Современная тренировка по мини-футболу стала намного содержательней. Широкое применение разнообразных видов физической деятельности таких как: гимнастика, акробатика, лыжи, хоккей с шайбой, баскетбол, волейбол, ручной мяч, теннис, бег, ходьба, прыжки используются в тренировках мини-футболистов. Современный мини-футбол провозгласил универсализацию специалистов, что требует от каждого игрока умения владеть всем технико-тактическим арсеналом мини-футбола, однако в совершенстве каждый футболист должен владеть, прежде всего, тем комплексом игровых приемов, который позволит ему на высоком уровне выполнять свои основные функции. Футболисты в мини-футболе обязаны уметь грамотно строить свои индивидуальные действия без мяча и с мячом, как в нападении, так и в защите, а также вести свою игру в зависимости от действий партнеров по команде. Футболисты должны одинаково хорошо уметь действовать, как конструируя, так и разрушая атаку независимо от своих основных функций. Игра в мини-футбол связана с необходимостью поддержания высокого уровня специфической работоспособности на протяжении длительного времени и требует всесторонней физической, технической, тактической, психологической подготовленности игроков. Качество игровой деятельности футболистов, при решении непрерывно возникающих задач в сложных и изменяющихся условиях борьбы с соперником, зависит от умения спортсменов мгновенно оценить обстановку, тонко дифференцировать мышечные усилия, умело управлять своими движениями в действиях с мячом и без мяча [8].
Развитие минифутбола в системе дополнительного образования
Ключевые слова: минифутбол, подрастающее поколение,
физкультурноспортивная деятельность, двигательная активность.
Аннотация: Велика популярность футбола в Российской Федерации,
где он давно уже считается спортом номер один, но наряду с большим
футболом, все большее распространение получает его «Младший брат»
минифутбол.
История возникновения минифутбола своими корнями уходит
глубоко в прошлый век. В странах Латинской Америки уже в 2030х
годах XX века школьники и студенты играли в футбол в уменьшенных
составах не только на открытых площадках, но и в спортивных залах.
Постепенно стали оформляться в зальный футбол, проводиться
многочисленные соревнования, в которых принимали участие только
любительские команды. Демократическая по своей сути, доступная для
малообеспеченных слоев общества, эта игра становится все более и
более популярной в таких странах, как Бразилия, Уругвай, Аргентина.
Нередко ведущие футбольные клубы этих стран приглашали
талантливых игроков именно из зального футбола.
В нашей стране турниры по минифутболу регулярно проводятся с
1972 года. А датой рождения современного минифутбола нашей страны
следует считать1989 год. Именно тогда в структуре Федерации футбола
СССР был создан комитет по минифутболу. С распадом Советского
Союза, естественно, была ликвидирована и Федерация футбола СССР.
Вновь созданная Ассоциация минифутбола России сумела преодолеть
сложную ситуацию и организовала работу по становлению и
дальнейшему развитию зального футбола в стране. Минифутбол, как и
любой вид спорта не стоит на месте, а напротив, находится в
постоянном движении, развитии. Все большее внимание этой игре
уделяют ФИФА, УЕФА и национальные федерации футбола. Сегодня
уже более 80 стран мира организовывают свои чемпионаты по футзалу.
Заметно совершенствуется организационная структура минифутбола в
целом ряде европейских, латиноамериканских и азиатских стран. Не
случайно сегодня в мире обсуждается вопрос о включении этой игры впрограмму Олимпийских игр [1].
Ассоциация минифутбола России в числе первостепенных задач,
стоящих сегодня перед педагогами, родителями и общественностью,
считает необходимость создания таких условий, при которых
школьники различного возраста смогли бы регулярно заниматься
физкультурноспортивной деятельностью во внеурочное время. Данная
задача, способствующая повышению двигательной активности детей и
подростков, укреплению их здоровья, улучшению физической
подготовленности, а следовательно и подготовки подрастающего
поколения к будущей трудовой деятельности может быть успешно
реализовано через систему дополнительного образования под
руководством опытного тренерскопреподавательского состава.
Современная тренировка по минифутболу стала намного
Широкое применение разнообразных видов
содержательней.
физической деятельности таких как: гимнастика, акробатика, лыжи,
хоккей с шайбой, баскетбол, волейбол, ручной мяч, теннис, бег, ходьба,
прыжки используются в тренировках минифутболистов. Современный
минифутбол провозгласил универсализацию специалистов, что требует
от каждого игрока умения владеть всем техникотактическим
арсеналом минифутбола, однако в совершенстве каждый футболист
должен владеть, прежде всего, тем комплексом игровых приемов,
который позволит ему на высоком уровне выполнять свои основные
функции. Футболисты в минифутболе обязаны уметь грамотно строить
свои индивидуальные действия без мяча и с мячом, как в нападении, так
и в защите, а также вести свою игру в зависимости от действий
партнеров по команде. Футболисты должны одинаково хорошо уметь
действовать, как конструируя, так и разрушая атаку независимо от
своих основных функций. Игра в минифутбол связана с
необходимостью поддержания высокого уровня специфической
работоспособности на протяжении длительного времени и требует
всесторонней физической, технической, тактической, психологической
подготовленности игроков.
