (в контрольной
группе на 13%).4
В таблице 8 представлена динамика показателей координационных
способностей контрольной и экспериментальной группы по тесту 8.
Таблица 8
Динамика показателей координационных способностей по тесту № 8
Группы
исследуемых
Значение до
эксперимента (Х ± )Ϭ
Значение после
эксперимента (Х ± )Ϭ
Экспериментальная
3.52 ±0.51
4.34 ±0.65
группа
Контрольная
группа
ρ
≤ 0.01
3.5 ± 0.5
3.58 ± 0.7
ρ
≥ 0.05
На рисунке 8 представлена динамика показателей координационных
способностей экспериментальной и контрольной группы по тесту 8.4
Рис. 8.
Динамика
показателей координационных способностей
экспериментальной и контрольной группы по тесту 8.
Таким образом, в результате систематических занятий в течение 6
месяцев показатели теста 8 в экспериментальной группе улучшились на 24% (в
контрольной группе на 2%).
Из представленных таблиц и рисунков видно, что дети контрольной и
экспериментальной групп по показателям координационных способностей
значительно не отличались. После эксперимента можно отметить, что в
экспериментальной группе показатели координационных способностей
получили больший прирост.
В процессе применения разработанной программы были получены
результаты, представленные в таблицах 18, и на диаграммах 18.
Проведенное тестирование учащихся показало следующие результаты.
На начальном этапе измерения уровня развития координационных
способностей было выявлено, что в тесте 1 (на оценку координации и ловкости)
показатели в экспериментальной и контрольной группе значительно не
отличались: средний балл выполнения задания на координацию составил в
экспериментальной группе 6.92 и 6.31 – в контрольной группе. В результате
систематических занятий в течение 6 месяцев показатель в экспериментальной
группе улучшился на 50% ( р ≤ 0.01), в контрольной – на 3 % (р ≥ 0.05).
При исследовании по тесту 2 также был почти одинаковый уровень
средних показателей: в экспериментальной группе 8.26 и 8.19 в контрольной
группе. На заключительном этапе тестирование показало улучшение показателя
в экспериментальной группе на 46% (статистически значимо при р ≤ 0.001), в
контрольной на 6% (р ≥ 0.05).4
При выполнении задания по тесту 3 был выявлен опять почти одинаковый
начальный уровень средних показателей в экспериментальной группе 2.78 и
2.72 контрольной группе. В результате эксперимента прирост показателя
составил в экспериментальной группе 47% (р ≤ 0.01), в контрольной – 11% (р
≥0.05).
По тесту 4 при начальном измерении показатель в экспериментальной
группе составил 5.35 и 4.11 в контрольной группе, в результате эксперимента
средний показатель в экспериментальной группе вырос на 188% (р ≤ 0.01) ,
прирост в контрольной группе составил 73% (р ≤ 0.05).
По тесту 5 было выявлено, что в экспериментальной и контрольной
группе средние показатели до эксперимента были 10.4 и 10.8 соответственно,
что в результате систематических занятий выросло в экспериментальной группе
на 56% (р≤ 0.01), а в контрольной – на 10% (р ≥ 0.05).
По тесту 6 было выявлено, что средний показатель контрольной группы
2.89, а экспериментальной 2.65 , но в результате эксперимента средний
показатель в экспериментальной группе вырос 59% (р ≤ 0.01), в контрольной
группе 13% (р ≥ 0.05).
По тесту 7 средние показатели контрольной и экспериментальной групп
также были на одном уровне – 3.5 и 3.5. На заключительном этапе было
выявлено, что результат в экспериментальной группе вырос на 24% (р ≤ 0.01), а
в контрольной на 2% (р≥ 0.05).
показало, что
На заключительном этапе исследования повторное тестирование групп
прирост показателей координационных способностей у
экспериментальной группы выше. Это объясняется тем, что занимающиеся
экспериментальной группы перешли на более высокий уровень развития КС.4
Для достижения этого уровня развития КС на занятиях использовались
специальные акробатические упражнения,
оздоровительной акробатики, упрощенные элементы гимнастики.
подобранные комплексы
Способность сохранять равновесие зависит от многих факторов, таких
как выносливость, сила, гибкость, пространственная оценка, поэтому на эту
способность влиял большой диапазон используемых средств оздоровительной
акробатики (упражнения для развития пластичности и гибкости, комплексы
гимнастики для общей и специальной выносливости).
