Само понятие образного мышления подразумевает оперирование образами, проведение различных операций (мыслительных) с опорой на представления. Детям дошкольного возраста (до 5,5 - 6 лет) доступен именно данный тип мышления. Они еще не способны мыслить абстрактно (символами), отвлекаясь от реальности, наглядного образа. Поэтому усилия здесь должны быть сосредоточены на формировании у детей умения создавать в голове различные образы, т.е. визуализировать. Часть упражнений на развитие способности визуализации описаны в разделе по тренировке памяти. Мы не стали повторяться и дополнили их другими.
Развитие мышления у детей в возрасте от 3 до 10 лет:
В данном разделе мы приводим упражнения на развитие нагляднообразного мышления,
словеснологического и абстрактного.
Само понятие образного мышления подразумевает оперирование образами, проведение
различных операций (мыслительных) с опорой на представления. Детям дошкольного
возраста (до 5,5 6 лет) доступен именно данный тип мышления. Они еще не способны
мыслить абстрактно (символами), отвлекаясь от реальности, наглядного образа. Поэтому усилия
здесь должны быть сосредоточены на формировании у детей умения создавать в голове
различные образы, т.е. визуализировать. Часть упражнений на развитие способности
визуализации описаны в разделе по тренировке памяти. Мы не стали повторяться и дополнили их
другими.
Примерно в возрасте 6 7 лет (с поступлением в школу) у ребенка начинают формироваться два
новых для него вида мышления словеснологическое и абстрактное. Успешность обучения в
школе зависит от уровня развития этих типов мышления.
Недостаточное развитие словеснологического мышления приводит к трудностям при совершении
любых логических действий (анализа, обобщения, выделения главного при построении выводов) и
операций со словами. Упражнения по развитие этого вида мышления направлены на
формирования у ребенка умения систематизировать слова по определенному признаку,
способности выделять родовые и видовые понятия, развитие индуктивного речевого мышления,
функции обобщения и способности к абстракции. Надо отметить, что чем выше уровень
обобщения, тем лучше развита у ребенка способность к абстрагированию.
Здесь мы также приводим описание логических задач это особый раздел по развитию словесно
логического мышления, включающий в себя целый ряд разнообразных упражнений. Логические
задачи предполагают осуществление мыслительного процесса, связанного с использованием
понятий, логических конструкций, существующих на базе языковых средств.
В ходе такого мышления происходит переход от одного суждения к другому, их соотношение
через опосредование содержания одних суждений содержанием других, и как следствие
формулируется умозаключение. Как отмечал отечественный психолог С.Л. Рубинштейн, "в
умозаключении…знание добывается опосредованно через знание без какихлибо заимствований
в каждом отдельном случае из непосредственного опыта".
Развивая словеснологическое мышление через решение логических задач, необходимо
подбирать такие задачи, которые бы требовали индуктивного (от единичного к общему),
дедуктивного (от общего к единичному) и традуктивного (от единичного к единичному или от
общего к общему, когда посылки и заключения являются суждениями одинаковой общности)
умозаключения.
Традуктивное умозаключение можно использовать в качестве первой ступени обучения умению
решать логические задачи. Это задачи, в которых по отсутствию или присутствию одного из двух
возможных признаков у одного из двух обсуждаемых объектов следует вывод о, соответственно,
присутствии или отсутствии этого признака у другого объекта. Например, "у Наташи собачка
маленькая и пушистая, у Иры большая и пушистая. Что в этих собачках одинаковое? Разное?"
Недостаточное развитие абстрактнологического мышления ребенок плохо владеет
абстрактными понятиями, которые невозможно воспринять при помощи органов чувств
(например, уравнение, площадь и т. д.). Функционирование данного типа мышления происходит с
опорой на понятия. Понятия отражают сущность предметов и выражаются в словах или других
знаках.
Обычно этот тип мышления только начинает развиваться в младшем школьном возрасте, однако в
школьную программу уже включаются задания, требующие решения в абстрактнологическойсфере. Это и определяет трудности, возникающие у детей в процессе овладения учебным
материалом. Мы предлагаем упражнения, которые не просто развивают абстрактнологическое
мышление, но и по своему содержанию отвечают основным характеристикам данного типа
мышления.
Сюда включены задания на формирование умения выделять существенные свойства (признаки)
конкретных объектов и абстрагирование от второстепенных качеств, умение отделять форму
понятия от его содержания, устанавливать связи между понятиями (логические ассоциации),
формирование способности оперирования смыслом.