Развитие креативности детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения их к театрализованной деятельности
Оценка 5
Занимательные материалы
docx
воспитательная работа
Детсад
04.09.2017
В наше время весьма актуальна проблема разностороннего воспитания человека, в котором гармонично развивались бы эмоциональное и рациональное начала.
Дошкольный возраст – первая ступень в воспитании и образовании подрастающего поколения. Дети в этом возрасте наиболее восприимчивы и эмоциональны, любят музыку, тянутся к ней.
Детский сад – первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, где начинается систематическое педагогическое просвещение.
Основная задача музыкального воспитания – пробуждение творческой активности ребенка.
Дети должны жить в мире красоты, музыки, сказки, фантазии. И нам, педагогам, необходимо создать такие условия в ДОУ, которые могли бы обеспечить гармоничное развитие каждого ребенка, способствовали бы формированию начал личности, развивали индивидуальность и музыкальность.
Ребенок, слушая музыку, воображает, представляет образы ее содержания, поет – сочиняет несложные мелодии, составляет простейшие композиции танцев, импровизирует на детских музыкальных инструментах. Таким образом, обогащается творческий опыт детей, которым они делятся друг с другом.
В результате у ребят развивается эмоциональное отношение к музыке, появляются первые оценки произведений, интенсивно формируется музыкальный слух. Если ребенок способен искренно, непосредственно, увлеченно выразить свое отношение к исполняемым им песням, танцу, то их исполнительская деятельность приобретает творческий оттенок.
Под творческой деятельностью детей понимается не столько сам предметный результат, то есть детские произведения, сколько творческий процесс, подразумевающий развитие умения и навыков эстетического художественного восприятия – сопереживания искусства, а также пробуждения на этой основе способностей к импровизации, к продуктивному самовыражению.
Результат детского творчества , т.е. создание произведения или образа, имеет свои особенности.
1. Относительная ( субъективная ) новизна продукта. Занимаясь творчеством, ребенок в первую очередь открывает новое для себя.
2. Результат творчества – это результат выражения внутреннего мира ребенка, его способностей, склонностей, ценностей. Это открытие себя окружающему миру и самому себе.
Ребенок активно открывает что-то новое для себя, а самое главное, - новое о себе.
Критериями творческого начала в художественной деятельности детей :
-отношение детей к творчеству;
- разнообразие способов действия;
- качество продукции детского творчества.
Проблема исследования «Развитие креативности детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщении их к театральной деятельности» позволяет поставить следующую цель исследования.
Цель исследования - приобщение детей к театрализованной деятельности, через формирование положительного отношения к творчеству.
Гипотеза исследования - включение детей в разнообразные формы театрализованной деятельности способствует более эффективному развития креативности детей дошкольного возраста
1.Основные категории творчества : креативность, творческая деятельностью, творческий процесс, творческие способности
Основным требованием сегодня является развитие творческой личности, способной выходить за пределы известного, принимать нестандартные решения, создав продукты, характеризующиеся новизной, т.е. быть креативным.
Под креативностью в психологических исследованиях обозначают комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, способствующих самостоятельному выдвижению проблем, генерированию большого количества оригинальных идей и нешаблонному их решению. Необходимо рассматривать креативность как процесс и комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, присущих многим личностям.
В психолого-педагогической литературе понятие креативность чаще всего связывается с понятием творчество, рассматривается, как личностная характеристика. Под креативностью мы понимаем развитие творческих умений в воспроизведении, сочинении, исполнительстве, импровизации.
Психологи рассматривают креативность как общую творческую способность, процесс преобразования знаний.
Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь, личности ребенка, такие выдающиеся исследователи, как Л.С.Выготский, Б.М.Теплов, К.Роджерс, П.Эдвардс.