Качество игровой деятельности
футболистов, при решении непрерывно возникающих задач в сложных и
изменяющихся условиях борьбы с соперником, зависит от умения
спортсменов мгновенно оценить обстановку, тонко дифференцировать
мышечные усилия, умело управлять своими движениями в действиях смячом и без мяча [8].
Тренировка должна строиться на основе взаимосвязанных
дидактических принципов состязательности и активности,
систематичности и постепенности наглядности, доступности. Главное
средство тренировки в минифутболе разнообразные физические
упражнения, условно подразделяемые на основные и вспомогательные.
К числу основных упражнений относятся упражнения по технике и
тактике и собственно сама игра в минифутбол. Вспомогательные
делятся на 2 группы: общеподготовительные и специально
подготовительные [3].
сменного,
группового,
Организация деятельности футболистов на тренировочном занятии
по минифутболу обеспечивается применением фронтального,
поточного,
индивидуального способов
организации занятий, а также с помощью круговой тренировки.
Требования, предъявляемые к занятию с футболистами, таковы: занятия
должны иметь ясную цель, в соответствие с общей целью тренировки,
должны воспитывать дисциплинированность и их необходимо построить
так, чтобы юные футболисты сознательно и прочно овладевали
двигательными навыками и в нужной степени развивали двигательные
качества; каждое отдельно взятое занятие должно представлять собой
неразрывную часть в общей цепи занятий, а содержание должно
отвечать задачам улучшения физического развития футболистов,
расширять круг их навыков, умений и знаний; на занятиях надо
применять разнообразные методы совершенствования мастерства мини
футболистов, соответствующие цели содержанию занятия, степени
подготовленности и возрасту занимающихся.
В процессе тренировки футболистов решаются следующие задачи:
совершенствование двигательных качеств и навыков; сохранение и
повышение работоспособности;
расширения функциональных
возможностей организма спортсменов; воспитания трудолюбия,
дисциплины, сознательности и активности [10].
Обучение
и
тренировка
базе
общеобразовательной школы, составляют единый педагогический
процесс, направленный на укрепление здоровья занимающихся, развитие
их физических качеств и освоение техникотактических приемов игры.
занимающихся наЛитература
1. Андреев С.Н. Минифутбол в школе [Текст] / С.Н. Андреев, Э.Г.
АлиевМ.: Советский спорт, 2008.224 с.: ил.
2. Алабин В.Г. Комплексный контроль в спорте [Текст] / В.Г. Алабин и
др. // Теория и практика физической культуры, 1995, № 3 – с.4346.
3. Берштейн Н.А. О ловкости и ее развитии [Текст] / Н.А. Берштейн. –
М.: Медицина, 1991. – 246 с.
4. Боген М.М. Обучение двигательным действиям [Текст] / М.М. Боген
– М.: Физкультура и спорт, 1999. – 246 с.
5. Бубэ Х. Тесты в спортивной практике [Текст] / Х. Будэ – М.:
Физическая культура и спорт, 1968. – 240 с.
6. Вавилов Ю.Н. Возрастные основы воспитания физических качеств у
юных спортсменов: Учебнометодическое пособие [Текст] / Ю.Н.
Вавилов – Челябинск: ИГПИ, 1980. – 18 с.
7. Волков Л.В. Физические способности детей и подростков [Текст] /
Л.В. Волков – Киев: Здоровье, 1981. – 88 с.
8. Вопросы психологии спорта [Текст] / Под ред. В.А. Сорокина – М.:
1996. – 190 с.
9. Воробьев А.Н. Еще раз о теории и практике [Текст] / А.Н. Воробьев //
Научноспортивный вестник – М.: 1987, № 2 – с. 3840.
10. Выжгин В.А. Исследование эффективности методики обучения
детей 1112 лет технике футбола [Текст] / В.А. Выжгин: Автореф. Дис.
К.п.н. – М., 1972. – 18 с.
11.
Контроль соревновательной деятельности
высококвалифицированных футболистов [Текст] / Г.М. Гаджиев, М.А.
Годик, Г.С. Зонин: Методические рекомендации – М., 1982 – 26 с.
12. Годик М.А. О методике тестирования физического состояния детей
[Текст] / М.А. годик, Т.А. Шанина, Г.Ф. Шитикова – М.: тренер, 1991 –
260 с.
13. Годик М.А. О методике тестирования физического состояния детей
[Текст] / М.А. годик, Т.А. Шанина, Г.Ф. Шитикова // Теория и практика
физ. Культуры – 1993, № 5 – с. 3236.
14. Голомазов С.В. Футбол. Методика тренировки техники игры
головой [Текст] / С.В. Голомазов – М.: СпортАкадемПресс, 2001, 80 с
Гаджиев Г.М.