Природа щедро наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Она позволила ему слышать все многообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь к собственному голосу, голосам птиц и животных, таинственным шорохом леса, листьев и завыванию ветра, люди учились различать интонацию, высоту, длительность. Из необходимости и умения слушать и слышать рождалась музыкальность – природой данное человеку свойство.
Воспитание музыкальной культуры школьников происходит одновременно с развитием у них музыкальных способностей, которые, в свою очередь, развиваются в музыкальной деятельности. Чем она активнее и разнообразнее, тем эффективнее протекает процесс музыкального развития и, следовательно, успешнее достигается цель музыкального воспитания.
На протяжении многих веков музыка обладает одним из самых сильных уровней воздействия на эмоциональную составляющую человека. Она оказывает влияние на настроение людей, а также играет важную роль в процессе воспитания ребенка.
После многочисленных исследований была доказана необходимость в формировании музыкальных способностей начиная с раннего возраста. Чем раньше ребенок начинает познавать мир музыки, тем легче ему будет развивать свои музыкальные таланты в будущем.
Выделим три основные музыкальные способности.
1.Ладовое чувство, то есть способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии, или чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения. Эту способность можно назвать иначе - эмоциональным, или перцептивным компонентом музыкального слуха. Ладовое чувство образует неразрывное единение с ощущением музыкальной высоты, то есть высоты отчленённой от тембра. Ладовое чувство непосредственно проявляется в восприятии мелодии, в узнавании её, в чувствительности к точности интонации. Оно наряду с чувством ритма образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку. В детском возрасте его характерное проявление - любовь и интерес к слушанию музыки
Самым простым способом развивать у детей ладовое чувство считается прослушивание мелодий разнообразных стилей и направлений. На занятиях преподаватель должен воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на прослушивание музыки. Для этого используется система вокально-речевых игровых занятий, на которых дошкольники учатся имитировать те или иные звуки окружающей жизни. Примером таких имитация может служить имитация некоторых эмоций посредством звука (например, радость, злость, нежность, грусть).
Такие игры позволяют детям не только развивать музыкальные способности, но и формировать правильную речь, культуру пения. Они дают возможность обогатить словарный запас и наилучшим образом раскрыть возможности музыкального воображения.
2.Способность к слуховому представлению, то есть способно произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотные движения. Эту способность можно иначе назвать слуховым или репродуктивным компонентом музыкального слуха. Она непосредственно проявляется в воспроизведении по слуху мелодий, в первую очередь в пении. Совместно с ладовым чувством она лежит в основе гармонического слуха. На более высоких ступенях развития она образует то, что обычно называют внутренним слухом. Эта способность образует основное ядро музыкальной памяти и музыкального воображения. Нас окружает огромное количество разнообразных звуков. Именно этот факт помогает детям развивать слуховое представление на музыкальных занятиях для дошкольников. Основной задачей таких тренировок является расширение восприятия звуков. Примерами упражнений на слуховое представление являются:
-узнавание звучания определенного музыкального инструмента на слух.
-определение направления звука и местонахождения его источника.
-различение голосов.
-повторение простых мелодий на слух.
3.Музыкально-ритмическое чувство, то есть способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. В раннем возрасте музыкально-ритмическое чувство проявляется в том, что слышание музыки непосредственно сопровождается теми или иными двигательными реакциями, более или менее передающими ритм музыки. Это чувство лежит в основе тех проявлений музыкальности, которые связаны с восприятием и воспроизведением временного хора музыкального движения. Наряду с ладовым чувством оно образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку.
У детей эта способность проявляется в физической реакции на звук, которые отражают ритм музыки.
Упражнений на тренировку чувства ритма у дошкольников достаточно много. Проводить их можно как в игровой форме, так и посредством занятий аэробикой и гимнастикой. Любые действия, имеющие ритмичную основу, развивают чувство ритма у ребенка и тренируют его.
Дети могут маршировать под музыку либо счет воспитателя. Это простое упражнение дает возможность провести тренировку ритмического развития.
Декламирование стихов также является действенным методом тренировок. Также существует огромное количество речевых игр, способствующих развитию чувства ритма. Они проходят под музыкальный аккомпанемент либо хлопки преподавателя и детей.
Упражнение, при котором дети задают друг другу вопросы и отвечают на них, отбивая ритм на музыкальном инструменте, позволит повысить коммуникабельность детей, а также будет способствовать развитию чувства ритма.
Простейшие танцевальные движения под ритмичную музыку позволят не только почувствовать ритм, но и получить удовольствие от урока.
Любые ударные инструменты – это средство для улучшения чувства ритма. С детьми можно провести урок игры на барабанах или под их аккомпанемент маршировать по учебному помещению.
Процесс развития музыкальных способностей в общем виде можно представить следующим образом: повышенная реактивность на музыкальные впечатления порождает у ребенка склонность к слушанию музыки, ее исполнению и сочинению (примитивным музыкальным импровизациям), которые перерастают в устойчивую потребность заниматься музыкой, участвовать в разных видах музыкальной деятельности, создавать вокруг себя музыкальную среду.
Развитие музыкальных способностей у детей младшего
возраста
Природа щедро наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать,
чувствовать окружающий мир. Она позволила ему слышать все многообразие
существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь к собственному голосу, голосам
птиц и животных, таинственным шорохом леса, листьев и завыванию ветра, люди учились
различать интонацию, высоту, длительность. Из необходимости и умения слушать и
слышать рождалась музыкальность – природой данное человеку свойство.
