Развитие мотивации учащихся на уроках музыки посредством ИКТ
Оценка 4.6
Документация +1
docx
Междисциплинарный 3
Взрослым
14.05.2018
В школе в последние годы компьютерная техника и другие средства информационных технологий стали всё чаще использоваться при изучении многих учебных предметов, в том числе и музыки. Мы имеем возможность по-новому использовать различную информацию и тем самым обогатить методические возможности урока. Компьютер – оперативное средство наглядности в обучении, возможность дополнительных творческих поисков детей, помощник в отработке практических умений и навыков учащихся.
Информационные технологии обучения – это своеобразная подготовка и передача информации ученикам, где средством является компьютерная техника и другие программные технические средства, которые могут быть различного назначения.Развитие мотивации учащихся на уроках музыки посредством ИКТ
Развитие мотивации учащихся на уроках музыки посредством ИКТ.docx
Отчёт по теме самообразования Дорошенко С.А.
«Развитие мотивации учащихся на уроках музыки посредством ИКТ»
«Музыка – странная вещь. Я бы даже сказал – чудо. Она находиться
на полпути между мыслью и явлением, между духом и материей,
это чтото вроде смутного посредника, и похожего и не похожего на
эти полярности, дух, который требует выражение времени, и
материя, которая может обходиться без пространства» (Г. Гейне.)
Музыка имеет свой язык, слова часто бессильны там, где «говорит»
музыка. Она способна выразить то, что невыразимо словами, раскрыть самые
тонкие оттенки человеческих чувств, мыслей, настроений, переживаний,
может помочь вызвать к жизни сокровенные помыслы, унести в далекое
прошлое, заглянуть в будущее.
Подлинное педагогическое искусство состоит в воздействии не только
на ум, но и на чувства. Успех работы учителя музыки во многом зависит от
его способностей влиять на впечатлительность и эмоциональность детей.
Необходимо выразительно и одухотворенно исполнять, образно и ярко
комментировать музыкальные произведения, создавая атмосферу творческой
активности в классе.
Так какой должен быть урок музыки в современных условиях? В наше
время условия работы учителя, а в данном случае учителя музыки, коренным
образом изменились. Необходимость этих перемен продиктована самой
жизнью: ученик живёт в технологической, которая насыщена компьютерами,
DVD и mp3плейерами, мобильными телефонами и т. д. Идти в ногу со
временем и применять современные технические средства в учебном
процессе, позволяет решить целый ряд учебных задач, а также повысить одну
из важнейших составляющих успешного обучения – мотивацию ученика. В
качестве основной цели, использования ИКТ на уроках музыки, можно рассматривать активизацию познавательной и творческой деятельности
учащихся.
Если учитель музыки будет использовать современные технологии, то
учащиеся будут ходить на уроки без пропусков, будут ждать встречи с
искусством и результат не заставит ждать. Музыка и информационные
технологии совместимы!
В школе в последние годы компьютерная техника и другие средства
информационных технологий стали всё чаще использоваться при изучении
многих учебных предметов, в том числе и музыки. Мы имеем возможность по
новому использовать различную информацию и тем самым обогатить
методические возможности урока. Компьютер – оперативное средство
наглядности в обучении, возможность дополнительных творческих поисков
детей, помощник в отработке практических умений и навыков учащихся.
Информационные технологии обучения – это своеобразная подготовка и
передача информации ученикам, где средством является компьютерная
техника и другие программные технические средства, которые могут быть
различного назначения.
Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит
дальнейшее обучение ребенка. Особенно важно обучить способам учебной
деятельности сейчас, в наш быстро меняющийся мир, мир переполненный
информацией, научить ребенка работать с информацией, научить учиться.
Ученики 14 классов имеют нагляднообразное мышление, поэтому
очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного
иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только
зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится
яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации. При разработке уроков с компьютерной поддержкой важным является
знание функциональных возможностей и условий применения каждого из
вышесказанных компонентов. Как технические, так и программные средства
вносят свою специфику и оказывают своё влияние на учебный процесс.
Размышляя над вопросом, как лучше всего ввести в урок музыки ИКТ и
сделать его интересным для учеников, я определила для себя некоторые
ведущие идеи:
Необходимо изменить роль ученика в уроке: из пассивного
слушателя сделать его активным участником процесса обучения. В этом
случае отношения между учеником и учителем изменяются в сторону
партнерских, а ученик из объекта педагогического воздействия превращается
в субъекта учебной деятельности.
Учебным планом предусмотрен лишь один урок музыки в неделю,
что недостаточно для формирования разносторонне развитой гармоничной
личности. В связи с этим возникает проблема увеличения интенсивности
урока, его насыщенности. Одним из способов решения этой задачи могут
стать современные информационные технологии.
Одним из условий успешного обучения на уроках музыки,
несомненно, является качество используемых на уроках аудио и
видеоматериалов. Применение современных технических средств обучения
(компьютер, видеомагнитофон, музыкальный центр и т.д.) позволяет добиться
желаемого результата.
