«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста 3-4 лет».

  • Научно-исследовательская работа
  • docx
  • 23.08.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности. . Задачи: 1. Улучшить координацию и точность движений рук. 2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук; 3. Улучшить общую двигательную активность; 4. Содействовать нормализации речевой функции; 5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие; 6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми. 7. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности. . Задачи: 1. Улучшить координацию и точность движений рук, гибкость рук; 2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук; 3. Улучшить общую двигательную активность; 4. Содействовать нормализации речевой функции; 5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие; 6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми. 7. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
Иконка файла материала самообразование.docx
План самообразования воспитателя Россановой Я.Ю. на тему «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста 3­4 лет». Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного  возраста через различные виды деятельности. . Задачи: Улучшить координацию и точность движений рук, гибкость рук; Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук; Улучшить общую двигательную активность; Содействовать нормализации речевой функции; Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание,  зрительное и слуховое восприятие; Создавать эмоционально­комфортную обстановку в общении со сверстниками и  взрослыми. Совершенствовать предметно­развивающую среду группы для развития мелкой 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. моторики. Актуальность выбранной темы На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается  ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо  развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать  пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали  конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются  от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на  занятиях.          Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными.  Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных  сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку.  С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.          И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и  координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи,  формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее  развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а  также словарный запас.          Значение развития тонкой моторики рук в раннем и дошкольном возрастеМелкая моторика – это точные общие и специальные движения пальцев рук. Она тесно связана с развитием произвольного внимания, глазо­двигательной координации,  наглядно­действенного мышления и развитием речи. Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда,  когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. В  электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребёнок  производит ритмичные движения пальцами, у него резко усиливается согласованная  деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих  от пальцев.  Поэтому с самого раннего возраста взрослые стараются научить ребенка выполнять  точные движения руками и пальцами. Брать в руки большие и маленькие предметы,  пользоваться ими в соответствии с их функцией, ложкой, вилкой, совочком и др.  Открывать и закрывать коробки и сосуды, отвинчивать, завинчивать тюбики и гайки,  завязывать и развязывать и т.д. Это важно при своевременном речевом развитии, и – особенно – в тех случаях, когда  это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что мысль, и глаз ребёнка двигаются с  той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке  движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности  головного мозга. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет  логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?     Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к  возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной  деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение  подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую  активность ребёнка. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткимистихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится  контроль над выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения  рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он  сможет «рассказывать руками» целые истории. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую  подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма. Основные направления работы с детьми на занятиях. Пальчиковая гимнастика (театр на руке, теневой театр, игры с пальцами). Игры с мелкими предметами (камешки, пуговицы, мелкие игрушки,крышки от  пластиковых бутылок). Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков. Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание,  плетение). Работа с бумагой (складывание, сминание, обрывание, вырезание, выкладывание  узоров). Работа с карандашом (обводка, раскрашивание, выполнение графических  заданий). Игры в “сухом бассейне”, наполненном фасолью или цветными крышками: нахождение заданных предметов, угадывание предмета с закрытыми глазами на ощупь.           o o План работы на 2018­2019 год 1. О.А.Зажигина «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием  нестандартного оборудования» 2. Г.Г.Галкина «Пальцы помогают говорить» 3. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: ООО«ЭКСМО», 2006. 4. «Энциклопедия развивалок» под.ред. Т.Решетник, Е.Анисина и др.­М.:ООО  «ЭКСМО»,2011. 5.Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007. 6.Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.:  ТЦ «Сфера», 2006. 7.Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера»,  2006. 8.Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007. 9.Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов­на­Дону: Феникс, 2007.10.Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие  мелкой моторики. – СПб: Корона­Век, 2007. Работа с детьми Октябрь 1.Заучивание пальчиковой игры «Замок». 2.Пальчиковая игра «Спрячь в ладошки». 3.