Весьма важной является проблема развития мотивации игровой деятельности и ее использования в качестве средства коррекционно-воспитательной работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста. В своей экспериментальной работе мы развиваем у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
1) Объективную и субъективную необходимость партнера для достижения общей цели.
2) Положительное отношение к игре в целом и длительное проявление интереса к игре и игрушкам.
3) Потребность в обществе сверстников и общение с ними.
4) Потребность в положительных эмоциях, формирование эмоционального контакта с взрослым, направленности ребенка на сотрудничество с ним.
Развитие мотивации игровой деятельности у дошкольников с
интеллектуальной недостаточностью.
Весьма важной является проблема развития мотивации игровой
деятельности и ее использования в качестве средства коррекционно
воспитательной работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью
дошкольного возраста. В своей экспериментальной работе мы развиваем у
дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
1) Объективную и субъективную необходимость партнера для достижения
общей цели.
2) Положительное отношение к игре в целом и длительное проявление
интереса к игре и игрушкам.
3) Потребность в обществе сверстников и общение с ними.
4) Потребность в положительных эмоциях, формирование эмоционального
контакта с взрослым, направленности ребенка на сотрудничество с ним.
5) Повышение уровня развития навыков совместной деятельности.
Условие, влияющие на развитие мотивации игровой деятельности детей
с интеллектуальной недостаточностью.
Эмоциональное общение взрослого и ребенка возникает на основе совместных
и игры и действий, которые должны сопровождаться приветливой улыбкой и
ласковым голосом. Взрослый должен ласково прикоснуться к каждому
ребенку, погладить его, взять за руку и т.п. В том случае, когда ребенок
положительно настроен на взрослого, признает его авторитет, происходит
добровольное принятие позиций взрослого. Взрослый исполняет роль
участника игры, партнера, направляет каждого ребенка на выполнение
игровых действий, а при необходимости, дает образец поведения в игре.
Участвуя в игре, взрослый одновременно следит за выполнением правил. При
преодолении детьми затруднений подразумеваем различны е виды помощи,
оказываемые ребенку в процессе игры:
стимулирующая помощь (воздействие взрослого направленное на
активизацию собственных возможностей ребенка для преодоления
затруднений);
эмоционально – регулирующая помощь (оценочные суждения взрослого,
чаще всего одобряющего, подбадривающего характера);
показ выполнения действий.
В качестве привлечения игровой деятельности и развития длительного
интереса к игре еще использовали:
внесение новых игрушек;
содержание игр всегда содержит увлекательный сюжет.
поощрение, совместные игры детей (награждение детей медальками с
изображением игрушек, после нахлждения клада, дети открывают шкатулку в
которой находят конфеты); похвала;
сюрпризный момент.
Развивая мотивацию игровой деятельности у дошкольников с
интеллектуальной недостаточностью, мы провели 6 занятий, включающих в
себя комплекс психогимнастических игр и упражнений, игры с правилами
(дидактические, подвижные и т.д.), объединенных в сюжете.
При разработке программы занятий учитывались индивидуальные
особенности детей с интеллектуальной недостаточностью и своеобразие их
игровой деятельности. Поэтому наши занятия не были включены сюжетно –
ролевые игры. Только после реализации этой программы занятий, можно
вводить занятия включающие в себя сюжетно – ролевые игры.
Очередность введения игр определялось принципами постепенности и
последовательности принятия ребенка норм бесконфликтного общения.
Принцип постепенности учитывался и при разработки целей занятий:
знакомство детей друг с другом и с родителями,
эмоциональное вовлечение в занятие,
взаимодействие детей друг с другом, со своими родителями и другими
родителями,
сотрудничество детей со взрослыми, ведущие к деловому общению.
Занятия с нормально развивающимися детьми проводились совместно с
родителями и без их участия. В проводимых нами занятиях принимали
участия дети в возрасте от 3 до 4,5 лет детского сада №57 Приморского
района.
Занятия у детей с интеллектуальной недостаточностью проводились без
участия родителей, т.к. родители не смогли придти в назначенное им время.
Мы считаем, то детям с интеллектуальной недостаточностью занятия, где
их родители принимают участие, были бы полезными, оказали бы
благоприятное воздействие на психическое и физическое развитие ребенка.
На этих занятиях родители дарят радость, улыбку ребенку. Возникаю
доверительные отношения между детьми и взрослыми. Родители сами учатся
общаться и взаимодействовать с ребенком.