Развитие музыкально - театрализованной деятельности у детей с нарушением зрения

  • Занимательные материалы
  • doc
  • 27.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее актуальных, но недостаточно разработанных проблем специальной педагогики. В настоящее время в связи с неблагоприятными социальными и экологическими условиями, генетической обусловленностью отмечается увеличение количества людей, имеющих различные нарушения развития. Нарушения зрения занимают в этом перечне одно из центральных мест. Кроме того, с каждым годом растет количество детей, входящих в группу риска по зрению, то есть детей, у которых при проявлении даже незначительных неблагоприятных факторов могут возникнуть проблемы со зрением.
Иконка файла материала Статья, г.Осинники.doc
Развитие музыкально ­ театрализованной деятельности  у детей с нарушением зрения  Проблема   воспитания   и   обучения   дошкольников   с   отклонениями   в развитии   является   одной   из   наиболее   актуальных,   но   недостаточно разработанных проблем специальной педагогики. В   настоящее   время   в   связи   с   неблагоприятными   социальными   и экологическими   условиями,   генетической   обусловленностью   отмечается увеличение   количества   людей,   имеющих   различные   нарушения   развития. Нарушения зрения занимают в этом перечне одно из центральных мест. Кроме того, с каждым годом растет количество детей, входящих в группу риска по зрению,   то   есть   детей,   у   которых   при   проявлении   даже   незначительных неблагоприятных факторов могут возникнуть проблемы со зрением. Идея   коррекционной   программы   соответствует   основным   принципам ФГОС,   а   именно:   сохранение   уникальности   и   самоценности   детства, личностно­развивающий   и   гуманистический   характер   взаимодействия взрослых   и   детей,   уважение   личности   ребенка   с   ограниченными возможностями здоровья; реализация коррекционной программы в формах, специфичных   для   детей   старшей   группы,   прежде   всего   в   форме   игры   в музыкальный   театр   и   в   форме   творческой   активности,   обеспечивающей художественно­эстетическое   и   музыкальное   развитие   детей   с   нарушением зрения. Во   многих   исследованиях,   выполненных   в   области   специальной педагогики, отмечается, что дети с отклонениями в развитии с самого раннего возраста   нуждаются   в   особых   условиях   воспитания   и   обучения, обеспечивающих коррекцию имеющихся нарушений. Как   отмечал   Л.С.Выготский,   слишком   позднее   начало   обучения   не играет   той   роли   в   развитии,   какую   оно   играет,   когда   происходит   в оптимальные   сроки.   Очевидно,   что   организованное   в   сензитивный   период коррекционное воздействие является наиболее эффективным и может стать основным   фактором,   обуславливающим   развитие   психики   проблемного ребенка. Исходя из этого концептуальными основами организации коррекционно ­   развивающей   деятельности   является   обеспечение  амплификации  для системного комплексного, непрерывного развития и воспитания детей раннего и дошкольного возраста – периодов созревания зрительной системы ребенка. Специалистами доказано, что нарушения зрения оказывает влияние на психологическое   развитие   ребенка:   замедленный   процесс   запоминания, затруднены   мыслительные   операции,   ограниченны   движения,   многие   дети агрессивны,  раздражительны.  Такие   особенности   объясняются   неудачами   и трудностями в обучении, в игре, в общении со сверстниками. 1Следует отметить, что при организации коррекционной  деятельности важно не только ее содержание, но и методика реализации: форма, приемы, методы. Одним   из   таких   современных   эффективных   средств,   на   наш   взгляд, является игра в музыкальный театр. Анализ   научных   исследований,   зарубежного   и   отечественного   опыта убеждает в том, что музыкально – театрализованная деятельность позволяет в значительной   степени   преодолеть   имеющиеся   недостатки   в   развитии, стимулировать общее развитие детей, обеспечить более успешную интеграцию их в общество в дальнейшем. В   музыкально   –   театрализованной   игре   ребенок   не   только   получает информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений,   но   и   учится   жить   в   этом   мире,   строить   свои   отношения.   