Обучение детей игре «Шнуровка». 4.Конструирование и палочек «Заборчик», «Дорожка». 5.Настольная игра «Мозаика». 6.Создане с детьми книжки­малышки « Веселый зоопарк», используя способ  аппликации (в рамках КОПа). 7.Игра «Я катаю мой орех». 8.Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек». Ноябрь 1.Заучивание пальчиковой игры «Капуста». 2.Пальчиковая игра «Переложи игрушки». 3.Изображение пальцами различных фигур: «Очки», «Бинокль», «Стол», «Стул»,  «Замок». 4.Конструирование из палочек «Лесенка», «Квадрат», «Треугольник». 5.Настольная игра «Найди фигуре место». 6.Повторение игр на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый»,  «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек». Декабрь 1.Заучивание пальчиковой игры «Пирожки» , «Человечек». 2.Учить детей одевать и раздевать кукол. 3.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Шнуровка». 4.Конструирование из лего­конструктора «Домик», «Заборчик». 5. Настольная игра «Собери картинку» (крупные пазлы). 6.Пальчиковая игра «Лыжи» (использование крышек от пластик.бутылок). Январь 1.Разучивание пальчиковых игр «Карандаш», «Орехи», «Дорожка». Повторение  пальчиковой игры «Капуста», «Пирожки», «Замок». 2.Учить детей выкладывать простые узоры из веревочки (по карточкам образцам). 3.Пальчиковая игра «Художник» ( с помощью «волшебной палочки» или пальчиком) 4.Конструирование из палочек «Флажок», «Елочка». 5.Настольная игра «Мозаика» (мелкая и крупная).Февраль 1.Заучивание пальчиковой игры «Лапки­царапки», повторение игры «Капуста» 2.Научить детей пользоваться ножницами (резать по прямой линии). 3. Пальчиковая игра «Апельсин», «Шнуровка». 4.Учить детей выкладывать фигурки животных из геометрических фигур. 5.Настольные игры «Мозаика», «Ассоциации» Пальчиковая игра «Котенок» (с прищепками) Март 1.Закрепление пальчиковых игр «Лапки­царапки», «Капуста», «Пирожки». 2.Учить детей сматывать нитки в клубок «Шаловливый котенок». 3.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Моя семья» 4.Конструирование из палочек «Окно», «Домик», «Флажок». 5.Изготовление подарков к праздникам: «День защитников Отечества» (аппликация),  «Международный женский день 8 марта» (Веточка мимозы ­комбинированная  аппликация из бумаги и салфеток). 6.Игра «Прищепки» 7.Работа с карандашом: «Соедини все точки друг с другом», «Выбери на рисунке все  цветы из других предметов и соедини их друг с другом линиями». Апрель 1.Заучивание пальчиковой игры «Спокойного сна». Повторение знакомых игр. 2.Учить детей скатывать шарики из кусочка салфетки, для комбинированных работ по ИЗО. 3.Пальчиковые игры «Выгладим платочки для мамы и для дочки». 4.Изготовление подарков для мам к празднику 8 марта (Веточка мимозы из гороха и  цветной бумаги (продолжение работы)). 5.Конструирование из палочек предметов мебели: «Стол», Стул», «Кровать»,  «Телевизор» и т.д. 6.Игры в «сухом бассейне» (найти заданный предмет) 6.Проигрыване с детьми пальчиковым театром р.н.сказок (в камках КОПа  «Пальчиковый театр «Русские народные сказки») Май 1.Заучивание пальчиковой игры «Как живешь?», повторение «Замок», «Капуста»,  «Спокойного сна!». 2.Учить детей инсценировать руками стихи­ «Голуби». 3.Продолжать учить детей выкладывать узоры с помощью веревочки. 4.Конструировать из палочек «Ракета» (по образцу и по желанию).5.Учить детей изображать пальчиками различные фигуры: «Флажок», «Очки», «Стол», «Стул», «Бочка», «Крыша». 6.Учить детей способу обрывания по нарисованным линиям (Полоски, треугольники,  квадраты). 7.Выкладывание из палочек знакомых фигур по желанию 8.Работа с карандашом: «Обведи по пунктиру рисунок». Работа с семьёй Январь Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников» Апрель Совместное творчество детей и родителей (проект «Книжка своими руками») Самореализация Март Создание картотеки потешек для работы с детьми. Применять потешки в режимных  моментах. Январь­май Создание пальчикового театра по мотивам русских народных сказок Приложение. Пальчиковые игры. «Лыжи» (пальчиковая игра с пластиковыми крышками от бутылок). Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это ­  "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на  "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог: "Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы, Мы любим забавы холодной зимы". То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.  «Котенок» (пальчиковая игра с прищепками) Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком  тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и  обратно) на ударные слоги стиха:  "Сильно кусает котенок­глупыш, Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.) Но я же играю с тобою, малыш, А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!"«Прищепки» Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых  прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке: "Прищеплю прищепки ловко Я на мамину веревку".  «Я катаю мой орех» Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает: "Я катаю мой орех, Чтобы стал круглее всех".  «Замок». Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично  раскачиваете «замок»: ­ На двери висит замок. ­ Кто его открыть бы мог? ­ Постучали, На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не  расцепляя пальцы ­ Покрутили, Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их. ­ Потянули Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок  полностью. ­ И открыли! Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны. «Капуста». Говорить ритмично: ­ Мы капусту рубим, рубим. Руками показывать, как мы рубим капусту ­ Мы морковку трем, трем. Руками показывать, как мы трем морковку ­ Мы капусту солим, солим. Пальчики щепоткой – солим ­ Мы капусту мнем, мнем. Руками "мнем" капусту«Орехи» Научился два ореха  Между пальцами держать. Это в школе мне поможет Буквы ровные писать. Дети берут указательным и большим пальцем правой руки грецкий орех,  удерживают его в таком положении. Затем то же самое ­левой рукой. «Дорожка» Я взяла горошка Выложить дорожку, Чтобы бегали по ней Зайчики и кошки. Дети берут из коробочки сухой горох пальчиками и выкладывают из него дорожку. «Карандаш»  Мы зажали карандаш, Отогнулся пальчик наш. Он теперь у нас пилот – Отправляется в полёт. Дети кладут карандаш на середину безымянного пальца правой руки. Кисть  повёрнута ладонью вниз. Указательный, средний пальцы и мизинец – сверху ручки.  