Развитие навыков правильного, беглого, выразительного чтения
Оценка 4.6

Развитие навыков правильного, беглого, выразительного чтения

Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
русская литература +2
Все классы
29.11.2018
Развитие навыков правильного, беглого, выразительного чтения
Без чтения нет настоящего образования... Аудирование и говорение основные направления, которые должны стоять во главе развития личности. Без них невозможно представить думающую, мыслящую личность. Работа педагога направлена в первую очередь на развитие этих качеств, для достижения отличных результатов, которые должно принести обучение в школе.
август. конференция.doc
Педагогическая деятельность требует от человека целенаправленной,  систематической работы над собой, над повышением уровня культуры и научно­ теоретических знаний. Учителю необходимо постоянно совершенствовать своё  педагогическое мастерство. По мере становления учителя как субъекта педагогического  труда он начинает занимать всё более активную личностную позицию по отношению к  своему труду, внося свой индивидуальный вклад не только в его осуществление, но и в его  совершенствование и развитие. Без постоянного анализа и самоанализа учитель не в  состоянии глубоко осознавать возникающие в практике обучения проблемы, правильно  выбирать пути их решения, критически оценивать и корректировать полученные  результаты.            В.А. Сухомлинский, когда исследовал причины умственной отсталости школьников,  правильно подметил: ”Если в начальной школе дети мало читали, мало мыслили, у них   складывалась структура малодеятельного мозга”. К сожалению, следуя примеру  большинства родителей, дети предпочитают просмотр телепередач чтению книг.  По этой  причине основная ноша, по воспитанию у ребёнка устойчивого интереса к чтению, ложится  на учителя.                         Чтение – сложный психологический процесс, в котором можно различить три  основных момента:  1. Восприятие данных слов. Чтение начинается с только с того момента, когда человек,  смотря на буквы, оказывается в состоянии произнести, или вспомнить, определенное слово, соответствующее сочетанию этих букв. 2.Понимание содержания, связанного с прочитанными словами. Каждое слово,  прочитанное нами, может вызывать в нашем сознании какие­нибудь изменения, которыми  определяется понимание нами этого слова. 3. Оценка прочитанного. Умение не только прочесть книгу, но и критически отнестись к  её содержанию наблюдается, как известно, не всегда.          Мотивом чтения является потребность. У младшего школьника, овладевающего  чтением, вначале возникает потребность научиться читать. Это вызывает у него интерес.  Освоив первоначальное чтение (грамоту), ученик меняет мотив чтения: ему интересно  понять, какая мысль кроется за словами. По мере развития чтения мотивы усложняются.       «Без чтения нет настоящего образования, нет, и не может быть ни вкуса, ни слога, ни  многосторонней шири понимания» ­ писал А.Герцен, а В.А.Сухомлинский говорил, что  «нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, ­  невоспитанный человек, нравственный невежда».       Овладение полноценным навыком чтения для учащихся является важнейшим условием  успешного обучения в школе по всем предметам; вместе с тем, чтение – один из основных  способов приобретения информации и во внеурочное время, один из каналов всестороннего воздействия на школьников. Как особый вид деятельности, чтение представляет  чрезвычайно большие возможности для умственного, эстетического и речевого развития  учащихся.        Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из  задач начального обучения. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет  огромную роль в развитии человека. Следовательно, необходима систематическая,  целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков беглого,  осознанного чтения от класса к классу.       Понимая значимость обучения чтению в образовании, воспитании и развитии детей, я  ищу пути повышения качества обучения на этих уроках. Поэтому меня особенно привлекает опыт ученых, педагогов­новаторов, работающих в этой области. Все  используемые мною приемы, упражнения описаны в методической литературе.        Ребёнок, который не умеет читать, будет испытывать большие затруднения при  выполнении домашних заданий. Ему будет неинтересно на уроках, он будет  неусидчив, он  не будет посещать библиотеки, потому что читать книги, при низкой технике чтения – это  не столько удовольствие, сколько мука. Возникает вопрос: “С какой же скоростью  чтения  должны читать ученики, заканчивающие начальное обучение”?  В Программе для  начальных классов было определено, что скорость чтения к концу четвёртого класса  должна составлять 80­90 слов в минуту. Вторая точка зрения принадлежит  Н.А.  Лошкарёвой ­  доценту МПГУ – 120 слов в минуту. Третья точка зрения –  В.А.Сухомлинскому, он считает, что беглое чтение, нормальное чтение – это темп 150­300  слов в минуту. Следовательно, если учитель начальных классов хочет, чтобы все его  питомцы занимались на  «5», он должен выполнять рекомендацию В.А.Сухомлинского. А  если хочет, чтобы выпускники начальной школы были все троечниками, надо  придерживаться определённых программных нормативов. Но всё же большинству учеников вполне доступна скорость чтения 120­150 слов в минуту – это оптимальное чтение, т.е.  