Воспитание музыкальной культуры школьников происходит одновременно с развитием у
них музыкальных способностей, которые, в свою очередь, развиваются в музыкальной
деятельности. Чем она активнее и разнообразнее, тем эффективнее протекает процесс
музыкального развития и, следовательно, успешнее достигается цель музыкального
воспитания.
На протяжении многих веков музыка обладает одним из самых сильных уровней
воздействия на эмоциональную составляющую человека. Она оказывает влияние на
настроение людей, а также играет важную роль в процессе воспитания ребенка.
После многочисленных исследований была доказана необходимость в формировании
музыкальных способностей начиная с раннего возраста. Чем раньше ребенок начинает
познавать мир музыки, тем легче ему будет развивать свои музыкальные таланты в
будущем.
Выделим три основные музыкальные способности.
1.Ладовое чувство, то есть способность эмоционально различать ладовые функции
звуков мелодии, или чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного
движения. Эту способность можно назвать иначе эмоциональным, или перцептивным
компонентом музыкального слуха. Ладовое чувство образует неразрывное единение с
ощущением музыкальной высоты, то есть высоты отчленённой от тембра. Ладовое
чувство непосредственно проявляется в восприятии мелодии, в узнавании её, в
чувствительности к точности интонации. Оно наряду с чувством ритма образует
основу эмоциональной отзывчивости на музыку. В детском возрасте его характерное
проявление любовь и интерес к слушанию музыки
Самым простым способом развивать у детей ладовое чувство считается
прослушивание мелодий разнообразных стилей и направлений. На занятиях
преподаватель должен воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на
прослушивание музыки. Для этого используется система вокальноречевых игровых
занятий, на которых дошкольники учатся имитировать те или иные звуки окружающей
жизни. Примером таких имитация может служить имитация некоторых эмоций
посредством звука (например, радость, злость, нежность, грусть).
Такие игры позволяют детям не только развивать музыкальные способности, но и
формировать правильную речь, культуру пения. Они дают возможность обогатить
словарный запас и наилучшим образом раскрыть возможности музыкального
воображения.2.Способность к слуховому представлению, то есть способно произвольно пользоваться
слуховыми представлениями, отражающими звуковысотные движения. Эту способность
можно иначе назвать слуховым или репродуктивным компонентом музыкального слуха.
Она непосредственно проявляется в воспроизведении по слуху мелодий, в первую очередь
в пении. Совместно с ладовым чувством она лежит в основе гармонического слуха. На
более высоких ступенях развития она образует то, что обычно называют внутренним
слухом. Эта способность образует основное ядро музыкальной памяти и музыкального
воображения. Нас окружает огромное количество разнообразных звуков. Именно этот факт
помогает детям развивать слуховое представление на музыкальных занятиях для
дошкольников. Основной задачей таких тренировок является расширение восприятия
звуков. Примерами упражнений на слуховое представление являются:
узнавание звучания определенного музыкального инструмента на слух.
определение направления звука и местонахождения его источника.
различение голосов.
повторение простых мелодий на слух.
3.Музыкальноритмическое чувство, то есть способность активно переживать музыку,
чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить
его. В раннем возрасте музыкальноритмическое чувство проявляется в том, что слышание
музыки непосредственно сопровождается теми или иными двигательными реакциями,
более или менее передающими ритм музыки. Это чувство лежит в основе тех проявлений
музыкальности, которые связаны с восприятием и воспроизведением временного хора
музыкального движения. Наряду с ладовым чувством оно образует основу эмоциональной
отзывчивости на музыку.
У детей эта способность проявляется в физической реакции на звук, которые
отражают ритм музыки.
Упражнений на тренировку чувства ритма у дошкольников достаточно много.
Проводить их можно как в игровой форме, так и посредством занятий аэробикой и
гимнастикой. Любые действия, имеющие ритмичную основу, развивают чувство ритма
у ребенка и тренируют его.
Дети могут маршировать под музыку либо счет воспитателя. Это простое упражнение
дает возможность провести тренировку ритмического развития.
Декламирование стихов также является действенным методом тренировок. Также
существует огромное количество речевых игр, способствующих развитию чувства
ритма. Они проходят под музыкальный аккомпанемент либо хлопки преподавателя и
детей.
Упражнение, при котором дети задают друг другу вопросы и отвечают на них, отбивая
ритм на музыкальном инструменте, позволит повысить коммуникабельность детей, а
также будет способствовать развитию чувства ритма.
Простейшие танцевальные движения под ритмичную музыку позволят не только
почувствовать ритм, но и получить удовольствие от урока.
Любые ударные инструменты – это средство для улучшения чувства ритма. С детьми
можно провести урок игры на барабанах или под их аккомпанемент маршировать по
учебному помещению.
Процесс развития музыкальных способностей в общем виде можно представить следующим
образом: повышенная реактивность на музыкальные впечатления порождает у ребенка
склонность к слушанию музыки, ее исполнению и сочинению (примитивным музыкальным
импровизациям), которые перерастают в устойчивую потребность заниматься музыкой,участвовать в разных видах музыкальной деятельности, создавать вокруг себя
музыкальную среду.