Покачивают, имитируя движения самолёта. Делают с другой рукой. «Ослик» Ослик хвостиком качал, Чуть его не потерял. Ты качай – качай – качай, Но давай­ка не теряй. «Часы» Есть часы теперь у нас, Бьют исправно каждый час. Снизу маятник у них: Вправо­влево – так да тик. «Качели» Ручку пальчиками взяли,  Вправо­влево покачали.­ «Что такое? Неужели  Я попала на качели?» Дети зажимают карандаш указательным и средним пальцами правой руки.  Начинают его покачивать, имитируя движение маятника. Затем делают левой  рукой («Ослик»,»Часы», «Качели»). Игра «Переложи игрушки» Детям предлагается две миски, одна с маленькими мячиками или игрушками из  «Киндер­сюрпризов», другая­пустая. Нужно при помощи ложки переместить  игрушки из одной мисочки в другую. Вместо ложки можно также использовать  крупный пинцет. Игра «Спрячь в ладошках» Детям предлагается спрятать маленький шарик в одной из рук, зажать его в  ладошке.Воспитатель с детьми угадывают в какой ладошке зажат шарик. Пальчиковая игра «Как живешь?» ­ Как живешь? ­ Вот так! (большие пальцы вперед) ­ Как плывешь? ­ Вот так! (имитация плавания) ­ Как бежишь? ­ Вот так! (указательные и средние пальцы «бегут») ­ Вдаль глядишь? ­ Вот так! («бинокль») ­ Ждешь обед? ­ Вот так! (Подпереть щеку кулачком) ­ Машешь вслед? ­ Вот так! (помахать кистью руки) ­ Утром спишь? ­ Вот так! (обе руки под щеку) ­ А шалишь? ­ Вот так! (хлопнуть по надутым щекам). Игра «Спокойного сна!» Этот пальчик хочет спать, (загните мизинец) Этот пальчик лег в кровать, (загните безымянный палец) Этот рядом прикорнул, (загните средний палец) Этот пальчик уж заснул, (загните указательный палец) А другой давненько спит…(загните большой палец) Кто у нас еще шумит? (погрозите пальчиком другой руки) Тише, тише, не шумите, Пальчики не разбудите! Игра «Апельсин»Мы делили апельсин. (Рука сжата в кулачок) Много нас, а он один! (Крутим кулачком вправо­влево) Эта долька для ежа, (Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок,  начиная с большого) Эта долька для чижа, (Разгибаем указательный пальчик) Эта долька для утят, (Разгибаем средний пальчик) Эта долька для котят, (Разгибаем безымянный пальчик) Эта долька для бобра, (Разгибаем мизинчик) Ну, а волку ­ кожура. (Открытую ладошку поворачиваем вправо­влево) Он сердит на нас ­ беда! (Двумя руками показываем волчью пасть) В домик прячемся ­ сюда! (Складываем руки домиком) Игра «Человечек» – Посмотрите, какой у меня человечек на ножках. («Ставим» ладошку  указательным и средним пальцами на стол или на пол.) – Человечек пошел погулять. (Педагог показывает, как «идут» пальцы, затем  просит детей повторить движения.) – Сделайте таких же человечков. (Во время показа педагог ритмично произносит  слова стихотворения.) Топ­топ­топ – топают ножки. Человечек идет по дорожке. Игра «Моя семья» Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – я, Вот и вся моя семья! Игра «Лапки­царапки» Кошечка Мурка, Серенькая шкурка, Мягкие лапки, (ребенок кладет руки на стол и сжимает в кулачки) А в лапках – цап­царапки (выпрямляет пальцы, начинает в шутку царапаться). Дом и ворота ­ На поляне дом стоит ( изображаем "дом")­ Ну а к дому путь закрыт (изображаем "ворота") ­ Мы ворота открываем (ладони разворачиваются параллельно друг другу) ­ В этот домик приглашаем . (изображаем "дом") ЧЕРЕПАХА  Вот моя черепаха, она живет в панцире.  Она очень любит свой дом. (Руки сжаты в кулаки, большие пальцы внутри. ) Когда она хочет есть, то высовывает голову. (Затем показать большие пальцы) Когда хочет спать, то прячет её обратно. (и спрятать их обратно. ) ОЧКИ Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко.  Колечки поднести к глазам. На коне верхом  Сидит Пахом,  Книги читает, А грамоты не знает. ФЛАЖОК Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе, большой  опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе Горит на солнышке флажок,  Как будто я Огонь зажег. ЛОДКА Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням как  ковшик  Лодочка плывет по речке,  Оставляя на воде колечки. ПАРОХОД I (Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие  пальцы подняты вверх ). Паровоз. Без колес! Вот так чудо­паровоз! Не с ума ли он сошел – Прямо по морю пошел! СТУЛ Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок  (большим пальцем к себе). Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно  менять положение рук попеременно на счет "раз". Есть у него спина, А не лежит никогда,Есть четыре ноги, А не ходят и три.  Но всегда он стоит, Всем сидеть велит. СТОЛ Левая рука сжата в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка. Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая рука в  кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет "раз" . В лесу родился,  В лесу вырос,  В дом приходил,  Всех вокруг себя посадил. ГРАБЛИ Ладонь вниз, пальчики согнуты, "гребут"  Листья падают в саду,  Я их граблями сгребу. СОБАКА Левая ладонь на ребро. Большой палец вверх, чуть согнут. Указательный палец  согнут, средний и безымянный вместе. Мизинец попеременно опускается и  поднимается . Четыре четырки,  Две растопырки,  Седьмой вертун,  А сам ворчун. КОШКА Средний и безымянный пальцы упираются в большой Указательный и мизинец  подняты вверх . У нашей Анютки  Зверь в атласной шубке,  Возле печи греется,  Без водички моется. ЗАЙКА И УШКИ Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы. Ими  шевелить в стороны и вперед . Маленький, Беленький По лесочку прыг­прыг,  Ушками дрыг­дрыг, По снежочку тык­тык.ЗАЙКА И БАРАБАН Пальчики в кулачок. Указательный и средний пальцы вверх, они прижаты.  