чтение в темпе разговорной речи. Именно в этом темпе достигается лучшее понимание  текста учениками. Если скорость будет повышена до 180 и более слов, понимание текста  ухудшается, как и при скорочтении до 120 слов в минуту (для понимания надо прочитать  2, а то и 3 раза).                 Изложенный довод не единственный в пользу совершенствования техники чтения.  Рассмотрим проблему в нескольких аспектах: Аспект обучения. Если ученик имеет скорость чтения в 7­8 классе менее 60 слов, а  домашнее задание составляет 8 страниц учебника или 6500 слов, то 6500 : 60 = 107 минут,  т.е. около 2 часов, чтобы прочитать тексты один раз. С одного раза не поймет, надо  прочитать 2­3 раза, а это 4­6 часов. Прибавим письменные задания, ещё прибавим время,  которое ученик пробыл в школе – получится 15­часовой рабочий день. Такой ученик  обречен на неуспеваемость и никакие талантливые учителя­репетиторы ему не помогут. Аспект развития. Обычно быстро читают те ученики, которые много читают. В процессе  совершенствуются оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух  показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность. Аспект воспитания. Вряд ли кто­то будет сомневаться, что воспитательная работа  зависит от отзывчивости и обязательности учеников. Неслучайно наблюдается, что отзывчивость детей меняется по годам обучения. Если в 3  классе ученики плохо читают, то в 4 классе падает их успеваемость. Теперь большинство  учеников в классе учатся на тройки. В классе преобладает психология не хорошиста, а  троечника. Это пагубная психология: она приводит к явлению психологического  заражения, подчиняя себе всё большее количество учащихся. Большинство рассуждают  так: учиться хорошо – на 4 и 5 – недостижимо. Двойку всё равно не поставят. Значит,  единственный вариант – тройка. Хоть учись, хоть не учись – всё равно – тройка. К концу 4  класса дети начинают это хорошо понимать, а в 5 классе многие перестают самостоятельно выполнять домашние задания, относясь к учебе безразлично. Экономический аспект. В США на многих предприятиях не принимают на руководящую  работу, если специалист имеет скорость ниже 400 слов в минуту. Считается, что при  низкой скорости чтения он просто утонет в потоке бумаг. Идейно­политический аспект. Запишем дробь: в числителе 40 000, в знаменателе 80.  поясним эти цифры: 40 тысяч слов – это объём газеты на шести страницах, 80 слов в  минуту – скорость чтения многих старшеклассников. Подсчитаем, сколько времени  понадобится этому будущему специалисту, чтобы прочитать газету – 40 000 : 80 = 500 минут или 8 часов. Если вспомним ученика, у которого скорость чтения была всего 38 слов в минуту, то ему потребуется 16 часов. Неграмотности как будто нет, но и  полуграмотность ни чем не лучше.                  Тогда возникает следующий вопрос: а как же выйти на этот уровень, как добиться  этой скорости – скорости оптимальной. Какие резервы обучения можно здесь  использовать?           Некоторые рекомендации, которые я приведу, давно известны. Другие отличаются  новизной. Не будем проводить деление на старое и новое, главное чтобы они были полезны.          Для реализации поставленных целей используется система тренировочных  упражнений, проводимых каждый урок чтения 10­15 минут. Благодаря «Практическому  пособию по обучению чтению» И.Т Федоренко и учебнику «Я расту» О.В.Джежелей эти  упражнения отличаются разнообразием, материал учитель может подбираться  самостоятельно к теме урока. Последовательное выполнение упражнений обеспечивает  высокий уровень участия и работоспособности детей. 1. Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.         Например, «Задуйте свечу». Сделать глубокий вдох и разом выдохнуть весь воздух.  Задуйте одну большую свечу. А теперь представьте, что горят три свечи. Сделайте  глубокий вдох и выдохните тремя порциями, задувая каждую свечу. Представьте, что  перед вами именинный торт. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и  постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.         «Выдох со счетом». Сделать глубокий вдох, на выдохе громко считать до тех пор,  пока не закончится воздух. 2. Чтение блоков.         Данный этап направлен главным образом на системные тренировки речевого аппарата  ребенка, на ранее выявление дефектов речи, а также на отработку навыка чтения целыми  словами. Материал для упражнений ­ это наиболее часто встречающиеся в русском языке  парные  буквосочетания и слова с такими буквосочетаниями. Он распределен по группам  так, чтобы строго соблюсти принцип обучения от простого к сложному. 3. Отработка дикции.          Умение отчетливо выговаривать звуки и их сочетания достигается в процессе работы  над скороговорками. 4. Интонационная разминка.          Развитие и умение придать  своему голосу интонации: радостные и печальные,  ласковые и гневные, шуточные и серьезные, а также интонации перечисления, завершения,   противостояния.  5. Развитие оперативной памяти.          Работа ведется с помощью зрительных диктантов (по И.Т.Федоренко). Удачной и оригинальной мне показалась мысль записывать предложения на доске мокрой  тряпкой. В этом случае время для прочтения определяется не учителем, а объективной, ни  от кого не зависящей причины – высыхание мокрого следа. Лучше начинать с 1­2  предложений и постепенно доводить до 5­6. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человеческая  устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что  постоянно мелькает: то есть, то нет. Именно это создаёт раздражение и запоминается.  