Это требует   творческой   активности   личности   (внимания,   воображения,   логики, эмоциональной памяти, хорошо развитой речи, мимики). Неоценимую роль в этом   оказывает   включение   детей   в   специально   организованную театрализованную   деятельность,   разнообразие   и   полифункциональность, которые   существенно   обогащают   процесс   воспитания   и   обучения, способствуют   коррекции   имеющихся   вторичных   отклонений   на   фоне зрительного дефекта. Дети с удовольствием включаются в игру и как актеры – исполнители, и как зрители. Следует   также   отметить   роль   музыкального   воспитания   в   развитии детей с нарушением зрения. Роль и значение музыкального ритма в развитии были доказаны целым рядом исследований. К их числу относятся научные труды   А.А.Зеленова  (1983  год),  В.А.Кручинина  (1971  год),  Н.А.Астапенко (1989 год). В их исследованиях было доказано, что зрительная депривация отрицательно сказывается на уровне развития чувств музыкального ритма и музыкально­ритмических движений. Особо следует выделить из этого числа работу Н.А.Остапенко (1989 год), в которой была показана коррекционная направленность   занятий   ритмикой   для   слабовидящих   детей.   В.А.Кручинин (1971   год)   определил   значение   развития   чувства   музыкального   ритма   как средства коррекции в преодолении недостатков развития движений у детей с нарушением зрения. Чрезвычайно   велико   значение   целенаправленного   формирования   и развития   у   детей   музыкально­ритмических   навыков   и   умений   для   всей последующей   жизнедеятельности   детей.   Навыки,   приобретенные   детьми   с нарушениями   зрения   в   процессе   музыкально­ритмической   деятельности, способствуют развитию у них способности организовывать и направлять свои действия   в   пространстве   в   соответствии   с   определенными   временными интервалами,   степенью   мышечных   усилий,   что   позволяет   в   дальнейшем быстрее   усваивать   необходимые   двигательные   ритмы   любого   действия   в процессе   учебной,   игровой   и   трудовой   деятельности.   Таким   образом, «обеспечение участия детей с косоглазием и амблиопией в художественной 2деятельности по существу означает выполнение главного условия социальной интеграции   –   включения   во   все   основные   виды   социальной   адаптации» (В.З.Кантор, 1997 год). Широкие возможности театрализованной и музыкальной деятельности в развивающих,   воспитательных,   оздоровительных   и   коррекционных   целях обусловили   создание   и   реализацию   программы   для   старшего   дошкольного возраста   «Развитие   музыкально­театрализованной   деятельности   у   детей   с нарушением зрения». Данная   программа   разработана   на   основе   анализа   научной   общей   и специальной   психолого­педагогической   литературы   и   опыта   работы дошкольного учреждения для детей с нарушением зрения. Основной акцент ставится   на   жанр   игры   в   музыкальный   театр,   но   детский   спектакль   не самоцель, а форма работы с детьми.  Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогают ему преодолевать недостатки развития личностных качеств,   таких   как неуверенность,   ранимость,   неумение   преодолевать   трудности   и   также демонстрировать сверстникам свои умения, знания, фантазию.   обусловленных   зрительной   недостаточностью, Программа,   составленная   для   детей   старшего   дошкольного   возраста, посещающих специальное дошкольное учреждение,  рассчитана на два года.  Материал программы строится по концентрическому принципу: задачи и содержание усложняются от первого года ко второму. Возрастает степень самостоятельности и творчества в играх в музыкальный театр.  Программа   обеспечивает   развитие   личности,   обеспечивает   усвоение детьми компенсаторных навыков познания окружающего мира и охватывает следующие разделы: I  раздел.  