Безымянным и мизинцем стучит по большому пальцу. Зайка взял свой барабан  И ударил: трам­трам­трам! КОЗА Внутренняя сторона ладони опущена вниз. Указательный и мизинец выставлены  вперед. Средний и безымянный прижаты к ладони и обхвачены большим . Тили­тили, тили­тили,  Три козы траву косили  По лугам­лужочкам,  По зеленым кочкам,  Козушки молоденькие,  Хвостики коротенькие. ЗАЙКА И ЗЕРКАЛО Левая ладонь кверху, делаем "козу". Сверху на нее накладываем правую руку,  которая тоже изображает "козу'''' (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх  и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и ими двигаем в противоположные  стороны. Зайка в зеркальце глядит  И ушами шевелит. ЛОШАДЬ Правая ладонь на ребре на себя. Большой палец кверху. Сверху на нее  накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец  кверху. Два больших пальца образуют уши . Четыре ноги,  Пятая грива,  Шестой хвост,  Погоняй, не бойсь. Дом. Я хочу построить дом, (Руки над головой "домиком".) Чтоб окошко было в нём, (Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в "окошко".) Чтоб у дома дверь была, (Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями.) Рядом чтоб сосна росла (Пальцы растопырены. Руки тянем вверх.) Чтоб вокруг забор стоял,(Руки перед собой кольцом, пальцы соединены.) Пёс ворота охранял. (Одна рука "пёс", мизинец отсоединить от других пальцев.) Солнце было, (Скрестить кисти рук, пальцы растопырены.) Дождик шёл, ("Стряхивающие" движения) И тюльпан в саду расцвёл. (Предплечья прижаты. Пальцы­лепестки смотрят вверх.)План по самообразованию Тема: «Развитие сенсорных способностей детей 3–4 лет» Дата Форма самообразования Москва,2014 Форма отчета Воспитатель: Спиридонова Н.Г. Сентяб рь­октябрь  2014г Ноябрь­ декабрь 2014  ­ Изучение научно­методической  литературы,  ­ Создание предметно­ развивающей среды для  сенсорного развития детей ­Посещение нод воспитателей для обмена опытом ­ Изучение опыта педагогов ДОУ  ­Рассмотрение и изучение  сенсорно­двигательных игр для  детей младшего дошкольного  возраста,     Январь­ февраль 2015 ­ обзор в СМИ  информации по  исследуемой теме, подбор  материала по темам Март –апрель 2015 Изучение и разработка  конспектов НОД по сенсорному  развитию детей. Беседы с родителями Индивидуальный план работы по самообразованию Составление картотеки дидактических игр по сенсорному  развитию детей 3­4 лет Папка­передвижка для родителей на тему: «Сенсорные игры  малышей». Презентация«Сенсорное развитие детей 3­4 лет»»Май 2015  Проведение диагностического  обследования детей с целью  выявления знания в области  сенсорных способностей Консультация для педагогов и родителей «Сенсорное развитие  детей 3­4 лет» Отчёт по самообразованию «Развитие сенсорных способностей детей  младшего дошкольного возраста» В 2014­2015 учебном году я взяла тему по самообразованию: «Развитие сенсорных способностей детей младшего   дошкольного   возраста».   Развитие   сенсорных   способностей   является   наиболее   важной темой   во   всестороннем   развитие   детей.   Именно   этот   возраст   наиболее   благоприятен   для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Цели: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме. Задачи: ­ Изучить литературу по данной теме; ­ развивать и совершенствовать у детей дошкольного возраста все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт. ­ развивать осязательное восприятие, а именно тактильные ощущения воспитанников. ­ повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников. Приступая к работе по данной теме, я использовала литературу: 1.   Венгер   Л.   А.,   Пилюгина   Е.   Г.   Воспитание   сенсорной   культуры   ребенка:книга   для   воспитателей детского сада. ­М. Просвещение, 1998­144с. 2.   Пилюгина   В.   А.   Сенсорные   способности   малыша:   Игры   на   развитие   восприятия   цвета,   формы, величины у детей раннего возраста. – М:Просвещение, 1996 – 112с. 3. Дворова И. В., Рожков О. П. Упражнения и занятия по сенсорному воспитанию детей 2­4­го года жизни. – МПСИ Модж, 2007 4. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. – М, ; Мозаика – синтез, 2009­72 с. 5. Научно­методический журнал «Дошкольное воспитание». Изучение темы начала с раздела: «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста»,   в   течение   сентября­октября   я   подробно   изучила   книгу   Венгер   Л.   А.,   Пилюгина   Е.   Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка», и сделала краткий конспект. В  ноябре   я   продолжила   изучение   темы   с   раздела:   «Рассмотрение   сенсорно­двигательных   игр»,   я изучила   статью   Абдулаевой   Е.   А.   «Сенсорно­двигательные   игры   для   детей   раннего   и   младшего дошкольного возраста», в журнале «Дошкольное воспитание». В   декабре   я   составила   картотеку   дидактических   игр   по   сенсорному   развитию   детей   3­4лет.   В картотеку вошли следующие дидактические игры по сенсорному развитию: «укрась бабочку», «игра­ шнуровка», «почини одежду зайчатам», «полянка», «подбери чашки к блюдцам», «разложи фигуры по местам». В   январе   мною   был   разработан   конспект   непосредственно­образовательной   деятельности   по сенсорике на тему: «Составные картинки» для второй младшей группы. В феврале была создана папка­передвижка для родителей на тему: «Сенсорные игры малышей». В марте совместно с родителями пополнили дидактические игры для сенсорного уголка. Мною были изготовлены   следующие   игры   для   детей:   «Теремок»,   «Найди   пару»,   «Собери   машину»,   «Найди похожую матрешку»… Родители активно принимали участие по созданию игр по сенсорике. В апреле была изучена методическая литература Пилюгина В. А. «Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста», и разработана папка­передвижка «Игры для развития осязания (тактильного восприятия) ». В мае закончила изучение темы разделом: «Способы развития сенсомоторики у детей дошкольного возраста».   Изучила   книгу   Янушко   Е.   А.   «Сенсорное   развитие   детей   раннего   возраста».   Были изготовлены следующие альбомы: «Цвета радуги», «Большой­маленький», «Геометрические фигуры: шар, треугольник, квадрат», а также сделала конспект.В   результате   изучения   темы:   «Развитие   сенсорных   способностей   детей   младшего   дошкольного возраста»,   сделала   следующие   выводы,   что   работа   по   развитию   сенсорных   способностей   детей должна   осуществляться   систематически   и   последовательно   и   включаться   во   все   этапы жизнедеятельности   детей:   режимные   моменты   (умывание,   одевание,   завтрак,   обед   и   т.   