В настоящее время исследованием проблем занимаются Г.В.Ковалева, Н.Ф.Вишнякова, Л.Дорфман, Н.А.Терентьева, А.Мелик-Пашаев, Л.Футлик. При этом они утверждают, что креативность связана с развитием воображения, фантазии. (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов,Я.А.Пономарев, А.Г.Шмелев)
Творческий процесс –пишет В.И. Петрушин - это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере идей, искусства. Он считает, что во всех видах деятельности – создании музыки, ее исполнении и восприятии – обязательно присутствуют образы воображения, без работы которых невозможна никакая полноценная музыкальная деятельность.
В философском словаре под воображением (фантазией) понимается психический процесс, заключающийся в создании новых образов путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте.
Анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы позволил выделить следующие основные критерии креативности:
-оригинальность, которая проявляется в способности предложить новый замысел;
-быстрота – способность быстро адаптироваться в сложной ситуации;
-гибкость – способность предложить новое использование для известного объекта;
-вариативность – умение предложить различные идеи в той или иной ситуации.
Таким образом, проведенный анализ взглядов различных исследователей на проблему креативности позволил нам выяснить, что креативность – это способность к творчеству.
2. Анализ и обзор педагогической литературы по приобщению детей к театрализованной деятельности
Одной из форм развития музыкальных творческих способностей у детей является театр. Многие педагоги предлагают использовать для развития у детей музыкальных творческих способностей театрализованную деятельность.
Театральное искусство - это искусство развития у детей воображения, фантазии, творческих способностей. Театрализованные игры помогают ребенку увидеть окружающий мир через образы , краски, звуки.
Дети смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого героя, всегда готовы придти к нему на помощь.
«Какое из всех искусств владеет такими могущественными средствами поражать душу впечатлениями и играть ею самовластно...». Эти строки о театре принадлежат русскому критику В.Г.Белинскому.1
Искусство театра существует уже тысячелетия, оно видоизменяется, развивается и сейчас трудно найти человека, который не любил бы театр. И сейчас многие педагоги прививают интерес детей к театру, приобщают их к театрализованной деятельности. Разработаны несколько программ:
Н.Ф. Сорокина «Театр - творчество - дети»;
А.И. Буренина «Театр Всевозможного»;
Н.Ф.Сорокина в своей программе «Театр - творчество - дети» предлагает начинать заниматься театральной деятельностью с детьми со второй младшей группы. Актуальность программы в том, что она ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности и отвечает утвержденной в 1989 году Государственным комитетом по народному образованию «Концепции дошкольного воспитания», которая наметила курс на гуманизацию и деидеологизацию воспитательно-образовательной работы с детьми и пробудила интерес к психологическим особенностям периодов детского развития.
Новизна программы в том, что в ней впервые систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано распределение их в соответствии с психолого-педагогическими особенностями этапов дошкольного детства.
Впервые научно обосновано поэтапное использование отдельных видов детской творческой деятельности (песенной, танцевальной, игровой, импровизации на детских музыкальных инструментах) в процессе театрального воплощения.
Основные задачи программы:
Последовательно знакомить детей всех возрастных групп с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, балет, музыкальной комедии, народный балаганный театр).
Поэтапное освоение детьми различных видов творчества по возрастным группам.
Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.
Программа «Театр - творчество - дети» состоит из четырех разделов, соответствующих возрастным периодам дошкольного детства.
В программе выделено два типа задач. Первый тип - это воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, интеллекта, а также коммуникативных особенностей ребенка средствами детского театра.
Второй тип - это образовательные задачи, которые связаны непосредственно с развитием артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в детском театре. В каждом разделе программы представлены цели, задачи, средства и репертуар деятельности с особенностями возрастных групп.
«Наверно, нет такого детского сада, где бы педагоги не использовали в своей работе театральную деятельность» - пишет в своей книге «Театр Всевозможного» А.И.Буренина. «Что же такого ценного таит эта удивительная, магическая и такая знакомая с детства театрализованная деятельность?» - спрашивает она.
С точки зрения педагогической привлекательности тут можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.