Одной из важнейших составляющих успешного обучения является
мотивация ученика. Использование современных информационных
технологий на уроках музыки делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста, формирует эмоционально
положительное отношение к предмету.
Анализ вышеизложенных идей привел меня к выводу о необходимости
применения современных компьютерных технологий.
Наличие в кабинете компьютера с проектором позволило мне органично
включить ИКТ во все уроки музыки.
ИКТ сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного
обучения школьников.
Грамотное использование компьютера помогает решить дефицит
наглядных пособий, преобразить традиционные учебные предметы,
оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а
главное, подняв на неизмеримо более высокий уровень интерес к предмету
Музыка.
Благодаря мультимедийным пособиям, стали отличаться высокой
активностью на уроках (высказывать своё мнение, размышлять, рассуждать).
( Просмотр диаграмм)
Демонстрационный зрительный ряд выполняет функцию эмоционально
эстетического фона восприятия музыки. Возможно устанавливать
разнообразные интонационнообразные связи музыки с историей, литературой,
различными видами изобразительного искусства, архитектурой, скульптурой,
художественной фотографией и т.п.
Цифровые образовательные ресурсы я разрабатываю как комплекс
средств обучения, в который входят:
Видеоряд: фрагменты из опер, балетов, мюзиклов, музыкальных
кинофильмов, концертов классической и популярной музыки, фрагменты художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве
композиторов, фрагменты народных праздников.
Синтезированный зрительный ряд: портреты композиторов,
исполнителей и исполнительских коллективов, исполняющих произведения
мировой музыкальной классики, народной и духовной музыки; тематические
рисунки, нотная графика, фрагменты рукописей музыкальных произведений,
репродукции произведений изобразительного искусства (живопись,
декоративноприкладное искусство, скульптура, архитектура, графика,
иконопись и др.); материалы из мемориальных музеев композиторов,
исполнителей, документальные и художественные фотографии.
Звуковые фонограммы музыкальных произведений. А также песен
(«плюсовки» и «минусовки»), которые дают возможность школьникам
участвовать в их исполнении;
Литературный ряд: доступные, ёмкие, выразительные
информативные тексты, раскрывающие содержание предлагаемых для
восприятия фрагментов музыкальных и художественных
образов(эстетическинравственный фон); отрывки стихотворений, прозы,
созвучные музыке; словарь ключевых терминов и понятий, соответствующих
данной учебной теме, эмоциональный словарь(вербальная (словесная)
характеристика музыкального произведения); фрагменты писем,
воспоминаний, цитаты и высказывания композиторов, исполнителей,
слушателей и др.
Творческие(интерактивные) задания для учащихся; вопросы,
диагностические тесты, проблемные ситуации, направленные на осмысление
учебного материала и выполняющие функцию контроля за успешностью
развития музыкальной культуры школьника. Сегодня компьютер, аудио и видеозапись прочно вошла в нашу жизнь,
помогает лучше провести досуг, чаще слушать хорошую музыку, формировать
художественный вкус, углублять знания музыкальной литературы.
Сделать эту работу более результативной и интересной поможет
музыкальная фонотека – собрание звукозаписей на CD, DVD диски.
Наша жизнь немыслима без телевидения, Интернета. С помощью этих
средств массовой информации я пополняю свою фонотеку, стараюсь быть в
курсе музыкальной жизни не только в России, но и всего мира.
Все созданные мной ЦОРы могут использоваться не только на уроках,
но и при подготовке внеклассных мероприятий, ученических
исследовательских проектах.
Мультимедийные ресурсы на уроке музыки можно подразделить
следующим образом:
справочные, энциклопедические издания;
музыкальные произведения;
зрительный ряд;
музыкальные игры;
музыкальные конструкторы
тесты
обучающие программы,
программы для импровизации, сочинения музыки,
программы для пения караоке.
программные средства для создания, редактирования, записи,
воспроизведения музыки.
На уроках музыки материал, возможно, преподнести другими формами:
выполнение сообщений, проектов, тестов и мн. др., при этом, используя
программы PowerPoit, Photoshop, Movie Maker, NERO и т.д.
Существует множество программ для работы с музыкой на
компьютере.
Музыкальные проигрыватели – Windows Media Player, WinAmp и
другие.
Возможности этих программ достаточно широки:
воспроизведение музыкальных файлов, построение списка мелодий,
запись в различных форматах. Если вы хотите привлечь внимание детей,
направить их мышление в абстрактную,
образную сторону,
воспользуйтесь возможностью сделать музыку ярче. Для этого
необходимо открыть зрительный образ в Windows Media Player или в
WinAmp. Вашему вниманию откроются всевозможные линии, графики,
которые постоянно меняются, движутся вместе с музыкой, рисуя
причудливые образы.