п.,   игры (дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые и др., занятия, трудовую деятельность, прогулки и экскурсии. Словом, оно должно пронизывать весь воспитательно­образовательный процесс, обогащая сенсорный и сенсомоторный опыт детей. Однако следует помнить: расширение чувствительного опыта детей   должно   производиться   с   учетом   их   возрастных   психофизиологических   и   индивидуальных особенностей. Консультация для педагогов и родителей «Сенсорное развитие детей  раннего возраста» Хочу рассказать Вам о сенсорном развитии детей раннего возраста. Сейчас очень мало внимания родители уделяют воспитанию детей раннего возраста. Они считают что их ребенок еще успеет, зачем загружать ребенка, и вообще обучать ребенка должен воспитатель, по их мнению, а дома заниматься с ребенком им некогда. Но как хорошо, что таких людей единица! Многие родители с удовольствием занимаются   с   детьми   и   я   этому   очень   рада,   ведь   мы   воспитатели   всегда   видим   как   развивается ребенок и это безусловно зависит от того, занимаются ли детьми дома. Итак начнем: Сенсорное   развитие   ребенка   –   это   развитие   его   восприятия   и   формирование   представлений   о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положений в пространстве, а также запахе, вкусе. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте детей трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплений представлений об окружающем мире. Сенсорное развитие с одной стороны составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой стороны имеет самостоятельное значение. Так как полноценное восприятие необходимо и для умственного обучения ребенка в детском саду, школе и для многих видов труда. С   восприятия   предметов   и   явлений   окружающего   мира   начинается   познание.   Все   другие   формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия. Являются результатом их переработки. Поэтому нормальное  умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Тему:   «Сенсорное   развитие   действий   и   эталонов   в   раннем   возрасте»   я   выбрала,   потому   что   для раннего возраста детей восприятие является одной из главных линий умственного развития: 1.   Чувственное   восприятие   и   познание   окружающей   действительности   осуществляется   за   счет включения системы анализаторов: (цвет, величина предметов, слуха (голос человека, звуки музыки, природы,   осязания   (воздействие   предметов   на   тактильные   и   температурные   рецепторы,   обоняния (разнообразные запахи, вкуса (сладкое, кислое и др.) 2. Усвоение  сенсорно  – перцептивных  действий и эталонов  – длительный  процесс, действенность которого   предполагает   активное   включение   детей   в   познание   путем   сравнения,   установления сходства и различия предметов и объектов ближайшего окружения. 3. В ходе выполнения игровых действий с дидактическим материалом обогащается чувственный опыт ребенка,   совершенствуется   его   восприятие,   движения   кисти   руки   и   пальцев,   развивается   речь, мышление, внимание, память. 4. Дети быстрее всего начинают ориентироваться в величине предметов, т. к. в ближайшем окружении постоянно   встречаются   с   большими   и   маленькими   образцами   обуви,   посуды   и   т.   д.   Взрослый интонацией выделяет: «большая кровать и маленькая – маленькая кроватка» и т. д. Для облегчения ознакомления с формой он соотносит ее с различными предметами: круглое – яблоко, овальное – яичко и др. При ознакомлении с цветом взрослый предлагает детям сравнения: красный – как ягодка, зеленый – как огурец и др. Задачи сенсорного воспитания Основная задача сенсорного воспитания заключается в том, чтобы формировать у детей такие умения воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию процессов   рисования,   конструирования,   звукового   анализа   слов,   труда   в   природе   и   т.   д.   Таким образом,   сенсорное   воспитание   должно   осуществляться   в   неразрывной   связи   с   разнообразной деятельностью.Наибольший   эффект   для   сенсорного   воспитания   дает   продуктивная   деятельность,   содержание   и организация которой подчинены задачам умственного воспитания. Овладевая содержанием той или иной деятельности, дети учатся изображать в рисунке все более сложные предметы и явления, создавать все более сложные конструкции. Расширяются и углубляются их знания и представления об этих предметах, формируются новые умения и навыки. Одновременно дети глубже познают такие свойства предметов, как величина, форма, цвет и т. д. Любая содержательная деятельность детей включает как более простые познавательные процессы – сенсорные, так и более сложные – мыслительные. Успешное овладение той или иной деятельностью в значительной мере зависит от совершенствования и развития этих процессов. Следует отметить, что совершенствование и развитие сенсорных процессов непосредственно в ходе деятельности,   как   правило,   затруднено.   Детям   трудно   одновременно   решать   несколько   задач   – выполнять собственно практические действия конструирования, рисования, лепки и т. д. Вместе с тем воспринимать и анализировать предмет, на основе которого создается, например, постройка, рисунок. Уважаемые родители! Примите мой совет, как от Мойдодыра: ­ "Играйте, играйте, занимайтесь с детьми по утрам и вечерам! Ведь сенсорное (умственное) развитие ­ это залог успеха для становления личности сегодня, завтра и навсегда! «Развитие сенсорных способностей  детей 3–4 лет» Автор: Спиридонова Наталья Григорьевна, воспитатель, Государственное бюджетное образовательное учреждение   средняя общеобразовательная школа N1155 Дошкольное отделение, г. Москва. План по  самообразованию. Дата Форма самообразования Форма отчета Сентябрь­октябрь 2014г 1.  ­ Изучение научно­методической литературы,  ­ Создание предметно­развивающей среды для сенсорного развития детей ­Посещение нод воспитателей для обмена опытом Беседы с родителями Индивидуальный план работы по самообразованию Ноябрь­декабрь 2014  ­Рассмотрение и изучение сенсорно­двигательных игр для детей младшего дошкольного возраста, ­ Изучение опыта педагогов ДОУ     Составление картотеки дидактических игр по сенсорному развитию детей 3­4 лет ­ обзор в СМИ  информации по исследуемой теме, подбор материала по темам Январь­февраль 2015 Папка­передвижка для родителей на тему: «Сенсорные игры малышей». Март –апрель 2015 Изучение и разработка конспектов НОД по сенсорному развитию детей. Презентация«Сенсорное развитие детей 3­4 лет»»  Проведение диагностического обследования детей с целью выявления знания в области сенсорных способностей Май 2015 Консультация для педагогов и родителей «Сенсорное развитие детей 3­4 лет» Работа по самообразованию «Развитие сенсорных способностей у детей 3–4 лет» Работа по самообразованию Воспитатель: Косолапова Татьяна Николаевна Группа вторая