А.И.Буренина отмечает, что театральная деятельность представляет собой достаточно сложный феномен человеческой активности. Воображение переносит нас в иную плоскость бытия, иное пространство и время, наделяет нас новыми, часто в реальной жизни недостижимыми возможностями.
В этом огромная сила воздействия театральной игры, которая может развивать, воспитывать многие положительные качества личности.
Во второй главе книги включены упражнения, развивающие внимание, воображение и фантазию, речь и движение. Автор также предлагает оригинальную методику инсценирования небольших стихотворений, песенок, подготовки театрализованных представлений с детьми, организации тематических досугов и занятий, постановки с детьми спектаклей, сценарии которых даны в приложении.
В процессе освоения театрализованных игр обогащается словарный запас, формируется звуковая культура речи, навыки связной речи, расширяется ее интонационный диапазон. Неоценима и воспитательная роль театрализованных игр. Они учат доброте, чуткости, честности, смелости, формируют понятие добра и зла. Театрализованные игры позволяют дошкольнику справиться со многими проблемами в соответствии с его эмоционально-личностными особенностями. Робкому ребенку игра поможет стать более смелым, решительным, застенчивому – преодолеть неуверенность в себе. Содержание игр, необычность сюжета, возможность спрятаться за «маску», костюм, театрализованную куклу – все это позволяет решить многие проблемные ситуации.
3. Последовательность этапов приобщения детей к театрализованной деятельности
Больше 15 лет наш детский сад работает в этом направлении.
Прежде, чем составить перспективный план по приобщению детей к театрализованной деятельности, мы разработали его алгоритмы:
1 .Развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности. Формировать представления:
-о специфике актерского искусства, - о различении театральных профессий, -об особенностях подготовительной работы к спектаклю, -о разных видах театрального искусства.
-посещение театра.
-просмотр музыкальных кукольных театров в детском саду.
Развивать у детей желание участвовать в театрализованной деятельности:
-дать детям основы актерского мастерства, развивать у них: память, фантазию, выразительность жеста, умение выражать основные эмоции
-познакомить с элементами выразительного чтения
Развивать творческую самостоятельность детей: -
-побуждать разыгрывать небольшие сценки, знакомые сказки;
-самостоятельно сочинять и разыгрывать небольшие сказки.
Рассмотрим более подробно сказку «Мы ждем весну» музыка
Сначала был составлен примерный план работы:
Подготовительный этап ( выбор сказки,доступной возрасту,подбор дополнительного музыкального сопровождения к сказке)
1этап - ознакомительный
(слушание всей сказки целиком, затем фрагментов, беседуя о характере образов, переданных в музыке)
2этап - Разучивание (вслушивание в музыку, запоминание музыкальных характеристик и поиск передачи настроений музыки в движениях)
3этап-творческий
Выбрав сказку, доступную детям по содержанию, диапазону, музыкальным характеристикам, возрасту, мы составили сценарий. Подбирать дополнительное музыкальное оформление нам не пришлось. На основе музыкального материала сказки были написаны фонограммы для танцевальных характеристик героев.
Затем познакомили детей со всей сказкой целиком, а далее дети слушали сказку фрагментами, беседуя о характере образов, переданных в музыке.
При разучивании сказки дети вслушивались, различали, запоминали музыкальные характеристики героев: любопытного медвежонка, умного грача, доброжелательных подснежников, внимательной девочки Светланы, грозного гнома, радушной Весны-красны. Одновременно шел поиск вариантов передачи настроений музыки в движениях. На этом этапе дети менялись ролями, пробуя свои силы в создании всех образов сказки. Так, у Валеры получился просыпающийся после долгой зимы медвежонок, Матвея все дети единогласно признали самым грозным Снежным Гномом, а Юлю - лучшей Светланой, так как она пела звонко и нежно. Лучший танец для роли Ручейка придумали Таня и Алена. В результате их творческого дуэта получился танец с голубой лентой.
В постановке сказки воспитатели оказывают большую помощь.