Огромную помощь в работе мне оказывают также компьютерные диски,
например, энциклопедии: «Энциклопедия Кирилла и Мефодия»,
«Музыкальные инструменты», «Шедевры музыки», «Классическая
музыка»; обучающие программы: «Музыкальный класс», «Учимся
понимать музыку». CDдиски для 1 7 классов по программе Сергеевой.
В своей работе широко использую область караоке, для которой
характерен чрезвычайно богатый выбор вокальных композиций: на DVD
– дисках, например, KarMaker и в Интернете содержится до нескольких
тысяч произведений всех стилей и направлений – от классики до эстрады, рока. Караоке на базе персонального компьютера представляет
поистине неограниченные возможности исполнителю.
Для развития образного и ассоциативного мышления использую
зрительные ряды.
Выразительно и ярко проходят уроки по теме "Природа в музыке"
(изобразительность музыки) 2 класс, где предлагаю детям выбрать
прослушанный музыкальный фрагмент, по характеру и настроению
отражающий особенности времени года и найти из предлагаемого видеоряда
соответствующую иллюстрацию.
Работая над проектами, учащиеся 59 классов самостоятельно
выбирают тему для проекта. Опираясь на помощь учителя, намечают план
работы, осуществляют подбор информационного и иллюстративного
материала.
Анализ результатов анкетирования учащихся, показал, что в результате
использования на уроках музыки ИКТ повышается учебная мотивация (92%
учеников отметили, что им хочется, чтобы подобные уроки проводились
чаще), формируется эмоционально положительное отношение к предмету,
внимание учеников остается устойчивым на протяжении всего урока.
Вопрос об утомляемости учеников на уроках с использованием ИКТ
пока остается открытым и требует дополнительного исследования. Увлечение
компьютерными технологиями не должно быть чрезмерным. Необходимо
соблюдать нормы «экранного» времени: для обучающихся 1 классов не
более 15 минут от урока; для обучающихся 2 – 4 классов: не более 20 минут.
Поэтому, следует комбинировать виды работ на уроке, использовать
физминутки, зарядку для глаз.
Применение информационных коммуникационных технологий в
музыкальном обучении помогают формировать навыки активного восприятия музыки, обогащают музыкальный опыт детей, прививают им знания, что в
целом является важной предпосылкой обогащения музыкальной культуры
школьников.
На основе сказанного ставлю перед собой задачи:
Заинтересовать больше детей проектной деятельностью на уроках
музыки.
Расширить фонотеку кабинета «Музыки»
Освоить новые компьютерные программы
Это позволит еще больше расширить мои возможности и привлечь ребят
к практическому применению ранее полученных теоретических знаний.
Вывод: Преимущества использования ИКТ на уроке искусства перед
традиционным обучением заключается в следующем:
Делают урок современным, созвучным с кругом интересов
нашего ученика, повышают интерес к изучаемому предмету.
Значительно расширяют возможности представления учебной
информации.
Повышают эффективность усвоения учебного материала.
Применение цвета, графики, звука, всех современных средств
видеотехники воссоздает реальную обстановку действительности, делает
учебный процесс более ярким и продуктивным, интенсивным и
насыщенным.
Задействованы все виды памяти: зрительная, слуховая,
моторная, образная, ассоциативная и др.
ИКТ способствуют наиболее широкому раскрытию
творческих способностей детей,
активизации познавательной
деятельности.
Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию
учащихся к обучению, активизирует их деятельность.
Открывается широкое поле для самостоятельной
деятельности.
Качественно изменяются возможности контроля
деятельности учащихся.
Использование Интернет ресурсов позволяет быстро
находить нужную информацию к уроку, значительно облегчается
подготовка к уроку.
Использование ИКТ повышает значимость учителя в глазах
ученика. Изменяет позицию учителя: из носителя готовых знаний он
превращается в организатора познавательной деятельности своих
учеников.
Используя ИКТ, мы просто идем в ногу со временем!
Тем не менее, применяя информационные технологии на занятиях
эстетического цикла, нельзя забывать о том, что мы общаемся с
искусством. Важно не подменить его общением с компьютером, не
превратить урок в технический практикум. Конечно, необходимо
помнить о разумном использовании компьютера для раскрытия, развития
и реализации способностей учащихся.
Развитие мотивации учащихся на уроках музыки посредством ИКТ
Развитие мотивации учащихся на уроках музыки посредством ИКТ
Развитие мотивации учащихся на уроках музыки посредством ИКТ
Развитие мотивации учащихся на уроках музыки посредством ИКТ
Развитие мотивации учащихся на уроках музыки посредством ИКТ
Развитие мотивации учащихся на уроках музыки посредством ИКТ
Развитие мотивации учащихся на уроках музыки посредством ИКТ
Развитие мотивации учащихся на уроках музыки посредством ИКТ
Развитие мотивации учащихся на уроках музыки посредством ИКТ
Развитие мотивации учащихся на уроках музыки посредством ИКТ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.