Восприятие   и   воспроизведение   поз,   мимических   и жестовых движений соответствующей им интонации.  Этот   раздел   работы   включает   в   себя   обучение   правильному воспроизведению   позы,   мимики,   жестов   и   интонации,   а   также   обучение умению малышей определять значение мимики, жеста, позы, эмоционального состояния не только живых объектов, но и на картинках. II раздел. Зрительно­двигательная ориентировка в пространстве с   активным   использованием   нарушенного   зрения   и   всех   сохранных анализаторов. В этом разделе дети знакомятся с нестандартными формами работы, которые   направлены   на   развитие   зрительно­двигательной   ориентировки   в пространстве   с   активным   использованием   нарушенного   зрения   и   всех сохранных анализаторов. III раздел. Управляем своими эмоциями. Этот   раздел   программы   призван   познакомить   детей   с   нарушенным зрением   с   упражнениями,   пальмингами,   способствующими   произвольно 3расслабляться   и   напрягаться. двигательный автоматизм, застенчивость и робость.   Формирование   умения   преодолевать IV раздел. Культура общения и развития речи. Данный раздел работы объединяет игры и упражнения направленные на   грамматически развитие   лексико­семантической   стороны, правильной   речи;   развитие   слухового   и   зрительного   восприятия,   речевого дыхания,   подвижности   артикуляционного   аппарата.   Формирование   навыка культурного общения.   связной, V  раздел.  От этюдов и пластических упражнений к рождению музыкального спектакля. Работа   над   спектаклем   базируется   на   музыкально­театрализованных играх и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, а также работу над спектаклем.   Этот   раздел   предполагает   возможность   познакомить   детей   с элементарными   понятиями   театрального   искусства,   основами   актерского мастерства. VI раздел. Ритмопластика Раздел   включает   в   себя   комплексные   ритмические,   музыкальные, пластические   игры   и   упражнения,   призванные   обеспечивать   развитие психомоторных способностей детей с нарушением зрения.  Основными   принципами   организации   коррекционно   –   развивающей программы являются: ­ принцип гуманизации – предполагает восприятие каждого ребенка с нарушенным   зрением   как   личности,   как   равноправного   участника коррекционно­развивающего процесса, учитывая его общие, специфические и индивидуальные особенности развития; ­   принцип гуманитаризации – отношения, построенные на принципах уважения,   сотрудничества   всех   субъектов   коррекционного   и   развивающего процессов; ­   принцип   дифференциации   –   подход   к   детям   в   зависимости   от состояния   их   зрения   и   способов   ориентации   окружающего   мира,   включая применение нестандартных форм и методов работы с детьми; ­   индивидуализации   –   учет   индивидуальных   особенностей   развития каждого ребенка; ­   принцип   целостности   и   комплексности   –   предполагает   единство процессов   развития,   коррекции   и   воспитания   детей   с   нарушением   зрения, соответствие   используемых   технологий   содержанию   и   задачам   программы. Так   же   клинико­физиологический   и   психолого­педагогический   подходы   к коррекционной помощи детям с нарушением зрения; ­   принцип   интеграции   –   установление   устойчивых   связей   между разными   областями   знаний,   что   позволяет   сформировать   представление   о целостности мира, о взаимосвязях всех его явлений и объектов; ­ принцип развития – развитие через игру в музыкальный театр опираясь на зону ближайшего развития. 