Развитие мышления у детей в возрасте от 3 до 10 лет

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 26.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Само понятие образного мышления подразумевает оперирование образами, проведение различных операций (мыслительных) с опорой на представления. Детям дошкольного возраста (до 5,5 - 6 лет) доступен именно данный тип мышления. Они еще не способны мыслить абстрактно (символами), отвлекаясь от реальности, наглядного образа. Поэтому усилия здесь должны быть сосредоточены на формировании у детей умения создавать в голове различные образы, т.е. визуализировать. Часть упражнений на развитие способности визуализации описаны в разделе по тренировке памяти. Мы не стали повторяться и дополнили их другими.
Иконка файла материала Развитие мышления у детей в возрасте от 3 до 10 лет.doc
Развитие мышления у детей в возрасте от 3 до 10 лет: В данном разделе мы приводим упражнения на развитие наглядно­образного мышления,  словесно­логического и абстрактного. Само понятие образного мышления подразумевает оперирование образами, проведение  различных операций (мыслительных) с опорой на представления. Детям дошкольного  возраста (до 5,5 ­ 6 лет) доступен именно данный тип мышления. Они еще не способны  мыслить абстрактно (символами), отвлекаясь от реальности, наглядного образа. Поэтому усилия  здесь должны быть сосредоточены на формировании у детей умения создавать в голове  различные образы, т.е. визуализировать. Часть упражнений на развитие способности  визуализации описаны в разделе по тренировке памяти. Мы не стали повторяться и дополнили их другими. Примерно в возрасте 6 ­ 7 лет (с поступлением в школу) у ребенка начинают формироваться два  новых для него вида мышления ­ словесно­логическое и абстрактное. Успешность обучения в  школе зависит от уровня развития этих типов мышления.  Недостаточное развитие словесно­логического мышления приводит к трудностям при совершении любых логических действий (анализа, обобщения, выделения главного при построении выводов) и операций со словами. Упражнения по развитие этого вида мышления направлены на  формирования у ребенка умения систематизировать слова по определенному признаку,  способности выделять родовые и видовые понятия, развитие индуктивного речевого мышления,  функции обобщения и способности к абстракции. Надо отметить, что чем выше уровень  обобщения, тем лучше развита у ребенка способность к абстрагированию.  Здесь мы также приводим описание логических задач ­ это особый раздел по развитию словесно­ логического мышления, включающий в себя целый ряд разнообразных упражнений. Логические  задачи предполагают осуществление мыслительного процесса, связанного с использованием  понятий, логических конструкций, существующих на базе языковых средств.  В ходе такого мышления происходит переход от одного суждения к другому, их соотношение  через опосредование содержания одних суждений содержанием других, и как следствие  формулируется умозаключение. Как отмечал отечественный психолог С.Л. Рубинштейн, "в  умозаключении…знание добывается опосредованно через знание без каких­либо заимствований  в каждом отдельном случае из непосредственного опыта".  Развивая словесно­логическое мышление через решение логических задач, необходимо  подбирать такие задачи, которые бы требовали индуктивного (от единичного к общему),  дедуктивного (от общего к единичному) и традуктивного (от единичного к единичному или от  общего к общему, когда посылки и заключения являются суждениями одинаковой общности)  умозаключения.  Традуктивное умозаключение можно использовать в качестве первой ступени обучения умению  решать логические задачи. Это задачи, в которых по отсутствию или присутствию одного из двух  возможных признаков у одного из двух обсуждаемых объектов следует вывод о, соответственно,  присутствии или отсутствии этого признака у другого объекта. Например, "у Наташи собачка  маленькая и пушистая, у Иры ­ большая и пушистая. Что в этих собачках одинаковое? Разное?"  Недостаточное развитие абстрактно­логического мышления ­ ребенок плохо владеет  абстрактными понятиями, которые невозможно воспринять при помощи органов чувств  (например, уравнение, площадь и т. д.). Функционирование данного типа мышления происходит с  опорой на понятия. Понятия отражают сущность предметов и выражаются в словах или других  знаках.  Обычно этот тип мышления только начинает развиваться в младшем школьном возрасте, однако в школьную программу уже включаются задания, требующие решения в абстрактно­логическойсфере. Это и определяет трудности, возникающие у детей в процессе овладения учебным  материалом. Мы предлагаем упражнения, которые не просто развивают абстрактно­логическое  мышление, но и по своему содержанию отвечают основным характеристикам данного типа  мышления.  Сюда включены задания на формирование умения выделять существенные свойства (признаки)  конкретных объектов и абстрагирование от второстепенных качеств, умение отделять форму  понятия от его содержания, устанавливать связи между понятиями (логические ассоциации),  формирование способности оперирования смыслом.