В «Папке взаимодействия музыкального руководителя с воспитателем» даны рекомендации и консультации по подготовке и участию в постановке сказки. В нерегламентированной деятельности они рисуют с детьми образы сказки под музыку, программы для гостей,закрепляют с детьми выразительность чтения текста (громкость, дикция), в индивидуальную работу с детьми включают этюды на выражение различных эмоций, отслеживает уровень активности детей в нерегламентированной деятельности, создает условия для самостоятельной музыкальной деятельности детей участвуют в изготовлении атрибутов и декораций к сказке. Музыкальная среда пополняется атрибутами к сказке, нотами песен,фонограммами.
Подготовкой к постановке сказки заинтересовали родителей.
Так были сшиты девочкам костюмы подснежников, мальчикам – костюмы грачей.
Сказка исполняется несколько раз: для детей всего детского сада, родителей, школьников, при этом, мы не волнуемся, если какой-либо ребенок отсутствует, всегда находится желающий и умеющий сыграть данную роль ребенок. Лучший подарок для нас это то, что дети не забывают сказку; зайдя к ним в группу, можно увидеть их в элементах костюмов, разыгрывающих представление.
В конце года, проводя обследование проявления креативности детей, мы увидели результаты своей работы:
- дети стали более активными, пытаются выражать основные эмоции - радость, грусть, жалость, гнев, научились владеть своим телом, более раскрепощены. У детей сформирован интерес к песенным, игровым, танцевальным импровизациям, а также к импровизациям на детских музыкальных инструментах;
Таким образом, театр может быть прекрасным средством развития креативности дошкольников.
Место творческого развития в современной концепции дошкольного образования..docx
Место творческого развития в современной концепции дошкольного
образования.
Современный исследователь В.Т. Кудрявцев отмечает, что мир культуры
многомерен, и это накладывает отпечаток на присваивающую деятельность
индивида. По его мнению, каждый объект культуры имеет как бы двойное дно, в
ходе его распредмечивания индивидом принадлежит не тому, что в этот объект
явно «вложено», непосредственно опредмечено в его теле, а тому, что в него
«недовложено», представлено в нем имплицитно. Ребенок учится пользоваться
столовой ложкой. При этом он не просто овладевает некоторым утилитарно
прагматическим умением, опредмеченным в ложке, но усваивает стоящие за ним
исторически сложившиеся этикоэстетические нормы поведения, которые на
самой ложке никак не «начертаны».
Вступая в мир культуры, ребенок осуществляет ориентировочно
исследовательскую, творческую деятельность, включающую в себя сложнейшие
процессы анализа и синтеза общественных предметов, их внутренних
соотношений и компонентов, экспериментирование (в том числе мысленное) с
ними, опробование возможных способов преобразования предметных ситуаций.
Присвоение культуры ребенком протекает в творческой форме даже в тех
случаях, когда он овладевает такими ее фрагментами, которые в плане своего
наличного бытия имеют вполне определенный и косный характер, а воплощенная
в них универсальность человеческой деятельности предельно «свернута».
Таковы, скажем, устойчивые структуры человеческого языка, которые ребенок
тем не менее усваивает в процессе решения специфических проблемных задач.
Отметим следующий парадоксальный факт: даже нормативный словарь ребенок
не в силах освоить без активного словотворчества.
В дошкольном возрасте развивается интерес к эстетической стороне
действительности, потребность в творческом самовыражении, инициативность и
самостоятельность в воплощении художественного замысла. Ребенок знакомится
с разными видами и жанрами искусства, в том числе народного творчества.
Образование, направленное на художественноэстетическое развитие ребенка,
предполагает создание следующих условий:
– обогащение чувственного опыта ребенка во всех видах активности;
– организация художественной деятельности, адекватной данному возрасту,
– музыкальной, изобразительной, театрализованной, художественного
конструирования; сюжетноролевой и режиссерской игры;
– предоставление ребенку возможности выбора вида деятельности, сюжетов,
материалов и средств воплощения художественного замысла; – поддержка детской непосредственности, поощрение, стимуляция фантазии и
воображения ребенка.
