Логическое мышление является инструментом познания человеком окружающей действительности, поэтому, формирование логических операций является важным фактором становления всесторонне развитой личности. Логическое мышление детей с речевыми нарушениями находятся на достаточно низком уровне, в связи с общей недостаточностью психических процессов. Мышление детей с речевыми нарушениями формируется в условиях неполноценного чувственного познания, ограниченной практической деятельности, поэтому их мыслительные операции замедленно развиваются и обладают своеобразными чертами. Недостатки речи затрудняют у таких детей возможность выявления сущности явлений и связей между ними, что наиболее отчетливо проявляется в недоразвитии их словесно-логического мышления. Решение этой проблемы осуществляется в поиске новых путей, методов и форм организации учебно-воспитательного процесса. В связи с этим, особое значение приобретают игровые формы обучения. Можно сказать, что актуальность проблемы определяется важностью логического мышления для развития личности в целом. А дидактическая игра является инструментом, с помощью которого происходит формирование мышления ребенка.
Основные направления развития логического мышления
Знакомим детей с признаками предметов, учим:
- описывать различные свойства предметов с помощью заданий, игр, упражнений;
- находить предмет по заданным признакам (задания, загадки);
- дифференцировать признаки: цвет, величину, форму;
- знакомим со способами применения предметов.
Основные направления развития логического мышления
Учим классифицировать и обобщать предметы, т.е. находить общий существенный признак предметов и по нему объединять предметы в однородные группы, по существенному признаку относить предметы к той или иной группе.
Основные направления развития логического мышления
Знакомим ребенка с противоположными по значению понятиями.
Знакомим ребенка с логической операцией сериацией.
Учим понимать количественные и качественные соотношения предметов.
Учим детей ориентироваться в пространстве.
Учим ребенка ориентироваться во времени (категория «раньше», «позже», «до», «после», «потом», «сейчас», «вчера», «сегодня», «завтра»).
Учим детей устанавливать последовательность событий.
Некоторые методы и приемы по развитию логического мышления
Правильно или нет
Задание для детей 6-7 лет. Проверить, правильно ли проведено сравнение.
- У бабочки крылья большие, а у стрекозы – прозрачные.
- Днем светло, а ночью – холодно.
- У папы волосы темные, а у мамы – длинные.
- У Нины карандаш синего цвета, а у Лены – маленький.
- У Лены красивое платье, а у Наташи – голубое.
- Этот дом высокий, а этот – кирпичный.
- Гвоздика красного цвета, а роза очень приятно пахнет.
- Это кресло с коричневой обивкой, а другое – мягкое.
- В речке вода чистая, а в пруду – теплая.
Некоторые методы и приемы по развитию логического мышления
Как нужно сравнивать
Сравнивать предметы нужно по одному и тому же признаку. Например:
1.По цвету. У Наташи красное платье, а у Лены – синее.
2.По длине. У Лены длинная юбочка, а у Тани короткая.
3.По высоте. Дерево высокое, а куст низкий.
4.По твердости. Мел твердый, а творог мягкий.
5.По возможности летать. Птица летает, а машина нет.
6.По съедобности. Сахарный песок едят, а речной песок нет.
7.По росту. Великан большого роста, а гномик – маленького.
8.По ширине. Река широкая, а ручей узкий.
9.По громкости. Эти ребята поют громче, а те тише.
10.По величине. Озеро большое, а пруд маленький.
11.По толщине. Кусок колбасы толще кусочка сыра.
Некоторые методы и приемы по развитию логического мышления
Как нельзя сравнивать
Приведем примеры некоторых ошибок при сравнении.
1.У бабочки крылья цветные, а у стрекозы прозрачные. Сравниваются разные свойства: цвет и прозрачность.
2.Лягушка зеленая, а крокодил большой. Сравниваются разные свойства: цвет и размер.
3.Дерево высокое, а куст красивый. Сравниваются разные свойства: высота и красота.
4.У Наташи платье голубое, а у Светы – короткое. Сравниваются разные свойства: цвет и длина.
5.У Тани карие глаза, а Вика – курносая. Сравниваются цвет глаз и размер носа.
6.Эта горка высокая, а та – пологая. Сравниваются разные свойства: высота и крутизна.
7.Карлсон толстый, а Малыш моложе. Сравниваются разные свойства: толщина и возраст.
8.Помидор красный, а перец горький. Сравниваются разные свойства: цвет и вкус.
9.У Мальвины голубые волосы, а у Буратино длинный нос. Сравниваются совершенно разные части тела.
10.Незнайка низкого роста, а Знайка очень умный. Сравниваются разные свойства: ум и рост.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.