младшая Структурное подразделение МОУ СОШ N8 (д/с «Росинка») Тема: «Развитие сенсорных способностей у детей 3­4 лет»Цель: систематизация знаний по методике сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста, изучение  учебной и научно­методической литературы, новых программ и педагогических технологий, ознакомление с опытом  работы других дошкольных учреждений, педагогов. Задачи: ­ создать в группе предметно­развивающую среду, способствующую развитию сенсорных способностей детей  (центр сенсорного развития, используя дидактические игрушки (матрёшки, пирамидки, рамки­вкладыши, звучащие  игрушки, массажные мячики разных цветов, игры на развитие мелкой моторики рук (игры со шнуровкой, с прищепками, с пуговицами, пальчиковые бассейны с различным наполнителями: жёлудями, фасолью, морскими камушками, мозаика,  игры на развитие представлений о цвете, форме, величине («Большой – маленький», «Длинный – короткий», «Какой? », «Найди предмет такой же формы») . ­ активизировать восприятие детей, включая их в различные виды деятельности (продуктивная, познавательно­ исследовательская, игровая и т. д.) . ­ педагогическое просвещение родителей по вопросу: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» План работы N Раздел плана Сроки Форма работы Практические выходы I.Организационно­ознакомительный Сентябрь 2013г. 1. Изучение научно­методической литературы: ­ Венгер Л. А.  «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет». ­ Под ред. Салахетдинова В. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников». ­ А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. «Дидактические игры и упражнения». ­ О. А. Новиковская «Математика в играх и  картинках». ­ Н. В. Гаганова «Тесты для детей 3­4 лет». 2. Составление плана работы кружка по сенсорному развитию  детей второй младшей группы «Разноцветный мир». 3. Создание предметно­развивающей среды для сенсорного  развития детей. 4. Составление перспективного планирования по сенсорному развитию детей второй младшей группы. Доклады, сообщения. Перспективное планирование по сенсорному развитию детей второй младшей группы. Дидактический материал. План работы кружка по сенсорному  развитию детей второй младшей группы «Разноцветный мир». II.Основной Октябрь­ апрель 2014г. 1. Проведение занятий, дидактических игр, упражнений, наблюдений, ОЭД с  детьми в соответствии с программой кружковой работы, с планированием по сенсорному развитию детей второй  младшей группы. 2. Оформление наглядных консультаций и информационных стендов для родителей по сенсорному развитию детей  младшего дошкольного возраста. Консультации с родителями. Конспекты НОД по сенсорному развитию детей. Выставка детских работ. III.Заключительный Май 2014г. Проведение диагностического обследования детей с целью выявления знания в области сенсорных эталонов цвета, формы, величины. Подведение итогов работы по самообразованию за учебный год.  Аналитическая справка по результатам диагностического обследования детей. Самоанализ педагогической  деятельности. Отчёт по самообразованию «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста» В 2013­2014 учебном году я взяла тему по самообразованию: «Развитие сенсорных способностей детей младшего  дошкольного возраста». Развитие сенсорных способностей является наиболее важной темой во всестороннем развитие детей. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления  представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного  развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Цели: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме. Задачи: ­ Изучить литературу по данной теме; ­ развивать и совершенствовать у детей дошкольного возраста все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт. ­ развивать осязательное восприятие, а именно тактильные ощущения воспитанников. ­ повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников. Приступая к работе по данной теме, я использовала литературу: 1. Венгер Л. А., Пилюгина Е. Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка:книга для воспитателей детского сада. ­М.  Просвещение, 1998­144с. 2. Пилюгина В. А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей  раннего возраста. – М:Просвещение, 1996 – 112с. 3. Дворова И. В., Рожков О. П. Упражнения и занятия по сенсорному воспитанию детей 2­4­го года жизни. – МПСИ  Модж, 2007 4. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. – М, ; Мозаика – синтез, 2009­72 с. 5. Научно­методический журнал «Дошкольное воспитание». Изучение темы начала с раздела: «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста», в  течение сентября­октября я подробно изучила книгу Венгер Л. А., Пилюгина Е. Г. «Воспитание сенсорной культуры  ребенка», и сделала краткий конспект. В ноябре я продолжила изучение темы с раздела: «Рассмотрение сенсорно­двигательных игр», я изучила статью  Абдулаевой Е. А. «Сенсорно­двигательные игры для детей раннего и младшего дошкольного возраста», в журнале  «Дошкольное воспитание». В декабре я составила картотеку дидактических игр по сенсорному развитию детей 3­4лет. В картотеку вошли  следующие дидактические игры по сенсорному развитию: «укрась бабочку», «игра­шнуровка», «почини одежду  зайчатам», «полянка», «подбери чашки к блюдцам», «разложи фигуры по местам».В январе мною был разработан конспект непосредственно­образовательной деятельности по сенсорике на тему:  «Составные картинки» для второй младшей группы. В феврале была создана папка­передвижка для родителей на тему: «Сенсорные игры малышей». В марте совместно с родителями пополнили дидактические игры для сенсорного уголка. Мною были изготовлены  следующие игры для детей: «Теремок», «Найди пару», «Собери машину», «Найди похожую матрешку»… Родители  активно принимали участие по созданию игр по сенсорике. В апреле была изучена методическая литература Пилюгина В. А. «Сенсорные способности малыша: Игры на развитие  восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста», и разработана папка­передвижка «Игры для развития  осязания (тактильного восприятия) ». В мае закончила изучение темы разделом: «Способы развития сенсомоторики у детей дошкольного возраста». Изучила  книгу Янушко Е. А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Были изготовлены следующие альбомы: «Цвета  радуги», «Большой­маленький», «Геометрические фигуры: шар, треугольник, квадрат», а также сделала конспект. В результате изучения темы: «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста», сделала  следующие выводы, что работа по развитию сенсорных способностей детей должна осуществляться систематически и  последовательно и включаться во все этапы жизнедеятельности детей: режимные моменты (умывание, одевание,  завтрак, обед и т. п., игры (дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые и др., занятия, трудовую деятельность,  прогулки и экскурсии. Словом, оно должно пронизывать весь воспитательно­образовательный процесс, обогащая  сенсорный и сенсомоторный опыт детей. Однако следует помнить: расширение чувствительного опыта детей должно  производиться с учетом их возрастных психофизиологических и индивидуальных особенностей. Перспективы на следующий год: 1. Продолжить работу по теме: «Развитие сенсорных способностей детей» (согласно возрастной группе) ; 2. Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме; 3. Изучить новинки методической литературы 4. В работе с родителями планирую включать анкеты, беседы посиделки, организации совместных праздников. 2015­2016 учебный год Тема: «Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста». Актуальность выбранной темы для работы по самообразованию педагога Россановой Яны Юрьевны Сенсорное   воспитание   –   это   развитие восприятия   ребенка   и   формирование   его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положенииречь, совершенствование   движений. в   пространстве,   запахе,   вкусе   и   так   далее.   С   восприятия   предметов   и   явлений окружающего мира и начинается познание. Сенсорное   развитие   является   условием   успешного   овладения   любой   практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного  развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте.   Период первых 3­х лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте   при   соответствующих   условиях   у   ребенка   развиваются   различные способности:   Начинают   формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка   посредством   осязания,   мышечного   чувства,   зрения,   ребенок   начинает различать величину, форму и цвет предмета. Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: ­ является основой для интеллектуального развития; ­упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром; ­ развивает наблюдательность; ­ готовит к реальной жизни; ­ позитивно влияет на эстетическое чувство; ­ является основой для развития воображения; ­ развивает внимание; ­дает   ребенку   возможность   овладеть   новыми   способами   предметно­познавательной деятельности; ­ обеспечивает усвоение сенсорных эталонов; ­ обеспечивает освоение навыков учебной деятельности; ­ влияет на расширение словарного запаса ребенка; ­ влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти. Сенсорное воспитание на втором и третьем году жизни заключается, прежде всего, в обучении   детей   предметным   действиям,  требующим   соотнесения   предметов   по   их внешним   признакам:   величине,   форме,   положению   в   пространстве.   Овладение знаниями о внешних свойствах предметов достигается путем соотнесения их между собой (так как на этом этапе дети еще не владеют эталонными представлениями). Специально организованные занятия с дидактическим материалом, дидактическими игрушками,  предметами­орудиями   и   строительным   материалом   являются   основной формой работы по сенсорному воспитанию детей второго­третьего года жизни. Сенсорное   воспитание   детей   раннего   возраста   осуществляется   в   тех   формах педагогической   организации,   которые   обеспечивают   формирование   сенсорных способностей как действенной основы общего развития ребенка. В качестве средств сенсорного воспитания у детей раннего и младшего дошкольного возраста   используются:   дидактические   игры   и   упражнения,   изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация), конструирование и др.Дидактические   игры учитывают   возрастные,   нравственные   мотивы   деятельности играющих, принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение.  Основная особенность дидактических игр – обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правила дает возможность воспитателю более планомерно использовать эти игры для умственного воспитания детей. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей, но не открыто, а реализуются через игровую задачу. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций. Детское   конструирование (создание   различных   построек   из   строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева) тесно связано с  игрой  и  является  деятельностью,  отвечающей   интересам   детей.  Здесь   сенсорные процессы   осуществляются   не   изолированно   от   деятельности,   а   в   ней   самой, раскрывающей   богатые   возможности   для   сенсорного   воспитания   в   широком   его понимании. Конструируя,   ребенок   учится   различать   не   только   внешние   качества   предмета, образца   (форму,   величину,   строение);   у   него   развиваются   познавательные   и практические действия. В конструировании ребенок, помимо зрительного восприятия качества   предмета,   реально,   практически   разбирает   образец   на   детали,   а   затем собирает их в модель (так в действии осуществляет он анализ и синтез). Рисование, аппликация и лепка – виды деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности. Овладение умением изображать невозможно без   развития   целенаправленного   зрительного   восприятия   –   наблюдения. Изобразительная   деятельность   –   это   специфическое   образное   познание действительности.   Для   того   чтобы   нарисовать,   вылепить   какой   –   то   предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомится, запомнить его форму, величину, конструкцию,   расположение   частей,   цвет.   Дети   воспроизводят   в   рисунке,   лепке, аппликации, постройке  то, что восприняли раньше, с чем уже знакомы. Таким образом, актуальность темы заключается в необходимости ее всестороннего изучения,   потому   что   развитая   сенсорика   –   основа   для   совершенствования практической   деятельности   современного   человека.   Она   создает   необходимые предпосылки   для   формирования   психических   функций,   имеющих   первостепенное значение   для   возможности   дальнейшего   обучения.   