Взрослые создают широкие возможности для накопления сенсорного опыта,
обогащения чувственных впечатлений ребенка. Обращают внимание детей на
разнообразие и красоту форм, цвета, звуков, запахов в окружающем мире во
время прогулок, экскурсий, в игре, в быту, в специально организованных видах
деятельности. Для развития у ребенка эмоциональной отзывчивости на красоту
природы и рукотворного мира взрослые побуждают детей к совместному
переживанию эмоций радости, сострадания, удивления, восхищения. При этом
очень важно развивать у детей способность видеть в окружающих явлениях,
предметах, живых существах внутреннюю жизнь, наделенную понятными ребенку
переживаниями, распознавать их в разнообразных проявлениях (внешнем облике,
движении, поведении и пр.). Развитию эмоциональной отзывчивости,
эстетических эмоций и нравственных чувств, накоплению у детей ярких
впечатлений об окружающем, представлению о многообразии форм и
художественных стилей способствует приобщение детей к искусству
(знакомство с классическими произведениями живописи, музыки, литературы,
театрального искусства и др.). Тем самым закладываются предпосылки для
актуализации у ребенка художественных способностей, а также развития
художественного вкуса.
Взрослые создают широкие возможности для творческого самовыражения детей:
поддерживают инициативу, стремление к импровизации при самостоятельном
воплощении ребенком художественных замыслов. Вовлекают детей в разные
виды художественноэстетической деятельности, в сюжетноролевые и
режиссерские игры, помогая осваивать различные средства, материалы, способы
реализации замыслов (в том числе в совместной детской деятельности). В
изобразительной деятельности – рисовании, лепке, аппликации, художественном
конструировании – экспериментировать с цветом, придумывать и создавать
композицию; осваивать различные художественные техники (такие как оригами,
папьемаше, разрывная аппликация); использовать разнообразные материалы
(разные виды конструкторов, пластилин, глину, бумагу, ткань, природный
материал) и средства (кисточки, карандаши, ножницы др.). В музыкальной
деятельности – танцах, пении, игре на детских музыкальных инструментах –
создавать художественные образы с помощью пластических средств, ритма,
темпа, высоты и силы звука. В театрализованной деятельности, сюжетноролевой
и режиссерской игре – языковыми средствами, средствами мимики, пантомимы,
интонации передавать характер, переживания, настроения персонажей.
Важное значение для художественноэстетического развития имеет приобщение
ребенка к истокам народного творчества. Взрослые знакомят детей с
традиционными национальными и региональными художественными
промыслами, а также с некоторыми обрядами, песнями, хороводами; побуждают воспроизводить образцы народного творчества в самостоятельной
изобразительной, музыкальной театрализованной деятельности.
Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на вопросе о
том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей.
Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также
существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с
самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии.
Дело в том, что мозг ребёнка особенно быстро растет и "дозревает" в первые
годы жизни. Это дозревание, т.е. рост количества клеток мозга и анатомических
связей между ними, зависит как от многообразия и интенсивности работы уже
существующих структур, так и от того, насколько стимулируется средой
образование новых. Этот период "дозревания" есть время наивысшей
чувствительности и пластичности к внешним условиям, время наивысших и
самых широчайших возможностей, предпосылок к развитию. Это самый
благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих
способностей. Но у ребенка начинают развиваться только те способности, для
развития которых имеются стимулы и условия к "моменту" этого созревания.
Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее
начинается развитие. Если созревание и начало функционирования (развития)
совпадают по времени, идут синхронно, а условия благоприятны, то развитие
идет легко с наивысшим из возможных ускорений. Развитие может достичь
наибольшей высоты, и ребенок может стать способным, талантливым и
гениальным.
Однако, возможности развития способностей, достигнув максимума в "момент"
созревания, не остаются неизменными. Если эти возможности не используются,
то есть соответствующие способности не развиваются, не функционируют, если
ребенок не занимается необходимыми видами деятельности, то эти возможности
начинают утрачиваться, деградировать и тем быстрее, чем слабее
функционирование. Это угасание возможностей к развитию необратимый
процесс. Борис Павлович Никитин, в течение многих лет занимающийся
проблемой развития творческих способностей детей, назвал это явление
«Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей»
(НУВЭРС).