Анализируя результаты можно говорить о том, что в возрасте 7 10 лет
нервная система легко возбудима, еще не до конца сформированы
функциональные показатели, это дает возможность легко усваивать новые,
довольно сложные двигательные действия. Но вследствие того, что нервная
система не уравновешена, при сильных раздражителях или монотонном
воздействии развивается запредельное торможение.
Поэтому для более эффективного процесса развития у детей 7 10 лет
КС следует использовать элементы оздоровительной акробатики, которые
вносят в занятия разнообразие средств, элементы игры, возможность педагогу
полностью отвечать физиологическим требованиям данного возраста.
Обязательное условие развития КС – непрерывное освоение новых упражнений
или изменение условий, внешних факторов для выполнения уже изученных.4
ВЫВОДЫ
1. На основе анализа литературных источников, видеоматериалов и
практического опыта проведения занятий была сформирована и опробована
батарея тестов для определения уровня развития координационных
способностей у детей младших классов,
оздоровительной акробатики.
занимающихся в секции
2. Разработан экспериментальный комплекс упражнений для развития
координационных способностей детей младшего школьного возраста. Этот5
комплекс упражнений предназначен для проведения на уроках физической
культуры в школе и в кружках дополнительного образования, художественно
спортивной направленностью. В него вошли акробатические упражнения,
упражнения силового характера и упражнения на развитие гибкости.
3. Определен исходный уровень развития координационных способностей
у детей начальных классов (710лет). Исходные уровни показателей
координационных способностей у занимающихся экспериментальной и
контрольной групп статистически не отличались (p≥0,05).
4. После повторного тестирования занимающихся подтвердилась рабочая
гипотеза, что занятия оздоровительной акробатикой позволяют повысить
уровень координационных способностей детей младших классов (р≤0.05).
5. Выявлена динамика показателей координационных способностей детей
средних
в результате занятий оздоровительной акробатикой. Прирост
показателей координационных способностей по тесту 1 и 2 составили
соответственно 50% и 46% (р ≤ 0.01).
6.
Выявлена динамика средних показателей координационных
способностей по тестам 3 и 4. Прирост показателей составил 47% и 188%
соответственно (р ≤ 0.01).
7. Выявлена динамика показателей координационных способностей детей
по тесту 5. Прирост средних показателей составил 56% (р ≤ 0.01).
8.
Выявлена динамика средних показателей координационных
способностей по тестам 6 и 7. Прирост показателей составил 59% и 24%
соответственно (р ≤ 0.01).
9. С помощью средств оздоровительной акробатики удалось повысить
результаты в тестах на определение уровня координации. Таким образом, для
развития координационных способностей детей младшего школьного возраста5
эффективна программа,
включающая акробатику, элементы гимнастики,
способствующие развитию физических качеств, дифференцировке мышечных
усилий, развивающие у детей пространственный анализ и повышающие запас
разнообразных двигательных умений и навыков занимающихся.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антропова М.В. Бородкина Т.В., Кузнецова Л.М. Особенности фи
зического развития и здоровья учащихся школ Москвы. /Здравоохранение
Российской Федерации. 1995. №1 С. 2325.
2.
Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности
индивидульного развития. М., 1982. 245 с.5
3. Баршай В.М., Курысь В.Н., Парлов И.Б. Гимнастика – М.: Феникс, 2011.
– 336 с.
4. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология
(физиология развития ребенка). Учеб.пособ.для вузов. – М.: Изд. центр
«Академия», 2009 – 416 с.
5. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. М.: ФиС, 1991. 228с.
6. Ганжина И.М. Спорт для всех // Язык, литература, культура: традиции и
инновации (материалы конференции молодых ученых). М.: изд. МГУ, 1993.
С.2427
7. Дубровина И.В., Данилова Е Е., Прихожан A.M. Психология: Учебник
для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. И.В. Дубровиной. М., Изд.
центр «Академия», 1999. 464с.
8.
Зинченко В.А. Особенности физического и нервнопсихического
развития детей и подростков. СПб.: Образование,1996, 47с.
9. Карпенко Л.А. Художественная гимнастика. Учеб. под общ. ред.
Карпенко Л.А. – Всерос.Фед.худ. гимнастики, СПбГАФК им.П.Ф.Лесгафта – М.
– 2003.375 с.
10. Клюев М.Е. Учет анатомофизиологических особенностей при
проведении физических упражнений с младшими школьниками. Рига, 1981.
97с.
11. Кузмичева Е.В. Форма организации массовых занятий физическими
упражнениями. :М. – ФиС. 1983. 45 с.
12.
Лисицкая Т.С. , Розин Е. Ю., Смолевский В.М. Спортивная
гимнастика: Примерная программа спортивной подготовки для детско
юношеских спортивных школ. – М.: Советский спорт, 2005. 37 с.