Дети,   обладающие   сенсорной культурой, становятся способны различать широкую гамму красок, звуков, вкусовых ощущений.   Цель: повышение теоретического уровня, профессионального мастерства и  компетентности педагога. Задачи: Работа над программой профессионального самообразования поможет: ­ научить детей различать основные цвета;­ познакомить детей с величиной и формой предметов; ­ сформировать навыки самостоятельной деятельности; ­ повысить самооценку детей, их уверенность в себе; ­ развить творческие способности, любознательность, наблюдательность; ­ сплотить детский коллектив. Сроки Сентябрь Раздел плана Подготовительный 1. 2. Форма работы Составление плана работы по  самообразованию Изучение литературы по  заданной тематике, сбор  материалов для последующей  работы по самообразованию Октябрь 3. Проведение наблюдения и  выявление уровня сенсорного  развития детей в ходе применения  специализированных  дидактических игр Практические выходы Наличие плана работы  по самообразованию Литература для  изучения: 1. Макарычева  Н.В. «Проблемы  раннего детства».  –АРКТИ, 2014 Высокова Т.П.  «Сенсомоторное  развитие детей  раннего возраста». – Волгоград, 2011. 2. 3. Янушко Е.А.  «Сенсорное  развитие детей  раннего  возраста» .­  Мозаика­синтез,  2013. Собран  дополнительный  материал по  сенсорному развитию  детей раннего возраста  из  Интернет –  источников. Разработаны  консультации для  работы с родителями. Заполнение карты  наблюдения за детьми и выявление  индивидуального  уровня сенсорного  развития детей на  начало учебного года4. Консультирование родителей Ноябрь Основной 1. Продолжать изучение  литературы по заданной  тематике 2. Формирование картотеки  дидактических игр,  направленных на сенсорное  развитие детей, изготовление  материала для игр 3. Подготовка консультации для  Декабрь родителей 1. Продолжать изучение  литературы по заданной  тематике 2. Подготовка консультации для  родителей 3. Формирование картотеки  дидактических игр,  направленных на сенсорное  развитие детей, изготовление  материала для игр Проведение  консультации для  родителей «Адаптация  ребенка к условиям  ДОУ» и «Сенсорное  воспитание детей  раннего возраста». Литература для  изучения: 1. Журнал  «Домашняя школа Монтессори»,  2001. 2. Журнал «Для  3. самых  маленьких», 2001. Работы Марии  Монтессори по  всестороннему  развитию детей из  различных  Интернет –  источников. Наличие дидактических игр в картотеке и  материалов к ним Проведение  консультации для  родителей на тему:  «Как провести  выходной день с  ребенком». Литература для  изучения: Вартан В.П.  Сенсорное развитие  дошкольников – Мн.:  БрГУ, 2007. Проведение  консультации для  родителей на тему:  «Какие игрушки  необходимы детям». Наличие дидактических игр в картотеке и  материалов к нимЯнварь Февраль 4. Создание развивающего  оборудования «Тактильная  дорожка», обучение детей  работе с ним 5. Оформление папки­передвижки  для родителей на тему:  «Сенсорные игры малышей» 1. Подготовка консультации для  родителей 2. Продолжать формирование  картотеки дидактических игр,  направленных на сенсорное  развитие детей, изготовление  материала для игр 3. Упражнения и игры на развитие  сенсорных эталонов обоняния.  Создание развивающего центра  «Территория запахов» 4. Продолжать изучение  литературы по заданной  тематике 1. Участие в педсовете 2. Экспериментирование с водой. 1. Подготовка консультации для  родителей 2. Формирование картотеки  дидактических игр,  направленных на развитие  тактильных ощущений:  Наличие оборудования Наличие папки­ передвижки Проведение  консультации  для родителей на тему: «Первые  уроки  нравственности  для детей  раннего д ошкольного  возраста». Наличие дидактических игр в картотеке и  материалов к ним Проведение  упражнений и игр Литература для  изучения: Венгер Л.А.  Дидактические игры и  упражнения по  сенсорному воспитанию дошкольников. – М.:  Просвещение, 1988. Участие в работе  педсовета Опыт «Разноцветная  вода». Опыт  «Прозрачность воды». Проведение  консультации для  родителей на тему:  «Развитие сенсорных  способностей детей  раннего возраста». Наличие дидактических игр в картотекеМарт Апрель «Чудесный мешочек»,  «Определи на ощупь»,  «Платочек для куклы», «Узнай  фигуру», «Найди пару». 1. Подготовка консультации для  родителей 2. Формирование картотеки  дидактических игр,  направленных на закрепление  понятия формы: «Найди  предмет указанной формы», «Из  каких фигур состоит…?»,  «Найди предмет такой же  формы»,  «Какая фигура  лишняя?».   3. Продолжать изучение  литературы по заданной  тематике 4. Продолжение оформления  папки­передвижки для  родителей на тему: «Сенсорные  игры малышей» 1. Подготовка консультации для  родителей 2. Продолжать изучение  литературы по заданной  тематике 3. Формирование картотеки  дидактических игр,  направленных на закрепление  цвета: «Какого цвета не стало?», Проведение  консультации для  родителей на тему:  «Роль развивающих игр  для детей». Наличие дидактических игр в картотеке и  материалов к ним Литература для  изучения: Пилюгина Э.Г. Занятия  по сенсорному  воспитанию с детьми  раннего возраста.  Пособие для  воспитателя детского  сада ­ М.: 1983 Наличие папки­ передвижки Проведение  консультации для  родителей на тему:  «Детские капризы и  упрямство». Литература для  изучения: Сакулина Н.П.,  Поддьяков Н.Н.  Сенсорное воспитание в детском саду :  Методические  указаения – М.:  Просвещение, 1969. Наличие дидактических игр в картотеке и  материалов к ним«Какого цвета предмет?»,  «Собери  гирлянду» «Какие  цвета использованы?», «Уточним цвет». 4. Оформление буклетов для  родителей на тему: «Сенсорное  развитие детей раннего  дошкольного возраста» 1. Анкетирование родителей Май Итоговый 2. Формирование картотеки  дидактических игр,  направленных на сенсорное  развитие детей, изготовление  материала для игр 3. Закрепление пройденного с  детьми. Оценка уровня  сенсорного развития детей. 4. Отчет о проделанной работе Наличие буклетов Анкетирование,  позволяющее оценить  уровень  удовлетворённости  родителей работой  дошкольного  учреждения. Наличие дидактических игр в картотеке и  материалов к ним Заполнение карты  наблюдения за детьми и выявление  индивидуального  уровня сенсорного  развития детей на конец учебного года Выступление на МО  воспитателей по теме  самообразования