Никитин считает, что НУВЭРС особенно негативно влияет на развитие
творческих способностей. Разрыв во времени между моментом созревания
структур, необходимых формирования творческих способностей и началом
целенаправленного развития этих способностей ведет к серьезному затруднению
их развития, замедляет его темпы и ведет к снижению конечного уровня
развития творческих способностей. По мнению Никитина, именно необратимость
процесса деградации возможностей развития породила мнение о врожденности
творческих способностей, так как обычно никто не подозревает, что в
дошкольном возрасте были упущены возможности эффективного развития творческих способностей. И малое количество в обществе людей с высоким
творческим потенциалом объясняется тем, что в детстве лишь очень немногие
оказались в условиях, благоприятствующих развитию их творческих
способностей.
С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным
периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте
дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать
окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям
знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению
детского опыта. А накопление опыта и знаний это необходимая предпосылка
для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников
более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено
догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо
всячески развивать. Дошкольное детство также является сензитивным периодом
для развития творческого воображения. Т.о. дошкольный возраст, даёт
прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того,
насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть
творческий потенциал взрослого человека.
Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание
условий, способствующих формированию их творческих способностей.
Проанализировав большое количество литературы по данному вопросу,
остановлюсь на шести основных условиях успешного развития творческих
способностей детей.
Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее
физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и
хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными
инструментами и материалами.
Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является
создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это
возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений,
которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и
исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент
способно наиболее эффективно развиваться. Например, еще задолго до обучения
чтению годовалому ребенку можно купить кубики с буквами, повесить азбуку на
стене и во время игр называть ребенку буквы. Это способствует раннему
овладению чтением.
Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих
способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который
требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности
развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается
"до потолка" своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего
достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс
познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом
взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего
нельзя. Поэтому в этот период малыш вынужден больше, чем когдалибо,
заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач
самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется, взрослые
позволяют ему это делать, они решают их за него). У ребенка закатился далеко
под диван мяч. Родители не должны спешить достать ему эту игрушку изпод
дивана, если ребенок может решить эту задачу сам.
Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в
предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании
дел, в продолжительности занятий одним каким либо делом, в выборе способов
и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат
надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к
переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.
Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот,
предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и
есть пятое условие успешного развития творческих способностей. Самое главное
здесь не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку. К
сожалению, подсказка распространенный среди родителей способ "помощи"
детям, но она только вредит делу. Нельзя делать чтолибо за ребенка, если он
может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.
Давно известно, что для творчества необходимо комфортное психологическая
обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного
развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и
детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую
базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий.
Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к
его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в
реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.
Но создания благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с
высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас
считают, что творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не
мешать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого
невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго
сохранить творческую активность. Оказывается (и педагогическая практика
доказывает это), если подобрать соответствующие методы обучения, то даже
дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более
высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Не
случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы искусств. Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить
детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений.
Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том
случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе
которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на
достижение конечной цели.
Развитие творчества провозглашается важной составляющей общего
образовательного процесса. Современная концепция дошкольного образования
учитывает необходимость создания достойных условий для развития детского
творчества, признает игру как один из важнейших методов обучения и
воспитания. Творческая полноценная личность согласно новой концепции
становится важным и актуальным явлением социальной жизни.
Развитие креативности детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения их к театрализованной деятельности
Развитие креативности детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения их к театрализованной деятельности
Развитие креативности детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения их к театрализованной деятельности
Развитие креативности детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения их к театрализованной деятельности
Развитие креативности детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения их к театрализованной деятельности
Развитие креативности детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения их к театрализованной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.