13. Лисицкая Т.С., Ростовцева М.Ю., Ширковец Е.А. Ритмическая
гимнастика. Методика и физиологическое воздействие // Гимнастика. М.,
1985. Вып.1.С.35375
14. Лях В.И. Координационные способности: диагностика и развитие. –
М.: ТВТ Дивизион, 2006 – 290с.
15. Лях В.И. Координационные способности школьников // Физич. культ. в
школе. 2000. №4. С.613.
16. Лях В.И. Координационные способности школьников // Физич. культ.
в школе. 2000. №5. С.310.
17. Лях В.И. Координационные способности школьников. Минск:
Полымя, 1989. 169с.
18. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников: Пособие для
учителя. М.: ООО «Фирма «Издательство ACT», 1998. 272с.
19. Манина Т.И., Водопьянова Н.Е. Эта многоликая гимнастика. Лениздат.:
1989 – 80с.
20. Матвеев Л.П. Теория и методика Физической культуры. Учебн.для
инст. физич.культуры. – М.: ФиС, 1991 – 543с.
21. Менхин Ю.В., Менхин А.В. Оздоровительная гимнастика: теория и
методика. М.: Физкультура и Спорт, 2009. – 432с.
22. Менхин Ю.В., Мевхин А.В. Оздоровительная гимнастика: теория и
методика. Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 384с.
23.
Назаренко Л.Д. Средства и методы развития двигательной
координации. // Теория и практика физической культуры,1998 №6 – с.812.
24. Назаренко Л.Д. Стимулируемое развитие двигательных и
координационных качеств. // Теория и практика физической культуры, 2001 №
6 – 1018с.
25.Назарук П.П.
Взаимосвязь координационных способностей,
физического развития и физических способностей детей. Минск: Полымя,
1987. 48с.
26. Смолевский В.М., Ивлеев Б.К. Нетрадиционные виды гимнастики.
М.: Просвещение, 1992. 80с.5
27. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общаяспортвная
возрастная. Учк для вузов. – М.: Олимпия пресс, 2005 – 526с.
28. Сонькин В.Д. Законы растущего организма. – М.: Просвещение. 2007
160 с.
29. Тхоревский В.И. Физиология человека. Учебник для вузов под ред.
Тхоревского В.И. – М.: Физкультура, образование, наука, 2001 – 492с.
30. Фарбер ДА., И.А. Корниенко, В.Д. Сонькин. Физиология школьника. ~
М.: Педагогика, 1990. 61с.
31. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического
воспитания и спорта. М.: Издво Академия, 2000. 480с.
32. Хрипкова А.Г. Возрастная физиология и гигиена. М.: Просвещение,
1990. 127с.
33. Шляхтев В.Н. Формирование базового навыка у гимнастов на этапе
начальной подготовки: Автореф. дис. канд. пед. наук. Малаховка, 2003. – 23с.
34. Эдвардс Г. Проблемы в сфере развития и физической культуры //
Спорт, , 2002, № 442. С.4556
35. Яковлев Б.П. Психологическая нагрузка: практические аспекты ее
исследования в условиях спортивной деятельности // Теория и практика физ.
культуры. 2000. №5. – с.2528, 3941.
36. Arampatzis A., Bruggman G.P. Storage and Return of Energy by
Gymnastic Apparatus // Proceedings of the F.I.G. Medico Technical Symposium
Apparatus and Tianjin (CHN) 1516. 10. 2000.
37. Barnhardt. R., Teaching Learning across cultures. Strategies for Success/
Center for Crosscultural. Stadies. University of Alaska, Faibanks/ 1997. – P.4
25(10)
38. Code de pointage FIG. Artistic Gymnastics. FIG, 2000.5
39. Conner B. Power flipflops // International Gymnast. – 1992. №8 –9.1.
P.58
40. Wand Y, Zhang C, YuR, Nelson M, Bayuga – Ocampo C, et al. Regulation
of muscle fiber type and running endurance by PPAR&. PLOS Biology 2004; 10:
294305
Исполнитель выпускной квалификационной
работы: ________________(Пушина И.А.)5
Научный руководитель,
профессор кафедры
Т и М гимнастики ____________(Ростовцева М.Ю.)
Заведующий кафедрой
Т и М гимнастики, доцент ______________(Новикова Л.А.)
Дата защиты «____» ________________20__г.
Оценка за защиту ___________________________
Председатель государственной
аттестационной комиссии ____________ (______________)