Поэтому если мы хотим помочь детям освоить какие­то умения и довести их до  автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определённые промежутки  времени проводить с ними небольшие по объёму упражнения.                 В книге Зайцева Всеволода Николаевича даны рекомендации по выработке беглого  чтения, которые могут работать в любых условиях. Их использую в работе с детьми и их  родителями.             Стараюсь убедить каждого родителя в том, что громкое чтение, как и чтение про  себя, должно войти в ежедневную привычку ребёнка. Призываю к необходимости создать  ситуацию интереса окружающих, слушающих его чтение; очень важно быть во время таких  чтений предельно сдержанным, терпеливым и доброжелательным к ребёнку. В этой работе  помогает магнитофон. Дети любят слушать, когда воспроизводятся  их голоса, и буквально каждый хочет права записи. А родители с удовольствием слушают голоса детей.         Объясняю, что хорошие результаты даёт чтение перед сном. Дело в том, что последнее  событие дня фиксируется эмоциональной памятью, и те восемь часов. Когда человек спит,  он находится  под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию.             Если ребёнок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. В самом деле:  если ребёнок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности. Щадящее чтение, это когда ребёнок прочитает одну ­ две строчки и после этого получит  кратковременный отдых. Можно вполне рекомендовать родителям, дети которых читают  неохотно, этот приём обучения. Этот приём можно использовать и перед сном. Для  повышения результатов техники чтения даёт другой вид чтения – это жужжащее чтение.  Иногда даю установку: “Читаем на время, посчитайте количество прочитанных слов”. При  таком чтении ни один ученик не остаётся без внимания, каждый старается улучшить  качество чтения.         Проверку осознанности чтения обычно провожу в ходе беседы по прочитанному. При  этом вопросы должны касаться трех уровней восприятия: 1 уровень – фактическое содержание. 2 уровень – понимание причинно­следственных связей, мотивации поступков персонажей. 3 уровень – собственная оценка действующих лиц, их поступков.           Я считаю, главное в моей работе – добиваться оптимальной мыслительной  деятельности каждого ребёнка, хорошо знать индивидуальные особенности  всех учащихся. Надо всячески поддерживать все положительные усилия ребёнка.            В современных условиях развитие системы школьного образования в значительной  степени определяется тем, насколько эффективно осуществляется управление. Решение  стоящих перед школой задач зависит, с одной стороны, от адекватного понимания и  описания функционирующей системы управления, а с другой стороны – от внедрения в  практику новейших технологий и достижений. К таким новшествам, отслеживающим  состояние учебного процесса, относится школьная модель мониторинга.              Целью мониторинга  является обеспечение эффективного отражения состояния  учебно­воспитательного процесса в классе, аналитическое обобщение деятельности класса, разработка прогноза её развития. Объектом мониторинга   является класс, учащийся, а также отдельные методы  образовательного процесса.                  Классный мониторинг –  система, в которой можно выделить:          1 уровень (индивидуальный, персональный) – осуществляет его учитель,   ежедневно  (это наблюдение, фиксирование динамики  развития каждого ученика и классного  коллектива в целом или по определенным направлениям).          2  уровень (внутришкольный) осуществляет  администрация образовательного  учреждения  по учебным четвертям, полугодиям и годам обучения.          Содержание мониторинга в моём классе включает основные  показатели, по которым  идет сбор анализ информации за прошедшие годы.                                Таблица 1.     № п/п 1 2 3 4 5 6 средний балл Ф.И. учащегося Набокина Алла Оспанов Арсен Мухамеджанов Алмаз Нагимтаев Рахат Осипенко Гена Алыев Рафаэль 1 класс 30 56 25 42 19 87 43,2 2 класс 58 95 40 66 38 112 68,2          В таблице будут показаны результаты  скорости чтения слов в минуту за годы учёбы в начальных классах каждого ученика. На основе  таблицы составятся  диаграммы, из  которых будет видно, как в классе идёт рост  скорости чтения.  На их основе будут  показаны средние показатели.   Для промежуточного, итогового контроля знаний  проводятся традиционные формы: учащиеся всех классов читают соответствующий текст  на время.           Сейчас преждевременно говорить о полном совершенстве техники чтения у каждого  из детей моего класса, но этот факт, что в коллективе создана читающая среда, что дети  бегут в библиотеку, предвкушая радость встречи с книгой, приносит мне  чувство   удовлетворения.

Развитие навыков правильного, беглого, выразительного чтения

Развитие навыков правильного, беглого, выразительного чтения

Развитие навыков правильного, беглого, выразительного чтения

Развитие навыков правильного, беглого, выразительного чтения

Развитие навыков правильного, беглого, выразительного чтения

Развитие навыков правильного, беглого, выразительного чтения

Развитие навыков правильного, беглого, выразительного чтения

Развитие навыков правильного, беглого, выразительного чтения

Развитие навыков правильного, беглого, выразительного чтения

Развитие навыков правильного, беглого, выразительного чтения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.11.2018