4Реализация   программы   направлена   на   достижение   цели   дошкольного образовательного   учреждения   –   формирование   разносторонне   развитой личности с определенным уровнем социальной компетентности для успешной интеграции ее в сообщество школьных сверстников. Вместе с тем программа направлена на достижение специфической цели – повышение эффективности компенсаторных   механизмов   ребенка   с   нарушением   зрения   в   период созревания   зрительной   системы   средствами   музыкально­театрализованной деятельности. С   01   сентября   2013   года   дошкольное   образование   стало   первым уровнем   общего   образования   (статья   10   закона   «   Об   образовании   в Российской Федерации», обеспеченный ФГОС ДО ( статья 11 закона « Об образовании в Российской Федерации» ). На основе ФГОС ДО творческим коллективом нашего ДОУ разработана основная образовательная программа, в которой одним из направлений является коррекционная работа. Авторская программа « Развитие музыкально – театрализованной деятельности у детей с нарушением   зрения»,   которая   включена   в   основную,   обеспечивает вариативность и качество коррекционно – развивающих услуг. Коррекционная   программа   «Развитие   музыкально­театрализованной деятельности у детей с нарушением зрения» включена в программу развития нашего образовательного учреждения на период с 2012­2017 годы  ­ « Детский сад   компенсирующего   вида   как   обновленное   открытое   дошкольное учреждение,   соответствующее   основным   приоритетам   развития   общего образования».  Положительным   моментом   коррекционной   программы   «Развитие музыкально­театрализованной   деятельности   у   детей   с   нарушением   зрения» является открытость, возможность и необходимость участия в процессе всех субъектов коррекционно­развивающей деятельности.  Методическое   обеспечение   программы:   рекомендации   для педагогического   коллектива,   описание   содержания   и   форм   работы   с родителями,   детально   описанные   результаты, позволяющие выстроить диагностический механизм освоения программного материала, делают программу реализуемой и реалистичной.   конспектов   занятий, Цель нашей публикации заключается в том, чтобы показать, что процесс коррекционно­развивающего   обучения   связан   с   существенными преобразованиями   организации   системы   образовательных   и   коррекционных воздействий.   Особым   образом   организованный   целостный   процесс   всех субъектов   коррекционно­развивающей   деятельности   может   изменить ситуацию   развития   детей   с   нарушенным   зрением,   обеспечив   оптимальные условия  для  максимально  возможной  компенсации  нарушенных  функций и полноценного развития личности ребенка. Ценность   предложенной   программы   заключается   в   возможности комплексно   решать   обозначенные   проблемы   воспитанников   с   нарушенным зрением,   используя   при   этом   широкие   возможности   театрализованной   и 5музыкально­ритмической   деятельности   в   развивающих,   воспитательных   и коррекционных целях. Литература                        1.   Большунова, Н.Я. Организация образования дошкольников в формах   игры   средствами   сказки   [Текст]/Н.Я.Большунова//   Новосибирск: НГПУ­ 2000.­ 372 с. 2.  Додокина, Н.В., Евдокимова, Е.С. Семейный театр в детском саду.   родителей   и   детей Совместная   деятельность [Текст]/Н.В.Додокина, Е.С.Евдокимова//М.: Мозаика­Синтез­2008.­63 с.   педагогов, 3. Зинкевич – Евстигнеева, Т.Д. Формы и методы работы со сказками [Текст]/Т.Д.Зинкевич­Евстигнеева//СПб.: Речь­2006.­ 240 с.  4.     Корнилова, И.Г. Игра и творчество в развитии общения старших дошкольников   с   нарушением   зрения.   Креативная   игра­драматизация [Текст]/И.Г.Корнилова//М.: Экзамен­2004­159 с. 5.       Плаксина,   Л.И.   Развитие   зрительного   восприятия   в   процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения. Учебно­методическое пособие для педагога­дефектолога[Текст]/Л.И.Плаксина//М.:ВЛАДОС­2008­ 87 с. 6.     Рубан, Э.Д. Практикум по коррекции зрения у детей в домашних условиях. Реальные  методы  и  упражнения    [Текст]/Э.Д.Рубан//Ростов н/Д.: Феникс­2009­63 с. 7. Сековец, Л.С. Коррекционно­педагогическая работа по физическому воспитанию детей с нарушением зрения [Текст]/Л.С.Сековец//М.: Школьная Пресса­2008­143 с.             8.  Усова, А.П. Русское народное творчество детскому саду [Текст]/ А.П.Усова//М.: Просвещение­ 1972.­78с. 9. Феоктистова, В.А. Развитие навыков общения у слабовидящих детей [Текст]/В.А.Феоктистова//СПб.: Речь­2005­128 с. 10.       Щеткин,   А.В.   Театральная   деятельность   в   детском   саду [Текст]/А.В.Щеткин//М.: Мозаика­Синтез­2008­127 с.: ил. 6